Что такое каемка у стакана
История граненого стакана (7 фото)
Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата — день рождения стакана — существует. Причем, отмечать ее надо 11 сентября и всего один раз в год.
Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что стаканы существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму.
Есть мнение, что человеком, сыгравшим не последнюю роль в судьбе стакана, стал Сергей Иванович Мальцов, происходивший из семьи основателей стекольного и хрустального производства России купцов Мальцовых.
В 1830 году Сергей Мальцов поступил служить в лейб-гвардии кавалергардский полк. В 1832 году он был произведен в поручики, но через год в связи с болезнью был вынужден выйти в отставку.
В 1834 году Мальцов вторично поступил на службу в кавалергардский полк и был назначен адъютантом к принцу Ольденбургскому. В его формулярном списке написано: «Адъютант принца Ольденбургского, кавалергардского ее величества полка ротмистр, из дворян Орловской губернии.
В 1849 году Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково. В наследство от отца Сергей Мальцов получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе, площадью свыше 200 тысяч гектаров. На один из заводов Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы: они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название мальцовских. Кстати, верхнюю каемку стакана издавна называли „маруськиным пояском“. Так и говорили: налить по „маруськин поясок“.
Еще одно подтверждение „древности“ граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.
Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса „Завтрак“ — там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617—1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.
„Вторая“ жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно, и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее, модернизацию) гарненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее наградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды — Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).
Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, который в свое время изобрел дуговую сварку. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с. 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде, и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам граненый стакан — дело рук Мухиной, нет.
Так что, скорее всего, классический граненый стакан — дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство — дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались — бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления стакана. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!
Сегодня стакан, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства.
Теперь у граненого стакана новая жизнь: он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии, ее дизайнеры поиграли с отблесками граней стакана, и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект назвали загадочно — «Латустридус». Поставив перед собой цель «закусить граненым стаканом», они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится «вкусный пломбирчик». Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил. Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов — упаковка была выдержана в советском стиле.
А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На «строительство» ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.
Граненый стакан Мухиной: история граненого стакана. 7 интересных фактов о советском гранёном стакане
История граненого стакана – символа советской эпохи
Граненый стакан – символ советской эпохи. Но эпоха ушла, а стакан до сих пор в ходу, живет себе поживает на наших кухнях.
Когда говорят «граненый стакан», на ум тут же приходят другие приметы России, которую мы потеряли, – автоматы для газированной воды, портвейн «Агдам», сакральный вопрос: «Третьим будешь?»
История происхождения граненого стакана крайне запутанная, и легенд в ней куда больше, чем достоверных исторических фактов. По одной из них, первый граненый стакан царю Петру Первому преподнес владимирский стеклодел. Уж такой-де не выскользнет на качающейся палубе из ухватистой матросской пятерни.
По другой версии, стакан разработала в 1943 году скульптор Вера Мухина, автор знаменитого монумента «Рабочий и колхозница». Документальных свидетельств, подтверждающих авторство Мухиной, нет. Ее правнук Веселовский выражается туманно: «А почему бы и нет?» Она, мол, и фантики рисовала, и пивную кружку придумала, так что вполне могла и за стакан взяться. В переносном, конечно, смысле.
Чтобы прояснить ситуацию, едем во Владимирскую область: если все дороги ведут в Рим, то все стаканы – в Гусь-Хрустальный.
Первый стекольный завод купец Аким Мальцов построил на реке Гусь в 1756 году. Заводчики Мальцовы были в старой России такой же известной династией, как Демидовы. В 1828 году Иван Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял писатель Александр Грибоедов. Он оказался единственным, кому удалось выжить во время погрома миссии.
Юрий Мальцов спонсировал, как сейчас сказали бы, строительство задуманного Иваном Цветаевым Музея изящных искусств – Пушкинского. Он же построил для своих рабочих храм, расписывать который пригласил Виктора Васнецова. Перед этим храмом, где теперь музей хрусталя, я и стою – в здешней экспозиции представлена вся история развития стекольного ремесла в округе.
– Насчет Петра Первого не знаем, а вот при Павле I граненный вручную стакан уже, по нашим сведениям, существовал, – говорит старший научный сотрудник музея Алла Чуканова. – В соответствии с разработанной им для армии «Доктриной порядочной жизни» таким стаканом отмерялась суточная норма вина, положенная солдатам. В мальцовские сервизы, выпущенные в конце XIX века, обязательно входили приземистые выдувные стаканы с широкой гранью. Их использовали для чая. Также граненые, но высокие предназначались для шампанского.
А первые граненые стаканы машинного производства – прообраз современных – появились в 1914 году, когда на Уршельском заводе, что под Гусь-Хрустальным, была запущена печь-автомат. Это уже был товар массового потребления – капля стекла подавалась в металлическую емкость, прессовалась там и без доработки отправлялась в отжиг.
– У нас часто спрашивают, сколько граней у «правильного» граненого стакана, – продолжает Алла Чуканова. – Да сколько угодно. В музее есть стаканы по 8 граней, по 12, 16…
Грани возможного
А в музее гусевского Опытного стекольного завода есть стакан с 20 гранями! Грани мелкие, но четкие. Сделан он тоже в Уршеле. Местные старожилы вспоминают, что в войну уршельские стаканы были ходовым товаром, их даже возили в Москву и обменивали на хлеб, соль, мыло… Особенно интересовали сталинские стограммовые стаканчики. Хорошо шли и стандартные – по 200 и 250 граммов.
После войны спрос на граненые стаканы вырос еще больше, и их запустили в производство на других гусевских заводах. Из этих стаканов пил весь Советский Союз, они были в тюрьмах и детсадах, больницах и поездах, в академгородках и бытовках шахтеров.
В 1972 году в Уршеле поставили купленный у французов автомат, который делал стаканы по 290 граммов. Но их никто не брал, это был самый настоящий покупательский бунт. Особенно возмущались в разных рюмочных и распивочных, потому как было не понять, сколько в такой стакан можно недолить. Тогда автомат перекроили на привычный народу стандарт – 200–250 граммов.
– Где же все-таки изобрели граненый стакан? – спрашиваю доктора технических наук Юрия Гулояна. Долгое время он работал зам. директора по науке расположенного в Гусь-Хрустальном НИИ стекла. По учебникам Юрия Абрамовича учатся студенты самого известного в стране химического вуза – Менделеевского.
– Легенда про Веру Мухину, конечно, симпатичная, но считать ее «мамой» граненого стакана несерьезно. Изготовление стаканов методом прессования изобрели в США в 1820 году, а выпускать их начали с середины XIX века.
В России они появились, потому что Мальцовы внимательно следили за всеми новинками и чутко реагировали на рынок. Здесь стаканы прижились и в советское время получили широкое распространение: страна жила бедно, дешевые надежные граненые стаканы невзрачного серого цвета соответствовали духу времени. Были еще тонкие выдувные стаканы, но хотя их именовали чайными, они лопались от кипятка.
Пить или не пить?
В конце шестидесятых спрос на граненые стаканы упал, их брали только для общепита и автоматов с газированной водой.
– Шли выпивать, стащив стакан в ближайшей столовой или из автоматов. Душевней всего было пьянствовать на старых городских кладбищах, откосах вблизи железнодорожных путей и около стадионов, – свидетельствует писатель Анатолий Гаврилов. Его пьесу «Икота», написанную на основе дневников Венедикта Ерофеева, поставили в России и Германии.
У Гаврилова есть личная история, связанная с граненым стаканом: – Когда-то я переезжал из Мариуполя и впервые увидел свою новую квартиру, это был даже не тройной, а четверной обмен. Хозяином был полковник Смирнов. И окна выходили на военную часть. Осень, дождливый вечер. На шнуре лампочка болтается голая, слышно, как солдаты идут строем. Квартира тоже голая, только на подоконнике бутылка «Стрелецкой» и граненый стакан. Выпили мы под шелест дождя и солдатские песни, а стакан он мне оставил: «Был мой, стал твой». Так он у меня до сих пор и стоит на заветной полочке.
– Считается, что талантливые тексты без алкоголя немыслимы.
– Пушкин и Лермонтов хоть и проводили время на балах, гусарили, но до коктейлей Вени Ерофеева у них дело не доходило. Толстой то пил, то не пил. Хемингуэй переходил из бара в бар, однако говорил, что две вещи надо делать совершенно трезвым – писать и воевать. Вокруг Ерофеева выжили только те, кто сумел вовремя отползти.
С появлением пластиковой посуды эра граненого стакана, кажется, должна была закончиться. Но живуч оказался родной наш и неизбывен – звенит в подстаканниках в поездах, служит бабушкам, продающим ягоды и семечки, все так же ходко идет в места массового скопления людей – военные части, больницы…
В ретростоловой №57 в ГУМе компоты наливают исключительно в граненые стаканы. «Сейчас мы в основном делаем посуду для ИКЕА. Но заказы на граненые стаканы тоже бывают, причем на большие партии», – говорят в Гусь-Хрустальном.
И напоследок.
День граненого стакана. Правда и вымысел о создании культовой посуды
Сегодня – День граненого стакана. Праздник не совсем официальный, но вполне известный. Любопытно, что нет никаких документальных свидетельств появления советского граненого стакана именно в этот день. Согласно одной из легенд, окружающих этот культовый предмет быта, первый советский граненый стакан был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном. Правда, это лишь одна из множества историй, связанных с предметом, ставшим одним из символов советского прошлого.
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев
Идею стакана и его конструкции чаще всего приписывают советскому скульптору, автору знаменитой монументальной композиции «Рабочий и колхозница» Вере Мухиной. Правда, называют и других «родителей» – Казимира Малевича и Ле Корбюзье. Но это касательно того самого советского стакана, находившегося в массовом производстве.
Граненые стаканы как таковые существовали и раньше – их можно найти и на картинах художников («Завтрак» Диего Веласкеса 1617 года, «Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина 1918 года), и в собрании Эрмитажа.
Легенда о первом русском граненом стакане связывается с именем Петра I
Легенда о первом русском граненом стакане связывается с именем Петра I. Якобы император велел изготовить прочный стакан, который бы не скатывался на пол и не бился во время качки на корабле. Получив от владимирского стекловара Ефима Смолина граненый стакан, Петр остался доволен и, испив из него, бросил оземь, воскликнув: «Стакану – быть!» Окружающие же услышали «Стаканы – бить!», откуда и пошла традиция бить стаканы на счастье.
Ходит множество других разнообразных – курьезных, реалистичных и фантастических легенд, связанных с происхождением и символическим смыслом советского граненого стакана. И если ложность одних не вызывает никаких вопросов, то о достоверности других остается лишь догадываться. Вот лишь некоторые из этих историй:
Основной корпус легенд, связанных с советскими вещами, появился и закрепился в постсоветское время – до этого они существовали лишь в усеченных вариантах и передавались в устной традиции. Через подобные легенды осмысляется советское прошлое как некий «золотой век», который мы потеряли, а эти вещи имеют черты, свидетельствующие об идеальности этого мира. У нас мог быть один стакан, но он был идеальным для всего.
Фото: ТАСС/Александр Легкий/fotoimedia
В советское время граненый стакан не выделялся из предметного быта, был обычной вещью. Сегодня все легенды о нем крутятся вокруг главного вопроса – что делает советский граненый стакан особенным? Это его особые физические параметры, функциональность, которая показывает его преимущества перед обычными стаканами. Отсюда, например, происходит легенда о том, что стакан придуман для того, чтобы он не скатывался со стола в корабле или в поезде.
В советское время стакан использовался в качестве мерной посуды, становясь, таким образом, эталонным стаканом.
Идея о функциональности стакана и становится отправной точкой для легенд о фигурах, которые связывают с появлением стакана. Кто как не гении русского авангарда мог придумать такой лаконичный, функциональный, правильный стакан? Мухина и Малевич выступают в роли культурных героев, которые помогли советским людям устроить свой быт.
Нет никаких данных, которые доказывают причастность ни одного из них к созданию данного стакана. Учитывая существование граненого стакана в прошлом, эта форма не является изобретением ХХ века. Но вышедший в массовое производство в Советском Союзе, граненый стакан стал стаканом «по умолчанию». Мода на него – это современное конструирование образа Советского Союза, которое понадобилось, чтобы осознать свое прошлое.
Поскольку история и политика являются для многих спорными вопросами, а бытовые вещи – общие для всех, именно граненый стакан, не несущий на себе никакой идеологической нагрузки, и стал своеобразным символом советского времени. Тогда «день граненого стакана» был шуточным выражением, которое означало: «Сегодня мы пьем!». Закрепление этого дня за определенной датой является скорее поводом вспомнить советское время и поговорить о нем, а не реальным праздником, несущим с собой определенные традиции».
История малиновского стакана
Не всем известно такое название, как малиновский, происхождение которого тянется от руководства страны. Но в случае такого обозначения более верным будет наименование малинковский, от фамилии человека, занимавшего пост министра обороны, Георгия Маленкова. Он издал указ изобретать универсальный для общепитов питьевой сосуд, который будет высокопрочным в эксплуатации и удобным для потребителя.
Ещё одно прозвище – губастый. Такое определение связано с тем, что изначально он имел огранку от дна до самых краёв. Что было неудобным в плане пролива жидкости во время питья. Этот факт стал поводом придумывать выход исправления данного неудобства. Поэтому вскоре стали появляться стаканы с ровной каёмкой, которая мягко ложилась на губы. Для различия между старым и новым образцом придумали ассоциативное название.
Итак, первоначально был указ правительства придумать модель стакана с соответствующими качествами. Почему возникла такая необходимость? Всё дело в огромном количестве битой посуды, которой пользовались люди в советских столовых. Уже в те времена их оснащали посудомоечными агрегатами, которые зараз могли перебить немало кухонной утвари. В отношении стеклянных стаканов потребовалось вмешательство правительства страны. Возможно и не зря, ведь всё же это было военное время.
«Народная» посуда
Вскоре в Советском Союзе начали выпускать граненые стаканы разного объема. Самым востребованным стал стакан в 200 миллилитров. Именно благодаря ему и родилось известное выражение «сообразить на троих». До каемки можно было налить 167 миллилитров водки – ровно третью часть пол-литровой бутылки водки.
Стакан такого объема называли «маленковским». Дело в том, что советский министр обороны Георгий Маленков издал указ, согласно которому всем военнослужащим полагалось как раз 200 миллилитров водки в обед. Спиртное разрешалось обменять на табак или сахар – опять же в объеме граненого стакана.
Из-за того, что граненый стакан был связан практически со всеми сферами жизни – от общественного питания до армии – эта посуда быстро стала «народной». У современников такой стакан ассоциируется с советским временем: это атрибут целой эпохи!
В настоящее время 16-гранники уже не выпускаются на заводах – в наши дни, когда прогресс позволяет массово производить стаканы любых форм и цветов, «скучная» посуда уже не востребована. Тем не менее, современники по сей день гордятся изобретением Мухиной, а в Гусь-Хрустальном даже устраивают праздники в его честь. В Екатеринбурге установили скульптуры в виде проводницы, которая несет чай в советских граненых стаканах.
Люди с теплом вспоминают советское время, и не исключено, что граненый стакан еще появится в домах россиян
Для кухни и для дачи
Граненый стакан сразу же стал популярен во всем Советском Союзе. Он был в каждой квартире, в поездах, в уличных автоматах с газировкой и в кафе: посуду такой формы было удобно мыть в посудомоечной машине, а главное – стакан был невероятно прочным.
Советские граждане быстро придумали, как можно еще использовать стакан, кроме как по прямому назначению. Так, хозяйки при помощи стакана «нарезали» из теста круглые заготовки для пельменей или вареников. Кроме того, новая посуда позволяла легко и быстро измерять объем воды при приготовлении супов, компотов или вторых блюд. Стакан вмещал в себе 250 миллилитров воды, а до каемки, которую называли «Анюткиным пояском», было ровно 200 миллилитров.
Дачники любили использовать граненые стаканы для выращивания рассады на подоконниках: такая тара не занимала много места и не опрокидывалась под весом растения.
Почему стакан граненый?
Указ правительства требовал, чтобы питьевая ёмкость отличалась повышенной стойкостью к ударам. А форма препятствовала выскальзыванию из рук и легко поддавалась уходу. Именно гранёный стакан отвечал всем требованиям, потому и был выпущен для массового производства.
Для прочности использовалась специальная закалка стекла, помогающая снять остаточное напряжение. Любопытным является факт взрывания стаканов в 80-е годы. Что объяснялось сменой на заводе отечественных линий для закалки на французские, обеспечивающие чрезмерный отжиг стекла и приводящий впоследствии к его разрыву. А также специальные машины гранили ёмкости прессовым способом. То есть процесс был автоматизирован, без ручной огранки. Это позволяло придать конечному изделию ударостойкость, а также гладкость внутри и чёткость линий снаружи.
Сколько граней должен иметь стандартный стакан? Бытовало мнение, что их число равняется 16-ти. Якобы каждая грань символизирует отдельную республику Советского Союза, объединённых ободком в нерушимый тандем. Но это всего лишь красивая легенда, лирическая картинка которой воодушевляла на ощущение могущества союза республик. В реальности завод выпускал стаканы с количеством граней от 8 до 20. Чем больше их было, тем изделие выглядело привлекательнее и стоило дороже.
На практике гранёный стакан применяли не только в городских общепитах, но и в поездах, на кораблях. Его гранёная форма позволяла сохранять целостность при падении. А также он не закатывался далеко, если падал со стола во время качки.
Сообразить на троих
Если наполнить граненый стакан ровно до ободка, то получится 167 грамм. Именно столько во времена Никиты Сергеевича Хрущева наливали водки в стакан. Получалось, что одна пол-литровая бутылка могла напоить троих. Тогда же появилось широко известно выражение «сообразить на троих».