Что такое карельские руны

Год карельских рун

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Год карельских рун запись закреплена

В 1922 году в возрасте 32 лет Марина из-за политической деятельности мужа была вынуждена бежать с семьей в Финляндию, где и осталась навсегда. Там, благодаря ее рунопевческой славе, о ней узнал начинающий исследователь Юха Пентикяйнен. Их встреча в 1960 году стала поворотным моментом в жизни обоих.

Марина, не владеющая грамотой, обрела личного биографа, а Юха – одну из исследовательских тем всей своей жизни. Он посвятил Марине Такало, ее жизни и творчеству три монографии и несколько статей. Их творческий тандем длился 10 лет – до самой смерти Марины.

Они встречались несколько раз в год, и каждый раз Юха записывал от Марины на пленку материал – фольклорный, этнографический, биографический, всё, что она знала и помнила о жизни в Карелии.

Всего от исполнительницы записано 1592 фольклорных текста более 20 жанров (руны, плачи, песни, сказки, ёйги, легенды, предания, верования, мифологические рассказы, заговоры, пословицы, поговорки, загадки и проч.). Все материалы хранятся в Фольклорном архиве Общества финской литературы г. Хельсинки, Финляндия.

Марина Такало – крупнейший представитель олангско-кестеньгской традиции. Выявление ее рунопевческого таланта впервые опровергло представление о «беспесенности» края, которое закрепилось после неудачного путешествия Элиаса Лённрота 1836-37 годах.

Источник

Мария Кундозерова: «Карельские руны – это тексты из народа, а не «Калевала»

Год карельских рун продолжается в республике. Одним из ярких популяризаторов поэзии калевальской метрики стала Мария Кундозерова, научный сотрудник Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН. В преддверии Года вышла ее монография «Концепт мироздания в карельских рунах». Эксперт стала одним из авторов календаря и книги «Рунола и ее странные обитатели».

В интервью «Лицею» Мария Кундозерова рассказала, как в представлениях карелов создавался мир, кто мог быть главным персонажем «карельской Библии» и почему «Калевала» — это не образец народного творчества.

Вяйнямёйнен мог быть богом

– Мария, какие сюжеты послужили основой для вашей монографии? Во что верили карелы?

– В первую очередь это сюжет о сотворении мира. По представлениям карелов, мир произошел из яйца, снесенного птицей на колено Вяйнямёйнена, который дрейфовал в открытом океане. Птица у него на колене вьет гнездо, откладывает яйцо, которое разбивается, и из его частей образуется небо, земля, солнце, луна и звезды.

Этот сюжет имеет широкое мировое распространение. У финно-угров также бытовал второй сюжет, по которому птица ныряет на дно океана, достает оттуда частичку земли, и из нее образуется весь остальной мир. У карелов есть небольшие отголоски этой версии, но все же основным является сюжет именно о сотворении мира из яйца.

– Это единый сюжет или в рунах встречаются его вариации?

– Я анализировала все встречающиеся варианты сюжета о сотворении мира, и, естественно, среди них много отличий, ведь руны — это фольклорная традиция, в которой не бывает дословных повторений. Могла отличаться птица: у кого-то это была утка, у кого-то гусь, а в Ухте (ныне Калевала) многие рунопевцы пели о том, что это был орел. У одних птица откладывает одно яйцо, у других три, у кого-то семь.

Но в основном у сюжета строгая схема: летит птица, откладывает яйца, и далее происходит сотворение мира. Если бы у карелов когда-то была своя Библия, ее первым сюжетом было бы сотворение мира, а богом — Вяйнямёйнен, который этот мир создал.

– В «Калевале» птица вьет гнездо на коленях девы Илматар…

– Это очень сложная тема — соотношение собственно народной поэзии и текста «Калевалы». У нас долгое время считается, что «Калевала» — это карело-финский народный эпос. На самом деле, это немного превратное понимание. «Калевала» — это авторская поэма. Элиас Лённрот использовал народные варианты рун, переработал их на свой вкус, объединил в определенную сюжетную линию, подчинил ей действия героев и издал, причем в нескольких вариантах. Вариант, который мы знаем, — самый полный, ставший каноническим.

У нас часто, когда говорят про карельскую или финскую мифологию, цитируют «Калевалу». Но возьмем, например, тот же сюжет о сотворении мира: Лённрот придумал деву Илматар, которая плавает в первозданном океане и на коленах которой птица вьет гнездо и сносит яйцо. В народной поэзии такого образа вообще нет. Илматар – это выдуманный персонаж. У Лённрота она рождает Вяйнямёйнена. Но такого тоже нет в народной поэзии. Таким образом, уже самое начало «Калевалы» характерно показывает, насколько отличается она от народной поэзии.

– Продолжая разговор о сюжетах: какие еще образы вы анализировали?

– Второй большой блок — это сюжет о большом дубе. Руны на данный сюжет тоже во многих вариантах записаны от рунопевцев. Как правило, в основе этого сюжета — произрастание огромного древа Тамми. В современных карельском и финском языках tammi означает «дуб», но поскольку в Карелии дубы не встречаются в естественном произрастании, есть предположение, что рунопевцы имели в виду какое-то мифическое древо вообще. Оно произрастает от земли до неба, таким образом соединяя их, символизируя объединение миров в вертикальном членении. Мифы о мировом древе и представление о том, что своей верхушкой оно держит небо, также есть у многих народов.

Наконец, третья группа сюжетов, которой соответственно посвящена третья глава монографии, повествует о путешествии героев в другие миры, или страны. Одна страна — Туонела, загробный мир. В принципе, все страны имеют признаки потустороннего. Но Туонела, или Манала — это царство мертвых в чистейшем воззрении. Еще две страны — это Похьёла и Пяйвёля.

Анализ сюжетов об этих странах показывает, что в карельской мифологии преобладали представления о делении мироздания в горизонтальной плоскости. То есть другой мир находился за водной преградой, а не где-то на небе или под землей. Этот архетип нашел свое отражение во многих сказках, когда герой отправляется за тридевять земель, тридевять морей в другое царство — все это представления о том, что иной мир находится там, за водной преградой.

Трудности исследования

– В аннотации к книге «Концепт мироздания в карельских рунах» отмечается, что исследование проведено на основе накопленного в течение двух столетий материала. Какого именно?

– Речь идет непосредственно о рунах — произведениях калевальской метрики, в основном, эпического жанра, но привлекались и эпико-заклинательные. Они были собраны у карельского народа с 1820 года. Хотя хронологически последняя использованная мной руна была записана в начале двухтысячных, потому что традиция рунопения уже практически полностью завершилась, и в начале XXI века делались единичные записи. Тем более я исследовала самые архаичные сюжеты, а они, как правило, исчезают в первую очередь.

Опубликовано несметное количество собранных рун — по большей части в Финляндии и без перевода на русский язык, конечно. Я анализировала опубликованные источники, тексты, в основном, записанные финнами, когда были живы такие известные рунопевцы, как Архиппа Перттунен. Также в Финляндии смотрела в архиве то, что не вошло в публикации.

– Есть ли в планах продолжение исследования?

– Возможно, я вернусь к этой теме и рассмотрю еще сюжеты, которые относятся и к сотворению, и к обустройству мироздания. Изучать можно много чего, но надо понять, с каких позиций подходить к материалу.

В Финляндии существует целая школа фольклористов, которая специализируется в том числе на карельских рунах. Очень много исследователей изучают, пишут работы на основе поэзии калевальской метрики. Поэтому нужно следить за тем, что они уже изучили, сравнивать методы и подходы, чтобы не повториться. И, конечно же, привлекать к изучению наши архивы.

– Как бы вы оценили современную российскую школу изучения рун?

– У нас в Институте языка, литературы и истории КарНЦ РАН сейчас работают только два специалиста, которые защитили диссертации именно по рунам калевальской метрики. Еще несколько ученых владеют темой карельской мифологии, но не изучают калевальскую метрику. Думаю, в Карелии это все.

В Москве, в Институте мировой литературы, есть исследователь, которая тоже работает по калевальским рунам. Больше я никого не знаю. При этом подозреваю, что в России найдется много исследователей, которые скажут, что изучают «Калевалу». «Калевала» дважды целиком переведена на русский язык, что облегчает задачу. А чтобы изучать народную поэзию, нужно понимать язык оригинала. На русский переведено очень мало рун.

Сам язык рун калевальской метрики очень сложный, в нем много архаичных слов. В записях, сделанных 100–200 лет назад, встречаются слова, то ли неизвестные нам, то ли неправильно записанные собирателем. Часто нужно разбираться в образах и фразах, искать параллели в других традициях.

Например, тот же образ сампо. В «Калевале» – это настоящая мельница, но в народной поэзии сампо никак не называется. И когда собиратели пытались выяснять у исполнителей, что же это, даже сами рунопевцы не всегда могли ответить. Они пели о сампо, но не знали, что это такое. За образом сампо можно искать много разных напластований. В Финляндии вышло большое количество исследований, посвященных образу сампо, и в них десятки вариантов, что это может быть.

Стереотипы «Калевалы»

– Возвращаясь к разговору о «Калевале», нельзя не отметить, что она гораздо известнее и популярнее отдельных рун. На ваш взгляд, стоит ли изменить тренд?

– Да, в последние годы я уверилась в том, что нам нужно это сделать. Когда я читаю в университете курс по карельскому фольклору или где-то выступаю с публичными лекциями, то по реакции слушателей понимаю, что утверждение о том, что «Калевала» – это карело-финский народный эпос до сих пор принимается за чистую монету.

Образы «Калевалы» уже стали стереотипами. Тот же сюжет про деву Илматар – я слышала, как даже некоторые ученые относят его к карельским рунам, что уж говорить о непрофессиональных исследователях, которые пишут, что у карелов было такое-то представление и цитируют при этом «Калевалу».

А образ старухи Лоухи? Все про нее слышали. Но в народных рунах хозяйка Похьёлы не называется старухой? и у нее вообще нет имени.

– Почему сложилась такая ситуация?

– «Калевала» как одна из главных духовных ценностей насаждалась у нас со времен Карело-Финской Республики. Когда появилась эта республика, появился карело-финский народ, а этому народу необходимо было дать нечто объединяющее. Этим объединяющим началом стала уже сыгравшая свою ключевую роль в становлении соседней финской нации «Калевала», которая у нас изначально называлась «эпосом карело-финского народа», а со временем стала именоваться «карело-финским народным эпосом». Как говорится, почувствуйте разницу.

Ну а поскольку в названии появилось определение «народный», то вроде как и подлинно народная поэзия уже не нужна. Карельские народные руны надо было переводить, издавать. А «Калевала» была переведена на русский, затем проиллюстрирована. С тех пор так и осталось. И сейчас это очень удобно тем же издателям, подарочные издания «Калевалы» хорошо расходятся. А карельские руны — это уже более высокая рефлексия.

– Как изменить расклад?

– Может быть, начать со школьной программы. Например, в учебниках по литературе приводятся адаптированные тексты былин. Почему бы нашим ребятам не изучать в таком же виде карельские руны? Не в том стройном сюжете, который нам преподнес Лённрот и который никогда в таком виде не бытовал в народе, но истинно народные тексты.

В республике объявлен Год карельских рун, я смотрю, как люди комментируют это событие в интернете. Многие понимают под ним Год «Калевалы». Отчетливо видно, что они не разделяют эти понятия.

Выйти на Десятилетие карельских рун

– Возлагаете ли вы надежды на Год карельских рун?

– Честно говоря, больших надежд нет. Потому что за год ничего не решить. Но если мы в течение года сможем выйти на Десятилетие карельских рун, тогда уже возможно запланировать работу: адаптировать руны для школьников, издать методические пособия, организовать курсы для учителей. Хотя не знаю, насколько это перспективно и востребовано сегодня. Я понимаю, что я погружена в эту тему и мне, конечно, кажется, что это надо. А учителя так загружены работой, что прочитают с детьми «Калевалу» и хорошо — Год карельских рун провели.

Есть интересные запланированные события, например, если эпидемиологическая ситуация позволит, будет проходить конкурс рунопевцев и песенный фестиваль. Но моя основная претензия к программе Года опять же в том, что в нее включили много мероприятий, посвященных «Калевале», хотя у нас уже был Год «Калевалы», и каждый февраль у нас — месяц «Калевалы». В итоге у людей останется впечатление, что этот литературный эпос и есть карельские руны. А чтобы издать сборник настоящих рун, нужно хоть пару лет подготовки.

– Где сегодня можно прочитать переводы карельских рун?

– В библиотеках надо искать издания нашего Института. Из последнего: в 2006 году у нас вышел сборник «Эпические песни Южной Карелии». В прошлом году выпушено переиздание сборника 30-летней давности «Песенный фольклор кестеньгских карел», в нем опубликована поэзия калевальской метрики, собранная в Лоухском районе. Что-то из отсканированного можно найти в интернете.

– Есть ли онлайн-ресурсы с карельской народной поэзией на русском языке?

– Нет, на русском языке такого не создано, но задумка есть. Думаю, что объявленный Год карельских рун поспособствует тому, чтобы начать этот процесс. Скорее всего, такой ресурс будет создан на базе «ВепКара» (корпуса вепсского и карельского языков, разработанного в КарНЦ РАН. — М.Д.), у нас был разговор с разработчиками, что в эту базу можно внедрить подкорпус карельских рун. Планируется, что там будут выложены тексты в оригинале и переводе и организован поиск по названию, ключевым словам и темам.

Источник

Карельские руны

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Уникальные народные песни, сказания и легенды встречаются во многих культурах мира. Один из характерных примеров таких фольклорных произведений — карельская руна — известна с давних времен. Много веков эти сказания передавались «из уст в уста» от одних песнопевцев к другим. И лишь относительно недавно начали изучаться и записываться исследователями края.

Содержание и исполнение карельских рун

Карельские руны повествуют о северной природе и создании мира, противостоянии злым силам и освоении земель. Рассказывают о появлении железа и музыкального инструмента кантеле, о свадебных обычаях и приносящей богатство и счастье мельнице Сампо. Карельская руна подобна восьмисложному стиху без рифмы, но с повторениями одинаковых или близких по звучанию согласных. Именно эти повторы — аллитерации — придают произведениям особую ритмику и выразительность.

Большинство песнопевцев прошлого были крестьянами, рыбаками или охотниками. Эпические произведения в основном исполняли мужчины, а женщинам оставались лирические и свадебные напевы. В то время ни одно крестьянское празднество не обходилось без приглашенных певцов. Запевала и его помощник садились друг против друга и мерно покачивались, держась за руки. Запевала затягивал песню, а к концу строфы помощник подхватывал и перепевал ее. Так карельская руна хорошо запоминалась зрителями и перенималась следующим поколением.

Благодаря народным традициям старые песни на удивление хорошо сохранились. Однако некоторые изменения все же происходили при попадании песен в другую местность. Услышав где-то новое произведение, песнопевец мог заменять забытые отрывки своими словами. От чего руны часто даже выигрывали. Таким образом, песня постепенно менялась в отдельных оборотах, сохраняя общее содержание.

Карельская руна в эпосе Калевала

На сегодня в республике собраны тысячи фольклорных произведений от сотен народных певцов. Известный собиратель сказаний Элиас Лённрот объездил множество деревень, где общался с песнопевцами и изучал их быт. После чего систематизировал собранное, и объединил 50 карельских рун в сборник Калевала В этих народных эпосах отсутствует единый сюжет. Они скорее напоминают сборник рассказов и преданий, и некоторые герои карельских рун даже не пересекаются. В сказаниях нет исторической или религиозной основы. По мнению самого создателя сборника, Калевала — государство эпических событий и людей.

Главные герои карельских рун — не представители аристократии, а простые люди труда. Так, многие сюжеты южных районов республики посвящены кузнецу Ильмойллине. И это не удивительно, ведь именно здесь процветало кузнечное дело.

Вместо прославления воинской доблести калевальцы противоборствуют злым силам. И почитают силу труда и мощь суровой северной природы. Также в карельских рунах встречаются такие герои — богатырь Лемминкяйнен, внук ветра Вяйнямейнен и прочие персонажи.

Помимо Карелии, наибольшее число эпических произведений сохранилось на Архангельской земле, в прибрежных районах Ладоги и в бывшей Олонецкой губернии. А общее число записанных народных песен достигает порядка 5000. В честь рунопевцев в Сортавале был установлен памятник, прообразом которого стал карельский сказитель Петри Шемейкка.

Карельская руна — результат длительного творческого процесса северных народов. В ней проявилась их духовная потребность в вековечных песнях и выражении своих мыслей, надежд и чаяний.

Оставьте свой email, чтобы получать актуальные статьи о Карелии

Источник

Карельские руны

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Карельские руны – фольклорные произведения, которые рассказывают о создании мира, о некоторых обрядах, о противостоянии героев темным силам. Сказания существовали в Карелии многие века. Они передавались песнопевцами и сказителями потомкам в устной форме. Затем ученые начали изучать и записывать их.

Что такое руны Редактировать

Рунические песни одноголосны. Исполнялись они обычно одним или двумя песнопевцами. При этом исполнители сидели напротив друг друга, держались за руки и покачивались вперед и назад, имитируя греблю на лодке. Песню начинал запевала, затем его помощник перепевал строфу, а у солиста было время обдумать следующую песню.

Руны не связаны между собой единым сюжетом. В них повествуется о богах, героях, освоении земель, северной природе. Это не исторические песни. В них говорится о временах, когда на земле Карелии не было войн, религиозной розни. В эпосе воспевается труд и созидание, победа героев над злыми силами природы, духами, колдунами.

Главными героями карело-финского эпоса «Калевала», сборника из 50 рун, являются внук ветра Вяйнямейнен, кузнец Ильмаринен, богатырь Лемминкяйнен и другие персонажи. В рунах рассказывается о волшебной мельнице Сампо, которая приносит счастье и богатство, о появлении железа. Говорится о создании первого кантеле – финно-угорского музыкального инструмента, игра на котором часто сопровождало выступления рунопевцев. Имена персонажей эпоса можно встретить на карте Карелии в названиях гор, водопадов, озер и других природных объектов.

История появления Редактировать

Руны существовали на карельской земле сотни, а возможно и тысячи лет. Они пелись обычными людьми – крестьянами, охотниками, рыбаками – после долгого рабочего дня.

В большинстве случаев рунопевцами были мужчины. Лирические песни и свадебные напевы часто исполняли женщины. Сказителей и песнопевцев любили приглашать на праздники и сходки. Тот, кому нравились руны, старался их запомнить. Позднее, когда он сам исполнял произведение, ему было важно сохранить смысл песни, не заботясь о дословном повторе. Забытые слова песнопевец мог заменить, повествование – украсить, дополнить. Последующие перепевки также могли отличаться от оригинала. Так постепенно руны изменялись. Поэтому дошедшие до нас рунические песни – это результат долгого творческого процесса.

Издавна руны передавались устно. Затем появились технические возможности, и в XIX веке было записано около 5000 рунических песен. Наибольшее их число сохранилось в Карелии, Архангельской области, на берегах Ладоги и в бывшей Олонецкой губернии.

Финский этнограф и собиратель народного устного творчества Элиас Лённрот ездил по деревням, разговаривал с песнопевцами, изучал их быт. Он систематизировал полученный этнографический материал и выпустил сборник карело-финского эпоса «Калевала». В него вошло 50 рун. Публикация книги в 1835 и 1849 гг. вызвала рост интереса к этому виду народного творчества. Исследователи находили новых рунопевцев, популярность исполнителей росла. Их приглашали не только на сельские праздники, но и на светские рауты в Сортавале и других больших городах.

В XIX − начале XX века стали известны рунопевцы: Ларин Параске, Архип и Михаил Перттунены, Иван Шемейка. В Сортавале установлен памятник рунопевцу, прообразом которого стал Петри Шемейка, карельский сказитель и песнопевец.

Фрагмент руны на сюжет «Состязание в пении» в исполнении Федосьи Никоновой, 1983 год, Лоухский район, деревня Софпорог 2 .

Источник

Карело-финский эпос Калевала

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Калевала — это народно эпические эпосы, собранные воедино Элиасом Лённротом, финским собирателем народных сказаний.

В этом произведении нету единого сюжета все герои пересекаются лишь однажды либо не пересекаются вообще. Калевалу простыми словами можно описать как сборник рассказов и преданий.

В нём повествуется о создании мира и также о некоторых финских и карельских обрядах.

Как утверждал сам создатель эпоса Элиас, Калевала — это государство где живут эпические герои и происходят все действия.

Что примечательно, в Калевале нет никаких исторических событий.

Нет записей ведения войн, нету даже финского или никакого либо другого финно-угорского народа.

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Руны – это восьмисложный стих, без рифмы, но зато с повторением одинаковых или однородных согласных в стихотворении. Это придает ему особую звуковую выразительность.

В настоящее время в финском языке руна означает песню в общем значении.

При столкновении с более развитыми народами у финно-угорских народов в рунах сформировался идеальный фантастический герой без недостатков.

Также большую популярность получили руны-заговоры и магические руны. В произведении Калевала этих рун 50, причём они не как не связанны между собой.

После публикации карело-финского эпоса Калевалы в 1835-1849, интерес к этому жанру возрос, соответственно популярность возросла и у тех, кто исполнял эти произведения, то есть у рунопевцов.

Вот имена некоторых из них, Ларин Параске был ижорским рунопевцом, Ваассила Киелевяйнен являются представителями карельского народа.

Если проводить некую параллель с русской литературой, то этот жанр похож на русские народные сказки, которые собирал А.С. Пушкин.

Что такое эпос

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Но что же такое эпос? В первую очередь слово эпос происходит от греческого éżpos. Значение этого слова — повествования и рассказ.

Характерны для этого жанра литературы и некоторые особенности.

Так как, эпос довольно растяжимое понятие то в его состав входят такие эпические жанры:

Народный эпос

В отличии от славянского или германского эпоса, финский эпос пошёл по совсем другому пути развития.

В начале как у всех народов-шаманистов у финнов были простенькие языческие легенды. Они мало чем отличались от других.

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Но в VIII—XI вв. во времена скандинавских набегов у финнов стали развиваться нравственны эпические персонажи. В частности, стили появляться идеальные стихийные персонажи и нравственные без недостатков герои.

Основное количество рун сохранилось в финской и Российской Карелии, Архангельской области, на берег Ладоги и в бывшей Олонецкой губернии.

Содержание и главные герои

В Калевале нет единого сюжета и связать эти истории практически невозможно.

Во-первых, калевала это название одной из-двух стран — Калевалы и Похьёлы. В первых 10 рунах рассказывают о том, как появился мир и знакомят с первым персонажем сыном дочери ветра Вяйнямёйненом. С ним будет связанно множество рун и он будет главным героем всей Калевалы.

Далее нам повествуется как создавалась Сампо – волшебная мельница приносящая богатство и счастье. Также в одной из рун рассказывается как появилось железо.

Дальше появляется новый герой, Лемминкяйнен. Он являлся богатырём воинственным и весёлым, занимающийся чародейством и большой любитель женщин.

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Потом действие снова возвращается к Вяйнямёйнену и его странствиям в поисках волшебных слов. Они нужны для завершения создания лодки из веретена для его возлюбленной. За то время пока Вяйнямёйнен искал волшебные слова его возлюбленная Дева Севера полюбила кузница Ильмаринена создавшего Сампо.

После подробно описываются свадебные обычаи, какие клятвы дают друг другу жених и невеста, и свадебные песни. Всё это заканчивается на 25 руне.

На 31 руне начинается повествование о печальной судьбе богатыря Куллерво. Он был рабом у одного дома. После был продажи его другим хозяевам Куллерво восстаёт и убивает обеих хозяев и их семьи. После главный герой узнаёт, что его семья жива, и возвращается к ней. Но однажды злые языки устраивают инцест между ним и его сестрой. После того как персонажи узнают о том, что они брат и сестра, то совершают самоубийство.

С 35 руны начинается одно из финальных приключений. Три богатыря — Вяйнямёйнен, Лемминкяйнен и Ильмаринен — решают украсть из страны Похьёл волшебную мельницу Сампо. Для этого они прибегают к хитрости. Вяйнямёйнен создаёт волшебный музыкальный инструмент кантеле, который усыпляет всех северян. После этого они спокойно похищают Сампо.

Но злая владычица Хозяйка Севера строила им козни до тех пор, пока мельница не упала в море. Она посылала на Калевалу мор, бедствия и наводнения. Вяйнямёйнен из остатков Сампы создал ещё более прекрасный музыкальный инструмент. С его помощью герой не только вернул у Хозяйки Севера Луну и Солнце, но и сделал много хорошего для Калевалы.

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Сюжеты Калевалы

Вяйнямёйнен, Ёукахайнен и Айно

Один из жителей Похьёлы по имени Ёукахайнен вызвал на состязания богатыря из Калевалы Вяйнямёйнена.

При встрече Ёукахайнен стал всех убеждать что он создатель земли неба и океанов.

Но Вяйнямёйнен, поймал жителя Похьёлы на лжи и с помощью своих волшебных песен заставил Ёукахайнена увязнуть в болоте.

Испугавшись Ёукахайнен предложил богатырю руки свой сестры. Вяйнямёйнен согласился. Однако сестра Ёукахайнена Айно на отрез отказалось выходить за старого богатыря.

Но свадьба была неизбежна. Чтобы не выходить замуж за Вяйнямёйнена она совершила самоубийство, утонув в море.

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

После смерти Айно стала русалкой, а огорчённый Вяйнямёйнен выловил из моря волшебную рыбку которая поведала ему об этом.

Поход героев Калевалы за Сампо и битва с Лоухи

После смерти жены Ильмаринен решает выковать себе новую жену из серебра и золота, но новая жена всё также оставалась бездушным предметом.

Вяйнямёйнен посоветовал Ильмаринену бросить нелюбимую жену в огонь. Здесь Вяйнямёйнен запрещает людям соблазняться золотом и серебром.

Ильмаринен решает отправиться в Похьёлу и оттуда привезти сестру своей первой жены.

Но семейная жизнь у них не складывается, и Ильмаринен превращает жену в чайку.

Тем временем Сампо делает жителей Похьёлы очень богатыми. Узнав об этом Вяйнямёйнен решает украсть Сампо у хитрой владычицы Похьёлы Лоухи.

В дороге огромная щука останавливает лодку на которой плыли герои. Они вылавливают её готовят и съедают. Из её костей Вяйнямёйнен делает финские гусли кантеле.

По прибытию в северную страну богатыри предложили Лоухи поделить Сампо поровну. Но Лоухи стала собирать армию чтобы напасть на героев.

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Тогда Вяйнямёйнен заиграл на кантеле и усыпил всех жителей Похьёлы в том числе и Лоухи. После успешной кражи во время отплытия один из героев Лемминкяйнен от радости во весь голос запел песню, чем разбудил журавля. Птица пробудила ото сна Лоухи.

Узнав о пропаже Лоухи сразу же стала насылать на богатырей различные напасти. Во время одной из них Вяйнямёйнен теряет кантеле.

После воины Похьёлы разбились о скалу, созданную с помощью чародейства Вяйнямёйненом.

Но Лоухи не собиралась так просто сдаваться. Превратившись в огромную птицу, она взяла разбившийся корабль с войнами и отправилась в вдогонку за челном богатырей.

Во время битвы Лоухи взяла Сампо в когти и взлетела с ним, но не смогла его удержать, выронив и разбив его. Большие остатки Сампо дали начло всем богатствам моря, ну а мелкие выловил Вяйнямёйнен и отнёс в Калевалу сделав её жителей очень богатыми.

История

Калевала — это сугубо народное творчество. Большинство рун приходилось записывать напрямую у коренного населения.

Что такое карельские руны. Смотреть фото Что такое карельские руны. Смотреть картинку Что такое карельские руны. Картинка про Что такое карельские руны. Фото Что такое карельские руны

Не абсолютно все руны приходилось собирать Элиасу Лённроту. Некоторые руны были уже записано до него. Но именно он первый собрал из в едино и попытался создать единую историю и хоть одну ниточку сюжета.

Первая версия книги вышла 28 февраля 1835 года и вошло в неё всего 500 экземпляров.

Такой малый тираж был обусловлен тем что Элиас считал свою работу недоделанной. На это указывает тот факт, что в книге всего раз встречаются его инициалы без фамилии.

Вторая версия вышла в 1849 году.

Интересное видео: Калевала — карело — финский эпос

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *