Что такое калинка на свадьбе
калинка
Смотреть что такое «калинка» в других словарях:
КАЛИНКА — КАЛИНКА, и, жен. 1. см. калина. 2. (К прописное). Русская народная песня, а также музыка в ритме этой песни. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
калинка — сущ., кол во синонимов: 2 • калина (9) • песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Калинка — Каллиник, Каллиникия Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен
Калинка — У этого термина существуют и другие значения, см. Калинка (значения). «Калинка» Песня Автор песни Ларионов, Иван Петрович Файл:Russkaja armija v vatikane 06 kalinka.ogg Калинка (Русская армия в Ватикане, 2004) … Википедия
КАЛИНКА — Русская народная песня. Название песни происходит от слова калина* названия кустарника с темно красными горьковатыми ягодами. Очень простой текст «Калинки» составляют всего несколько строк обращение к красавице девице с просьбой о любви. Однако… … Лингвострановедческий словарь
калинка — КАЛИНА, ы, КАЛИНКА, и, ж., собств. Новый Арбат, бывший проспект Калинина в Москве. Бродить по калине … Словарь русского арго
Калинка — (Kalinka) Валерьян (псевдоним Бронислав Каменецкий) (1826, Краков, 15.12.1886, Львов), польский историк, один из лидеров так называемой краковской исторической школы. Родился в семье мелкого шляхтича. Окончил Краковский университет.… … Большая советская энциклопедия
Калинка — Валериан (1826 86) польский историк, род. в Кракове, был сначала юристом. В первый период своей учено публицистической деятельности (статьи в разных журналах, брошюра Jaka była dawniej Polska ) К. сильно идеализировал прошлое Польши, жалея… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КАЛИНКА — (Kalinka), Валерьян (1826 16.XII.1886) польск. историк. Род. в семье мелкого шляхтича, окончил Краковский ун т. Участвовал в Краковском восстании 1846. В 1853 в эмиграции во Франции издал работу Галиция и Краков под властью Австрии ( Galicja i… … Советская историческая энциклопедия
КАЛИНКА — Пирушка на второй день после свадьбы. Не имеет никакого особого кулинарного отличия. Это пирушка молодых с молодежью, чаще всего просто попойка, без еды … Большая энциклопедия кулинарного искусства
Традиции на свадьбе: русские приметы и обычаи для начала счастливой семейной жизни
Считается, что соблюдение некоторых свадебных примет дарят тепло и счастье в семейных взаимоотношениях. Вековые традиции не подлежат сомнению и обсуждению, поскольку передаются от родителей к детям. Зачастую именно ближайшие родственники отвечают за обычаи, без которых свадебное мероприятие оказывается неполноценным. Бесспорно, многим молодоженам приходится искать компромисс.
Фото свадебной церемонии
Современные традиции на свадьбе
Традиционная свадебная церемония в России начинается со встречи. Обычно она проходит с караваем на свадьбу. Пуд соли на свадьбу для молодых подготавливает, как правило, мама жениха. Со времен СССР к хлебу прибавили шампанское, хотя в некоторых регионах по старинке наливают водку.
Данные традиции очень субъективны в зависимости от ценностей семьи невесты и жениха
Вариаций встречи молодых, на самом деле, бывает огромное множество, и они могут включать в себя:
После хлебосольной встречи невесте завязывают красной лентой руки. Делает это ее отец, а количеством узлов он заказывает количество внуков. Чтобы уберечь молодую семью от раздоров, родители забивают кол на свадьбе.
Традиция с хлебом и солью
Далее порядок проведения свадьбы обязывает поставить рогатку. Так чаще всего называют выкуп невесты, однако иногда «рогаткой» считается, когда родственники пары перегораживают дорогу с целью требования денег за проезд. Молодоженам сигналят на свадьбе все машины, чтобы поздравить их с торжеством.
Свадебные обряды в наше время стали отличаться от старинных в основном лишь предшествующими днями перед свадьбой. Раньше накануне невеста обязана была посетить баню с подругами, которые несли с собой веник с разноцветными тряпицами. Считалось, что та из них, которая успеет похлестать себя банным веником невесты, тоже скоро выйдет замуж.
Теперь с этой целью подружки ловят букет новобрачной сразу после церемонии бракосочетания. Девичники и мальчишники в современности нужны лишь для того, чтобы было прощание с холостяцкой жизнью.
Современная свадьба
Все чаще на банкетной части праздника стали гадать на пол первенца. Для этого по гостям разносят розовые и голубые ползунки, чтобы в них клали деньги. Таким образом, если в голубом оказывается сумма больше, чем в розовом, то родится мальчик.
Традиции в наши дни уступают комфорту. Современные организаторы уверены, что, к примеру, катание часами по городу заставляет гостей скучать и отнимает слишком много времени.
Свадебные традиции и обычаи русского народа
В старину по славянским традициям было обязательным соблюдение следующих этапов свадебного обряда:
На Руси считалось, что белый — цвет смерти, а при замужестве девушка умирает и рождается, как женщина. Поэтому на свадьбах по сей день присутствует обилие данного оттенка в одежде и украшениях.
Особенности свадебных обрядов в России заключались в символике. Так, круглый хлеб, подающийся для укуса молодоженом, символизировал солнце, а соль — чистоту
Православная свадьба начиналась с того, что невесте расплетали косы. А пока она пела минорные песни, проходило прощание с девичьей фамилией на свадьбе.
Свадебные кольца укладывали на платок, который поднимали выше макушки жениха и невесты. Такой свадебный обряд в русских традициях означал совершение любовного завета на небесах, так как голова человека ассоциировалась с миром небесным.
Молодожены в момент бракосочетания были окружены особым трепетом. По представлениям наших предков создание семьи было созданием нового мира, где соединяются не два человека, а солнце (жених) и земля (невеста).
Славянские свадебные обычаи
Еще один свадебный славянский ритуал на Руси — обряд вокруг печки. Когда юноша приводил жену в свой дом, первое, что она делала, — кланялась и молилась очагу, поскольку он считался сердцем жилища.
Односельчане водили хороводы вокруг избы молодоженов на протяжении всей брачной ночи. Так люди давали благословение новой семье. Старинные суеверия и приметы на счастье ярко выражались и в богатых одеждах. Красные или золотые пояса на свадьбе являлись оберегом. В дальнейшем, после праздника, если муж оказывался в отъезде, жена опоясывалась его свадебным поясом, чтобы не болеть.
Как и пояс, кольцо имело форму круга и означало отсутствие начало и конца. И то, и другое считалось символом верности, опоясыванием зла, инстинктов или хаоса
Любые славянские обереги, в том числе свадебные, символизировали ограждение от зла.
В наше время некоторые довольно старинные обычаи до сих пор используются молодоженами. К примеру, рушник на свадьбу. Такая традиция передавалась из поколения в поколение. Рушник обязательно переходил по наследству в качестве приданого или же шился невестой самостоятельно и использовался в старинных ритуалах древних славян, так как якобы обладал целительной силой.
В некоторых губерниях от избы жених раскатывал тканную дорожку до избы невесты. Когда к ней подъезжали на повозке, она ступала только по ней. Так происходило, поскольку их дома имели образы двух вселенных, а все остальное — несотворенного мира.
Свадьба в старославянском стиле
Иногда около порога раскладывали костры. Жених с дружками перепрыгивал через огонь перед походом к невесте, очищаясь от всего, чтобы бракосочетание прошло в невинности. Некоторые обычаи и традиции проведения русских свадеб до сих пор используются в современных тематических торжествах.
Свадьба без традиций — интересные и необычные свадебные идеи
Самая популярная церемония — песочная церемония на свадьбу: жених с невестой пересыпают черный и белый песок из сосудов в одну емкость, обещая тем самым друг другу, что отныне они будут являться одним целым и никогда не смогут разлучиться. Рисунок, который получается при смешении песка разных цветов, всегда получается индивидуальным, как и судьбы у людей.
Песочная церемония на свадьбе
Следующая трогательная церемония начинается с того, что молодожены перед свадьбой пишут два письма друг другу. В них молодые угадывают первые 10 лет супружеской жизни. Можно указать следующие положения:
Кроме того, послания можно дополнить:
Чем длиннее получается письмо, тем интереснее его будет читать на 10-й годовщине свадьбы. Далее необходимо приобрести любимый напиток, который не испортится за такой срок. Он кладется в короб вместе с письмами. Стык крышки запечатывается сургучной свечей и, соответственно, печатью.
Винная церемония
Если произойдет такое, что молодожены через несколько лет не смогут справиться с какой-либо жизненной ситуацией, этот короб можно открыть раньше срока. Достав любимый напиток и вспомнив свои чувства, наладить отношения. Данная идея называется церемонией забивания ящика и даже рекомендована психологами.
Сено или деревянная стружка, а также ленты, сделают короб изящнее. Закрыть его можно с помощью замка или гвоздей
Красивую винную церемонию на свадьбе лучше проводить во время регистрации. Так бракосочетание будет более завершенным. Капсула времени может стать семейной реликвией, напоминающей об этом дне, и хорошим предметом интерьера.
Как сделать свадебные обряды наиболее актуальными
При составлении списка гостей молодожены зачастую знают, кто из них придет с парой, а кто одинок. Передача свадебной эстафеты — излюбленная история. Для успешного проведения соревнования можно посчитать холостых подруг и друзей, а затем разыграть их номера на аукционе.
Кроме атрибута невесты, такого как подвязка, гостям бросают и кусочек галстука, выступающий в роли анти-подвязки. Тот, кто ее поймает, по традиции за год не успеет жениться. Особенно востребован такой обряд будет среди холостых мужчин с хорошим чувством юмора.
От первого танца молодых не стоит отказываться даже при отсутствии навыков, ведь помощь можно получить от профессионала. Хореограф или режиссер добавит к любительским движениям профессиональные. Особый антураж номеру дарит коллектив или яркий реквизит.
Первый свадебный танец молодых
Еще один вариант — исполнение песни дуэтом. Первый свадебный живой клип не запрещается осуществлять под фонограмму. Гости вряд ли этого ждут, поэтому радостно удивляться в любом случае.
Какие свадебные обычаи для родителей жениха и невесты?
Как уже говорилось, родители могут поставить рогатку на свадьбе, но существует еще ряд объединяющих церемоний. Первое, что должны делать родители невесты, — дать благословение на брак. Для этого отец ведет невесту к жениху, стоящему у алтаря, а на банкете танцует с ней.
Родители на свадьбе
Классические традиции на свадьбе для родителей жениха включают в себя его танец с родной и крестной мамой. Хорошая идея — оформить эти танцы одним или несколькими из следующих способов:
Обряд породнения семей принято называть церемонией семейного очага, хотя участвовать в нем могут все гости
Для этого всем женатым и замужним раздают свечи, чтобы каждый мог передать частичку своего семейного очага и тепла молодоженам. Новобрачные задувают огни и загадывают желания в честь первого дня рождения семьи.
Последними свечи вручают родители, они как бы дарят семейный очаг на свадьбу. Издавна в церемонии участвовали только мама невесты. Она передавала дочери уголек из своей печи, чтобы та впервые приготовила ужин в новом доме. В современности к этому приобщается и мама жениха.
Зажигание семейного очага
Участие родителей на свадьбе сына в основном происходит в банкетной части мероприятия. Кроме привычных тостов с историями из жизни они могут спеть, вписавшись тем самым и в рамки европейской свадьбы.
Почему кричат «Горько» на свадьбе? Таким образом родители и гости выражают печаль об уходе из жизни холостяка. По русским традициям приглашенные должны встретить невесту в доме жениха или невесты, а не у ресторана. А как проводить молодоженов из родительского дома, каждая семья решает по-своему. Можно прислушаться к свадебным приметам, а можно просто от чистого сердца пожелать молодым доброго пути в новой семейной жизни.
Родители провожают жениха и невесту
Задаваясь вопросом, кто должен оплачивать свадьбу по традиции, необходимо обратиться к славянскому правилу о приданом. Так как о бракосочетании родители договаривались сами, то и платили за гуляние они. В зависимости от стоимости нажитого невестой с родителей жениха взималась плата. На сегодняшний день в данном вопросе все индивидуально.
Традиции на второй и третий день свадьбы
Второй день свадьбы обычно проводят на природе, в кафе или сауне в послеполуденное время. Продолжительность отдыха обычно составляет 6 часов, но это не предел. Сценарий на этот день продумывается заранее. Небольшая стилизация и тематические действия украшают продолжение торжества лучше всего.
По традиции муж с женой готовят блины на свадьбе во второй день, чтобы их продавать. Считается, кто больше съест, тот весь год будет удачлив. Заменить их можно многоуровневым готовым тортом.
Свадебный торт
Если молодые катаются в этот день по городу, традиция перекрывать дорогу на свадьбе обязывает дать вкусные гостинцы. Если дать угощение тем, кто смог перегородить дорогу на свадьбе, то пара сможет таким образом откупиться от невезений. На третий день молодожены открывают подарки, рассматривают фотографии и отправляют открытки гостям. Некоторые отправляются к местному мосту и вешают замки на свадьбу как символ вечной любви.
Свадебные традиции мира
Любое бракосочетание подразумевает брачный договор, в котором могут обговаривать права и обязанности молодоженов
Восточные свадьбы начинаются с заключения свидетельства родителями в мечети, чтобы придать обряду священность. В Арабских странах без данной бумаги молодых даже не заселяют в одну комнату вместе.
После деловой части два человека, которые создают семью, издавна обязаны трижды дать свое согласие вслух. Кроме того, если у молодоженов обнаруживаются неискренние намерения по поводу свадьбы, их брак считается недействительным.
Поэтому самые крепкие узы, как правило, создаются на востоке. Но в Российской Федерации обговоренный брачный договор не имеет юридической силы, пока его не зарегистрируются в ЗАГСе. В остальном мусульманская свадьба в России ничем не отличается от традиционной исламской.
Свадебных традиций очень много. Их вариаций — еще больше. Они делают свадьбу более торжественной. Но вместе с тем большее количество традиций утяжеляют ее восприятие, ведь фактически так остается меньше времени на общение, игры и танцы.
Еще одна интересная традиция – это соединение семей молодых. Видео обряда породнения на свадьбе можно посмотреть тут:
«Фольклор – подушка безопасности для детей»
Беседа с основателями фестиваля «Семейный круг» Александром и Анной Смирновыми
Это беседа начиналась рассказом о переезде семейной пары из Москвы в Ярославскую область, но неожиданно приняла другое направление. Рассуждения о настоящей русской культуре и ее отсутствии на территории России оказались более интересными и глубокими, чем подробности о смене образа жизни.
Александр Сергеевич (47 лет) получил специальность преподавателя физкультуры и труда. Художник по металлу, кузнец. Его супруга Анна Александровна (41 год) – филолог по образованию. В семье 7 детей.
Семейное фото_ в ожидании младшей дочки
– Расскажите, пожалуйста, как возникла идея уехать из Москвы в провинцию?
Анна Александровна: Я выросла в Подмосковье, в уединенном месте в лесу. В Клинском районе находился поселок, а мы с родителями жили в километре от него. Мама у меня педагог, а папа – художник-ювелир. На работу они ходили в поселок пешком полтора километра по лесу, я туда же ходила в школу. Мы держали кур, коз, собак, кошек, так что свое хозяйство было для меня делом привычным. А после школы я уехала учиться в Москву и там познакомилась со своим будущим мужем. Мне было 20, а ему 26. Он как раз коренной москвич.
Александр Сергеевич: Я родился на Соколе, но каждое лето уезжал к бабушке с дедушкой в деревню, в Брянскую область. Осенью возвращался в Москву, а мыслями оставался там, в деревне. И всю зиму ждал, когда же окончится учебный год и я снова смогу уехать к бабушке с дедушкой. Там я получил закваску настоящей жизни: приходилось и огород пропалывать, и воду из колодца носить… Для меня это послужило воспитанием воли, потому что все это делать не хотелось. Ребята гоняли по улице на велосипедах, а я торчал на грядке. Пока всю грядку не закончу, дедушка не отпускал. Или пока не наберу для полива бочку воды по ведру. Я теперь понимаю, что такие простые вещи стали залогом моего трудолюбия – сейчас уже заставлять себя, как в детстве, не нужно, и я выдерживаю серьезные физические нагрузки.
У нас еще до свадьбы не было никаких сомнений в том, что мы уедем жить на землю
А.А.: Вообще у нас еще до свадьбы не было никаких сомнений, что мы уедем жить на землю. Я как деревенская девочка делала все, чтобы попасть в Москву, и она оправдала мои надежды: я встретила прекрасных людей, пришла к Богу, занималась в чудесном фольклорном ансамбле… Но все время было ощущение, что мне нужно наесться этим всем и вернуться. Оставаться я не хотела.
Почти сразу после свадьбы мы уехали к моим родителям, жили там два года. Недалеко в деревне приобрели домик, планировали туда перебраться, но скоро поняли, что деревенская жизнь не для нас. Это одиночество, очень тяжело с коммуникациями, а мы молодые – и либо закиснем там, либо будем все время стремиться куда-нибудь уехать. В молодости уединенная жизнь кажется невыносимой.
А.С.: В Ярославской области в селе Давыдово жили наши хорошие знакомые, а теперь и кумовья. Мы решили поехать к ним, влиться в общину вместе. Но планы потом скорректировались, и мы оказались в 80 км от этого села, в городе Мышкине на Волге.
– Чем планировали заниматься после переезда?
А.С.: Мой тесть познакомился с основателем Народного музея в Мышкине – Владимиром Александровичем Гречухиным. Узнав, что я кузнец, Владимир Александрович предложил мне открыть музейную кузницу, и там я проработал 7 или 8 лет, а потом из-за травмы руки начал заниматься деревянными игрушками. И сам делал, и детей учил, мастер-классы устраивал. 15 лет назад мы начали проводить фестиваль «Семейный круг», и благодаря ему у нас сложилась целая общность единомышленников – в основном это православные многодетные семьи.
Мы изучаем этнографический фольклор – материалы, собранные в экспедициях
А.А.: Мы приехали в Мышкин, когда я уже носила второго ребенка. И все же я устроилась в Дом детского творчества, успела там немного поработать. Потом чередовала декреты и рабочие периоды. Когда у нас только родился третий ребенок, мы придумали фестиваль «Яблочный спас». Мы изучаем этнографический фольклор – материалы, собранные в экспедициях. Можно сказать, это музейная деятельность – этнографических фольклорных коллективов совсем немного. Там проводится большая научная работа, это очень интересно. Мы хотели, чтобы этнографические коллективы приезжали в Мышкин. Это и для местных хорошо, и для туристов.
Первый фестиваль длился три дня, участвовало в нем 70 человек. После него мы подумали, что хорошо бы делать такие фестивали семейного формата, чтобы на него приезжали целыми семьями. Мы назвали его фестивалем традиционной русской культуры «Семейный круг» – это был первый всероссийский семейный фестиваль. Он стал делом нашей жизни. В этом году мы готовились отметить его 15-летие, но пандемия сорвала наши планы.
Супруги Смирновы – А зачем вы придумали фестиваль?
А.А.: Во-первых, нам стало скучно, и мы решили себя развлечь. Во-вторых, детям нужно создавать такое общение и такие события, которые найдут отклик в их сердце, дадут возможность познакомиться с людьми, подобными нам. Нужно, чтобы дети встретили сверстников, которым это тоже интересно. Потому что в прекрасном городе Мышкине они нашли совсем немного друзей с общими интересами. Мы думали, что срастемся с городом, родив там детей, но нет. У нас хорошие отношения, мы не аутсайдеры, дети наши дружат с местными ребятами, но вот такой крепкой дружбы не сложилось. Для меня загадка, что нам не позволяет объединиться.
А.С.: С теми, с кем мы пересекались в музее, работали вместе, продолжаем видеться, мы в хороших отношениях. Но наш интерес к традиционной культуре люди не разделяют. Мы приглашаем их заранее, объясняем: «Ребята, тут проездом уникальный коллектив из Риги. Они мимо едут, мы попросили, чтобы выступили у нас. Приходите!» Такое бывает раз в 10 лет, это уникальная возможность познакомиться с людьми, которые изучают культуру русских в Латгалии. На концерт пришли 10 человек. У остальных возникли какие-то бытовые дела или они постеснялись.
Наша молодежь надевает шотландские килты, играет на волынках, но при этом свою культуру не воспринимает своей
Такая ситуация не только в Мышкине. Русские на всей территории РФ дистанцируют себя от традиционной культуры, потому что им с детства за традиционную русскую культуру выдавали так называемую «клюкву». У многих это вызывает стойкую неприязнь. Часто молодежь, которая хочет заниматься аутентичной культурой, выбирает себе каких-нибудь индейцев: читают о них, шьют мокасины, выделывают кожи, расшивают одежду бисером… Когда на мероприятия приезжают настоящие американские индейцы, они говорят: «Ребята, вы знаете о нас больше, чем мы сами». Наши надевают шотландские килты, играют на волынках, но при этом свою культуру не воспринимают своей. Потому что «Калинка-малинка» – это ложь, а у человеческой души нормальная реакция на ложь – отторжение. Они от этого дистанцируются внутри себя. Но те люди, которые в Курской, в Смоленской губерниях слышали песни бабушек, видели народные костюмы, сразу понимают, что настоящее. В наших детях это нашло внутренний отклик, и теперь они не мыслят себя без русской песни и пляски.
Культура помогает человеку держаться. А у нас какая культура? Мы с детьми недавно разговаривали, они спрашивают: «Это все было 100 лет назад, зачем нам это нужно сейчас?» А мы им отвечаем, что с нами соседствуют народы, у которых есть свой сакральный цикл. Есть время постов и праздников. Те же мусульмане все знают про свои праздники и отмечают их: дедушка идет в мечеть, бабушка готовит еду, потом все собираются за столом, проводят традиционные ритуалы, играют в народные игры… У этих людей есть культурный код. А русский человек этим обделен. У нашего народа отняли песню и пляску – то, что давало отдых душе.
– Возможно ли вернуть этот культурный код?
А.А.: Вернуть культурный код всему народу – это мечта. Это можно было бы сделать, но только на государственном уровне. Но сейчас нет даже намека на такую государственную политику. Например, в Москве закрыли Центр русского фольклора, единственный во всем мире. Там работало-то человек 20.
А.С.: А в подобном государственном учреждении в Финляндии работает 300 человек. Там в каждой области есть свой фольклорный центр. А у нас сейчас экспедиционные материалы со всей России хранятся в картонных коробках из-под печенья в кабинете 5х5 метров.
Семейные каникулы в Киселево
А.А.: Вот это государственное отношение к русскому фольклору – все наше нематериальное наследие содержится в маленькой каморке, и обслуживают ее 5 человек. На русский фольклор денег нет! Поэтому на уровне государства мы проблему, наверное, не решим. Решают ее энтузиасты, каждый на своем месте. Люди работают, но это даже каплей в море назвать нельзя.
Фольклор помог нашим детям избежать и подростковых проблем, и кризиса самоутверждения
Живя в Мышкине и воспитывая своих детей, мы поняли, что для них фольклор стал подушкой безопасности. Удалось избежать и подростковых проблем, и кризиса самоутверждения. Замечательные педагогические рецепты были нами испытаны – я и сама благодаря фольклору решила какие-то сложные моменты в своей жизни, и с детьми он работает удивительным образом. Мы семьей проживаем весь годовой цикл праздников: печем жаворонков, печем лесенки, пост соблюдаем, духовные стихи поем… Для наших детей, которым мы другую жизнь не показывали, это нормальная жизнь, и они удивляются, что не все так живут. В этом же нет ничего сложного, и было бы здорово, если бы у всех так было. В России так прижился Хэллоуин, но у нас на Святках есть день с 13 на 14 января, когда молодежи можно попугать – хочется же немножко покуражиться. Однако если мы в январе выйдем со страшилками, нас никто не поймет.
– Получается, вы «один в поле воин». Как сохранить в себе такой энтузиазм?
А.А.: Мы за жизнь в Мышкине испытали несколько мощных ударов по своему энтузиазму. Потом поняли, что это закономерно, но у нас были очень сильные кризисы. Мы готовы были бесплатно и с радостью делиться с людьми тем, что знаем и умеем, но, к сожалению, город мы не заинтересовали. До пандемии город проставлял наш фестиваль в своих культурных событиях. Но когда меня наградил за него министр культуры Владимир Мединский, об этом известили администрацию, и меня даже никто не поздравил.
Рождественские колядки
Как-то мы своим энтузиазмом вытребовали у города создание Дома семейных традиций. Нам выделили деньги из городского бюджета, мы руководили ремонтом, вдохновлялись и вдохновляли, сделали прекрасный домик, где планировали вместе с мышкинскими семьями проживать и праздники, и будни, проводить мастер-классы. Даже начали работать, но потом этот Дом у нас отняли. И мы решили, что больше не можем быть в связке с государством, мы будем делать свое, отдельно.
Фото на старинный фотоаппарат (фотограф – Анатолий Чуля) Добрые люди дали нам денег в долг, и мы купили под Мышкиным большой участок земли с домом. Хотим там постепенно создать хозяйство и перебраться туда совсем. А сейчас проводим на своем участке лагеря, где дети взаимодействуют с разными интересными людьми. Уже пять лет мы организуем там творческие каникулы: к нам приезжают семьи с детьми на десять дней, на две недели, и мы проводим смены на разные темы. Например, Древняя Русь: мы проживали период Ярослава Мудрого, у нас были набеги печенегов. Потом был период крестовых походов на Русь, проживали междоусобицу. А в этом году у нас было татаро-монгольское иго. Это не реконструкция – реконструкции прекрасны, но у нас другая задача. Мы проводим много игр и тренировок, преподаем детям историческое фехтование, различные ремесла. У нас есть сценарий, которому мы следуем, детям заранее не известный. Если обобщить – это эмоциональное проживание эпохи. Вроде игра, но эмоции настоящие. При этом наше Православие очень органично вплетается в канву смен: мы молимся перед едой, посещаем службы, и никакого диссонанса не возникает.
А.С.: Еще у нас была другая смена – «Авто-мото-вело-фото». Мы обучали мальчишек чинить, паять, строгать, ковать и прочим мужским делам. То, что даже многие мужчины никогда не делали: сварка электродов, спайка оловом проводов, спайка полипропиленовых труб, сборка-разборка мотоцикла. У нас преподавал инструктор из «Ночных волков». Ремонт велосипеда, замена колеса автомобиля, сбор электроцепи. А в конце смены был квест, где мальчишки должны были использовать все полученные навыки. Наш друг-художник приехал из Рыбинска с фотоаппаратами конца XIX века, и дети по-настоящему снимали на стекло, потом сами проявляли.
Детям очень не хватает народных игр и танцев, они у нас танцевали два дня без передышки, мы их не могли разогнать
А.А.: И мы придумали проект «Творим с ученым медведем». Супруги Пронькины, авторы мультфильма «Егорий Храбрый», снимали с нашими детьми мультик, за 10 дней закончили. С Симой они потом расписывали печь, а с Андреем делали теневой театр. Уровень у нас очень высокий. И дети прекрасно обходятся без гаджетов! В первой смене мы постеснялись забрать у детей телефоны, а потом пожалели об этом. На второй смене сказали, что здесь Древняя Русь, какие гаджеты! Так дети о них даже не вспоминали. Родители потом рассказывали, что дети дома ходят тихие, задумчивые, а потом говорят: «Отпустите меня обратно в Древнюю Русь!».
Через месяц после смены у нас проходил капустник, и все приехали. Мы рубили капусту вместе и плясали. Детям очень не хватает народных игр и танцев, они у нас танцевали два дня без передышки, мы их не могли разогнать. Гармошка играет – дети пляшут. Причем это дети 12–15 лет, и девочки, и мальчики. Сами, без всяких организаторов. Вот почему мы не опускаем руки – мы видим этих детей, их глаза. Традиционная культура творит чудеса. Мы поняли, что мы-то ничего не делаем – это сама культура творит такие волшебные вещи.
Семейный фестиваль
– У вас семеро своих детей. Каким вы видите их будущее?
Мы надеемся на рабочий тандем со своими детьми здесь, на нашей земле
А.С.: Двое наших старших уже выросли. Первая дочь, Серафима, – педагог, работает в детском саду. Сын Арсений учится в Богородском училище, он скульптор по дереву. Богородская резьба – известное направление традиционных ремесел. Мы надеемся на рабочий тандем со своими детьми здесь, на нашей земле. Мы хотели бы создать для них место, где они могли бы реализовывать свои творческие планы и зарабатывать. На творческом поприще – педагогическом, ремесленном, какое кто выберет – трудиться во славу русского народа.