Что такое кааба в исламе
Кааба
Кааба (Kaaba)
Кааба — главная святыня ислама, созданная в виде кубической постройки и расположенная во внутреннем дворе крупнейшей в мире мечети Масджид аль-Харам. Согласно предписаниям Корана, это сооружение является основным центром паломничества мусульман. В арабском языке имеется ещё одно название данного здания, в переводе оно означает «священный дом». Именно к Каабе поворачиваются мусульмане во время ежедневных молитв, это здание служит для них ориентиром. Интересно, что если верующий находится внутри Каабы, то он может молиться в любую угодную ему сторону.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Кааба
История создания
Точное время возведения Каабы неизвестно, равно как непроверенными являются сведения о людях, которые строили святыню. Некоторые источники утверждают, что здание появилось еще во время жизни первого человека на планете – Адама – он фигурирует в качестве создателя храма. Затем Каабу разрушил Всемирный потоп и место, где она находилась было забыто. После потопа восстановлением занялись пророк Ибрагим и его сын Исмаил. Существует легенда о том, что им помогал архангел Гавриил, который рассказал о полной схожести отстроенного храма и здания, созданного Адамом.
Исмаил приносил камни для строительства, а Ибрагим строил будущую святыню. Когда стены «священного дома» были построены, то Исмаил поднял один камень для Ибрахима, чтобы тот встал на него и продолжил строительство Каабы. На этом камне до сих пор сохранились отпечатки ног пророка.
Кааба была уже почти готова, когда обнаружилось, что не хватает еще одного камня, чтобы закончить строительство. Исмаил ушел искать подходящий камень, но вернувшись, обнаружил, что тот уже был найден его отцом Ибрагимом. Сын поинтересовался, где же отец смог раздобыть этот камень. Тогда Ибрагим ответил, что ему его принес ангел Гавриил прямо из Рая. Этот камень стал самым знаменитым в Каабе. Речь идет, конечно, о Черном камне. Заложив его, пророки закончили строительство Каабы. Когда здание было закончено, оно стало первой мечетью на земле.
Согласно данным различных источников, Кааба затем реконструировалась от 5 до 12 раз. Среди причин последующих разрушений здания историки указывают потопы и пожары. Наиболее известная реконструкция «священного дома» случилась при жизни пророка Мухаммеда (в то время он не был пророком). Тогда своим правильным решением он спас арабские племена от кровопролитной бойни. Спор был о том, кто же вставит после реконструкции Черный камень в сооружение. В итоге, было решено, что сделать это должен Мухаммед. Но старейшины все-таки спорили за право нести камень к Каабе. Тогда будущий пророк предложил положить камень на плащ, а старейшинам взяться за его концы. Это разрешило спор, которому, казалось, не будет мирного решения.
Именно во время этой реконструкции изменилась форма Каабы с прямоугольной на кубическую. Курайшиты твердо решили использовать для реконструкции «священного дома» только чистые деньги, для пожертвований не принимались средства от проституции, грабежа, азартных игр, ростовщичества и тому подобного. Но оказалось, что люди в то время настолько погрязли в грехах, что не смогли собрать нужную сумму чистых денег и мечеть пришлось укоротить.
Несколько раз осуществлялись попытки вернуть Каабе первоначальную форму, но последующие правители вновь возвращали кубическую. Спустя время было решено не играть со священным сооружением и оставить его таким, как есть. Последний раз храм был отстроен в I веке н.э. и сохранился до наших дней без особых изменений в конструкции. Однако косметическая реконструкция для этого здания проводится раз в несколько столетий, но она не затрагивает форму сооружения. Последняя реконструкция была проведена в 1996 году.
Кааба стала главным святилищем для людей, населявших Аравийский полуостров. Они были убеждены, что храм является Божьим домом, и совершали к нему паломничества. Именно эта святыня прославила Мекку, которая ныне является главным центром мусульман.
Конструкция и оформление храма
Святыня стоит на мраморном основании, её углы сориентированы четко по сторонам света. Профессор географии Каирского университета Хусейн Камалуддин установил, что магнитный центр Земли находится на месте возведения Каабы. Ученый выяснил, что на это не влияет даже естественная смена полюсов планеты, при которой центр неизменно перемещался бы на другую территорию.
Внутри Каабы (Дальше есть видео)
Строение выполнено из прочного гранита, произведенного в Мекке. Храм построен в виде куба, длина его сторон примерно одинакова. Высота составляет 13,1 м, длина – 11,03 м, ширина – 12,86 м, а площадь равна 191 м².
Войти внутрь священного здания может лишь ограниченный круг лиц – как правило, это высокопоставленные представители религиозных сообществ. Глава Исламского Сообщества Северной Америки однажды побывал здесь и рассказал об интерьере здания в одном из своих интервью. По его словам, внутри имеется три колоны, полы выполнены из мрамора, а стены закрыты занавесом. Помещение освещается лампами, которые размещены на потолке. Здесь также имеется стол, предназначенный для благовоний и прочих предметов.
Составные части Каабы
1 Черный камень – булыжник, помещенный в восточном углу Каабы на высоте 1,5 м. Он является осколками темно-красного цвета, соединенными при помощи цемента и защищенными оправой из серебра. Среди мусульман считается огромной удачей прикосновение к этому месту в стене. После того как пророк Мухаммед дотронулся до камня своей тростью, последователи ислама стали считать его святыней.
Черный камень Каабы
Многие верующие утверждают, что камень снизошел с небес в руки Адама – тогда он имел белый цвет. Постепенно булыжник обрел темный оттенок, который символизировал человеческие грехи. Также существует мнение о том, что его послали Ною в знак памяти о Всемирном потопе. Пророк Ибрагим использовал булыжник для возведения Каабы и установил его на нынешнем месте. Во время всех разрушений храма камень оставался нетронутым.
2 Дверь находится в восточной части Каабы на довольно большом расстоянии от земли – около 2,5 м. Это объясняется стремлением создателей храма защитить его от возможных потопов. Саму дверь преподнес четвертый король Саудовской Король Халид ибн Абдель Азиз. При её отделке было использовано примерно 280 кг чистого золота. Ключи от храма еще со времен пророка Мухаммеда имеются только у семейства Бани Шайба. Эти люди присматривают за Каабой и поддерживают в ней чистоту.
3 Водосточный желоб был создан для оттока воды после ливней, ставших причиной обрушения храма. Стекающая с крыши жидкость является символом благодати, она направлена на места погребения жены и сына пророка Ибрагима.
4 Цоколь, на котором стоят стены Каабы, добавлен в 1627 году для защиты фундамента от грунтовых вод.
5 Хиджр Исмаил – невысокая стена, выполненная в форме полукруга. Паломникам разрешен вход сюда для совершения молитвы. Считается, что в этом месте захоронены жена Ибрагима и его сын Исмаил.
6 Мультазам — часть стены между Чёрным камнем и дверью Каабы длиной около 2 метров.
7 Макам Ибрагима – отгороженное место, сохранившее след ноги пророка. Мусульмане убеждены, что здесь он находился во время восстановления Каабы, держа своего сына на руках для возведения им самой высокой части храма.
8 Угол Чёрного камня — угол в восточной части Каабы, в которой вставлен Чёрный камень.
9 Угол Йемена — южный угол Каабы.
10 Угол Шама — западный угол Каабы.
11 Угол Ирака — северный угол Каабы.
12 Кисва – черная шелковая ткань с вышитыми на ней золотыми нитями. Используется для укрывания Каабы в целях защиты святыни от грязи и дождей. Покрывало меняется ежегодно, при этом использованное изделие режется на лоскуты и раздается паломникам. Его заменяют в 9 или 10 день месяца хаджа по исламскому календарю.
13 Мраморная полоса – специальное обозначение, при помощи которого показаны места обхода храма при совершении хаджа. До недавних пор она имела зеленый цвет, затем была окрашена в белый, что сделало её менее примечательной.
14 Место стояния Ибрахима — место, на котором стоял пророк Ибрахим при строительстве Каабы.
Правила посещения
Большое количество паломников сделало невозможным свободное посещение храма ввиду его маленьких размеров. Вход внутрь разрешен лишь особым гостям – для них двери Каабы открыты дважды в год. Они могут увидеть святыню изнутри во время двух церемоний омовения, которые проходят до начала священного месяца Рамадана и перед хаджем.
Последователи ислама имеют возможность совершить паломничество в Мекку, во время которого они могут дотронуться до своей главной святыни. Посещение этих мест представителями других религий практически невозможно. Во время хаджа возле Каабы находится огромное количество людей, ежегодно здесь регистрируются сотни несчастных случаев. Существует возможность посмотреть онлайн-трансляцию паломничества мусульман, а также ознакомиться с уникальными кадрами, показывающими Каабу изнутри.
Кааба
Кааба (от арабского Ка‘ба четырехугольник) – главное святилище всех мусульман; таким она была для арабов и до появления ислама. Но, помимо своего религиозного значения, Кааба служила для арабов языческого периода еще культурно-политическим центром, потому что здесь во время ежегодных праздников в честь главных богов Каабы решались и самые важные вопросы, касавшиеся всех обитателей аравийского полуострова; здесь же происходили так называемые поэтические состязания между знаменитейшими арабскими поэтами, стекавшимися туда со всех концов Аравии и даже Сирии и Месопотамии. Благодаря всему этому Кааба, а следовательно – и вся область, в которой она находилась, весьма рано приобрели важное религиозно-политическое значение, так что обладать Каабой значило обладать и всею среднею Аравией. Из-за этого обладания не редко возникали между разными племенами кровавые распри, часто оканчивавшиеся расхищением и даже разрушением самой святыни. Это продолжалось до тех пор, пока Кааба не перешла в руки сильного племени ку(о)райшитов, которые, с целию упрочить здесь свою власть, построили вокруг Каабы город Мекку. С тех пор религиозная и политическая власть оставались в руках курайшитов до упрочения ислама.
Вопреки своему значению, Кааба не имела правильной формы куба, но скорее форму параллелограмма длиной в 30 локтей, шириной в 22 и вышиной в 27. ее четыре стены, высотой в 9 локтей, сложенные из грубого камня, не скрепленного известью, но покрытого изнутри и снаружи дорогой материей, – покоились на крепком старом фундаменте. Ее плоская в виде террасы крыша, построенная из пальмовых стволов, вырубленных тут же в старой священной роще, поддерживалась изнутри деревянными квадратными столбами. В Каабу вела дверь, выходившая на северо-восточную сторону и запиравшаяся замком. Снаружи недалеко от этой двери были прикреплены к стене храма два бараньих рога, имевших отношение к древней религии арабов, но которые впоследствии смешали с библейским рассказом о принесенной Авраамом жертве. В правом углу Каабы был вделан знаменитый аль-хаджар – аль-асвад (Черный камень), который, по преданию, ангел Гавриил принес с неба.
От этого камня начинался, как и теперь, так называемый «таваф» – семикратный обход каабы, составлявший первый религиозный акт прибывшего в Мекку пилигрима. Вокруг Каабы, на площади, окружавшей ее, стояло 360 идолов с большою статуей главного идола – Гобала; внутри же ее прежде всего бросался в глаза большой деревянный голубь, спускавшийся с потолка и олицетворявший собою – надо полагать – богиню Венеру, которой, главным образом, и была посвящена Кааба. Над отверстием в полу храма, ведущим в подземный ход, где хранились приношения паломников и драгоценности храма, стояла большая статуя Гобала из красного камня, привезенная из Сирии Амром-бен-Лохайем. Эта статуя изображала названного бога в виде старика с длинною бородой, державшего в правой руке «стрелы судьбы»; к ее пьедесталу была привязана кожаная сумка, в которой находились такие же стрелы, посредством которых узнавали свою судьбу. Как столбы, поддерживавшие потолок, так и все внутренние стены Каабы были покрыты живописными рисунками, изображавшими богиню храма в разных фазисах ее мифологического существования. Так, в одном месте она была изображена с большими крыльями и с черным камнем в руках, а в другом – со своим сыном Адонисом, что дало арабским историкам и некоторым европейским ученым повод думать, что это был образ Пресвятой Богородицы: с Младенцем Иисусом. Кругом Каабы стояло еще несколько продолговатых камней, которым также покланялись и приписывали священный характер, хотя и не в такой степени, как аэролиту – «Черному камню». Наконец, весь храм с его площадью и многочисленными идолами был окружен такою же по размерам стеной, какая существует и в настоящее время, благодаря чему образовалась внутренняя ограда, считавшаяся, как и теперь, священной (харам) и имевшая все атрибуты свящ. оград языческой древности. Рядом с этой священной оградой, а именно, на северо-восточной стороне от нее начинается «долина жертвоприношений», заключенная между двумя холмами Сафа и Марва, вершины которых были увенчаны двумя идолами самой грубой работы. Третий идол такой же работы стоял на самом низком месте долины, известном под названием Батну-ль-вади. Эти три идола играли в языческом культе древних арабов весьма важную роль: тот из них, который находился на холме Марве изображал под именем Найлы – «ласкающей, обнимающей» главную богиню храма Каабы – Венеру – Солнце, богиню жизни и всеобщего плодородия. Другой идол, стоявший на Сафе, олицетворял собой молодого бога Исафа или Нахика, сына и любовника вышеназванной богини, который играл в каабском культе такую же двойственную роль, какую играл в религии Сирии и Месопотамии Адонис. Наконец, третий идол, называвшийся Ал-Хуласат, служил олицетворением какой- то подземной богини – соперницы Найлы и одинаково влюбленной в молодого Адониса. Арабские историки передают об этих трех богах такой же мио, какой всегда связывался в Сирии, Месопотамии, Кипре и т. д. с именем Адониса. Молодой Исаф, любовь которого оспаривали две богини – небесная и подземная, предпочел первую из них – свою мать и любовницу. Но радость влюбленных не была продолжительной: завистливая богиня подземного царства скоро поразила Адониса смертью, превратив его в камень. Однако через несколько дней он опять оживает и соединяется со своею матерью – Венерой. Этот последний акт адонаидских мистерий происходит не в самой Каабе, но на священной горе «Арафате (место знакомства, встречи), которая, вероятно, и получила это название по тому действию, которое, по мифу, совершается на ней.
С этим мифом, обошедшим почти все культурные страны древнего языческого мира и перенесенным в законченном виде из Сирии в Аравию, – тесно связаны все религиозные обряды и празднества так называемого хаджа, т. е. паломничества к Каабе. Празднества эти начинались с седьмого дня седьмого месяца Зуль-Хиджы, приблизительно около весеннего равноденствия и открывались «днем трубным» – траурным днем. Пилигрим прежде, чем вступить в священную область, должен был очиститься от всякой скверны, обнажить свою голову, снять свою обыкновенную одежду и облечься в специально-богомольческую, состоявшую, как и теперь, из двух кусков полотна; при чем одним куском он опоясывался, другой же он набрасывал на свои плечи и шею так, чтобы часть правой руки оставалась открытой. У арабских и других историков можно найти много указаний на то, что большинство пилигримов, включая сюда и женщин, совершали обход совершенно голыми. Особенною свободой пользовались в данном случае женщины племени Бану-Амира, продолжавшие отличаться своею разнузданностию даже по принятии ими ислама.
Образовавшаяся таким образом толпа голых и полуголых пилигримов с бритыми головами и босыми ногами, со свистом и хлопаньем семь раз обходила Каабу, распевая иногда весьма неприличные стихи и каждый раз прикладываясь к «Черному камню». По совершении этого обхода, пилигримы отправлялись в долину Мина, лежащую между двумя холмиками Сафой и Марвой, где покланялись находившимся там идолам и бегали семь раз от одного холма к другому в воспоминание тех печали и страданий, которые испытывала богиня Каабы при разлуке со своим сыном Адонисом. На следующий (9-й) день паломники отправлялись дальше – к священной горе Арафате, находящейся в шести часах ходьбы от Мекки, где оставались некоторое время, чтобы отпраздновать воскресение молодого бога, олицетворявшего в этом мифе пробуждение природы от зимней спячки, и его возвращение к своей возлюбленной – небесной богине. В десятый день, после краткой остановки в долине Муздалифе, по данному знаку исправляющего должность иджаза – «Арафа, пилигримы возвращались обратно в долину Мина, где каждый приносил жертву сообразно со своими средствами и положением. Богомолье заканчивалось бросанием камешек (лифоволия) в стоявшие там идолы – камни, символизировавшие собою семь планет. Тринадцатого числа караван пилигримов возвращался обратно в Мекку, встречаемый восторженными кликами собравшегося там народа. Вероятнее всего, что только по возвращении в Мекку дозволялось паломникам пить воду из священного колодца Замзама.
Как эти празднества (адониады), так и вызвавший их миф были, как уже сказано, целиком заимствованы арабами у сирийцев, а не выработаны на месте. Есть даже некоторые основания ( – самое слово Мекка, множество сирийских названий богов, сирийская надпись, открытая на древнем фундаменте Каабы при ее первой реставрации и т. д.) думать, что место, где впоследствии возникли Кааба и город Мекка, было одною из главных стоянок сирийских караванов на торговой линии между Сирией и Йеменом и, следовательно, – сама Кааба была построена сирийцами и посвящена их богам. Этим, вероятно, объясняется, почему древние арабы, довольно аккуратно посещавшие Каабу и строго исполнявшие все обряды хаджа, скоро (с V-го века по р. Хр.) позабыли как существенный характер своей религии, так и символический смысл и происхождение всех ее обрядов. Сложный и в высшей степени поэтический культ Адониса, каким этот культ представляется нам в сиро-месопотамских религиях, превратился у арабов в массу суеверных обрядов, лишенных всякого смысла. Этим также объясняется, почему арабы, подпавшие под религиозное и культурное влияние живших среди них евреев, совершенно незаметно изменили дух своей древней религии, приписав всем ее обрядам библейский характер, библейское содержание. Для них это тем легче и приятнее было сделать, что Авраам и Измаил, которым начали приписывать главную роль в постройке Каабы и установлении ее культа, оказывались их родоначальниками. Дальнейший толчок в библеизации (если можно так выразиться) древнеарабской религии сделала образовавшаяся около этого времени в Аравии школа ханифов, строгих монотеистов, справедливо считающихся теперь учителями и предтечами Мухаммеда [Магомета]. Усилия как евреев, так и ханифов привели, в конце концов, к тому, что символические обряды, главные божества и все древние религиозные легенды, на которых основывался культ Каабы, – приняли совершенно библейский характер. Гобал превратился в Авраама, а главная богиня Каабы Венера, изображавшаяся на стене храма с аэролитом в руках, превратилась в ангела Гавриила, приносящего Аврааму и его сыну камень из небесной Каабы. Образ Венеры κουροτρο’φου (питающей юношей), державшей в своих объятиях бога – сына, был принят за образ пресвятой Девы Марии с Младенцем Иисусом на руках и т. д. Нельзя, однако, сказать, чтобы библейско-талмудические сказания окончательно вытеснили из народного сознания все древние языческие предания о каабском культе и положили конец всем языческим обрядам. Многие арабы продолжали служить Гобалу, Аллате, «Черному камню» и другим богам, до самого основания ислама. Только в 630 г. все идолы и языческие изображения Каабы были выброшены из нее по приказанию Мухаммеда и частию им самим. Но по политическими, религиозным или другим соображениям арабский лжепророк не только не решился выбросить из Камбы «Черный камень», но даже продолжал почитать его и прикладываться к нему, как и до основания им новой религии. По тем же, вероятно, соображениям Мухаммед сохранил и все обряды языческого хаджа, которые и до сих пор совершаются ежегодно его последователями почти в таком же виде, как и семь веков до появления основателя ислама. Но раз Мухаммед и его последователи удержали все обряды хаджа и почитание Каабы и некоторых ее святынь, то необходимо было объяснить и оправдать их с точки зрения новой религии. И вот на основании некоторых библейско-талмудических преданий была составлена о Каабе, «Черном камне» и т. д. новая история, согласная с духом ислама. Эта история имеет несколько версии, но та, которую мы ниже излагаем в сокращенном виде со слов знаменитого голландского ориенталиста Dozy, считается самою остроумной и, по-видимому, существовала около 200-го года мухам. эры. Вот эта версия. Когда Адам был низвержен из небесного рая, он обратился к Богу с жалобой: «Увы, взывал он, я более не слышу ангельских напевов». – «Это последствие твоего греха, – ответил ему Бог, – но ступай, построй мне храм и обойди вокруг него семь раз, думая обо мне по примеру ангелов, которые, как тебе известно, парят вокруг моего престола». Адам пришел в окрестности Мекки и при помощи ангелов заложил основы храма, а на эти основы сам собой храм сошел с неба. Адам получил из рая еще шатер из красного яхонта; местом отдохновения служил в нем краеугольный камень, который раньше был белым, но впоследствии почернел от прикосновения грешников: это и есть Черный камень – аль-хаджар – аль-асвад. Во время потопа храм и шатер были обратно взяты на небо, но камень был укрыт на горе Абу-Кабус и его продолжали посещать, как святыню. Туда впоследствии Авраам привел Агарь и Измаила и покинул их. Вскоре вышла вода, которая была с Агарыо и ее сыном, и они начали испытывать сильнейшие страдания от жажды, рискуя умереть в этом пустынном месте. Желая разглядеть что-нибудь подальше, Агарь взошла на холм Сафа, а затем на Марву, но никого не было видно. Возвратясь к сыну, Агарь застала его умирающим от жажды. Не зная, что делать, она поспешно вернулась к двум названным холмам и, изнывая от горя, несколько раз взбегала то на тот, то на другой холм. Когда в отчаянии Агарь вернулась снова к своему сыну, она увидала, что близь него бьет ключ воды. В этом месте позже вырыли колодезь 3амзам.
Во время одного из приездов к Измаилу, Авраам рассказал ему, что он получил приказание от Бога построить там храм. Отец и сын тотчас же принялись за дело и, копая землю, наткнулись на старый фундамент адамова храма. Авраам хотел вделать в один из углов какой-нибудь камень, чтобы отметить то место, откуда следовало бы начинать обход храма; но, пока Измаил ходил за подходящим камнем, ангел Гавриил принес Аврааму «Черный камень», который Авраам и вставил в угол здания. Окончив постройку храма – каабы, отец с сыном обошли, по приказанию Гавриила, вокруг него семь раз, затем, дважды преклонившись, они прочли молитву позади большого камня, на котором стоял Авраам. Гавриил научил их также тем обрядам, какие они должны были совершать в других святых местах. Сначала следовало быстро пробежать семь раз пространство между Сафой и Марвой в память того, как в своем отчаянии делала это Агарь. Потом он повел их в долину Мина: но когда они пришли туда, показался Иблис – дьявол. «Кидайте в него каменьями», – сказал Гавриил. После того, как Авраам; бросил в Иблиса семь камешков, последний действительно исчез: но в средине и в глубине долины он снова по- явился, но всякий раз Авраам прогонял: его семью камешками: отсюда обычай бросать камешки в долине Мина во время; богомолья. Наконец, когда Авраам в сопровождении Гавриила посетил также Муздалифу и Арафу и был научен от него тем обрядам, какие полагалось там совершить, он получил от Бога приказание объявить всем людям, чтобы они шли на поклонение к Каабе и другим св. местам. «Да ведь они не услышат моего голоса,» – ответил Авраам. – «Исполняй то, что я тебе приказываю», – сказал Бог, – «я сделаю так, что они тебя услышат». Авраам встал на большой камень и камень поднялся так высоко, что превысил все горы. Обратившись последовательно к четырем странам света, Авраам воскликнул: «О, люди, вам предписано ходить на поклонение в древний храм,– слушайтесь Господа вашего». И со всех сторон отвечали: «Ляббайка, Аллахюмма, Ляббайка.» Мусульмане толкуют эту старинную формулу, всегда употреблявшуюся у древних арабов на богомолье, в смысле: «мы готовы служить тебе. Боже, мы готовы». На вечную память об этом случае следы от ног Авраама отпечатлелись на камне, который и до сих пор зовут «макам Ибрагим», т. е. «стояние Авраамово.»
Кааба и её роль в жизни мусульман
Мусульмане во всём мире ежедневно во время совершения намазов направляют свой лик в сторону Священной Каабы (киблы), которая признана в качестве главной исламской святыни. Кааба является домом Господа миров и располагается в самом центре наиболее значимой для мусульман Запретной мечети («месжид Аль-Харам»), находящейся в городе Мекка. Ежегодно Кааба притягивает к себе миллионы мусульман, которые совершают паломничество – хадж и умру.
История Каабы
Кааба является первым сооружением, созданным людьми, для поклонения Единому Творцу. Впервые она была сооружена первым пророком – Адамом (мир ему). Однако после Великого Потопа, который произошёл во времена Пророка Нуха (Ноя, мир ему) она была до основания разрушена. Дом Всевышнего был восстановлен по повелению Самого Господа пророками Ибрахимом (Авраамом) и его сыном Исмаилом (мир им), о чём упоминается в следующем кораническом аяте:
«Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (2:125)
В доисламскую эпоху Кааба являлась главным языческим храмом, паломничество к которому совершали язычники со всей Аравии. Внутри Дома Аллаха располагались языческие идолы, которым поклонялись мекканские многобожники. С началом пророческой миссии Милости миров Мухаммада (с.г.в.) и появлением первых мусульман в Мекке Кааба стала и исламской святыней. Однако киблой (ориентиром при совершении намаза) она стала лишь через некоторое время после совершения Хиджры – переселения Пророка (с.г.в.) в город Медина из Мекки. До этого киблой служила иерусалимская Отдалённая мечеть («месжид Аль-Акса»). Доказательством служит хадис, который одновременно приводят Муслим и Бухари: «В первое время после приезда пророка… он в течение 16 или 17 месяцев молился, становясь лицом в сторону Иерусалима, однако ему хотелось обращаться во время молитвы в сторону Каабы».
Достоинства Каабы
«Аллах сделал Каабу, Заповедный дом, а также запретный месяц, жертвенных животных и животных (или людей) с ожерельями опорой для людей» (5:97)
Кааба, прежде всего, это опора всей уммы, которая способствует её сплочению и единству. Во-первых, мусульмане, проживающие в различных странах мира, имеющие разный социальный статус, пол, возраст, материальный достаток, обращаются во время совершения молитвы именно к Каабе. Во-вторых, ежегодно верующие со всей планеты устремляются в Мекку для совершения одного из столпов ислама – паломничества (хаджа), обязательным условием которого является обход вокруг Каабы. Во время хаджа все мусульмане, прибывшие в Мекку, становятся единым целым. В период паломничества верующие, вне зависимости от того, к какому течению они принадлежат – сунниты они или шииты, каков их социальный статус и материальное положение, – все они становятся равными, так как на данный момент они преследуют общую цель. В Священном Коране сказано:
«Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (3:103)
Тем не менее, в современном мире вопрос о единстве уммы остаётся актуальным. Кааба является святыней, которая способствует сплочению и единству верующих по всему миру. Помимо благ в земной жизни, обращение при выполнении молитвы в сторону Каабы способно помочь верующему и в мире вечном. Существует высказывание Посланника Аллаха (с.г.в.), которое приводится в хадисе: «Тот, кто совершает молитву так же, как и мы, и обращается к нашей кибле, и ест то, что мы приносим в жертву, является мусульманином, который находится под защитой Аллаха и под защитой Его посланника» (Бухари, Насаи). Таким образом, Кааба, будучи местом паломничества верующих и ориентиром при совершении намаза, играет значимую роль, способствуя единению и сплочению мусульман всего мира.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!