Что такое кагал у евреев
Кагал
Кага́л (кахал, ивр. קָהָל — собрание народа, сход) — орган общинного самоуправления, стоявший во главе отдельной еврейской общины в диаспоре и являвшийся посредником между ней и государством, в широком смысле слова община у евреев, в узком — административная форма самоуправления общиной у евреев в Польше и других странах Восточной Европы в XVI—XVIII веках, в Российской империи в период 1772—1893 г.
В переносном смысле — беспорядочная толпа, шумное сборище.
В Септуагинте קָהָל был переведён словом εκκλεσία, которое затем приобрело в греческом языке значение «церковь».
Содержание
История
Екатерина Великая своим именным указом от 1780 года первой из европейских правителей разрешила своим подданным иудейского исповедания приписываться ко всем сословиям, включая дворянство и духовенство(иудейское), с получением всех соответствующих прав. При проведении в жизнь этого указа власти столкнулись с протестами христианского населения, однако на эти протесты был дан ответ в именном указе 1785 года, в котором говорилось [1] :
«когда еврейского закона люди вошли уже на основании указов Ее Величества в состояние, равное с другими, то и надлежит при всяком случае соблюдать правило, Ее Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами без различия закона и народа».
Многократные попытки разрушить изоляционизм еврейской общины в России, ограничив власть кагала, предпринимали императоры Александр I и Николай I. В 1802—1803 годах в рамках общего реформирования государственного устройства России министр юстиции Державин попытался законодательно ограничить полномочия кагалов в западных губерниях, но не преуспел в этом и вскоре вынужден был оставить свой пост — утверждалось, что для его устранения было роздано взяток в совокупности на один миллион рублей [1].
В 1844 г. кагалы в России были практически повсеместно упразднены, с передачей их дел городским общественным и сословным установлениям. Исключение составляли Рига и города Курляндской губерни, где кагалы просуществовали до 1893 г.
Структура кагала
Кагальная администрация состояла из определенного числа лиц, по большей части пропорционального численности общины: в Кракове их было 40, в Вильне — 35, в средних общинах число это колебалось между 35 и 22, в маленьких было не меньше 8. Члены кагала ежегодно выделяли из своей среды, по жребию, пять «избирателей», которые, по большинству голосов или по жребию, определяли состав нового кагала.
Обыкновенно эти ежегодные выборы только перетасовывали членов прежнего кагала, которые вместо одних функций получали другие. Таким образом вся организация имела характер олигархический. Выборные делились на разряды или чины. Во главе кагала стояли четверо старшин (роши); за ними шли «почетные особы» (тувы), числом от 5 до 3. Те и другие составляли законное заседание кагала и решали все общественные дела. Старшины, по очереди, состояли в течение месяца в должности Парнас Ваада, то есть заведующего, казначея, вообще исполнительного органа.
Третий разряд кагальных чинов составляли «действительные члены» (икоры) и кандидаты, которые в Белоруссии носили общее наименование «главарей общины» (алуфы); число их колебалось от 4 до 10. Затем следовали лица, облеченные специальными функциями: контролеры, попечители училищ и т. п., наконец, судьи (дайены). В пинкесах (актовые книги кагалов) начала XVIII века встречается еще разряд женщин-попечительниц. При кагале состояли особые приставы (шамеши).
Краковский кагальный устав 1595 г. различает три группы кагальных судей: низших, средних и высших, по 3 человека в каждой группе. Первые разбирали всякие иски, на сумму не свыше 10 злотых, вторые — на сумму от 10 до 100 злотых и, подобно первым, заседали ежедневно; высшая группа судей, заседавшая не менее двух раз в неделю, разбирала иски свыше 100 злотых.
Полномочия кагала
Не ограничиваясь сбором податей и заведованием всеми общественными учреждениями, кагал наблюдал за торговлей, за правильностью мер и весов, за проезжающими, за чистотой еврейских улиц и вообще за благочинием, регулировал арендные отношения, издавал постановления относительно раввината, обучения детей, печатания книг, поведения и вознаграждения слуг и служанок и проч. В крайних случаях кагал обращался за содействием к административным властям.
При Екатерине II постановлено было вносить евреев в общегородские книги, решение вопроса о правильности еврейских долгов предоставлено было обыкновенным судам, за вновь учрежденными губернскими и уездными кагалами не были признаны судебные функции, кроме дел, касающихся «обрядов закона и богослужения евреев». С другой стороны, однако, поголовные деньги, по указу 1776 г., продолжал платить кагал, и от него же евреи должны были получать паспорта. Это делало уездные и губернские кагалы как бы продолжением прежней кагальной организации. Положение о евреях 1804 года, выделив из сферы деятельности кагалов духовно-судную часть и передав ее раввинам, возложило на кагалы обязанность наблюдать, чтобы казенные сборы были вносимы исправно и бездоимочно, а также распоряжаться вверяемыми им от еврейского общества суммами.
кагал
Из текстов привилегий Болеслава Калишского евреям Великой Польши (1264), так же как и других привилегий 13 в., можно заключить, что общины возглавлялись еврейскими старейшинами (сеньорами), исполнявшими, очевидно, судебные функции (см. Автономия судебная). Судя по привилегиям 15 в., непременным условием суда над евреем было участие представителя еврейской общины. В первой половине 16 в. общину возглавлял «доктор Моисеева закона», то есть раввин, обычно назначавшийся королем или воеводой. К середине 16 в. с ослаблением королевской власти усилилось стремление польских евреев к автономному общинному самоуправлению (см. Автономия). Однако главным фактором, способствовавшим возникновению кагала, была новая система взимания податей с евреев (см. Налоги) по принципу круговой поруки, то есть не с отдельного лица, а с общины в целом. Органы самоуправления общин (под именем «зборы жидовске», а впоследствии — кагал) получают официальное признание (грамоты Сигизмунда II евреям Люблина, 1556; Львова — с правом выбирать раввина, 1569; Познани, 1571) и к концу 16 в. приобретают единообразную структуру. Согласно польским грамотам 16 в., кагалу передавалось не только право раввинов надзирать за религиозным бытом евреев, но и право карать нарушителей Закона отлучением (см. Херем), изгнанием из общины, телесными наказаниями и даже смертной казнью. Поскольку с конца 16 в. правительство взимало подати с евреев через областные и центральные ва‘ады (см. Ва‘ад четырех земель, Литовский ва‘ад), кагал служил связующим звеном между ними и общиной. Кагал сохранял широкую автономию во внутренних делах, сосредоточив в своих руках власть над членами общины.
Кагал переизбирали ежегодно определяемые жеребьевкой выборщики (от пяти до девяти человек) из числа налогоплательщиков. При выборах (как правило, в третий день Песаха) состав кагала обычно оставался почти тем же, а выбывших членов, как правило, заменяли их родственники. Таким образом, кагал приобретал характер олигархии. Число членов кагала было большей частью пропорционально величине общины: от 40 в Кракове и 35 в Вильне до семи в прикагалках, подчинявшихся крупным общинам. Во главе кагала стояло четверо-пятеро старшин ( рашим), которые вместе с тремя почетными членами ( товим) составляли правомочную коллегию кагала, решавшую все общественные дела. Это руководство кагала именовалось «семеро нотаблей города» ( шив‘а товей ха-‘ир). Рашим по очереди состояли в течение месяца в должности парнаса, то есть главы и казначея кагала, в руках которого концентрировалась вся власть (в обиходе рашим часто именовались парнасами). Выборные лица (так называемые действительные члены, от четырех до десяти человек), которые участвовали в совещаниях кагала, но не обладали исполнительной властью, именовались в различных местах ман хигим, иккарим, аллуфим. Из них выбирали заместителей отсутствующих членов первых двух категорий. Помимо членов кагала, выборными были также попечители благотворительности ( габбай цдака гдола), контролеры ( роэй хешбон), попечители религиозных училищ ( габбай талмуд-тора), управляющие ( мемунним), выполнявшие многочисленные функции, и, наконец, судьи ( даяним; см. Даян). В пинкасах (актовых книгах кагала) начала 18 в. упоминаются женщины-попечительницы. При кагале состояли судебные исполнители ( шаммашим). В крупных общинах судьи делились на три категории: высшая во главе с раввином разбирала иски свыше ста злотых, вторая — от десяти до ста злотых, третья — не свыше десяти злотых. Не ограничиваясь сбором податей и заведованием всеми общественными учреждениями, кагал наблюдал за торговлей, за правильностью мер и весов, за поведением приезжих, за благочинием, а также за чистотой улиц еврейского квартала, регулировал право аренды (подробнее см. Хазака), издавал постановления относительно выборов раввина, обучения детей, печатания книг, оплаты слуг и служанок и норм их поведения и т. п., то есть полностью регламентировал жизнь членов общины. Лишь в крайних случаях кагал обращался за содействием к польской администрации. Кроме уплаты податей государству и административных расходов, кагал нуждался в крупных суммах для финансирования судебной защиты при кровавых наветах и обвинениях в осквернении гостии, для подкупов и задабривания государственных и военных чинов, для чрезвычайных поборов по случаю коронаций, войн и т. д. В таких срочных случаях кагалы были вынуждены прибегать к займам у католических монастырей и крупных помещиков под круговую ответственность всех членов общины. Это породило к концу 17 в. проблему погашения кагальных долгов, еще более подчинившую общину власти кагала.
Несмотря на авторитет и влияние кагала, борьба между ним и прикагалками, а также между кагалом и еврейским простонародьем все усиливалась в 18 в. из-за злоупотреблений при разверстке долгов общины, и кагал был бессилен во многих случаях водворить дисциплину, предотвратить конкуренцию внутри общины, а также произвол богачей и влиятельных лиц. В это время в трудах некоторых раввинов и проповедников появляется осуждение кагала, деятельность которого большей частью определялась корыстными интересами верхушки и часто поддерживалась религиозным руководством общины. В течение 18 в. усилились нападки на кагал также со стороны земских сеймиков и областных сеймов, предлагавших заменить круговую поруку индивидуальным налогообложением; это нашло поддержку и в еврейской среде, где раздавались требования распустить кагал, который служил для эксплуатации бедных. Под влиянием этого конституция 1764 г. постановила распустить Ва‘ад четырех земель и областные ва‘ады и произвести перепись евреев Польши и Литвы для обложения их поголовной податью, подлежавшей уплате непосредственно в казну, а также была назначена комиссия для рассмотрения и погашения кагальных долгов. Однако для погашения долгов оказалось необходимым сохранить кагальные подати на двадцать лет, а в 1775 г. было восстановлено право кагала на займы под круговую поруку общины.
Русское правительство, сохраняя институт кагала на территориях Польши, отошедших к России по первому разделу 1772 г., руководствовалось, в первую очередь, фискальными интересами. Однако евреев стали вносить в общегородские книги жителей, чем частично устранялось влияние кагала на свободу передвижения членов общины и на их право селиться и вести свое дело в данном поселении ( хезкат ха-ишшув). Право разбирательства исков между евреями было передано казенным судам, а в ведении вновь учрежденных губернских и уездных кагалов были оставлены только вопросы, касающиеся «обрядов закона и богослужения евреев». Однако круговая порука в уплате поголовной подати и выдача паспортов евреям вменялись в обязанность кагалов (указ 1776 г.). Кагалы приняли открытое участие в преследовании хасидов (см. Хасидизм), что заставило последних бороться за власть в общине и привело к усилению их столкновений с митнагдим, вылившихся в междоусобицу. Положение о евреях (1804), передав внутреннее судопроизводство раввинам, возложило на кагалы ответственность за бездоимочный взнос казенных сборов и распоряжение суммами, вверяемыми им еврейской общиной. В каждом городе или местечке полагалось иметь лишь один кагал, даже если местные евреи придерживались различных религиозных толков, со своими синагогами и раввинами. Кагалы не имели права без ведома начальства налагать новые подати, а в 1818 г. их обязали вносить в казенные книги отчеты о поступлении и использовании сумм коробочного сбора. На кагалы было также возложено «призрение бесприютных евреев», помощь евреям-переселенцам и т. п. В Царстве Польском кагалы были упразднены указом Александра I (декабрь 1821 г.) и заменены синагогальными правлениями («божниче дозоры»), компетенция которых ограничивалась вопросами религии и социальной помощи.
С введением в 1827 г. «натуральной воинской повинности для евреев» (см. Военная служба) на кагалы была возложена ответственность за своевременную поставку рекрутов. Правительство наделило кагалы властью «отдавать в рекруты всякого еврея во всякое время за неисправность в податях, бродяжничество и другие беспорядки, нетерпимые в еврейском обществе». При поставке рекрутов кагал выгораживал детей богатых членов общины и нередко, нарушая правила и законы, сдавал в кантонисты детей бедняков, вдов и «маловеров». Положением 1835 г. в черте оседлости целиком была восстановлена польская кагальная организация, и всякий еврей (исключая евреев-земледельцев), где бы он ни проживал, обязательно должен был приписываться к городской еврейской общине. В городах евреи с утверждения губернского правления избирали на три года от трех до пяти уполномоченных, которые составляли кагал. Члены кагала освобождались от призыва на время их каденции, пользуясь почетными правами, предусмотренными для купцов второй гильдии. До введения рекрутского устава исполнение кагалами административных функций, например, составление «ревизских сказок» (то есть книг лиц податного сословия) и коллективная ответственность членов общины влияли на материальные интересы еврейского населения. Теперь же кагал получил также возможность распоряжаться жизнью и душой еврея. В связи с массовыми уклонениями евреев от военной службы кагал приобрел также полицейские функции, содержал сыщиков для розыска беглецов, стражников и ловцов ( «хаперс») детей для сдачи их в кантонисты. Манипуляции с «ревизскими сказками» породили вымогателей, угрожавших старшинам кагала разоблачениями, а затем и доносчиков, над которыми порой учинялись кровавые расправы (например, в городе Новая Ушица). Все это приводило к возмущению масс заправилами кагала, создавало напряженные отношения внутри общины и стало одной из причин окончательного упадка кагала. Ненависть еврейского населения к кагалу разделяли и представители Хаскалы В 1844 г. в связи со стремлением правительства «слить» евреев с прочим населением кагалы были повсеместно упразднены и их функции переданы городским управам и ратушам (за исключением Риги и городов Курляндской губернии, где кагалы «для управления делами о податях и повинностях» просуществовали до 1893 г.). Однако и после ликвидации кагалов правительство предписало еврейским общинам выполнять две наиболее обременительные обязанности: сбор податей и поставку рекрутов. Таким образом, сборщики и рекрутские старосты продолжали олицетворять тех же «кагальных», о которых народ сохранил мрачную память. Апостат (см. отступничество) Я. Брафман в «Книге кагала» (Вильна, 1869; 3-е изд., тт. 1–2, СПб., 1888), в которой использовал акты кагала Минска за 1794–1803 гг., пытался доказать, что кагалы продолжают существовать, представляя собой государство в государстве («талмудически-муниципальную республику»), отчужденное от всего нееврейского и корпоративно эксплуатирующее христианское население. Государственный Сенат, обсуждая в 1891 г. одну из еврейских жалоб, признал ненормальность положения, при котором от евреев требовалась коллективная ответственность за поставку рекрутов и уплату налогов, но не признавалась де-юре их кагальная (общинная) организация. Однако и это не повлияло на политику правительства. Лишь с падением царского режима в 1917 г. еврейские общины получили официальное признание.
Еврейская энциклопедия: кагал
Слово «кагал», в переводе с иврита буквально означающее «община», применялся к форме самоуправления в Польше (XVI-XVIII в.) и Российской империи (конец XVIII-середина XIXв.). Однако термин «кагал» принято ассоциировать именно с правлением еврейской общины, которое выполняло функции посредника между общиной и властями.
В текстах привилегий Болеслава Калишского евреям Великой Польши (1264) указывалось, что во главе таких еврейских общин стояли старейшины (сеньоры), на которых были возложены судебные функции. Согласно привилегиям, прописанным в XV веке, суд над евреем мог совершаться только в присутствии представителя общины. Немного позднее царь или воевода назначали главой общины «доктора Моисеева закона», а именно раввина.
В середине XVI в. на фоне ослабления давления со стороны королевской власти польские евреи стали активно стремиться к автономному общинному управлению. На образование кагала в большей степени повлияло появление новой системы взимания податей с евреев, который основывался на принципе круговой поруки, когда налог брался не с определенного человека, а со всей общины. В 1556-1571 гг. еврейские органы самоуправления общин, называвшиеся сначала «зборы жидовске», а потом кагалом, признаются официальными.
Польские грамоты, датированные XVI веком, закрепляли за кагалом как право раввином следить за религиозной жизнью евреев, так и право наказывать нарушителей телесными наказаниями, выселением из общины, а также смертной казнью. Система сборов подати с конца XVI в. предполагала работу с областными местными и центральными ва‘адами (съезд представителей еврейских общин), тогда как кагал связывал эти ва‘ады с общиной. Кагал обладал широкой автономией во внутренних делах, обладая большой властью над членами общины.
Состав кагала каждый год избирался пятью-десятью выборщиками из членов общины, которые определялись путем жеребьевки. Члены кагала, в основном, избирались одни и те же из года в год, а если кто-то и выбывал, его заменяли родственники. Численность членов кагала напрямую зависела от величины общины. Так, в Кракове она достигала 40 человек, а в небольших общинах – не более 7.
Кагал возглавляли 4-5 старшин (рашим), а вместе с 3 почётными членами они являлись правомочной коллегией кагала, которая и решала все местные дела. Они назывались «семеро нотаблей города» (шив‘а товей ха-‘ир). Существовала такая должность парнас – глава и казначей кагала, в руках которого была сосредоточена вся власть. Парнасами становились все рашим по очереди в течение месяца, поэтому рашим часто называли именно парнасами. Остальных выборных лиц, которые принимали участие в собраниях кагала, называли манхигим или иккарим, или аллуфим. Некоторые из них выбирались в качестве заместителей рашим или парнас, которые не могли присутствовать. Избирательными должностями также были попечители благотворительности (габбай цдака гдола), контролеры (роэй хешбон), попечители религиозных училищ (габбай талмуд-тора), управляющие (мемунним) и судьи (даяним). Любопытный факт: согласно записям, сохранившимся в специальных актовых книгах кагала (пинкасах) начала XVIII века, среди попечителей встречаются и женские имена.
Каждый кагал включал также судебных исполнителей (шамашим). В больших общинах были судьи трех категорий. Высшая категория, возглавляемая раввином, рассматривала иски на сумму более 100 злотых; вторая категория – на сумму 10-100 злотых, а последняя, третья – на сумму, не превышающую 10 злотых. Помимо сбора податей и управления всеми общественными учреждениями кагал контролировал торговлю, соблюдение мер и весов, следил за порядком и чистотой улиц, регламентировал вопросы учебы детей, издания книг и многое, многое другое. Кагал управлял практически всей жизнью еврейской общины, и только в исключительных случаях прибегал к помощи польских властей.
Любой кагал, помимо того, что должен был уплачивать подати государству и отдавать ряд административных налогов, тратил немалые суммы на судебную защиту и периодические подкупы государственных и военных деятелей, а также на сборы во время коронаций войн и т.д. Чтобы покрыть такие расходы, кагалу приходилось брать в долг у католических монастырей или зажиточных помещиков. Причем за возврат долга отвечала вся община. В итоге практически во всех кагалах возникла серьёзная проблема погашения этих долгов, что еще сильнее подчинило общину власти кагала.
Между тем стало усиливаться противостояние как между кагалом и более мелкой его структурой – прикагалками, так и между кагалом и еврейскими простолюдинами. Причиной конфликта являлось неравномерное распределение долгов. Кагал не мог справиться с недовольством некоторых членов общины. Тогда же ряд раввинов открыто осуждали кагал, который попал под влияние интересов их глав. В XVIII веке свое недовольство кагалом высказывали также земские сеймики и областные сеймы, которые считали, что круговая порука должна быть заменена на индивидуальное налогообложение. Надо сказать, эта идея получила одобрение среди евреев, задумавшихся уже о роспуске кагала, по сути эксплуатировавшего бедных.
В итоге в конституции 1764 г. был утверждён роспуск Ва‘ад четырех земель и областных ва‘ад, а также предполагалось провести перепись всех польских и литовских евреев с целью обложения их податью, которую необходимо было уплачивать через казну. При этом пришлось сохранить на 20 лет кагальные подати, а в 1775 году кагалы вновь получили право брать займы под круговую поруку общины.
Что же касается правительства Российской империи, то оно сохранило институт кагала на бывших польских территориях, видя в этом, прежде всего, финансовую выгоду. Однако российские власти решили внести евреев в общегородские книги жителей, что несколько ограничило кагал во влиянии на свободу передвижения еврейского населения. Более того, губернские и уездные кагалы рассматривали споры между евреями, касающиеся только религиозной сферы, тогда как все остальные разбирательства подпадали под юрисдикцию казенных судов. За кагалами оставили обязанность выдавать паспорта евреям общины, а также отвечать за круговую поруку в уплате поголовной подати.
Кагалы открыто преследовали сторонников религиозного движения «хасидизм», хасидов, которым пришлось отвоевывать власть в общине. Участившиеся стычки с оппонентами хасидизма, митнагдим, вылились в масштабную междоусобицу.
В положении о евреях от 1804 года раввинам передавалось право на внутреннее судопроизводство, в связи с чем, кагалы стали отвечать за бездоимочный взнос казенных сборов, а также распоряжаться теми деньгами, которые передавала им еврейская община. Один город или местечко мог организовать только один кагал, даже когда в одном городе находились евреи, принадлежавшие различным религиозным течениям и посещавшие разные синагоги. Если же кагал хотел учредить новый налог, то без разрешения властей он не мог этого сделать. С 1818 года все кагалы обязаны стали вести учет о приходе и использовании средств, внося все данные в казенные книги. Кроме того, кагал занимался вопросами «призрения бесприютных евреев», а также помощи мигрирующим евреям и т.д.
В 1821 году Александр I упразднил кагалы в Царстве Польском, а вместо них приказал создать синагогальные правления, так называемые «божниче дозоры», которые занимались исключительно религиозными вопросами, а также социальной помощью.
После того, как в 1827 году была введена «натуральная воинская повинности для евреев», у кагалов появилась новая задача – своевременно поставлять новобранцев. Кагалы получили легитимное право «отдавать в рекруты всякого еврея во всякое время за неисправность в податях, бродяжничество и другие беспорядки, нетерпимые в еврейском обществе». Как правило, кагал брал в рекруты детей из бедных или неполных семей, тогда как сыновья состоятельных членов общины не принимались в расчет.
С возникновением нового положения о «черте оседлости» в 1835 году возродилась польская кагальная организация, а любому еврею необходимо было в обязательном порядке быть предписанным к определенной городской еврейской общине.
Каждые три года городские евреи выбирали в кагал 3-5 уполномоченных, которых должно было утвердить губернское правление. Члены кагала не призывались в армию во время действия их полномочий в кагале, а также пользовались правами, существующими для купцов второй гильдии.
Ранее (когда не был еще введен рекрутский устав) выполнение административных функций кагала, в том числе коллективная ответственность членов общины влияли, напрямую отражалась на материальном благосостоянии евреев. После же у кагала появилась возможность распоряжаться жизнью и душой еврея. В частности, кагал стал выполнять и полицейскую функцию, обоснованную массовым уклонением евреев от службы в армии. Кагал нанимал сыщиков, которые разыскивали сбежавших от воинской повинности евреев, а также стражников и ловцов детей, чтобы затем сдать их в кантонисты.
В то же время появилось немало вымогателей, которым были известны махинации с книгами лиц податного сословия, которые назывались «ревизские сказки». Они грозили главам кагала раскрыть их «нечестные дела». Постепенно среди еврейского населения росло недовольство кагалом, что в конечном итоге привело к полному упадку этой структуры.
В 1844 году правительство решило интегрировать ранее обособленно проживавших евреев в остальное население. Поэтому все кагалы были упразднены, а их функции достались городским управам и ратушам.
С исчезновением кагалов еврейские общины не лишились обязанности собирать подати и поставлять рекрутов. В результате сборщики податей и рекрутские старосты пользовались той же «дурной славой», как и их предшественники – члены кагала.
По мнению Я. Брафмана, которое он выразил в своей работе «Книга кагала», 1888г., кагалы продолжали неофициально существовать, будучи государством в государстве, отгородившись от нееврейского мира.
В 1891 году Государственным Сенатом была признана ненормальность ситуации, когда евреи должны были нести коллективную ответственность за поставку рекрутов и уплату податей в отсутствии официального признания общинной организации. Но это не отразилось на государственной политике. И только в 1917 году, поле свержения власти, еврейские общины стали легитимными.