Что такое качественные результаты проекта
Шаг в будущее
Вы здесь
Количественные и качественные показатели проекта
Количественные и качественные результаты проекта «Межгосударственный форум – Соревнование молодых учёных Европейского Союза: региональный и национальный этапы, участие команды Российской Федерации в Соревновании ЕС, подготовка к проведению Соревнования ЕС в России»
1. Количественные результаты:
количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта | 5000 |
количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения | 4500 |
количество федеральных округов, школьники и студенты которых приняли участие в проекте | 8 |
количество субъектов Российской Федерации, школьники и студенты которых приняли участие в проекте | 40 |
количество региональных организаций, проводивших конкурсный отбор | 35 |
количество проведённых соревнований молодых исследователей в России | 41 |
количество национальных команд молодых исследователей, подготовленных и направленных на Соревнование молодых учёных Европейского Союза | 2 |
количество некоммерческих неправительственных организаций, получивших поддержку | 15 |
количество проектов школьников и студентов, которые были представлены на российском и федерально-окружном уровнях | 1200 |
количество школ, университетов, научно-исследовательских центров, вовлечённых в проект | 800 |
количество организаций реального сектора экономики, которые приняли участие в выполнении работ молодых исследователей | 45 |
количество учёных и высококвалифицированных специалистов, которые приняли участие в подготовке молодых исследователей | 300 |
количество публикаций в центральных, региональных и ведомственных СМИ | 24 |
2. Качественные результаты
Предполагаемые качественные и количественные результаты проекта
Качественные результаты | Количественные результаты |
1. Готовность молодежи выступать на сцене, работать с публикой; 2. Порпуляризациия деятельности досуговых учреждений для молодежи; 3. Подготовка методических рекомендаций по организации работы с творческими объединениями. | 1. Привлечение не менее 300 творческих объединений для участия в конкурсе; 2. Заключение 20 соглашений со спонсорами проекта; 3. Определение победителей по 7 направлениям конкурса |
Достижение проставленной нами цели, а так же получение ожидаемых нами количественных и качественных результатов основывается на следующих принципах реализации проекта:
1) Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
2) Принцип открытости: принять участие в конкурсе может любой желающий;
3) Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого коллектива;
4) Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
Осуществив предварительную оценку жизнедеятельности проекта «Школа КВН» в воспитательный процесс высшего учебного заведения, можем отметить следующие характеристики (см. табл. 2)
Предварительная оценка проектной идеи «Твой шанс»
Сильные стороны S | Слабые стороны W | |
В Н У Т Р Е Н Н И Е | 1) Наличие целевой аудитории проекта; 2) Наличие у организаторов опыта организации крупных конкурсных проектов; 3) Наличие партнерских организаций, заинтересованных в реализации проекта | 1) Отсутствие финансирования проекта; 2) Отсутствие разрешение руководства на реализацию проекта |
Возможности O | Угрозы T | |
В Н Е Ш Н И Е | 1) Отсутствие конкурентов в данной области; 2) Создание профильной смены «Первый шаг» в рамках выездного лагеря молодежи Подмосковья; 3) Привлечение новых представителей молодежных организаций | 1) Незаинтересованность молодежных организаций в проведении конкурса; 2) Незаинтересованность телеканала Подмосковье в трансляции конкурса |
Сопоставление факторов, оказывающих влияние на непосредственную реализацию проекта, позволяет нам выработать следующую стратегию дальнейшего развития»
Наличие целевой аудитории проекта и отсутствие конкурентов в данной сфере позволит получить качественно новый продукт, содействующий развитию творческого потенциала современной молодежи.
Наличие партнерских организаций, заинтересованных в реализации проекта, а так же возможность создания профильной смены в рамках выездного молодежного лагеря Московской области позволит получить дополнительное финансирование на реализацию проекта со стороны администрации области
Создание профильной смены «Первый шаг» в рамках выездного лагеря молодежи Подмосковья позволит получить положительное отношение у администрации области и получить дополнительное финансирование на реализацию проекта;
Привлечение новых представителей молодежных организаций к участию в проекте может позволить получить дополнительное финансирование проекта от спонсоров.
Наличие у организаторов опыта организации крупных конкурсных проектов позволит заинтересовать руководство телеканала в реализации проекта;
Наличие партнерских организаций, заинтересованных в реализации проекта, а так же наличие у организаторов опыта организации крупных конкурсных проектов позволит привлечь максимальное количество творческой молодежи к участию в проекте
Отсутствие финансирования проекта, отказ телеканала Подмосковье в реализации проекта, а так же не заинтересованность молодежных организаций в участии в конкурсе может привести к полному закрытию проекта.
Таким образом, организация и реализация данного проекта в рамках развития творческого потенциала молодежи, носит, безусловно, актуальный характер, так как проведение подобных крупных мероприятий будет способствовать развитию подобных творческих объединений на территории области. Не смотря на это, остается неопределенность результатов проекта, основанная на отсутствие финансирования данного проекта и разрешения на его проведение.
2.2. План проекта «Твой Шанс»
Система управления проектом, необходимая для того, чтобы правильно реализовывать задуманные организационные изменения предполагает совокупность ролей исполняемых каждым участником проекта для достижения общей цели. Перед тем, как начать работу над проектом, нужно убедиться, что задуманная идея соответствует стандартам и методам, которые давно приняты. Авторы идеи проекта могут брать на себя весь объём работы по реализации проекта, не обращаясь к привлечению внешних специалистов, а могут напротив часть заданий делегировать приглашенным сотрудникам. Непосредственная система управления разработанного нами проекта предполагает следующую систему распределения ролей в команде (см. рис.1)
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
III/6. Этап оформления заявки на поддержку социального проекта (РЕЗУЛЬТАТЫ)
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Проектный метод позволяет достичь определенного результата в определенные сроки и за определенные деньги.
Результаты определяются как «эффект от произведенных действий» и могут быть преднамеренными и непреднамеренными, положительными и отрицательными.
Ожидаемые результаты идут параллельно поставленным задачам и должны быть выражены количественно.
Результаты должны решать заявленную проблему, быть конкретными, измеримыми и содержать качественные и количественные показатели.
Логическая матрица построения результатов:
Чего мы хотим достичь?
Как измерить изменение?
Где и как получить информацию?
Что еще необходимо принять во внимание?
В проектной деятельности выделяют два вида показателей результативности: количественные и качественные.
Количественные показатели – это ключевые результаты проекта, которые можно измерить. В основном речь идёт о количестве людей, которым ваш проект поможет, так же о количестве проведённых мероприятий и т.д.
Количественные: все показатели, которые можно измерить цифрами и которые способствуют достижению цели и задач Проекта.
Результатами могут быть количество участников конкретных дел, акций, мероприятий, подготовленные и изданные методические рекомендации, обученные на семинарах специалисты, публикации в прессе, объём оказанных услуг/продукта целевой аудитории и так далее.
Численные результаты должны выражаться в конкретных, измеряемых единицах.
Рекомендуемые к использованию показатели:
🔝 Вовлеченность в проект, где вы указываете количество участников проекта, количество задействованных волонтеров и экспертов, учреждений и т.п.
🔝 Проведение мероприятий проекта, где необходимо расписать количество проводим в рамках проекта мероприятий (спортивные мероприятия, фестивали, вебинары, творческие мероприятия, образовательные и т.п.)
🔝 Публикации, где указывается количество постов (видео-сообщение и роликов) в социальных сетях, статей в печатных и интернет-изданиях, количество теле- и радиоэфиров и т.п.)
🔝 Информационный охват, в котором вы указываете общее число человек, которые узнали о вашем проекте в течении его реализации.
Рекомендуется использовать собственные формулировки, связанные с целевыми группами и выявленной социальной проблемой.
По каждой из целевых групп следует указать количество людей, которые ощутят положительные изменения по итогам реализации проекта (из числа тех, кто примет участие в мероприятиях и (или) с которыми запланировано взаимодействие в рамках проекта).
Важно проследить, чтобы количество людей, указанных в данном разделе, совпало с общим количеством людей, указанных в графе «Ожидаемые результаты» раздела «Календарный план» (по всем мероприятиям).
Показатели должны соответствовать следующим требованиям:
● адекватность (показатель характеризует реальную ситуацию в результате достижения цели или решения задачи);
● достижимость (значения этого показателя реалистично получить за время реализации проекта);
● достоверность (способ сбора и обработки информации в дальнейшем нужно будет подтверждать документально);
● измеримость (у показателя должны быть числовые значения);
● объективность (не допускается использование показателей, которые могут улучшаться при ухудшении реального положения дел);
● однозначность (смысл показателя не должен вызывать разночтений, поэтому следует избегать сложных формулировок).
При указании количества благополучателей не нужно повторяться и указывать одни и те же группы людей в разных пунктах.
Качественные показатели – это то, как изменится ваша целевая аудитория после реализации проекта.
👉 Качественные показатели описывают конкретные качественные изменения, которые произойдут в результате реализации Проекта.
👉 Аргументируйте, почему достигнутые результаты и сам Проект устойчиво меняют положение целевой аудитории, почему социальные изменения сохранятся по завершении Проекта, не вернется ли ситуация/положение целевой аудитории Проекта к своему изначальному состоянию, к тому, каким оно было до того, как Вы начали реализацию Проекта.
Показатель — мера какого-либо состояния на конкретный момент времени. Показатели необходимы для анализа перемен. Показатели можно установить с разными измерениями:
Ожидаемые результаты (количественные и качественные) прописываются в каждом мероприятии президентского гранта:
Следует как можно более конкретно ответить на вопрос «Что и как изменится у представителей целевой группы после реализации мероприятий проекта?». Если проектом предусмотрено взаимодействие с несколькими целевыми группами, качественные результаты следует указать по каждой из них.
Важно продумать способы подтверждения достижения результатов.
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для эффективного управления ходом реализации социального проекта
и оценки степени достижения его результатов необходимо описать показатели измерения, способы измерения и источники информации для их измерения
№ п/п | Результат | Показатель измерения | Способы измерения | Источник информации |
Индикаторы являются средством для определения того, какие признаки можно считать доказательствами успешного выполнения проекта.
Индикатор — доступный наблюдению факт, сообщающий информацию о переменах в состоянии, движении, направлении некоего явления, представляющего интерес для наблюдателя.
Что является целью оценки? Выбирайте только те индикаторы, которые будут полезны для этой цели.
Индикаторы должны давать информацию, которую можно и необходимо будет использовать в дальнейшем.
Выбирайте индикаторы, которые легко измерять, анализировать и распространять с учетом имеющихся для этого ресурсов.
Индикаторы легче будет оценивать и анализировать, если они выбраны людьми, которые будут заниматься сбором и анализом информации.
Критерии отбора индикаторов:
обоснованность, очевидная связь с тем, что оценивается;
возможность использования на регулярной основе (например, раз в год или два года);
Методы сбора данных
В общем виде все методы сбора данных можно разделить на 4 категории:
Наблюдение (смотреть, слушать, считать)
Опрос (задавать вопросы)
Измерение (делать замеры, снимать показания)
Анализ документов (читать, изучать).
Очень важно отразить показатели эффективности проекта. Показатели – инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его результат.
Итоги
Деятельность
Цель
Проект начинается с постановки цели, а значит – с осмысления результата.
Перечислите, к каким конкретным, измеряемым и качественным, основным и сопутствующим результатам, приведет проект относительно цели проекта, какие услуги, товары предоставит проект Клиентам? Проанализируйте: почему планируемые результаты важны Клиентам, городскому сообществу? Насколько эти результаты отличаются от уже существующей текущей деятельности по качеству и эффективности? Как совокупность этих результатов приведет к достижению поставленной цели? Проанализируйте и систематизируйте показатели, на основе выделенных критериев качества результатов проекта
Критерии эффективности призваны:
• выражать действенность всех видов, форм и методов реализации проекта;
• отражать качество управленческой и содержательной деятельности.
Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции).
Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).
Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).
Технологические показатели (уровень организации, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).
Экономические показатели (соотношение затрат с социально-экономическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).
Вопросы для самопроверки:
o Связаны ли результаты проекта с указанными проблемами целевых групп?
o Возможно ли достичь указанных количественных и качественных результатов за период реализации проекта?
Преднамеренные положительные результаты являются основой социального планирования.
Планируйте, управляйте и измеряйте все, что вы делаете, сосредотачиваясь на результатах, которых вы хотите достичь.
ВАЖНО! Если измерить результат невозможно – это не результат! Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта.
Будьте внимательны при описании показателей, так как вам придётся отчитываться именно о результативности вашего проекта!
Раздел заявки «РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА»
В данном разделе донор ожидает, что соискатель гранта очень четко и конкретно перечислит несколько наиболее значимых результатов планируемой деятельности, указав, какими инструментами он собирается эти результаты отслеживать. Очевидно, что такие результаты, как «повышение лояльности», «улучшение самооценки», «снятие социальной напряженности в районе» во-первых, скорее всего, не достижимы в рамках проекта протяженностью от 3 до 8 месяцев. Во-вторых, подобные заявленные результаты очень трудно поддаются измерениям.
Результаты мы делим на запланированные и незапланированные, а те, в свою очередь, делятся на качественные и количественные. Безусловно, в заявке донор ожидает увидеть грамотно прописанные запланированные результаты, то есть именно те, которые находятся в зоне ответственности команды проекта.
Запланированные | Незапланированные | ||
Количественные | Качественные | Количественные | Качественные |
! | ! | ||
! | ! |
Количественные результаты. При формулировке этой группы вы отвечаете на вопрос: «СКОЛЬКО людей получат благо от нашего проекта?», «СКОЛЬКО значимых мероприятий состоится в рамках проекта?», «СКОЛЬКО материальных будет выпущено по окончании проекта?».
Примеры формулировки количественных результатов:
· Привлечено к исследованию не менее 10 групп по 100 человек каждая из жителей района для проведения исследований;
· Проведение не менее 10 открытых исследований, направленных на решение социально-значимых проблем с привлечением не менее 1000 жителей района;
· Выпущено не менее 120 сборников с подборкой нормативно-правовых документов по исследуемому вопросу;
· Не менее 50 школьников приняли участие в мастер-классах по театральному мастерству.
Качественные результаты. При формулировке этой группы вы отвечаете на вопрос: «ЧТО произойдет или изменится по окончании проекта?». Поскольку качественные результаты не только сформулировать, но и отследить очень тяжело, мы предлагаем работать с качественно-количественными результатами.
Примеры формулировок качественно-количественных результатов:
· Не менее 50% опрошенных представителей районной Администрации и предприятий района признают метод открытого исследования как одну из эффективных форм работы с населением по развитию района и укреплению партнерских взаимоотношений;
· Не менее 50% опрошенных участников фестиваля, отмечают, что данное мероприятие позволило им обменяться опытом с похожими коллективами;
· Не менее 40% пенсионеров, посещающих бесплатную спортивную секцию отмечают, что расширился круг общения;
· 30% посетивших мастер-класс владеют навыками самопроезентации.
Незапланированные результаты проекта.Незапланированные результаты команда, конечно же, тоже может отслеживать, при чем необходимо помнить, что не всегда эта группа результатов появляются сразу по окончании проекта. Часто руководитель не осознает незапланированное как нечто важное, хотя именно незапланированные результаты важны и интересны при подведении итогов по проекту. Так, например, незапланированным результатом может являться так называемая «история успеха» члена команды или благополоучателя (как правило, это те истории, о которых команда проекта рассказывает в ключе «А у нас один мальчик из класса после того, как попробовал играть на синтезаторе упросил родителей купить ему такой же. И теперь регулярно занимается музыкой!»). Незапланированные результаты
Механизм измерения результатов
Хороший тон – указать в заявке, какими способами вы будете отслеживать запланированные результаты. Способов этих немного:
— фото и видео позволяют отследить качественные результаты, иногда – количественные;
— анкета, опрос, интервью;
— экзамен (доказательством того, что экзамен пройден участниками проекта, будут экзаменационные листы);
— книги отзывов и предложений;
— статистические данные независимых источников;
Главное, чтобы всё, чем команда будет подтверждать заявленный результат, можно было приложить к отчету.
Сайты, на которых есть информация о грантовых конкурсах:
· http://russia-ru.nlembassy – Сайт посольства Нидерландов в России, конкурс малых грантов (в течение года)
· http://russian.moscow.usembassy.gov – Сайт посольства США в России, конкурс малых грантов (в течение года)
ЭКСПЕРТИЗА
Экспертиза проекта будет проведена по тем критериям, которые участники семинара предложат после обсуждения. Мы предлагаем зафиксировать в таблице наиболее важные аспекты проекта, а затем оценить их, поставив балл от 1 до 10 по каждому из анализируемых критериев.
Что такое качественные результаты проекта
Почему важно подать заявку по своему грантовому направлению? Вашу заявку будут оценивать эксперты с опытом именно в этом грантовом направлении. Для объективной и корректной экспертной оценки вашего проекта важно, чтобы заявка попала именно к тем экспертам, которые компетентны в этой области.
Если вы подаете заявку на основе долгосрочного проекта, приготовьтесь четко обосновать выбранные сроки.
Убедите экспертов, что проект необходимо реализовать в более длительный промежуток времени, и объясните, почему целей проекта невозможно достичь в стандартный срок.
Если вы подаете на конкурс долгосрочный проект:
Если вы подаете заявку по направлению «Выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства», изучите особенности направления до того, как начнете заполнять заявку.
Поле «1.1 Тематика грантового направления» Тематика — это уточнение сферы деятельности по проекту в рамках грантового направления. Важно выбрать наиболее подходящую тематику, чтобы ваша заявка оказалась у экспертов с опытом в конкретной сфере и они бы смогли оценить ваш проект по достоинству.
Проверьте, насколько грамотно оформлено название вашего проекта.
В этом поле ответьте на вопрос: что будет происходить?
Пишите своими словами. Избегайте сложных, тяжелых формулировок; представьте, что рассказываете о проекте коллеге или другу. Помните, что в этом поле вам нужно указать только краткое описание проекта, его суть, детали описывать не нужно.
Проверьте текст на грамматические и орфографические ошибки. Краткое описание проекта будет публичным: оно появится на сайте фонда, и, вполне возможно, в социальных сетях и в СМИ.
Поле «3.1. Полное описание проекта, презентация проекта»
Если хотите, загрузите в это поле дополнительную, новую информацию о проекте, которая не поместилась в поле «Обоснование социальной значимости проекта». Прикрепите презентацию проекта в формате PDF.
Это необязательно, но поможет экспертам лучше понять проект, особенно если он претендует на уникальность и содержит новые решения или методики.
Не стоит дублировать в презентации все то, что вы уже указали в заявке. Презентация помогает представить основную идею проекта визуально, дать экспертам новую информацию о проекте и подчеркнуть наиболее значимые моменты.
Если при подготовке заявки проект находится на этапе реализации, загрузите в это поле уже разработанные документы и материалы.
Поле «3.2. Видео о проекте»
Если вы хотите дать экспертам более широкое представление о проекте, добавьте в это поле не более трех ссылок на видеоролики об актуальности проекта.
Это может быть видеообращение руководителя или команды проекта, история о территории или о целевой группе, которая бы наглядно демонстрировала наличие проблемы. Это может также быть видеовизитка, реклама, анонс, учебный фильм, информационный сюжет. Ролик должен быть размещен в открытом доступе.
В этом поле укажите территорию реализации проекта.
География должна быть реалистичной. Перечислите только те населенные пункты и территории, где непосредственно будете проводить мероприятия проекта, и при необходимости те территории, где находятся представители целевых групп, с которыми вы планируете взаимодействовать в рамках мероприятий проекта.
Это могут быть только один или несколько конкретных муниципалитетов, один или несколько отдельных регионов, один или несколько федеральных округов либо сразу вся страна.
Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих строчках раздела.
Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане должны начинаться не ранее 1 февраля 2022 г. и завершаться не позднее 31 июля 2023 г.
Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом длиться дольше 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане должны начинаться не ранее 1 февраля 2022 г. и завершаться не ранее 1 августа 2023 г. и не позднее 31 января 2025 г.
Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих строчках раздела.
Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане должны начинаться не ранее 1 февраля 2022 г. и завершаться не позднее 31 июля 2023 г.
Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом длиться дольше 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане должны начинаться не ранее 1 февраля 2022 г. и завершаться не ранее 1 августа 2023 г. и не позднее 31 января 2025 г.
Укажите одну или несколько целевых групп проекта — людей, на работу с которыми направлен проект.
Формулируйте каждую целевую группу максимально конкретно. Например, если вы собираетесь работать с детьми из малообеспеченных семей, будет недостаточно обозначить целевую группу общей категорией «Дети»: в нее входит слишком много разных детей и проблемы у детей из обеспеченных семей и малообеспеченных семей будут разными.
Как правило, основная целевая группа в проекте одна. Она может включать в себя людей разных полов, возрастов и социальных категорий, но их всех должна объединять одна общая проблема. Для описания целевой группы проекта используйте собственную формулировку. Опишите с помощью нее то общее, что объединяет разные категории людей.
Указывайте только те группы, с которыми действительно будете работать. Во время оценки заявок эксперты проверяют, для всех ли целевых групп обоснованы проблемы, обозначены цели, запланированы мероприятия в календарном плане и указаны ожидаемые результаты от реализации проекта. Прописывайте эти блоки для каждой целевой группы, чтобы спроектировать более целостный проект и написать по нему более сильную заявку.
Типичные ошибки в выборе целевых групп:
Указаны несколько целевых групп, не объединенных одной проблемой.
Например, вы решили на всякий случай указать всех, чтобы эксперты увидели, как важен ваш проект, что он полезен и детям, и матерям-одиночкам, и пенсионерам.
Целевая группа размыта или слишком широка.
Например, вы указали людей с ОВЗ в качестве целевой группы. При этом люди с ОВЗ бывают разные: инвалиды по слуху, по зрению, маломобильные — и подход к ним тоже потребуется разный.
Указаны несколько целевых групп, при этом в рамках проекта вы будете работать только с одной. Остальные станут благополучателями проекта — теми, на кого он тоже окажет влияние.
Например, от того, что дети научатся играть в дворовые игры, выиграют и родители. При этом весь проект мы в первую очередь посвящаем решению проблем детей. Родители, во-первых, станут благополучателями проекта, во-вторых, внесут собственный вклад в достижение цели проекта, когда прослушают образовательные семинары и станут поддерживать и поощрять дворовые активности детей.
Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.
Чтобы правильно заполнить это поле, постарайтесь точно и емко ответить на следующие вопросы.
1. Каких людей касается проблема?
Вначале коротко укажите целевую группу проекта: ее состав и количество ее представителей на территории реализации проекта.
В этом поле напишите о целевых группах кратко: раскрыть описание каждой целевой группы вы сможете в поле «7. Целевые группы проекта».
2. В чем заключается проблема?
Социальная проблема — это всегда отсутствие или недостаток чего-либо, неудовлетворительное состояние жизни целевой группы. Чтобы сформулировать проблему, опишите, что сейчас конкретную целевую группу не устраивает.
Если в рамках проекта вы работаете с несколькими целевыми группами, то в заявке либо покажите, что у этих групп есть общая проблема, либо укажите для каждой целевой группы отдельную проблему.
Сформулируйте проблему максимально четко и конкретно. Например, недостаточно написать «проект решает проблему образования»: из такой формулировки непонятно, что именно не так у целевой группы. Более конкретная и понятная формулировка: «Проблема, на решение которой направлен проект заключается в том, что у старшеклассников в городе Сарапуле нет возможности получать дополнительное техническое образование».
3. Актуальна ли проблема для выбранной целевой группы на выбранной территории реализации проекта?
Убедитесь, что проблема волнует не только вас: в первую очередь ее должна осознавать и признавать целевая группа.
Приведите результаты собственных исследований целевой группы (наблюдения, опросы, интервью), а также результаты сторонних исследований со ссылками на результаты исследований и источники.
Укажите конкретные цитаты СМИ, представителей органов власти и выдержки из официальной статистики, которые касаются выбранной целевой группы на выбранной территории, со ссылками на СМИ, интернет-сайты и другие источники.
Узнайте, как представители целевой группы решают проблему самостоятельно. Предпринимают ли они собственные инициативы? Насколько охотно откликаются на инициативы других? Важно понять уровень вовлечения целевой группы в процесс решения проблемы, чтобы сделать верный вывод об ее актуальности.
4. Каковы причины существования проблемы?
Чтобы смягчить или решить социальную проблему, нужно понять причины ее существования.
Возможно, в процессе выявления причин вы обнаружите, что проблема, которую нашли, на самом деле — следствие другой, более глубокой проблемы, на решение которой и нужно направить свои силы.
Например, вы обнаружили, что в вашей районной детской больнице большое количество детей, от которых отказались родители. За ними осуществляется медицинский уход, но этого оказывается недостаточно для их полноценного развития.
Если вы поразмышляете глубже, то, возможно, придете к тому, что оказание прямой материальной помощи этим детям или больнице — лишь краткосрочное решение проблемы. В долгосрочной перспективе ее смогут решить работа с семьями, находящимися в кризисных ситуациях, профилактика отказов в роддомах.
Важно не только увидеть, в чем проявляется проблема, но и понять, почему она появилась. Если вы не поймете причин, которые приводят к проблеме, вы не сможете предложить эффективного способа ее решения.
Кроме того, логика социального проектирования предполагает, что причины существования проблемы напрямую связаны с задачами проекта. Устранение каждой из причин существования проблемы — это задачи проекта. Не забудьте указать по одной задаче на каждую причину существования проблемы в поле «11. Задачи проекта».
Отсутствие денежных ресурсов, оборудования или объекта недвижимости у организации либо неэффективные, на ваш взгляд, действия органов власти могут быть не единственными причинами существования проблемы. Смотрите глубже.
5. Как именно вы хотите изменить существующую проблемную ситуацию?
Опишите, что вы собираетесь сделать в рамках реализации проекта. Укажите, какие конкретные улучшения наступят для целевой группы благодаря реализованным мероприятиям проекта. Поясните, какой должна быть ситуация в вашем понимании, ответьте на вопрос: а как должно быть?
6. Кто еще занимается решением этой проблемы на выбранной территории?
Коротко перечислите, какие организации вовлечены в решение проблемы, сколько человек они охватили и каких результатов добились. Используйте результаты опросов и приводите численные показатели.
В случае если ваша организация уже реализовывала социальные проекты для решения заявленной проблемы, покажите ваши результаты. Опишите, какой позитивный сдвиг произошел в жизни представителей целевой группы, а чего все еще не хватает и почему нужно продолжать заниматься этой проблемой.
В случае если вы получали грант на реализацию проекта по этой теме, укажите, каких результатов в решении проблемы вы достигли и почему этого оказалось недостаточно и вы снова обратились за помощью.
Например, вы создали мобильную службу помощи людям, оказавшимся на улице. У вас есть выездная бригада, которая два раза в неделю ездит по местам ночевки бездомных и оказывает первую помощь на месте.
Оказалось, что этого недостаточно, и теперь вы хотите создать стационар. Приведите результаты проделанной работы и покажите свой опыт в решении проблемы. Расскажите, почему создание стационара — следующий логичный шаг.
К примеру, если появится такой стационар, вы сможете более качественно помогать целевой группе: не просто оказывать скорую медицинскую помощь, а предоставлять полноценное лечение.
7. Каковы возможные последствия развития проблемы?
Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте: что будет, если проблему не решать? Ухудшится ли состояние целевой группы или останется таким же, как сейчас? Чем это плохо? Если вы поняли, что последствия не критические, почему все-таки хотите заниматься выявленной проблемой? Ответы на эти вопросы помогут вам понять, насколько серьезные изменения для целевой группы возможны в результате реализации вашего проекта и насколько высока его социальная значимость.
Типичные ошибки в постановке проблемы целевой группы
Проблема не имеет отношения к выбранной целевой группе.
Например, целевая группа обозначена как молодые учителя со стажем работы до 2,5 лет, а проблема — как недостаток квалифицированных кадров. Кажется, проблема не у молодых учителей, а у администраций школ.
Указаны несколько проблем целевой группы вместо одной либо есть общее описание проблемной ситуации, но в чем конкретно проблема, эксперту приходится догадываться самостоятельно, после того как тот изучит календарный план.
Например, проблема обозначена так: в ряде случаев человек с инвалидностью замыкается в себе, теряет интерес к активной деятельности и здоровому образу жизни, с пессимизмом относится к своему будущему (проблема №1), а технические средства реабилитации, которые выдает и оплачивает государство, зачастую не используют или используют не в полном объеме (проблема №2). Человек не получает информационной поддержки для обеспечения непрерывной реабилитации (проблема №3).
Проблема поставлена очень широко, но относится к небольшому количеству представителей целевой группы.
Например, проблема обозначена так: российская экономика ухудшается, поскольку молодежь не испытывает чувства патриотизма и уезжает за границу; мы проведем встречи школьников с ветеранами и заодно решим демографическую проблему и проблему связи поколений.
А на самом деле выясняется, что проблема в другом: дети в младшей школе конкретного села не интересуются историей родного края по причине того, что никто им об этом не рассказывает.
После прочтения хочется задать вопрос: «И что?». Непонятно, что указанная проблема — это действительно проблема.
Например, появляется такая формулировка проблемы: в городе нет секции бокса для пенсионеров. Возникает вопрос: и что, в чем конкретно проблема? Неужели все пенсионеры должны быть боксерами?
Проблема сформулирована нечетко, общими словами, заумными фразами, из которых непонятно, в чем конкретно состоит проблема у выбранной целевой группы.
Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.
Система заполнения заявки дает возможность добавить в это поле текст объемом 5000 символов вместе с пробелами. Если вам не хватило символов, чтобы заполнить это поле, прикрепите отдельный документ в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта».
Поле «8.2 Обоснование необходимости реализации проекта в пределах срока, превышающего стандартный»
В этом поле четко обоснуйте выбранные сроки реализации проекта. Убедите экспертов, что проект необходимо реализовать в более длительный промежуток времени, и объясните, почему целей проекта невозможно достичь в стандартный срок.
Сформулируйте, почему невозможно добиться изменений для целевой группы в стандартный срок, и опишите процесс создания этих изменений поэтапно.
Фонд с наибольшей вероятностью доверит реализацию долгосрочного проекта за счет средств гранта опытной организации с очень опытной командой. Это те, у кого уже есть более пяти лет опыта в сфере, реализовывали проекты в этом направлении уже не раз и смогут реализовать крупный проект без потери качества.
В этом поле укажите цель вашего проекта: каким будет ваше решение проблемы целевой группы. Придерживайтесь следующих принципов.
Цель проекта — это решение выявленной проблемы, и точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно и конкретно вы определили проблему.
Чтобы определить цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое вы хотите изменить,— и «должно быть» — позитивное состояние, к которому вы хотите привести целевую группу с помощью реализации своего социального проекта.
Например, вы выявили такую проблему: «Старшеклассники города Сарапула хотят учиться робототехнике, чтобы поступать в вузы на технические специальности, но у них нет возможности такого обучения».
Тогда целью проекта станет: «Организовать дополнительное обучение робототехнике с уклоном на подготовку старшеклассников города Сарапула к поступлению на технические специальности в вузы».
Бывает так, что в процессе решения одной проблемы вы помогаете разрешить другую и эффект от реализации вашего проекта охватывает разные сферы жизни. Это не означает, что в заявке нужно описывать все проблемы, которые охватит деятельность в рамках проекта, и ставить несколько целей.
Например, проблематика вашего проекта — социальная изоляция детей-сирот в одном из городских интернатов. Целью проекта будет социальная адаптация детей-сирот, и в рамках проекта вы будете возить детей на экскурсии по историческим местам.
Здесь возникает соблазн поставить вторую цель проекта: приобщение детей к культуре родного края. Этого делать не нужно, поскольку это скорее дополнительный эффект от деятельности в рамках вашего проекта и он напрямую не связан с его основной проблематикой.
Чем более узко вы определите проблематику проекта, чем точнее поставите его цель, тем логичнее будет ваш проект — а значит, тем легче вам будет его разработать.
Если у вашего проекта все же стоят несколько целей, укажите каждую в отдельном поле.
Цель более узкая, чем проблема, или решает только одну из причин проблемы.
Например, выявленная проблема состоит в том, что люди, передвигающиеся на инвалидных колясках, не могут устроиться на работу, а цель проекта — научить этих людей шить игрушки.
Цель более широкая, чем проблема.
Например, выявленная проблема заключается в том, что у жителей района нет возможности заниматься зимними видами спорта, а цель проекта — приобщить людей к здоровому образу жизни.
Цель не соответствует проблеме.
Например, есть проблема: у школьников отсутствует возможность получить бесплатное дополнительное гуманитарное образование, а цель — повышение уровня знаний школьников по истории родного края.
В поле «Количественные результаты» графе «Наименование показателя» необходимо определить группы людей в связке с ожидаемыми положительными изменениями для них по итогам реализации проекта, и указать их планируемое количество в графе «Значение». Например, «Учащиеся 10-11 классов школ района, определившиеся с выбором профессии», «Дети города N с ограниченными возможностями здоровья по зрению, воспользовавшиеся оцифрованными материалами по краеведению».
Важно проследить, чтобы общее количество людей, указанных в данном разделе, соответствовало суммарному количеству людей, указанных в поле «Ожидаемые результаты» раздела «Календарный план».
В поле «Качественные результаты и способы их измерения» важно конкретно ответить на вопрос «Что и как изменится у каждой из целевых групп после реализации мероприятий проекта?», а также продумать и описать способы измерения этих изменений и проверки, что запланированные качественные результаты будут достигнуты.
В этом поле опишите задачи, которые помогут вам достигнуть цели проекта. Каждую задачу указывайте в отдельном поле — все задачи автоматически появятся в разделе заявки «Календарный план».
Задача — это составляющая цели, которая решает конкретную причину существования выявленной проблемы.
Например, есть проблема: дети 7-10 лет, которые живут в нашем поселке, хотят играть на улице с друзьями, но не имеют такой возможности, потому что утрачена традиция дворовых игр.
Ставим цель: создать условия для того, чтобы дети снова играли во дворе. Отвечаем на вопросы. Почему возник этот разрыв между проблемой и целью? Что мешает нам достичь желаемого результата? Из-за чего ситуация такая, какая она есть?
Находим причины возникновения проблемы. Решением каждой из этих причин будет конкретная задача.
Причины возникновения проблемы:
Решением каждой из этих трех причин будет конкретная задача:
Задача — это общая формулировка того, что должно быть сделано, направление движения. Когда вы формулируете задачу, вы определяете, какие препятствия между проблемой и целью необходимо преодолеть.
Мероприятия — это конкретные шаги, действия, которые происходят в определенное время в определенном месте и имеют конкретный результат.
Задача всегда шире, чем мероприятие, потому что для решения задачи нужен комплекс мероприятий. Например, если мы проведем серию лекций для волонтеров, будет ли это означать, что задача подготовки волонтеров для игры с детьми решена? Не будет. Чтобы выполнить эту задачу, нам необходимо провести комплекс мероприятий, включая поиск и отбор волонтеров, их обучение и проверку результатов в формате экзамена, а также отработку пробного занятия с детьми на практике.
При этом важно вовремя перестать дробить действия на мелкие составляющие и отделить мероприятия от подготовительной работы. Например, «проведение обучающих занятий по дворовым играм» — это одно мероприятие, несмотря на то что и занятий несколько, и готовиться к ним нужно. Соотнесите мероприятия с проблемой и постарайтесь ответить на вопрос: связано ли конкретно это мероприятие с решением проблемы, способствует ли оно непосредственно достижению цели?
Перечислите названия организаций, имена и должности лиц, готовых оказать поддержку в реализации вашего проекта.
Поле «12.1 Письма поддержки, соглашения о сотрудничестве и иные аналогичные документы»
Письма поддержки должны быть конкретными. Если речь идет о подтверждении партнерского вклада в проект, то в письме должно быть указано, что конкретно готов сделать партнер и в какие сроки.
Например, вместо того, чтобы написать «организационная помощь», укажите конкретные условия, о которых вы договорились, например: «Партнер предоставляет помещения для проведения десяти мастер-классов».
Письмами поддержки можно и нужно подтвердить:
Покажите, каким образом вы будете освещать мероприятия проекта в СМИ и в Интернете, в том числе опишите договоренности с представителями СМИ, если они у вас есть.
Не забудьте включить мероприятия по информационному сопровождению в раздел «Календарный план» в вашей заявке.
В этом поле коротко опишите:
Изучите специальный урок бесплатного курса фонда по социальному проектированию, чтобы понять, зачем нужно информационное продвижение проекта и как правильно его организовать.
В этом поле укажите, будете ли вы продолжать деятельность в рамках проекта, после того как закончатся средства гранта.
Если да, напишите, какие для этого есть возможности, какие изменения предполагаются в проекте, как именно он будет способствовать улучшению состояния целевой группы и как будут использованы результаты проекта для дальнейшей работы по решению социальной проблемы.
Если в рамках проекта на средства гранта вы приобретаете дорогостоящее оборудование, опишите, как будете использовать его после завершения проекта.
Укажите, за счет каких средств вы продолжите реализацию проекта после того, как средства гранта закончатся, в случае если вы продолжите реализацию проекта.