Что такое канавка на чертеже
Чертеж канавки по ГОСТ (ЕСКД)
Вы можете бесплатно скачать этот простой чертеж для использования в любых целях. Например для размещения на шильдике или наклейке.
Как начертить чертеж:
Начертить чертеж можно как на листе бумаги, так и с использованием специализированных программ. Для выполнения простых эскизных чертежей особых инженерных знаний не требуется.
Конструкторский чертеж со всеми технологическими данными для изготовления может выполнить только квалифицированный инженер.
Для обозначения на чертеже необходимо выполнить следующие операции:
1. Начертить изображение;
2. Проставить размеры (см пример);
3. Указать технические требования к изготовлению (подробнее о технических требованиях читайте ниже в статье).
Чертить удобнее всего на компьютере. В последующем чертеж можно распечатать на бумаге на принтере или плоттере. Есть множество специализированных программ для черчения на компьютере. Как платных, так и бесплатных.
На этом изображении нарисовано как просто и быстро выполняется чертеж с помощью компьютерных программ.
Список программ для черчения на компьютере:
1. КОМПАС-3D;
2. AutoCAD;
3. NanoCAD;
4. FreeCAD;
5. QCAD.
Изучив принципы черчения в одной из программ не сложно перейти на работу в другой программе. Методы черчения в любой программе принципиально не отличаются друг от друга. Можно сказать что они идентичны и отличаются друг от друга только удобством и наличием дополнительных функций.
Технические требования:
Для чертежа необходимо проставить размеры, достаточные для изготовления, предельные отклонения и шероховатость.
В технических требованиях к чертежу следует указать:
1) Способ изготовления и контроля, если они являются единственными, гарантирующими требуемое качество изделия;
2) Указать определенный технологический прием, гарантирующий обеспечение отдельных технических требований к изделию.
Чертеж это не рисунок. Чертеж выполняется по размерам и в масштабе реального изделия (конструкции) или части изделия. Поэтому для выполнения чертежных работ необходима работа инженера, обладающего достаточным опытом в производстве чертежных работ (впрочем для красивого отображения изделия для буклетов вполне возможно понадобится услуга художника, обладающего художественным взглядом на изделие или его часть).
Чертеж может быть как самостоятельным документом, так и частью изделия (конструкции) и технических требований, относящиеся к поверхностям, обрабатываемым совместно. Указания о совместной обработке помещают на всех чертежах, участвующих в совместной обработке изделий.
Подробнее о чертежах, технических требованиях к оформлению и указанию методов изготовления смотрите в ГОСТ 2.109-73. Перечень стандартов для разработки конструкторской документации смотрите здесь.
Информация для заказа чертежей:
В нашей проектной организации Вы можете заказать чертеж любого изделия (как детали, так и сборки), в составе которого будет чертеж канавки, как элемент конструкторской документации изделия в целом. Наши инженеры-конструкторы разработают документацию в минимальные сроки в точном соответствии с Вашим техническим заданием.
Конструктивные и технологические элементы деталей на чертеже
При чтении и выполнении рабочих чертежей деталей людям часто приходится сталкиваться с необходимостью распознавания различных конструктивных элементов. Следует учесть, что в этой статье рассмотрены далеко не все конструктивные элементы, а только типовые, то есть многократно встречающиеся на деталях.
Деталью машиностроения согласно ГОСТ 2.101- 68 называется изделие изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций. По своей конфигурации детали могут быть от самых простых, для понимания формы которых достаточно лишь одной текстовой записи в спецификации, до самых сложных, форма которых требует показа нескольких видов, разрезов, сечений или выносных элементов. Форма детали обусловлена прежде всего той функцией, которую деталь выполняет.
Следует различать понятия: элемент конструкции детали и конструктивный элемент детали. Например, на рисунке приведена деталь под названием звездочка. Она состоит из таких элементов конструкции детали, как: зубья звездочки, ступица с отверстием 35Н7 и M8-6H и конструктивного элемента в отверстии под названием шпоночный паз 10.
Под конструктивным элементом детали понимают местные изменения ее формы или поверхности для придания ей дополнительных свойств при изготовлении, сборке или эксплуатации. Размеры конструктивных элементов относительно формы и поверхности детали не велики и в целом не меняют их. Так цилиндрическая часть детали после нанесения на нее рифления все равно остается цилиндрической.
Технологические элементы обеспечивают удобство изготовления детали (опоры детали при обработке) и её сборки с другими деталями (фаски, проточки) или связаны с особенностями изготовления детали (литейные скругления и уклоны для литых деталей) и её элементов (сбеги и недорезы резьб, центровые отверстия и канавки для выхода шлифовального круга и т. д.).
Виды отверстий по форме:
по проходимости сквозь тело детали
Лыска – это плоский срез с поверхности детали цилиндрической, конической или сферической формы, расположенный параллельно оси. Односторонние лыски применяют для предохранения режущего инструмента от поломки при соприкосновении с криволинейной поверхностью детали, а также для ее плотного соединения с плоскостью другой детали
Буртик. На валах и осях часто применяют упорные буртики (уступы), в торцы которых упираются детали, насаживаемые на вал.
Фаской (указывается длинна с 4 и угол 45°) называется срезанная под углом кромка детали. Срез материала осуществляется плоскостью или конической поверхностью. Размеры катета фасок «с» выбираются по ГОСТ 10948-64 из следующего ряда: 0,1; (0,12); 0.16;(0.20); 0.25; (0.30); 0,40; (0,50); 0,60; (0,80); 1,0; 1,2; 1,6; (2,0); 2,5; (3,0); 4,0; (5,0); 6,0; (8,0); 10; 12; 16 и т.д. до 250 мм. Размеры без скобок предпочтительнее.Фаски облегчают соединение деталей центрируя их во время сборки.
Допускается надпись в технических требованиях чертежа: Острые кромки притупить фаской или радиусом 0,16 max мм.
Скругление – это плавный переход от одной поверхности детали к другой по указанному радиусу. При этом образуется переходная поверхность являющаяся частью цилиндра или тора касательного к сопрягаемым поверхностям. Поэтому центр радиуса скругления в конструктивных элементах, как правило, не указывают. Скругления предназначены для удаления острых кромок, облегчения сборки, придания эстетического вида.
Рифление (обработка поверхности для придания ей шероховатости нанесение узких острых бороздок рифлей) предотвращает проскальзывание пальцев руки при завинчивании детали. На чертеже указывают, согласно ГОСТ 21474—75, тип рифления (прямое или сетчатое) и его шаг, выбираемый из ряда: 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,6; 2,0 (последний только для сетчатого). Угол рифления, отличный от 45°, указывается на изображении.
При обработке или контроле деталей типа тел вращения в центровые отверстия детали входят центры станка или приспособления, на которых установлена деталь. Если в изготовленной детали требуется наличие центровых отверстий, то их отмечают условным знаком ᐸ, с указанием на полке обозначения по ГОСТ 14034—74. Если центровые отверстия в готовом изделии недопустимы, то наносят знак ⵏᐸ. Пример условного обозначения центрового отверстия формы А диаметром d = 2 мм:
Отв. центр. А2 ГОСТ 14034– 74.
Ребро жёсткости – это элемент детали, который нужен для повышения механических характеристик, позволяют уменьшить сечения отдельных элементов детали, снизить напряжения в местах сопряжения стенок различного сечения, повысить устойчивость и прочность конструкций. Толщина ребер жесткости у их основания должна быть равной толщине основной стенки детали.
Клин — элемент в виде призмы, рабочие поверхности которого сходятся под острым углом. Наиболее распространены клиновые зажимные механизмы. Они позволяют закреплять деталь непосредственно или через прижимные планки и рычаги. Для обеспечения самоторможения угол клина не должен превышать 6 градусов.
Эксцентриковые зажимы являются разновидностью клина (криволинейные клинья) и выполняются в виде секторов, дисков, цилиндров, рабочая поверхность которых может быть очерчена по окружности, по логарифмической или архимедовой спирали. Эксцентриком принято называть только сам диск (вал) со смещённой осью вращения, а созданные на его основе механизмы и приспособления, как правило, носят самостоятельные названия. Наибольшее распространение получили круглые эксцентриковые зажимы
Канавка – это протяженное углубление на поверхности детали различной траектории и, как правило, простого поперечного сечения. Канавки предназначены для разделения поверхностей с разной характеристикой обработки, для выхода режущего инструмента при изготовлении детали или для обеспечения определенных условий при сборке и эксплуатации. Канавки используют для подвода, распределения и удержания смазки. Некоторые канавки предназначены для фиксации уплотнений различной формы. Траектория канавки может быть самой разной: по прямой, по кольцу, по винтовой линии и др.
Например в машиностроении используются канавочные (щелевые) уплотнения.
Щели концентрических проточек заполняют пластичной смазкой. Образуемый затвор препятствует вытеканию масла и ограничивает проникновение посторонних веществ извне.
Применять щелевые уплотнения рекомендуется для узлов, работающих в сравнительно чистой окружающей среде. Щелевые уплотнения не обеспечивают полной герметизации, их целесообразно применять в комбинации с уплотнениями другого типа.
Для лучшего удержания смазки канавки делают в крышке корпуса и на валу. Канавочные уплотнения применяют для подшипниковых узлов, работающих при скоростях до 5 м/сек и консистентной смазке. Температура разжижения смазки, заполняющей щели, должна быть выше рабочей температуры узла, чтобы не было вытекания масла из щели.
Канавки очень полезны в комбинации с, уплотнениями другого типа.
Кольцевая канавка выполненная на внешней цилиндрической или конической поверхности называется проточкой. На основных изображениях проточки, как правило, дают с упрощениями, а их действительные формы и размеры раскрывают выносными элементами.
Пазом называется канавка с прямолинейной траекторией. Пример условного обозначения Т-образного направляющего паза шириной а= 18 мм и полем допуска Н8: Паз Т-образный 18Н8 ГОСТ 1574—91. Формы поперечного сечения пазов могут быть довольно сложными. Пазы служат для подвижного соединения деталей друг с другом. Прорезью называется узкая канавка прорезающая насквозь стенку детали.
Шпоночное соединение (шпоночный паз 10 JS9) предназначено для закрепления и передачи крутящего момента от вала на колесо или же наоборот. Шпонка позволяет это осуществить, сохраняя при этом возможность разъемного соединения деталей. Обычно в соединение ставят по одной шпонке. При передаче большого крутящего момента могут быть поставлены две или три шпонки через 180 – 120°. Шпонки всех основных видов стандартизированы. Размеры шпонок выбираются в зависимости от диаметра вала по таблицам стандарта. Чертежи на шпонки не выполняют, а все необходимые данные указывают в спецификации в разделе «Стандартные изделия».
Шлицевые соединения (шлицевой паз) предназначаются, как правило, для передачи крутящего момента, например от вала на звездочку или наоборот. При этом возможно еще дополнительное перемещение звездочки вдоль оси. В зависимости от формы профиля различают соединения с прямобочными, эвольвентными и треугольными шлицами.Условное обозначение шлицевого соединения на учебном чертеже (рис. 8.10) должно быть следующим:
где n – элемент центрирования* ;
d – внутренний диаметр;
D – внешний диаметр; b – ширина зуба вала.
В конце обозначения указывается номер стандарта (например, d –
8×36×42×7 ГОСТ 1139–80).
Риска (штрих) линия в виде продольного узкого углубления с закругленным или плоским дном, наносимая на изделие при разметке его под обработку сверлением, строжкой, фрезеровкой или чертилкой слесарной для точной разметки, измерительные шкалы приборов и т.д. Номенклатура подобных деталей достаточно велика, поэтому конструкцию и оформление чертежа рассмотрим только на наиболее характерных их представителях.
Шлицем называется прорезь на головке винта, в которую вставляется конец отвертки при ввертывании и вывертывании винта. Шлицы выполняют также на шлицевых гайках, вращение которых производят соответствующими ключами.
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь. Как и всегда, если есть какие-то вопросы, мысли, дополнения и всё такое прочее, то добро пожаловать в комментарии к этой записи.
Если у вас есть необходимость в создании высококачественного чертежа ISO, DIN, ANSI, ЕСКД или трехмерной модели в Автокад, Компас 3D? Можно связаться и поддерживать со мной связь с помощью электронной почты указана в профиле или заполните форму и я свяжусь с вами. Мы детально обсудим ваш проект. Я разрабатываю индивидуальные решения в точном соответствии с вашими потребностями. Также дополнительно осуществляю подбор производителей, фабрик, поставщиков комплектующих в любой точке мира.
Что такое канавка на чертеже
Автор видеоурока: к.пед.н., доцент кафедры ИГиСАПР Кайгородцева Н.В.
ФОРМА ДЕТАЛИ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Конструирование деталей машин является сложным творческим процессом, сопровождающимся решением ряда задач; в частности, обеспечение прочности и износоустойчивости детали, технологичности, наименьшей массы и т. п.
Решение этих задач во многом зависит от придания детали рациональных геометрических форм. Какую бы сложную форму ни имела деталь, конструктор выполняет ее как совокупность простейших геометрических тел или их частей.
Форма детали определяет технологический процесс ее изготовления; например, если сконструировать деталь несимметричной формы (рис. 329, а), то изготовить ее на металлорежущем станке сложнее, чем симметричную (рис. 329, б).
Пример анализа формы детали дан на рис. 330. Деталь состоит из следующих элементов:
1) часть шестигранной призмы с отверстием;
2) параллелепипед с отверстиями;
3) часть полого цилиндра;
5) конус с цилиндрическим отверстием;
6) восьмиугольная призма;
7) параллелепипед с отверстием;
Рис. 331 дает представление о наиболее часто встречающихся элементах деталей и их наименованиях.
Лыска
— это плоский срез с поверхности детали цилиндрической, конической или сферической формы, расположенный параллельно оси.
Односторонние лыски применяют для предохранения режущего инструмента от поломки при соприкосновении с криволинейной поверхностью детали, а также для ее плотного соединения с плоскостью другой детали.
Двухсторонние лыски располагаются равноудалено от оси и параллельно друг другу. Они предназначены для захвата и удержания детали от вращения или наоборот для поворота детали, например, с помощью ключа. Лыски могут находиться на краю или в любой другой части детали.
Если четыре равноотстоящие от оси лыски расположены перпендикулярно друг к другу, то в сечении они образуют квадрат. Так как размеры диаметра вала и сторон выполненного на нем квадрата задают целыми числами, то возможны два варианта изображения.
Фаской
называется срезанная под углом кромка детали. Срез материала осуществляется плоскостью или конической поверхностью. Фаски облегчают соединение деталей центрируя их во время сборки.
Уклон
На ряде изделий, чаще всего изготавливаемых литьем или прокатом, некоторые плоские поверхности располагаются под небольшом углом друг к другу. В этом случае значение угла наклона задается не так, как у фасок, а величиной уклона. Уклоном называется тангенс угла наклона между двумя плоскостями, выраженный в виде простой правильной дроби или в процентах.
Конусность
Для построение конусности на чертеже, например 1:10, достаточно построить изображение конуса с основанием равным 1 и высотой 10 выбранных единиц длины. Тогда образующие конуса будут иметь наклон к оси, соответствующий заданной конусности.
Скругления, галтели
Если радиусы скруглений на всем чертеже одинаковы или какой либо радиус является преобладающим, то вместо нанесения размеров этих радиусов на изображении рекомендуется в технических требованиях делать запись по типу: «Радиусы скруглений 3 мм» или «Не указанные радиусы 5 мм».
Канавки, проточки
Кольцевая канавка выполненная на внешней цилиндрической или конической поверхности называется проточкой.
Пазы, прорези, шлицы
Прорезью называется узкая канавка прорезающая насквозь стенку детали. На рисунке показаны примеры изображения некоторых деталей с прорезями.
Шлицем называется прорезь на головке винта, в которую вставляется конец отвертки при ввертывании и вывертывании винта. Шлицы выполняют также на шлицевых гайках, вращение которых производят соответствующими ключами. На рисунке показаны изображения крепежных деталей со шлицами. На шлицах указывают их ширину b и глубину h.
Бобышки
Бобышкой называется выступ на поверхности литой детали, предназначенный для создания опорной плоскости под крепежные детали. Опорную плоскость бобышки можно обрабатывать не затрагивая всю остальную поверхность детали. На рисунке показаны различные варианты бобышек.
Буртики, шипы
Буртиком называется узкий выступ идущий по краю детали. Буртики предназначены для упора или ограничения перемещения одной детали относительно другой.
Для цилиндрических деталей высота буртика определяется разностью диаметров и размер их высоты самостоятельно не дается, т.к. линейные размеры до криволинейных поверхностей могут быть только справочными.
На этом же рисунке представлены также выступы на литой детали (муфте), заменяющие гранную поверхность для захвата ключа.
Шипом называется небольшой выступ на поверхности детали. Обычно шипы входят в пазы другой детали позиционируя их и образуют подвижное или неподвижное соединение. На рисунке показаны такие детали.
Что такое канавка на чертеже
Выполнение расчетно-графической работы
рабочего чертежа детали «Вал»
Задания на выполнение рабочего чертежа детали «вал» разработаны с целью выработки у студентов некоторых представлений о конструкциях обрабатывающих станков. Варианты заданий составлены на основе рабочих чертежей различных механизмов указанных станков.
Содержание задания состоит в выполнении рабочего чертежа детали типа «вал» по условиям, приведенным на листах вариантов. Эти условия оговаривают конфигурацию вала, а именно: перечень обязательных для выполнения элементов с указанием необходимых линейных размеров, требования результатов термической обработки, а также предлагаемый для использования материал вала.
К элементам вала относятся: центровые отверстия, конусности, заплечики, галтели, фаски, места «под ключ», канавки, проточки, резьбы, шлицы, шпоночные пазы, цилиндрические участки под подшипники.
Появление элементов вала в его конфигурации объясняется различными причинами.
Таблица 1 Формы и размеры центровых отверстий
по ГОСТ 14034-74, мм
D | d | d1 | d2 | l | l1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 2,0 | 4,25 | — | 2,5 | 1,95 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | 2,5 | 5,30 | — | 3,1 | 2,42 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | 3,15 | 6,70 | — | 3,9 | 3,07 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | 4 | 8,50 | — | 5,0 | 3,90 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | 6,3 | 13,20 | — | 8,0 | 5,98 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
100 | 10 | 21,20 | — | 12,8 | 9,70 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К | 1:50 | 1:30 | 1:20 | 1:15 | 1:12 | 1:10 | 1:8 | 1:7 | ||||
К | 1:5 | 1:3 | 1:1,866 | 1:1,207 | 1:0,866 | 1:0,500 | 1:0,289 | |||||
2α | 30 | 45 | 60 | 90 | 120 | |||||||
Обозначение конусов | 10 | 15 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 |
D | 16 | 19 | 25 | 32 | 38 | 44 | 57 | 70 | 89 | 108 | 133 | 165 | 203 |
d | 9,5 | 11 | 14 | 17 | 21 | 25 | 32 | 40 | 50 | 60 | 75 | 92 | 114 |
l (справочное) | 22 | 27 | 40 | 50 | 57 | 66 | 85 | 104 | 132 | 164 | 200 | 247 | 305 |
1 ряд | 0,6 | 1,0 | 1,6 | 2,5 | 4,0 | 6,0 | 10,0 | |
2 ряд | 0,5 | 0,8 | 1,2 | 2,0 | 3,0 | 5,0 | 8,0 |
Нормальные диаметры и шаги метрической (ГОСТ 8724-81) и трапецеидальной (ГОСТ 24738-81) резьб приведены в таблицах 9 и 11.
Диаметр D | 11,3 | 14,2 | 17 | 18,5 | 19,8 | 24,2 | 27 | 31,2 | 34 | 38,3 | 42,5 |
Диаметр D1 | 8,8 | 10,9 | 13,1 | 14,2 | 15,3 | 18,7 | 20,9 | 24,3 | 26,5 | 29,9 | 33,3 |
Размер под ключ S | 8 | 10 | 12 | 13 | 14 | 17 | 19 | 22 | 24 | 27 | 30 |
Диаметр D | 45,4 | 51 | 58,2 | 65 | 71 | 78 | 85 | 92,1 | 99 | 106 | 113 |
Диаметр D1 | 35 | 39,6 | 45,2 | 50,9 | 55,4 | 60,8 | 66,4 | 72,1 | 77,7 | 83,4 | 92,4 |
Размер под ключ S | 32 | 36 | 41 | 46 | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 |
ГОСТ 6424-73 предусматривает номинальные размеры под ключ 2,5…225 мм
Диаметр резьбы d | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 | 42 | 44 | 46 | 48 | 50 | 52 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 | 95 | 100 | 110 |
Шаг резьбы р | 3, 5, 8 | 3, 6, 10 | 3, 7, 10 | 3, 7, 12 | 3, 8, 12 | 3, 9, 14 | 4, 10, 16 | 4, 12, 18 | 4, 12, 20 |
Ширина шлицевого венца в | А, не менее | а, не менее | r, не менее |
До 10 | 1,0 | 0,25 | 0,2 |
Свыше 10 до 15 | 1,5 | ||
Свыше 15 до 20 | 2,0 | ||
Свыше 20 до 25 | 2,5 | ||
Свыше 35 до 40 | 3,0 | 1,0 | 1,0 |
Свыше 40 до 45 | 3,5 | ||
Свыше 45 до 50 | 4,0 | ||
Свыше 50 до 55 | 4,5 | 1,0 | 1,0 |
Свыше 55 до 60 | 5,0 | ||
Свыше 65 до 70 | 5,5 | ||
Свыше 75 до 80 | 6,0 | ||
Свыше 80 до 90 | 7,0 | 1,6 | 1,6 |
Свыше 90 до 100 | 8,0 | ||
Свыше 100 до 120 | 9,0 |
d | Шаг р | ||||||||
крупный | мелкий | ||||||||
0,5 | 0,75 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | ||
6 | 1,0 | × | × | ||||||
8 | 1,25 | × | × | × | |||||
10 | 1,5 | × | × | × | |||||
12 | 1,75 | × | × | × | × | ||||
14 16 | 2 | × | × | × | × | ||||
18 20 22 | 2,5 | × | × | × | × | × | |||
24 | 3,0 | × | × | × | × | × | |||
30 | 3,5 | × | × | × | × | ||||
36 | 4,0 | × | × | × | × | ||||
42 | 4,5 | × | × | × | × | ||||
48 | 5,0 | × | × | × | × | ||||
64 | 6,0 | × | × | × | × | × | |||
80 | 8,0 | × | × | × | × | × | |||
120 | 12,0 | × | × | × | × |
Нормальные размеры шлицев прямобочного профиля по ГОСТ 1139-80 приведены в таблице 12.
Серия | Номинальный размер z × d × D | b | c | r | l1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Лёгкая | 6 × 26 × 30 | 6 | 0,3 | 0,2 | 7,5 |
8 × 36 × 40 | 7 | 0,4 | 0,3 | 8,7 | |
8 × 52 × 58 | 10 | 0,5 | 0,5 | 12,7 | |
10 × 72 × 78 | 12 | 15 | |||
10 × 112 × 120 | 18 | 21,6 | |||
Средняя | 6 × 16 × 20 | 4 | 0,3 | 0,2 | 6 |
6 × 23 × 28 | 6 | 0,4 | 0,3 | 7,9 | |
8 × 32 × 38 | 6 | 10,4 | |||
8 × 42 × 48 | 8 | 11,6 | |||
8 × 56 × 65 | 10 | 0,5 | 0,5 | 16,5 | |
10 × 82 × 92 | 12 | 20,8 | |||
10 × 92 × 102 | 14 | 22 | |||
Тяжёлая | 10 × 21 × 26 | 3 | 0,3 | 0,2 | 7,7 |
10 × 42 × 52 | 6 | 0,4 | 0,3 | 15,3 | |
10 × 46 × 56 | 7 | 0,5 | 0,5 | 16 | |
16 × 52 × 60 | 5 | 15 | |||
16 × 72 × 82 | 7 | 19,6 | |||
20 × 102 × 115 | 8 | 26,6 | |||
20 × 112 × 125 | 9 | 27,8 | |||
Условное обозначение прямобочного шлицевого вала с числом зубьев z = 8, внутренним диаметром d = 36 мм, наружным диаметром D = 40 мм, шириной зуба b = 7 мм:
а) при центрировании по внутреннему диаметру:
б) при центрировании по наружному диаметру:
D- 8 × 36 × 40 × 7 или D- 8 × 36e8 × 40a11 × 7f8;
Условное обозначение отверстия втулки того же соединения:
а) при центрировании по внутреннему диаметру:
б) при центрировании по наружному диаметру H7:
D- 8 × 36H12 × 40H7 × 7D9;
Диаметр вала D | Размеры шпонки b × h × d | b | t1 | t2 | r |
Св. 10…12 | 3×6,5×16 | 3,0 | 5,3 | 1,4 | 0,08…0,16 |
Св. 14…16 | 5×6,5×16 | 5,0 | 4,5 | 2,3 | 0,16…0,25 |
Св. 18…20 | 5×7,5×19 | 5,0 | 5,5 | 2,3 | 0,25…0,40 |
Св. 22…25 | 6×9×22 | 6,0 | 6,5 | 2,8 | |
Св. 25…28 | 6×10×25 | 6,0 | 7,5 | 2,8 | |
Св.28…32 | 8×11×28 | 8,0 | 8,0 | 3,3 | |
Св. 32…38 | 10×13×32 | 10,0 | 10,0 | 3,3 |
Размеры винтов | Диаметр вала d | Размеры сечения шпонки | Глубина паза | Длина шпонок l | r | |||
b | h | h1 | t1 | t2 | ||||
Св.12…17 | 5 | 5 | 2,5 | 3 | 2,3 | 10…56 | 0,16…0,25 | |
Св.17…22 | 6 | 6 | 3,5 | 2,8 | 14…70 | |||
М3×8 | Св.22…30 | 8 | 7 | 4 | — | 18…90 | ||
М3×10 | Св.30…38 | 10 | 8 | 5 | 3,3 | 22…110 | 0,25…0,40 | |
М4×10 | Св.38…44 | 12 | 3,2 | 28…140 | ||||
Св.44…50 | 14 | 9 | 4 | 5,5 | 3,8 | 36…160 | ||
М5×12 | Св.50…58 | 16 | 10 | 4,5 | 6 | 4,3 | 45…180 | |
Св.58…65 | 18 | 11 | 7 | 4,4 | 50…200 | |||
Св.65…75 | 20 | 12 | 7,5 | 4,9 | 56…220 | 0,4…0,6 | ||
М6×14 | Св.75…85 | 22 | 14 | 5,5 | 9 | 5,4 | 63…250 | |
Св.85…95 | 25 | 6,4 | 70…280 | |||||
Св.95…110 | 28 | 16 | 10 | 80…320 |
Обозначение | d | D | b | r |
Особолёгкая серия | ||||
104 | 20 | 42 | 12 | 1,0 |
111 | 55 | 90 | 18 | 2,0 |
116 | 80 | 125 | 22 | 2,0 |
117 | 85 | 130 | 22 | 2,0 |
118 | 90 | 140 | 24 | 2,5 |
120 | 100 | 150 | 24 | 2,5 |
Лёгкая серия | ||||
205 | 25 | 52 | 15 | 1,5 |
206 | 30 | 62 | 16 | 1,5 |
208 | 40 | 80 | 18 | 2,0 |
213 | 65 | 120 | 23 | 2,5 |
214 | 70 | 125 | 24 | 2,5 |
215 | 75 | 130 | 25 | 2,5 |
224 | 120 | 215 | 40 | 3,5 |
Средняя серия | ||||
305 | 25 | 62 | 17 | 2,0 |
309 | 45 | 100 | 25 | 2,5 |
311 | 55 | 120 | 29 | 3,0 |
315 | 75 | 160 | 37 | 3,5 |
317 | 85 | 180 | 41 | 4,0 |
320 | 100 | 215 | 47 | 4,0 |
322 | 110 | 240 | 50 | 4,0 |
330 | 150 | 240 | 65 | 5,0 |
Тяжёлая серия | ||||
407 | 35 | 100 | 25 | 2,5 |
410 | 50 | 130 | 31 | 3,5 |
412 | 60 | 150 | 35 | 3,5 |
414 | 70 | 180 | 42 | 4,0 |
416 | 80 | 200 | 48 | 4,0 |
417 | 85 | 210 | 52 | 5,0 |
Размеры заплечиков, конусов, резьб, шлицев, шпонок и посадочных мест под подшипники назначаются по результатам конструкторских расчетов.
Для чертежа выбирается формат бумаги А3. Детали, имеющие цилиндрическую форму, в том числе валы, предпочтительно располагать на чертеже в горизонтальном положении, то есть в таком, которое они занимают во время их обработки в центрах токарных станков или, в большинстве случаев, в котором они работают в механизмах станков. Линейные размеры (в том числе диаметры) выбирают из ряда нормальных по ГОСТ 6636-69 (таблица 16).
Ряды | Дополни- тельные размеры | Ряды | Дополни- тельные размеры | Ряды | Дополни- тельные размеры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ra 5 | Ra10 | Ra 20 | Ra 40 | Ra 5 | Ra10 | Ra20 | Ra 40 | Ra 5 | Ra10 | Ra 20 | Ra 40 | ||||||||||||||||||||||||||||||
1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 1,05 | 6,3 | 6,3 | 6,3 | 6,3 6,7 | 6,2 6,5 7,0 7,3 7,8 8,2 8,8 9,2 9,8 10,2 10,8 11,2 11,8 12,5 13,5 14,5 15,5 16,5 17,5 18,5 19,5 20,5 21,5 23,0 27 | 40 | 40 | 40 | 40 42 | |||||||||||||||||||||||||||||
1,1 | 1,1 1,15 | 7,1 | 7,1 7,5 | 45 | 45 48 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1,2 | 1,2 | 1,2 1,3 | 8,0 | 8,0 | 8,0 8,5 | 50 | 50 | 50 53 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1,4 | 1,4 1,5 | 9,0 | 9,0 9,5 | 56 | 56 60 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,6 1,7 | 10 | 10 | 10 | 10 10,5 | 63 | 63 | 63 | 63 67 | ||||||||||||||||||||||||||||||
1,8 | 1,8 1,9 | 11 | 11 11,5 | 71 | 71 75 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2,0 | 2,0 | 2,0 2,1 | 12 | 12 | 12 13 | 80 | 80 | 80 85 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2,2 | 2,2 2,4 | 14 | 14 15 | 90 | 90 95 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 2,6 | 16 | 16 | 16 | 16 17 | 100 | 100 | 100 | 100 105 | ||||||||||||||||||||||||||||||
2,8 | 2,8 3,0 | 18 | 18 19 | 110 | 110 120 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3,2 | 3,2 | 3,2 3,4 | 20 | 20 | 20 21 | 125 | 125 | 125 130 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3,6 | 3,6 3,8 | 22 | 22 24 | 140 | 140 150 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 4,2 | 25 | 25 | 25 | 25 26 | 160 | 160 | 160 | 160 170 | ||||||||||||||||||||||||||||||
4,5 | 4,5 4,8 | 28 | 28 30 | 180 | 180 190 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5,0 | 5,0 | 5,0 5,3 | 32 | 32 | 32 34 | 200 | 200 | 200 210 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5,6 | 5,6 6,0 | 36 | 36 38 | 220 | 220 240 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сталь углеродистая обыкновенного качества по ГОСТ 380-94 | ||||||
Ст 0 | Ст 1 | Ст 2 | Ст 3 | Ст 4 | Ст 5 | Ст 6 |
Сталь качественная конструкционная по ГОСТ 1050-88 | ||||||
Сталь 10 | Сталь 20 | Сталь 30 | Сталь 40 | Сталь 45 | Сталь 50 | Сталь 60Г |
Сталь легированная конструкционная по ГОСТ 4543-71 | ||||||
Сталь 20Х | Сталь 38ХА | Сталь 40Х | Сталь 50Х | Сталь 20ХН | Сталь 40ХН | Сталь 45ХН |
- Что такое канавка в машиностроении
- Что такое канада и где она находится