Что такое камиза одежда
Размышления о крое камизы XV века
Крой нижнего белья – проблема для реконструкторов, ибо, как правило, его тщательно скрывали под верхними слоями одежды. Говорить о белье в публичном пространстве было не принято. Кроме того, рубашки, как правило, шили из льна, который очень плохо сохранятся. Но кое-какие сведения у нас есть, и мы попробуем на этой основе прикинуть версии кроя. Большое спасибо Светлане Тыртышной за материалы, которые очень пригодились для написания статьи.
Маленькое отступление: все, что сказано в этой (и других) статьях об одежде Италии и Испании в XV веке, – скорее введение в предмет, чем руководств к действию. Для качественной стилизации этих сведений вполне достаточно, но для реконструкции надо сужать и географические, и временнЫе рамки. В этом тексте будет полет мысли на два региона, не считая заглядываний к соседям, и разбег на пару веков – ибо есть такая штука как преемственность кроя. В общем, сплошные рассуждения, домыслы и допущения, кои господа тру-реконструкторы могут дополнять своими соображениями.
Археологических находок и письменных описаний я, увы, не обнаружила (есть находки более раннего и более позднего периода), литературные источники в духе «королева сняла все одежды, раздарила их придворным дамам с просьбой помолиться о ней, и осталась в белоснежной шелковой рубашке» в расчет не берем – тут и неясность описания, и литературно-фольклорные условности («струны, разумеется, были золотые»), а нам нужен покрой. На наше счастье, в изобразительных источниках недостатка нет. Общее ощущение — в начале века рубашка широкая, с полукруглым вырезом, без складок, затем плечи все больше открываются, а лишняя ширина, естественно, присобирается на прямую бейку/прошивается, Потом бейку начинают вышивать (либо делают вышивку по складкам), показывают эту красоту. Постепенно рубашка становится более закрытой и обзаводится воротником.
Разумеется, весь процесс идет совершенно нелинейно, «шаг вперед, два назад», а уж местная мода способна на любые выверты.
Пристальное разглядывание десятков изображений приводит к нескольким выводам.
2. Материалы – лен, шелк. Для южных регионов возможен хлопок и смесовые ткани (камиза инфанты Марии сшита из хлопка, а это тринадцатый век). Мавры и делали, и активно носили хлопковые ткани, а христиане переняли сию традицию, и еще в восемнадцатом веке путешественники писали о хлопковых плантациях в Испании. В Италии и даже Германии фастиан (лен в основе, хлопок в утке) и чисто хлопковые ткани производили, красили и продавали в огромных количествах. Смесовые ткани (шелк-лен, шелк-хлопок, шелк-шерсть, лен-шерсть, лен-хлопок) производили в Испании и продавали с мавританских времен.
Тунику-котт, сэр? или Как одевались средневековые мужчины
Как я уже говорила, Средневековье является неповторимым временным периодом, со своими особенностями, отличными от особенностей иных эпох. Одной из таких особенностей является средневековая одежда. Ранее я уже рассказывала о том, как одевались богатые жительницы Средних веков:
а теперь пришло время рассказать и о том, во что были одеты средневековые мужчины. По сути, мужской костюм был не менее запутанным и не менее неудобным.
Раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.)
Как и женщины, мужчины в этот период носили две туники: нижнюю, камизу, и верхнюю, котту. Камиза традиционно шилась из более простых материалов и имела более длинные рукава, чем котта. Туника обязательно подпоясывалась, и изначально была длиной приблизительно до колена. Ближе к X веку у знати туники удлинились, одежды короля достигали пола, а короткие туники продолжали носить крестьяне и молодые мужчины.
Мужчины Средневековья, в отличие от тех, кто жил в Античные времена, обязательно носили штаны. Они имели разный вид, но факт их наличия оставался неизменным. Говоря о высших слоях общества, эти штаны обычно были узкими.
В Ранний период Средних веков в качестве верхней одежды обычно использовались короткие плащи, которые застегивались фибулой на плече. Эта традиция осталась ещё с римских времён, так как римляне пользовались подобными же плащами. Фибулы изготовлялись фактически везде, по виду заметно отличаясь друг от друга в зависимости от места изготовления.
В самый ранний период Средневековья были распространены сапоги из мягкой кожи, часто – цветной, с короткими голенищами. В эпоху Каролингов франки носили чулки, кожаные или полотняные, которые сверху перетягивались ремнями.
Прически этого периода особыми изысками не отличались, и были очень просты. Единственным, хоть и весьма сомнительным украшением являлась чёлка, которая была почти у всех. Бород, конечно, никто не отменял.
Классическое Средневековье (середина XI – XIII вв.)
Начались Крестовые походы, которые во многом дали толчок к дальнейшему развитию моды.
В XII или XIII веке появилась первая обувь с острыми носами, хотя своего апогея эта мода достигла несколько позже. В период своего расцвета длина этого носа, также как и длина дамского шлейфа, весьма просто могла рассказать о том, кем являлся её обладатель и какое место занимал в социальной иерархии. Утверждается, что эти носы по нескольким причинам стали камнем преткновения в отношениях многих с Церковью, ведь, для примера, в обуви с подобными носами было неудобно становиться на колени для молитвы.
Позднее Средневековье (XIV – XV вв.)
В этот период как мужская, так и женская одежда приблизилась к тому состоянию, в котором она будет пребывать в эпоху Возрождения. Более того, когда во Франции ещё гремела Столетняя война, в Италии уже появились первые признаки этого Возрождения.
XIV век был важным в отношении одежды. За эти сто лет также вошла в употребление верхняя утеплённая одежда с рукавами, куда более узкие штаны, чем раньше, даже более похожие на чулки. Кроме того, к концу этого века пошла на спад мода на невероятные носа обуви. Как я уже рассказывала ранее, в заметке о женской одежде, всё в том же XIV веке появились, во-первых, распашные одежды, а во-вторых – новые виды покроя, которые, с самыми минимальными изменениями дошли до наших дней. К середине того века мужчины перестали носить тунику-котту, заменив её либо на узкий, подчёркивающий талию жакет, либо на короткую куртку с узкими рукавами (пурпуэн), в некоторых случаях также имевшую декоративные рукава. Приблизительно тогда же стали модны кафтаны, видов которых было несколько. Мужчины, как и женщины, носили нарамники, которые только немного отличались по виду.
Исчезновение туник стало одним из «звоночков», которые были первыми признаками наступающего Нового времени, когда о верхних туниках забудут окончательно и бесповоротно. В принципе, одежды последних столетий Средневековья подчёркивали изящество и ловкость их обладателей, и как-то вытягивали фигуру, в том числе и за счёт вышеупомянутых штанов-чулок.
Все тексты в блоге моего авторства, иллюстрации взяты со свободных ресурсов интернета, из источников, не указывающих своих авторских прав (если иное не указано под иллюстрацией). При копировании прошу указывать ссылку на мой блог.
Одежда Средневековья: что носили мужчины и женщины? Мода Средневековья
Основные характеристики средневекового костюма
Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.
Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков. В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия.
Отличия костюмов бедных и богатых
Из-за огромного влияния церкви все излишества и шик были под запретом. Они считались одновременно и грехом, и преступлением, поэтому о дорогих нарядах люди, не имеющие отношения к аристократическим семьям, могли только мечтать.
Бедняки носили одежду черного, серого или коричневого цветов, в то время как представители высших сословий могли себе позволить все цвета радуги.
Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья
Девушки старались всячески придать себе черты мужской фигуры, поэтому всеми изощренными способами скрывали грудь. Для этого очень туго шнуровали корсет, а самые отчаянные и смелые носили свинцовые накладки, препятствующие росту груди.
В моде было отсутствие ресниц и волос на лбу, поэтому их удаляли при помощи известных народных методов. Веснушки и родинки считались метками дьявола, из-за чего девушкам приходилось «выводить» их аметистом.
Девушка должна была олицетворять кротость и покорность, на которые указывали зеленые или голубые глаза и длинные светлые волосы.
Женский наряд раннего Средневековья
Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.
У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.
Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.
В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.
В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.
Плащи стали подшивать мехом.
Мужская одежда раннего Средневековья
Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.
В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.
Изменения в женском костюме в романский период
В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.
Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.
Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.
Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.
Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.
Костюм рыцаря
Доспехи состояли из мягкой тканевой рубахи и гнущейся плетеной кольчуги. Кольчугу плели из небольших металлических колец, так что в итоге она напоминала кованую сеть. Она могла иметь вид удлиненной рубахи или обтягивающей туники.
Руки защищали кольчужные рукава и перчатки или рукавицы. На ногах были кольчужные штаны — шоссы.
Ремесленники научились ковать шлемы из металла. Сверху на шлем рыцари надевали капюшон кальчуги, благодаря чему воин оказывался защищен от макушки до пят.
Мода Средневековья: готический период
Особенности одежды в готический период:
Женский готический костюм
Зона декольте должна была быть полностью закрытой. Иногда в качестве декора использовалась специальная вставка из дорогой, часто прозрачной ткани, которую священники называли «дьявольским окошком».
Юбка платья была длинной и имела огромный шлейф, длина которого часто достигала нескольких метров. Считалось, что длина шлейфа напрямую зависит от знатности дамы, и наоборот.
Рукава платьев могли быть узкими и длинными, прикрывающими большой палец руки, и широкими. Широкие рукава часто подшивались парчой, украшались ажурными вставками, мехом. Причем, рукава не пришивались к платью, а пристегивались, так что женщина могла менять их хоть каждый день.
Цветовая палитра состояла из ярких оттенков — красного, синего, желтого, зеленого. Их часто комбинировали между собой, не задумываясь о сочетании.
Сверху на платья женщины стали надевать упелянд — верхнюю одежду, обшитую мехом. Он мог быть широким с длинными рукавами или отрезным по талии с юбкой.
Разновидности платьев готического периода
Головные уборы
Мужской костюм в период готики
Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.
Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.
В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.
Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.
Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.
Почемучка
Одна девочка так много читала, что совершенно разучилась фотографировать себя в зеркале.
Европейская одежда в средние века
Как-то так исторически сложилось, что авторы жанра фэнтези любят погружать своих читателей в антуражи, имитирующие Средние века. Понятно, что сам этот жанр является своеобразной «индульгенцией» для автора – мол, раз автор фантазирует, то нафантазировать имеет право всё, что его душе угодно. Однако раз уж за основной фон повествования берётся калька с реально существовавшей действительности, неплохо было бы хоть как-то следовать логике этой действительности. И здесь встаёт вопрос о соответствии реалий. В частности, поговорим об одежде. Безусловно, можно обрядить персонаж в джинсы и бархатный кафтан, но подобный маскарад автор, как правило, отдельно обосновывает и оговаривает. Что же касается рядовых описаний, для них в целом стараются соблюсти хотя бы приблизительное подобие историческому образцу. А раз так, то имеет всё-таки смысл озадачиться временнóй совместимостью деталей туалетов героев. Особо это относится к авторам произведений про попаданцев – там-то уж точно ГГ действует в реальном, а не вымышленном историческом времени. Поэтому автор должен знать, что не могут находиться рядом женщина в сюрко и мужчина в колете — исторически колет как деталь мужской одежды появился только через два века после того, как сюрко трансформировалось в иные формы платья. Нелепым будет и определение «табар до пят» — плащ табар всегда только короткий.
Рассмотрим общие черты костюмов, характерные для определённого периода времени и распространенные на обширной территории Европы. Специфика национальных деталей и особенности вариантов базовых фасонов не рассматриваются, чтобы остаться в рамках информационной статьи и не перейти в разряд специального исследования.
Периодизация: раннее средневековье (IX-XII вв.) – романский стиль и позднее средневековье (XIII-XV вв.) – готический стиль.
РОМАНСКИЙ ПЕРИОД
Материалы. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок. Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке, украшался различными переплетающимися лентами, золотыми или бронзовыми узорами геометрической формы с изображениями животных («звериный стиль»).
Бельё (исподнее). Представление о нижнем белье в средние века отличалось от современного, прежде всего тем, что оно не осознавалось как интимная часть туалета, которую не должны видеть посторонние. Наоборот, покрой верхней одежды был сделан таким образом, чтобы через разрезы было видно бельё, которое специально украшалось вышивкой в определённых местах (воротник, рукава). В тёплое время года крестьяне (особенно на полевых работах) и нищие в городах ходили в одном белье. Для мужчин нижним бельём были камиза и брэ. Камиза представляет собой цельную рубашку – рукава у неё не вшивались, а кроились вместе с туникой. Брэ предшествовали современным кальсонам или трусам. Изначально брэ имели вид широких штанов, длина которых доходила до середины икры ноги. Длина брэ постепенно уменьшалась и их вид к XV веку сильно видоизменился (см. раздел «Готический период»).
Брэ романского периода
Некий переходный вариант между бельём и частью костюма представляют шоссы – изначально это были узкие чулки, которые прикреплялись завязками к поясу, позднее, к XIV веку их стали сшивать вместе (как колготы), и они превратились из чулок в штаны.
Шоссы романского периода
Женщины также носили в качестве нижнего белья камизу. Женская камиза была длиннее мужской – до пят. Некоторые дамы пришивали изнутри к камизе полотняные мешочки для груди, которые дополнительно скреплялись шнурками или лентами (прообраз современного бюстгальтера). Другие для поддержания груди обматывали её широким полотнищем.
Костюм. Поверх камизы мужчины надевали котт – тунику из более дорогой ткани, чем камиза, с короткими рукавами или совсем без рукавов. В XII в. котт становится очень узким в плечах и расширенным книзу за счет вшитых в боковые швы клиньев. Котт благородных рыцарей становится более длинным, придавая фигуре женоподобный силуэт. У ворота котт появляется небольшой разрез и завязки. В конце XII в. на доспехах рыцарей стали изображать феодальные гербы. В соответствии с цветами герба одежда рыцарей часто также разделялась по вертикали на две половины разного цвета. Такой костюм назывался «ми-парти».
У женщин котт выполнял роль нижнего платья, на которое надевалось верхнее платье – сюрко. Оба платья были длиной до щиколоток, у коты длинные узкие рукава, у сюрко – короткие и широкие, либо их вообще не было. И котт, и сюрко имели форму трапеций, сильно расширенных книзу. Линия талии была завышена. С XI в. появились драпировки на животе. В XII в. платье-котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку. Котт расширялся книзу от бедер при помощи вшитых клиньев. Рукава у него стали очень длинными, почти до самой земли, а пояс превратился в декоративную деталь и сместился с талии на бедра.
Верхняя одежда. Общей верхней одеждой был плащ. Мужской плащ застегивался на правом плече. Вначале короткий полукруглый, а позже, с XI в., — длинный. В эпоху Карла Великого и Каролингов (VIII-IX вв.) плащ стал называться «манто».
Обувь. В раннем средневековье горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами — «ботт». Их шили из ткани или цветной кожи. В XII в. во Франции начинают носить обувь с длинными острыми носками — «пигаш», которые распространяются во всей Западной Европе. Крестьянской обувью были башмаки, которые подвязывались к ноге шнурками. Женщины носили закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве, без каблуков.
Головные уборы. Мужчины носили конусообразные шапки или капюшоны «куаф» с удлиненным мысом сзади. В холодное время года куаф меняли на «кугель» — капюшон с пелериной из шерстяной ткани. Замужние женщины скрывали волосы под белым платком. Концы платка падали на плечи, иногда заправлялись в вырез платья. Поверх платка надевали различные повязки, обручи. Знатные дамы носили также парчовые тюрбаны, украшенные драгоценными камнями.
ГОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Силуэт костюма этого периода характеризуют вытянутые пропорции, устремленность вверх. Впервые появились вшивные рукава. Рукава были съёмными, иначе невозможно было снять узкую одежду. Рукава пришивали на день, а вечером отпарывали, или привязывали шнурками. В моде богатые ткани — парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка, тканый золотом и серебром бархат. На смену «звериному» орнаменту пришёл «растительный». Ткани привозились с Востока, а также изготавливались в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе. В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде — вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.
Бельё. По-прежнему и мужчины и женщины носили камизу, она практически не изменилась. Женщины стали окрашивать камизу шафраном в бежевый цвет и богато украшать вышивкой. Значительное изменение претерпели мужские брэ – они сильно укоротились и стали похожи на современные боксеры:
Костюм. Мужской котт стал значительно длиннее, почти до полу. Его рукава удлинились, обязательной декоративной деталью стал украшенный пояс. К середине XIV в. котт сменил «пурпуэн» — короткая куртка с узкими рукавами. Вначале пурпуэн носили рыцари под латами, но затем он стал верхней одеждой и просуществовал до начала XVII в. Его носили и знать, и простолюдины. Богатые щеголи носили пурпуэн с декоративными рукавами, свисающими до самого пола.
Пурпуэн
В то же время у знатного сословия вошли в моду верхние кафтаны. Один из них, «котарди», был узким и доходил до середины бёдер, с застёжкой впереди. Рукава могли быть как узкими, так и широкими.
Котради
Другой, «блио», отрезной кафтан с узким лифом и «юбочкой» — пышными полами, несшитыми на боках. Сзади у блио была шнуровка.
К середине XIV в. появился «жакет». Он был без рукавов или с откидными рукавами, узкий, подчеркивающий талию:
К женскому котту стал прилагаться набор разных рукавов. К XIV в. у знатных дам, особенно Франции и Англии, вошло в моду «королевское сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами. Вырезы пройм получили название «адских окон»: сквозь них была видна талия котта:
Словом «сюрко» стали называть не только верхнее женское платье, но и плащи (см. раздел «Верхняя одежда»).
Верхняя одежда. И богатые, и бедные носили «нарамники». Это плащи, сделанные из сложенного пополам куска материи, с отверстием для головы на месте сгиба. Швов на боках не было, передняя и задняя части нарамника свободно висели или драпировались. Потом нарамники стали сшивать по бокам, и тогда их тоже начали называть «сюрко». Сюрко с капюшоном носили монахи. Короткий плащ «табар» стал обязательной частью костюмов герольда и пажа. У него были рукава колоколообразной формы, несшитые по бокам:
В XIV в. возникает верхняя одежда — «упленд» («упелянд», «уппеланд») — с сильно расширенными книзу рукавами. Молодые люди носили короткий упленд (от середины бедра до колен). У знатных феодалов, особенно зрелого возраста, упленд был длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани.
Знатные дамы в торжественных случаях облачались в женский упленд. Летние упленды делали из шелка или парчи; зимние — из фландрского сукна на меху.
Также у дам в моде была пенула (накидка) со шлейфом и меховой опушкой:
Обувь. Мужчины носили кожаные или бархатные туфли и полусапожки без каблуков. Носки были заостренными — вначале слегка, а с середины XIV в. они удлинились настолько, что достигали нескольких десятков сантиметров. Женщины носили такую же обувь, что и мужчины. Ее делали из плотной дорогой ткани, мягкой цветной кожи, бархата, и у нее также были заостренные носки. Длинные носки набивали конским волосом и каждый соединяли цепочкой с браслетом на ноге.
Были изобретены деревянные подставки с каблуками, которые назывались «галош». Они подвязывались ремнями и предохраняли обувь от грязи.
Головные уборы. Мужские головные уборы очень разнообразны: цветные береты с меховой оторочкой, остроконечные или с широкой тульей шляпы с плоскими полями, высокие шапки без полей. Популярным становится капюшон, пришитый к куртке или плащу.
В XIII в. у мужчин входит в моду головной убор, напоминающий женский чепец, — «бегуин». Его шили из белой ткани и надевали под верхний головной убор. Люди победнее носили этот чепец как самостоятельный головной убор.
Бегуин
Но наиболее популярным был «шаперон» — головной убор со сложной драпировкой. В XIII в. шаперон выглядел как капюшон с длинным хвостом – «кэ». В этом хвосте хранили монеты и другие небольшие ценные предметы. Концы шаперона — «консты», украшенные зубцами, спускались на плечи.
В следующем веке у шаперона появился жесткий борт, а хвост стали драпировать, как тюрбан:
Замужние женщины покрывали голову платком «барбетт» из белого полотна, который закрывал подбородок, шею, часть груди. Выходя на улицу, поверх барбетта женщины накидывали покрывало. Позже барбетт стал частью костюма монахини.
Горожанки носили своеобразный чепец «омюсс», похожий на капюшон с двумя «рожками»:
Дамы носили «горж» — конусообразную высокую шляпу с вуалью или «туре» — более низкую шляпку в виде усечённого конуса.