Что такое капитанская проба
Отбор проб из нефтеналивных судов
Для отбора проб используют пробоотборник. Пробы топлива отбирают из каждого танка, не менее чем в 5 точках:
1.На глубине 0,3 м от поверхности топлива;
2.В середине уровня взлива (по центру танка);
3.На высоте 0,3 м от днища танка;
4-5.На расстоянии 0,3 м от левого и правого борта в середине взлива.
Отобранные пробы сливают в общую тару и перемешивают, далее пробы разливают в 3 тары объемом 1 литр:
При постановке судна под слив от заказчика на судно приходит бригада, состоящая из начальника смены, товарного оператора и лаборанта. Данная бригада проверяет прибывший нефтепродукт:
При отсутствии расхождения между объемами налитого и доставленного топлива, производится отбор проб также в 5 точках для определения показателей качества топлива.
При отсутствии расхождений в химическом составе топлива, танкер получает разрешение на слив.
При отличии физико-химических показателей капитанам выдается лабораторией по акту капитанская проба, по которой определяется качество налитого топлива.
В случае расхождения капитанской пробы доставленному паспорту и несоответствия показателям доставленного топлива создается комиссия в составе грузоотправителя, потребителя и третьего лица (независимый эксперт). Кроме того, в состав комиссии может входить капитан судна, начальник лаборатории грузоотправителя, получателя, а также другие лица от администрации потребителя.
Независимый эксперт является приглашенным лицом, проживающем на данной территории или вблизи, имеющий свидетельство эксперта по качеству или эксперта научно технической сферы о данному топливу.
Комиссия начинает и заканчивает работу под руководством председателя, результаты расследования комиссии являются окончательными и обжалованию не подлежат, при этом каждый член комиссии имеет право изложить свое собственное мнение в акте. Дальнейшие споры об оплате неустойки или замене топлива решает арбитражный суд.
При инструментальных методах контроля количества и качества налитого и слитого топлива первым пунктом комиссия проверяет наличие свидетельств метрологического контроля средств измерений, при их присутствии и положительных результатах в комиссию включают представителя регионального центра метрологии и стандартизации, имеющего опыт проверки и градуировки указанных средств измерений.
При положительном метрологическом анализе средств измерений определяют их суммарную погрешность и недостачу, входящую в объем погрешности, которая списывается на технологические потери. При превышении недостачи суммарной погрешности акт комиссии передается в следственные органы для возбуждения уголовного дела. Решение комиссии в любом случае является окончательным. Прокуратура привлекает к ответственности лиц в результате открытия ею новых обстоятельств, не отраженных в акте комиссии.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Тема 2 Отбор проб авиаГСМ
3. Транспортирование проб ГСМ транспортом.
Литература:А.И.Козаченко Контроль качества ГСМ в ГА стр.15-24
Пробой авиаГСМ называется его часть, отобранная для контроля показателей качества или для хранения на случай возникновения разногласий между поставщиком и потребителем.
Отбор проб авиаГСМ для контроля показателей качества является очень важной операцией, от проведения которой в значительной мере зависит достоверность результата. Несоблюдение правил отбора проб может привести к искажению оценки его качества. На предприятиях ГА отбор проб производится в соответствии с ГОСТ 2517—85.
Пробы бывают точечные, объединенные, арбитражные, донные и капитанские.
Точечная проба — это проба, отобранная за один прием с установленного верхнего, среднего или нижнего уровня резервуара или в одном тарном месте (бочка, бидон и др.).
Объединенная проба — это проба, составленная в результате смешения точечных проб в установленном соотношении объемов.
Арбитражная проба — это часть точечной или объединенной пробы, которая хранится на случай арбитражного контроля.
Донная проба — это проба, отобранная в самом нижнем слое хранящегося авиаГСМ.
Капитанская проба — это часть объединенной пробы, хранящаяся у капитана судна, транспортирующего авиаГСМ.
Для отбора проб применяют специальные устройства и приспособления, называемые пробоотборниками. Пробоотборники бывают для отбора проб жидких авиаГСМ и мазеобразных. Пробоотборники разделяют также на стационарные, переносные и для отбора проб из трубопровода, а также для отбора точечных и объединенных проб.
Переносные пробоотборники, а также инвентарь для хранения и транспортирования проб должны быть изготовлены из материалов, не образующих искр при ударе и не накапливающих статическое электричество. Переносные пробоотборники для отбора проб с заданных уровней должны иметь крышки или пробки, обеспечивающие герметичность и легко открывающиеся на заданном уровне.
Масса переносного пробоотборника должна быть достаточной, чтобы обеспечить его погружение в авиаГСМ.
Пробоотборник осматривают перед каждым отбором пробы. На нем не должно быть трещин. Пробки, крышки, прокладки не должны иметь дефектов, нарушающих герметичность пробоотборника.
Все точечные пробы, предназначенные для составления объединенной пробы, отбирают одним пробоотборником, не ополаскивая его перед каждым погружением. После применения пробоотборник ополаскивают бензином Б-70 или нефрасом С50/70, высушивают и ставят в закрытое место, защищенное от пыли и атмосферных осадков.
Неиспользующиеся пробоотборники должны быть чистыми и сухими. Перед применением их ополаскивают авиаГСМ, пробу которого отбирают. Во избежание загрязнений переносные пробоотборники переносят в чехлах, футлярах или другой упаковке. Пробоотборники для отбора проб из трубопроводов бывают ручные и автоматические. Ручной пробоотборник должен состоять из пробозаборного устройства, запорного устройства и пробо-сборника (пробоприемника).
Рекомендуемый диаметр пробозаборной трубки — 6 мм. Количество трубок пробозаборного устройства зависит от диаметра трубопровода: при диаметре менее 100 мм — одна, при диаметре — от 100 до 250 мм — три, при диаметре свыше 250 мм — пять трубок.
Запорное устройство представляет собой кран, служащий для перепуска пробы через пробозаборное устройство в проба-сборник.
В качестве пробосборника, предназначенного для наполнения объединенной пробой, применяют сосуды под давлением (закрытые) и атмосферные сосуды (открытые).
Отбор проб жидких авиаГСМ. Точечные пробы из вертикального (цилиндрического или прямоугольного) резервуара отбирают стационарным или переносным пробоотборником с трех уровней: верхнего — на 250 мм ниже высоты взлива нефтепродукта; среднего — с середины высоты столба нефтепродукта в резервуаре; нижнего — на 250 мм выше днища резервуара.
Объединенную пробу составляют смешением точечных проб с трех уровней в соотношении 1:3:1.
При высоте уровня нефтепродукта в вертикальном резервуаре не более 2000 мм точечные пробы следует отбирать с верхнего и нижнего уровней и смешивать в равных объемах. При высоте уровня нефтепродукта менее 1000 мм отбирают одну точечную пробу с нижнего уровня.
Точечные пробы из горизонтального цилиндрического резервуара диаметром более 2500 мм отбирают переносным пробоотборником с трех уровней;
· верхнего — на 200 мм ниже поверхности нефтепродукта в резервуаре;
· среднего — с середины высоты столба нефтепродукта;
· нижнего — на 250 мм выше нижней внутренней образующей резервуара.
Объединенную пробу составляют смешением точечных проб верхнего, среднего и нижнего уровней в соотношении 1:6:1.
Точечные пробы из горизонтального цилиндрического резервуара диаметром менее 2500 мм независимо от степени заполнения, а также из горизонтального цилиндрического резервуара диаметром более 2500 мм, но заполненного до высоты, равной половине диаметра и менее, отбирают с двух уровней: с середины высоты столба нефтепродукта и на 250 мм выше нижней внутренней образующей резервуара. Объединенную пробу составляют смешением точечных проб среднего и нижнего уровней в соотношении 3:1. При высоте уровня нефтепродукта менее 500 мм отбирают одну точечную пробу с нижнего уровня.
Перед отбором проб из резервуаров нефтепродукты отстаивают не менее двух часов и удаляют подтоварную воду и загрязнения.
Точечные пробы из танка наливного судна с высотой уровня нефтепродукта (взлива) более 3000 мм отбирают переносным пробоотборником с трех уровней;
· верхнего — на 250 мм ниже поверхности нефтепродукта;
· среднего — с середины высоты столба нефтепродукта;
· нижнего — на 250 мм выше днища танка.
Объединенную пробу составляют смешением точечных проб верхнего, среднего и нижнего уровней в соотношении 1:3:1.
Точечные пробы из танка наливного судна с высотой уровня нефтепродукта 3000 мм и менее отбирают с двух уровней:
среднего — с середины высоты столба нефтепродукта;
нижнего — на 250 мм выше днища танка.
Объединенную пробу составляют смешением точечных проб среднего и нижнего уровней в соотношении 3:1.
Объединенную пробу для судна составляют смешением объединенных проб из отдельных танков пропорционально объему нефтепродукта в каждом из этих танков.
Если судно загружено нефтепродуктами разных марок, объединенные пробы составляют по каждой группе танков с нефтепродуктом одной марки, аналогично составлению объединенной пробы для судна.
Если судно загружается последовательно по одному трубопроводу нефтепродуктами разных марок, дополнительно отбирают в пунктах налива точечные пробы и составляют отдельно объединенную пробу для танка, с которого начинается налив нефтепродукта каждой марки.
Допускается при загрузке и выгрузке судов по трубопроводу отбор проб из трубопроводов.
Точечную пробу из железнодорожной или автомобильной цистерны отбирают переносным пробоотборником с уровня, расположенного на высоте 0,33 диаметра цистерны от нижней внутренней образующей.
Точечные пробы для маршрута цистерн с нефтепродуктом одной марки отбирают из каждой четвертой цистерны, но не менее чем из двух цистерн. В этом случае объединенную пробу составляют смешением точечных проб пропорционально объемам нефтепродукта в цистернах, из которых пробы отобраны. При наливе маршрута цистерн по одному трубопроводу нефтепродуктами разных марок точечные пробы из цистерн, с которых начинался налив каждой марки, отбирают и анализируют отдельно.
При этом приемо-сдаточный контроль проводят в пробах, отобранных из каждой цистерны в отдельности.
Пробу нефтепродукта из трубопровода отбирают стационарным пробоотборником только в процессе перекачивания при скорости нефтепродукта на входе в пробозаборное устройство, равной средней линейной скорости нефтепродукта в трубопроводе в том же направлении.
Допускается отбирать пробу при скорости нефтепродукта на входе в пробозаборное устройство не менее половины или не большей, чем в два раза средней линейной скорости нефтепродукта в трубопроводе.
Ручным пробоотборником отбирают только точечную пробу.
Точечные пробы отбирают через равные объемы перекачиваемого нефтепродукта или через равные промежутки времени.
При подаче более 500 м 3 /ч точечные пробы отбирают не ранее чем через каждый час. Объединенную пробу составляют смешением точечных проб, пропорционально объему нефтепродукта, перекачиваемого за это время.
При периодических перекачиваниях пробу отбирают как указано выше, но не менее трех точечных проб за каждый период через равные объемы перекачивания или равные интервалы времени.
Из бочек, бидонов и другой транспортной тары отбирают одну точечную пробу.
Объединенную пробу упакованного в транспортную тару нефтепродукта составляют смешением точечных проб.
Количество точечных проб зависит от количества транспортной тары и определяется по таблице.
Таблица: Зависимость количества точечных проб от количества транспортной тары
Количество тары, п | Количество точечных проб, т | Количество тары, п | Количество точечных проб, т |
От 1 до 3 | 1. 3 | От 1332 до 1728 | |
От 4 до 64 | От 1729 до 2197 | ||
От 65 до 125 | От 2198 до 2744 | ||
От 126 до 216 | От 2745 до 3375 | ||
От 217 до 343 | От 3376 до 4096 | ||
От 344 до 512 | От 4097 до 4913 | ||
От 513 до 729 | От 4914 до 5832 | ||
От 730 до 1000 | От 5833 до 6859 | ||
От 1001 до 1331 | От 6860 до 8000 | ||
Свыше 8000 |
*Число т округляют до целых чисел
Отбор проб из транспортной тары проводят в месте, защищенном от пыли и атмосферных осадков. Перед отбором пробы из тары, содержащийся в ней нефтепродукт тщательно перемешивают в течение 5 мин. При этом бочки с нефтепродуктом перекатывают для его перемешивания, нефтепродукт же в бандах, бидонах, бутылях — встряхивают или перемешивают специальной мешалкой. Перед открыванием поверхность вокруг пробок и крышек тщательно очищают.
Пробу из транспортной тары отбирают пробоотборной трубкой. Пробоотборную трубку для отбора точечной пробы опускают до дна транспортной тары, затем верхнее отверстие трубки закрывают и извлекают из тары. Пробу сливают, открывая закрытый конец трубки.
Отбор проб мазеобразных авиаГСМ. Пробоотборниками для мазеобразных авиаГСМ (например, пластичных смазок) являются щупы: винтообразные, с продольным вырезом и поршневые).
В месте погружения щупа удаляют верхний слой нефтепродукта толщиной 25 мм.
Винтообразный щуп опускают, ввинчивая в нефтепродукт, до дна тары, затем извлекают и лопаточкой снимают е него пробу.
Поршневой щуп опускают вдавливанием в нефтепродукт до дна тары, и, поворачивая на 180 град, прорезают нефтепродукт проволокой, припаянной к нижнему концу щупа, затем щуп извлекают и поршнем выдавливают из него пробу.
Щуп с продольным вырезом опускают, ввинчивая в нефтепродукт, до дна тары, а затем извлекают и снимают из него пробу шпателем, вставленным в верхнюю часть прорези, перемещая его вниз.
Объединенную пробу мазеобразного нефтепродукта составляют смешением точечных проб.
Пробы авиаГСМ из резервуаров склада ГСМ, средств транспортирования и заправки отбирают специалисты службы ГСМ предприятия ГА. Лица, отбирающие пробы, несут ответственность за правильность их отбора и оформление необходимой документации.
Пробу, отобранную при приеме авиаГСМ для арбитражного анализа, хранят в лаборатории авиаГСМ предприятия ГА до установления причины несоответствия его качества требованиям стандарта (ТУ), а в случае предъявления претензии на нестандартность авиаГСМ — до решения вопроса по рекламации.
Если качество поступившего авиаГСМ соответствует стандарту (ТУ), то пробу хранят до полного расходования данной партии авнаГСМ.
Дата добавления: 2015-08-09 ; просмотров: 1077 | Нарушение авторских прав
Отбор контрольных проб нефти и нефтепродуктов
Общие требования к отбору проб
Пробы нефтепродуктов из резервуаров, трубопроводов, транспортных средств и тары для установления соответствия их требованиям действующих стандартов и технических условий должны отбираться в количествах, установленных в стандартах и технических условиях на нефтепродукты.
Весь инвентарь, предназначенный для отбора, хранения и переноски проб, должен быть чистым. Пробы, предназначенные для составления средней пробы, отбираются одним пробоотборником без ополаскивания их перед каждым погружением в нефтепродукт.
Во избежание потерь легких фракций пробы бензинов перед проведением анализов должны охлаждаться в водяной бане при температуре 0—20 °С с одновременным перемешиванием.
Перед отбором пробы из резервуара нефтепродукт должен отстояться, затем из резервуара должна удалиться подтоварная вода.
Для отбора проб жидких нефтепродуктов из резервуаров, трубопроводов, мелкой тары должны применяться пробоотборники, марки которых указаны в перечне государственного стандарта.
Пробы мазеобразных и порошкообразных нефтепродуктов отбираются с помощью специальных щупов или трубок, имеющих продольный вырез по всей длине.
Для проведения анализа нефтепродуктов применяются усредненные пробы, отобранные с разных уровнях (об этом будет сказано ниже).
Отбор проб из вертикальных резервуаров
Определение качества нефтепродуктов в вертикальном резервуаре должно выполняться из средней пробы, которая составляется путем смешения точечных проб, отобранных с трех уровней нефтепродукта в резервуаре:
Средняя проба составляется смешением точечных проб в пропорции 1:3:1 для нефтепродуктов, и в соотношении 1:6:1 для нефти.
При применении пробоотборников типа ПСР пробу можно отбирать одной порцией.
Отбор проб из горизонтальных резервуаров
Определение качества нефтепродуктов в горизонтальном резервуаре также должно выполняться из средней пробы.
При диаметре резервуара более Д=2500 мм пробы должны отбираться также с трех уровней:
При диаметре резервуара Д=2500 мм и менее, а также резервуаров диаметром более 2500 мм, заполненных до половины высоты, пробы должны отбираться с двух уровней:
Средняя проба составляется смешением точечных проб в пропорции — 3:1.
Отбор проб из наливных судов
Если высота танков менее 3000 мм, то пробы отбираются с 2-х уровней — с середины взлива и на 250 мм от днища танка, средняя проба получается смешением точечных проб в пропорции 3:1.
Если судно загружено несколькими видами нефтепродуктов, то порядок отбора сохраняется тот же для каждого вида нефтепродукта.
Отбор проб из железнодорожных и автомобильных цистерн
Из железнодорожной и автомобильной цистерны отбирается одна проба с уровня, расположенного на высоте 1/3 диаметра цистерны от ее дна.
Из железнодорожных маршрутов с одной партией нефти и нефтепродуктов пробы должны отбираться с каждой 4-й цистерны и составляться средняя проба. При этом соотношение объемов точечных проб должно устанавливаться с учетом объемов цистерн, из которых отбирались пробы.
Отбор проб из трубопроводов
Для отбора проб нефти и нефтепродуктов из нефтепроводов и продуктопроводов на них устанавливаются стационарные пробоотборники. Пробы должны отбираться при обеспечении двух условий:
только в процессе перекачки жидкости;
три — при диаметре от 100 до 400 мм;
В пробоотборном устройстве из пяти трубок Пито открытые загнутые концы трубок устанавливают по вертикальному сечению трубопровода в следующем порядке:
одну трубку диаметром d( — по оси трубопровода;
Соотношение диаметров входных отверстий трубок должно быть равным d1:d2:d3 = 6:10:13.
Приборы, применяемые для отбора проб
Для отбора проб из резервуаров на резервуарах устанавливают стационарные пробоотборники типа ПСР и других конструкций или используются переносные, ручные пробоотборники. Описание устройства и принцип работы пробоотборников типа ПСР приведено в разделе «Оборудование резервуаров».
Для отбора проб из судов, железнодорожных и автомобильных цистерн применяют, как правило, переносные пробоотборники.
Эскизы ручных пробоотборников, применяемых на нефтебазах и АЗС, показаны на рисунке.
Металлические переносные пробоотборники
На пробоотборнике типа а на крышке имеются три кольца: к центральному крепится рулетка и медный гибкий заземляющий трос; к боковым крепятся две бечевки из хлопка — с помощью одной пробоотборник в закрытом состоянии опускается в резервуар и поднимается из резервуара, с помощью второй открывается крышка пробоотборника.
Порядок отбора пробы из резервуаров и транспортных средств:
с помощью заземляющего троса заземляют пробоотборник путем подключения его к клемме «Заземление» на резервуаре;
измеряют уровень нефти или нефтепродукта в емкости;
рассчитывают уровень отбора точечных проб;
опускают закрытый пробоотборник до заданного уровня так, чтобы отверстие, через которое происходит его заполнение, находилось на этом уровне;
Пробы с нескольких уровней отбирают последовательно сверху вниз.
Донную пробу нефтепродукта из резервуара или транспортного средства отбирают следующим образом:
пробоотборник опускают, устанавливают на днище резервуара или транспортного средства;
открывают крышку или пробку, заполняют пробоотборники, отсекают пробу закрытием крышки и поднимают наружу;
На рисунке показана схема автоматического пробоотборника для отбора проб из магистрального трубопровода, отбирающего пробу пропорционально расходу жидкости, или периодически при помощи автоматических приборов или пробоотборных кранов.
Для автоматического отбора проб из трубопровода необходимо обеспечить постоянное движение части перекачиваемого продукта по обводной линии от основного трубопровода 1. Пробу отбирают из обводного контура без прекращения движения жидкости. Схема предусматривает также ручной способ отбора проб через пробоотборный кран.
Что такое капитанская проба
ИНСТРУКЦИЯ
по приему, хранению, отпуску на суда и контролю качества топлив
и смазочных материалов на нефтебазах и складах
1. РАЗРАБОТАНА ЗАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЗАО «ЦНИИМФ»)
Первый заместитель генерального директора по научной работе, д-р. технических наук С.Н.Драницын
Заведующий лаборатории топлив, масел и экологии, ст. научный сотрудник О.С.Волосатов
Заведующий отделом стандартизации А.П.Вольваченко
2. УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом Федеральной службы морского флота 18 июня 1996 г. N 31
Начальник Федеральной службы В.Л.Быков
ВЗАМЕН РД 31.27.05-84
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Службы материально-технического снабжения (СМТС) пароходств, объединений должны постоянно контролировать выполнение нефтебазами и складами положений настоящей инструкции, направленных на сохранение количества и качества проходящих через них топлив и смазочных материалов. При невыполнении этих положений со стороны нефтебаз и складов СМТС имеют право в установленном порядке запретить прием судами топлив и смазочных материалов вплоть до устранения отмеченных нарушений, ответственность за которые несут нефтебазы и склады.
1.2. Лаборатории пароходств (объединений) должны осуществлять постоянное методическое руководство и контроль за деятельностью контроля качества поступающих на суда топлив и смазочных материалов на уровне требований НТД на их изготовление и ведомственных стандартов на их смеси.
1.3. При несоответствии показателей качества нефтепродуктов требования НТД на их изготовление слив нефтепродуктов должен производиться по возможности в отдельную свободную емкость нефтебазы. Работники лаборатории нефтебазы совместно с представителем поставщика должны отобрать арбитражную пробу и поставить в известность начальника нефтебазы (или лицо, его заменяющее) о несоответствии качества доставленного нефтепродукта.
1.4. Нефтебаза должна произвести в нейтральной лаборатории анализ арбитражной пробы, составить акт с указанием наименования нейтральной лаборатории, результатов анализа и других сведений в соответствии с установленной формой и предъявить рекламацию поставщику в установленном порядке.
1.5. Арбитражную пробу необходимо хранить в сухом помещении до поступления ответа поставщика, но не более трех месяцев с момента отбора пробы.
1.6. При несоответствии показателей качества принятых нефтепродуктов требованиям НТД на их изготовление нефтебаза должна поставить об этом в известность СМТС пароходства (объединения) и совместно с ними решить вопрос о возможности использования на судах нестандартных нефтепродуктов.
В случае экстренной необходимости передачи нестандартных нефтепродуктов с судна на судно администрация бункеруемого судна согласовывает в установленном порядке их использование с вышестоящими службами пароходств (объединений).
1.7. На нефтебазах и складах, где нет лабораторий, прием нефтепродуктов осуществляется на основании паспортных показателей качества.
Отбор проб затаренных нефтепродуктов производится согласно ГОСТ 2517-85.
2. ПРИЕМ, ОТПУСК, ХРАНЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ НА НЕФТЕБАЗАХ И СКЛАДАХ
2.1. Прием, хранение и транспортирование нефтепродуктов на нефтебазах и складах должны отвечать требованиям ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение» и Правилам технической эксплуатации нефтебаз*.
2.2. Прием и отгрузка нефтепродуктов.
2.2.1. Слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.
2.2.1.1. Для бесперебойного и безопасного слива железнодорожных цистерн и разгрузки затаренных нефтепродуктов на железнодорожных тупиках оборудование нефтебаз, складов должно постоянно содержаться в эксплуатационном состоянии согласно требованиям Правил технической эксплуатации нефтебаз.
2.2.1.2. Насосы, сливно-наливные стояки, устройства для нижнего слива, трубопроводы и задвижки должны быть пронумерованы и окрашены в различные цвета согласно Правилам технической эксплуатации нефтебаз.
2.2.1.3. Железнодорожные сливно-наливные стояки для светлых нефтепродуктов должны быть оборудованы исправными гибкими, стойкими к нефтепродуктам рукавами с наконечниками, телескопическими и шарнирно соединенными трубами из материалов, не дающих искру.
Длина рукава с наконечником должна обеспечивать их опускание до дна железнодорожной цистерны.
2.2.1.4. Коллекторы сливно-наливных эстакад должны быть специализированы. Освобождение подземных коллекторов должно производиться при смене марки нефтепродуктов.
2.2.1.5. На каждый трубопровод и коллектор должна составляться калибровочная (градуировочная) таблица.
2.2.1.6. Слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн должен осуществляться при помощи насосов по сливным трубопроводам или самотеком в желоба или заглубинные* резервуары.
2.2.1.7. При неисправности нижних сливных приборов цистерн слив нефтепродуктов производится через верхнюю горловину.
2.2.1.8. Подача железнодорожных цистерн (вагонов) под слив (выгрузку) и вывод их с нефтебазы (склада), а также время, предоставляемое нефтебазе на слив (выгрузку) маршрутов, групп и одиночных железнодорожных цистерн (вагонов) с нефтепродуктами устанавливается договором, заключаемым в установленном порядке с железной дорогой.
Пункты договора должны быть составлены с учетом требований Правил перевозки грузов и Правил технической эксплуатации нефтебаз.
2.2.1.9. Перед сливом цистерн ответственные лица нефтебазы должны провести следующие мероприятия:
на основании грузовых документов и паспортов качества на прибывшие нефтепродукты установить количество прибывшего нефтегруза каждой марки;
наметить резервуары, куда будут сливаться нефтепродукты, провести контрольное измерение количества в них нефтепродуктов, убедиться в исправности оборудования, подготовить к действию систему внутрибазовых трубопроводов, сливные устройства;
совместно с представителем железной дороги проверить целостность пломб отправителя на цистернах, количество, типы и номера поданных цистерн, проверить соответствие номеров цистерн, наименований груза документам отправителя;
отобрать пробы прибывшего нефтегруза в соответствии с ГОСТ 2517-80* «Нефть и нефтепродукты. Отбор проб» и передать пробы в лабораторию для анализа;
определить температуру нефтепродукта и высоту налива в каждой цистерне, высоту слоя подтоварной воды;
при несоответствии номера цистерны, наименования груза документам отправителя или при отсутствии пломб на цистернах потребовать от представителя железной дороги составления коммерческого акта по установленной форме. Без предварительного анализа проб нефтепродуктов из указанных цистерн и заключения ответственного лица нефтебазы по качеству нефтепродуктов о прибывшем в них нефтегрузе производить их слив запрещается.
2.2.1.10. В случае поставки вязких и застывающих нефтепродуктов в обычных цистернах, не оборудованных штатными подогревателями, их подогрев должен производиться при помощи переносных паровых подогревателей и (или) электрических грелок.
2.2.1.11. Переносные паровые змеевики и электрические грелки должны включаться в работу только после их погружения в нефтепродукт на глубину не менее 50 см от уровня продукта до верхней кромки подогревателя. Выключение подогревательных приборов должно производиться до начала слива.
2.2.1.12. Для подогрева нефтепродуктов в железнодорожных цистернах переносными паровыми подогревателями давление насыщенного водяного пара должно быть не более 0,3 МПа (2 кгс/см ).
2.2.1.13. Запрещается обогрев насыщенным паром смазочных масел, дизельных и моторных топлив. При перекачке по внутрибазовым трубопроводам температура нефтепродуктов должна быть на 15 °С ниже температуры их вспышки.
2.2.1.14. По окончании слива цистерны должны быть зачищены, их сливные приборы отсоединены и закрыты крышками. Ответственное лицо нефтебазы оформляет и в установленном порядке передает на железную дорогу пересылочные накладные на слитые цистерны.
2.2.2. Операции по сливу-наливу нефтепродуктов с судов.
2.2.2.1. Для бесперебойного и безопасного проведения операций по сливу-наливу судов оборудование нефтебаз должно поддерживаться в исправном состоянии согласно требованиям Правил технической эксплуатации нефтебаз.
2.2.2.2. Нефтеналивные и бункеруемые суда должны подключаться к береговому устройству для заземления до соединения приемного судового трубопровода со шлангующими устройствами. Заземлительные устройства должны сниматься только после окончания сливно-наливных или бункеровочных операций и разъединения трубопроводов причала и судна.
2.2.2.3. При подготовке и проведении операции слива-налива нефтепродуктов обслуживающий персонал смены нефтебазы под руководством ответственного работника по сливу-наливу должен выполнить следующее:
перед наливом судов проверить их подготовленность в соответствии с ГОСТ 1510-84;
перед сливом судов взять паспорта качества в соответствии с ГОСТ 2517-85, отобрать пробы доставленных нефтепродуктов;
замерить высоту наполнения нефтепродуктов, а также определить наличие и высоту слоя подтоварной воды в танках наливных судов, определить количество прибывшего нефтегруза;
провести контрольное измерение количества нефтепродуктов в резервуарах, подготовленных для сливно-наливных операций, а также убедиться в исправности оборудования этих резервуаров;
наметить схему слива-налива и определить шлангующие устройства для присоединения к судну;
дать указание о заземлении судна и присоединении выбранных шлангующих устройств;
подготовить насосы и трубопроводы согласно выбранной технологической схеме перекачки;
подготовить линию трубопроводов и дать распоряжение о приеме (отпуске) нефтепродуктов;
при появлении угрозы выхода судна за зону действия шлангующих устройств необходимо немедленно прекратить сливно-наливные операции;
по окончании слива-налива произвести зачистку шлангующих устройств при помощи защитных насосов;
по окончании слива-налива закрыть задвижки на трубопроводах и дать распоряжение на отсоединение шлангующих устройств и приведение их в исходное положение, отключить заземление судна.
2.2.2.4. Измерение количества продукта, принятого из наливных судов или выданного нефтебазой, должно осуществляться в соответствии с Временной инструкцией по учету нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях Роскомнефтепродукта.
2.2.2.5. Указание обслуживающему персоналу смены о подготовке к перекачке выдается ответственным работникам по сливу-наливу в соответствии со сменно-суточным планом нефтебазы.
2.2.2.6. Ответственный за слив-налив работник нефтебазы должен дать распоряжение о начале перекачки только после подтверждения выполнения его указаний по подготовке к сливу-наливу.
2.2.2.7. Перекачку нефтепродуктов разрешается начинать только по указанию ответственного по сливу-наливу работника нефтебазы.
2.2.2.8. Перед завершением заполнения резервуара замеры уровня необходимо проводить через промежутки времени, исключающие перелив нефтепродуктов, учитывая скорость исполнения и время, затрачиваемое на измерение.
2.2.2.9. При обнаружении ненормального опорожнения (наполнения) резервуара следует немедленно прекратить перекачку и устранить причину неполадок. Возобновление перекачки разрешается только после устранения неисправностей.
2.2.2.10. При переключении резервуаров во время перекачки необходимо сначала открыть задвижки свободного резервуара и убедиться, что нефтепродукт поступает в подключенный резервуар, а затем закрыть задвижку у заполненного резервуара.
2.2.2.11. После слива нефтепродукта в резервуар проба из него вместе с пробой, отобранной из судовых танков, передается на анализ в лабораторию.
При отгрузке нефтепродуктов в плавбункеровщик (танкер) представитель нефтебазы в присутствии представителя плавбункеровщика (танкера) отбирает в установленном порядке среднюю пробу. Часть этой пробы опечатывается нефтебазовой и через капитана передается бункеруемому судну (капитанская проба) для анализа в лаборатории отдела теплотехники, если бункеруемое с плавбункеровщика (танкера) судно приписано к другому пароходству (объединению). Другую часть этой пробы хранят на нефтебазе на случай арбитражного анализа.
2.2.2.12. Вязкие и застывающие нефтепродукты перед сливом из танков должны быть предварительно подогреты до температур, при которых обеспечивается перекачка, но не выше 65 °С.
Налив в судно нефтепродуктов, подогретых до температуры выше 65 °С, запрещается.
Для предотвращения ухудшения показателей качества масел их подогрев в судовых танках должен производиться только стационарными судовыми подогревателями.
2.2.3. Отпуск нефтепродуктов (спецжидкостей) в тару и автоцистерны.
2.2.3.1. Нефтепродукты (спецжидкости) в мелкую тару (бочки, бидоны и пр.) отпускают через разливочные, оборудованные в соответствии с Правилами технической эксплуатации нефтебаз.
2.2.3.2. Непосредственно перед наливом нефтепродуктов (спецжидкостей) в мелкую тару необходимо проверить ее исправность и чистоту в соответствии с ГОСТ 1510-84. В неисправную и грязную тару отпуск нефтепродуктов (спецжидкостей) запрещается.
2.2.3.3. Нефтепродукты в автоцистерны отпускают через системы налива, автоэстакады и одиночные автостоянки.
2.2.3.4. Слив и налив легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов допускается производить на одной площадке с общим навесом.