Что такое канифоль для скрипки
Канифоль
Канифоль
(эта страница будет улучшаться и дополняться)
Канифоль — это кусочек смолы, которым натирают волос смычка, без нее скрипка не звучит. Скрипичная канифоль бывает разных фирм и разных видов, и обычно музыканты выбирают ее скорее интуитивно.
Тем не менее в канифольном деле множество тонкостей и хитростей.
Канифоль получают из смолы хвойных деревьев: например, сосны, лиственницы, ели. (Обратите внимание на «перекомпоновку» природных материалов: деки скрипки сделаны из дерева, и без смолы из них невозможно издать смычком ни звука). Бывают виды канифоли, основанной на сочетании разных смол (например, хвойных и плодовых деревьев).
Сосновую смолу собирают исключительно осенью. На какой-нибудь старой мануфактуре, где производством канифоли занимаются уже лет двести, эту смолу нагревают в тигле, чтобы получить из нее терпентин (живицу); ждут, пока смола очистится от примесей, затем оставшуюся жидкую смолу снова нагревают, добавляют различные ингредиенты («волшебная формула» у каждой мануфактуры своя); и придают ей форму. Часто канифоль делается круглой (и потом заворачивается в бархат или помещается в нечто вроде шкатулки) или прямоугольной, но бывают и сорта дорогой канифоли, которым придают, например, форму скрипки.
Рецепт хорошей канифоли, как правило, старый и проверенный, и выпускается она старыми проверенными мануфактурами. Хотя некоторые производители стараются выделиться — например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов***.
Относительно того, как выбрать традиционную канифоль, тоже есть множество тонкостей. Каждая фирма выпускает по несколько видов канифоли, и звучат все они по-разному.
Скрипичная канифоль бывает более «жесткой» или «мягкой» в смысле получаемого с ее помощью звука. Каждый вариант идеален при определенных условиях. Самое главное — чего требует ваша скрипка и ваша индивидуальность, ваш собственный звук. Затем — что лучше подходит к вашим струнам. Считается, что более жесткая канифоль требуется на «жестких» (например, стальных) струнах, более мягкая — на струнах синтетических или жильных. На выбор канифоли может повлиять все, что угодно: от размеров помещения (концертный зал или студия) до климата. Опять-таки считается, что в тропиках предпочтительна жесткая канифоль, а в холодном климате (как у нас) — более мягкая.
Среди производителей канифоли (по-английски она называется rosin) — Hill & Sons, Pirastro, Thomastik; Larsen, Kaplan, Liebenzeller (Larica), Gustave Bernardel Rosin (Corelli Savarez) и др.
См.: процесс приготовления канифоли (статья на английском языке и фото)
Примечание! Важно всегда стирать остатки канифоли с инструмента и струн мягкой тряпочкой после каждого «сеанса» скрипичных занятий. В противном случае канифоль въестся в лак, что чревато серьезными последствиями для скрипки и ее звука, или нарастет на струнах, что опять же испортит звук.
P.S. Слово «канифоль» происходит от названия лидийского города Колофон (территория древней Лидии — это современная Турция).
*** «…например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов…» У автора «Азбуки» нет возможности делать «контрольную закупку» и отправлять образцы канифоли в лаборатории, чтобы определить, действительно ли в составе того или иного продукта есть тот или иной металл и всё ли то золото, что блестит. Поэтому читателю стоит иметь в виду, что сведения о составе взяты из официальных описаний на сайтах производителей. Впрочем, производители эти — как правило, старинные уважаемые фирмы, и лично я не думаю, чтобы они обманывали покупателей, заявляя в составе то, чего нет.
Что такое канифоль для скрипки
Темная и светлая канифоль – различия и сходства. Давайте расшифруем, что это такое, как это сделано, и какая из них подходит для Вас.
Канифоль – вездесущий аксессуар для любого исполнителя на струнно-смычковом инструменте, в тоже время и немного загадка для многих музыкантов. Мало кто из музыкантов до конца знает, как это сделано, как это работает, какие типы или сорта лучше всего подходят для их инструментов, а какие нет. Выбор канифоли в вашем музыкальном магазине – это как выбор торта в кондитерской. Пытаясь выбрать торт и/или коробочку канифоли вы стоите перед выбором, что взять: выбирать темный или янтарный цвет канифоли, внешний вид упаковки, использовать ее зимой или летом?
Чтобы помочь расшифровать загадку и сделать ее понятной, мы дадим вам некоторую нужную информацию, о той маленькой коробочке канифоли, которая будет храниться в кармашке для аксессуаров вашего футляра для скрипки, альта, виолончели, или в чехле с вашим контрабасом.
Канифоль (rosin — colophon или colophony) – представляет собой смолу, которую собирают с одного из 110 различных видов сосны по всей Европе, Азии, Северной Америке и Новой Зеландии. Само название «канифоль» возвращает нас в древний город Колофон в Лидии, который производил высокосортные смолы первоначально используемые для создания дыма для медицинских процедур и магических ритуалов.
Канифоль собирается непосредственно из живых деревьев. В основном процесс во многом похож на то, как собирают кленовый сироп (процесс никоим образом не наносит вред дереву). Во-первых, небольшой участок внешней коры дерева удаляется/надрезается. После этого у дерева устанавливается поддоном и сборный контейнер. Наконец, в коре прорезаются V-образные канавки шириной около 1 см (0,39 дюйма) чуть выше канала капельного сбора смолы. Эти канавки собирают поток смолы в контейнер (разрезы должны обновляться каждые пять дней или около того, чтобы обеспечить непрерывный поток древесной смолы иначе кора зарастает, а смола перестает поступать).
После того, как смола для будущей канифоли собрана, ее иногда смешивают с другими соками дерева (другими смолами) – обычно это может быть смола лиственницы, ели или пихты – в зависимости от специализированной формулу, которую использует изготовитель канифоли (производители канифоли зачастую хранят рецепт в тайне, по примеру скрипичных мастеров, которые могут хранить в тайне рецепт лаков). Далее в процедуре изготовления канифоли следует процесс очистки – смолу помещают в большие чаны, в которых создают давление и нагревают, пока смолы не расплавятся полностью. Так из смолы удаляют примеси, добиваясь ее чистоты. После приготовления смеси и добавления дополнительных ингредиентов (согласно тому или иному рецепту – для достижения определенных свойств готового продукта), смесь канифоли разливают в формы. После того, как смесь устоится в течение приблизительно 30 минут, поверхность канифоли становится гладкой, как будто отполированной. Канифоль упаковывается в валик ткани или помещается в плотно закрытый герметичный контейнер.
Цвет канифоли продиктован временем года, в течение которого она собрана. Если смола собрана в конце зимы или ранней весной, она будет обладать золотистым или янтарным цветом и трудно определить, когда точно собрана. При смене сезона с летнего на осенний, цвет смолы темнеет до темного почти черного, а консистенция становится более мягкой.
Абразивность и липкость канифоли, создаваемая между волосом в смычке и струной – это то, что заставляет струну звучать. Смычок тянет струну в направлении движения руки до тех пор, пока абразивность действует до точки, где сопротивление струны слишком велико и струна не может более тянуться. Струна соскальзывает в исходное положение, чем создается вибрация (вне зависимости от звуковысотности, на которую струна настроена) – в результате мы слышим звук струны (инструмента).
При покупке канифоль, первым делом определитесь, ищете ли вы канифоль студенческого или профессионального уровня. Студенческого класса канифоль дешевле, иногда имеет «песочный» звук, и производит больше порошка/пыли при использовании, чем профессиональные марки канифоли. Для некоторых исполнителей, таких, как скрипачи-фидлеры, это плюс. Но классические музыканты могут обнаружить, что более дорогие канифоли профессионального уровня лучше соответствуют их потребностям. Профессиональный класс канифоли создается из сырья более высокой степени очистки и обычно приводит к получению более гладкого, более контролируемого звука.
Чтобы достичь новых нюансов звука, привлечь новых покупателей – некоторые компании пошли на неординарный шаг и стали добавлять в свои рецепты изготовления канифоли даже драгоценные металлы. Теперь это не редкость, увидеть золото, серебро, свинец-серебро, и медь среди добавок в состав канифоли. Эти материалы якобы увеличивают статическое трение канифоли, создавая различные тональные качества.
Золото, предполагается, производит теплый, ясный тон и подходит для всех инструментов. Добавление золота в состав канифоли может смягчить жестко звучащий инструмент. Исполнители-солисты часто обнаруживают, что «золотая канифоль» помогает им производить более ясный, определенный тон.
Серебро в составе канифоли создает концентрированный, яркий тон и это особенно ощущается во время игры в высоких позициях. Она лучше всего подходит для скрипки или альта.
Свинцово-серебряный состав канифоли хорошо подходит как для скрипки, так и для альта, виолончели, такие канифоли являются мягкими, но не липкими. Они усиливает теплоту и ясность звука, создавая свежий игровой тон.
Медь является самым распространенным металлом, добавляемым в рецепты канифоли. Канифоли с содержанием меди помогают сделать игру для новичка проще (и, как говорят, лучше подходит для 1/2- и 3/4 размера инструментов). Медь создает очень теплый, почти бархатно-мягкий тон, что частично скрадывает неловкости в игре начинающих инструменталистов. Этот тип канифоли также популярен среди исполнителей на Гамбе.
Канифоль поставляется либо коробочной (залитой, к примеру, в деревянную форму) или формованной (разные типы упаковки). Коробочная канифоль, как правило, по цене ниже, чем формованная, производится в светло-янтарном цвете. Это универсальная канифоль, и может быть использована для любого струнного инструмента (за исключением контрабаса), в любое время года. Коробочные канифоли выгодны для учеников/студентов исполнителей, использующих смычки с искусственным синтетическим волосом или с натуральным волосом не высокого качества. Одним из преимуществ канифоли в штучной упаковке является ее приемлемое качество, она менее склонна к растрескиванию и расколам и не высокая цена. В то время как формованные канифоли имеет тенденцию быть более высокого качества, это продукт более тщательной фильтрации, но более высокой стоимости. Они доступны в градациях от янтарного до темного черного цвета (как для летних, так и для зимних смесей/комбинаций).
Независимо от того, какую канифоль вы выбираете, используйте ее экономно. Зачастую музыканты используют слишком много канифоли, чем это на самом деле нужно. Даже не обязательно применять канифоль каждый раз, когда вы играете; один раз в четыре-пять раз может быть больше чем достаточно. Если вы обнаруживаете, что вам приходится канифолить смычок всякий раз, как вы решили играть на инструменте, вероятно, смычок нуждается в замене волоса.
Важно помнить: для предотвращения накопления канифоли на лаковой поверхности инструмента, во избежание ее повреждения – всегда имейте под рукой мягкую ткань (в футляре/чехле) инструмента и после каждой игры на инструменте тщательно очищайте его поверхности от возможного напыления канифоли. Протирайте инструмент, струны, и смычок каждый раз после игры от накопившейся на его поверхности канифоли – это на долгие годы сохранит Ваш инструмент в целости и достойном эстетическом виде.
Канифоль для скрипки как выбрать
Канифоль представляет собой кусочек смолы. Именно ей натирают волос смычка для того, чтобы инструмент смогу звучать. Данный аксессуар для скрипки бывает различных форм, размеров и ценовой категории, а потому каждый скрипач сможет найти тот вариант, который ему понравится и будет удобен в использовании. В данной статье мы рассмотрим: как выбрать канифоль для скрипки и чем они различаются между собой.
Из чего делают канифоль для скрипки
Канифоль для скрипки производят из смолы хвойных деревьев. Однако, в некоторых случаях к смоле хвойных добавляют также смолы других деревьев, например, плодовых.
Некоторые музыканты делают канифоль своими руками, хоть это и длительный процесс. Для того, чтобы произвести канифоль, следует добыть смолу деревьев. У хвойных сортов смолу собирают осенью. После её нагревают, как следует очищают от примесей и вновь ставят на нагрев. На данном этапе в канифоль добавляют различные примеси, а после придают желаемую форму.
Сегодня, в век большой конкуренции, каждый производитель пытается выделиться на фоне остальных. Именно поэтому в составе канифоли порой можно заметить такие добавки как золотую или серебряную пыль, а рецепты канифоли часто являются секретом производителя. Считается, что добавление пыли драгоценных металлов способно улучшить статическое трение, тем самым повлияв на тональные качества инструмента.
Есть ли разница: покупать дорогую канифоль или дешевую?
В зависимости от выбранной канифоли можно добиться разного звучания от скрипки. Для того, чтобы определиться с какой канифолью именно вам будет лучше всего работать, следует попробовать несколько вариантов.
Однако, нужно учитывать, что канифоль условно можно разделить на студенческую и профессиональную. Студенческая имеет низкую цену, но при этом вы можете столкнуться со следующими проблемами:
Основным различием профессиональной канифоли от студенческой является степень очистки сырья, из которого она сделана. Чем лучше очищено сырье, тем «чище» звучит инструмент.
Тёмная и светлая канифоль
Бытует мнение, что светлая (янтарная) канифоль предназначена для применения в летний период, а тёмная – в зимний. Связано это с тем, что светлая канифоль более плотная, а соответственно лучше держит свою форму и сохраняет свойства даже при жаркой погоде. Тёмная канифоль более мягкая, «липкая», а потому лучше подходит для использования при холодных температурах. Светлую чаще применяют для скрипки и альта, а тёмную – для виолончелей и контрабасов.
Однако, данные правила были актуальны в то время, когда существовало всего 2 вида канифоли. Сегодня же производители предоставляют большой выбор канифолей различного оттенка, которые подходят как для летнего, так и для зимнего периода. Единственным исключением является канифоль для контрабаса – она достаточно мягкая, вязкая и для тонких струн скрипки применять её нельзя.
Коробочная и формовочная канифоль
Формовочная канифоль стоит дороже, но это обусловлено её высокой степенью очистки. Её производят любого цвета. Некоторые производители усовершенствуют формовочную канифоль, делая жизнь музыкантов более комфортной. Например, некоторые производители изготавливают канифоль, не создающую порошка при использовании. Она является настоящим спасением для тех музыкантов, которые страдают аллергией на канифольную пыль.
Где купить канифоль для скрипки?
Если вы не знаете, какую канифоль лучше приобрести в вашем конкретном случае – обратитесь к нашим консультантам. Они являются профессионалами и знают об аксессуарах для музыкальных инструментов абсолютно всё, а потому точно смогу помочь отыскать идеальный вариант, независимо от имеющегося у вас бюджета.
Заказать канифоль вы можете из любого уголка России – наш магазин осуществит доставку удобным для вас способом. Если же вы проживаете в Москве или Подмосковье, то можете лично приехать за аксессуарами для скрипки в один из наших стационарных магазинов или же оформить курьерскую доставку. В случае оформления доставки мы привезёт товар в течение пяти дней.
Напоследок хотим дать один совет – для того, чтобы предотвратить накопление канифоли на поверхности инструмента всегда имейте в футляре мягкую ткань, которой регулярно протирайте инструмент после каждой игры и обработки его канифолью. Такая забота об инструменте позволит сохранить его свойства и внешний вид на долгие годы!
Что такое канифоль для скрипки
Уважаемые господа! За всё время моего присутствия на форуме никогда подробно не обсуждалась одна не моловажная тема: Какая канифоль кому больше нравится.
Прошу Вас рассказать о своих впечатлениях о той или иной канифоли для скрипки, в плане: качества звука, мягкости или твёрдости, иных благоприятных или наоборот не благоприятных качествах.
(При обсуждении прошу указывать конкретные фирмы и сорта)
Я пользуюсь «Bernardel» и в принципе доволен.
Вот, вот. А чья это фирма, и из нат. смолы она изготовлена или из синтетической? И сколько стоит?
Я тоже голосую за Bernardel. 🙂
Вы расскажите что это за канифоль?
Пользовался уже довольно давно Pirastro Obligato. Хорошая канифоль, универсальная. Играл с ней и на метале, и на жиле и на собственно Obligato струнах. Был очень доволен, сочетает в себе мягкость и ощутимую цепкость, в то же время совсем не грубая канифоль.
После смены инструмента и струн на Evah Pirazzi решил попробовать Pirastro Oliv Evah и не разочаровался. По сравнению с Obligato она дает более густой тон, канифоль сама по себе мягче, удобнее играть все, что связано с аккордовой техникой. Для современной музыки может не хватать акцентности в штрихах, так как сцепление со струной по сравнению с Obligato мягче. Тем не менее сейчас пользуюсь Oliv. Думаю, для Evah это то, что надо. Но, правда, необходим яркий инструмент.
Пользовался уже довольно давно Pirastro Obligato. Хорошая канифоль, универсальная. Играл с ней и на метале, и на жиле и на собственно Obligato струнах. Был очень доволен, сочетает в себе мягкость и ощутимую цепкость, в то же время совсем не грубая канифоль.
После смены инструмента и струн на Evah Pirazzi решил попробовать Pirastro Oliv Evah и не разочаровался. По сравнению с Obligato она дает более густой тон, канифоль сама по себе мягче, удобнее играть все, что связано с аккордовой техникой. Для современной музыки может не хватать акцентности в штрихах, так как сцепление со струной по сравнению с Obligato мягче. Тем не менее сейчас пользуюсь Oliv. Думаю, для Evah это то, что надо. Но, правда, необходим яркий инструмент.
У меня щас у самого Oliv. Мне она кажется наоборот грубоватой, сильно сыпится и забивает струны.
Поменяйте смычок, мой вам совет. Или хотя бы волос. Если сыпится, значит надо менять волос, или меньше канифолить 🙂
Ре и соль звучат мерзко, очень грубо, в сочетании с этой канифолью на позициях шуршат, неприятный звук.
Давно стоит Obligato? Первые два дня может быть такой эффект. А вообще, если Obligato звучут грубо, то ставить надо жилу, видимо резкий, яркий инструмент. А что за скрипка, кстати?
Поменяйте смычок, мой вам совет. Или хотя бы волос. Если сыпится, значит надо менять волос, или меньше канифолить 🙂
Интересное сочетание. на ля ставите жилу. В основном наоборот. Народ предпочитает ставить мягкий метал. Хотя я поставил аккорд Evah и чувствую себя замечтательно 🙂
Давно стоит Obligato? Первые два дня может быть такой эффект. А вообще, если Obligato звучут грубо, то ставить надо жилу, видимо резкий, яркий инструмент. А что за скрипка, кстати?
Новизна смычка тут не причем. За 250 у.е. смычок хорошим не бывает, только если эта его реальная цена. Ищите что-то приличное. Судя по всему инструмент все-таки резковатый. Вообще было бы интересно его чуть послушать, не могли бы вы прислать или выложить запись, хотя бы небольшое отрезок. Можно будет сказать, что-то более конкретное
А Вы где купили эту Liebenzeller?
Не помню адрес, но это тот магазин,который раньше в союзе композиторов, а потом на Лубянке был. Название тоже не помню:oops:
Не помню адрес, но это тот магазин,который раньше в союзе композиторов, а потом на Лубянке был. Название тоже не помню:oops:
Спасибо. Этот магазин называется ИЮЛь.:-)
На моей канифоли написано I-II. Играл на Олив, сейчас начинаю осваивать Пассионе, на обоих вариантах нареканий к канифоли пока нет (кроме того, о чем я уже писал раньше).
На моей канифоли написано I-II. Играл на Олив, сейчас начинаю осваивать Пассионе, на обоих вариантах нареканий к канифоли пока нет (кроме того, о чем я уже писал раньше).
Кстати у меня Пассионе лежат пока в упаковке. Как они Вам? Опишите пожалуйста их звучание, все достоинства и недостатки.
Кстати у меня Пассионе лежат пока в упаковке. Как они Вам? Опишите пожалуйста их звучание, все достоинства и недостатки.
Боюсь, уйду в глубокий офф-топ. а фиг с ним, тем более что тема про струны уже как-то притихла.
Зачем наносить канифоль на смычок для скрипки?
Какова цель нанесения канифоли на смычок для скрипки?
Канифоль важен для любого музыканта, который играет на струнном инструменте, таком как скрипка и виолончель. Без канифоли струны скрипки будут скользить по струнам и не дадут достаточного трения, чтобы издать звук. Необходимо, чтобы скрипач протер канифолью по всей длине скрипки, это позволит струнам смычка создавать хватку на струнах скрипки, следовательно, производить звук.Канифоль абсолютно необходим для игры на скрипке, альте или любом струнном инструменте!
Как нанести скрипичную канифоль на лук?
Перед любой репетицией или концертом вам необходимо нанести канифоль на скрипку. Этот простой жест должен стать автоматическим для любого музыканта, который играет на струнном инструменте.
1. Затяните струны в носовой части как обычно.
3. Будьте осторожны, чтобы не наносить слишком много канифоли, этобесполезно. Ограничьте себя одним или двумя движениями вперед и назад по носу. Если ваша скрипкановая, нанесите немного канифоли.
Согласно инструкциям производителя, срок службы блока канифоли обычно составляет один год. Нет необходимости заменять его, пока вы продолжаете испытывать одни и те же игровые ощущения.
Как чистить скрипку в случае скопления частиц канифольной пыли?
Когда вы играете, старые остатки канифоли накапливаются на теле скрипки, образуя слой частиц канифольной пыли. Лучше время от времени чистить скрипку, чтобы не повредить ее тело. На самом деле, канифоль может поцарапать или повредить лак для скрипки. Для этого нужно просто протереть канифоль мягкой, чистой и сухой тканью.
В чем разница между светлой и темной канифолью?
Обычно легкая канифоль тверже и издает «более мягкий» звук. Скрипачи предпочли бы использовать его. С другой стороны, темная канифоль «мягче и липче». Виолончелисты и контрабасисты предпочитают эту канифоль. С этим более липким остатком темная канифоль лучше наносится на смычки для виолончели и контрабаса, так как у них больше струн.
Даже если разница в уровне звука почти не ощутима, консистенция канифоли повлияет на звук, производимый инструментом.Цвет канифоли зависит от температуры, используемой в процессе дистилляции.