Что такое издательский проект
Издательский проект
На этой странице сайта описаны все основные этапы реализации издательских проектов. Это сделано для того, чтобы авторы понимали всю сложность работы издательских компаний. Для лучшего понимания особенностей издательских проектов рекомендуется ознакомиться с тем как организована сбытовая система книжного рынка.
Издательство является одним из самых рискованных бизнесов. Это связано с тем, что есть несколько факторов, которые негативно влияют на финансово-экономическое состояние издательства.
Риски издательского проекта
Основной фактор риска в работе издательства – выпущенная книга может оказаться невостребованной. Если издательство работает с новым автором, который пока еще не издал ни одной книги, то в таком проекте риск получается максимальным.
Если книга окажется неудачной, то издательство может понести значительные затраты, которые, естественно, никто не компенсирует.
Еще одним немаловажным фактором риска является принятая схема работы с оптовиками и магазинами. Издательство должно заранее профинансировать все затраты по проекту, а деньги от оптовиков и магазинов за проданные книги, как правило, поступают с большой задержкой (5-6 месяцев с момента продажи в магазине, а иногда и больше).
Кроме того, зачастую объем произведенного тиража значительно превышает среднемесячные продажи. Это значит, что возврат вложенных средств может осуществлять в течение года или даже более длительного периода.
Мало того, что продаваться (т.е. отгружаться) книга может год и более, так еще и денежные средства за отгруженные книги поступают в издательство с большей задержкой (несколько месяцев). Поэтому зачастую реализация издательских проектов требует привлечения значительного внешнего финансирования (кредиты банков), а это тоже дополнительные затраты.
Затраты издательского проекта
Основные затраты, конечно же, связаны с выпуском книги. Есть два основных способа производства книги: офсетный и цифровой. Цифровой позволяет выпускать очень небольшой тираж (даже и одну книгу), но себестоимость при этом получается очень высокой. Поэтому использовать данный способ не выгодно.
Наше издательство размещает заказы в типографии, которая производит книги с использованием офсетной печати. Но при этом мы вынуждены делать заказ минимум на 1000 экземпляров, т.к. при меньшем количестве производственная себестоимость одной книги опять-таки получается большой (конечно, не такой, как при цифровой печати, но все равно достаточно высокой).
Помимо затрат по проекту издательству приходится нести и текущие (операционные) расходы, связанные с хранением и продажей книг.
По всем вышеперечисленным причинам большинство издательств предлагают авторам (особенно новичкам) взять на себя все затраты, а таже риски, связанные с реализацией проекта по выпуску их книг. Текущие затраты издательства как правило берут на себя (при этом затрат на выплату процентов по кредиту у них не возникает, т.к. все финансирует автор).
Предложения для авторов издательства «Москва» по реализации издательских проектов
Издательство «Москва» предлагает уникальные условия работы для авторов (в т.ч. и для новичков). Наше издательство готово все затраты и все риски по проекту взять на себя, т.е. мы предлагаем авторам издать свою книгу АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО.
Помимо этих стандартных моделей, естественно, мы готовы сотрудничать с авторами и на индивидуальных условиях, которые обсуждаются в каждом конкретном издательском проекте.
Лучший образовательный издательский проект
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15
г. Борзя Забайкальского края
«Лучший образовательный издательский проект»
Разработчик: Гунько Татьяна Петровна.
Вспомним девяностые, именно в эти годы произошёл развал духовных ценностей. Наверное, не зря их называют « лихими», в эти годы всё перевернулось с ног на голову. Поменялись ценности и ориентиры. Наряду с важными позитивными моментами, нарушилось духовное единство общества
Именно образованию отводится ключевая роль в духовном воспитании Российского общества. Ни философия, ни наука, ни этика сами по себе не могут решить проблемы общества. Вход в желанную страну благополучия лежит в нравственно-духовной области.
Забота о духовно-нравственном и патриотическом воспитании общества приобретает сегодня судьбоносное значение. И государство повернулось сегодня лицом к церкви, понимая, что без неё нам просто не справиться с создавшейся ситуацией.
Затем Россия стала империей, где государство возвысилось над церковью, появился новый идеал- «слуга царю и Отечеству». Образование поменяло ориентиры, устранялось влияние церкви на общество, подавлялось религиозное сознание. Разрушались храмы, вера преследовалась, была другая идеология.
Но сегодня на новом этапе развития страны появились новые воспитательные задачи. И эти задачи мы должны решать вместе: семья, государство, церковь.
Человек состоит из духа, души и тела. Интересно, что дух имеет мужской род, душа – женский род, а тело- средний род.
Тело-это материя в категории исчисляемости, временности. Тело- это анатомия.
Александр Пушкин писал: « Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания, в нём находится вся человеческая жизнь. Мои дети будут читать вместе со мною Библию. Библия всемирна…Вот единственная книга в мире: в ней есть всё». Да, библия даёт много полезнейших советов для нашей жизни. Написано: « Ибо Господь даёт мудрость: из уст Его знание и разум» (1)
Полноценное питание для нашего духа мы можем черпать в Священном писании. И как же хорошо, что обучающие теперь могут хотя бы частично прикасаться к этой великой книге, на предмете ОРКС.
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира». А. Макаренко.
Помимо физических особенностей ребенка, организации правильного питания и привития санитарно-гигиенических навыков, чрезвычайно важным являются психологические отношения в семье: родители и дети влияют друг на друга. Через это общение и происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и другого человека, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей и уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка, осознании ее смысла, в первую очередь, в условиях семьи. Душевная теплота и отзывчивость родителей, а также умеренный контроль с их стороны оказывает на детей самое благотворное влияние. Родители часто не понимают, что главное для ребенка в семье занять правильное место, почувствовать себя уважаемым человеком, личностью.
В семье формируются основные социальные и духовно-нравственные качества личности. Складывается характер ребёнка, его привычки. Проходит процесс развития личности. Здесь он слышит первые наставления, испытывает первые радости и первые обиды. Отсюда из семьи он берёт пример:
До недавнего времени в детях видели продолжителей рода, хранителей семейных традиций и тех, кто будет поддержкой и опорой в старости. К сожалению, в наше время для некоторых родителей дети становятся обузой. В основе своей это семьи социально неблагополучные. Родители, порой сами из таких же семей, или ещё хуже выходцы из детских домов не понимают, а иногда не хотят понимать свою родительскую обязанность- воспитание собственных детей и часто перекладывают это на заботу государства.
Мы являемся одной из самых развитых стран, но к сожалению не можем справиться с жестокостью, безразличием, безнравственностью, преступностью. А самое обидное, что это наблюдается и в некоторых семьях. Детям не хватаем внимания, особенно в подростковом возрасте, когда в их взрослеющих умах зреет огромное количество вопросов. В семьях появляются блудные сыновья и дочери, они живут с вами в одном доме, кушают за одним столом, на самом деле, находясь далеко, на другом полюсе жизни.
На родителях, особенно на мамах, лежит огромный груз забот нашего бурного века, все заняты работой, бытовыми хлопотами и иногда нет времени на детей. Ребёнку необходимо общение и внимание, но так часто на бесчисленные детские вопросы звучит ответ: « Я занят, не мешай, ты вечно не вовремя, давай потом.» Но и потом ответа нет, и постепенно ребёнок на свои вопросы ищет ответа не там где нужно. Возникает стена отчуждения, ребёнок замыкается, он с нежеланием идёт в школу. Дети изобретательнее, чем мы думаем и скоро у них появляются новые друзья, увлечения, теперь они не надоедают родителям, избегают тревожить этих вечно занятых взрослых. Появляются пробелы в учёбе, плохое поведение в школе, вредные привычки. Несомненно, детям нужно слушаться своих родителей. Не меньше родителям нужно выслушивать своих детей, давать советы для них это очень важно.
Воспитание нужно начинать с себя. Очень часто видишь утром бегущую маму, которая за ручонку тащит упирающегося ребёнка, который устал, замёрз, не проснулся, а мама в это время успевает лихорадочно курить сигарету, успевая покрикивать на ребёнка. Как-то уже легло в привычку, что воспитанием занимается мама, а папы устраняются, и во многих семьях служат как страшилки. Когда в школе у ребёнка проблемы мамы не всегда говорят папам.
Понаблюдайте, сколько пап приходит на родительские собрания. Где они? Я считаю, что устранение пап от воспитания детей ведёт в первую очередь к чувству отверженности, ненужности, нежеланию учиться. Ребёнок замыкается. Можно заработать много денег, а свободное время проводить у телевизора, при этом потерять доверие и любовь своих детей.
Когда ребёнок идёт в школу именно семья удовлетворяет материальные, коммуникативные, эмоциональные потребности ребёнка, который проходит разные периоды обучения. Переходя из начальной школы в основную, они проходят адаптационный период. Задача родителей и учителей помочь детям пройти этот барьер. Этот период характеризуется доминирующей ролью семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей ребёнка. У ребёнка возникает высокая потребность в общении со взрослыми.
Значит духовная жизнь детей в руках родителей. Здесь имеется в виду не только конкретные Богословские взгляды, но и весь комплекс морально-этических убеждений. Да и понятно родители не могут полностью перепоручить духовное воспитание своих детей чужим людям. По крайней мере, они не должны надеяться только на школу.
Период старшего школьного возраста характеризуется также сохранением материально-комфортной функции семьи, усилением её роли в самоопределении на будущее.
Поскольку мы говорим о семье, мы не можем обойти одну такую деликатную тему. НАКАЗание, да я целенаправленно выделила первые пять букв. Наказ, вот что заложено в это действие. Существует много разных споров о том наказывать или не наказывать детей. А что говорит библия: « Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему»(3).Можно ли назвать традицией, когда детей ставили в угол? Может быть. А ведь в этом кроется много полезного. Во-первых ребёнок не чувствует физического действия, при этом он изолируется от общества на какое-то время, чтобы находясь в углу обдумать свой поступок, покаяться попросить прощение у родителей. И конечно, родители не должны «перегибать палку». Совсем недавно участвуя в олимпиаде « Неболит», дети писали сочинение на тему « Если бы я был взрослым», так многие дети написали такую фразу « Я бы не избивал своего ребёнка».Я думаю, если мою статью прочитают родители, они подумали бы об этом. Лет десять назад мы с коллегой возили детей на экскурсию, находясь со мною в купе, один мальчик рассказал, что за двойки его мама ставила его на крупу. Тогда я сделала вывод: что нужно говорить родителям и как.
Ну уж если мы говорим о наказании, необходимо сказать и о послушании и я снова вернусь к моей любимой книге библии. Написано: «Слушайте дети, наставление отца и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.» (4) Наверное от слова преподал появилось слово преподавать.
Есть много опасностей на пути совершенствования, нужно стремиться к послушанию, благочестию в этом развращённом похотью мире.
Цинизм заполонил телевидение, интернет. Юмористические передачи, демотиваторы в интернете, посты и переписки в социальных сетях. Создается впечатление, что табуированных тем для циничных насмешек больше не существует. Высмеивается всё что свято: родители, семья, Отечество, русский язык, культурные наследия.
Что такое, собственно говоря, цинизм? Это некая защитная реакция человека на то, с чем он духовно не справляется. Но это, безусловно, миф. Человеку кажется, что, если он очерствеет и будет говорить о смерти, о каких-то человеческих трагедиях, о болезнях, несчастьях шутливо, с насмешкой, как-то холодно, то это ему поможет защититься от той боли, которая могла родиться в сердце. Но человек, который для себя выбирает цинизм как форму взаимоотношений с реальностью, теряет очень многое, потому что душа действительно черствеет.
Интернет, телевидение, пресса-продукт нашей свободной культуры, проповедующей вседозволенность, и не имеющей отпора, колоритный образец извращённых ценностей. Вот чем питаются наши дети.
В таких условиях мы должны предложить детям альтернативу, что может стать образцом, эталоном, путеводителем в детском возрасте, служить ориентиром для нашей культуры в последующие годы. В качестве противовеса нынешнему разложению( однополые браки, браки без регистрации загса, брошенные старики и дети, отсутствие всякой морали, сквернословие, не почитание родителей, неуважение старших),мы должны дать детям прочный фундамент для построения духовно-нравственной личности.
Во времена потрясений и перемен такой надёжный фундамент внесёт устойчивость и стабильность в жизнь тех, кто остаётся верным духовным ценностям и важно, чтобы таких людей в нашем обществе было больше и больше. Каковы наши нравственные ценности- таково будет и будущее человечества.
Концепция духовно-нравственного воспитания.
Использовала собственные педагогические наблюдения.
Критерии оценивания издательских проектов
Печатное издание
Продуктом проекта в области издательского дела может являться печатное издание: брошюра, книга объемом от 20 страниц. Текст и иллюстрации могут быть предоставлены заказчиком, однако автор проекта несет ответственность за соблюдение языковых норм и качество иллюстраций.
В качестве продукта к защите представляется электронный макет издания в формате pdf, сохраненный без сжатия иллюстраций; при наличии печатный экземпляр демонстрируется на защите. Макет выполняется в специализированной программе для создания макетов. На этапе проектной заявки необходимо обосновать актуальность проекта; на этапе отчета о ходе работы над проектом – предоставить примерное оглавление издания и подробное описание типового разворота; на этапе окончательной заявки – предоставить сверстанный пример одного элемента оглавления и все исходные материалы верстки.
Обратите внимание, что критерии разнятся в зависимости от того, когда вы поступили в Лицей.
Для набора 2020 года:
Проектные методы и содержание. Издательское дело (печатное издание)
Продукт имеет завершенный вид (+1 балл), обложка дает достаточное представление о содержании и характере издания (+1 балл).
Ориентация на целевую аудиторию
В отчете описаны особенности целевой аудитории (+1 балл), содержание и оформление издания им соответствует (+1 балл).
Издание выдержано в единой стилистике (+1 балл); оформление элементов текста соответствует действующим стандартам (+1 балл).
В тексте не нарушаются правила орфографии и пунктуации (+1 балл); отсутствуют речевые и грамматические ошибки (+1 балл).
Иллюстрации качественно обработаны (+1 балл) и гармонично сочетаются с текстом (+1 балл).
Корректно составлен и оформлен справочный аппарат издания (+1 балл), соблюдены авторские права обладателей материалов (+1 балл).
Для набора 2021 года:
Проектные методы и содержание. Издательское дело (печатное издание)
Продукт имеет завершенный вид (+1 балл), обложка дает достаточное представление о содержании и характере издания (+1 балл).
Ориентация на целевую аудиторию
В отчете описаны особенности целевой аудитории (+1 балл), содержание и оформление издания им соответствует (+1 балл).
Издание выдержано в единой стилистике (+1 балл); оформление элементов текста соответствует действующим стандартам (+1 балл).
В тексте не нарушаются правила орфографии и пунктуации (+1 балл); отсутствуют речевые и грамматические ошибки (+1 балл).
Иллюстрации качественно обработаны (+1 балл) и гармонично сочетаются с текстом (+1 балл).
Корректно составлен и оформлен справочный аппарат издания (+1 балл), соблюдены авторские права обладателей материалов (+1 балл).
Опубликованный текст рукописи
Продуктом проекта в области издательского дела может являться опубликованный текст рукописи: письма, воспоминания из семейных архивов, ранее не публиковавшиеся художественные произведения и т.п. Минимальный объем − 20000 знаков.
В качестве продукта к защите представляется электронный макет издания в формате pdf, сохраненный без сжатия иллюстраций, или ссылка на онлайн-публикацию; при наличии печатный экземпляр демонстрируется на защите. Макет выполняется в специализированной программе для создания макетов. На этапе проектной заявки необходимо обосновать актуальность проекта; на этапе отчета о ходе работы над проектом – предоставить примерное оглавление издания и подробное описание типового разворота; на этапе окончательной заявки – предоставить сверстанный пример одного элемента оглавления и все исходные материалы верстки.
Обратите внимание, что критерии разнятся в зависимости от того, когда вы поступили в Лицей.
Для набора 2020 года:
Проектные методы и содержание. Издательское дело (подготовка текста к публикации)
Продукт имеет завершенный вид (+1 балл), обложка дает достаточное представление о содержании и характере издания (+1 балл).
Издание в достаточной мере содержит информацию об авторе / авторах (+1 балл), вступительная статья или послесловие свидетельствуют о проведенной работе по подготовке текста к публикации (+1 балл).
Издание выдержано в единой стилистике (+1 балл); оформление элементов текста соответствует действующим стандартам (+1 балл).
В тексте не нарушаются правила орфографии и пунктуации (+1 балл); отсутствуют речевые и грамматические ошибки (+1 балл).
Иллюстрации качественно обработаны (+1 балл) и гармонично сочетаются с текстом (+1 балл).
Корректно составлен и оформлен справочный аппарат издания (+1 балл), соблюдены авторские права обладателей материалов (+1 балл).
Для набора 2021 года:
Проектные методы и содержание. Издательское дело (подготовка текста к публикации)
Продукт имеет завершенный вид (+1 балл), обложка дает достаточное представление о содержании и характере издания (+1 балл).
Издание в достаточной мере содержит информацию об авторе / авторах (+1 балл), вступительная статья или послесловие свидетельствуют о проведенной работе по подготовке текста к публикации (+1 балл).
Издание выдержано в единой стилистике (+1 балл); оформление элементов текста соответствует действующим стандартам (+1 балл).
В тексте не нарушаются правила орфографии и пунктуации (+1 балл); отсутствуют речевые и грамматические ошибки (+1 балл).
Иллюстрации качественно обработаны (+1 балл) и гармонично сочетаются с текстом (+1 балл).
Корректно составлен и оформлен справочный аппарат издания (+1 балл), соблюдены авторские права обладателей материалов (+1 балл).
Регулярно выходящее печатное издание
Продуктом проекта в области издательского дела может являться регулярно выходящее печатное издание – газета или журнал. Суммарный объем оригинального авторского текста в издании – не менее 20000 знаков.
К защите представляется электронный макет трех последовательно вышедших готовых изданий в формате pdf, созданный в специализированной программе для создания макетов и сохраненный без сжатия иллюстраций, а также текстовое наполнение в отдельном файле. В случае представления к защите пилотного выпуска периодического издания опубликованный номер дополняется планом следующих двух номеров: рубрикация, флэт-план, обложка. В случае представления к защите двух номеров добавляются рубрикация, флэт-план и обложка третьего номера. Дополнительно может быть представлены предварительные материалы, переписка с авторами, редакторами, дизайнерами, свидетельствующая о соблюдении принципов редакционной политики.
На этапе проектной заявки необходимо обосновать актуальность проекта; на этапе отчета о ходе работы над проектом – предоставить примерное оглавление издания и подробное описание типового разворота; на этапе окончательной заявки – предоставить сверстанный пример одного элемента оглавления и все исходные материалы верстки.
Текст статей проходит проверку в системе «Антиплагиат», допускается не более 20% заимствований.
Обратите внимание, что критерии разнятся в зависимости от того, когда вы поступили в Лицей.
Для набора 2020 года:
Проектные методы и содержание. Издательское дело (периодическое издание)
Издательский проект в современном отечественном книгоиздании: типология, особенности моделирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.25.03, кандидат наук Ганова, Мария Евгеньевна
Оглавление диссертации кандидат наук Ганова, Мария Евгеньевна
Глава 1. Издательский книжный проект как способ формирования репертуара
1.1. Издательский книжный проект: содержание и структура
1.2. Классификация издательских книжных проектов.
Продуктивные модели книжных издательских проектов
Глава 2. Авторский и издательский книжный проект: проблема позиционирования на книжном рынке
2.1. Креативная издательская концепция монопроекта серии <«Перекрестки истории» издательства «Дрофа»
и «История Российского государства» издательства «ACT>>)
2.2. Опыт разработки и претворения авторского книжного проекта литературно-художественного издания в Интернет-пространстве
(«Метро 2033» Д. Глуховского)
Глава 3. Продуктивная модель инновационного проекта. Расширение контекста произведения в электронном
и печатном изданиях
3.1. Электронный проект учебного издания
как расширенная бумажная версия <«Дрофа»)
3.2. Создание печатного издания с интерактивным контекстом
Глава 4. Инновационные технологии в печатном, электронном и комбинированном издательском проекте
4.1. Комбинированные книжные проекты для детей («Мозаика-Синтез»,
экспериментальная книжная серия для детей: модель)
4.2. Разработка электронного издания для ¡Рас!, ¡РЬопе, планшетных
компьютеров и коммуникаторов («Дрофа», «Махаон» и др.)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», 05.25.03 шифр ВАК
Издание произведений русских писателей ХХ века в Монголии 2019 год, кандидат наук Онон Чинбаяр
Негосударственное книгоиздание в истории книжного дела России 2010 год, кандидат исторических наук Кондратов, Сергей Александрович
Концептуальные основания проектирования корпоративного издательского сайта 2009 год, кандидат филологических наук Зинченко, Юлия Сергеевна
Издательская деятельность С.А. Полякова в контексте культуры Серебряного века 2019 год, кандидат наук Шапкина Ольга Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Издательский проект в современном отечественном книгоиздании: типология, особенности моделирования»
Актуальность исследования. Термин «издательский проект» широко используется в издательской среде и в книговедении в последние десятилетия, но однозначной дефиниции этого термина нет. В книгоиздательской практике понятие «проект» понимается по-разному. Одни называют так подготовку и выпуск любого издания, другие считают, что этот термин уместно употреблять применительно к выпуску издания, основанного на проектном менеджменте1.
В диссертации издательский проект рассматривается как способ организации издательского репертуара и редакционно-издательского процесса, обеспечивающий подготовку, выпуск и реализацию любого издания. В различные периоды функционирования книгоиздания издатели привносили в этот процесс свою специфику, определяемую запросами общества и социокультурной ситуацией, а также техническими
возможностями полиграфии. Современное книгоиздание характеризуется интенсивным поиском оптимизации редакционно-издательской деятельности, который обусловлен переходом к рыночным отношениям в начале 1990-х
годов, формированием огромного книжного рынка, серьезной конкуренцией, внедрением новых технологий в сфере коммуникаций, запросов читательской аудитории.
В первые годы перехода к рыночным отношениям отечественные издатели занимались выпуском переводной литературы (возросший интерес читателя к ней позволял издателю не задумываться над качеством перевода и подготовки издания), перепечаткой книг, ранее запрещенных к изданию в стране, а также созданием учебных изданий, отвечающих новой общественно-политической ситуации и т. д. Но на рубеже XX и XXI вв. произошло «насыщение» подобной литературой, и тогда перед издателями встали проблемы формирования репертуара по новым принципам и повышения качества изданий. Ситуацию осложняло и внедрение компьютерных технологий в издательский процесс, появление новых возможностей «перекачки» книг, чтения их в Интернете, развитие мультимедиа, укрепление позиций электронных книг. Как же в таких условиях издателю продать свою книгу и получить хорошую прибыль? Один из путей к успеху — это правильная организация книгоиздательского процесса: от обоснования концепции проекта, выбора авторского произведения, формирования модели издания(й), подготовки издательского проекта к выпуску и до его реализации на книжном рынке.
Возрастает интерес издателей к выпуску книжных серий. В XXI в. подавляющая часть издательских книжных проектов представлена серийными изданиями, которые занимают лидирующее положение в репертуаре большинства отечественных издательств. «Технология» серийного книгоиздания, а также заинтересованность самого издателя в максимальных продажах (в сравнении с советским периодом плановой экономики) и объясняет выдвижение на первый план издательской концепции. Издатель полностью взял на себя функцию создания проекта от замысла до реализации, внося креативную составляющую, расширяя контекст авторского произведения,
создавая новые модели книжных проектов. Если рассматривать проект как любое издание, то проекты с оригинальной и воспроизводимой концепцией, с применением новых технологий можно назвать инновационными. Анализ современных книжных проектов ведущих отечественных издательств в данной работе позволит выделить и обосновать продуктивные модели инновационных книжных проектов.
Современная тенденция чтения с электронных устройств (смартфонов, планшетных компьютеров, ридеров и т. п.), формирование новой культуры потребления электронного контента побуждают издателей традиционной — печатной — книги выпускать такие издания, содержание и возможности которых удивят современного читателя, подвигнут его к покупке книги. Издатели обращаются к выпуску электронных литературно-художественных, научно-популярных, справочных изданий. Учебные издательства активно разрабатывают электронные учебные издания и комплекты нового поколения. Для высших учебных заведений эта практика известна еще с конца 1990-х гг., сейчас же акцент сделан на новые обучающие электронные издания для школьников и даже дошкольников.
Современный книжный рынок диктует издателям свои правила. Прежде всего, это коммерциализация издательского дела, когда основной становится экономическая составляющая издательского проекта. Жесткая конкуренция вынуждает издателей уделять особое внимание расчетам: рассчитывается не только себестоимость издания, возможная прибыль, стоимость книги при разных характеристиках полиграфического исполнения, но и предполагаемая прибыль, исходя из нескольких вариантов первого и последующих тиражей, позиционирования на разных рынках, покупки авторских прав на произведения и использования его в дальнейшем, учитываются все возможные риски и варианты развития событий. Без подробного рассмотрения издательской концепции маркетологами, строгих расчетов, оформления бизнес-плана запуск проекта невозможен.
На сегодняшний день существует большое количество исследований — монографий, статей, посвященных проектному менеджменту, управлению проектами и т. п., в которых рассматривается понятие «проект». Однако применительно к издательскому делу нет комплексных исследований, рассматривающих понятие «проект», «издательский книжный проект», выявляющих принципы и задачи его применения в книгоиздании, раскрывающих его типологические признаки и особенности моделирования, что и определяет актуальность темы данной диссертации. В работе на репрезентативных примерах современных проектов изданий разных видов литературы, проектов серий и отдельных изданий доказывается универсальность и эффективность издательского книжного проекта как способа организации издательского репертуара и редакционно-издательского процесса.
Объектом настоящего исследования является издательский книжный проект как способ организации издательского репертуара и редакционно-издательского процесса, реализуемый крупными издательствами при издании произведений различных видов литературы и целевого назначения.
Предметом исследования стали типологические признаки инновационного книжного проекта и особенности моделирования книжного проекта на примерах проектов таких издательств, как «Дрофа», «АСТ», «Мозаика-Синтез», «Clever».
Цели диссертационного исследования — дать характеристику понятия «издательский книжный проект» на примерах проектов литературно-художественных изданий, учебных изданий и изданий для детей; раскрыть особенности моделирования издательского проекта в современном отечественном книгоиздании, доказав универсальность данной технологии.
Для разрешения поставленных целей были сформулированы основные задачи:
• рассмотреть издательский проект как способ организации издательского репертуара и редакционно-издательского процесса,
обосновав особенности издательского проекта как универсальной технологии книгоиздания;
• разработать типологию издательских книжных проектов;
• проанализировать отобранные по критериям успешности, оригинальности издательские книжные проекты ведущих отечественных издательств и дать определение инновационного издательского проекта;
• выявить продуктивные модели инновационных издательских книжных проектов;
• поэтапно рассмотреть процесс моделирования инновационных издательских книжных проектов учебного издания, литературно-художественного издания, издания для детей, выявить и обосновать их характеристики.
Методы исследования. При сборе материалов осуществлялся мониторинг издательских каталогов, обзор рынка печатных и электронных изданий художественной, учебной и детской литературы, Интернета. Для реализации поставленных целей применялись следующие методы: систематизация и обобщение, анализ, синтез, моделирование и сравнения. При исследовании отобранных изданий применялись профессиональные методы — типологический метод и редакторский анализ (синтез специально-предметного, логического, лингвостилистического анализа).
Источниковедческая база: издательские планы и проекты ведущих книжных издательств страны; издательские каталоги и каталоги отдельных книжных магазинов; книги, вышедшие в РФ в исследуемый период; зарубежные специализированные журналы («The Bookseller», «Publisher’s Weekly», «Books»); зарубежные специализированные книжные издания (издательское дело и книговедение).
Теоретической и методологической базой данной исследовательской работы стали труды ведущих ученых в области издательского дела и редактирования, книжного бизнеса, общего книговедения, истории книги: С. Г. Антоновой, Е. И. Баренбаума, А. А. Беловицкой, А. А. Гречихина, И. А. Жаркова, Л. В. Зиминой, С. А. Карайченцевой, М. Д. Крыловой, Т. Г. Куприяновой, Б. В. Ленского, А. Э. Мильчина, Е. Л. Мжельской, Н. 3. Рябининой, В. Л. Топорова, Л. Г. Тюриной, Б. Г. Тяпкина, Е. П. Шеметовой, Н. Д. Эриашвили.
В работе доктора филологических наук, профессора А. А. Беловицкой «Книговедение. Общее книговедение» (2007) рассмотрены основные закономерности и тенденции формирования обобщенного книговедческого знания. Раскрыты сущность, формы, функции книги, типология книжного издания. Исследования Беловицкой помогли определить целевое назначение и читательский адрес анализируемых издательских проектов.
В монографиях профессора Б. В. Ленского «Современное зарубежное и отечественное издательское дело» (2002), «Книгоиздательская система современной России» (2001) и его статьях в сборнике «Книга. Исследования и материалы» раскрываются тенденции развития современного книгоиздания, рассматриваются вопросы создания и функционирования единого информационного пространства книжного рынка, что помогло представить состояние и тенденции выпуска и распространения книг с использованием новых информационных технологий.
В работах С. А. Карайченцевой «Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству» (2004), «Русская детская книга XVIII — XX вв. (Очерки эволюции репертуара. 1717 — 1990 гг.)» (2006) и Е. Л. Мжельской «Современное книгоиздание для детей» (2011) рассмотрена типология детской книги, а также актуальные проблемы и вопросы подготовки литературно-художественной и детской книги, что было учтено при анализе детских изданий в данном диссертационном исследовании.
Для данной исследовательской работы интерес представили материалы научных статей А. А. Беловицкой, Б. В. Ленского, С. Г. Антоновой, Р. Г. Абдуллина и др., опубликованные в сборниках «Книга. Исследования и материалы». Статья А. А. Беловицкой «Типологические признаки серийного издания художественной литературы» — это одно из основных исследований, посвященных серийным изданиям. Автор выявляет типообразующие признаки книжной серии. В статье дается определение серии как «способа организации потока самостоятельных, однотипных книжных изданий, последовательно выходящих в свет в соответствии с определенным общим замыслом, раскрывающимся частично в каждом из них, а полностью — всей совокупностью этих изданий и обозначенным частной издательской задачей, сформулированной в названии серии»2, раскрываются типологические признаки сериального издания (общий замысел, читательский адрес, целевое назначение).
В монографии Л. В. Зиминой «Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти» (2004) рассмотрены современные издательские стратегии в области литературно-художественного книгоиздания. В параграфе «Российская беллетристика. Формирование национального поджанра» охарактеризован канон национального литературного поджанра посредством анализа успешных издательских проектов. Материал данной научной работы позволил выработать критерии отбора и анализа издательских проектов литературно-художественных изданий.
Работы Н. 3. Рябининой «Технология редакционно-издательского процесса» (2008) и И. А. Жаркова «Проблемы редакторского мастерства» (2011) и «Теория и методика редактирования литературных произведений»
2 Беловицкая А. А. Типологические признаки серийного издания художественной литературы // Книга. Исследования и материалы. М., 1970. Сб. 21. С. 27.
(2006) посвящены вопросам редакционно-издательской подготовки книжного издания. В них подробно рассматриваются этапы редакционно-издательского процесса, правила подготовки аппарата издания, виды правки текста, а также специфика объекта редактирования, принципы редакторской работы. Этот материал позволил выработать методику анализа в работе отобранных издательских книжных проектов, рассмотреть их сильные и слабые стороны, сделать выводы.
Также исследовательский интерес представили отдельные статьи и главы из книг современных издателей, критиков, экономистов, обращающихся к вопросу рассмотрения понятия «издательский проект» и организации работы в рамках проектной деятельности. Работы А. Ильницкого «Книгоиздание современной России» (2000), В. Топорова «Литературные андроиды» позволили ознакомиться с проектной деятельностью в области литературно-художественного книгоиздания, рассмотреть точку зрения этих авторов относительно причин перехода российских издательств на новый способ функционирования книгоиздания, новый способ организации деятельности, оценить роль издателя в современном книгоиздании. Исследования М. Д. Крыловой «Управление проектами в книжном деле» (2008), С. В. Потапова «Как управлять бизнес-проектом: поэтапно, до полной реализации» (2006), И. Л. Туккеля «Управление инновационными проектами» (2011) освещают основные вопросы из области проектного менеджмента. Изучение этих работ дало возможность оценить, насколько разнообразно понимание понятий «проект», «проектная деятельность» в разных отраслях, сформулировать определения терминов «издательский книжный проект» и «инновационный издательский книжный проект».
Критерии отбора эмпирического материала. По данным Книжной палаты за 1-е полугодие 2014 года, наибольшими тиражами выпускаются учебные и методические издания (42%), издания для детей и юношества (21%), литературно-художественные издания (14%). За последние годы существенно
В исследовании, прежде всего, будет проведен анализ инновационных книжных проектов учебных, литературно-художественных изданий и изданий для детей, что позволит определить характеристики инновационного издательского проекта и выявить продуктивные модели инновационных издательских проектов. Рассмотрение современных учебных изданий для средней школы подтвердило, что обращение к электронным изданиям стало основной тенденций в этом сегменте книгоиздания. В связи с этим были отобраны проекты издательского «Дрофа»: проект серии учебников для планшетных компьютеров производства компании Apple.
Среди проектов литературно-художественных изданий будут рассмотрены успешные, пользующиеся спросом проекты, адресованные широкому кругу читателей. Это дебютный роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и как продолжение проекта — серия «Вселенная «Метро 2033″», в которой в качестве авторов выступают читатели романа, со своими дебютными произведениями. В работе будет проанализирована серия издательства
«Азбука-Аттикус» — «Малая библиотека шедевров», отличающаяся инновационным походом к полиграфическому исполнению книг.
В диссертации проведен сравнительный анализ двух проектов, в основе которых общая идея рассмотрения исторической темы с ракурса историка и с ракурса литератора: серия «Перекрестки истории» издательства «Дрофа» и серия «История Российского государства» Бориса Акунина издательства «АСТ».
В развитом сегменте книжного рынка — детском книгоиздании — для исследования отобран проект с инновационным замыслом, подходом к публикации классического произведения («Острова» издательства «Clever»), а также проект, завоевавший рынок и доверие родителей, педагогов благодаря всеохватности читательской аудитории и масштабности (в рамках проекта «Школа Семи Гномов» издательства «Мозаика-Синтез» открыто несколько проектов серий).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Данная работа представляет собой первое комплексное исследование издательского книжного проекта как способа организации издательского репертуара и редакционно-издательского процесса. В диссертации разработана типология издательских книжных проектов. Дана трактовка понятиям «издательский книжный проект» и «инновационный книжный издательский проект», приведены основные характеристики инновационного издательского книжного проекта. В результате анализа инновационных проектов изданий наиболее продуктивных видов литературы (учебная, детская, художественная) были выявлены и обоснованы продуктивные модели издательских книжных проектов.
Практическое использование. Диссертационное исследование может послужить методологической и практической основой для редакционно-издательской подготовки издательских книжных проектов. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании учебных дисциплин
«Редакторская подготовка изданий», «Проблемы редакторского мастерства», «Управление проектами». Также работа будет полезна практикующим издателям, редакторам.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в статьях, опубликованных в журналах «Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела»; «Вестник МГУП» и др. Результаты работы были представлены в докладах на научно-практических конференциях. Опубликовано одиннадцать статей по проблематике диссертации, в том числе три в ведущем рецензируемом журнале, включенном в перечень ВАК Российской Федерации.
Глава 1. Издательский книжный проект как способ формирования репертуара
1.1. Издательский книжный проект: содержание и структура
Научно-технический прогресс XXI века, конкуренция на книжном рынке, развитие электронного книгоиздания, сети Интернет заставили современных книгоиздателей на рубеже XX — XXI вв. модернизировать процесс формирования репертуара, обратиться к новому способу организации процесса подготовки издания, начав «борьбу» за читателя.
Состояние книжного дела в стране является одним из показателей уровня развития страны. Здесь важно учитывать количество издательств, форму собственности, репертуар издательств, качество подготовки изданий, использование новейших технологий и т. д. Три процесса — книгопроизводство, книгораспределение, книговоспроизводство — являются основными процессами в книжном деле. Наиболее общая форма существования книгопроизводства — книгоиздательское дело, а книгоиздательский репертуар
Основная функция книжного издания — быть средством закрепления и передачи произведений письменности, графики, картографии во времени и пространстве, но существенное значение имеют и дополнительные функции — справочно-поисковая, подготовительно-ориентирующая, пояснительно-вспомогательная, источниковедческая, опознавательная. Книга является источником информации. А источники и каналы информации всегда были под контролем государства, церкви, власти. Превалирование разнообразных книг церковно-догматического и духовно-нравственного содержания (октоихи, шестодневы, служебники, требники и т. д.) на протяжении нескольких столетий постепенно сменилось преобладанием светской книги. И в XVII веке
3 СмБеловицкая А. А. Книговедение. Общее книговедение. М.: МГУП, 2007. С. 237.
появляются первые печатные книги светской тематики (азбуки4, учебные псалтыри, сборники поучительных книг на год, календари). Как отмечает А. А. Беловицкая, появление издания обусловлено объективной общественной потребностью, которая всегда продиктована социально-экономическими, общественно-политическими и социокультурными причинами5.
На рубеже XVII — XVIII веков отечественное светское книгоиздание активно развивается. В 1705 году была создана Гражданская типография (заслуга В. А. Киприанова) — первое в России специализированное предприятие по выпуску светских книг и гравюр. Цензурные правила6 середины XIX века благоприятствовали интенсивному развитию книгоиздания в России. Отечественное книгоиздание наращивало свои объемы и в период войн начала XX века, только за 1905 — 1907 гг. возникло свыше 350 издательств, а к 1913 году Россия была на четвертом месте после Германии, Франции и Великобритании по выпуску книг (34 тыс. названий тиражом 118 млн. экз.). Первая четверть XX века характеризуется интересом к литературе о войне, историческим сочинениям, духовной литературе, развлекательной прозе. В то же время активно решались задачи просвещения народа, поэтому увеличивается выпуск научно-популярной и справочной литературы. Например, издательство И. Д. Сытина выпускает календари просветительского характера, плакатную продукцию, детские серии.
Именно в этот период большое развитие получает выпуск серий, расширяется массовое книгоиздание, что во многом определялось государственной политикой в сфере народного образования. Немаловажно учитывать и то, что выпуск серий уменьшает расходы на подготовку книги,
4 В 30-е годы Василий Федорович Бурцов-Протопопов, «азбучного дела подьячий», начал работу над своей первой «Азбукой», взяв за образец «Азбуку» Ивана Федорова.
См.: Беловицкая А. А. Книговедение. Общее книговедение: учебник / А. А. Беловицкая; Моск.гос.ун-т печати. М.: МГУП, 2007. С. 255.
6 Приостановлена деятельность Бутурлинского комитета (1855), издан новый цензурный Устав (1865), по которому бесцензурными становились книги объемом более 10 печатных листов и 20 для переводных книг, издания академий, университетов, ученых обществ.
удешевляет само издание (дешевые серии «Новая библиотека», «Дешевая библиотека» А. С. Суворина становятся ярким примером внедрения этого способа организации издательского репертуара, который впоследствии использовали многие издатели).
Книгоизданию, формированию издательского репертуара в советский период уделялось особое внимание. С 1930 г. начинается огосударствление издательского дела, от 3 тыс. издательств остается несколько десятков. Например, издательство братьев Александра и Игнатия Гранат «просуществовало до 1939 г., а затем «Русский библиографический институт братьев А. и И. Гранат и К0» (так оно стало называться незадолго до Октябрьской революции) вошел в Государственный институт «Советская