Что такое каретка на bmx
Параметры при выборе каретки на БМХ
Каретка – это часть трансмиссии любого велосипеда. Она состоит из подшипников, проставки и пыльников на обоих концах. Расположена каретка в специальном узле рамы байка. Через нее проходит вал, на котором крепятся шатуны с педалями.
Каретка на БМХ отличается от остальных тем, что на данном виде велосипеда обычно ездят стоя и соответственно на эту деталь приходится большая доля нагрузки. Именно поэтому для таких байков уделяют пристальное внимание подшипникам. От их качества в большей степени зависит срок износа каретки.
Как выбрать каретку на БМХ?
Выбирая каретку для БМХ особое внимание следует уделить совместимости всех деталей, а также их надежности в целостной конструкции.
Тип крепления шатуна
Шатуны – это деталь трансмиссии, которая передает усилие от нажатия ног велосипедиста ведущей звездочке байка. По причине постоянных механических нагрузок и воздействий они должны быть жесткими и прочными.
Существует два вида крепления шатунов к ведущей звезде:
Тип крепления каретки в раме
На БМХ используется 3 варианта крепления каретки:
Ширина каретки
Для велосипедов BMX различают 4 типа кареток:
Длина вала каретки
Вал каретки отвечает за перевод усилий велосипедиста от шатунов к ведущей звездочке. Они бывают в длину 107, 110, 113, 118,5, 122,5, 127, 128 миллиметров. Чтобы точно определить, какой именно нужен, следует измерить старый вал, который был установлен на велосипеде.
Тип подшипников
Всего существует 3 вида подшипников:
Каретка – одна из важнейших частей всей трансмиссии велосипеда. Чем качественнее будет ее конструкция, тем больше прослужит велосипед, даже при больших нагрузках и постоянных прыжках и трюках.
При выборе каретки следует обратить внимание на совместимость всех ее составляющих, поскольку при неверном выборе некоторых деталей может возникать трение либо неправильная работа конструкции.
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Каретка BMX: разновидности и предназначение
Каретка BMX: предназначение, описание и разновидности
Если велосипедист предпочитает экстремальный стиль катания, то ему идеально подходят велосипеды типа BMX, которые обладают высокой прочностью, надежностью и долговечностью. Они легко справляются с высокими нагрузками и сильными ударами. Они оснащаются не только прочной рамой, но и качественным навесным оборудованием. На них ставится втулка заднего колеса BMX, которая легко справляется со значительными нагрузками, а также отличается долгим эксплуатационным сроком. К таким изделиям предъявляются высокие требования относительно прочности и жесткости.
Предназначение изделий
Втулка – это специальная деталь, с помощью которой колесо фиксируется к вилке без создания препятствий для вращения. Каждый велосипед оснащается двумя колесами, поэтому имеет две оси вращения. Производители байков выпускают втулки, предназначенные для каждого колеса. К особенностям передних втулок относится:
Задние втулки отличаются следующими характеристиками:
Без установки передней и задней втулки для BMX отсутствует возможность для комфортного и безопасного катания на велике.
Дополнительный механизм
Для передачи усилия на втулку с цепи применяется специальный механизм. Он представлен в следующих разновидностях:
Во время выбора данного передаточного механизма важно учитывать, какая конструкция была установлена первоначально на велосипед изготовителем.
Популярные модели передней втулки
Если приобретается конструкция для велосипеда BMX, то целесообразно выбирать следующие разновидности:
Внимание! Если велосипедист плохо разбирается в особенностях различных передних втулок, то он может воспользоваться помощью консультантов спортивного магазина.
Популярные задние втулки
Если велосипедист предпочитает активную или вовсе агрессивную езду, то ему нужно правильно выбрать заднюю втулку для БМХ, поскольку от этой детали зависит удобство и безопасность эксплуатации всего байка. К самым популярным моделям, которые идеально подходят для спортивного стиля, относятся:
При выборе задней втулки для BMX рекомендуется учитывать рекомендации от производителя байка, поскольку неправильный выбор данного элемента может привести к снижению скорости езды или поломке навесного оборудования.
Где приобрести изделие?
Втулки для BMX обладают существенной стоимостью за счет высокого качества и уникальных технических параметров. Поэтому на рынке часто можно встретить подделки, продающиеся по высокой цене, но не обладающие нужными характеристиками.
Целесообразно приобретать такие изделия только в проверенных спортивных магазинах. Допускается совершать покупку в интернет-магазинах, но выбираются только крупные организации, давно функционирующие на рынке.
Правила выбора втулки
На рынке представлено огромное количество велосипедных втулок, которые подходят для велосипедов BMX. Они используются для переднего или заднего колеса, а также обладают существенными отличиями. Поэтому во время выбора данного изделия учитываются советы профессионалов, которые позволяют выбрать устройство, обладающее нужными техническими параметрами и оптимальной стоимостью. К основам правильного выбора относится:
От правильности выбора зависит оперативность и легкость монтажа, а также работоспособность и надежность навесного оборудования.
Заключение
Для байков БМХ необходимо выбирать качественные и надежные втулки, которые будут стойки перед разными ударами или иными видами воздействий. Во время выбора рекомендуется учитывать советы опытных специалистов. Важно подобрать грамотно как переднюю, так и заднюю конструкцию, причем данные элементы должны соответствовать стилю езды велосипедиста.
Стандарты: Типы кареток для велосипеда
Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.
Алгоритм выбора каретки
Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:
1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.
Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.
Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.
ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.
Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.
Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.
Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.
2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.
Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.
Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?
Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.
Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.
3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.
Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.
Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.
4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.
5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.
Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.
Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.
Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.
Совместимость
Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.
Итоги
Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!
Видео по теме:
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Каретка BMX: как ее выбрать
Выбираем каретку для BMX
Каретка представляет собой элемент, входящий в состав коробки передач двухколесного транспортного средства. В ней есть подшипники и пыльники, причем располагаются они с обеих сторон. Находится рассматриваемая деталь в узле рамы байка. Сквозь нее проходит специальный вал, необходимый для крепления шатунов, педалей.
Каретка BMX по сравнению с моделями для других велосипедов имеет свои особенности. Дело в том, что на рассматриваемом транспортном средстве принято ездить в стоячем положении, поэтому на данную деталь приходится колоссальная нагрузка. Так что особое внимание производитель уделяет подшипникам. От того, насколько добротно они сделаны, зависит срок службы детали.
Как сделать грамотный выбор?
Выбирая такое важное приспособление, как каретка для BMX, необходимо уделить внимание тому факту, чтобы все детали были совместимы и отличались надежностью. Только при таком подходе конструкция будет цельной и единой, и ее можно эксплуатировать в соответствии с назначением на протяжении длительного времени.
Характер крепления шатуна
Эти запчасти относятся к трансмиссии, передающей усилие от давления, поступающего от велосипедиста, к ведущей звездочке. Из-за нагрузок механического характера, возникающих на постоянной основе, а также внешних влияний такие элементы должны характеризоваться повышенным уровнем жесткости и оптимальной степенью надежности.
Шатуны могут крепиться к ведущей звезде двумя способами.
Тип шатунов пребывает в зависимости от конкретного места крепления. В классическом варианте они находятся справа, хотя иногда конструкции принято монтировать слева. Конкретная сторона фиксации, как правило, присутствует в описании.
Характер крепления в раме
Каретка на BMX может фиксироваться тремя способами.
Какой вариант выбрать, зависит от личных потребностей и предпочтений покупателя.
Ширина изделия
Каретка также выбирается по ширине. На самом деле, на практике выделяют 4 разновидности моделей.
Как можно заметить, каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, и их нужно обязательно принимать во внимание в процессе выбора изделия.
Длина вала
От того, насколько правильно работает данный элемент, зависит перевод усилий велосипедиста по направлению от шатунов к ведущей звезде. Длина может составлять разное количество миллиметров от 107 до 128, среднее значение – 118. В целях точного определения того, какое именно изделие надо приобрести, стоит провести измерения старого вала, установленного на транспортном средстве.
Вид подшипников
Подшипники для BMX в каретку представлены в трех вариациях.
От грамотно выбранных подшипников зависит надежность изделия и продолжительность его службы. Каретка представляет собой важнейший элемент трансмиссии «железного коня» вне зависимости от его марки и модели. Чем более качественной конструкцией она обладает, тем выше срок службы велосипеда, даже если владелец ездит на нем очень много, совершает прыжки, пробует всевозможные трюки. В процессе выбора необходимо учесть совместимость отдельных элементов. Дело в том, что при допущении ошибки в данном случае возникает трение, либо система отказывается работать.
Что такое каретка на bmx
Сегодня на Украинском рынке распространено 4 типа BMX-кареток по их креплению в раме и как минимум 5 по типу оси. Все типы поддерживаются тем или иным производителем, в связи с чем среди них нет явно «эксклюзивных» и не использующихся. Стандарт самой каретки не определяет стандарт ее оси, могут быть различные сочетания. Существуют такие виды кареток для ВМХ по совместимости с рамами:
EURO — это стандарт такой же, как у MTB. Он имеет самый маленький диаметр подшипников, резьбовое крепление в раме и, конечно, возможность использовать одни и те же каретки с MTB-велосипедами, благодаря чему и пользуется популярностью (рис. 2).
USA — проверенный временем стандарт BMX. Отличается самым большим посадочным диаметром, т.к. в раму впрессовывается чашка с подшипниками, тогда как в новых стандартах (например, MID) впрессовывают подшипники в раму без чашек (рис. 1).
MID — довольно новый стандарт. По сути — тот же USA, но без чашек.
Spanish — предложен компанией FlyBikes, как более крепкий чем EURO, но не такой громоздкий, как USA. Уменьшен диаметр подшипников относительно стандарта MID.
Что же касается осей, то их еще больше. Перечислим сколько-нибудь значимые оси на нашем рынке, переходя от наиболее к наименее популярным:
48t 19мм — мелкошлицевой стандарт с диаметром оси 19 мм (рис. 2).
48t 22 мм — ось с увеличенным диаметром (см. рис 1).
8t 19 мм — 8-шлицевые оси, похожие с виду на ISIS, но не совместимые с ним.
ISIS — 10-шлицевой стандарт МТВ-кареток, используемый и в ВМХ, с шатунами Luftalarm от Truvativ.
ТМ RedForce (стандарты USA и EURO),
Truvativ (каретки EURO с осями ISIS), и
FlyBikes (стандарт кареток Spanish с осями 48t 19 мм).
Red Force выпускает 4 типа кареток для ВМХ. При заказе этих изделий важен правильный подбор совместимых деталей (см. таблицу).
Модель
Стандарт чашек
Диаметр оси, мм
Шлиц
Совместимый шатун RedForce
Все каретки Red Force сделаны из материала Cr-Mo, имеют длину оси 150 мм и по два закрытых промподшипника. Каретки D и H имеют в комплекте по 2 внутренних проставки и большое количество шайб, что позволяет поставить их на любую MTB раму, независимо от ширины каретки (68 или 73) и линии цепи (Chain Line).