Что такое камеральная налоговая проверка юридического лица
Налоговые проверки: как проходят и можно ли к ним заранее подготовиться
Эксперт по налогам рассказывает, чем камеральная проверка отличается от выездной и как заранее подготовиться к любой из них
Екатерина Новикова
Налоговый юрист, директор компании V.U.CONSULT
Налоговые проверки касаются всех предпринимателей и компаний — вне зависимости от масштабов бизнеса и отрасли. Рассказываем, какие налоговые проверки бывают, как проходят для ИП и ООО и может ли компания заранее к ним подготовиться.
Что такое налоговая проверка
В начале 2021 года Тинькофф Бизнес опросил около 7000 предпринимателей. Опрос показал, что за последний год количество проверок бизнеса со стороны госструктур выросло. Проверки могут проводить пожарная инспекция, Роспотребнадзор, санэпидемстанция и другие ведомства. В этой статье речь только про налоговые проверки.
Цель любой налоговой проверки — убедиться, что компания правильно исчислила и вовремя уплатила все налоги и сборы. Задача проверяющих — понять, есть ли у компании задолженность перед государством, пытается ли она снизить налоги незаконным способом.
Виды налоговых проверок
Есть два вида налоговых проверок — камеральная и выездная.
Камеральная проверка — это проверка бизнеса на основании налоговых деклараций. Налоговый инспектор проверяет, верно ли заполнена декларация и рассчитан налог.
Выездная проверка проводится, если налоговая выявила, что компания или ИП подпадает под критерии риска — об них расскажем ниже. Тогда инспектор приезжает в офис, на склад или магазин предпринимателя или компании, проверяет первичную документацию, осматривает помещение, опрашивает сотрудников.
Выездные проверки могут быть комплексными или тематическими. Комплексная проводится по всем налогам и сборам, а тематическая — только по одному, например НДС.
Дальше расскажем подробно про каждую проверку.
Камеральная налоговая проверка
Налоговая проводит камеральную проверку на основании первичных и уточненных деклараций. Такая проверка проходит каждый раз, когда вы сдаете декларацию по любому налогу. Уведомлять о начале камеральной проверки налоговая не обязана, проверка проводится автоматически.
Кто проводит проверку. Налоговая по месту учета предпринимателя или компании. К примеру, если компания работает в Ярославле и подает декларацию в налоговую инспекцию в Ярославле, она и проводит проверку.
Что проверяют. Инспекция проверяет налоговую декларацию: есть ли ошибки в ее заполнении, правильно ли рассчитаны налоги и сборы.
Как проходит. Предприниматель или компания подает декларацию, начинается камеральная проверка. О начале проверки налоговая не уведомляет. Проверка может длиться до трех месяцев.
Приостановить камеральную проверку нельзя. Если выявят нарушения законодательства, в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговая составляет акт с ее результатами. Следить за ходом камеральной проверки можно в личном кабинете налогоплательщика.
Особенности камеральной проверки. Во время камеральной проверки инспектор может запросить документы, подтверждающие доходы или расходы компании: счета-фактуры, договоры, акты и другие первичные документы — но только в том случае, если он нашел противоречия в декларации или засомневался в ее корректности.
Чаще всего камеральные проверки проходят незаметно для предпринимателя: налоговая проверяет декларацию, убеждается, что все в порядке.
Выездная налоговая проверка
Выездная проверка проводится, если налоговая подозревает предпринимателя или организацию в нарушении налогового законодательства.
Кто проводит выездную проверку. Налоговая по месту учета предпринимателя или компании.
Что проверяют. Инспекторы проверяют первичную документацию компании — договоры, счета, счета-фактуры, регистры бухгалтерского и налогового учета, акты, платежные документы, книги покупок и продаж, накладные, путевые листы. Могут опросить сотрудников и осмотреть помещение, в котором работает компания или предприниматель.
Как проходит. Узнать заранее о выездной налоговой проверке нельзя: по закону налоговая не обязана о ней предупреждать. Единственное исключение — проверки компаний, которые занимаются лотереями и азартными играми. Для них налоговая публикует в общем доступе календарь налоговых проверок.
Налоговая выносит решение о выездной проверке и может прислать его предпринимателю или компании по почте, в личном кабинете системы электронной подачи декларации или на сайте налоговой. Иногда решение могут предъявить по факту, когда налоговая уже приедет в офис. Это законно.
В решении указано основание проверки, ее срок, фамилии проверяющих инспекторов. Если к вам пришли с проверкой, вы можете попросить инспекторов показать удостоверения и свериться с фамилиями в решении — это поможет убедиться, что проверка проходит законно. Менять проверяемые налоги или период проверки, указанные в решении, налоговая не имеет права.
Обычно в выездной проверке участвуют два или три инспектора. Иногда по запросу налоговой в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции. Во время выездной проверки у инспекторов больше полномочий, чем во время камеральной:
Предприниматель обязан предоставлять все документы по запросу инспекторов и не препятствовать их работе.
ИП или компания может не пустить инспекторов на территорию компании, если решение о проверке оформлено неправильно: не указано, кого проверяют, не указан перечень налогов и сборов, которые будут проверять, период проверки, нет подписи руководителя или заместителя руководителя налоговой службы.
Если компания или предприниматель отказывается впустить инспекторов, они составят акт. В этом случае налоговая может самостоятельно определить сумму налога к уплате, продлить срок выездной проверки или наложить штраф 10 000 ₽.
После окончания выездной проверки ИП или компания получает решение с результатами проверки. Его отправляют почтой, через личный кабинет или вручают лично. В нем может быть указан размер выявленной недоимки, пени, штрафы.
Особенности выездной проверки. Налоговая не может проводить более двух выездных проверок в течение календарного года. Но в исключительных случаях может провести повторную проверку.
Повторная и встречная налоговые проверки
Налоговые проверки могут быть повторными и встречными.
Повторная выездная налоговая проверка проводится только в трех случаях:
Срок проведения повторной проверки — два месяца, как и при обычной выездной проверке. Повторная камеральная проверка не проводится.
Встречная проверка означает, что налоговая проверяет контрагентов компании.
Например, инспекторы заметили, что кафе закупило оборудование по подозрительно низкой цене: похожее оборудование в других ресторанах стоит дороже. Налоговая проверяет, где кафе закупило оборудование, запрашивает документы по сделке у компании-поставщика и сверяет, совпадает ли закупочная цена с расходами кафе. Это и называется встречной проверкой.
Контрагентов проверяет налоговая по месту их учета. Предоставить документы нужно в течение пяти рабочих дней. Налоговая штрафует контрагента, если он нарушает срок предоставления документов или не предоставляет их вовсе.
Кто рискует подпасть под выездную проверку
Налоговая составила список того, на что она обращает внимание при назначении выездной налоговой проверки. В нем 12 критериев. Список помогает ИП и компаниям самостоятельно оценить, может ли налоговая приехать в их офис с выездной проверкой:
Проверить контрагента можно в сервисе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента».
Компания или предприниматель на ОСН может вычислить примерный налог, который считается нормой в отрасли и регионе, через налоговый калькулятор. Там собрана статистика за последние годы, которая поможет предпринимателю сориентироваться в примерных показателях нормы.
Для примера посмотрим отраслевые показатели для малого предприятия по производству одежды в Тульской области.
Если деятельность предпринимателя или организации подпадает под один из критериев — например, у нее слишком высокий показатель рентабельности — это уже повод для налоговой провести выездную проверку.
Как обжаловать решение по итогам проверки
Предприниматель или компания может не согласиться с решением по итогам камеральной или выездной проверки. К примеру, компания уверена, что правильно рассчитала налог, и хочет оспорить решение налоговой о доначислении. Тогда она может подать жалобу в вышестоящую налоговую службу.
Срок подачи — в течение года со дня вынесения решения. Жалобу нужно подать в вышестоящий налоговый орган. Если ИП работает в Саратове и не доволен результатами проверки налоговой инспекции по Саратову, он подает жалобу в Управление ФНС России по Саратовской области.
Как долго длятся налоговые проверки
Налоговый кодекс устанавливает такие сроки:
Налоговая может продлить камеральную проверку только при проверке по НДС — до трех месяцев.
Продлить выездную проверку можно максимум до шести месяцев. Причины — на месте проверки случился пожар или потоп, компания или предприниматель не успевают предоставить инспекторам документы.
Налоговая вынесла решение о проверке 10 февраля. Значит, она должна приехать в офис предпринимателя или компании и провести проверку до 10 апреля. В начале апреля офис затопило, и налоговая продлила проверку на один месяц — до 10 мая.
Выездную проверку могут приостановить на срок до шести месяцев. Например, если налоговая хочет провести экспертизу документов, запросить сведения из налоговой другого региона или страны, перевести документы с иностранного языка на русский. По закону приостанавливать проверку можно столько раз, сколько потребуется, чтобы собрать всю информацию. На время приостановления инспекторы обязаны выехать из офиса, склада или магазина компании.
Как подготовиться к выездной проверке
Чтобы выездная проверка прошла быстро и без неприятных последствий, нужно делать следующее:
Заранее подготовиться к проверке получается не всегда. Чтобы проверить, есть ли в компании проблемы с документацией, можно заказать налоговый аудит. Аудиторы и налоговые юристы помогут оценить, может ли бизнес подпасть под выездную проверку, и расскажут, как избежать нарушений и штрафа.
Возможные последствия проверки
Если налоговая находит нарушения по итогам проверки, предпринимателя могут привлечь к трем видам ответственности:
Налоговая ответственность. Если компания или ИП не платит налоги вовремя и в полном объеме, это считается налоговым правонарушением. В этом случае предусмотрены штрафы.
Обычно штраф составляет от 20 до 40% от суммы неуплаченных налогов. Если не заплатить недоимку, пени и штрафы добровольно, налоговая выставляет инкассовое поручение на расчетный счет. Тогда банк станет автоматически списывать все поступающие деньги в счет погашения недоимки, пени, штрафа, пока он не будет выплачен.
Если денег на счете не хватит, налоговая может взыскать недоимку с имущества компании или ИП, которые они используют в предпринимательских целях, через службу судебных приставов. Например, наличные деньги, деньги и драгоценные металлы в банках, машину или офис.
Если на расчетном счете компании нет денег на уплату налогов, штрафов и пеней, налоговая может привлечь к субсидиарной ответственности: взыскать деньги с учредителя, директора или главного бухгалтера.
Административная ответственность. Наступает при нарушении сроков подачи декларации, непредставлении сведений, ошибках в заполнении бухгалтерской отчетности. В этом случае предусмотрен штраф от 300 до 20 000 ₽.
Уголовная ответственность. Компанию или ИП могут привлечь к уголовной ответственности только в одном случае — при налоговой задолженности от 15 млн рублей для компании и от 2,7 млн рублей для ИП. Задолженность считается за период в течение трех лет.
Варианты наказания зависят от тяжести нарушения. Это может быть:
Компания или ИП могут избежать уголовной ответственности, если совершили налоговое преступление впервые и полностью уплатили задолженность, пени и штрафы до того, как будет назначено заседание суда.
Обычно за ведение первичной документации и расчет налогов отвечает бухгалтер. Но по закону ответственность за организацию и ведение бухучета лежит на директоре. Если в документации будут ошибки, в первую очередь налоговая предъявит претензии директору или предпринимателю. Чтобы снизить риски в работе с первичной документацией, нанимайте бухгалтера с опытом проверки и подготовки документов к налоговым проверкам.
Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф
Если вы не хотите разбираться с налогами и отчетностью самостоятельно, можете подключить бухгалтерское обслуживание:
Сейчас читают
Кассовый чек в 2021 году: что нужно знать бизнесу
Разобрались, какие реквизиты должны быть в кассовом чеке, как правильно оформлять наименование товара и его код, если товар маркируемый, и какие штрафы ждут бизнес за чеки с ошибками
Договор с поставщиком. Примеры опасных и нормальных
Иногда кажется, что договор — это формальность. Но в случае споров договор станет защитой бизнеса и одним из важнейших доказательных документов в суде
Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита
Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям, в том числе по ликвидности и платежеспособности
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения
С камеральной проверкой сталкивается каждая организация и каждый ИП, вне зависимости от выбранной системы налогообложения, размера бизнеса и наличия наемных работников. Ведь камеральная проверка — это то, что происходит со всеми сданными декларациями и расчетами. Чем грозит налогоплательщику «камералка»? Какие полномочия есть у инспекторов? В какие сроки осуществляется проверка и как оформляется ее результат? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.
Что такое камеральная налоговая проверка
Камеральная проверка — это контрольное мероприятие, которое ИФНС проводит после получения любой декларации и любого расчета. В общем случае такая проверка не предполагает посещения налоговиками места нахождения налогоплательщика: все мероприятия проводятся в стенах инспекции.
Первым делом поступившая отчетность проверяется на соблюдение сроков сдачи. ИФНС фиксирует, что декларация или расчет представлены без опоздания. Если срок нарушен, плательщику грозит штраф по статье 119 НК РФ.
Затем контролеры проверяют соответствие отчетности правилам, которые прописаны в порядке заполнения той или иной декларации (расчета). После этого проверяется выполнение контрольных соотношений.
Кроме того, в рамках «камералки» данные из декларации или расчета сопоставляются с прочей информацией, которая есть в распоряжении налоговых органов. В частности, сведения из поступившей отчетности сверяются с данными из других деклараций и расчетов самого налогоплательщика, а также с отчетностью его контрагентов (п. 2.3 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Помимо этого, сведения, указанные в декларации или расчете, сопоставляются с данными из информационных источников, к которым у ИФНС есть доступ. Это, в частности, информация о лицензиях, банковских счетах, данные ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 2.5 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705).
Кто проводит камеральную проверку
Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.
Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.
СПРАВКА. Решение руководителя или заместителя руководителя ИФНС о проведении камеральной проверки не требуется. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 88 НК РФ.
Цели и особенности проведения «камералки»
Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.
В рамках «камералки», помимо проверки контрольных соотношений и верности заполнения декларации, могут проводиться и другие мероприятия налогового контроля. Так, в случаях, прямо указанных в статье 88 НК РФ, у налогоплательщика можно истребовать дополнительные документы, подтверждающие данные, указанные в декларации. К примеру, такое допускается при выявлении несоответствий между информацией в декларации и сведениями, которые есть у инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Кроме этого, при проведении «камералки» ИФНС может вызывать в инспекцию для дачи пояснений руководство проверяемой организации или предпринимателя (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Также налоговики вправе проводить допросы любых других лиц, в том числе сотрудников налогоплательщика, и выемку документов (ст. 90 и ст. 93 НК РФ). В некоторых случаях допустимы осмотры помещений, территорий, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ).
Сроки камеральных проверок
По общему правилу камеральная проверка длится три месяца со дня представления отчетности. Декларации по НДС «по умолчанию» должны проверяться в сокращенный двухмесячный срок (п. 2 ст. 88 НК РФ).
В большинстве случаев продлить срок «камералки» нельзя. Исключение касается деклараций по НДС. Налоговая инспекция может продлить срок ревизии такого отчета с сокращенных двух до стандартных трех месяцев, если будут обнаружены признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).
ВНИМАНИЕ. ИФНС не может приостановить течение срока при осуществлении камеральной проверки.
ВНИМАНИЕ. Если до окончания «камералки» подать уточненную декларацию, то проверка первичной отчетности тут же прекратится. А срок проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Порядок проведения «камералки»
Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.
Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.
ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.
Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).
Углубленная камеральная проверка
На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.
Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений, документов и предметов.
Также в рамках углубленной проверки инспектор может направить налогоплательщику сообщение о выявленных в отчетности ошибках. В нем может содержаться требование представить пояснения, либо подать уточненную налоговую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Камеральная проверка декларации по возмещению НДС
Также надо учитывать, что при возмещении НДС всегда проводится углубленная камеральная проверка. Это значит, что помимо автоматизированной сверки контрольных соотношений и проверки декларации по АСК НДС-2 инспекторы, скорее всего, затребуют у налогоплательщика счета-фактуры и первичные документы по примененным вычетам (п. 8 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, налоговики проведут «встречные» проверки контрагентов, чтобы убедиться в реальности операций и заявленных к возмещению сумм.
С июля 2021 года действует правило: если показатели декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям, декларация считается непредставленной. Тогда камеральная ревизия прекращается. В случае, когда декларация была уточненной, возобновляется «камералка» исходного варианта (см. «По каким основаниям налоговики не примут отчетность, сданную после 1 июля»).
Как оспорить результат камеральной проверки
Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.
Если же в ходе проверки выявлены нарушения, то в течение 10 рабочих дней после ее завершения ИФНС должна составить акт. В следующие 5 рабочих дней этот документ необходимо вручить налогоплательщику лично, либо направить по ТКС или по почте (п. 1 и 5 ст. 100 НК РФ).
Акт камеральной проверки составляется по форме1160098 по КНД (прил. № 27 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@).
Если налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями контролеров, он может в течение месяца подготовить возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Эти возражения вместе с подтверждающими документами, если таковые имеются, надо передать в ИФНС для приобщения к материалам проверки.
По истечении месяца, отведенного на подготовку возражений, руководитель инспекции или его заместитель назначит дату и время рассмотрения материалов проверки. Представитель налогоплательщика обязательно извещается об этом мероприятии. По итогам рассмотрения будет принято решение по камеральной проверке.
Данное решение вступит в силу через месяц, если не будет обжаловано в апелляционном порядке в УФНС по субъекту РФ. В случае подачи такой жалобы, решение вступит в силу после ее рассмотрения (если, конечно, не будет отменено). Вступившее в силу решение по «камералке» можно обжаловать в ФНС или в судебном порядке (ст. 137 и ст. 138 НК РФ).
В заключение еще раз напомним, что камеральные проверки — часть текущей работы налоговых инспекций, в рамках которой проверяется правильность заполнения отчетности и формирования налоговых обязательств. При проведении «камералки» инспекторы обладают достаточно широкими полномочиями, а выявленные ошибки могут обернуться штрафами и доначислениями. Поэтому знание порядка проведения камеральной проверки, фиксации и обжалования ее результатов необходимо. Это поможет избежать необоснованных претензий со стороны ИФНС.