Что такое карамельное топливо

Что такое карамельное топливо

Наиболее полную информацию об этом топливе можно прочитать на сайте Ричарда Накки.

Для изготовления топлива необходимы:

1. KNO3, нитрат калия. Его необходимо высушить до содержания влаги не больше 0.5%, для этого достаточно прогреть его в тонком слое на противне в духовке при 100-150С в течение 2-3 часов. Содержание влаги можно определить так: точную навеску сушат до тех пор, пока её вес не перестанет уменьшаться, по потере веса вычисляют процент влажности.

Сухой KNO3 измельчают в кофемолке или ступке до размера кристаллов 0.1-0.05мм. Не нужно измельчать слишком мелко, т.е. «в пыль», потому что тогда получится очень вязкое, совершенно не текучее топливо. (Примечание: нельзя (да и не нужно) измельчать в кофемолке KNO3 вместе с сорбитом или другими горючими.) Необходимо добиваться, чтобы каждый раз получалась одинаковая степень измельчения, иначе свойства полученного топлива будут каждый раз разные, особенно скорость горения. Для этого необходимо каждый раз использовать одну и ту же кофемолку, загружать одинаковое количество размалываемого материала и молоть одинаковое время. Я размалываю на хорошей кофемолке порцию в 100 г KNO3 в два приёма по 30 секунд, с перерывом между приёмами для остывания кофемолки. При использовании ступки добиться воспроизводимости гораздо труднее.

2. Сорбит. Его также необходимо проверить на содержание влаги, если её больше 0.5%, то нужно высушить, нагревая в тонком слое на противне в духовке при 70-80С в течение нескольких часов. Нельзя допускать расплавления сорбита, потому что расплав сохнет намного медленнее кристаллов. Я использовал сорбит, купленный в аптеке, проверка показала, что он достаточно сухой, поэтому я его не сушил.

После осушки измельчать сорбит не нужно, он всё равно расплавится в процессе изготовления топлива.

3. Нагревательная баня. Для плавления больших количеств топлива (>0.5-1кг) обязательно использовать нагревательную баню, для того чтобы обеспечить равномерный нагрев всей массы топлива. Температура теплоносителя должна быть 120-130С. Меньшие количества я плавил в упрощённом приборе, описанном на той же странице. Я делал порции до 500г, главное, чтобы топливо было распределено по дну сковородки тонким слоем, не больше 1-2см.

Вязкость расплавленного топлива заметно увеличивается, если оно нагревается выше 120С, поэтому минимальный контролируемый нагрев важен не только с точки зрения безопасности, но и с точки зрения удобства обращения с готовым топливом. После заливки в форму и охлаждения топливо долго остаётся мягким, полное отверждение проходит в течение 1-2 дней. За этим процессом нужно наблюдать, чтобы не деформировать топливо. Если после заливки в шашку вставляется стержень для формирования центрального канала, то его нужно слегка смазывать каким-нибудь маслом и обязательно вынимать через 8-12 часов, когда топливо ещё полутвёрдое. Сначала нужно провернуть стержень в топливе, чтобы он отлип, а потом вытаскивать вращательными движениями. Если дождаться полного отверждения, вытащить стержень будет практически невозможно.

Полученное топливо гигроскопично, т.е. оно поглощает влагу из воздуха, если относительная влажность превышает 60-70%, при этом поверхность становится сначала липкая, а потом на ней появляется слой жидкости. Чтобы этого не происходило, ещё тёплое топливо помещают в полиэтиленовый пакет. Хранить топливо и готовые двигатели также необходимо в герметичной таре.

Описанный метод приготовления топлива придуман не мной, он является стандартом для сорбитовой карамели, так делают ракетомоделисты Америки, Европы, Австралии, о чём можно прочитать на их сайтах.

Ниже приведены свойства этого топлива, описанные на сайте Ричарда Накки :

Теоретическое уравнение горения при давлении 68 атмосфер (по данным PROPEP (Propellant Evaluation Program) ):

Источник

Что такое карамельное топливо

Наиболее полную информацию об этом топливе можно прочитать на сайте Ричарда Накки.

Для изготовления топлива необходимы:

1. KNO3, нитрат калия. Его необходимо высушить до содержания влаги не больше 0.5%, для этого достаточно прогреть его в тонком слое на противне в духовке при 100-150С в течение 2-3 часов. Содержание влаги можно определить так: точную навеску сушат до тех пор, пока её вес не перестанет уменьшаться, по потере веса вычисляют процент влажности.

Сухой KNO3 измельчают в кофемолке или ступке до размера кристаллов 0.1-0.05мм. Не нужно измельчать слишком мелко, т.е. «в пыль», потому что тогда получится очень вязкое, совершенно не текучее топливо. (Примечание: нельзя (да и не нужно) измельчать в кофемолке KNO3 вместе с сорбитом или другими горючими.) Необходимо добиваться, чтобы каждый раз получалась одинаковая степень измельчения, иначе свойства полученного топлива будут каждый раз разные, особенно скорость горения. Для этого необходимо каждый раз использовать одну и ту же кофемолку, загружать одинаковое количество размалываемого материала и молоть одинаковое время. Я размалываю на хорошей кофемолке порцию в 100 г KNO3 в два приёма по 30 секунд, с перерывом между приёмами для остывания кофемолки. При использовании ступки добиться воспроизводимости гораздо труднее.

2. Сорбит. Его также необходимо проверить на содержание влаги, если её больше 0.5%, то нужно высушить, нагревая в тонком слое на противне в духовке при 70-80С в течение нескольких часов. Нельзя допускать расплавления сорбита, потому что расплав сохнет намного медленнее кристаллов. Я использовал сорбит, купленный в аптеке, проверка показала, что он достаточно сухой, поэтому я его не сушил.

После осушки измельчать сорбит не нужно, он всё равно расплавится в процессе изготовления топлива.

3. Нагревательная баня. Для плавления больших количеств топлива (>0.5-1кг) обязательно использовать нагревательную баню, для того чтобы обеспечить равномерный нагрев всей массы топлива. Температура теплоносителя должна быть 120-130С. Меньшие количества я плавил в упрощённом приборе, описанном на той же странице. Я делал порции до 500г, главное, чтобы топливо было распределено по дну сковородки тонким слоем, не больше 1-2см.

Вязкость расплавленного топлива заметно увеличивается, если оно нагревается выше 120С, поэтому минимальный контролируемый нагрев важен не только с точки зрения безопасности, но и с точки зрения удобства обращения с готовым топливом. После заливки в форму и охлаждения топливо долго остаётся мягким, полное отверждение проходит в течение 1-2 дней. За этим процессом нужно наблюдать, чтобы не деформировать топливо. Если после заливки в шашку вставляется стержень для формирования центрального канала, то его нужно слегка смазывать каким-нибудь маслом и обязательно вынимать через 8-12 часов, когда топливо ещё полутвёрдое. Сначала нужно провернуть стержень в топливе, чтобы он отлип, а потом вытаскивать вращательными движениями. Если дождаться полного отверждения, вытащить стержень будет практически невозможно.

Полученное топливо гигроскопично, т.е. оно поглощает влагу из воздуха, если относительная влажность превышает 60-70%, при этом поверхность становится сначала липкая, а потом на ней появляется слой жидкости. Чтобы этого не происходило, ещё тёплое топливо помещают в полиэтиленовый пакет. Хранить топливо и готовые двигатели также необходимо в герметичной таре.

Описанный метод приготовления топлива придуман не мной, он является стандартом для сорбитовой карамели, так делают ракетомоделисты Америки, Европы, Австралии, о чём можно прочитать на их сайтах.

Ниже приведены свойства этого топлива, описанные на сайте Ричарда Накки :

Теоретическое уравнение горения при давлении 68 атмосфер (по данным PROPEP (Propellant Evaluation Program) ):

Источник

Что такое карамельное топливо

Ракетостроение, даже не ракетомоделизм из кружков (Model Rocketry или High Power Rocketry), пожалуй отличное хобби для технаря, и, конечно айтишника. Даже сам Джон Кармак (один из создателей Doom, кто не знает) в детстве занимался ракетостроением, что уже после id Software переросло в свою ракетную компанию Armadillo Aerospace.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Конструкции большинства ракет в основном схожи между собой. Они удовлетворяют в большинстве случаев, так скажем, идеальной «эмпирической ракете» ( http://kia-soft.narod.ru/interests/rockets/theory/empiric/er. ):

* длина ракеты полная: L= 15

* длина головного обтекателя: Ln = 2.5

* размах стабилизатора: S = 1

* общая площадь стабилизаторов: F= 0,7

* запас устойчивости: k = 1,5

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

В зависимости от поставленных целей и используемых компонентов параметры ракеты могут варьироваться, конечно же, но почти всегда укладываются в вышеобозначенные границы.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Стабилизаторы стоит изготавливать из достаточно лёгкого, но прочного материала. Например пластика, фанеры или бальзы. Форма и размер стабилизаторов зависят от размеров ракеты, а если быть точным, то от расположения центра тяжести ракеты и центра давления.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Есть готовые программные решения для расчёта параметров ракеты. Я использую Rocki-design ( http://kia-soft.narod.ru/soft/rpro/rdl/rdl.rar ), но чаще, тем более в англоязычном мире используют OpenRocket ( https://openrocket.info/ ). Подобрав нужный размер стабилизаторов, вырезаем их из заготовки и прикручиваем винтами к корпусу, используя металлические уголки. Крепление должно быть жёстким. Для лёгких ракет сгодится и просто приклеивание, но для тяжелой ракеты лучше перестраховаться.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Конструкция крепления системы спасения

Головной обтекатель так же подвязывается к фалу.

Из шашек формируется сборка двигателя с единым топливным каналом. При этом шашки укладываются в теплоизоляционную (негорючую) трубку из тефлона\бумаги, пропитанной силикатным клеем. Теплоизоляция нужна для того, чтобы не допустить разрушения двигателя из-за температуры (фронта горения и горячих газов) при горении топлива.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Для расчёта двигателя используются расчёты на основе закона горения. Безусловно, есть готовые решения для расчёта параметров двигателя. Кроме того, обязательно проводятся стендовые испытания движков. Это позволяет отработать надёжность двигателя на земле, а так же снять реальные показания тяги двигателя (которые могут отличаться от раcчётных).

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

В качестве бортового компьютера я использую собственную схему, в основе которой находится Arduino Nano.

Источник

Большая Карамельная Ракета

Ракетостроение, даже не ракетомоделизм из кружков (Model Rocketry или High Power Rocketry), пожалуй отличное хобби для технаря, и, конечно айтишника. Даже сам Джон Кармак (один из создателей Doom, кто не знает) в детстве занимался ракетостроением, что уже после id Software переросло в свою ракетную компанию Armadillo Aerospace.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Конструкция ракеты

Конструкции большинства ракет в основном схожи между собой. Они удовлетворяют в большинстве случаев, так скажем, идеальной «эмпирической ракете»:

длина ракеты полная: L= 15

длина головного обтекателя: Ln = 2.5

размах стабилизатора: S = 1

общая площадь стабилизаторов: F= 0,7

запас устойчивости: k = 1,5

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо«Эмпирическая ракета» Rocki

В зависимости от поставленных целей и используемых компонентов параметры ракеты могут варьироваться, конечно же, но почти всегда укладываются в вышеобозначенные границы.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Стабилизаторы стоит изготавливать из достаточно лёгкого, но прочного материала. Например пластика, фанеры или бальзы. Форма и размер стабилизаторов зависят от размеров ракеты, а если быть точным, то от расположения центра тяжести ракеты и центра давления.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливоМодель устойчивости ракеты Rocki об устойчивости ракеты

Ракета никогда не летит прямо, а все время поворачивается от направления полета то в одну, то в другую сторону, т.е. рыскает. На ракету набегает встречный поток воздуха, направление которого строго противоположно направлению полета. Получается, что ракета все время поворачивается боком к набегающему потоку на некоторый угол. В аэродинамике такой угол называется углом атаки. Мы уже установили, что ракета, как любое твердое тело, поворачивается относительно ЦТ, но результирующая сила давления воздуха приложена совсем к другой точке, т.е. к ЦД. Если ракета имеет симметричную форму относительно оси, то ЦД потока воздуха расположен на оси ракеты. Если ЦД расположен ближе к хвосту ракеты, то давление воздуха стремится вернуть ракету навстречу набегающему потоку, т.е. на траекторию. Ракета будет устойчива. Тут вполне допустима аналогия с флюгером. Если ракету насадить на стержень, проходящий поперек оси ракеты через ЦТ и вынести её на улицу, где сильный ветер, то устойчивая ракета повернется навстречу ветру. Из этих же соображений делается простейшая проверка ракеты на устойчивость с помощью веревки: привязываем веревку к ракете в месте расположения центра тяжести и начинаем вращать ракету вокруг себя. Если ракета при вращении ориентируется строго по направлению движения, то она аэродинамически устойчива, если ракету крутит в разные стороны или она летит хвостом вперед, то ракета неустойчива.

Центр тяжести ракеты определяется простым методом «взвешивания». Положив ракету на руку, нужно найти точку, в которой достигается равновесие.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливоИнтерфейс Rocki-design и модель будущей ракеты

Есть готовые программные решения для расчёта параметров ракеты. Я использую Rocki-design, но чаще, тем более в англоязычном мире используют OpenRocket. Подобрав нужный размер стабилизаторов, вырезаем их из заготовки и прикручиваем винтами к корпусу, используя металлические уголки. Крепление должно быть жёстким. Для лёгких ракет сгодится и просто приклеивание, но для тяжелой ракеты лучше перестраховаться.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Система спасения

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливоЗаготовка для мортирки

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливоВырезаем парашют

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливоКонструкция крепления системы спасения

Головной обтекатель также подвязывается к фалу.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

В сборе внутренние компоненты ракеты ракеты занимают весь внутренний объем.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливоМодель ракеты со всеми компонентами

Двигатель

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливоТопливные шашки

Из шашек формируется сборка двигателя с единым топливным каналом. При этом шашки укладываются в теплоизоляционную (негорючую) трубку из тефлона\бумаги, пропитанной силикатным клеем. Теплоизоляция нужна для того, чтобы не допустить разрушения двигателя из-за температуры (фронта горения и горячих газов) при горении топлива.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливоСхема двигателя

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливоГрафик тяги Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливоГрафик давления

Для расчёта двигателя используются расчёты на основе закона горения. Безусловно, есть готовые решения для расчёта параметров двигателя.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Кроме того, обязательно проводятся стендовые испытания движков. Это позволяет отработать надёжность двигателя на земле, а также снять реальные показания тяги двигателя (которые могут отличаться от расчётных).

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливоКластерный двигатель на тяго-измерительном стенде

Электроника

В качестве бортового компьютера я использую собственную схему, в основе которой находится Arduino Nano.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливоСхема полётного компьютера

Источник

Ракета от Амперки, часть 1: Теория ракетных двигателей. Карамельное топливо

Вступление

Всем привет! Мы — команда ютуб-канала Амперки, в студии и пилим видео по проектам и железкам. Однако, в какой-то момент все изменилось.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Под катом — история постройки нашей ракеты.

Шла весна 2020 года и карантин самоизоляция не щадила никого. В том числе и нас, отлученных от студии, дабы не подвергались опасности заражения заморской бациллой. Вот в этот-то период и начали активизироваться в голове старые идеи сделать то, что давно хотелось, но что было отложено в долгий ящик “когда время будет”. Наконец, то_самое_время пришло, и из того самого ящика была извлечена мысль о постройке собственной ракеты, еще и подстёгнутая недавним успешным пуском в эксплуатацию “батута” от SpaceX.

Так как сделать такой серьезный проект за один заход не получится, разделим его для удобства на составные части (список будет пополняться по мере работы):

Также просим учесть, что статьи, как и серии выпускаются не по выполненным этапам, а по привязке ко времени, то есть, что сделали за неделю, то и пишем/показываем.

Ракетостроение, в целом, наука комплексная, сложная и многогранная. Релевантного опыта у нас не было, не кончали мы институтов по этому направлению, но есть руки, голова, желание — а это уже многое, так что, как говаривал Юрий Алексеевич, поехали.

Теория ТТРД

Что такое реактивное движение, (для тех, кто, вдруг, не в курсе) много говорить не будем: если в двух словах, то это движение за счет отброса массы в противоположную сторону от направления движения. Про всякие экзотические конструкции двигателей типа ядерных, ионных и иже с ними говорить не будем — одна не предназначены для работы в атмосфере, другие слишком сложны и не воспроизводимы в любительских условиях и т.д., поэтому остановимся на простых, но доступных простому обывателю конструкциях, которые при желании можно повторить практически в домашних условиях, а именно — химических. В таких двигателях реактивная струя получается за счет химической реакции топлива и окислителя (в некоторых случаях роль окислителя может играть атмосферный кислород).

Итак, химические двигатели (ХРД), по агрегатному состоянию топлива классифицируются на жидкостные (ЖРД) и твердотопливные (ТТРД), так что выбирать будем из них. ЖРД весьма удобны, так как позволяют управлять тягой, однако требуют применения в своей конструкции сложных систем форсунок в камере сгорания и не менее сложных систем подачи топлива. Одно только проектирование ЖРД, даже самого примитивного, займет у нас месяцы, а, следовательно, это не наш вариант. Альтернативой могут стать ТТРД за счет простоты своей конструкции и значительно меньшими требованиями к топливу. Да, у нас не выйдет точно дозировать тягу. Точнее, мы ее совсем не сможем дозировать. Однако, есть некоторые аспекты, на которых мы можем сыграть, об этом и пойдет речь дальше.

Виды смесевого топлива

Намного лучший результат показывают смесевые составы из горючего и окислителя. Чаще всего в качестве такой пары применяют окислители из перхлоратов с горючим из порошка металлов и полимеров или широко известное в кругах моделистов-любителей “карамельное топливо”, где в качестве окислителя используются нитраты (селитры) и сложные углеводы (сахар, сорбит) в роли горючего. Вот как раз последние два варианта (перхлоратное и карамельное) топливо мы и выбрали в качестве подопытных для нашей ракеты.

Расчет двигателя

Важнейшая характеристика твердого топлива — это скорость его горения, зачастую это значение — константа для определенного состава топлива. Горение распространяется по поверхности. Если просто поджечь конец цилиндрической топливной шашки, то мы получим торцевое горение, которое даст длительное равномерное прогорание, однако, получить при этом достаточную тягу для подъема ракеты в воздух не выйдет. Для повышения эффективности нужно сделать в топливе канал, по которому будет распространяться горение, повысив тем самым его площадь. Также нужно учитывать, что по мере выгорания профиль канала будет меняться, следовательно, будет меняться эффективная площадь. Можно, конечно, долго экспериментировать с различными профилями, однако, это все уже сделано до нас и упаковано в удобный программный инструментарий.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

В программу можно внести все необходимые параметры и получить графики тяги, которую будет развивать ракета. В графе Grain configuration под знаком вопроса есть описательный мануал по различным профилям канала.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Опытным путем, применяя различные конфигурации канала мы нашли оптимальные параметры для нашей ракеты. Для получения таких же показателей нужно ввести такие значения:

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Форму канала мы выбрали Moon burner. Умный Meteor c учетом введенных данных построил нам вот такой график:

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Из этой диаграммы понимаем, что двигатель со старта получит хороший пинок и будет развивать весьма неплохую тягу на протяжении всего времени работы. По расчетам программы пиковое значение тяги получилось без малого 312 Н при пиковом давлении в 24.5 бар. Средние значения оказались около 265 Н и 19.5 бар соответственно.

Еще одним неоспоримым плюсом программы является возможность прямого экспорта рассчитанных значений в другую не менее полезную для нас программу — OpenRocket, при помощи которой мы будем рассчитывать стабильность ракеты, оперение, балансировку и другие важные показатели, но это будет уже в следующей серии.

Однако, не топливом единым жив начинающий ракетостроитель. Не менее важное значение имеет сопло. По этому принципу РД делятся на сопловые и бессопловые. Последние, технически, имеют дозвуковое сопло, являющееся, по сути, просто отверстием или конусом в нижней части двигателя. Дозвуковым оно называется по той причине, что истекающие через него газы не могут достигать, а уж тем более, превосходить скорость звука, сколько бы не наращивалось давление в камере сгорания, об этом нам говорит гидродинамика. А против физики, как известно, не попрёшь. Тем не менее, такие сопла за счет своей простоты применяются в малых любительских ракетах, а также в фейерверках. Но мы же делаем ракету, значит, дозвуковые сопла — не наш путь.

Альтернативным решением является сверхзвуковое сопло или, как его еще называют по имени изобретателя, — сопло Лаваля. В упрощенном варианте представляет собой два усеченных конуса, сопряженных узкими концами. Место сопряжения называется критической точкой.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Принцип его действия напоминает принцип, на котором работает холодильник: газы, проходя “узкое горлышко” и попадая в бОльший объем резко охлаждаются, за счет чего уменьшается их объем, что приводит увеличению скорости их истечения. В результате, за счет перепада диаметра выпускного отверстия мы получаем на выходе струю газа, движущегося со сверхзвуковой скоростью. Таким образом, применив сопло Лаваля мы значительно повышаем КПД ракеты.

К слову, Meteor проводит расчеты, подразумевая, что на двигателе установлено как раз сверхзвуковое сопло, расчет и изготовление которого также оставим на следующий выпуск.
Итак, характеристики, параметры и габариты двигателя у нас есть, можно приступать к варке топлива.

Изготовление топливных шашек

Первым топливом у нас будет карамельное, готовить будем из сорбита и калиевой селитры. Сорбит можно купить в аптеке, он используется как сахарозаменитель. Калиевую селитру можно найти в садово-огородном отделе, но там она довольно грязная, поэтому купили ч/чда в Русхиме.

Простейший способ — измельчить компоненты до состояния мелкодисперсного порошка и смешать, но тогда топливо остается сыпучим и не будет держать форму. Решено сплавить компоненты вместе. Некоторые бесстрашные любители делают это в сковородках, на открытом огне, даже, бывает на костре, но нам дороги наши пальцы и глаза. Придется делать нагреватель с контролем температуры и песчаная баня, для которого нам понадобятся:

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Meteor заботливо подсчитал массу топлива, которая составила 838г, возьмем с запасом, еще пригодится. Решено было сделать топливный заряд из нескольких шашек для простоты их изготовления. Потом можно будет их просто склеить между собой и вставить в корпус двигателя.

Не забываем про технику безопасности: вблизи топлива не должно быть никаких источников открытого огня, раскаленных предметов и чего-либо, что может вызвать возгорание.

Возьмем по массе 65% калиевой селитры и 35% сорбита, аккуратно засыпаем в чашу и добавляем немного воды. Это и нервы успокоит, и избавит от необходимости измельчать компоненты в пыль, так как в воде они и без того хорошо растворятся и смешаются. Ставим на огонь, выставляем температуру и ждем, постоянно помешивая. Постепенно полученная каша расплавится и станет похожа на овсянку. Надо дождаться выпаривания всей лишней воды (это можно будет понять по прекратившемуся выходу кипящих пузырьков).

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Дальше надо действовать решительно: в заранее подготовленную водопроводную ПВХ-трубу, зафиксированную в держателе с внутренним креплением под круглую ось будем запрессовывать топливо.

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

Что такое карамельное топливо. Смотреть фото Что такое карамельное топливо. Смотреть картинку Что такое карамельное топливо. Картинка про Что такое карамельное топливо. Фото Что такое карамельное топливо

После извлечения оси у нас как раз останется канал запала по всей длине шашки. Запрессовывать удобно при помощи держателя для дрели, такой очень удачно нашелся в студии. Важно запрессовать топливо таким образом, чтобы внутри шашки не оказалось пузырей и полостей, иначе это потом негативно скажется на горении.

Трубу с топливом откладываем и оставляем до остывания. Затем ее можно будет распилить и достать шашку. Мы сделали несколько штук, одну из них сожжем в целях эксперимента.

В следующем выпуске займемся корпусом двигателя, соплом и испытательным стендом.
А пока мы его готовим, рекомендую почитать следующую книжку про проектирование ЗУРов. Из нее была почерпнута бОльшая часть информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *