Что такое каботажный рейс
Каботажные перевозки
Одна из разновидностей автомобильных перевозок носит название каботажные. Этот вид транспортировки грузов был официально разрешен на территории России только с июля 2020 года. О том, что означает этот термин, какова стоимость подобных перемещений груза и размеры возможных штрафов за нарушение правил, рассказано ниже.
Что означает каботаж и каботажные автомобильные перевозки
Термин каботаж изначально использовался для морских перевозок грузов между портами одного государства. Со временем, это понятие распространилась на все виды транспорта, в том числе, автомобильный.
Каботажные автомобильные перевозки – это транспортировка грузов внутри одной страны, выполняемая иностранным перевозчиком. Важное условие каботажа – пункты погрузки и выгрузки находятся в пределах государства. Для выполнения подобных действий у перевозчика должно быть оформлено специальное разрешение.
В большинстве стран мира на подобные перемещения наложен запрет с целью поддержания внутреннего рынка и интересов отечественных представителей транспортной отрасли.
Примером каботажной перевозки может служить следующая ситуация. Иностранный перевозчик, перейдя границу страны, отгружает часть товаров при ее пересечении, а остальное доставляет в пункт, расположенный на территории этого государства. До недавнего времени, в России такая ситуация являлась незаконной. Иностранный перевозчик должен был отгрузить в первом пункте все перевозимые им товары, а дальнейшую их доставку осуществляла национальная транспортная служба.
Виды и условия каботажных перевозок
Все виды каботажа разделяются на две большие группы:
Условия осуществления подобных перемещений груза:
Стоимость перевозок
Стоимость перемещения груза иностранным перевозчикам по России напрямую зависит от массы и габаритов товаров, а также расстояния, которое необходимо преодолеть. Примерные расценки за транспортировку груза весом в 1 тонну и объемом 3 кубических метра на расстояние около 1000 км – 12000 рублей. Сумма может увеличиваться за счет предоставления специально оборудованного транспорта и оказания дополнительных услуг по разгрузки и погрузки товаров.
Какие наказаниях и штрафы предусмотрены
Начиная с 8 июля 2020 года, на территории России были разрешены каботажные автомобильные перевозки. Однако, подобное послабление распространяется не на все транспортные средства, а только те, которые зарегистрированы в странах ЕАЭС. Такие перевозчики смогут выполнить транспортировку грузов по территории Российской Федерации после того как доставили ее до границы.
Каботажные перевозки, осуществляемые другим транспортом, зарегистрированным в иных государствах, по-прежнему находится под запретом.
Начиная с 1 января 2021, года будут действовать следующие размеры штрафов за нарушение:
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 755-83-41
Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31
Каботажные перевозки – это один из способов транспортировки грузов по территории государства с использованием автомобилей иностранного перевозчика. В большинстве стран мира подобная услуга является нелегальной. На территории России разрешение на выполнение подобных действий имеют только организации из стран ЕАЭС.
На каботаж! 16:25, 28 апреля 2021 Версия для печати
Автомобильные каботажные перевозки разрешены далеко не во всех странах. Разбираемся в значениях термина «каботаж» и причинах ограничения или запрета на этот род деятельности на территории ряда государств.
Словом каботаж обозначаются автомобильные грузоперевозки (от погрузки до выгрузки) в пределах какой-либо одной страны, выполняемые перевозчиком из другого государства. В странах, где разрешён автомобильный каботаж, иностранные перевозчики оформляют специальные лицензии.
В рамках всевозможных программ, направленных на поддержку национальных автоперевозчиков, некоторые страны ограничивают или вовсе запрещают автомобильный каботаж у себя на территории. К слову, к последним сегодня относится и Россия.
Само понятие «каботаж» пришло к нам из морских грузо- и пассажиро-перевозок, но значение его очень схоже с тем, что называют каботажем автомобильные грузоперевозчики.
Исторически каботаж — это транспортировка людей или грузов между морскими портами одного и того же государства.
Семидневный каботаж в ЕС
Как нетрудно догадаться, практика автомобильных каботажных грузоперевозок широко распространена в странах Евросоюза, а наибольшая их доля выпадает на Германию.
Тем не менее разрешён этот род деятельности исключительно перевозчикам из государств, входящих в состав ЕС. Причём и это не единственное ограничение для каботажных грузоперевозок на автомобиле.
Для автокаботажников на территории Европейского союза работают так называемые правила 7-ми и 3-х дней.
В течение недели перевозчик имеет право выполнить не более 3-х каботажных автоперевозок подряд по завершении международной перевозки из другой страны ЕС или из третьей страны в страну ЕС, принимающую груз.
Иностранному же перевозчику, прибывшему в другую страну ЕС порожним, даётся право совершить один каботажный рейс не позднее 3-х дней с момента прохождения границы. После этого он может провести ещё 2 каботажных автомобильных грузоперевозки в 2-х других государствах Евросоюза при условии опять же в течение 3-х дней с момента разгрузки на территории страны.
Возможные варианты могут комбинироваться, но количество и сроки таких перевозок не могут превышать отведённых 3-х раз за 7 дней.
Каботажному автоперевозчику во время рейса необходимо иметь на руках документы обо всех операциях, которые он совершил, чтобы он мог в любой момент подтвердить своё право на каботаж. Данные об этих перевозках фиксируются в CMR и в сопутствующих документах, в том числе сведения о грузоотправителе и грузополучателе, точках отправления и доставки.
Нарушения правил автомобильных каботажных грузоперевозок караются большими штрафами, размер которых самостоятельно определяет для себя каждая страна Евросоюза. Например, во Франции сумма штрафа за нарушение правил каботажниками варьируется от 1 500 до 15 000 евро.
Каботаж в РФ
Несмотря на то, что в России автокаботаж под запретом, законопроект, посвящённый регулированию перевозок грузов или пассажиров транспортными средствами, принадлежащими зарубежным перевозчикам, уже рассматривался в Госдуме.
Авторы документа допускают легализацию разовых каботажных автоперевозок для перевозчиков из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Каботажные автомобильные перевозки
Доставка продуктов питания, а также других видов грузов может производиться не только на территории одного государства, но и за его пределами — в другие страны. В этом случает речь идет о каботажных грузоперевозках.
Под каботажными перевозками принято понимать процесс доставки грузов, который включает погрузочно-разгрузочные работы, производимые силами иностранных грузоперевозчиков. Заниматься таким видом грузоперевозок может только те транспортные компании, которым удалось получить соответствующее разрешение и лицензию.
Данный тип разрешительных документов оформляется той страной, где планируется производить внутренний тип грузоперевозок. Однако для того, чтобы обеспечить защиту собственных грузоперевозчиков в каждом государстве предусмотрены особые ограничения. А в некоторых странах и вовсе запрещен такой тип доставок.
Перевозка грузов в другие государства в мире должна проводиться в строжайшем соответствии с действующим законодательством в стране, куда доставляется тот или иной товар. Для организации каботажных перевозок должен быть использован специальный вид автотранспорта.
Выделяют несколько видов такого рода перевозок в зависимости от того, какой тип транспорта задействования для доставки груза, а именно:
В свою очередь каботажные виды перевозок, относящиеся к морскому типу, можно разделить на несколько видов: морской либо речной. Обычно компании-перевозчики организуют к морскому типу. На реках обычно много разнообразных построек, которые часто мешают процессу грузоперевозок.
Не так часто организуются воздушные каботажные перевозки. Дело в том, что во многих странах существует запрет на такого рода перевозки. В РФ, как и во многих других странах, действует запрет на пересечение воздушных границ. Кроме того, сами по себе воздушные перевозки — это всегда довольно затратный способ грузоперевозок.
Поэтому, чаще всего, каботажные перевозки осуществляются с помощью автомобильного транспорта. Однако для осуществления такого рода перевозок необходимо получить ряд документов: необходима лицензия, коносамент и др. Комплект документов зависит от государства нахождения и пребывания. Иногда необходимо получение лицензии ЕС. Кроме того, водитель обязательно должен иметь при себе документы, которые подтверждают право владения автомобилем, а также свидетельства о регистрации транспортного средства, табели, которые выдает Минтранс.
На территории РФ транспорт иностранных государств не имеет право передвигаться с грузом, а также с пассажирами. Иностранное транспортное средство обязано разгрузить перевозимый груз сразу по прибытию в страну. Дальнейшая транспортировка груза до места назначения осуществляется собственными транспортными компания, которые осуществляют свою деятельность в России.
Условия грузоперевозок
К каботажным перевозкам предъявляется ряд требований со стороны иностранных государств. Так в РФ запрещена перевозка грузов и пассажиров иностранным автотранспортом между городами.
В других европейских странах действуют свои собственные правила. Так, например, в Бельгии нельзя производить больше 3 каботажных грузоперевозок в течение 7 дней. Если грузы планируется доставить в Италию, то необходимо позаботиться о том, чтобы получить лицензию ЕС, а также пакет документов, необходимых для осуществления международных перевозок. В Австрии одна транспортная компания в течение 60 дней может осуществлять только 1 каботажную перевозку. В этом случае также потребуется получить лицензию ЕС, а также табель, выданный Минтрансом.
В ряде стран отсутствуют законодательные документы, которые позволяют производить каботажные перевозки. К таким странам относятся Словения, Чехия и Словакия. А в Польше и Швейцарии и вовсе запрещены каботажные перевозки.
Для того, чтобы избежать проблем при организации каботажных типов перевозок необходимо обращаться к опытным специалистам транспортной организации, которая имеет опыт организации такого типа грузоперевозок. Именно к выбору транспортной компании необходимо подойти крайне ответственно.
Видео:Каботаж, что это такое в грузоперевозках? | Каботажные грузоперевозки
Что такое каботаж. Каботажные перевозки в Европе. Работа логистом
Приветствую. Сегодня разбираемся что такое каботаж. Что можно и что нельзя делать. Как не получить штраф за каботаж
Кабота́ж (фр. cabotage) — термин, использующийся для обозначения «плавания коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства». Название термина происходит от испанского слова cabo, которое означает «мыс»[1].
Мда, худшего объяснения я еще не встречал. Налицо незнание законов и непонимание принципов. Человеку просто объяснили что можно, а что нельзя. Это можно было уложить в 2 минуты правильной подачи информации, а не в 16 минут воды и «мэээ». Короче взгляд сантехника на проблематику устройства водопроводных коммуникаций мегаполиса. Когда знаешь практику на низшем уровне и пытаешься под нее выдумать теорию, а не наоборот.
Ползет бычок, качается
Сегодня видел интересный способ перевозки запчастей для ГЭС. Судя по маркировке, ящички довольно увесистые, но не закреплены на платформе вообще никак.
Просто стоят друг на друге. Я, конечно, не спец по перевозке грузов, но даже у себя в машине коробки так не расставил бы для перевозки. А им-то, бедолагам еще до Магадана телепаться.
Казаки соль похожим образом перевозили:
Про короткую жизнь нашей транспортной компании и цифры. Часть 2
Всем привет) Спустя 7 месяцев решил сделать вторую часть. Мне было очень приятно, что были люди, кого заинтересовал мой не совсем связный и местами не логичный рассказ, и я надеюсь что эта часть будет лучше. Сорри что так долго, сейчас в грузоперевозках начинается затишье, и будет больше свободного времени.
Сразу отвечу на вопрос, «почему закрылись?»
— Причин было несколько: я серьезно заболел и около двух месяцев восстанавливался в больницах после болезни, и полностью выпал из управления нашей микро компанией. На Новый год мы не работали 3-4 недели потому что грузов стало меньше и упали ставки. А когда нужно было выезжать обратно работать партнёр не выехал сам и не отправил водителя и в итоге расходы в виде лизинга, налогов и т.д. были а машина стояла.
От чего тако разброс? Он был по двум причинам. Первое, что влияло больше всего, это нужно ли нам въезжать обратно в Польшу, для смены водителей или нет (в Польше ставки дешевле чем в других странах ЕС). Сейчас уже думаю, а какого хера мы вообще отправляли машину обратно в Польшу, если водителя могли приезжать напрямую в ту страну где находилась машина и там меняться. По каким странам мы работали, я написал в первой части.
Второе, это человеческий фактор, одним из водителей был партнёр который не мог по какой то причине утром встать и выгрузится. Он часто просыпал, приезжал на выгрузку к обеду, после этого требовался ещё час что бы доехать до следующей загрузки, а после неё логист, тупо не успевал найти ещё что то догрузить и мы ехали полупустые на выгрузку. А второй водитель, наоборот, вставал рано, все делал быстро, но возможно был невнимательный, и попал в два небольших ДТП.
Основные ошибки в планировании и траты, которые нужно было сводить до минимума
— По неопытности я почему то решил что имея одну машину мы сможем платить по мимо водителям, логисту, 8% от суммы на которую загрузил машину, и человеку в Польше который печатал и сортировал CMR и счёт-фактуры и по почте отправлял их компаниям которые давали нам грузы, для получения оплат. Потому что 90% экспедиций платят только по получении оригиналов, что сильно оттягивает срок получения оплаты за груз. Суммы, как мне казались, были не большие но в том числе из за них, мы не чувствовали что деньги приходят, и не могли нифига скопить на счёту, а только уходили в минус.
Зарплата и материальная ответственность водителя
Когда думаешь написать пост, кажется что столько всего есть рассказать, а как приступаешь писать, сразу впадаешь в ступор и не можешь нифига вспомнить, потому если у кого есть какие либо вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить.
Каботажные перевозки в Европейском Союзе. Что следует знать, чтобы уменьшить риск применения санкций?
Каботажные перевозки – это выполнение транспортных услуг внутри определенной страны иностранным перевозчиком, когда место погрузки и выгрузки находится в данной стране.
Практическим примером такой перевозки может быть следующая ситуация: российская компания перевозит груз из Москвы в Берлин, Германия, и после выгрузки соглашается выполнить перевозку из Берлина во Франкфурт.
В данном случае именно перевозка груза из Берлина во Франкфурт и будет рассматриваться как каботажная перевозка.
Обратный груз из Германии в Россию уже будет рассматриваться как обычная международная перевозка.
Каботажные перевозки в пределах Европейского Союза (далее – ЕС) регламентирует Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 1072/2009.
Этот регламент, являясь актом непосредственного применения во всех государствах ЕС, унифицирует правила и принципы каботажных перевозок, а также определяет допустимое количество каботажных операций и период, в течение которого такие перевозки могут быть выполнены.
Перевозчикам, прибывающим из другого государства ЕС или третьей страны и выполняющим каботажные операции, необходимо знать следующие основные правила, которые проистекают из вышеупомянутого регламента:
Хотя правила каботажных перевозок в странах ЕС регулирует один общий регламент, нужно иметь в виду, что в этом регламенте указаны только основные требования. Отдельные страны часто принимают свои внутренние, дополнительные правила в национальном законодательстве, которые действуют в этом конкретном государстве ЕС. Поэтому перевозчики, которые собираются выполнять каботажные перевозки в конкретной стране ЕС, должны быть знакомы не только с вышеупомянутым регламентом ЕС, но также и с правилами каботажных операций, а также командировок водителей (период отдыха и время вождения, оклады водителей в конкретных странах) каждой страны ЕС, в которой перевозчик планирует выполнять каботажные перевозки. Каждая страна может иметь особенности, которые являются специфическими.
В настоящее время особое внимание уделяется борьбе с незаконным каботажем. Незаконный каботаж считается очень серьезной проблемой. Поэтому за несоблюдение правил каботажных операций грозят достаточно серьезные санкции.
Санкции за нарушение правил каботажа налагаются по усмотрению компетентного органа (как принимающего государства ЕС, так и государства, в котором учреждена фирма перевозчика).
Виды санкций за каботажную перевозку:
Регламент предоставляет государствам ЕС достаточно большую свободу действий в вопросах размера штрафов за нарушения правил каботажных перевозок, а также в вопросах применения санкций. Поэтому штрафы за нарушения правил каботажа в отдельных государствах ЕС могут отличаться.
Важно, чтобы не только перевозчики, но и другие лица, участвующие в правовых отношениях перевозки, были бдительны.
При нарушении правил каботажных перевозок штраф может быть наложен не только на перевозчика, но и на экспедитора или заказчика (грузополучателя, грузоотправителя).
По этой причине мы рекомендуем заказчикам и экспедиторам включить в свои договоры (заказы) с перевозчиками дополнительные условия, которые указывают, что перевозчик обязан соблюдать правила каботажа и в случае нарушения данных правил обязан компенсировать не только убытки экспедитора и/или заказчика, но также и убытки клиентов данного экспедитора и/или заказчика.
Елена Цвирко
Адвокат
Юридическая фирма «JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе
Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»