Что такое канон в музыке
Канон (музыкальная форма)
В музыке кано́ном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени после её начала. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой, а голоса, вступающие позже, — риспостами (иногда можно встретить латинские обозначения dux — «вождь» и comes — «спутник»). При этом спутники должны либо точно совпадать с мелодией-вождём (простой канон), либо быть полученными из неё по некоторым правилам, приведённым ниже. Самые известные примеры канонов (например, «Frère Jacques» — «Братец Яков») — простые.
Содержание
История
Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке. Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком (например, «Sumer Is Icumen In» — «Летний канон»); каноны в большом количестве писали в Италии в XIV веке, используя для них термин caccia, а также использовали их во французских шансонах. В эпоху Франко-фламандской школы (1430—1550) форма канона развилась дальше, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре, Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias), Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как «Музыкальное приношение» И. С. Баха). В XX веке Шёнберг возродил интерес к канону, используя двенадцатитоновую технику.
До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.
Типы канонов
Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временна́я разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.
Простой
В простом каноне мелодии-спутники в точности повторяют основную мелодию в первом голосе, возможно, на октаву выше или ниже основного голоса. Пример такого канона — Frère Jacques.
Интервальный
Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным, если нет, то диатоническим.
Контрапунктные производные
Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.
Обращение
В обращённом каноне мелодии-спутники являются обращениями мелодии-вождя. Это значит, что, если основная мелодия делает скачок, например, на квинту вверх, спутник в том же месте делает скачок на квинту вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным.
Возвратное движение
В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается задом наперёд. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).
Мензуральный
В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem) или вдвое быстрее (канон per diminutionem). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения, в особенности в конце XV — начале XVI веков; Окегем написал целую мессу (Missa Prolationum), каждая часть которой является мензуральным каноном.
Бесконечный
Бесконечным (canon perpetuus) называется канон, конец которого плавно переходит в начало, то есть такой, который можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности, в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos) — в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.
Двойной и тройной
Если в каноне присутствуют две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).
Способы записи канона
Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон — такая запись называется закрытой. Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным.
Аудиофрагмент
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Канон (музыкальная форма)» в других словарях:
Музыкальная форма — (лат. forma вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима … Википедия
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный хор к очередному пионерскому празднику разучивает новые песни … Музыкальный словарь
Бар (музыкальная форма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бар (значения). Бар, бар форма (нем. das Bar, возможно, сокращение от средневерхненем. barat или parat искусный выпад в фехтовании), текстомузыкальная форма, в которой сочинялись песни… … Википедия
КАНОН — (греч. kanon правило). 1) установления апостолов, вселенских соборов и поместных, относящиеся к вере и церковным обрядам. 2) церковная песнь в похвалу праздника или святого. 3) шрифт употребляемый ныне только в заглавиях книги. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
Форма музыкальная — (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия
Канон — Не следует путать с термином «канун». Канон (греч. κανών) неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи[1] выводят… … Википедия
Музыкальная драма — Опера (итал. opera «дело, труд, работа; опера», из лат. opera «труд, изделие, произведение») жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее… … Википедия
Форма музыкальная — Музыкальная форма (лат. forma вид, облик) композиционная схема, принцип построения и следования музыкального материала (например, бар, фуга, сонатная форма, вариационная форма, рондо и т. д.). В некоторых случаях понятие музыкальной формы… … Википедия
Канон в музыке — полифоническая форма, один из видов имитации. В нем продолжительная мелодия после своего появления в одном голосе и задолго до своего окончания совершенно точно повторяется в другом голосе, начиная с той же ступени или с другой, вследствие чего К … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Что такое канон в музыке
Каноны обычно 2-4-голосны, хотя число голосов теоретически неограниченно. Голоса канонов могут вступать в различные интервалы (в приму, октаву, кварту и др.) и в различном порядке, в частности одновременно (смотри пример 3б). По числу имитируемых мелодий различаются простые и сложные (двойные, тройные) каноны. Помимо имитации в прямом движении, в канонах возможно обращение мелодии, ракоход, увеличение, уменьшение и другие преобразования.
Различают также канон конечный и бесконечный, или круговой (возвращающийся к своему началу). Разновидности канонов (как правило, внутри более крупной формы): стретта; каноническая секвенция, в частности «спиральный» канон per tonos (приходящий к своему началу после транспозиций). Каноническая имитация нередко сопровождается свободными голосами.
Особым разнообразием техники и форм отличались нидерландские каноны. Их виды (по классификации Л. Файнингера): простой прямой канон, сложный прямой канон, пропорциональный (или мензуральный), линеарный, инверсионный, элизионный каноны. Канон с невыписанными риспостами впоследствии стали называть загадочным каноном (при возможности разных расшифровок такой канон называется полиморфным).
2) Однострунный инструмент (монохорд), в Древней Греции (у пифагорейцев) и в средние века служивший для демонстрации числовых соотношений музыкальных звуков (интервалов и звукорядов) в научных и учебных целях.
3) Цитровидный музыкальный инструмент. Смотри Канун.
Канон (музыка)
В музыке кано́ном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени после её начала. Мелодия, звучащая с самого начала канона, называется пропостой, а голоса, вступающие позже, — риспостами (иногда можно встретить латинские обозначения dux — «вождь» и comes — «спутник»). При этом спутники должны либо точно совпадать с мелодией-вождём (простой канон), либо быть полученными из неё по некоторым правилам, приведённым ниже. Самые известные примеры канонов (например, «Frère Jacques» — «Братец Якоб») — простые.
Содержание
История
Слово «канон», имеющее много других значений, стало использоваться для обозначения музыкальной формы только в XVI веке. Наиболее ранние известные английские каноны датируются XIII веком. Хрестоматийный пример раннего канона — пьеса с инципитом «Sumer is icumen in» (так называемый «Летний канон»). Каноны активно писали в эпоху Арс нова в Италии и Франции, особенно в жанрах каччи и шас. Знаменитый ранний пример ракоходного канона —шансон «Мой конец — моё начало» Гильома де Машо. В полифонической музыке франко-фламандской школы (1430—1550) канон получил дальнейшее развитие, а окончательно известные сейчас правила сочинения канонов сформировались у композиторов Римской школы. В это время форма канона достигла наивысшего развития. Большое внимание канону уделяли Жоскен Депре, Иоганн Окегем (которому приписывают 36-голосный канон Deo gratias), Пьер де ла Рю, Палестрина и другие. Позже к канону стали обращаться всё реже (с некоторыми значимыми исключениями, такими как «Музыкальное приношение» И. С. Баха). Каноны писали и другие музыканты эпохи барокко (Пахельбель, Телеман, Зеленка). Некоторое количество юмористических канонов оставил В. А. Моцарт. В XX веке интерес к канону возродился: Антон Веберн написал 5 канонов на латинские тексты (op.16), используя технику додекафонии. Примеры канонов оставили также Арнольд Шёнберг, Луиджи Даллапиккола (практически в каждом своём сочинении), Пауль Хиндемит, Дьёрдь Лигети, Луиджи Ноно и многие другие.
До выделения фуги в отдельную музыкальную форму каноны, как и другие имитационно-полифонические произведения, часто называли фугами.
Типы канонов
Каноны классифицируются в соответствии с разными параметрами: количество голосов, интервал между первыми нотами пропосты и риспосты, наличие обращения или возвратного движения голосов, временна́я разница между вступлениями голосов, точность повторения интервалов пропосты риспостами и темпы риспост.
Простой
В простом каноне мелодии-спутники в точности повторяют основную мелодию в первом голосе, возможно, на октаву выше или ниже основного голоса. Пример такого канона — Frère Jacques.
Интервальный
Если риспоста начинается не с той же ноты, что и пропоста, то канон называется интервальным. При этом мелодия риспосты уже не обязана точно совпадать с пропостой: интервалы между двумя нотами основной мелодии могут заменяться на одноимённые (например, большая секунда на малую). Если мелодии во всех голосах совпадают, то канон называется точным, если нет, то диатоническим.
Контрапунктные производные
Риспоста может не совпадать с пропостой, а быть её контрапунктной производной.
Обращение
В обращённом каноне мелодии-спутники являются обращениями мелодии-вождя. Это значит, что, если основная мелодия делает скачок, например, на квинту вверх, спутник в том же месте делает скачок на квинту вниз, и наоборот. Если при этом расстояния между нотами точно сохраняются, то такой канон называется зеркальным.
Возвратное движение
В риспостах может применяться возвратное движение, или ракоход, когда основная мелодия записывается задом наперёд. Каноны, одновременно обращённые и в возвратном движении, иногда называют столовыми: его можно сыграть, если между двумя музыкантами поставить стол и положить ноты основной мелодии канона (каждый будет читать мелодию в своём направлении).
Мензуральный
В мензуральном, или пропорциональном, каноне риспоста является растянутой или сжатой во времени пропостой (то есть играется в другом темпе). Например, мелодия риспосты может играться вдвое медленнее пропосты (канон per augmentationem) или вдвое быстрее (канон per diminutionem). Технически мензуральные каноны наиболее сложны для написания. Такие каноны в большом количестве писали в эпоху Возрождения, в особенности в конце XV — начале XVI веков; Окегем написал целую мессу (Missa prolationum, «Месса пролаций»), каждая часть которой является мензуральным каноном.
Бесконечный
Бесконечным (canon perpetuus) называется канон, конец которого плавно переходит в начало, то есть такой, который можно играть сколь угодно долго. При этом мелодия в конце может оказываться в той же тональности, в которой она началась, или модулировать в другую тональность (спиральный канон, per tonos) — в таком случае новый виток канона начинается уже в новой тональности.
Двойной и тройной
Если в каноне присутствуют две (или три) независимые темы, к каждой из которых имеются спутники, такой канон называется двойным (соответственно, тройным).
Способы записи канона
Композиторы не всегда явно выписывали в каноне все голоса. Иногда записывался один голос с пометами, позволяющими однозначно восстановить весь канон — такая запись называется закрытой. Если выписывается только основная мелодия канона без указания мест и интервалов вступления риспост, то канон называется загадочным.
Литература
Ссылки
Аудиофрагмент
Полезное
Смотреть что такое «Канон (музыка)» в других словарях:
Канон — Не следует путать с термином «канун». Канон (греч. κανών) неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи[1] выводят… … Википедия
Канон Пахельбеля — К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя. Вы можете загрузить ролик ил … Википедия
Канон (песнопение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Канон. Канон (греч. κανών правило, норма), в православном богослужении жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвящённое, например, прославлению какого либо праздника или … Википедия
Канон — (от греч. kanon норма, правило). 1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило назв. монохорда. К. называли также саму числовую систему… … Музыкальная энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия
Музыка Симпсонов — Здесь приведён список музыкальных произведений, когда либо звучавших в мультсериале «Симпсоны». Содержание 1 Произведения, существовавшие до появления «Симпсонов» 1.1 Первый сезон … Википедия
Музыка в Симпсонах — Здесь приведён список музыкальных произведений, когда либо звучавших в мультсериале «Симпсоны». Содержание 1 Произведения, существовавшие до появления «Симпсонов» 1.1 Первый сезон … Википедия
Музыка из Симпсонов — Здесь приведён список музыкальных произведений, когда либо звучавших в мультсериале «Симпсоны». Содержание 1 Произведения, существовавшие до появления «Симпсонов» 1.1 Первый сезон … Википедия
Канон в музыке
Полезное
Смотреть что такое «Канон в музыке» в других словарях:
КАНОН (в музыке) — КАНОН, форма многоголосной музыки, основанная на строгой имитации (см. ИМИТАЦИЯ) проведении во всех голосах той же мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как элемент других… … Энциклопедический словарь
Канон (музыка) — Это статья о музыкальном значении слова «канон». Другие значения см. в статье Канон. В музыке каноном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени… … Википедия
Канон (музыкальная форма) — Это статья о музыкальном значении слова «канон». Другие значения см. в статье Канон. В музыке каноном называется полифоническое произведение, в котором основная мелодия сопровождается подобными ей, вступающими через некоторый промежуток времени… … Википедия
КАНОН — художественный (греч. kanon норма, правило) в эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в к. л. исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные… … Философская энциклопедия
Канон — (греч. kanon норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой либо исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные структурные… … Энциклопедия культурологии
КАНОН — (греч. kanon правило). 1) установления апостолов, вселенских соборов и поместных, относящиеся к вере и церковным обрядам. 2) церковная песнь в похвалу праздника или святого. 3) шрифт употребляемый ныне только в заглавиях книги. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
КАНОН — (греч. kanon норма, правило) система правил, норм, господствующая в иск ве в к. л. исторический период или в к. л. худож. направлении и закрепляющая осн. структурные закономерности конкретных видов искусства. Каноничность в первую очередь присуща … Эстетика: Словарь
Канон — (от греч. kanon норма, правило). 1) В Др. Греции устройство для изучения и демонстрации соотношений тонов, образуемых разл. частями колеблющейся струны; со 2 в. получило назв. монохорда. К. называли также саму числовую систему… … Музыкальная энциклопедия
КАНОН — По гречески канон значит правило, образец. В жизни нам довольно часто встречается это слово. Мы говорим: «По строгим канонам. ». Или употребляем понятие канонический в смысле образцовый, подчиняющийся самым строгим правилам. В музыке значение… … Музыкальный словарь
Канон — изначально назв. измерительного инструмента, определяющего прямое направление (правило, отвес, линейка), однако слово стало рано употребляться в переносном значении. Для античного скульптора оно обозначало совокупность правил,… … Словарь античности
Конспект занятия «Канон. Полифония. Многоголосие. Выразительные элементы в музыке»
Гузель Мустаева
Конспект занятия «Канон. Полифония. Многоголосие. Выразительные элементы в музыке»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Советский районный Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Методическая разработка занятия
Тема: «Канон. Полифония. Многоголосие. Выразительные элементы в музыке»
Блок «Вокальное творчество»
Разработала педагог дополнительного образования
Мустаева Гузель Наилевна
Место проведения: МБОУ СОШ пгт. Агириш
Тема занятия: Канон. Полифония. Многоголосие. Выразительные элементы в музыке.
Тип занятия:
— формирование новых знаний.
— Познакомить учащихся с явлением полифонии, канона в музыке и раскрыть выразительные особенности многоголосия.
Оборудование для педагога:
Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение полифонических пьес.
Уровень исполнения: хороший. Учащийся самостоятельно оценивает свои достижения. Педагог эмоционально поддерживает ребенка.
Задание на дом: закрепление знаний по полифонии, работа над голосами в полифонии.
Перспектива на следующее занятие: готовность изучать новый материал, уметь использовать изученный материал в последующих занятиях.
План занятия:
1. Организационный момент (1 мин)
2.Подготовительный этап: сообщение темы, целей занятия(2 мин)
3. Слово педагога по теме урока (23мин)
4. Распевание (4 мин)
5. Выполнение задания (15 мин)
6. Подведение итогов (3 мин)
Этап занятия Содержание занятия
1. Организационный момент (1 мин)
2.Подготовительный этап: сообщение темы, целей занятия (2 мин)
3. Слово педагога по теме урока (23 мин)
4. Распевание (4 мин)
5. Выполнение задания (15 мин)
6. подведение итогов (1 мин)
— здравствуйте дорогие воспитанники!
— присаживайтесь по удобнее, сегодня мы с вами познакомимся с новой темой, весьма интересной!
Педагог сообщает тему занятия. Затем доносит цель и задачи, поставленные для изучения темы. И приступает к самой теме.
— Сегодня мы с вами познакомимся с выразительными возможностями, то есть узнаем какие же выразительные элементы существуют в музыке. Это такие элементы, как Канон, Полифония и Многоголосие. Для этого мы с вами просмотрим видео-материал, после чего мы с вами обсудим и попробуем исполнить песню «Славим Мир на планете». Эта песня канон – как мы с вами выясним позже.
1.1. (Смотрим видео материал – Шишкин лес «Канон»)
1.2.Начинаем краткое обсуждение просмотренного видео:
1.3. – Мы с вами посмотрели видео, что же такое канон? Кто мне скажет?
1.4. Воспитанники дают определение, что такое канон.
1.5. – Замечательно! А теперь мы с вами посмотрим второй виде-материал и узнаем, что же такое полифония. Готовы?
1.7. (Смотрим второй видео-материал – Шишкин лес «Полифония»)
1.8. По завершению видео-материала,мы начинаем обсуждение темы:
1.9. – Понравился материал?
Так что же такое полифония?
Дети дают, определение, что такое полифония.
— А теперь давайте посмотрим третий видео-материал! И, наконец, узнаем, что же такое Многоголосие? Ведь именно к этой главной теме мы должны прийти. Готовы?
Идет просмотр третьего видео-материала Шишкин лес «Многоголосие».
— Ну вот и все! Мы с вами узнали, что же такое многоголосие! Дайте определение.
Дети дают определение.
— Теперь давайте распоемся, разогреем свой голосовой аппарат! Давайте вспомним наше упражнение на звуки «ми-ма-мэ-ма-мо-му». Упражнение «Жук». Исполняются упражнения воспитанниками (прилагается видео-материал).
— Ну вот, теперь мы с вами распелись, разогрели свой голосовой аппарат и попробуем спеть наше произведение? Готовы?
— хорошо, так как петь многоголосие не так уж и просто, мы с вами попробуем спеть канон, разбиться хотя бы на два голоса.
Дети встают в хор, педагог делит детей на два голоса (по голосам).
— Теперь мои дорогие мы начинаем разучивать первую партию, вы готовы?
Дети с педагогом разучивают первую партию.
— Так как канон, как мы с вами выяснили, мелодия повторяется, вы помните?
— Мелодия та же самая, что в обоих голосах, только вторым голосам придется немного посложнее, вы же смотрели видео-материал? И помните, что мелодия запаздывает и следом вторит за первым голосом, за первой партией.
Дети с педагогом начинают соединение партий по голосам.
— Ну вот, видите? У нас уже что то прорисовывается?
— Да мои дорогие воспитанники, это не так уж и просто, но в дальнейшем мы с вами будет осваивать прием многоголосия, потому что это очень красиво, когда поют несколько голосов!
— Ну что мои дорогие? Вам понравилось сегодняшнее занятие?
— я очень рада! До свидание!
Самоанализ педагога: Занятие прошло в режиме диалога обучающегося с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная. Тема занятия в целом раскрыта,поставленные задачи решены: выучены темы по голосам.
«Выразительные средства театрализованной деятельности» Характерные особенности театрализованных игр: • литературная или фольклорная основа их содержания; • наличие зрителей Две основные группы.
Лэпбук по музыке «П. И. Чайковский» Методическое пособие. Лэпбук «Петр Ильич Чайковский». Музыкальный руководитель МБДОУ № 7 Осинина Маргарита Юрьевна. Актуальность. Музыкальное.
Элементы дизайна группы ДОУ. Мастер-класс «Бабочки» Мастеркласс «Бабочки»Предложенный вашему вниманию мастеркласс по художественно-эстетическому оформлению группы в виде стаи Бабочек изготовлен.
Мастер-класс. Элементы летнего оформления участка из пластиковых бутылок «Жираф и зебра» Наступило долгожданное лето. Каждое лето в нашем санатории идет работа по обустройству прогулочных участков. На нашем участке мы решили.
Конспект НОД по музыке «Осенние мотивы» Музыкальное занятие на тему «Осенние мотивы» в подготовительной группе. Программное содержание. Развивать звуковысотный слух, расширять.
Элементы биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОВЗ Элементы биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОВЗ. Одним из важнейших условий всестороннего развития детей является правильная.
Элементы летнего оформления участка «Паровозик паровоз, что ты нам сюда привёз?» Каждый год, в конце весны, педагоги стараются красиво оформить участки групп к лету. На страницах образовательного портала МааМ. ru я.
Элементы летнего оформления участка. Сказочно-цветочная тема В этом году мой отпуск разделился на две части. Первая его часть прошла в июне. Это время я посвятила не только, как говорится, принятию.
Элементы летнего оформления участка. Сказочный хуторок Отпуск каждый проводит по-своему. В это замечательное время я не только отдыхаю, но и с удовольствием занимаюсь творчеством. Кроме паровозика.