Что такое качество товара тест
Тестирование или управление качеством. Часть 3. Что такое качество?
В двух последних постах Что такое тестирование? и Организация тестирования я поделилась своими соображениями об испытаниях. Хотя между понятиями «тестирование» и «качество» есть тесная связь, одно из них не обязательно подразумевает второе. Тестирование лишь дает нам какое-то представление о качестве.
Я хотела завершить эту серию публикаций постом, полностью посвященным качеству и управлению качеством, но у меня оказалось так много мыслей на эту тему, что его пришлось разделить на две части. В первой из них я расскажу о своем взгляде на качество.
Я предпочитаю использовать в отношении него термин «управление», а не «обеспечение» (QA), потому что информация, полученная в ходе тестирования, может помочь улучшить качество продукта, но не может «обеспечить» его. Проходя сертификацию на менеджера по качеству в Американском обществе качества (ASQ), я узнала, что QA подразумевает прежде всего правильную организацию процессов. Сейчас значение термина QA искажено, и зачастую он употребляется неверно, поэтому я не думаю, что он по-прежнему применим, — по крайней мере, в сфере разработки ПО.
Существует множество разных контекстов, каждый из которых требует отдельного взгляда на качество. Но в любом случае оно, как характеристика, должно быть «встроено» в продукт с самого начала, и мне нравится, когда клиенты становятся участниками этого процесса.
Самое популярное определение, которое я слышала, принадлежит Джеральду Вайнбергу: «Качество — это ценность для определенного человека». Оно мне нравится, но кажется слишком упрощенным и оставляющим за скобками некоторые параметры, которые следует иметь в виду.
Вот уже несколько лет Алан Пейдж (Alan Page) и Брент Дженсен (Brent Jensen) обсуждают современные принципы проведения тестирования. Пятый из этих принципов звучит так: «Клиент — единственный, кто может судить о качестве нашего продукта и оценивать его». На мой взгляд, как и в случае с определением Джеральда, это чересчур простая концепция. Мне хотелось чего-то более содержательного, поэтому я решила сосредоточиться на том, какой должна быть стратегия качества для продукта, над которым я работаю.
Вернемся в прошлое. Уильям Эдвардс Деминг определял хорошее качество как «предсказуемый уровень единообразия, надежности и соответствия стандартам клиента». И здесь мы также видим ориентацию на клиента. Многие из 14 принципов Деминга, описанных в его книге Выход из кризиса (Out of Crisis), по-прежнему применимы и, вероятно, останутся актуальными в будущем. Например, он говорил о «встраивании» качества и уменьшении зависимости от проверок.
Дэн Эшби (Dan Ashby) в своем посте о четырех абсолютах качества Кросби показывает, что эти абсолюты, с поправкой на контекст, все еще можно применять к программному обеспечению.
Несколько лет назад, когда я готовилась к беседе о процессах качества, Изабель Эванз (Isabel Evans) показала мне статью Дэвида Гарвина (David A. Garvin), которая снова заставила меня задуматься, что же в действительности представляет собой качество. Ниже я приведу несколько мыслей оттуда, но лучше прочитайте ее целиком. А в этой статье автор дополнительно раскрывает значение восьми параметров качества.
Люди обычно говорят о качестве, как об одной общей категории. Большая часть того, что мы можем измерить, касается выполнения процессов — я называю это «качество процесса». В свою очередь, «качество продукта» связано с конечным продуктом и опытом наших клиентов.
Подходы к качеству
Качество продукта можно рассматривать с разных сторон. Точка зрения клиента — лишь одна из них. Она показывает, насколько продукт пригоден к использованию или удовлетворяет потребностям, которые у разных клиентов могут отличаться. Мы также должны учитывать мнение других ключевых лиц, заинтересованных в качестве продукта.
Дэвид Гарвин говорит о пяти подходах к качеству. Ниже вы можете увидеть их в форме диаграммы.
Все мы смотрим на качество под разными углами, которые могут меняться в зависимости от обстоятельств. Я начну с внутреннего круга, как с самого простого, и буду постепенно двигаться наружу.
Ориентация на производство
Рассматривая цикл разработки как производственный процесс, мы должны сосредоточиться на методах, которые используем, и соблюдении требований. Наивысший уровень качества в данном случае достигается путем выполнения спецификаций, а основное внимание уделяется предотвращению неполадок и переделок. Вот почему многие разработчики тратят время на выстраивание правильного производственного процесса и оценку его качества, а также проводят тестирование, направленное на эти цели.
Однако нужно понимать, что разработка ПО отличается от производства одного и того же продукта раз за разом. Мы постоянно развиваем то, что у нас есть, меняем и адаптируем.
Вот несколько мероприятий, которые позволяют поддерживать качество разработки (производства): разработка через тестирование (TDD), написание кода с учетом удобства отладки, рецензирование кода, непрерывная интеграция, исследовательское тестирование и даже обеспечение соответствия критериям готовности. Мы оцениваем качество процесса и отвечаем на вопрос: «Правильно ли он организован?».
Ориентация на продукт
Гарвин определяет этот подход как обеспечение качества отдельных компонентов, составляющих целое. Из лучших ингредиентов получается лучший продукт.
При таком подходе производство компонентов стоит недешево, поэтому товары, сделанные из них, тоже имеют более высокую цену. Повышение качества продукта, который является качественным по умолчанию, подразумевает улучшение производительности и дополнительные возможности — что также увеличивает стоимость.
Обсуждая этот вопрос, мы с Полом Симаном (Paul Seaman) придумали интересную метафору: обычный повар не обязательно приготовит из хороших ингредиентов вкусное блюдо, но умелый шеф даже из обычных продуктов может сделать нечто волшебное. Мы должны понимать, из чего состоит наш продукт и как эти части соединяются друг с другом.
Вот несколько мероприятий, которые помогают поддерживать качество продукта: разработка на основе приемочных испытаний (ATDD) или разработка на основе поведения (BDD), а также тестирование параметров качества, таких как безопасность, производительность и эксплуатационная надежность. В этом случае мы отвечаем на вопрос: «Работает ли продукт так, как должен (или как нам хотелось)?».
Ориентация на потребителя
Взгляд на качество с точки зрения пользователя — один из самых часто используемых, но при этом очень субъективных и индивидуальных критериев.
Он подразумевает, что потребители имеют достаточно информации для оценки качества продукта. А если это не так, они могут ориентироваться на некие признаки, чтобы произвести такую оценку. Возьмем, например, чашку кофе. Я предпочитаю простой черный кофе из зерен средней обжарки, а моя сестра всегда заказывает капучино. Что это значит для вас? Кто ваш потребитель? Кто сможет оценить качество вашего продукта? Должны ли вы удовлетворить потребности большинства потребителей или ориентироваться на конкретную целевую группу?
Вот процессы, которые, по моему мнению, могут помочь поддерживать потребительское качество: разработка дизайна взаимодействия с клиентом для понимания его потребностей, ATDD, испытания с использованием тест-персон, A/B-тестирование, тестирование доступности и наблюдаемости, проведение аналитики использования продукта. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос: «Этого ли хочет потребитель?».
Ценностный подход
Ценность продукта определяется его стоимостью и затратами на производство. Может ли он обеспечить нужную производительность по приемлемой цене? Возьмем все ту же чашку кофе: одни люди хотели бы купить ее за 50 центов, а другие могут заплатить 5 долларов. Разница в цене составляет 1000 %. Неужели бобы, из которых готовится этот кофе, так сильно отличаются друг от друга? А может, дело в обжарке? Или в чем-то другом?
Специалисты по маркетингу часто задаются этими вопросами. Чтобы найти ответы, они исследуют ценовые точки, проводят опросы среди покупателей, анализируют количество продаж и определяют, какую прибыль может принести та или иная специфическая характеристика продукта. Такие исследования позволяют подтвердить предположения и помогают организациям понять, как именно потребители используют их товары и какую ценность в них находят.
Менеджеры по продукту также заинтересованы в поддержании этой ценности. Они должны найти такие ценовые точки, которые помогут сделать предложение привлекательным для клиента и в то же время позволят им получить прибыль, чтобы не выпасть из бизнеса. Вопрос, на который нам нужно ответить, звучит так: «Представляет ли наш продукт достаточную ценность для клиента?».
Абсолютный подход
Я намеренно оставила абсолютное качество напоследок. Гарвин описывает его как «изначальное совершенство», которое способен распознать кто угодно, признак высочайших стандартов и отличных показателей. Оно с трудом поддается количественному определению, но вы узнаете его, когда увидите. Ваши чувства подскажут вам. Возможно, это вкус и аромат того великолепного капучино, который вы заказываете снова и снова.
Когда организация собирает команду специалистов для создания чего-то особенного, выходящего за рамки обыденности, получается продукт абсолютного качества. Это может быть, например, неожиданно прекрасная графика для новой игры. Однажды я работала над системой, которая должна была заменить другую — ту, что больше не поддерживалась. Когда я спросила, нравится ли новая система пользователям, мне ответили: «Да, очень!» — все потому, что она подстраивалась под их рабочие процессы, а не наоборот. Небольшой пример абсолютного качества.
Заключение
Я бы хотела, чтобы сейчас вы еще раз подумали о том, что значит качество лично для вас. Это непростая тема, поэтому ее редко обсуждают. На одном из своих семинаров я попросила участников дать собственное определение качеству конкретного продукта. Задайте этот же вопрос своим специалистам и посмотрите, о чем говорят их ответы — о качестве разработки (процесса) или все же самого продукта.
Мой следующий пост будет посвящен управлению качеством: я расскажу о тех, кто его осуществляет, о проведении измерений и о том, как создать стратегию качества.
Вы также можете прочитать пост о качестве и его стоимости, опубликованный в моем старом блоге в 2010 году. P.S. Я все еще езжу на «Мини Купере» — правда, на новой модели, которая еще шикарнее, чем я описывала в том посте. Если вы это читаете, я надеюсь, вы прочтете и комментарии тоже.
В преддверии старта курса QA Lead приглашаем всех желающих на бесплатный двухдневный интенсив в рамках которого изучим теоретические основы методов тестирования требований. Рассмотрим использование User Story и критериев приемки для тестирования бизнес-требований. Изучим Example Mapping как способ протестировать технические требования. А также попрактикуемся в построении Example Mapping.
Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:
для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций
Сдаешь тесты самостоятельно?
Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!
Управление качеством МФПА Тест с ответами
Правильных ответов не менее 97%
Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Качество товара (услуги) – это …
совокупность характеристик, которые позволяют ей выполнять
способность полностью удовлетворить ожидания потребителя
+способность удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям
функции (соответствовать описанию)
Цикл Шухарта-Деминга включает …
этапы: планирование, организация, мотивация и контроль
11 этапов, в том числе: 1-маркетинг, 11- утилизация
+этапы: Plan (Планируй) – Do (Внедряй) – Check (Проверь) – Act (Действуй с учетом внедрения)
Неверно, что в 8 принципов управления качеством входит принцип …
постоянного улучшения процессов
принятия решений на основе фактов
+комплексного подхода к решению проблем
Принцип … относится к 8 принципам управления качеством
комплексного подхода к решению проблем
сохранения конкурентных преимуществ
+взаимовыгодных отношений с поставщиками
Неверно, что подсистема … входит в число 5 основных подсистем СМК
… — это стадия жизненного цикла продукта, которую принято считать последней
Описание продукта после его снятия с производства
Реализация и распределение продукции
+Утилизация после использования
Профиль желаемого качества включает характеристики, которые …
потребитель желает видеть в продукте
+являются неожиданными для потребителя, т.е. идут сверх запрашиваемых им характеристик
желательно добавить к новому продукту
… профиль качества, — это профиль качества, включающий характеристики, которые потребитель считает само собой разумеющимися
… метод определения показателей качества основан на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий и/или предметов
… метод определения показателей качества основан на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей
… метод оценки уровня качества продукции основан на сравнении показателя качества оцениваемого вида продукции с соответствующим базовым показателем
Значение индекса воспроизводимости технологического процесса Cр при повышении управляемости процесса …
зависит от других факторов
Увеличение дисперсии выборки результатов технологического процесса свидетельствует о том, что управляемость процесса …
Ошибкой первого рода является …
ошибочное признание бракованной продукции годной
любое ошибочное составление плана статистического контроля
+ошибочное признание годной продукции бракованной
Ошибкой второго рода является …
любое ошибочное решение по итогам статистического контроля
ошибочное признание годной продукции бракованной
+ошибочное признание бракованной продукции годной
изображает такой инструмент качества, как …
… — это данные, достаточные для построения гистограммы при известной выборке
Максимальное и минимальное значение и их разница (размах)
Парные сочетания «значение – количество значений в выборке»
Ширина столбца, суммарная высота столбцов
+Ширина столбца, количество вхождений в каждый
Контрольным листком называют …
любой документ, содержащий результаты контроля;
регистр, предназначенный для регистрации данных, выходящих за контрольные нормативы
+регистр, подготовленный для сбора данных определенного вида
В соответствии с контрольной картой технологический процесс удовлетворителен, если результаты контроля …
не приближаются к границам допустимых значений
остаются вне пределов допустимых значений
+не выходят за границы допустимых значений
Стандарт …
устанавливает требования, обязательные для исполнения, а технический регламент — характеристики, использование которых является добровольным
и технический регламент — это взаимозаменяемые понятия
+устанавливает характеристики, использование которых является добровольным, а технический регламент – требования, обязательные для исполнения
Существуют …
государственные стандарты и стандарты предприятий
государственные и международные стандарты
+стандарты предприятий и организаций, национальные и международные стандарты
Принцип … является теоретической базой стандартизации
Неверно, что существует такой научно-технический принцип стандартизации, как …
обеспечение функциональной взаимозаменяемости
+дополнительная функциональная надежность
Основное преимущество процессного подхода состоит в том, что он позволяет …
повысить управляемость предприятия в целом
построить оптимальную организационную структуру
+преодолеть функциональные барьеры и ориентировать организацию на потребителя
«…» — это характерный признак, который может отсутствовать у процесса
Стоимость (или ценность) «выхода» у процесса выше стоимости «входа»
У процесса всегда есть владелец
+у процесса всегда есть внешний потребитель
Сеть процессов на предприятии должна содержать …
в общей сложности не более 12 процессов
основные процессы, количество которых на предприятии ± 2
+основные процессы, количество которых на предприятии ± 2
Стандарт ИСО 9004:2000 …
содержит рекомендации по внедрению процессного подхода, а ИСО 9001:2000
Число обязательных документированных процедур, проведения которых требует стандарт ИСО 9001:2000, равно …
Система «кайдзен» …
свойственна только японскому стилю управления и никак не связана с инновациями
это то же самое, что и инновация
+означает постепенное совершенствование, а инновация – значительное преобразование
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ТЕМЫ: «Оценка и измерение качества товаров» и «Товарная экспертиза» Вариант 1
ТЕМЫ: «Оценка и измерение качества товаров» и «Товарная экспертиза»
Вариант 1
1. Что такое качество продукции?
а) совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;
б) объективная особенность продукции, проявляющаяся в процессе потребления и обеспечивающая удовлетворение конкретных потребностей человека;
в) качественная и количественная характеристика любых состояний продукции;
г) объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.
2. Укажите факторы, формирующие качество продукции:
а) упаковка, маркировка;
б) условия хранения и транспортировка;
в) сырьевые материалы, условия и способ производства, конструкция, отделка и упаковка;
г) действия, осуществляемые при создании, потреблении или эксплуатации.
3. Что является объектом управления качеством?
а) продукция и услуги;
б) сырье, продукция, услуги, процессы, персонал;
в) территория услуг и производства;
г) производственные процессы, персонал.
4. Что такое потребительские свойства продукции?
а) совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;
б) объективные особенности продукции, проявляющиеся в процессе потребления и обеспечивающие удовлетворение конкретных потребностей человека;
в) качественная и количественная характеристика любых состояний продукции;
г) объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.
5. Как классифицируют потребительские свойства продукции по назначению в зависимости от характера влияния на потребительную стоимость?
а) простые, сложные, негативные, позитивные;
б) физические, химические, физико-химические, биологические;
в) утилитарные, эстетические;
г) функциональные, эстетические, эргономические, надежности, безопасности.
6. Как называется показатель качества продукции, выражающий соотношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление?
а) определяющий;
б) групповой;
в) интегральный;
г) комплексный.
7. Минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации – это:
а) ассортиментный минимум (перечень);
б) новизна (обновление) ассортимента;
в) рациональность ассортимента;
г) гармоничность ассортимента.
8. Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реальные обоснованные потребности разных групп потребителей – это:
а) ассортиментный минимум (перечень);
б) новизна (обновление) ассортимента;
в) рациональность ассортимента;
г) гармоничность ассортимента.
9. Какие из перечисленных видов ассортимента подразделяются по широте обхвата?
а) оптимальный ассортимент, рациональный ассортимент, марочный ассортимент;
б) простой, сложный, развернутый, сопутствующий, смешанный, групповой ассортимент товаров ассортимент товаров;
в) видовой ассортимент, укрупненный ассортимент товаров, торговый ассортимент;
г) промышленный ассортимент, реальный ассортимент, прогнозируемый ассортимент.
10. Укажите виды классификации товаров:
а) учебная, по происхождению, по особенностям технологии производства, по химическому составу, по назначению и условиям хранения, по группам;
б) по топографическим участкам, крупным или мелким материалам;
в) экономико-статистическая, по назначению и условиям хранения, крупным или мелким материалам;
г) торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая.
11. Что такое уровень качества продукции?
а) результат количественного и качественного измерения;
б) относительная сравнительная характеристика технического совершенства товаров с их базовым показателем;
в) совокупность свойств продукции, удовлетворяющих потребности производственных потребителей и обеспечивающих эффективность производственных процессов;
г) относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении действительных значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями тех же показателей.
12. Как называется максимальное число дефектов в выборке, при котором партию принимают?
а) приемочный контроль дефектности;
б) браковочное число;
в) приемочное число;
г) браковочный уровень дефектности.
13. Как подразделяется контроль качества продукции в зависимости от характера воздействия на продукцию?
а) разрушающий, неразрушающий;
б) летучий, непрерывный, периодический, операционный;
в) сплошной, выборочный;
г) входной приемочный.
14. Как подразделяется контроль качества продукции в зависимости от объема контролируемых изделий?
а) разрушающий, неразрушающий;
б) летучий, непрерывный, периодический, операционный;
в) сплошной, выборочный;
г) входной приемочный.
15. Категория качества продукции одного наименования, но отличающаяся от другой категории значениями показателей – это:
а) сорт;
б) природный сортамент;
в) товарный сортамент;
г) пересортица.
16. Совокупность товарных сортов, различающихся значениями регламентированных нормативной документацией (НД) показателей качества – это:
а) сорт;
б) природный сортамент;
в) товарный сортамент;
г) пересортица.
17. Перечислите основные принципы товарной экспертизы:
а) преемственность, конфиденциальность, безопасность, эффективность, системный подход, компетентность;
б) законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина и прав юридического лица, независимость эксперта, объективность, всесторонность и полнота исследований;
в) безопасность, независимость эксперта, системный подход, всесторонность и полнота исследований, преемственность, законность;
г) эффективность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина и прав юридического лица, компетентность, объективность, конфиденциальность.
18. В зависимости от требований к товару как объекту экспертизы различают виды экспертизы:
а) товароведную, санитарно-эпидемиологическую, фитосанитарную, ветеринарно-санитарную, экологическую;
б) в зависимости от требований к товару, от процессуальной формы, от оснований для проведения;
в) в зависимости от объема исследований, от характера знаний;
г) в зависимости от цели проведения, от статуса инициатора.
19. Что такое товароведная экспертиза?
а) экспертиза, назначаемая по инициативе заказчиков: коммерческих и некоммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц – потребителей;
б) оценка биологической безопасности, осуществляемая экспертами для подтверждения соответствия товаров установленным ветеринарным требованиям;
в) оценка свойств товаров, осуществляемая экспертами для подтверждения их химической, радиационной и биологической безопасности;
г) оценка экспертом одной или нескольких основополагающих товароведных характеристик товаров путем проведения экспертных исследований и установления соответствия этих характеристик требованиям нормативных документов и/или требованиям, принятым в практике, либо суждениям эксперта.
20. Что такое оценочная деятельность?
а) деятельность по выбору номенклатуры показателей, определению их фактических значений и сопоставлению с требованиями нормативных документов или суждениями экспертов;
б) деятельность, связанная с прямым или косвенным определением соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
в) установление качественных характеристик объектов (товаров) и сопоставление их с базовыми характеристиками;
г) процедура, необходимость проведения которой закреплена в законодательных актах.