Что такое канал lfe
Высокоуровневый вход и LFE канал сабвуфера
Высокоуровневый вход и LFE канал сабвуфера
Re: Высокоуровневый вход и LFE канал сабвуфера
Именно в кино (DVD) как раз все спец эффекты (для саба) в LFE и записаны..
ПАРА СЛОВ об L.F.E
Re: ПАРА СЛОВ об L.F.E
А кто-нить пробывал Рел подключать сразу к 2 входам.
З.Ы. Повторюсь, обладателей Наутилусов вышесказанные замечания не касаются.
Re: Высокоуровневый вход и LFE канал сабвуфера
Согласен с Tonic, при одновременном подключении по высокой и по низкой частоте саб в кино работает не только когда работает LFE канал, а намного больше и это очень ощутимо, кроме того для перехода в трифоник надо просто переключить фазу и в работе остается только высокая частота с настроенным уровнем среза.
To all: Если кто может, то киньте ссылку на статью Лорда, о которой тут идёт речь.
То же самое относится к ЛЮБОМУ ресиверу (у моего denon 1604, например, всё так же). Ни о каком THX здесь речь не идёт. Не знаю, откуда у Tonic эти сведения..
А что касается того, что откуда у меня такие сведение по THX то зайди на ихний буржуйский сайт и все станет ясно.
Извини но адрес не помню.
И еще!
Именно по той причине, что в THX все ниже 80 герц идет на саб, то так же они рекомендуют использовать два сабвуфера.
..А посему, с какими-либо другими сабами (возможно даже лучшими чем РЕЛ) мы лишаемся трифоника. и слушаем фронты «как они есть». Ну или иначе каждый раз лазить в саб и поочередно включать/отключать Hi/Low, что очень неудобно.
Теперь считаем варианты:
1. хорошие фронты (не менее 1500 у.е.) + саб для кино (300-400 у.е.) = не менее 1800-1900 у.е.(приблизительно)
2. Средние фронты (500-700 у.е.) + саб РЕЛ (700 у.е.) = 1200-1400 у.е. (тоже конечно приблизительно, но все равно меньше чем в первом варианте). Оставшиеся деньги тратим например на отдельный сидюк (имхо).
2) Система опять же не того класса, чтобы ощутить преимущества режима direct, особенно в средней российской квартире (не говоря уж о средних российских ушах, привыкших к нашему «хай-фаю»).
3) = (1) + (2): АХ3 (как и большинство ресиверов данной категории) и выделяет по умолчанию басы в LFE потому что так рациональней.
4) Высокий вход нужен сабу только при использовании его в составе трифоника со стерео-cd (тут с LFE туго). Тогда уже кроссовер саба позволяет состыковать его с парой колонок (и полочных и напольных).
А я и не утверждаю что АХ3 самый лучший в мире.
В теме ведь обсуждается назначение Hi и Low входов у саба, и их целесообразность.
Я лишь высказал свое мнение о неплохой возможности иметь в сабе одновременное подключение по обоим входам.
А начет «пираток» и «фирмы» (но не лицензии!) так могу Вам сказать, что даже с моими «российскими» ушами, привыкшими к «нашему» хай-фаю, даже на Пионере 656+АХ3+Инфинити Альфа 40+РЕЛ прекрасно слышна разница. И не только мне. Специально зазывал в гости людей имеющих технику по стоимости на порядок больше моей, в том числе слушающих лампу и винил, чтобы так сказать оценили соотношение цена/качество. Комплект получал не ниже оценки «4». Причем народ положительно отзывался о сабе именно в трифонике.
Признаю.. Возможно загнул с соотношением стоимости акустики 1500 у.е. и саба за 300-400 у.е. Но это ведь так. Я хотел просто озвучить предположение, что имея средний ресивер и среднюю акустику + неплохой саб с одновременными подключениями можно добится лучших результатов чем без оного (всмысле такого саба).
«Я имел в виду, что слушать стерео (если уж говорить о качестве) надо не на бюджетном ресивере/dvd/колонках и сабе, а за эти деньги купить cd + усилок + стереопару с хорошим сабом. Система выйдет намного качественней. И можно забить на кино, а слушать музыку через direct.»
. Да и по большому счёту: а на фига в музыке трифоник нужен то? Если средних размеров полочники нормального исполнения линейно с 60 ГЦ работают? Для музыки в принципе уже достаточно. А напольники и от 35 Гц тащат. Для кино да, саб необходим.
Управление басом и канал низкочастотных эффектов (LFE)
31 марта 2009, 10:37
Автор: Anthony Grimani (президент Калифорнийской фирмы Performance Media Industries, специализирующейся на проектировании и настройке домашних кинотеатров)
Управление басом и канал низкочастотных эффектов (LFE)
«Давайте представим мир, в котором мы живем, но не ту ничтожную часть, в которой мы существуем, а ту бесконечно огромную, которая находится вне и внутри нас. Представили? Ха-ха-ха. Тот, кто смог представить, уже не в состоянии читать дальше, он сошел с ума на ближайшие лет двадцать. Это была ловушка. Для тех же, кто не смог, продолжим. Логично предположить, что у этого мира есть законы. Хотя бы один. Возможно и не закон вовсе. Но ведь движемся, даже в некотором смысле развиваемся. Значит, закон есть»
Первая часть Закона гласит. Ноль разделяется на один и минус один. Один развивается в два, два в четыре, четыре в шестнадцать. Каждая часть обретает границу, борется за свою независимость. От каждой части образуются новые части и тоже мнят себя индивидуальностями.
Вторая часть Закона гласит. Части должны бороться между собой, изучать себя и других и таким образом получать опыт. Через опыт части должны понять, что они дополняют друг друга и начать объединяться. Из шестнадцати образуется четыре, из четырех два, из двух одно, один и минус один сливаются в ноль.
Графически закон выглядит так:
Вначале было ничего. То есть ничего не было. Впрочем, была мысль. Мысль ни о чем. Потом эта мысль ни о чем расстроилась, опечалилась, озадачилась о ни о чем. И взорвалась от напряжения. В общем, получился большой Бум. Началось творение вселенной. Количество материи увеличивалось, росло число тел, все разделялось, обретая границы между собой и ними, усложняясь, вихрясь в кружении, сталкиваясь, рождая все новые части и зависимости, меньшее соединялось, большое разрывалось, распадалось, завихряясь в спиральностях галактик, звездных скоплениях и планетарных системах. Появилось первое живое существо. Одноклеточное. В огромном океане. Одно. Ему было скучно. И оно начало делиться. Появились те, кто смогли выбраться на сушу и уже не могли вернуться обратно. Кто-то стал травой, кто-то деревом, кто-то забрался на дерево. Кто-то грыз корни дерева. Кто-то летал над деревом. Кто-то охотился за тем, кто на дереве.
Вот такой закон. Этот всеобщий закон повторяется многократно, многомиллионно и многомиллиардно на всех уровнях, начиная микрокосмосом, проходя через человека и заканчиваясь в макрокосмосе. Вас, людей все больше. Количество областей приложения усилий растет каждую секунду. Каждый специалист ныряет все глубже во все меньшую прорубь. Закон работает везде. В техногенном развитии: в карманах, сумках, домах с каждым прожитым днем N количество предметов возрастает на N+1, нужных предметов — телевизоров, пылесосов, мобильников, плееров, фотокамер.
По закону процессы должны постепенно менять свой знак. Когда-то. Как бы описывая полукруг и начиная движение в обратном направлении, но в другом качестве. Ученые сначала задумываются, потом начинают робко говорить, что вселенная перестает разбегаться и скоро начнет движение вспять. Вплоть до того момента, когда снова все соберется в точку.
Нужно отметить, что переход к следующему этапу не возможен, если полностью не пройден предыдущий. Поступательное движение базируется на опыте всех предыдущих этапов. Пропуск или большой шаг вперед, хотя и кажется на первый взгляд шагом прогресса, на самом деле означает, что пропущенную часть все равно обязательно придется пройти, проползти, исследовать собственной душой, головой, кожей потому, что таков закон.
В аудио-видео технике в настоящий момент этап развития вариантов. Множество форматов, внутри которых свои ветви и веточки. Из моно вырос многоканальный звук. И это правильно, это было предопределено еще в самом начале, потому что все идет по закону. Наша задача пройти каждый этап. Закончить его можно только, выполнив все миссии, разобравшись во всех нюансах. После этого откроются новые горизонты с другими задачами.
Пока в многоканальном звуке не все ясно. Это касается и воспроизведения баса. Особенно воспроизведения баса. Давайте будем держаться внутри закона (как будто у нас есть выбор) и попробуем хотя бы частично выяснить вопрос с каналом LFE, или, по-русски, с каналом низкочастотных эффектов. А поможет нам в этом статья одного из самых компетентных в этой области специалистов — президента компании «Performance Media Industries» Anthony Grimani.
Бас — подобно соли. Действительно, это так. Соль — приправа, которую мы добавляем к хорошей пище, чтобы сделать ее еще вкуснее. Относительно баса абсолютно то же самое. Акустическая система без баса лишена того последнего мельчайшего элемента, который превращает обычный процесс слушания музыки или просмотр кинофильма в захватывающий, эмоционально окрашенный опыт.
Наша цель состоит в том, чтобы использовать бас для усиления эффекта реальности звука. Здесь лежит одна из самых больших проблем домашнего кинотеатра, поскольку три различных силы работают против того, чтобы не превратить чай с помощью баса в соленый.
Во-первых, помещения, в которых мы размещаем наши акустические системы, не являются особенно дружественными к басу. Во-вторых, характер баса в музыке, которую мы слушаем, очень различный. И, наконец, оборудование, которое мы используем для прослушивания, может внести такую путаницу из-за многочисленных манипуляций над сигналами баса, что, настраивая систему, оконфузиться может даже доктор наук.
Начала Управления Басом
Термин управление басом был введен мною примерно в 1995 году для полного описания расширенных функций АВ-процессорв, чтобы помочь пользователям в трудной задаче конфигурирования их систем, куда, разумеется, включалось и воспроизведение баса. Однако, некоторые понятия управления басом проистекают от более ранних систем.
Первое упоминание об управление басом может быть отнесено к 1980-ым годам, когда Miller & Kreisel Sound & Triad Speakers начали продвигать использование систем сателиты+сабвуфер. В то же самое время, лаборатория Долби представила систему отделения баса в декодерах Pro Logic. Идея состояла в том, чтобы убрать бас из маленьких центральных каналов.
Следующий шаг в управлении басом был сделан в 1990 году. В соответствии с придуманными ими стандартами THX, Lucasfilm требовали, чтобы каждая акустическая система давала 105dB баса в точке прослушивания, ровно столько, сколько мы имеем в киностудии. Понимая, что акустическая система, способная к созданию такого потрясающего баса, была бы непрактична в подавляющем большинстве помещений, THX решило снизить требования для акустических систем. Бас от всех каналов был переадресован к одному или нескольким сабвуферам, позволяя системе домашнего кинотеатра производить громоподобный бас, при небольших полочных колонках.
Окончательное развитие концепция управления басом получила в 1995 году с появлением многоканальных цифровых форматов Dolby Digital и DTS. Оба формата включали дополнительный канал, названный LFE (канал низкочастотных эффектов), который призван был обеспечить громкий бас, а именно создать давление в 115dB баса в точке прослушивания. В этих новых, по тем временам, форматах для оптимизации воспроизведения низких частот включались следующие блоки:
1.Тестовая система для определения частотного диапазона и отдачи на басах каждой акустической системы (включая сабвуферы) в домашнем кинотеатре.
2.Фильтр с возможностью настройки для каждой акустической системы, чтобы гарантировать, что она получает только то, что способна воспроизвести.
3.«Умное» программное перенаправление и объединение низкочастотной составляющей для повышения качества баса всей системы домашнего кинотеатра.
4.Ограничитель пикового уровня баса для каждой акустической системы, для предотвращения перегрузок по басу.
5.Система коррекции АЧХ акустических систем под помещение для оптимизации воспроизведения низких частот посредством анализа стоячих волн в помещении и характеристик отражений в помещении и применения соответствующих корректирующих фильтров.
К сожалению, управление басом в полностью законченном виде так и не попало на потребительский рынок в 1995 году, и все еще не доступно сегодня. Вместо этого в АВ-процессорах были применены упрощенные версии, включающие части и куски общей разработки. Самой распространенной является версия, которая требовалась THX для лицензирования.
Основы Управления Басом.
То, что мы находим сегодня в большинстве АВ-процесорв это — форма управления басом, которая включает highpass фильтр (фильтр низких частот) для каждой акустической системы (фронтальной левой и правой, центрального, левой и правого боковой и тыловых), соответствующий lowpass фильтр (фильтр высоких частот) для выхода сабвуфера, функцию переадресации басовой составляющей, лежащей ниже частоты фильтра highpass основных акустических систем и ограничитель пикового уровня баса.
Однако в помещениях, длина и ширина которых меньше 12 метров, эксперты рекомендуют применять highpass фильтры для акустических систем. Резонансы стоячих волн в таких комнатах делают невозможным размещение колонок так, чтобы был получен одновременно гладкий бас и четкая звуковая сцена. Применение же highpass фильтров для акустических систем позволяет свободно их перемещать для получения четкой звуковой сцены, не заботясь о воспроизведении баса, поскольку эту роль берет на себя сабвуфер, который может быть расположен так, чтобы получить наиболее гладкий бас.
Нighpass фильтры для акустических систем и lowpass фильтры сабвуфера должны быть установлены согласно двум факторам: резонансам помещения и способностям воспроизведения баса основными акустическими системами (см. рис. 1).
Рис. 1. Частотная кривая для «Маленький» установки основной акустической системы.
Идеальный вариант, если бы АВ-процессор применял для каждой акустической системы свой фильтр с частотой среза, обусловленной возможностями акустики и ее положением в комнате. В реальном мире об этом можно только мечтать. АВ-процессоры чаще всего дают возможность пользователю две возможности: первую — регулировать частоту, ниже которой сигнал из всех акустических систем пойдет на сабвуфер, вторую- задействовать или нет, по желанию, фиксированную частоту ниже которой бас опять же пойдет на сабвуфер. АВ-процессоры с фиксированной частотой предлагают для акустических систем опцию «Большой/Маленький» (Large/Small), при «Большой» установке фильтр убирается, а при «Маленький» — устанавливается. Если процессор предлагает фильтры с регулируемой частотой, то частота фильтра может выбираться в дополнение к установке «Большой/Маленький».
Рис.2 Длина звуковой волны совпадает с длиной помещения.
Хотя нам хотелось бы иметь фильтры с регулируемой частотой, фильтры с фиксированной частотой не всегда плохи. Обширное исследование проблемы, проводимое в Европе, показало, что фильтры 80Hz — лучший выбор из частотно фиксируемых фильтров. Выяснилось, что подавляющее большинство людей начинают слышать сабвуфер отдельно (локализировать в пространстве) в среднем на частоте 185 Гц, а 80 Гц явились абсолютным минимальным пределом, ниже которого никто не мог определить нахождение сабвуфера. Это привело к тому, что большинство изготовителей выбрали частоту 80 Гц для своих фиксированных фильтров. Первичные резонансы в помещении — обычно ниже 80 Гц, так что основные акустические системы можно располагать для получения хорошей звуковой сцены, не заботясь о басовых резонансах (см. рис. 2). Кроме того, относительно небольшие динамики способны произвести громкость в 105dB на частоте не более чем 80 Гц.
К сожалению, средняя (обычная) система перенаправления баса далека от идеала. Некоторые AВ-процессоры имеют не что иное, как минимальные требования системы Dolby (1) Большой фронт + маленький центр + маленький тыл + нет сабвуфера; или маленький фронт + маленький центр + маленький тыл + есть сабвуфер. В первом случае, бас с частотой ниже частоты фильтра центральных и тыловых колонок, вместе с LFE каналом, направляется на фронтальные колонки (см. рис. 3). Во втором случае, когда частота баса ниже частоты фильтра фронтальных, центральных и тыловых колонок, он направляется на сабвуфер вместе с LFE каналом (см. рис. 4). Большинство процессоров, тем не менее, работают где-то между системой полного переназначения и минимальными требованиями.
Иногда процессор обеспечивает пользователя опцией перенаправления баса от маленьких акустических систем как к сабвуферу, так и к большим фронтальным акустическим системам. Это — вообще плохая идея, потому что бас больших колонок будет взаимодействовать с басами сабвуферов. Лучше послать бас от маленьких основных акустических систем к сабвуферам и только к сабвуферам, собственно, как и делают большинство процессоров.
Когда high- и lowpass фильтры настроены, весь бас направлен на соответствующие акустические системы, нужно настроить ограничитель пикового уровня баса. Он препятствует искажениям баса, даже при самых больших громкостях. Из-за распространения ограничителей в активных сабвуферах, не все АВ-процессоры включают ограничители, но они часто встречаются в THX-сертифицированных аппаратах.
Функция ограничителя — предотвратить выход из процессора повышенного напряжения, которое приведет к перегрузке основных акустических систем или сабвуферов (см. рис. 5). Ограничители обычно применяются на выходе для сабвуфера, но некоторые процессоры также имеют на борту ограничители для акустических систем в случае, если отсутствует сабвуфер и LFE канал, а также бас от маленьких колонок направляется на фронтальные акустические системы.
Все акустические системы «маленькие», суммарный бас на сабвуфере превышает его возможности воспроизведения.Уровень ограничителя обычно выставляется путем прослушивания тестовых басовых шумов, генерируемых самим АВ-процессором, увеличивая уровень тестового шума до тех пор, пока искажение не становится слышимым, и вводя в контроллер уровень, где это искажение начинается. При достижении этого уровня контроллер задействует ограничитель
Мифы и заблуждения
Теперь, когда мы имеем представление об управлении басом, пришло время рассеять некоторые мифы, а также исследовать часто встречающиеся заблуждения, касающиеся воспроизведения баса.
1. Низкий бас не направлен. Я бы давно разбогател, если каждый раз спорил бы на деньги с теми, кто утверждают, что могут указать направление, откуда исходит низкий бас, а существует немало таких, которые уверены, что могут это услышать вплоть до 20 Гц. Да, мы способны различать обертона басовых инструментов выше 120 Гц, и эти обертоны должны выходить из основных акустических систем, правильно расположенных в помещении, для получения четкой звуковой сцены. Однако, мы не можем — я повторюсь, не можем — локализовать басы ниже 80 Гц.
Самое умное, что мы можем сделать с ненаправленными басовыми частотами — это производить их в тех местах помещения, где они не будут сильно взаимодействовать с резонансами стоячих волн. Эти резонансы заставляют басовый импульс длиться около двух секунд — а это плохо, это слишком плавно, слишком медленно. Прослушивание стерео системы в помещении, не обращая внимания на двухсекундные басовые резонансы, практически сводит к нулю любое разрешение — такое прослушивание музыки — безумие, или приведет к безумию.
2. Использование полнодиапазонных акустических систем не является поводом для отказа от использования системы управления басом. Чтобы управление басом стало бессмысленным, каждая акустическая система должна иметь 37-сантиметровый басовый динамик (или двойные 30-сантиметровые басовые динамики) работающие с 200 ваттным усилителем. Все, что меньше, обязательно пострадает от перегрузки при больших громкостях. Также нужно помнить, что эти огромные, как бегемоты, колонки должны быть размещены таким образом, чтобы их взаимодействие с басовыми резонансами помещения было оптимальным. Поверьте, что практически невозможно разместить в комнате семь колонок так, чтобы каждая одинаково взаимодействовала с басовыми резонансами комнаты. Результат неподходящего взаимодействия — чрезвычайно неровный бас. Получится, что одни акустические системы будут выдавать быстрый, но тощий бас, а другие протяжный и анемичный.
Единственно правильный путь для решения проблемы состоит в том, чтобы осуществлять управление басом и стратегически правильно разместить в помещении сабвуферы для оптимального взаимодействия с резонансами комнаты. Исследования показали, что некоторые местоположения в помещении являются очень даже неплохими в свете сказанного выше. Одно из лучших размещений — это когда четыре сабвуфера располагаются крест на крест (рис. 6).
Чтобы получить реальный сотрясающий грудь бас, мы должны достигнуть 115dB. Основным каналам не хватает 10dB до требуемого максимума, и здесь на помощь и должен придти LFE канал. Дополнительные10dB действительно могут оторвать от кресла. LFE канал используется только в тех эпизодах, где нужен очень сильный бас, в течение же остальной части фильма, ОН НЕ НУЖЕН. LFE канал может быть подключен непосредственно к сабвуферам без всякой регулировки, на этот счет нет никакого правила.
4. Должно быть ОДНО, только ОДНО, и единственное аудио подключение между АВ-процессором и активным сабвуфером. Часто АВ-процессоры предлагают один LFE выход в дополнение к сабвуферному выходу, а некоторые сабвуферы имеют мультивход. Может возникнуть желание подключить такой процессор через его два выхода к двум отдельным сабвуферам и использовать один сабвуфер для LFE канала и другой — для суммированного баса всех каналов. В подавляющем большинстве случаев это будет — очень плохая идея, потому что нам нужны оба сабвуфера, работающие совместно для оптимальной работы с басовыми резонансами комнаты. Самое эффективное использование двух сабвуферов происходит тогда, когда они отрабатывают суммарный бас от основных каналов, а по мере надобности — LFE канал.
О сабвуферах с мультивходами.. Понятие сабвуфера с мультивходами, которые имеют различную фильтрацию, а также возможность суммирования, не имеет смысла в свете нашего обсуждения управления басом. В многоканальной аудио, подчеркиваю, аудио системе с управлением басом, сабвуферу нужен один вход, переключатель полярности фазы, выключатель сети — и все! Все другие входы с вводящими в заблуждение названиями, как то: суммирующий стерео вход, lowpass фильтр, контроль громкости и проч. — могут быть полезными только в системе стерео без управления басом и ничего не делают, кроме как добавляют к сложности и стоимости сабвуфера. Это дополнительная работа для инсталлятора или самого пользователя, поскольку найти нужный вход для АВ-процессора, управляющим басом не простая задача.
5. Нет НИКАКИХ ясных правил, которые бы указывали, в каком частотном диапазоне должен работать LFE канал. Производственные характеристики (то, что инженеры пишут на диск), применяемые к LFE каналу столь различны, что определение верхней частоты для системы воспроизведения является часто упражнением в тщетности. Сигнал LFE канала на некоторых дисках записан в диапазоне до 50Hz, в то время как другие диски (обычно из-за ошибок инженеров) перекрывают полный диапазон! Наиболее распространенным и безопасным в такой дурацкой ситуации, является использование lowpass фильтра 80 Гц для LFE канала. Однако, некоторые АВ-процессоры не применяют фильтр lowpass к LFE каналу вообще, подразумевая тем самым, что очень направленный бас, выше 150 Гц на некоторых записях мог бы потенциально быть произведен сабвуферами. Остерегайтесь этих процессоров, так как обычно нет никакого способа добавить внешний lowpass фильтр без серьезных последствий, ведущих к искажению баса основного канала.
6. Отношение уровня LFE к уровню баса главных каналов не должно регулироваться в АВ-процессоре. Оно должно быть таким, что сигналы LFE были бы на 10dB громче сигналов эквивалентного уровня в любом другом канале. Некоторые ранние DTS музыкальные диски содержали LFE каналы, которые были на 10dB громче промышленного стандарта. По этой причине, некоторые процессоры включают DTS музыкальный режим, который уменьшает LFE канал на 10dB. Диски с такими записями больше не выпускаются, поэтому нет никакой другой логической причины, чтобы сделать уровень LFE канала регулируемым отдельно от канала баса. Если в вашем АВ-процессоре такая регулировка имеется, вы рискуете никогда не узнать, как должна на самом деле звучать музыка с ваших многоканальных дисков.
7. Нет НИКАКОЙ необходимости в LFE канале в подавляющем большинстве музыкальных приложений. Продолжают выпускаться многоканальные музыкальные записи, имеющие содержание для LFE канала, где бас в главных каналах очень далек от перегрузки. Необъяснимо, но некоторые записывающие музыку инженеры думают, что они должны поместить что-то в LFE канал, только для того, чтобы пользователи услышали звук, исходящий из сабвуферов.
Если честно, то это — ущербная логика, потому что сабвуферы в управляемых басом системах (которых большинство), получают и LFE канал и суммарные басы основного канала. Поэтому, как вы уже догадались, неважно есть ли бас в LFE канале. Пользователи и инсталляторы многоканальных систем действительно не должны волноваться по поводу музыкальных записей с LFE каналом, пока они устанавливают свои системы с управлением баса правильно. Время от времени, однако, системы с управлением басом выдают такой ужасный бас, что кажется, что система настроена неправильно, или что-то сломалось. А дело всего лишь в плохой записи. Инженер, который делает запись, не имея системы управления басом и не пользуясь полнодиапазонной системой, просто не может представить, как его диск на такой системе будет звучать. Есть два пути решения подобной проблемы. Первый — это каждый раз перестраивать систему при смене диска, второй — не пользоваться этим диском. Такие никудышные диски не редкость (среди звукоинженеров немало профанов) — пора начать предъявлять претензии к производителям.
8. АВ-процессор, принимая многоканальный аналоговый сигнал от DVD-Audio и SACD проигрывателей, в большинстве случаев не имеет блока управление басом, который поступает с аналогового входа. В отличие от цифрового входа, где поступающий сигнал проходит через управление басом (что всегда происходит в цифровом виде) перед тем, как преобразуется в аналоговый, аналоговый вход должен пропускать свои сигналы через аналого-цифровые (АЦП) преобразователи прежде, чем их можно будет подвергнуть управлению басом. Но нет смыла сигналы форматов с высоким разрешением, такие как Packed PCM (PPCM) или Direct Stream Digital (DSD) преобразовывать сначала в аналог, потом снова в цифру для обработки.
По этой причине в музыкальных многоканальных форматах задачу управления басом решают проигрыватели дисков, процессоры которых, к сожалению, не имеют достаточной силы и гибкости в настройках. Фактически, некоторые проигрыватели даже не имеют в настройках опции переключения между «Фронт Большой/Маленький» а ограничиваются только опцией «Большой». Кроме того, ЦАПы проигрывателей дисков на выходах «сабвуфер» не дотягивают до необходимого максимума для воспроизведения баса на достаточно высоких уровнях. Уровень выхода «сабвуфер» обычно снижен либо на 10dB (для проигрывателя без управления басом) либо на 15dB (для проигрывателя с управлением басом), в надежде на то, что сигнал будет повышен процессором. Это все хорошо, за исключением того, что во многих процессорах не предусмотрено такое повышение на аналоговых входах сабвуфера.
Решение этих проблем состоит в том, чтобы установить все выходы проигрывателя на «Большой» и подключить внешнее устройство управления басом между проигрывателем и процессором. (Устройства управления басом, кроме прочих других выпускают Outlaw Audio и Miller & Kreisel). Это — не очень воодушевляющая мысль, но она все-таки лучшее, чем получить бас минус 15 дБ.
К счастью, на горизонте появилось и другое решение. Это универсальные цифровые интерфейсы, такие как FireWire, которые могу работать с PPCM и DSD. Они появляются среди последних моделей проигрывателей дисков и АВ-процессоров. Соединив проигрыватель и процессор посредством такого интерфейса можно настраивать звук, и в том числе бас, как и при обычном цифровом соединении.
Заключение
Появляются и воплощаются новые мысли, идеи и схемы в области воспроизведения баса. Но, рассматривая проблему в целом, можно признать, что до правильного управления басом для получения мощного, чистого, плотного баса в условиях домашнего кинотеатра или комнаты прослушивания еще далеко. Но многое можно сделать уже сейчас, при правильном понимании.