Что такое капризный человек
Значение слова « Капризный »
В словаре Ожегова
В словаре Ефремовой
В словаре Д.Н. Ушакова
КАПРИ́ЗНЫЙ, капризная, капризное; капризен, капризна, капризно.
1. Своенравный, с постоянными капризами. Капризный ребенок. Капризная женщина. Капризный характер.
2. Являющийся капризом, порожденный капризом, прихотью. Капризная просьба. Капризное настроение. Капризно ( нареч. ) надуть губы.
3. перен. Непоследовательный, изменчивый, прихотливый. Капризная погода.
4. перен. Затейливый, причудливый. Капризная архитектура.
В словаре Синонимов
неустойчивый, прихотливый, разборчивый, требовательный, своенравный; человек настроения, никак не потрафишь, не потрафишь, непостоянный, хитросплетенный, переменный, изменчивый, причудливый, с норовом, коловратный, ломливый, неверный, не угодишь, неугодливый, семь пятниц на неделе, блажной, замысловатый, затейный, затейливый, превратный, привередливый, переборчивый, с выкрутасами, самовольный, все не по нем, прекапризный, переходчивый, с характером, сложный, своевольный, переменчивый, норовистый, все не так
В словаре Синонимов 2
прил1. неустойчивый, непостоянный, переменный, изменчивый, переменчивыйхарактеризующийся частыми изменениями (о климате, погоде и их элементах)2. разборчивый, требовательный, прихотливый, привередливый
В словаре Синонимы 4
блажной, изменчивый, непостоянный, неустойчивый, переменный, переменчивый, прекапризный, привередливый, прихотливый, причудливый, разборчивый, своенравный, сложный, требовательный
капризный
Капризный ребёнок. | У него уже выработался характер капризной знаменитости.
Капризное поведение. | Капризный изгиб губ. | Она разговаривала капризным, детским голосом. | В еде я не капризный, ем практически всё. |
Она капризно пожала плечами.
Капризное петербургское лето. | Капризная погода. | Капризная мода.
Капризная аппаратура. | Капризный телевизор.
Этот сорт томатов особенно капризен.
Полезное
Смотреть что такое «капризный» в других словарях:
капризный — ая, ое. caprice m. 1. Своевольный, своенравный, с капризами. БАС 1. Капризный или каприсиозный. Странно нравный, причудливый, прихотливый, своенравный, упрямый; употребляется говоря о человеке своеобычном и во вкусах своих непостоянном. Ян. 1804 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
капризный — См … Словарь синонимов
КАПРИЗНЫЙ — КАПРИЗНЫЙ, капризная, капризное; капризен, капризна, капризно. 1. Своенравный, с постоянными капризами. Капризный ребенок. Капризная женщина. Капризный характер. 2. Являющийся капризом, порожденный капризом, прихотью. Капризная просьба. Капризное … Толковый словарь Ушакова
КАПРИЗНЫЙ — Прихотливый, своевольный. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КАПРИЗНЫЙ Прихотливый, своевольный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
КАПРИЗНЫЙ — КАПРИЗНЫЙ, ая, ое; зен, зна. С капризами, с причудами. К. ребёнок. К. характер. Капризная погода (перен.: неустойчивая). К. стиль рисунка (перен.: затейливый). | сущ. капризность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
капризный — • неимоверно капризный … Словарь русской идиоматики
Капризный — прил. 1. Отличающийся постоянными капризами. отт. перен. Склонный к неожиданным переменам; непостоянный, неустойчивый (обычно о погоде). 2. Требующий постоянных забот, внимания. отт. перен. разг. Действующий с перебоями, ненадёжный в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
капризный — капризный, капризная, капризное, капризные, капризного, капризной, капризного, капризных, капризному, капризной, капризному, капризным, капризный, капризную, капризное, капризные, капризного, капризную, капризное, капризных, капризным, капризной … Формы слов
капризный — капр изный; кратк. форма зен, зна … Русский орфографический словарь
капризный — кр.ф. капри/зен, капри/зна, зно, зны; капри/знее … Орфографический словарь русского языка
Капризность
Никто не вызывает во мне большего сочувствия и раздражения, чем капризные люди. Они — самые трогательные существа на свете, и самые утомительные в то же время. Ими повелевает мимолетная прихоть, сущий пустяк, ничего не значащая случайность. Проще простого их уязвить. Это скорее располагает к ним, чем отталкивает. Ранимость вызывает симпатию, даже если выражается в неприятной форме.
Капризные навсегда остались детьми. Их желание просто и естественно. Им хочется, чтобы мир принимал их такими, каковы они есть: чтобы люди были к ним понимающими и благосклонными, обстоятельства — благоприятными, ход дел — наилучшим, жизнь — интересной и исполненной смысла. Они желают того же, что и все мы: чтобы все было, как надо; как желает в нас неведомая субстанция, именуемая душой. Но мы все, живущие в этом мире и мирящиеся с ним — отступники. Мы отступились от самого естественного и изначального желания нашей души, оставив его далеко в детстве. Только капризные сохранили ему верность. Они, словно не замечая свойств действительности, упрямо и своевольно желают от мира милости и любви. Разве есть более наивная и благородная надежда?
Они невыносимы, когда что-то происходит, как говорится, «не по них». Но разве следует их за это обвинять? Ведь они хотят лишь, чтобы ход вещей находился в согласии с их душевными движениями; чтобы на каждое побуждение ума и сердца мир давал желанный отклик. Созвучия, понимания, приятия хочет тот, кто капризничает. А разве не этого хочет каждый? Разница только в том, что мы давно отреклись от этого желания, сочтя его невозможным и невыносимым. Мы стерпелись. Мы стали слишком трезвы, слишком разумны — или, лучше сказать, сведущи. И вместе с тем — слишком горьки или пресны (смотря по складу характера). Только капризный продолжает желать. Он длит то заветное чаяние, от которого мы сами давно отказались. Возблагодарим же его за это. Ведь он, отчасти, живет за всех нас. И, вынося его капризы, мы расплачиваемся за собственную косность и унылость.
Антипод капризного — человек правильный и основательный. Однако основательность в людях вещь весьма условная и преходящая. Переменчивость более естественна для существ, живущих в зыбком и подвижном мире. Воздействие множества внешних обстоятельств и причин заставляет каждого из нас меняться, принимая то один, то другой облик, входя в разные роли и даже мнения свои изменяя от случая к случаю. Есть в этой зависимости от внешних влияний что-то унизительное. Нас словно влечет какая-то могучая сила, поворачивая так и эдак, ставя то на голову, то на ноги, заставляя то плакать, то смеяться. Как хотите, но в этом видится полное отсутствие характера.
Совсем иначе выглядит капризный человек. Он как будто самый переменчивый из смертных. Однако во всех его движениях одно остается неизменным: непослушание. Он страсть как не любит повиноваться какому-либо принуждению или диктату. Каприз — это желание, не имеющее основания. Оно — чистый произвол; выходка воли, ничем не желающей себя стеснять. В капризе нет никакого смысла, кроме наслаждения своей свободой. Капризничая, мы как бы испытываем наше положение, измеряем степень своей независимости и несвязанности какими-либо ограничениями. Почему так поступает капризный?
В том, кто капризничает, всегда есть скрытая боль. Каждый каприз — признание в слабости и знак ее. Но не всякая слабость от немощи. В натурах, полных жизни, слабость выдает лишь их чуткость, ранимость, восприимчивость. Не нужно думать, будто грубость кожи — лучшее из человеческих качеств. Мы же все-таки люди, а не носороги. Основа нашей силы состоит в способности ощутить и понять то, что недоступно другим существам. А этой способности не приобрести тому, кто избегает сострадать и воспринимать, отзываться и переживать. Чувства открывают нам мир. Избегая их, мы предохраняемся от многих скорбей и трудностей. Но и мир наш тогда сжимается до точки, теряющейся где-то в желудке, мизинце левой руки или ножке кухонного стола.
Читайте также
Характер. Недовольство, капризность
Характер. Недовольство, капризность Здесь я хотел бы рассказать про убеждения, ценности, восприятие, характер и затронуть поведение, вытекающее из этих моментов. На примерах показать, как это все работает, рассказать про поведение, которое вызывает у меня однозначное
Капризность Капризный
Женщины никогда бы не капризничали, если бы мужчины
не пытались удовлетворить их капризы, с надеждой, что женщины удовлетворят их капризы.
Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия — капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие. Из этих семян вырастает индивидуализм.
Капризность как качество личности – склонность к необоснованным, своенравным желаниям, требованиям, поступкам.
Карл Павлович Брюллов писал портреты весьма неохотно. Особенно же он не любил писать дамские портреты. Никогда нельзя было угадать, как будет принята работа. — Написать их так, как они есть, — они недовольны… Недостаточно, говорят, красивы. Прикрашивать же их — терпеть не могу, — говорил Брюллов. Жена известного миллионера, баронесса X., упросила, однако, Брюллова написать ее портрет. Когда портрет, прекрасно и очень похоже написанный, был готов, баронесса X. начала капризничать и придираться к художнику. — Уж я, право, не знаю, — сказала она, рассматривая портрет, — но мне что-то не нравится… Краски вы, что ли, нехорошие покупаете? — Уж если речь зашла о красках, — рассердился Брюллов, — то портрет должен быть очень похож, потому что я их покупаю в том же магазине, в котором вы покупаете румяна.
Капризность на поверхностный взгляд выглядит как склонность к причудам и прихотям. Если заглянуть глубже, за ней скрывается прозрачно демонстрируемое желание эго отстоять свое право получить от кого-то то, что она сама выбрала. То, что желание эго способно измениться через минуту, никого не должно смущать – это особый нюанс капризности.
Конферансье в филармонии: – Софья Чердакова, Каприз №23. Тихий голос из зала: – Бляха — муха, приехали… Она свои капризы ещё и нумерует.
Слово «каприз» заимствовано из французского языка. Франц. capriсe «упрямство» восходит к итальянскому capriccio «козлиная манера» — от лат. kapra «коза». Исходное значение «упрямство» в слове каприз принципиально изменилось. Слово стало выражать внезапную прихоть, неожиданно появившееся немотивированное желание (детские капризы; дамские капризы и др.). Слово каприз имеет в русском языке и другие значения: «нечто случайное, нечто непредвиденное, прихотливое в той или иной области (капризы памяти, капризы погоды, капризы моды; капризы случая и др.). Синонимичные слову каприз существительные прихоть, причуда и фокус имеют свои смысловые и стилистические оттенки. В капризе основное — это «необоснованное, вздорное, своенравное желание, требование, поступок». Синоним прихоть обозначает только «вздорное, надуманное желание или требование»; причуда — «не только вздорное, но и странное поведение»; разговорный по стилю синоним фокус обычно употребляют во множественном числе (фокусы) «своенравное, вздорное поведение, поступок». Синонимичны и соотносительные глаголы: капризничать, привередничать, фокусничать. В отличие от капризности упрямство связано с неуступчивым, несговорчивым поведением человека, стремящегося настоять на своем, часто вопреки здравому смыслу или необходимости (упрямый, как бык).
Капризность не расстается с детством. Взрослые дяди и тети, забыв, что они уже далеко не дети, хотят, чтобы мир воспринимал их такими же естественными, непринужденными и благосклонными, как в детстве, чтобы смотрел на них с умилением и любовью. Но мир видит перед собой хитрых, корыстных, эгоистичных людей, страстно заботящихся о возвеличивании собственной важности. Капризность в исполнении взрослых также противоестественна, как заигрывания и жеманность старой кокетки с молодым кавалером. Оставив в далеком детстве наивность и непосредственность души, они, словно игнорируя смену декораций жизни, предъявляют миру требования в благосклонности и любви. Никакие «нельзя» не останавливают их желаний, они, как в детстве, «стучат кулачками», повторяя: «Дай! Я так хочу!»
Если бы мы были лишены множественности выбора, нам было бы не до капризов. В бедной семье, где крайне ограничен выбор меню, ребенок ест, то, что ему дают. Другое дело, когда, пытаясь ублажить ребенка, ему предлагают несколько различных вариантов: «Хочешь, куплю тебе эту игрушку, а хочешь – эту, или может, вот эту»; «Что будешь кушать? Есть пирожные пяти видов, мороженое, лимонад, конфеты». Ребенок, как рыцарь на распутье, должен сделать выбор, а это его напрягает. Все просто, когда выбирать нечего. Сначала выбор делается стихийно, в последствие забота о формировании ассортимента предлагаемых услуг перекладывается на взрослых, но при этом требуется всё большее разнообразие. Взрослые, потакая прихотям капризули, усугубляют ситуацию. Но капкан защёлкнулся, ребенка уже ничего не устраивает, всё не так и всё не этак. Маленький человечек превращается в одно большое недовольство.
Чрезмерная уступчивость родителей в потакании всем желаниям ребенка выпускает в свет капризность. Когда ты не встречаешь ни в чем отказ, всё тебе преподносится по малейшей прихоти, развивается безынициативность, вздорность, эгоистичность и неуживчивость. Согласитесь, не самые лучшие качества личности. Но они с лихвой перекрываются переменчивостью капризности. Переменчивость – символ капризности, ее качественная особенность. Взрослый капризный человек перетаскивает из детства во взрослую жизнь свое несогласие повиноваться чужому выбору. Он не намерен подчиняться внешнему давлению. Капризность принимает только то, что для нее комфортно. Она свято верит в то, что все должны считаться с ее мнением, уважать и принимать его. А кто не с нами, тот против нас. Капризность умеет постоять за себя, если долго не исполнять ее капризы, то она в скором времени начнет показывать фокусы.
Капризность – это тест на крепость своего положения. Чем больше удовлетворяются капризы, тем выше степень независимости и свободы «капризули» от возможных ограничений. Каприз – это выходка не стесненной обстоятельствами воли. Почему Настасья Филипповна – персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот» демонстрирует нам свой впечатляющий сознание каприз? Вспомним. За Настасьей Филипповной приезжает с шумной компанией Рогожин, которая собралась вокруг него совершенно случайно, как вокруг любого человека, умеющего сорить деньгами. В результате скандального объяснения Рогожин клянётся Настасье Филипповне, что к вечеру предложит ей сто тысяч рублей наличными. В тот вечер у неё именины, приглашённых гостей мало. Якобы сегодня должно всё решиться и Настасья Филипповна должна дать согласие выйти за Ганю Иволгина. Неожиданное появление князя приводит всех в изумление. Настасья Филипповна даёт отказ Гане выйти за него замуж. В комнаты внезапно вваливается Рогожин с компанией, принёсшей обещанные сто тысяч. Он торгует Настасью Филипповну, предлагая ей деньги взамен на согласие стать «его». Князь даёт повод к изумлению, серьёзно предлагая Настасье Филипповне выйти за него замуж, в то время, как она, в отчаянии, играет этим предложением и едва ли не соглашается. Тут же выясняется, что князь получает большое наследство. Настасья Филипповна предлагает Гане Иволгину взять сто тысяч и бросает их в огонь камина. «Но только без перчаток, с голыми руками. Вытащишь — твоя, все сто тысяч твои! А я на душу твою полюбуюсь, как ты за моими деньгами в огонь полезешь». Гости в замешательстве и умоляют Настасью Филипповну позволить им выхватить из огня эту пачку денег, но она непреклонна и предлагает сделать это Иволгину. Иволгин сдерживается и не бросается за деньгами. Теряет сознание. Настасья Филипповна щипцами вынимает почти целые деньги, кладет их на Иволгина и уезжает с Рогожиным.
В таком поведении капризности скрыта боль души. Легкоранимый, восприимчивый, импульсивный и чуткий человек через капризность желает утвердить свою значимость. Отказ признать его самобытность и исключительность ранит душу, вызывая гнев и обиды.
Великий русский певец Ф. М. Шаляпин был необычайно капризен. Из воспоминаний Телековского: «20 декабря 1905 года было представление «Русалки». Шаляпин пел превосходно, его много вызывали, но когда он с партнером тенором Лобинским вышли из рампы, его коллеге преподнесли цветы его поклонницы, а Шаляпин остался без цветов. Последний так расстроился, что перестал выходить на вызовы и стал мне жаловаться, что настоящему артисту трудно жить и служить в России. Никаких резонов он не слушал, и я полчаса говорил с ним по этому поводу, объясняя, что не следует обращать внимание и обижаться на успех тенора – этих вечных милашек, этих потомственных Ромео, у которых всегда есть поклонницы, посылающие им цветы и другие подношения. Шаляпин был далеко не глупый человек, но он никак не мог понять, что цветы эти были посланы не публикой, а несколькими восторженными глупыми девочками, а отношение к Шаляпину зрительного зала – превосходное. Он бас, а не тенор, и ему цветов никогда не подносят, а слушать публика пришла в «Русалке» не Лобинского, а Шаляпина и поэтому не выходить на вызовы совершенно не правильно и даже обидно для его настоящих восторженных поклонников».
Казалось бы, мощный Шаляпин и эта трогательная ранимость, обидчивость и уязвленность от безобидной ситуации, в которой он увидел покушение на собственную значимость. Сол Юрок, известный музыкальный антрепренер, работая с такими звездами как Айседора Дункан, Анна Павлова, понял, что в общении с людьми необходимо проявлять максимум сочувствия. Развив в себе это качество, Юрок сумел найти подход даже к Федору Шаляпину, который вел себя как капризный ребенок. Шаляпин мог позвонить импресарио в день выступления и заявить: «Сол, я ужасно себя чувствую. Мое горло, как рубленый шницель. Я не могу выступать сегодня вечером». Думаете, Юрок начинал с ним спорить? Он тут же мчался к нему в отель и исполненный искреннего сочувствия говорил: «Конечно, Вы не можете петь! Я сейчас же расторгну контракт. Правда, это обойдется Вам в пару тысяч долларов, но это пустяки, по сравнению с Вашей репутацией!» Шаляпин вздыхал и говорил: «Можете заглянуть ко мне попозже? Посмотрим, как я буду себя чувствовать». И так повторялось несколько раз в течение дня до самого вечера. Участливый Юрок наведывался к певцу, чтобы окружить его заботой и вниманием. Импресарио знал, что это единственный способ вытащить Шаляпина на сцену. В 19.30 великий бас соглашался петь.
Капризность: вредная привычка или последствие психологической травмы?
«Человек — не изолированное, замкнутое существо, которое живет и развивается из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для продолжения себя и своего рода человек нуждается в другом человеке», — писал С. Л. Рубинштейн.
Возможность удовлетворения потребностей посредством взаимодействия и сотрудничества с другими людьми будет зависеть от того, какого уровня психологической зрелости достиг человек. Психологическая зрелость – это то, насколько в нем сформировалась самостоятельность, активная жизненная позиция, личностная ответственность и способность внимательно и с заботой относиться к окружающим.
Тогда, когда человек не стал взрослым и не научился сотрудничать с другими, репертуар его реакций и поведения может сводиться к яркой демонстрации своих желаний при помощи претензий, завышенных требований или отказа от того, что ему предлагают. То есть он будет привлекать внимание к своей неудовлетворенной потребности любыми неконструктивными способами.
Это может выражаться в установке «Меня не оценили, я заслуживаю большего, поэтому я не хочу соглашаться на то, что вы мне предлагаете».
Также такое поведение может быть связано с неспособностью осознать свои мотивы и потребности. Например: «Зачем мне это нужно, я пока не знаю, но мне это нужно».
Поэтому угодить такому человеку очень трудно, порой это просто невозможно.
Незрелый взрослый жалуется. Он постоянно ноет, чего-то требует, представляет себя жертвой других, судьбы и неблагоприятного стечения обстоятельств. При этом он никак не может определить, в чем заключается ущерб, который ему нанесли, и обман, от которого он пострадал. Реакция на невозможность удовлетворить свои желания и потребности у такого человека может напоминать реакции ребенка. Он хочет всегда, немедленно, получить точь-в-точь то, что есть у других. На первый план выходит зависть, которая вызывает чувство необъяснимой потери — источника всех бед. От таких людей можно услышать: «Почему у кого-то есть все, а у меня – ничего нет?». Их требования, которые в основном не обоснованы, происходят из абсолютной убежденности в своем праве получить все, чего у них пока нет.
Такой человек начинает жить по принципу «Что мне вдруг захотелось, то я и получу, а каким способом — не важно», «Мне просто хочется получить это сейчас». То есть он поддается своим импульсивно возникающим желаниям из-за неспособности управлять собственными импульсами и чувствами, направлять их и контролировать.
В результате, он может делать необоснованные траты на покупку дорогих вещей, брать необдуманные кредиты, накапливать долги и при этом не учитывать своих реальных возможностей. А на вопрос, зачем ему все это надо, в основном звучит ответ типа: «Не надо считать моих денег» или «Я имею право себя побаловать».
И такие поступки могут проявляться не только в материальной сфере, но и во взаимоотношениях с другими людьми. Например, муж или жена может пойти на измену, только потому, что ему или ей «захотелось новых ощущений». Такой каприз может привести к непредсказуемым последствиям и разрушить отношения.
Остановить в таком порыве «незрелого взрослого» почти невозможно, так как средств манипуляций и доступа к финансам у него больше, чем у ребенка 3-х лет, который с визгом и криком требует от родителей купить ему понравившеюся игрушку. Мотивом здесь является стремление через демонстрацию своих желаний привлечь внимание к своей персоне. Таким образом, они компенсируют неудовлетворенную потребность в любви и внимании со стороны значимых близких людей.
Капризность является проявлением инфантильной жизненной позиции, неуверенности в себе, неполноценности. При постоянном использовании, капризность становится чертой характера человека.
Откуда появляется капризность?
Причинами склонности к непредсказуемому поведению, упрямству, частой смене настроения, непостоянству являются:
В формировании и подкреплении капризности важную роль в наше время играет кино, телевидение и интернет. Дело в том, что у предыдущего поколения практически не было представления о счастье как о получении благ любой ценой прямо здесь и сейчас.
Завышенные запросы и ожидания от окружающих, предъявляемые в претензиях, у капризного человека вызывает переживание чувства неудовлетворенности. Постоянные требования как стратегия взаимодействия с другими людьми приводит не только к разрушению отношений, но и негативно влияет на психологическое здоровье человека.
Если вы обнаружили в себе вышеописанные черты, вы можете выбрать одну из двух стратегий поведения:
Первая — нести груз обиды и разочарований из детства и во взрослой жизни требовать от других компенсации за недополученное внимание и любовь, при этом все больше теряя людей из своего окружения. Вторая — пробовать взрослеть, то есть приходить к пониманию, что добиваться удовлетворения своих потребностей можно и без демонстративного поведения, которое не учитывает никаких мнений и желаний, кроме своих собственных.
Автор: Гончаров Валерий Николаевич
Редакторы: Елисеева Маргарита Игоревна, Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: капризность, потребность, интересы, поведение, психологическая зрелость, взросление, импульсивность, пассивность