Что такое канал коммуникации
Основы маркетинга и цифровых коммуникаций. Модуль 9
Итак, вы уже многое знаете о своей аудитории, продукте и его преимуществах. Осталось донести эту информацию до потребителя в нужном месте и в нужное время. «Выбор каналов коммуникаций — это, пожалуй, самое важное для маркетолога в XXI веке», — считает Сергей Таболин.
В этом модуле вы узнаете:
• какие есть популярные каналы донесения сообщений до потребителя, по нашим популярным каналам можно донести сообщение до потребителя;
• как выбирать каналы в зависимости от вашей аудитории, продукта и других параметров, которые мы уже обсуждали.
Оглавление
Кейсы «Ростелекома»: как выбирать каналы коммуникаций
Вы должны четко понимать, чем интересуются ваши потенциальные клиенты, где они живут, куда они ходят, предполагать, чем их можно зацепить и что уже делали ваши соперники. Это знание и поможет вам найти канал, который позволит максимально охватить целевую аудиторию и будет иметь оптимальную стоимость привлечения клиента.
В видео Сергей Таболин разберет истории продвижения нескольких продуктов «Ростелекома», включая очень сложный случай: борьбу на конкурентном на давно поделенном известными игроками рынке.
Какими бывают каналы коммуникации
Существуют разные подходы к категоризации каналов, через которые вы можете обратиться к целевой аудитории. Мы приведем примеры часто встречающихся каналов, а также покажем, как их выбирать в зависимости от триггеров, поведения сегментов аудитории и других параметров, которые вы изучили в этом курсе.
Некоторые каналы коммуникаций:
СМИ: реклама и PR на ТВ, радио, в печатной прессе, интернет-СМИ
Прямой маркетинг в интернете и реальном мире: email-рассылки (собственные и партнерские), звонки и СМС, листовки, каталоги и т. п.
Наружная реклама: билборды, размещение на транспорте и любых других носителях
Социальные сети: таргетинг, размещения у лидеров мнений на известных платформах, работа с группами и каналами в мессенджерах и т. д.
Торговые и партнерские точки: открытие своих или размещение в чужих локациях с учетом потоков аудитории
Выставки и рекламные промомероприятия: присутствие со стендами, выступления и пр.
Мобильные приложения: доступ к вашему продукту, баллы из программы лояльности в приложениях партнеров
Интернет-реклама и продвижение: SEO, контекстная реклама, RTB-системы, сайт и т. д.
Спонсорство: сувениры с фирменной символикой, размещение на цифровых и физических носителях и пр.
Специальные форматы: видеоигры, клубы клиентов, образовательные события и т. д.
Стимулирование сбыта: бесплатные образцы (пробники), подарки при покупке, дегустации, сервисные услуги (бесплатная доставка, бесплатная настройка, бесплатное обучение) и т. д.
Контент-маркетинг: собственные медиа, продвижение через истории успеха, обучающие статьи
С развитием цифровых технологий стал использоваться термин «омниканальность» — разные каналы образуют одну систему для «бесшовного» и непрерывного взаимодействия с клиентом: он может получить от вас ответ в соцсетях, затем увидеть рекламу в ролике, столкнуться с упоминанием в печатной статье, а затем прийти на сайт. При этом каждый канал в такой цепи может быть легко заменен в любой момент другим — более удобным для клиента. Омниканальность существенно влияет на оценку маркетинговых активностей — часто достаточно сложно выделить, какой конкретно канал повлиял на решение клиента.
А теперь давайте посмотрим на выдуманном примере, как разные каналы могут комбинироваться и использоваться в действии. Эта комбинация путей и способов донесения своих сообщений для разных аудиторий также называется картой каналов.
Продукт: подписка на доставку продуктов «от шефа» — раз в неделю магазин продуктов доставляет клиенту набор продуктов и меню с рецептами на 7 дней. Готовить одно и то же может наскучить, а в рецептах в сети куча ингредиентов, которые потом годами пылятся на полке. Да и себя иногда хочется порадовать интересным блюдом. Изучив модель работы сервиса, вы знаете все шаги будущего клиента: он заказывает через сайта набор продуктов «от шефа» нужной темы, кухни, страны, с учетом аллергий и других особенностей питания, ждет доставку, получает все нужное для готовки, а также набор услуг и гарантий при ежемесячном продлении подписки. В него входит доступ к онлайн-записям уроков от повара сети магазинов, членство в клубе лояльных покупателей, приоритет при доставке день в день на другие заказы.
Аудитория: так как идея сервиса заключается в понедельной доставке продуктов на дом с готовым меню, можно начать искать клиентов среди тех, у кого нет времени или кто не любит ходить по супермаркетам. Проведя исследование, вы приходите к выводу, что такие люди встречаются среди миллениалов (тех, кто родился в 1980-90-х годах). Они уже привыкли к другим сервисам доставки еды и онлайн-магазинам. Пользуются подписками на музыку, киносервисы, онлайн-издания. Периодически много работают и привыкли делегировать такие вещи, как уборка квартиры или выбор кино на вечер. Ваш продукт имеет шансы вписаться в их модель потребления.
Точки дифференциации и триггеры: вы изучаете причины, которые подталкивают вашу целевую аудиторию к тому, чтобы лично заняться готовкой, положить в корзину что-то необычное, попробовать новый рецепт или магазин.
Проведя серию интервью, вы фиксируете частые ответы:
Теперь ваша задача — составить сообщения для каждого случая и выбрать каналы, через которые вы будете доносить эту информацию.
Каналы маркетинговых коммуникаций
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и характеристика каналов коммуникаций
Канал коммуникаций – это средство или инструмент, с помощью которого источник передает сообщение объекту.
Коммуникационные каналы различаются по объему передаваемой информации. Емкость канала зависит от трех факторов:
Емкость канала определяется относительно его возможности использовать один или несколько средств общения. Процесс коммуникации ускоряется при использовании телефона или электронной почты, но при этом отсутствует «эффект присутствия»: взгляд, мимика, жесты, поза и т.д. Поэтому минусом такого канала является возможная недостоверность информации.
Выбор канала коммуникации определяется и с точки зрения обеспечения правовой убедительности сообщения. Это необходимо для защиты своих прав в случае деловых конфликтов и споров. Соответственно сделки оформляются в письменной форме. Устные коммуникации в отличие от письменных обеспечивают быструю обратную связь. При личном контакте сообщение может быть максимально адаптировано под поведение получателя в ходе коммуникации, что невозможно при неличном общении.
Не существует универсального канала коммуникации. Сообщение может быть передано как в письменной, так и в устной форме одновременно, и быть в равной степени эффективным. В некоторых случаях комбинация каналов приводит к получению наилучшего результата.
Каналы коммуникации можно классифицировать по пропускной способности и пригодности для разных сообщений.
Рисунок 1. Классификация каналов коммуникации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
Различают вербальные и невербальные каналы коммуникаций.
Вербальные каналы коммуникации – это общение в устной форме. Такой канал свойственен человеку, обладающему речевой способностью.
Невербальные каналы коммуникаций –это бессловесная передача сообщения получателю с помощью мимики, жестов, внешнего вида отправителя, взгляда, позы и пр.
Основные виды и цели каналов маркетинговых коммуникаций
Маркетинговый канал коммуникации – это средство, посредством которого информация о товаре/услуге передается целевой аудитории
Подобный способ передачи информации применяется во всех сферах деятельности компаний, которые стремятся росту продаж для удовлетворения потребностей потребителей. Каналы маркетинговой коммуникации служат проводником формирования положительного образа предприятия в глазах общественности.
В процессе передачи маркетинговой информации осуществляется:
Различают внешние и внутренние каналы маркетинговых коммуникаций. Оба вида служат для передачи сведений от компании-производителя к потенциальным и существующим потребителям для удовлетворения их потребностей и получения прибыли.
Выделяют следующие виды каналов маркетинговых коммуникаций:
Каждый элемент маркетинговых коммуникаций преследует свои цели в рамках функционирования каналов:
Выбор канала рекламной коммуникаций
Ключевой задачей при разработке стратегии медиапланирования в компании является выбор эффективных каналов коммуникаций. Правильно подобранный комплекс маркетинговых коммуникаций (медиа-микс) оптимизирует бюджет, выделяемый на рекламные кампании, повышает конкурентоспособность рекламного сообщения и увеличивает эффективность маркетинговых коммуникаций.
Рациональный выбор канала коммуникации зависит от двух показателей:
Процедура выбора медиа канала состоит из трех стадий:
На первом этапе оценивается весь перечень возможных каналов коммуникации, которые способны передавать информацию о товаре/услуге целевой аудитории. Выявить эти каналы помогает знание о поведении потребителей. Для этого проводятся маркетинговые исследования и выявляются данные о времяпровождении респондентов в будние рабочие дни и выходные.
В зависимости от типа потребителя, рода его занятий, предпочтений выбираются обычные медиа-каналы: телевидение, радио, пресса, наружная реклама и интернет, а также нетрадиционные. Это такие как видео и компьютерные игры, специальные события и пр.
Ключевой задачей первого этапа является найти канал коммуникации, который может способствовать максимально охватить целевую аудиторию, создать контакт, будет иметь высокую вовлеченность и готовность потребителей воспринимать сообщение и стоимость товара.
После составления списка каналов коммуникаций необходимо из разделить на обязательные и второстепенные. Любой канал делится на три группы: каналы широкого охвата, каналы с быстрой обратной связью и каналы в торговых точках. В зависимости от цели коммуникационной кампании определяется приоритетность медиа-каналов.
Третий этап – это составление окончательного списка применяемых каналов коммуникаций. Для этого определяется стратегия медиа-микса: использовать узкое количество каналов коммуникаций или наоборот широкого.
Лекция по теме «Коммуникации и коммуникационные процессы в организации
Оглавление
1. Коммуникационные каналы
Понятие канала коммуникации. Типологизация каналов коммуникации
В современной литературе по коммуникативистике можно встретить трактовку «канала» коммуникации как средства, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. При такой интерпретации коммуникационные каналы делятся на:
а) средства массовой коммуникации – пресса, радио, телевидение, информационные и рекламные агентства и т.д.;
б) межличностные каналы – непосредственный личностный обмен сообщениями между источником и получателем. Таким образом, понятия «канал коммуникации» и «средство коммуникации» здесь используются как взаимозаменяемые. Чаще всего и в обыденной речи их используют как синонимы.
Другой подход, отграничивает «средства» от «каналов» коммуникации. При этом под «средствами» коммуникации можно понимать как способы кодирования сообщения (например, слова, картинки, буквы, звуковые сигналы, жесты и пр.), так и собственно технические средства кодирования (телефон, радиоприемные и радиопередающие устройства, компьютер и т.д.). Термином «канал» в этом подходе целесообразно обозначать маршрут, используемый для передачи сообщения. «Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту» (Соколов Л.В. Введение в теорию социальной коммуникации.). Каналы, интерпретируемые таким образом, можно разделить на:
а) естественные – каналы, возникающие в сфере полисенсорного взаимодействия человека с другими людьми и с внешним миром при участии разных органов чувств (зрения, слуха, хеморецепции, кожно-тактильной рецепции и пр.), а именно: аудиальные, визуальные, тактильные, и т.д.
б) искусственные (технические).
Личный канал распространения информации.
Этот канал считается пожалуй наиболее универсальным. Он обладает такими преимуществами как:
§ непосредственное эмоциональное воздействие на аудиторию;
§ «обратная связь», возможность моментально отреагировать на происходящее;
§ необходимость минимума технических средств и посредников:
§ и, как следствие, дешевизна.
Однако у этого канала есть и существенные недостатки, главный из которых – ограниченный размер аудитории. Личный канал оказывается весьма эффективным, если речь идёт о налаживании отношений с «лидерами мнений» – людьми, точка зрения которых весома для общества.
Каналы массовых коммуникаций открывают возможность обратиться со своим сообщением к максимально возможному количеству потребителей.
Телевидение, радио, наружная реклама, пресса и Интернет – это основные каналы, посредством которых сообщения доносятся до потребителей.
Рассмотрим классификацию коммуникационных каналов по Соколову А. Он выделяет:
— художественные каналы (музыка, танец, поэзия, риторика, письменность, живопись, скульптура, архитектура).
— первичные технические каналы (звукозапись, телефон, телеграф, радио, кино, полиграфия, фотография).
— вторичные технические каналы (видеозапись, телевидение, интернет, электронная почта, фототелеграф, мультимедиа).
Эволюция коммуникационных каналов
В ыделяют 3 рода коммуникации: устная, документная и электронная коммуникация. На их стыках в свое время образовались новые каналы коммуникации:
Соотношение родов коммуникации
2. Коммуникационные барьеры
Коммуникативные барьеры – это форма психологической защиты. То есть, коммуникативные барьеры как бы защищают нас от постороннего психического воздействия, возникающего в процессе обмена информацией между участниками общения.
Коммуникационные барьеры – это все факторы, которые способствуют искажению или потери сообщений. Специалисты выделяют следующие виды коммуникационных барьеров.
Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания. Значение используемых при общении символов выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста. Это касается как отдельных слов (особенно иностранного происхождения или характеризующих личность, например порядочность), так и словосочетаний («как можно скорее», «как только представится возможность»).
В дополнение к межличностным контактам руководитель должен пользоваться информацией, циркулирующей на предприятии и вне ее. Организационные коммуникации также оказывают сильное влияние на эффективность управления. Им присущи такие барьеры, как
— искажение сообщений при движении нисходящей и восходящей информации; чем больше иерархических уровней, тем больше искажающих «фильтров», роль которых играют как менеджеры разных уровней, так и подчиненные (например, детская игра в испорченный телефон);
— информационные перегрузки, которые не позволяют руководителям своевременно и адекватно реагировать на поступающую информацию;
— отсутствие связей между подразделениями, которые либо формально, либо фактически не предусмотрены конкретной схемой организационной структуры.
2. Технические барьеры
Технический барьер состоит в том, что те или иные явления мешают найти и получить нужную информацию. К техническим барьерам относятся «шумы» и «помехи». Понятие «шум» ассоциируется с технологическими проблемами, и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником. Источник шума обладает способностью разрушать информацию, тем самым он увеличивает степень неопределенности приемника. Можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые обусловлены и человеческим фактором: неправильное использование техники связи; неправильным выбором технического средства для передачи сообщения.
На первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий коммуникативные проблемы решены. Но большинство барьеров коммуникации обусловлено человеком.
3. Межъязыковые барьеры
Участники коммуникации говорят на разных языках и не могут найти понимания в общении.
4. Социальные барьеры.
Барьер связан с разными положениями в обществе и разным социальным группам. Социальный барьер делится еще на барьеры: Барьер разного уровня жизни; Барьер национальных культур; Барьер лжи и обмана.
5. Психологические барьеры
В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, застенчивость, стыдливость). Психологические барьеры выполняют две основные функции: функция психологического препятствия; функция психологической защиты.
Способы преодоления коммуникационных барьеров
Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации следует придерживаться следующих психологических правил:
1. Помнить, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.
2. Придерживаться многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергать предложение партнера, задав себе вопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?» Постараться взять оба предложения и посмотреть, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.
3. Осознать значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.
4. В случае обоюдного раздражения и агрессии необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар», избегать констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
5. Ориентироваться на положительное, лучшее в человеке. Это обязывает и его быть лучше.
6. Предложить собеседнику встать на ваше место. Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
7. Не преувеличивать свои заслуги и не демонстрировать знаки превосходства.
8. Не обвинять и не приписывать только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.
9. Независимо от результатов разрешения противоречий стараться не разрушить отношения.
Преодоление избегания. Борьба с этим видом барьеров включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием.
Преодоление фонетического барьера. Для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко и т.д. Для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя.
Преодоление семантического барьера. Семантический барьер является следствием несовпадения тезаурусов людей. В силу того, что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый теза́урус (это пониманию в общении и взаимодействии лиц, связанных одной дисциплиной или профессией). Мы постоянно учитываем тезаурус партнера в общении, хотя и делаем это непроизвольно. Многочисленные ошибки в коммуникации связаны именно с недооценкой разности тезаурусов. Мы постоянно недооцениваем разность тезаурусов, исходя из убеждения «все всё понимают как я». Между тем правильно как раз обратное «все всё понимают по-своему».
Преодоление стилистического барьера. Для преодоления стилистического барьера необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию, которая будет легче пониматься, лучше запоминаться.
Во-вторых, для передачи собственных сообщений необходимо выбирать подходящие каналы. Сложное сообщение требует использования емкого коммуникативного канала (телефон, личная беседа), рутинные послания и данные могут передаваться в виде записок, писем или по электронной почте.
В-третьих, и отправитель, и получатель должны стараться понять точку зрения другой стороны. При получении информации менеджеры должны проявлять особое внимание, что позволит им распознать наличие у собеседника каких-либо предубеждений, уточнить то, что было понято неправильно, скорректировать собственное сообщение. Когда менеджер видит все своими глазами, встречается с людьми, он получает гораздо более полное представление об организации, получает возможность напрямую донести до сотрудников важные идеи и ценности.
Менеджеры обязаны разработать и использовать формальные каналы коммуникации, причем во всех направлениях. Менеджеры должны стимулировать одновременное использование нескольких каналов коммуникации, формальных и неформальных. К числу таких множественных каналов относятся письменные директивы, дискуссии лицом к лицу.
Структура организации должна соответствовать потребностям в коммуникациях. Если в организации существует дефицит горизонтальных каналов коммуникаций, в ней могут быть созданы подобные команды, другие группы «быстрого реагирования», введены должности менеджеров-интеграторов, матричные структуры. Организационная структура, помимо всего прочего, должна отражать и потребности в информации.
3. Коммуникационные роли
Члены организации контактируют друг с другом, выполняя разные функции. Коммуникационные роли – это функции, которые выполняют члены организации в процессе передачи информации.
Рис.1 Коммуникационные роли индивидов
“Сторож” — это индивид, занимающий такое место в структуре, которое позволяет ему регулировать потоки сообщений, идущие по данному каналу. Функция “сторожа” аналогична функции вентиля. Если вы когда-нибудь пытались срочно встретиться со своим шефом, а его секретарша сказала, что он “на конференции”, вы поймете, что такое “сторож”. Секретари, конечно, лишь один из видов “сторожей”. Любой индивид в любой коммуникационной сети, формальной или неформаль-ной, который вклинивается в цепь коммуникации, является “сторожем”. Например, в цепи коммуникации А® Б®В индивид Б играет роль “сторожа”. Аналогично индивид, занимающий должность, через которую проходят сообщения, является в известной мере “сторожем”. Например, в трехуровневой структуре, показанной на рис.2, индивид Б выполняет функции “сторожа”.
Рис.2. Формальная коммуникационная роль “сторожа”
(индивид Б в группе с трехуровневой организационной структурой)
Одна из “сторожевых” функций состоит в уменьшении информа-ционных перегрузок. “Сторож” фильтрует потоки сообщений, отсеивает маловажные сообщения и передает более важные, способствует снижению информационных перегрузок, не препятствуя нормальному функционированию организации.
Т.Аллен в Слоуновской школе бизнеса при Массачусетсском технологическом институте (США) провел серию исследований поведения ученых-”сторожей” и социометрически определил потоки сообщений между ними. Индивиды, названные Т.Алленом “технологи-ческими сторожами”, контролировали потоки технических и научных сообщений между учеными. Они, как правило, устанавливали контакты со многими другими учеными как вне, так и в самой лаборатории. Такие люди способны действовать в рамках одной системы, получать сообщения, перерабатывать информацию и передавать ее своим коллегам в письменной форме так, чтобы те могли ее использовать.
Сегодня возникает необходимость в расширении исследований процессов регулирования коммуникаций в организациях, которые разработаны весьма слабо. Следует выяснить, какие должности в группах соответствуют лицам, выполняющим главные “сторожевые” функции, и почему. Совпадают ли и в какой мере роли формальных “сторожей”? Насколько эффективны “сторожа” при контроле информа-ционных потоков с точки зрения уменьшения перегрузок (без искажения и потерь важной информации)? Какие критерии используют “сторожа” при регулировании потоков сообщений?
“Связной” (иногда называемый “связующей точкой”) — это индивид, связывающий на межличностной основе две и более группы в системе, не принадлежа ни одной из них (определенные индивиды играют квазисвязную роль, являясь членами той или иной группы, их называют “мостиками”). “Связные”, таким образом, размещаются на пересечениях информационных потоков в организации. “Связных” называют цементом, скрепляющим структурные “кирпичи” организации: при удалении “связных” система начинает разваливаться на изолированные группы.
“Связные” важны для передачи сообщений между частями организации. С утратой “связного” разрушается единство организации, и его роль является принципиально важной. С точки зрения динамики исполнение такой роли и ее незаменимость в сетях влияют на функционирование организации. Если лицо, выполняющее роль “связного”, является слабым звеном, организация испытывает большие затруднения. Если оно эффективно, его действия способствуют ускорению прохождения потоков информации во всей организации. В силу большой важности “связные” были объектом многочисленных исследований. Впервые Джекобсон и Сишор отметили, что некоторые индивиды функционируют в качестве “связных” между группами (группировками) и их отличает большое количество частых, обоюдо-направленных и важных контактов, пересекающих структуру контактирующих групп. “Связные” активно участвуют в системе коммуникации, но их очень трудно выделить в пределах единственной подгруппы.
Джекобсон и Сишор, обнаружив “связных”, не занимались тогда их поиском. Цель их исследования состояла в поиске социометрических показателей группового членства. Но выявив группы, они убедились, что “связные” между группами существовали во всей сети. При удалении “связных” сеть распадалась на несвязанные группы.
В последующих исследованиях внимание концентрировалось на выявлении числа “связных” в организациях, устойчивости связей и ихзависимости от содержания передаваемых сообщений, а также на личностных и коммуникационных характеристиках и свойствах “связных”.
При анализе организаций, как правило, выясняется, что многие руководители высшего звена являются “связными”.
При изучении 142 преподавателей Мичиганского университета, проведенного Шварцем в 1968 г., было выявлено 22 “связных” (15%). Они связывали 29 рабочих групп различного размера. В большинстве исследований от 5 до 20% членов организации оказывались “связными”. Точное число и процент связных в сети зависит от таких факторов, как характер вопроса, задаваемого при обследовании (сравните: “С кем Вы беседуете по делам службы?” и “Как часто Вы контактируете с каждым лицом из указанных в списке?”), а также от вида решаемой организационной задачи (например, необходимы ли для ее выполнения сотрудничество или независимость работников).
Однако наметившаяся недавно тенденция в исследованиях “связных” отодвигает вопрос об их числе в организации на второй план. Эменд утверждает, что целесообразней рассматривать каждого индивида в системе как “связного”. Поэтому он измерял степень выполнения функции “связного” и корреляцию этой переменной с другими. Баллы по шкале этой переменной начисляются респонденту в зависимости от того, насколько он обеспечивает связность всей сети коммуникации в организации.
Роль “связного” имеет важное практическое значение, поскольку “связной”, безусловно, является центральной фигурой, обеспечи-вающей эффективное функционирование межличностной сети организации. “Связные” занимают стратегические позиции в организациях. Они могут либо ускорять обмен неформальными сообщениями, либо быть узким местом. Роли “связных”, видимо, должны быть введены в организации формальным образом, если они не возникают спонтанно.
“Лидеры мнения” приобретают влиятельное положение, оказывая ценные, хотя и редкие услуги своей организации. Следование нормам организации “лидера мнения” является ценной услугой организации, поскольку он служит живым примером правильного поведения для своих последователей.
В общем случае “лидеры мнения” имеют большой доступ к внешним источникам информации, а их основная функция состоит в том, чтобы обеспечить контакты группы с релевантной частью ее внешней среды.
Изучение “лидеров мнения” во множестве ситуаций позволяет выделить их следующие общие черты: более частое общение с внешними компетентными источниками информации; бульшая доступность их для последователей; большая приверженность нормам возглавляемых ими групп.
Наподобие “сторожей”, а возможно и “связных”, “лидеры мнения” могут быть сгруппированы по признаку тематики передаваемых сообщений.
В большинстве организаций лидерство мнения характерно не только для высших управляющих. Хоторнские исследования (см. юни-ту 1) ясно показали, что неформальные лидеры оказывают весьма сильное влияние на производительность труда членов рабочих групп, хотя с точки зрения иерархии эти лидеры занимали те же должности, что и рядовые рабочие.
Индивиды нижних уровней организационной иерархии также отчасти выступают в роли “космополитов”, поскольку они имеют дело с операционными аспектами изменений внешней среды. Так, работники нижнего звена непосредственно контактируют с покупателями, поступающими материалами и топливом, с информацией о производ-стве. Их “космополитизм” носит, так сказать, земной характер.
В известном смысле “космополиты” являются особым типом “сторожей”, поскольку они контролируют коммуникации, по которым новые идеи поступают в систему. Для “космополитов” верхнего уровняхарактерны деловые поездки, чтение корреспонденции, поступающей из внешней среды, участие в национальных и международных совещаниях и организациях, значительная свобода в выборе места работы. Их примером могут служить профессора университетов, торговые агенты, министры и т.п.
“Космополитизм” некоторых индивидов является ресурсом системы, поскольку они позволяют организации взаимодействовать с внешней средой. Способность предвидеть изменения среды важна для выживания любой системы. Некоторые должности в организации, такие, как специалисты по анализу рынка, по “человеческим отношениям” в фирме, ученые, занятые в сфере исследований и разработок, управляющие сбытом и т.д., обеспечивают возможности более широких контактов со средой. В результате эти, а не другие индивиды с большей вероятностью будут “космополитами”.