Что такое кадар аллаха

Предопределение и судьба: в чем разница?

Что такое предопределение?

Слово القدر кадар — отглагольное имя. Выражение означает ‘знать размер или количество чего-либо’. В арабском языке слово الدقر кадар означает ‘решение’, ‘приговор’, ‘предел чего-либо’, а слово التقدير такдир — ‘размышления по поводу решения какого-либо вопроса’ (Фирузабади. Камус. С. 591).

Термин «предопределение» означает «знание и запись о том, что произойдёт во веки вечные: Могучий и Великий Аллах изначально предопределил судьбу творений и всё, что произойдёт, Ему было известно о том, когда и как это случится, и всё действительно происходит так, как это было предначертано Им» (Саффарини. Лавами‘. Т. 1. С. 348).

Ибн Хаджар в «Фатхе» (1/118) дал следующее определение: «Под предопределением подразумевается, что Всевышний Аллах знал о судьбах и сроках всего сущего до сотворения этого, а потом Он создал то, что изначально знал, и всё происходящее является следствием Его знания, могущества и желания».

Ас-Саффарини (1/345) пишет со слов ашаритских ученых, что «предопределение — это сотворение Всевышним Аллахом всего сущего в определённой мере, сотворение их качеств и состояний в соответствии с Его изначальным знанием и с тем, что было записано пером».

Все перечисленные определения схожи, и из них вытекает, что предопределение включает в себя две составляющие:

1. Извечное знание Аллаха о том, что Он желает создать, и о том, какими качествами будут наделены Его творения, и всё это записано в хранимой скрижали. Размеры Земли и неба, способ их сотворения, и то, что между ними, и то, что находится в них, — всё это в точности и со всеми подробностями записано в хранимой скрижали Его словами.

2. Сотворение Аллахом того, что было предопределено, в строгом соответствии с тем, что было известно Ему и записано пером. Вследствие этого всё вокруг происходит сообразно извечному и записанному знанию.

Таким образом, предопределением иногда называется то, что было изначально известно Аллаху, а иногда сотворение Им того, что заранее было известно Ему.

Когда имама аш-Шафи‘и спросили о предопределении, он ответил в стихотворной форме (Байхаки. И‘тикад. С. 162):

Пускай мне это не угодно,
Свершится то, чего Ты хочешь,
То, что угодно мне, случится,
Лишь если Ты того захочешь.
Ты знал, каким создашь раба,
Младых и старых Ты объемлешь,
Ты одарил и отказал,
Одним помог, другим не внемлешь.
Средь них счастливый и несчастный,
Один — уродливый, другой — прекрасный.

Что такое судьба?

Слово القضاء када’ означает ‘окончательное решение’, ‘приговор’. Оно часто встречается в хадисах посланника, мир ему и благословение Аллаха, и этимологически означает ‘прерывание’, ‘разрыв’. Выражение قضى فضاء означает ‘выносить приговор’, ‘принимать решение’, а выражение قضى الشيء означает ‘доводить до конца’, ‘завершать’, ‘прекращать’. Оно употребляется и в значении ‘создавать’.

Аз-Зухри сказал: «Слово када’ в арабском языке имеет разные значения. Его основное значение ‘завершение, окончание чего-либо’. Если какая-либо работа доведена до конца, завершена, выполнена, вменена в обязанность, стала известна или осуществлена, то говорят кудийа. Все эти значения встречаются в хадисах» (Ибн ал-Асир. Нихайа. Т. 4. С. 78).

Учёные высказывают два мнения о смысловых различиях между словами када’ и кадар.

1. Када’ — это извечное знание, предрешённое Аллахом до сотворения мира, а кадар — творение сообразно тому, что было предопределено. Ибн Хаджар в «Фатхе» (11/477) пишет: «По мнению учёных, када’ — это извечное решение об общих понятиях, а кадар — это отдельные детали и подробности того решения». В другом месте (11/149) он пишет: «Када’ — это извечное решение об общих понятиях, а кадар — это подробно изложенное решение о сотворении отдельных вещей».

2. Второе мнение противоположно первому, т. е. кадар — это извечное решение, а када — это сотворение.

Согласно такому толкованию, «судьба — это частный случай предопределения. Это окончательный выбор в пользу одного из двух возможных путей. Таким образом, предопределение — это то, что было предрешено, а судьба — это то, что произошло и не могло не произойти» (Асфахани. Муфрадат. С. 406).

Справедливость данного суждения подтверждается многими текстами из Корана: «Это дело уже предрешено» (сура 19 «Марьям», аят 21) ;

«Таково окончательное решение твоего Господа» (сура 19 «Марьям», аят 71) ;

Таким образом, судьба и предопределение — взаимосвязанные понятия, которые нельзя рассматривать независимо друг от друга. Это объясняется тем, что одно из них (предопределение) играет роль базиса, а другое (судьба) является надстройкой. А кто желает разделить их, тот пытается разрушить и повредить эту надстройку.

Источник

Предопределение в Исламе

Что такое кадар аллаха. Смотреть фото Что такое кадар аллаха. Смотреть картинку Что такое кадар аллаха. Картинка про Что такое кадар аллаха. Фото Что такое кадар аллаха

У верующих возникают вопросы относительно божественного предопределения в Исламе и предустановления Аллаха, и вопросы эти являются результатом сомнений и заблуждений, отклонения от правильных убеждений и ошибочных воззрений, которые порой распространяются в Исламе до такой степени, что и свои грехи грешники стараются оправдать предопределением Аллаха.

Праведным верующим рабам Господа была открыта Им великая истина о том, что предопределение Всевышнего – мудрость, которая отличает Бога от созданных Им творений и присуща только Ему.

Являясь частью единобожия, таухида, вера в предопределение в Исламе была разделена мусульманскими учеными на три составляющие:

Мусульманин верит в божественное предопределение, что все события, происходящие во Вселенной, с людьми и другими творениями предопределены Всевышним и предустановление Аллаха, признавая господство и могущество только за Всевышним. Как говорил имам Ахмад, предопределение в Исламе является проявлением силы, могущества Бога. Предопределение Аллаха, как и все, за рамки Его могущества не выходит, являясь сокровенной тайной Творца, которая никому, кроме Него, неизвестна.

Предопределение записано в недоступной для прочтения никому, кроме самого Бога, Хранимой Скрижале. Людям не ведают ничего о зле или добре, предопределенном для них Богом, и об этом верующий узнает только тогда, когда это событие, которое предопределено, происходит, либо о нем становится известно из уст пророков Всевышнего, если Господь пожелает открыть кому-то из них некоторые свои тайны.

Возможно вам также будет интересно узнать о Ночи Предопределения (ночь «Ляйлят аль-Кадр») и суре Корана аль-Кадр (Сура «Предопределение»).

Разногласия относительно предопределения в исламе

В результате разногласий, возникающих в Исламе относительно вопросов предопределения, в мусульманской общине образовалось три группы. В первую группу вошли те, которые проявляли чрезмерность, утверждая предопределение, но отвергали тот факт, что у раба есть способность к тому, чтобы самому делать выбор между злом и добром. По их мнению, у раба Божьего нет способности или воли выбирать – человек совершает действия свои вынужденно, как дерево, которое склоняют порывы ветра. Составляющие эту группу в Исламе не различают те поступки, которые люди совершают по собственному желанию, и те, что совершают по принуждению. Они глубоко заблуждаются, поскольку и с точки зрения религии Ислама, и с точки зрения здравого смысла и рассудка, разница между теми действиями, что человек совершает по своей инициативе, и тем, что совершается им по принуждению, существует.

Вторую группу составили те, что утверждали с чрезмерностью волю человека, раба Божьего, его способность делать выбор, но предопределение в Исламе и волю Творца они отвергали полностью, заявляя, что все поступки и деяния верующего зависят только от него самого, а не сотворены Богом. Сторонники этой точки зрения в своих утверждениях зашли слишком далеко, утверждая, что только после того, как верующий сотворил свои деяния, о них узнает Всевышний – такие утверждения о человеческом праве на выбор деяния Ислам считает крайне неумеренными и излишними.

Третью же группу составили те, что утвердились в своей вере, будучи поставленными на этот путь истины Всевышним. К этой группе относятся в Исламе сторонники Сунны, ахль ас-сунна уа аль-джама‘а, придерживающиеся золотой середины в этих вопросах, не принимая ни одного из этих двух заблуждений. Они основываются на логике и доказательствах Шариата. По мнению представителей этой группы, все, что сотворено Богом во Вселенной, можно подразделить на две группы:

Как сказал Всевышний, «Это – лишь Напоминание мирам, тем из вас, кто желает следовать прямым путем» (сура Ат-Таквир (Скручивание), 27-28-й аят). Он разделил свои творения по принципу: «Среди вас есть те, кто желает ближнего мира, и есть среди вас те, кто желает жизни будущей» (сура Ахлю Имран (Семейство Имрана), 152-й аят). Он наделил свои творения возможностью выбирать самостоятельно.

Что такое кадар аллаха. Смотреть фото Что такое кадар аллаха. Смотреть картинку Что такое кадар аллаха. Картинка про Что такое кадар аллаха. Фото Что такое кадар аллахаРазница в том, что люди делают по принуждению, а что – по собственной воле, понятна и ясна разумным из нас: в один день, спускаясь с крыши с помощью лестницы, мы делаем это по собственному желанию, но если мы упадем с крыши, сами того не желая и не выбирая это деяние по собственному желанию, то происходит это по принуждению. Эта истина абсолютно справедлива по отношению к любым деяниям людским: по Исламу, за некоторые деяния, которые верующий совершает по воле собственной, он ответственности не несет, поскольку совершает их, сам того не желая – во сне или по забывчивости. Как сказано Всевышним в истории о людях пещеры, «Ты думаешь, что они бодрствуют, а они спят, и Мы ворочаем их направо и налево…» (сура Аль-Кахф (Пещера), 18-й аят). Творец приписал то, что эти люди во сне переворачивались с боку на бок, Себе, потому что раб божий не может выбирать, делать или не делать этого, будучи во сне, и за такие деяния ему, по Исламу, не будет предъявлен спрос. Пророк Мухаммад ﷺ сказал об этом в хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари: «Если кто-то поел или выпил, забыв, что он постится, то пусть продолжит свой пост, ибо его накормил и напоил Сам Аллах». Совершая подобные деяния по забывчивости, люди становятся лишенными способности выбирать.

Точно так же для верующего очевидна разница между страхом и болью, поскольку они, эти чувства, проявляются у него помимо его воли, и часто он сам не способен назвать причину появления этих чувств.

Опровержения неправильному толкованию предопределения

Принимая для себя верной точку зрения, которой придерживаются люди, относящиеся к первой группы, мы признаем ненужность Шариата в Исламе в принципе: если верующий не имеет права выбора, то нет смысла в его поощрении за совершение им благих деяний и нет смысла в его порицании за совершение деяний греховных, ведь совершая и то, и другое, он делал это не по своей воли и не имел права избирать свой путь. Бог, наказывая людей за плохие деяния, будет наказывать их за то, что они не совершить не могли, тем самым совершая несправедливость, а Всевышний далек от этого и пречист.

По разъяснению Господа, наказывая рабов, он не совершает несправедливость, а вершит великую справедливость, поскольку рабы были предостережены и им была разъяснена дорога заблуждения и истины, и они сами предпочли избрать для себя путь лжи и порока, и перед лицом Господа они не имеют оправдания.

Принимая для себя верной первую точку зрения, в которой утверждается, что предопределение есть, но раб не имеет права самому выбирать свой путь, мы отвергаем истину, которая содержится в высказывании Всевышнего: «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый» (сура Ан-Ниса (Женщины), 165-й аят). Послав к людям божьих пророков для того, чтобы они разъяснили людям истину, Господь возвестил, что отныне нет у людей оправдания.

Если бы предопределение было оправданием, то оно оставалось бы им и после прихода божьих посланников, поскольку предопределение Всезнающего было и будет как до отправления посланников, так и после. Поэтому эта точка зрения также противоречит Исламу и священному Корану, тексты которого опровергают подобные утверждения.

Опровержение второго мнения

Мнение второй группы заключается в том, что человек во всем и всегда делает выбор самостоятельно, а божественное предопределение исключается полностью. В аятах Корана говорится, что человеческая воля подчиняется воле Бога: «Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах Господь миров» (сура Ат-Таквир (Скручивание), 29-й). Отрицающие волю Всевышнего, отрицают и один из атрибутов его господства, заявляя, что в Его Царстве происходят события без Его ведома и Его соизволения, что есть в нем то, чего не сотворил своей силой Всевышний. Но Всевышний сотворил все и предопределяет все.

Обе эти точки зрения противоречат не только Исламу, но и элементарному здравому смыслу: во владениях Творца не может происходить что-то, что противоречит его воле – ему подвластно все, тела и души, духовные и материальные составляющие этого мира.

Сомневающиеся могут задать вопрос: в чем должна проявляться свобода воли людей по Исламу, если вся власть принадлежит Всевышнему целиком, все упирается в его волю. Если предписание Творца для кого-то предполагает, что он, впав в заблуждение, пойдет неверным путем, то как может проявиться воля людей. Ответ на этот вопрос прост: предопределение Аллаха пойти прямым путем касается тех людей, кто достоин этого, предопределение впасть в заблуждение касается тех, кто заслужил такую участь.

В самом человеке кроется причина того, почему ему был предопределен неправильный или истинный путь. Но узнает он о предопределении для него Господа только после того, как предопределение свершилось, не зная заранее, кем ему суждено стать. А до этого сын Адама должен сам выбирать путь, по которому ему следует пойти. Но люди, избирая ложный путь, после оправдывают себя тем, что так пожелал и предопределил Всевышний.

Смотрите видео о разъяснении Предопределения в исламе:

Вера и принятие стадий предопределения для мусульманина

Приверженцами Сунны в Исламе предопределение Бога было разделено на четыре стадии:

В каждую из упомянутых стадий предопределения в Исламе обязан уверовать мусульманин.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Вера в предопределение

Что такое кадар аллаха. Смотреть фото Что такое кадар аллаха. Смотреть картинку Что такое кадар аллаха. Картинка про Что такое кадар аллаха. Фото Что такое кадар аллаха

Вера в предопределение

Что такое кадар аллаха. Смотреть фото Что такое кадар аллаха. Смотреть картинку Что такое кадар аллаха. Картинка про Что такое кадар аллаха. Фото Что такое кадар аллаха

Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний

Что такое кадар аллаха. Смотреть фото Что такое кадар аллаха. Смотреть картинку Что такое кадар аллаха. Картинка про Что такое кадар аллаха. Фото Что такое кадар аллаха

Что такое кадар аллаха. Смотреть фото Что такое кадар аллаха. Смотреть картинку Что такое кадар аллаха. Картинка про Что такое кадар аллаха. Фото Что такое кадар аллаха

Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов

Что такое кадар аллаха. Смотреть фото Что такое кадар аллаха. Смотреть картинку Что такое кадар аллаха. Картинка про Что такое кадар аллаха. Фото Что такое кадар аллаха

Лечение преждевременного семяизвержения

Что такое кадар аллаха. Смотреть фото Что такое кадар аллаха. Смотреть картинку Что такое кадар аллаха. Картинка про Что такое кадар аллаха. Фото Что такое кадар аллаха

Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия

Что такое кадар аллаха. Смотреть фото Что такое кадар аллаха. Смотреть картинку Что такое кадар аллаха. Картинка про Что такое кадар аллаха. Фото Что такое кадар аллаха

Что такое кадар аллаха. Смотреть фото Что такое кадар аллаха. Смотреть картинку Что такое кадар аллаха. Картинка про Что такое кадар аллаха. Фото Что такое кадар аллаха

Что такое кадар аллаха. Смотреть фото Что такое кадар аллаха. Смотреть картинку Что такое кадар аллаха. Картинка про Что такое кадар аллаха. Фото Что такое кадар аллаха

Что такое кадар аллаха. Смотреть фото Что такое кадар аллаха. Смотреть картинку Что такое кадар аллаха. Картинка про Что такое кадар аллаха. Фото Что такое кадар аллаха

О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)

Что такое кадар аллаха. Смотреть фото Что такое кадар аллаха. Смотреть картинку Что такое кадар аллаха. Картинка про Что такое кадар аллаха. Фото Что такое кадар аллаха

О величии и достоинствах знания и ученых

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Со слов Зайда ибн Сабита сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы у кого-нибудь было золото величиной с гору Ухуд, и он потратил его на пути Аллаха, то Великий и Могучий Аллах не принял его деяние до тех пор, пока он не уверовал бы в то, что добро и зло происходят по предопределению Аллаха. И пока не уверовал бы в то, что выпавшее на его долю, не могло обойти его стороной, а миновавшее его, не могло выпасть на его долю. И если ты умрешь без этих убеждений, то попадешь в Ад». Ахмад 5/185, Ибн Аби ‘Асым 245. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Вера в предопределение

Это твердая вера в то, что все происходящее из добра и зла, происходит по решению Аллаха и по Его предопределению. Как сказал об этом Аллах Всевышний: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (аль-Камар 54: 49)

Вера в предопределение включает в себя четыре вещи

Первое: вера в то, что Аллах Всевышний знает обо всем, как в целом, так и в мельчайших подробностях, будь это связанно с Его действиями, как то создание творений, управление, дарование жизни или умерщвление и тому подобное; или же связано с действиями Его творений, как слова и дела человека и его состояние, а также состояние животных, растений и всего остального. Аллах обо всем этом знает, как Он сам об этом сказал: «Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах может все и что Аллах объемлет всякую вещь знанием» (ат-Таляк 65: 12)

Второе: вера в то, что Аллах Всевышний записал предопределение каждой вещи в Хранимой скрижали, записал о сотворении всех творений, их состояние и пропитание. Записал количество, образ, время и место, и оно не изменится и не будет заменено, не увеличится и не уменьшится, кроме как по повелению Аллаха.
1. Аллах Всевышний сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко» (аль-Хадж 22: 70)
2. Сообщается от ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах записал предопределение всех творений за пятьдесят тысяч лет до того, как Он создал небеса и землю, а Трон Его (находится) над водой». Муслим 2653.

Третье: вера в то, что все, что существует, существует не иначе, как по воле Аллаха и все что происходит, происходит по Его желанию. То чего Он пожелал – случается, а то чего Он не желает – не случится, будь то из Его действий или действий Его творений.
1. Аллах Всевышний сказал: «Твой Господь создает, что пожелает, и избирает» (аль-Касас 28: 68)
2. Аллах Всевышний сказал: «Аллах вершит то, что пожелает» (Ибрахим 14: 27)
3. Аллах Всевышний сказал: «Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так» (аль-Ан’ам 6: 112)
4. Аллах Всевышний сказал: «Тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (ат-Такуир 81: 28-29)

Четвертое: вера в то, что Аллах Всевышний Творец всего сущего. Он сотворил все создания с их сущностью, качествами и действиями и нет другого творца кроме Него, и нет Господа наряду с Ним.
1. Аллах Всевышний сказал: «Аллах – Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи» (аз-Зумар 39: 62)
2. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (аль-Камар 54: 49)
3. Аллах Всевышний сказал: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (ас-Саффат 37: 96)

Аргументирование предопределением

Предопределение Аллаха по отношению к человеку, делится на два вида:

Первое: то, что предопределил Аллах из дел или положений, что не зависит от желания человека, как относительно его самого – например, высокий он или низкий, красивый или некрасивый; или относительно его жизни и смерти; или же относительно того, что случается с ним вопреки его желанию – как например различные несчастья, болезни, потеря имущества, потеря близких и тому подобные несчастья, которые иногда являются наказанием для раба, а иногда испытанием, а иногда увеличением его степени.
За все то, что происходит с ним без его выбора, человек не будет спрошен, и не будет нести расчет. Он обязан верить, что все это произошло по предопределению Аллаха и обязан проявлять терпение, довольство и смирение. И не происходит в бытие ничего, в чем не было бы мудрости Знающего!
1. Аллах Всевышний сказал: «Любое несчастье, которое происходит на земле и которое случается с вами, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили эти творения. Воистину, это для Аллаха легко» (аль-Хадид 57: 22)
2. Ибн ‘Аббас рассказывал, что однажды он сидел верхом позади посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О мальчик мой, я научу тебя нескольким словам: храни память об Аллахе, и Он будет хранить тебя, храни память об Аллахе и ты обнаружишь Его перед собой. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предписано тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы причинить тебе вред, они навредят тебе лишь в том, что было предписано тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли». Ахмад 2669, ат-Тирмизи 2516, см. «сахих ат-Тирмизи» 2043.
3. Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Сын Адама наносит Мне обиду, понося время, тогда как Я и есть время, в Моей руке власть, и по Моей воле день сменяет собой ночь!”» аль-Бухари 4826, Муслим 2246.

Второе: то, что предопределил Аллах из деяний, которые по силам человеку и которые он совершает в виду того, что Аллах даровал ему разум, возможность и выбор, такие например, как вера и неверие, поклонение и ослушание, проявление благочестия и дурного. За это и тому подобное человек будет спрошен и в соответствии с этим будет награда или наказание, потому что Аллах посылал посланников и ниспосылал Писания, разъяснил истину и ложь, побуждал к вере и поклонению и предостерегал от неверия и грехов. Он наделил человека разумом, предоставил ему возможность выбора и человек следует, чему пожелает по своему выбору. И какой бы из двух путей он не выбрал он остается под желанием Аллаха, так как ничто не происходит в царстве Аллаха без Его знания и Его желания.
1. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон» (аль-Кахф 18: 29)
2. Аллах Всевышний сказал: «Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе. Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (Фуссылят 41: 46)
3. Аллах Всевышний сказал: «Кто не уверовал, того неверие обратится против него самого. А те, которые совершали праведные деяния, будут готовить для себя места в Раю» (ар-Рум 30: 44)
4. Аллах Всевышний сказал: «Это – лишь Напоминание мирам, тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (ат-Такуир 81: 27-29)

Когда разрешено аргументирование предопределением

1. Человеку дозволено ссылаться на предопределение, когда его постигают бедствия, как это было упомянуто выше. И когда заболеет человек или же умрет, или же постигнут его бедствия, свалившиеся на него без его выбора, то он может ссылаться на предопределение Аллаха и говорить: «Это то, что предопределил Аллах, и Он совершает что пожелает». После чего он должен проявлять терпение и по возможности проявлять довольство, чтобы получить награду, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (аль-Бакара 2: 155-157)
2. Не дозволено человеку ссылаться на предопределение при совершении грехов, как оставление обязательных видов поклонения и совершение запретных деяний (говоря: «Это предопределил для меня Аллах»), так как Аллах обязал совершением поклонения, и обязал отстранением от грехов. Аллах обязал человека делами и запретил уповать на предопределение. И если бы предопределение было оправданием для кого-нибудь, то Аллах не подверг бы наказанию считающих пророков лжецами, как народ Нуха (мир ему), народы ‘ад и самуд и прочие народы подобные им, а также не приказал бы устанавливать казнь или наказание преступникам. И тот, кто видит в предопределении оправдание для грешников, то пусть не упрекает никого и не наказывает, если тот перейдет границы в отношении него самого. Такой не делает разницы межу теми, кто совершает благое и теми, кто творит зло, а это без сомнения есть заблуждение.
И то, что предопределил Аллах, для Своего раба из блага или зла, Он предопределил, связав это с причинами. Так для блага есть свои причины, а это вера и подчинение Аллаху. Так же и для зла есть свои причины, а это неверие и грехи. И человек поступает в соответствии со своими желаниями, которые предопределил Аллах, и выбором, который предоставил ему Аллах. И человек не достигает того, что предопределил для него Аллах, кроме как через те причины, которые он совершает по своему выбору, который предоставил ему Аллах. Так для входа в Рай есть свои причины, так же как и для входа в Ад есть свои причины.
Аллах Всевышний сказал: «Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете»» (аль-Ан’ам 6: 148)
Аллах Всевышний сказал: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, – быть может, вы будете помилованы» (Али ‘Имран 3: 132)
От ‘Али, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха сказал:«Нет среди вас ни одного, кроме как уже известно его место, которое он займет в Раю или же Аду» Ему сказали: «О посланник Аллаха, для чего же нам совершать дела? Не стоит ли нам положиться на это?», – на что он ответил: «Нет. Совершайте дела, ибо поистине каждому будет облегчено то, для чего он был создан», – после чего прочел аяты: «Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему» (аль-Лейль, 92: 5-10)

Законность отстранять предопределение предопределением

1. Предопределение, которое стало следствием определенных причин, отстраняется предопределением с взятием причин в противовес случившемуся, подобно отражению врага или же подобно взятию причин против холода или жары, чтобы отразить их влияние.
2. Отражение предопределения, которое опустилось и оставалось продолжительное время. Его можно отразить другим предопределением, которое бы его убрало, как предопределение в виде болезни, отражаемое предопределением в виде лечения, а также предопределение греха, отстраняемое предопределением покаяния, так же и отстранение предопределения плохого предопределением благого, и т.д.
Совершение рабом блага или зла, не мешает отнести это действие Аллаху, сотворением этого и появлением на свет, ведь Аллах – Творец всего, и из этого сотворение человека и его дел. Однако желание Аллаха, чтобы в бытие существовало то или иное, не указывает на Его довольство этим. Так, неверие, грехи, нечестие существуют по желанию Аллаха и Его воле, однако Он не любит это и не доволен этим и не повелевает совершением этого, Он ненавидит это и запрещает. И то, что Аллах не любит что-то, не выводит это из под Его желания, охватывающее все сущее и сотворенное Им. И для каждой вещи, которую создал Аллах, есть свое предназначение, своя мудрость в создании и управлении им во власти Аллаха и Его творении.
Лучшие из людей и самые полноценные – это те, которые любят то, что любит Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и ненавидят то, что ненавидит Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха), и нет у них любви и ненависти, кроме как по этой причине. И они повелевают другим то, что повелел Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и не повелевают другое. И каждый раб постоянно нуждается в том, чтобы выполнять повеления Аллаха и отстраняться от Его запретов, а также нуждается в предопределении, которым он останется довольным.

Довольство предопределением имеет три вида

1. Довольство в выполнении обязательных предписаний.
2. Довольство происходящим из бед и невзгод. Данное довольство является либо желательным, либо же обязательным.
3. Отношение к неверию, нечестию и грехам. Человек не может быть довольным этим, более того, ему приказано проявлять ненависть к этому, ведь, поистине, Аллах не любит это и не доволен им. Даже если Он сам является создателем всего этого, Аллах не любит это и побуждает к тому, что Он любит. Подобно тому, как Он создал шайтанов – и мы довольны тем, что Он создал их – однако сами по себе порицаемые дела и того, кто их совершает, мы не любим и не довольны ими.
Так же и какое-то обязательное дело может быть любимо с одной стороны и ненавистно с другой, как ужасные на вкус лекарства. К ним человек испытывает неприязнь, но они ведут к тому, что любимо для человека. А путь, ведущий к Аллаху – это делать то, что Он любит и отстраняться от того, что Он не любит, а не в том, что нам должно нравиться все, что происходит в бытие. И на нас не возложена такая обязанность, в отношении всего того, что Аллах решил и предопределил, однако нам должно нравиться то, в отношении чего есть повеление от Аллаха и Его пророка, мир ему и благословения Аллаха.

Предопределение блага или зла имеет две стороны

1. Связь предопределения с Аллахом и отнесения его к Господу, и с этой стороны раб довольствуется им. Так решение Аллаха и предопределение полностью является благом, справедливостью и мудростью.
2. Связь его с рабом и отнесение к нему, и из этого то, к чему проявляется довольство, как вера (иман) и выполнение предписаний Аллаха. А также из этого то, к чему не проявляется довольство, как неверие и грехи. Аллах также не доволен этим и не любит это и не повелевает совершение этого.
Аллах Всевышний сказал: «Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!» (аль-Касас 28: 68)
Аллах Всевышний сказал: «Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас. Он не одобряет неверия для Своих рабов. А если вы будете благодарны, то Он одобрит для вас это» (аз-Зумар 39: 7)
Аллах Всевышний сказал: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (ас-Сафат 37: 96)

Все деяния рабов созданы Аллахом

Аллах, свят Он и велик, создал рабов и создал их деяния и Он знал о них и записал их до их свершения и если раб совершит благое или худое, тогда для нас открывается то, что знал Аллах и что Он записал и создал. Аллах знал о деяниях раба полным знанием, ведь Аллах знает о каждой вещи все, и не скрыто от Него ничего даже весом с пылинку ни на земле, ни на небе.
Аллах Всевышний сказал: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (ас-Сафат 37: 96)
Аллах Всевышний сказал: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (аль-Ан’ам 6: 59)
Аллах Всевышний сказал: «Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это – в ясном Писании»(Юнус 10: 61)
Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: «Поистине, каждый из вас (сначала) формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи. Ему говорится: “Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастливым он будет или злосчастным”, после чего в него вдувается дух. И, поистине, любой из вас может совершать (благие) дела до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей огня. И (точно так же любой из вас) может совершать (дурное), пока не окажется от огня на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей Рая». аль-Бухари 3208, Муслим 2643.

Справедливость (аль-‘Адль) и великодушие (аль-Ихсан)

Деяния Аллаха находятся между справедливостью и великодушием, и невозможно, чтобы Аллах проявил несправедливость по отношению к кому-нибудь. Аллах со Своими рабами либо поступает по справедливости, либо же поступает по великодушию. Так с грешником Аллах поступает по справедливости, как Он об этом сказал:«Воздаянием за зло является зло равноценное» (аш-Шура 42: 40).
Тогда как с благочестивым Аллах поступает по великодушию, как Он сказал об этом: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние» (аль-Ан’ам 6: 160).

Повеления Аллаха в бытие и повеления Аллаха в шариате

Первое. Повеления Аллаха в бытие бывают трех видов:
1. Повеление творения и появления на свет, которое направлено от Аллаха ко всем творениям, как сказал об этом Всевышний Аллах: «Аллах – Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи» (аз-Зумар 39: 62)
2. Повеление продолжения существования, которое обращено ко всем творениям, чтобы они продолжали существовать, как об этом сказал Аллах Всевышний: «Воистину, Аллах удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись. А если они сдвинутся, то никто другой после Него их уже не удержит. Воистину, Он – Выдержанный, Прощающий» (Фатыр 35: 41)
Он также сказал: «Среди Его знамений – то, что небо и земля держатся по Его воле. Потом Он позовет вас всего один раз, и вы выйдете из могил» (ар-Рум 30: 25)
3. Повеление также обращенное ко всем творениям, заключающееся в принесении пользы или вреда, покоя или же движении, жизни или же смерти и т.п. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я – всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей»» (аль-А’раф 7: 188)
Аллах Всевышний также сказал: «Он – Тот, Кто предоставил вам возможность путешествовать по суше и по морю. Вы путешествуете на кораблях, плывущих вместе с ними при благоприятном ветре, которому они рады. Но вдруг подует ураганный ветер, и волны подступят к ним со всех сторон. Они решат, что они окружены, и станут взывать к Аллаху, очищая перед Ним веру: «Если Ты спасешь нас отсюда, то мы будем одними из благодарных!»» (Юнус 10: 22)
Аллах Всевышний также сказал: «Он – Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет. Когда же Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается» (Гъафир 40: 68)
Второе. Что же касается повелений в шариате, что именуется как религия, то они обращены только к людям и джинам. Оно включает в себя веру, обряды поклонения, взаимоотношения, нравы и выполнение этого происходит по мере убежденности в подчинении повелениям Аллаха в шариате. И самые счастливые – это самые осведомленные в этом, а это пророки, затем те, кто последовал их пути. И по мере нашего соблюдения шариатских повелений, открывает Аллах для нас благодать (баракат) небес и земли в этом мире и вводит в Рай в мире ином.

Повеления Аллаха различаются на:

Повеления в шариате, которые либо случаются, либо же раб ослушается Аллаха и не выполняет их, что тоже происходит по воле Аллаха. Из этих повелений слова Всевышнего: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уфф!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (аль-Исра 17: 23)
Повеления в бытие, которые происходят непременно, и человек не может ослушаться Аллаха в этом. Они в свою очередь разделяются на два вида:
1. Непосредственное, прямое повеление Аллаха, после чего непременно случается то, что повелел Аллах, как слова Всевышний: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается» (Ясин 36: 82)
2. Повеления Аллаха в бытие, законы по которым существует мироздание в причинно-следственной зависимости, где причины приводят к результату. На это указывают слова Аллаха: «Это произошло потому, что Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (аль-Анфаль 8: 53)
Также Аллах Всевышний сказал: «Когда Мы хотели погубить какое-либо селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям покориться Аллаху. Когда же они предавались нечестию, то относительно него сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью» (аль-Исра 17: 16)
И эти законы в бытие могут использовать Иблис и его приспешники, чтобы они послужили причиной в порче некоторых людей. И Аллах предписал нам в шариате то, чтобы мы обращались с мольбами к Нему, чтобы просили о прощении, дабы избежать козней шайтана. И не отстраняет решение Аллаха относительно этого вида повелений в бытие ничего, кроме мольбы. А мольба это убежище, получаемое у Аллаха, создавшего все законы мироздания. Аллах способен лишить любое творение его свойств, или же в любой момент изменить закон причинно-следственной зависимости, как Он это сделал со свойствами огня, в который бросили Ибрахима, мир ему и благословения Аллаха, как об это сообщил Аллах в Коране: «Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима прохладным и безопасным»»(аль-Анбия 21: 69)
Аллах Всевышний сказал: «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого. Мы отправили тебя посланником для людей. Довольно того, что Аллах является Свидетелем» (ан-Ниса 4: 79)

Виды благ и зла.

Блага бывают двух видов:

1. Блага, причиной которых была вера и праведные дела, а это подчинение Аллаху и Его посланнику, мир ему и благословения Аллаха.
2. Блага, причиной которых является оказание человеку божественной милости из того, чем наделяет его Аллах из имущества, здоровья, помощи, почета и тому подобным.

Зло тоже бывает двух видов:

1. Зло, причиной которого являются многобожие (ширк) и другие грехи, которые совершает человек.
2. Зло, причиной которого является испытание или же божественное наказание. Из этой области болезни тела, потеря имущества, поражение и т.п.
Таким образом, благо, которое исходит в виде подчинения Аллаху, не связывается ни с кем кроме Аллаха, ведь Он Тот, Кто узаконил его для раба, и научил ему, и повелел совершением его и помог исполнением.
Зло же, в его значении ослушания Аллаха и Его посланника, мир ему и благословения Аллаха, если совершит его раб по своему желанию и выбору, предпочтя ослушание подчинению, то это ослушание относится к рабу, который его совершил и не относится к Аллаху. Так как Аллах не узаконил для него это в шариате, и не повелел совершением этого, более того запретил и пригрозил совершающим его, как об это сказал Аллах Всевышний: «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого. Мы отправили тебя посланником для людей. Довольно того, что Аллах является Свидетелем» (ан-Ниса 4: 79)
Что же касается добра в его значении блага, как имущество, дети, здоровье, помощь, победа, а так же и зло в его значении наказания и испытания, как лишение имущества, потеря близких, поражение и тому подобное, то все это от Аллаха. И это потому, что Аллах испытывает своих рабов, как для наказания, так и для возвышения его степени и воспитания рабов, как об этом сообщил Аллах Всевышний: «Если их постигает добро, они говорят: «Это – от Аллаха». Если же их постигает зло, они говорят: «Это – от тебя». Скажи: «Все это от Аллаха». Что же произошло с этими людьми, что они едва понимают то, что им говорят?» (ан-Ниса 4: 78)

Какие плоды приносят ниспосылаемые наказания за грехи?

Если верующий совершит нечто из грехов, то наказание, посланное на него, приводит к следующему:
– либо он принесет покаяние, и Аллах простит его
– либо он будет просить прощения, и Аллах ответит на его мольбу
– либо же он станет совершать благие дела, чтобы загладить свои грехи
– либо же его браться по вере станут просить за него прощения, и Аллах простит его
– либо Аллах испытает его чем-либо в этом мире, что послужит прощением его грехов
– либо же Аллах испытает его в барзахе (место в котором находятся души людей между смертью и Судным днем) и это послужит ему прощением его грехов.
– либо же испытает его в преддверии Судного дня и это послужит для него прощением
– либо же получит заступничество своего пророка, мир ему и благословения Аллаха
– либо же его простит Всепрощающий, а Аллах Прощающий, Милостивый.

Благодеяния и грехи

Благодеяния приводят к благу и хорошим нравам, а грехи приводят к вреду и скверным нравам. Солнце и луна, растения и животные, суша и вода подчиняются своему Господу и приносят много пользы, которую не сможет сосчитать никто, кроме Аллаха. Пророки подчинились Аллаху и принесли много пользы, которую не сосчитает никто, кроме Аллаха. А Иблис, когда он ослушался Аллаха, воспротивился и возгордился и стал причиной зла и нечестия на земле, которое не сможет сосчитать никто, кроме Аллаха. Так же и человек, когда он подчиняется Аллаху, от него исходит много блага и пользы для него самого и для других, которую не в силах сосчитать никто, кроме Аллаха. Когда же он ослушается Аллаха, от него исходит зло и вред для него самого и для других, который не в силах сосчитать никто, кроме одного Аллаха.

Плоды благодеяний и грехов

Прямой путь и заблуждение

Аллаху, Свят Он и Велик, принадлежит создание и управление, делает Он, что пожелает и ведет прямым путем, кого пожелает и вводит в заблуждение, кого пожелает, ведь все принадлежит Ему Одному и Он не будет спрошен за то, что Он вершит, а они будут спрошены. По Своей милости Аллах послал посланников и ниспослал Писания и указал на прямой путь, устранил недостатки, и даровал людям слух, зрение и разум, посредством чего они смогут найти прямой путь и жить в подчинении Аллаху.
И после всего этого, кто предпочел прямой путь, и пожелал его и стремился к ней и брал причины ведущие к ней и проявлял усердие в достижении ее, того Аллах привел к ней и помог в достижении ее и совершенствовании. И это все по милости Аллаха к Своим рабам и Его великодушию к ним. Аллах Всевышний сказал: «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах – с творящими добро!»(аль-‘Анкабут 29: 69)
Кто же предпочел заблуждение и желал его, и стремился к нему и брал причины, ведущие к нему, то он впал в заблуждение и Аллах вменил его тому, к чему он направился и он не получит от Аллаха то, что бы увело его от этого заблуждения и это справедливость Аллаха. Аллах Всевышний сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса 4: 115)

Плоды веры в предопределение

Вера в предопределение является основой спокойствия, умиротворения и счастья для каждого мусульманина, так как он знает, что все происходит по предопределению Аллаха и это отдаляет его от самовлюбленности и тщеславия, когда он достигает в жизни того, что желал. Также он не печалится, упустив что-то или же когда его постигают неприятности, так как знает, что все это по предопределению Аллаха и что произошедшее непременно должно было произойти. Аллах Всевышний сказал: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (аль-Хадид 57: 22-23)
От Сухейба, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». Муслим 2999.
От Са‘да ибн Абу Уаккаса, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Я удивляюсь положению верующего. Если его постигает благо, то он воздает хвалу Аллаху и благодарит Его, если же его постигает нечто дурное, он воздает хвалу Аллаху и терпит. Таким образом, верующий получает награду в любом положении, что даже получает награду в том кусочке еды, который он поднес ко рту своей жены» (Ахмад 1492, ‘АбдуРраззак 20310)

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *