Что такое изар у мусульман
Изар Посланника Аллаха (ﷺ)
Изар не имеет права опускаться ниже щиколоток
Абдуллах ибн Кайс (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Айша (радыйаллаху анха), показывая нам заплатанный киса (одежда, прикрывающая верхнюю часть тела) и толстый изар (одежда, прикрывающая нижнюю часть тела), сказала: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) скончался в них».
Аль-Ашас ибн Суляйм (радыйаллаху анху) сообщал: «Я слышал от своей тети, а она слышала от своего дяди Убайда ибн Халида, который рассказывал следующее:
«Как-то шел я по Медине и слышу, как некто закричал мне вслед:
– Подними изар, так как это способствует его сохранению, избавляя от высокомерия и приближая к благочестию. Вижу, это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Я пояснил ему:
– О Посланник Аллаха! Моя одежда – это одежда малха. (дешевая ткань темного цвета с белыми линиями).
И тогда он сказал мне:
– Неужели ты не желаешь брать с меня пример?
Я посмотрел на его изар и увидел, что он доходит до середины колен».
Саляма, отец аль-Аква (радыйаллаху анхума), рассказывал: «Изар Усмана ибн Аффана доходил до середины колен, и при этом он пояснял: «Такие изары были у моего друга, то есть у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)».
Хузайфа ибн Ямани (радыйаллаху анху) рассказывал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), схватив за икроножные мышцы моих ног или за мышцы своих ног, сказал мне: «Вот до сюда должны доходить концы изара. Если не можешь так сделать, можешь опустить еще ниже», – он показал ниже икроножных мышц. «Если не можешь сделать так, то знай, что изар не имеет права опускаться ниже щиколоток».
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.
Islam.md
Призыв и Наставление в Республике Молдова
Font Size
Profile
Layout
Direction
Menu Style
Хадисы касательно Изар!
Многие хадисы сообщают о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил исбаль (одевать одежду ниже щиколоток), например:
Передал Бухари, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В огне изар который ниже щиколоток» (5787)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Три человека, на которых не посмотрит Аллах и не очистит в День Суда, и накажет их мучительным наказанием: того, кто одевает одежду ниже щиколоток, того, кто хвастается перед людьми, и того, кто продает принося ложные клятвы» (Муслим 106)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Исбаль (одежда ниже щиколоток) относится к изару (нижней части одежды), к рубашке или к тюрбану. Кто позволит этому волочиться по земле из высокомерия, на того Аллах не посмотрит в День Суда.» (Абу Дауд 4085, Нисаи 5334, с сахих иснадом)
Ибн Аббас передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах не посмотрит на того, кто одевает одежду ниже щиколоток» (Насаи в аль Мужтаба, Китаб аль Зина, Бааб Исбал аль Изар)
Хузейфа сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) схватил меня за икру и сказал: «На этом должен изар остановиться. Если ты упорствуешь, то опусти, но не ниже щиколотки» (Тирмизи, который сказал что это хасан сахих хадис, Сунан ат Тирмизи, 1783)
Все хадисы, которые приведены выше, говорят против исбаля, и без различения намерения, с высокомерием это делается или нет. Но если человек совершает это из-за надменности, то нет сомнения, что грех выше.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах не посмотрит на того, кто одевает изар до земли из гордости» Бухари (5788)
Джабир ибн Сулайм сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: «Остерегайся одевать одежду ниже щиколоток, потому что это показуха, и Аллах не любит тех, кто занимается показухой» (Сахих ат Тирмизи 2722).
Никто не может быть полностью освобожден от гордости или надменности, даже если он заявляет об этом. Поэтому такое заявление не приемлемо, это является самовосхвалением. Только в случае вахйи (откровения) можно заявлять о том, что человек свободен от гордости, и верим в этом случае.
Например, в хадисе сказано что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто опустит одежду ниже щиколоток из гордости, Аллах не посмотрит на него в День Воскресения». Абу Бакр сказал ему: «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), мой изар волочится за мной, если я не уделяю ему внимания» Он сказал: «Ты не тот кто делает это из гордости» (Бухари 5784)
Указанием на то, что исбаль запретен вне зависимости от намерения, служит хадис Абу Саид аль Худри, который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нижняя часть одежды мусульманина должна доходить до середины голени, и нет неправильного в том, что между этим и щиколотками, но все что ниже щиколоток в Огне» и он повторил это трижды»
Ибн Умар сказал: «Я прошел мимо Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и мой изар опустился вниз. Он сказал: «О Абдуллах, подними изар!» и я поднял его. Он сказал: «Еще» и поднял еще, «И после этого всегда проверяй чтобы он был одет правильно» Некоторые люди спросили: «До куда ты поднял изар?» Он сказал: «До середины голени» (Муслим 2086, Захаби аль Кабаир 131-132)
В отношении женщин имеется хадис от ибн Умара, который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто опускает одежду ниже щиколотки из гордости, Аллах не посмотрит на него». Умм Салама спросила: «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что женщинам делать?». Он сказал: «Пусть опустят их на пядь». Она спросила: «А что если их ноги видны?». Он сказал: «Пусть удлинят их на локоть, но не больше». (Насаи, Китаб аль зина, Бааб зуйул ал нисаа)
Наказание за показуху может быть и в этом мире, а не в следующем:
Абу Хурайра передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек шел надменно восхищаясь собой и своей одеждой, Аллах приказал земле проглотить его и он будет мучиться до Судного Дня».
Длинная одежда
Шариатское решение относительно надевания мужчинами длинной одежды сводятся к следующему:
1) Желательно, чтобы одежда доходила до середины голени. Муслим привел от Ибн Умара, (да будет доволен ими Аллах): «Я проходил мимо Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и мой изар (полотно, закрывающее нижнюю часть тела) волочился. Пророк сказал: «О Абдулла! Подними свой изар», и я не переставал поднимать его после этого». Некоторые люди спросили: «До куды?» и Ибн Умар ответил: «До середины голени».
Это относится не только к изару, но и к другой одежде, например, к брюкам. В хадисах же упоминается изар, поскольку он был общепринятой одеждой того времени, как об этом говорит Ибн Джарир ат-Табари.
Удивительно, что мы видим некоторых людей, укорачивающих свою одежду до середины голени, а брюки у них опускаются ниже щиколоток; тот же, кто желает соблюдать сунну, должен применять хадис ко всему, что надевает, к изару или заменяющей его одежде, поскольку Шу’ба сказал аль-Мухарибу, слышавшему от Ибн Умара приведенный хадис: «Я сказал аль-Мухарибу, относил ли Ибн Умар это только к изару? Аль-Мухариби сказал: «Нет, он имел ввиду не только изар, но и камис (длинная рубаха)».
2) Допустимо, чтобы одежда доходила до щиколоток, и это не считается нежелательным, поскольку в хадисах не содержится запрета на это. При болезни, ране, или по другой необходимости допустима длина и ниже щиколоток.
3) Запрещено на уровне харама, чтобы одежда опускалась ниже щиколоток, если это из-за гордыни. Таким образом, некоторые люди одевались еще лет тридцать назад, это было одним из проявлений гордости и высокомерия, так как руководители племен опускали подолы своей одежды, так чтобы они волочились по земле длиной в аршин или менее. Иногда даже к ним были приставлены люди, держащие этот подол, чтобы он не намок и не испачкался.
4) Если одежда ниже щиколоток, но не по причине гордости, то этот факт можно расценивать как нежелательность, близкую к дозволенности. Абу Бакр, услышав приведенные слова Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), сказал: «О Посланник Аллаха, а ведь мой изар, если я не слежу за ним, иногда распускается и волочится по земле» (Это случилось по причине худобы Абу Бакра), на что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), ответил ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из кичливости!» (в другой версии сказано: «Ты не из их числа».
Нежелательность связана с вероятной опасностью испачкать одежду нечистотами, поскольку Аллах (Свят Он и Велик) сказал: «И одежды свои очищай»; некоторые толкователи прокомментировали: т.е. укорачивай её, чтобы она не соприкасалась с нечистотами (См Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т.14, стр.60-64; «Фатх аль-Бари», т.10, стр.254-264).
Автор: Шейх Абд аль-Малик ас-Саади.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что такое исар?
Исар ― это вершина щедрости, так как подразумевает возможность отдать последнее, то, что нужно человеку самому. Духовное вознаграждение за этот поступок соответствует степени самоотречения мусульманина. Всевышний похвалил ансаров, которые приняли мекканских мухаджиров в трудный период и предпочли их нужды своим: «Не испытывают к ним никакой зависти из-за того, что отдано им (т. е. переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность, ― они и суть преуспевшие» (Сура «аль-Хашр», 59 / 9).
В сражении при Ярмуке три смертельно раненных бойца уступали друг другу право испить из курдюка с водой, слыша рядом зов братьев. Но никто из них так и не утолил жажды, на последнем вздохе отдав предпочтение нуждам своих братьев.
Ибн Умар (радыяллаху анху) рассказал, что как-то раз одному сахабу прислали баранью голову. Тот подумал: «Мой брат более голоден, чем я. Отнесу-ка я это мясо ему». Человек, получивший подарок, рассудил примерно так же. И эта баранья голова, побывав у семи разных хозяев, вернулась обратно к первому владельцу, так как самым голодным оказался именно он (Газали, «Ихъяу Улумиддин», III, 571).
Благородный халиф Умар (радыяллаху анху) должен был въехать в Шам на верблюде, но вошел в ворота города пешком, потому что в тот момент подошла очередь ехать верхом его слуге. Это стало проявлением беспримерной щедрости. И потому стоит подчеркнуть, что пожертвование не всегда имеет материальное выражение.
Высшая степень жертвенности ― исар ― означает возможность отдавать другим, лишая себя, уступать свое право в пользу брата. Это качество, облеченное великой любовью, было присуще Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), сахабам (радыяллаху анхум), аулия и праведникам.
Ибн Аббас (радыяллаху анху) видел, что благородный Али и его супруга Фатима держали трехдневный пост, моля Всевышнего об исцелении своих детей, Хасана и Хусейна. В первый день для разговения они приготовили блюдо из ячменной муки. Но когда наступило время ифтара, в дверь постучал голодный и нищий человек. Семья отдала от чистого сердца всю еду и совершила ифтар водой. На другой день во время вечерней трапезы в дверь постучал сирота. И снова Фатима с Али разговлялись водой. На третий день на пороге их дома появился пленник. И опять семья пожертвовала ему всю еду.
Столь высокая способность к самопожертвованию и предпочтению потребностей других людей удостоились похвалы Всевышнего: «Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней [и говорят]: «Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный день». Аллах избавил их от бедствий того дня и одарил их процветанием и радостью» (Сура «аль-Инсан», 76 / 8 ― 11).
После битвы при Бадре пленные были распределены между сахабами. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) велел хорошо обходиться с ними. Об этом времени Абу Узайр вспоминал: «Когда наступало время принимать пищу, ансары довольствовались финиками, отдавая хлеб мне. Меня же смущало это, и я предлагал еду им. Однако они не принимали. Потому что Пророк велел им хорошо обходиться с пленными» (Рамазаноглу Махмуд Сами, «Бедир Газвеси», c. 93).
Никто не может сравниться в великодушии и исаре с Расулюллахом (салляллаху алейхи ва саллям). Он был образцом проявления щедрости: разъяснял положения Ислама, наставлял людей на истинный путь, кормил голодных, просвещал невежд, а свое имущество тратил на пути Аллаха ради нужд Его созданий.
Сафуан бин Умайя принадлежал к высшим кругам мушриков Курайша, однако в битвах при Хунайне и Таифе он находился рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям). Вид собранных в Джиране трофеев поверг Сафуана в великое изумление, что не укрылось от внимания Расулюллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Тогда он предложил воину: «Очень нравится? Забирай все сокровища, пусть будут твоими!»
Не справившись с волнением, Сафуан воскликнул: «Ни одно сердце, кроме твоего, не может быть таким щедрым!» Затем мушрик произнес шахаду и удостоился чести стать мусульманином (Вакиди, «Магази», II, 854―855).
Исар ― высшая степень проявления благородства. Благодаря этому качеству немало неверующих обрели праведность, бесчисленное число врагов стали друзьями, а дружба и любовь среди му’минов укрепилась благодаря щедрости Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), его сахабов и благочестивых рабов Аллаха.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) никогда не отвергал ни одной просьбы, с которой к нему обращались люди. Однажды он получил в дар девяносто тысяч дирхемов и, рассыпав деньги на циновке перед собой, затем все до единой монеты раздал беднякам.
Исламское одеяние
Наша религия Ислам охватывает все сферы человеческой жизни, в том числе просвещает нас относительно того, как должен одеваться мусульманин. Путеводителем во всех вопросах, в том числе и в этом, служат аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение).
Одеваться, прикрывать своё тело – признак цивилизованности и культуры. Особенности одежды – от цвета до фасона – не что иное, как внешнее отражение внутренней составляющей человека – души.
Исламская одежда включает в себя множество стилей и фасонов. Основные же характеристики исламского одеяния – это скромность и чистота. То, что носят люди, диктуется главным образом требованиями общества, в котором они живут, и так называемой модой, но исламские одежды всегда будут скромны и чисты. Если европейцы считают одежду мусульман невзрачной, некрасивой, стесняющей движения, то мусульмане по этому поводу придерживаются своей точки зрения – они желают одеваться скромно. В хадисе сказано: «Каждая религия имеет характеристику, и характеристикой Ислама служит скромность» (Ибн Маджах).
В Исламе, кроме частей тела, которые чётко обозначены как аврат (части тела, которые мусульманин(-ка) не имеет права показывать посторонним) и должны быть прикрыты, нет других требований, касающихся одежды. При соблюдении условий мусульмане имеют право одеваться согласно своей культуре, обычаям и традициям. В вопросе подчинения законам Ислама мужчины и женщины равны.
Одеяние мужчин
Как мы уже упоминали, Ислам не предполагает какого-то единого стандарта одежды, но предписывает выполнение определённых важных норм. Норма, установленная Исламом для мужчин, это прикрытие аврата от посторонних людей. Согласно источникам исламской юриспруденции (фикх), авратом мужчины в намазе, в присутствии мужчин или представителей женского пола, на которых ему запрещено жениться (махрам), является место между пупком и коленями. В тех же источниках чётко излагается другое мнение учёных, что же является авратом мужчины в присутствии посторонних ему женщин. Так, в книгах «Аль-Фикх ала мазахибил арбаати», «Фикхуль Манхадж» ясно написано, что аврат мужчины перед посторонними женщинами является подобным аврату женщины в намазе, то есть его авратом считается всё тело, кроме лица и кистей рук. Помимо этого Ислам запрещает мужчинам надевать одежду, походящую на женскую. Имам аль-Бухари и другие приводят хадис от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».
Мужчинам также не позволяется носить одежды, сделанные из шёлка, если, конечно, они не страдают каким-либо кожным заболеванием, вследствие чего всякая другая материя причиняет им значительные неудобства. Сообщается от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение), обратившись к мужчинам, сказал: «Не носите шёлковые и атласные одежды» (Абу Дауд).
Также нужно заметить, что одежда не должна быть полностью красного цвета, потому что чисто красная одежда не дозволена для мужчин. В свете хадисов учёные сказали, что красные полосатые накидки привозились из Йемена. Они были не полностью красными. Эти красные полосатые накидки (плащи) были очень ценными и дорогими. Пророк (мир ему и благословение), как сообщают, надел наряд, сшитый из этой ткани из Йемена. Пророк (мир ему и благословение) надел эту одежду, чтобы показать умме, что дозволяется надевать одежду такого вида и цвета, но носить одежду полностью красную и полностью жёлтую мужчинам не позволено.
Одеяние женщин
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا
(смысл): «О Пророк, скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих красот, за исключением тех, которые видны, т.е. лицо и кисти рук» (сура «Ан-Нур», аят 31).
Мы видим в этом аяте повеление Господа, которое требует, чтобы женщины прикрывали своё тело от посторонних.
Условия женского одеяния:
1) одежда должна закрывать всё тело кроме лица и кистей рук;
2) не должна служить украшением, привлекающим внимание мужчин, также стоит избегать ярких светящихся цветов;
3) не разрешается прозрачная ткань;
4) не дозволяется облегающая одежда;
5) не должна иметь запаха парфюмерии;
6) также запрещена походящая на мужскую;
«Однажды Пророк (мир ему и благословение) увидел Асму, сестру своей жены Айши (да будет доволен ею Аллах), которая была одета в тонкое платье. Пророк (мир ему и благословение) отвел глаза и сказал: “О Асма! Женщина, достигшая совершеннолетия, должна скрывать своё тело, кроме этого”, – и указал на лицо и руки» (Абу Дауд).
Нужно отметить, что всё это – требования, которые должны соблюдаться в одежде женщины перед посторонними людьми. А наедине с мужем женщина может позволить себе всё, чтобы понравиться мужу.
Этика одевания
Когда мусульманин надевает свою одежду, желательно начинать с «Бисмиллях», сделать намерение подчиняться велению Всевышнего Аллаха прикрывать аврат и прочитать при этом следующее дуа: «Хвала Аллаху, который одел меня в то, чем я могу покрыть себя, и в то, чем могу украсить себя в моей жизни». И остерегаться от намерения одеваться ради того, чтобы красоваться своей одеждой перед людьми. Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) всякий раз, когда надевал что-нибудь новое из одежды – пусть это будет чалма, рубашка или кофта, – постоянно читал следующую молитву: «О Аллах, приношу тебе бесчисленные благодарения за то, что позволил мне надеть эти новинки. Пусть эта одежда и тот, кто её надевает, будут удачливыми и благонравными. Также прошу защитить от неблагих поступков того, кто надевает!»
Стиль одежды Пророка (мир ему и благословение)
Принимая во внимание жизнь Пророка (мир ему и благословение), в форме одежды видны три меры, которым он следовал:
1) избегать всего лишнего;
2) не использовать одежду как способ показухи, гордости и т. п.;
3) одеваться так, как положено по своему социальному положению.
Как известно из источников, дошедших до нас, одежда Пророка (мир ему и благословение), за исключением одного, не была новшествами Ислама. Все виды одежды принадлежали современному обществу или являлись традиционными. Например, такие, как рубашка, плащ, обувь, использовались как в доисламском периоде идолопоклонниками и представителями других верований, так и продолжали использоваться мусульманами после принятия Ислама. Однако единственным исключительным новшеством был головной убор Пророка (мир ему и благословение) под названием чалма (амама). На превосходную голову надевались бурнус или каленсуве, и на них наматывалась чалма. Поверхностная одежда была в виде плаща, изар и рубашки. Она в основном состояла из двух частей: верхняя часть называлась рида (плащ), нижняя – изар (ланиты). Больше всего Пророк (мир ему и благословение) предпочитал длинную рубаху с закрытым передом под названием камис. На ноги надевал обувь типа сандалет (налайн). По сведениям из источников, одежда Пророка (мир ему и благословение) состояла из вышеперечисленных вещей.
Пророк (мир ему и благословение) предпочитал одежду белого цвета и советовал мусульманам одеваться в белое. От Самурата (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Носите белые одежды, поскольку они являются лучшими, и покрывайте ваших мёртвых ими» (ан-Насаи, № 1870; Абу Давуд, № 3380; Тирмизи, № 915; Ахмад, № 2109). Вместе с изделиями из хлопка использовалась и шерстяная одежда.