Что такое изабелловый цвет
Короткие истории
Грязное белье королев и информационная война. Тайна изабеллового цвета
Неприятный желтовато-серый оттенок белого справедливо ассоциируется с грязным бельем. Однако этот цвет имеет романтическое название — изабелловый. Им он обязан запачканной репутацией двух испанских правительниц.
«Изабелловый» (isabelline) для обозначения блеклой желтизны — довольно популярное слово во многих языках. Любят его и британцы, причем давно.
«А цвет он имел изабелловый, чье название напоминает о причудливом обете Изабеллы Клары Евгении, правительницы Нидерландов, во время достопамятной осады Остенде», — рассказывал в заметках 1780 года о путешествии по Испании офицер Джон Талбот Диллон.
В такой версии легенда о происхождении названия этого цвета приобрела популярность в англоязычном мире, войдя в учебники и энциклопедии.
Что же это за обещание? Здесь придется покопаться в грязном белье нескольких королев.
Испанский король Филипп II Габсбург, который правил во второй половине 16 века, очень любил свою дочь Изабеллу — она помогала отцу с государственными делами и ухаживала за больным монархом последние годы его жизни. Отец мечтал обеспечить своей принцессе корону, хотя унаследовать трон Изабелла не могла — король уже имел сына. Тогда он устроил ее брак с кузеном — сыном императора Священной Римской империи Максимилиана II Альбрехтом VII, которого Филипп II за несколько лет до того назначил правителем Испанских Нидерландов. Пара получила эти земли в качестве приданого и могла передать их детям. Но за мятежное владения надо было повоевать.
Фландрия, Артуа, Геннегау, Брабант, Камбре, Лимбург и Люксембург
Осаду непокорного города Остенде эрцгерцог Альбрехт начал в июне 1601 года. Популярная в Британии легенда утверждает, что преданная жена пообещала не менять нательной сорочки, пока муж не победит. Зря.
БОЛЕЕ ПРАВДИВАЯ ЛЕГЕНДА
Пристальное внимание англичан к грязному белью инфанты Изабеллы понятно — именно она могла бы стать еще одной ненавистной католичкой на английском троне. Однако разгром англичанами Непобедимой Армады в 1588 год не дал Филиппу II реализовать претензии дочери на трон Англии. Но всерьез связывать не очень приятный желтоватый оттенок с ее именем не получится — на самом деле об изабелловом цвете в Европе знали гораздо раньше.
Сохранилось описание гардероба английской королевы Елизаветы, сделанное в 1600 году — за год до начала осады Остенде. Кроме всего прочего оно содержало упоминания о двух платья «цвета изабелла».
Разгадка странствий грязного белья во времени очень проста — англичане в пылу антикатолической информационной войны испортили репутацию не той Изабелле. В странах Южной Европы желтовато-белый цвет звали «изабелловым» уже около 100 лет. Героиней оригинальной легенды о неснимаемой рубашке была известная испанская королева Изабелла Кастильская. Она пообещала не менять белья, пока ее муж Фердинанд Арагонский не завоюет Гранаду.
Среди предков Изабеллы были Ланкастеры — боковая ветвь английского королевского рода Плантагенетов
Инфант, инфанта — титул законных королевских детей в монархиях Пиренейского полуострова
Суммарные потери обеих сторон — до 200 тысяч человек
Осада этого последнего оплота мавров в Европе началась в апреле 1491-го. Гранада капитулировала 2 января 1492 года. Реконкиста завершилась, а королева Изабелла смогла поменять белье. В конце концов, восемь с половиной месяцев — это не полные три года.
НАУЧНЫЙ ПОДХОД
Изначальная легенда о желтоватом изабелловом цвете не имела такого уж скандального флера, какой приобрела с годами и изменением гигиенических стандартов. Давала Изабелла такой обет или нет — уже не так важно. Эта история играла на пользу репутации королевы — демонстрировала скромность и смирение правительницы, ее веру в военную победу мужа, готовность страдать во имя порабощенной маврами страны. Кроме того тогдашние испанцы очень подозрительно относились к бытовым привычкам своих противников-мусульман, в частности — к их склонности к ежедневному омовению.
Впрочем, исследователи предполагают, что изабелловый изначально вообще не имел отношения к какой-либо Изабелле. Существует несколько версий происхождения названия цвета: от одного из вариантов обозначения льва на арабском — izah или от итальянского zibellino — « соболь ». Но репутацию двух Изабелл научные теории не спасают. Грязное белье нескольковековой выдержки так просто не отстираешь.
Авторка: Ксения Сокульская
ЧИТАЙТЕ ДАЛЬШЕ О НИЖНЕМ БЕЛЬЕ СУЛТАНОВ И ИХ ЖЕНЩИН.
Так называли меховые аксессуары, часто светлых красок
Шерсть льва имеет похожий оттенок
Война христиан за освобождение Пиренейского полуострова от мусульманского господства, началась 711 года
«Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Эту фразу обычно выучивают в школе, чтобы запомнить порядок цветов в солнечном спектре. По первым буквам каждого слова запоминаем: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Кто еще не знал, теперь уже не забудет «основных» цветов.
Основных? Но почему эти цвета считаются основными? Ведь ни один из участков непрерывного спектра никак не выделен. К тому же, восприятие цвета очень субъективно. Например, известно, что женщины видят больше цветовых оттенков, чем мужчины.
Так, может быть, все мы — заложники ошибки первооткрывателя? Кстати, кто у нас первооткрыватель? Исаак Ньютон. Он был первым ученым, который разложил луч солнечного света на радужные составляющие. Что же заставило его выделить в качестве основных именно 7 цветов?
Не следует забывать о том, что великий физик был глубоко верующим человеком. В исследуемой природе он искал совершенства, которое подтверждало бы мудрость Создателя. Число же 7 со многих точек зрения совершенное. Поэтому И. Ньютон увидел в спектре семь равноотстоящих друг от друга цветов, своеобразную оптическую аналогию музыкальной гаммы, которая тоже на семи звуках базируется.
А можно ли выделить в спектре несколько цветов, не сводимых к другим?
Колористы, которые используют цвета профессионально, отвечают на этот вопрос положительно. Но — говорят они — есть два набора основных цветов.
Следует различать цвета, получаемые в результате излучения, и цвета, получаемые в результате отражения.
Цветная картинка на экране дисплея видна благодаря излучению, а цветную картинку в книге мы видим потому, что ее краски отражают те или иные составляющие белого цвета, падающего на поверхность листа. Поэтому обычную книгу без света не прочтешь, а вот экран дисплея или телевизора лучше смотрится в темноте.
На экране каждая точка-пиксель состоит из трех точек: красной, зеленой и синей. Смешивая эти цвета в определенной пропорции, можно получить пиксель любого цвета. Например, если все точки, составляющие пиксель, зажечь на полную мощность, пиксель будет белым. Если же ни одна из точек не зажжена, цвет пикселя будет черным.
С другой стороны, чистый лист бумаги изначально белый. Закрашивая его красками основных цветов и смешивая эти краски в определенной пропорции, тоже можно получить любые цвета, включая черный цвет, не отражающий ничего. При печати цвет каждой точки изображения получается как результат сложения четырех основных цветов: мадженты, желтого, цианового и черного.
Желтый и черный — цвета понятные, маджента — это пурпурный цвет, который иногда называют фуксией. А циановый цвет — это светло-голубой.
Поскольку все перечисленные цвета — светлые, смешение их тоже будет давать светлые цвета. Например, циан + желтый = салатный. Чтобы сделать светлые цвета более насыщенными, в них добавляют некоторое количество черного цвета: салатный + немного черного = зеленый. Черный цвет печатники обычно называют ключевым (Key). Две системы основных цветов: для печати и для проекции
Фото: Источник
Вот теперь колористика приобретает объективность и становится наукой, а не вкусовщиной: вижу — не вижу, нравится — не нравится. Цвет каждой точки на экране описывается тремя значениями интенсивности красного, зеленого и синего цвета, или трех цветовых каналов.
Совокупность цветовых каналов обозначают RGB (Red, Green, Blue). Интенсивность каждого цвета описывается числом, имеющим значение от 0 до 255. Каждой точке при этом будет соответствовать тройка чисел от 0 до 255. Например, черная точка будет кодироваться как (0, 0, 0), а белая — (255. 255. 255).
Часто интенсивность каналов записывают не десятичными, а шестнадцатеричными цифрами без каких-либо разделителей, зато со значком # впереди. В этом случае белому пикселю будет соответствовать шестнадцатеричное число #FFFFFF (все цветовые каналы имеют максимальное значение). Красному пикселю будет соответствовать число #FF0000, а зеленому — число #00FF00.
Такая система кодировки цвета позволяет отобразить для каждого пикселя 256×256×256 = 16,7 миллионов цветов! Для любого цветового оттенка отыщется свое числовое значение.
Для колористов это значительно упрощает описание цвета. Вместо весьма приблизительного описания, «цвет ириса», можно передать заказчику числовое значение #5A4FCF, и тот, не отходя от компьютера, может увидеть этот цвет на экране. Увидеть и определить, насколько результат отличается от окраса ирисов на знаменитой картине Ван-Гога. Цвет «Ирис» и его численное значение
Фото: Марк Блау, личный архив Ван Гог, «Ирисы», 1889 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Для печатных материалов применяется система, которую называют CMYK по первым буквам основных цветов: Cyan, Magenta, Yellow, Key. Естественно, что существуют алгоритмы пересчета цветовой гаммы из системы RGB в систему CMYK. Это необходимо для того, чтобы картинку, которую художник-оформитель создал на экране, можно было напечатать без искажения цветов на бумаге. Алгоритм пересчета совсем не прост: приходится учитывать и качество красок, и качество бумаги, и даже ее влажность.
Более 16 миллионов возможных цветовых оттенков нужно не только перенумеровать, но еще как-то и назвать. И сразу же возникает вопрос: где найти для этого 16 миллионов слов?
Вопрос этот частично решается тем, что глаз наш несовершенен. Все теоретически доступные нам оттенки цветов он просто не различит. Но даже с учетом невысокой цветоразрешающей способности человеческого глаза количество доступных к использованию цветов очень велико.
Существуют специальные таблицы, включающие около 1200 цветовых оттенков, каждый из которых имеет числовое значение и название на английском языке. Если в русском языке некоторый цвет не имеет еще названия, его попросту переводят из основной таблицы на английском языке.
И здесь наступает время удивительных историй. Цвет «Изабеллин» и его числовое значение
Фото: Марк Блау, личный архив Изабеллиновая масть
Фото: Источник
Относительно недавно в русском языке появилось слово «изабеллин», которое является переводом английского «isabelline». Этим словом обозначается цвет, который раньше описывали как серо-желтый. То, что раньше в русском языке такого цвета не было, не удивительно. Изабеллин — цвет дорогих сортов шампанского, а также редкая масть еще более дорогих ахалтекинских лошадей. Ну, еще некоторые птички-невелички имеют изабеллиновый окрас перьев. В общем, благородный цвет.
Происхождение этого названия цвета тоже кажется благородным, дальше некуда. Он назван по имени испанской принцессы Изабеллы Клары Евгении (Isabel Clara Eugenia de Austria; 1566 —1633). Она была дочерью короля Испании Филиппа II, а с 1598 года стала супругой австрийского эрцгерцога Альбрехта. Отто ван Веен, «Альберт и Изабелла Клара Евгения»
Фото: ru.wikipedia.org
В наследство Изабелле Кларе Евгении достались Нидерланды. В это время шла Восьмидесятилетняя война, в ходе которой северные нидерландские провинции сражались против владычества Испании и за свое право исповедовать вместо католицизма протестантство.
В жестокой и долгой этой войне одним из главных эпизодов была осада крепости Остенде. Эта осада началась в 1601 году. Согласно легенде, Изабелла, яростная католичка, в ожидании скорой победы взяла на себя обет сродни монашескому. Она поклялась, что до взятия Остенде не станет менять свое нижнее белье.
Действительность охладила надежды Изабеллы. Крепость Остенде оказалась хорошо укрепленной, и в ней имелся большой запас продовольствия. С моря город поддерживал голландский флот. Искусные голландские моряки не позволили испанцам полностью блокировать город. Кроме того, осажденным помогал в битве английский гарнизон. Осада Остенде длилась 3 года. Если все это время Изабелла держала свое слово, то ее белье как раз приняло «изабеллиновый» цвет, то есть серо-желтый оттенок.
История забавная, не правда ли? И даже если, по словам некоторых лингвистов, она является выдумкой, то хочется надеяться, что благодаря ей читатели твердо запомнили, что есть такой цвет — «изабеллин», и даже будут знать, на что этот благородный цвет похож.
Точно так же, как они помнят цвета спектра, благодаря мнемоническому правилу:
«Каждый охотник желает знать где сидит фазан».
Какой на вид Изабелловый цвет? Почему такое название?
Странные «подвиги» иной раз совершали средневековые кавалеры и дамы!
Хотя, пожалуй, эта история уже не совсем из того времени, но по духу — весьма в рамках средневековых баллад.
Изабелла Клара Евгения родилась в 1566 году в Испании. Её отцом был испанский король Филипп II, а матерью — французская принцесса Елизавета Валуа: очень и очень высокопоставленная семья. Сама же Испания в те времена была поистине вершиной мира, оплотом христианской веры и «первым игроком на мировой арене».
Удивительно, но несмотря на «дремучесть» эпохи и то, что была она несомненно «мужской», девочка оказалась не просто не «задвинута на задворки жизни» (как, казалось бы, должно было быть с женщиной), а являлась любимицей отца-короля, его советницей и доверенным лицом.
Ещё одно несоответствие нашим представлениям об этой эпохе заключается в том, что инфанта не стала «разменной монетой большой политики»: девочкой, которую выдают замуж ради «благ короны». Не совсем.
Ещё при жизни отца она стала соправительницей Испанских Нидерландов — обширной территории от Рейна и Мааса до Люксембурга и Бельгии. А замуж она вышла только в тридцать три. За Альбрехта VII Австрийского, выросшего практически при испанском дворе.
Детей у пары не было (точнее, умерли во младенчестве), но жили супруги душа в душу.
Испанские Нидерланды, надо сказать, были той ещё головной болью для испанской короны. К моменту, когда её правителями стала Изабелла и Альбрехт, война Испании и Республики Соединённых Провинций (будущей Голландией) шла уже восемьдесят лет. Плюс ко всему — религиозные разногласия и война с Англией. Бурное время.
Вот с ним и связана легенда.
В 1601 году Альбрехт VII Австрийский осадил город Остенде. Это крупный порт в Западной Фландрии, тогда входивший в спорные нидерландские земли (сейчас это Бельгия) и «по совместительству» оказавшийся последней крепостью кальвинистов в той испанско-нидерландской войне.
Изабелла, как женщина, естественно, участвовать в войне не могла. Но «оказать моральную поддержку» — вполне. И она дала обет (в весьма «рыцарско-христианском духе»): не снимать свою белую нижнюю рубашку и не мыться до тех пор, пока её муж не возьмёт город.
Увы, тут ей не очень повезло — осада Остенде длилась не много ни мало — три года (даже чуть больше: с 5 июля 1601 по 16 сентября 1604 года), войдя в историю, как одна из самых длинных осад. Так что во что могла за это время превратиться изначально белая (причём заметьте, выбеленная не химией) нижняя рубашка, представить сложно.
По легенде то, что получилось в итоге, и стало называться «цветом Изабеллы», «изабелловым».
Изабелловый цвет — это бледно-жёлтый, скорее светло-соломенный, с розоватым отливом. Очень модный был цвет, причём довольно длительное время.
Несмотря на столь неаппетитные подробности в происхождении этого названия, изабелловый — это очень красивый цвет. В наше время он используется, в основном, как обозначение окраса шерсти собак, цвета пера домашних голубей и масти лошадей. Особенно эффектно смотрятся лошади изабелловой масти:
Впрочем, очень даже может быть, что нижняя рубашка и отсутствие гигиены совершенно ни при чём. Просто Изабелла была для своего времени весьма выдающейся женщиной (так сказать, в топе мировых знаменитостей), а светлый соломенный оттенок ей очень нравился. Во всяком случае на своих многочисленных портретах она часто предстаёт в нарядах, где цвет «её имени» преобладает:
изабелловый
Смотреть что такое «изабелловый» в других словарях:
изабелловый — светлосоловый Словарь русских синонимов. изабелловый прил., кол во синонимов: 5 • бледно соломенный (1) • … Словарь синонимов
ИЗАБЕЛЛОВЫЙ — цвет, бледно соломенный; конская масть, светло соловая, изжелта белесоватая, при белом хвосте и гриве. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
изабелловый — изаб елловый … Русский орфографический словарь
изабелловый — … Орфографический словарь русского языка
изабелловый — изабелл/ов/ый … Морфемно-орфографический словарь
бледно-изабелловый — бледно изабелловый … Орфографический словарь-справочник
Форма обмундирования войск* — (официальное название одежды военнослужащих; состоит из шинели, мундира, штанов, головного убора и сапог) всегда имела и имеет некоторое сходство с платьем, носимым в данное время. В тех государствах, где имелось кастовое устройство, одежда касты … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Форма обмундирования войск — (официальное название одежды военнослужащих; состоит из шинели, мундира, штанов, головного убора и сапог) всегда имела и имеет некоторое сходство с платьем, носимым в данное время. В тех государствах, где имелось кастовое устройство, одежда касты … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПАЛЕВЫЙ — франц. соломенного цвета, бледно желтоватый. Бело желтоватый, изжелта белый; желто белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… … Толковый словарь Даля
Военная форма — Эту статью предлагается разделить на Военная форма и ряд других. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К разделению/14 декабря 2012. Возможно, она слишком велика или её содержимое не имеет логической связности, и предлагается… … Википедия
Изабелловая лошадь
Классификация и происхождение
Огромное разнообразие окрасов лошадей вызвало необходимость их классификации. Одной из первых принятых в иппологии считается классификация Гиппократа, которая к основным или базовым мастям относит вороную, рыжую, гнедую и серую. Традиционно этой классификации придерживалось и отечественное коневодство. Однако в силу того, что учение Гиппократа основывалось на древнем представлении устройства мира из четырех стихий, в современной науке эта классификация считается несовершенной.
Все остальные выделенные наукой гены действуют только на фоне двух основных Extension и Agouti и разделяются на гены-осветлители и гены белых волос. Все образованные их действием лошадиные масти называются производными.
Изабелловая масть лошадей – роскошь, достойная особ королевской крови
Стоимость изабеллового жеребца или кобылы ахалтекинской породы достигает 3 млн. долларов. Самом красивым скакуном в мире считается племенной производитель Ак Гез. Он поражает своими совершенными формами и уникальным цветом, является национальным достоянием. Именно благодаря ему многие называют изабелловую масть ангельской или божественной. Ак Гез действительно воплощает в себе представления о лошадях, на которых ездят ангелы.
Ак Гез – изабелловый жеребец ахалтекинской породы
Стоит учитывать, что кремовые лошади характерны не только для ахалтекинцев. Подобный окрас может появиться среди племенных лошадей с чистым генотипом – речь идет об определенном сочетании генов соловой, буланой и изабелловых представителей. В результате племенного скрещивания в 2,5% случаев полностью подавляется характерный для коней темный пигмент. В Америке такую масть называют CREAM или «кремелло», больше характерна для американских тяжеловозов. Изабелловые лошади нередко появляются среди французских тяглоловых.
Французский тяжеловоз изабелловой масти
Обзор масти
Изабелловая масть представляет собой необычный окрас шерсти лошади кремового или еще светлее цвета топленого молока. При этом многим может показаться, что оттенок у коней отдает некой розовинкой. Это связано с тем, что кожа под покровным волосом розовая и просвечивается сквозь светлые тонкие волоски. У остальных окрасов (кроме пегого и чубарого) цвет кожи серый или более темный. Генетически изабелловая масть лошади связана с буланой и соловой окраской.
Откуда такое название?
С названием изабелловой масти связана необычная история. Есть легенда, что название происходит от имени испанской королевы Изабеллы. Когда ее супруг король Альбрехт Австрийский отправился на войну, она дала необычный обет – не снимать нательную рубашку до тех пор, пока король не завоюет Бельгийский порт (Остенде). Как гласит история, осада порта длилась три года и королева таки сдержала свое обещание. Понятное дело, что за такой длинный срок, ее белоснежная рубашка приобрела кремовый цвет.
В то время особой популярностью стали пользоваться все «желтые» масти коней, однако только изабелловая удостоилась чести носить имя самой королевы. Второе ее название – «рубашка Изабеллы». Особую ценность лошади получили в конце 17 века, тогда их стали называть ангельскими и даже приписывали некие магические дарования. Быть может, это большей мерой было связано с необычными светлыми голубыми глазами многих изабелловых скакунов, как на видео videoarxivtv.
Каким породам свойственен окрас?
Изабелловая масть может быть в любой породе лошадей, где встречаются соловые или буланые представители. Однако наиболее часто этот окрас присущ Ахалтекинцам, лошадям породы Кински и не очень часто среди пони. Но есть особая порода кремовых скакунов, которая выведена была в Америке. Она так и называется «американская кремовая» или «кремелло».
Как получается необычный окрас
Как мы уже говорили, изабелловый окрас – это своего рода проявление альбинизма. Светлый кремовый или молочный оттенок является результатом действия особого доминантного гена Cream – Ccr. Он осветляет любой другой либо красный, либо черный пигмент. Часто у кремовых лошадей грива и хвост имеют более темный оттенок с некой рыжинкой – perlino. Это связано с действием пары аллелей Ccr на основе основного генотипа гнедой масти.
Если же пара аллелей действует на основе генотипа рыжей масти, тогда грива и хвост имеют также светлый кремовый оттенок. Еще выделяют отдельный тип разновидности изабелловой окраски – smokycream, который получается при действии пары аллелей Ccr на основе генотипа вороной масти. Но отличить этот окрас от обычного очень сложно, поэтому в коневодстве России для обозначения всех оттенков используется только одно название – изабелловая.
Особенности
Описание характеристик
Изабелловую масть выделяют не только по внешним характеристикам, на сегодняшний день проведены исследования фенотипа лошади и особенностей формирования окраса генами. В коневодческой практике существует целый ряд окрасов, визуально схожих с изабелловой, но имеющих определенное отличие. Среди изабелловых к эталонным характеристикам масти принято относить именно признаки ахалтекинцев, хотя кремовая масть лошади не дает ей дополнительных преимуществ. Кремовые лошади проявляют качества своей породы.
Лошадь классической кремовой масти
Признаки масти касаются только типа и особенностей экстерьера. Определяющим в отнесении лошади к изабелловой масти является только ДНК-тест. Именно на основе этого результата принимается окончательная классификация.
Генетика и особенности лошадей изабелловой масти
Изабелловый окрас лошадь получает в результате получения при спаривании доминатного гена, отвечающего за кремовую окраску (только гомозиготных кремовых особей).
Кремовая лошадь ахалтекинской породы
Европейцы соловую, буланую и изабелловую масти относят к золотой
Эти базовые окраски и гены, которые формируют большинство мастей, но в случае с Cream в результате гомозиготной комбинации их влияние оказывается ничтожным, на свет появляется уникальный изабелловый жеребенок.
Dun Horse – лошадь с доминантным геном Dun
Подобное проявление фенотипа возможно только у чистопородных лошадей. Вероятность получения такого жеребенка довольно высока. По этой причине в Ахал-Теке, где была получена и поддерживалась неизменной порода лошадей, появление жеребенка изабелловой масти было довольно частым явлением. Однако значение этой породы недооценивалось.
Проявление фенотипа возможно только у чистопородных лошадей
Изабелловую масть приравнивают к безупречному династическому происхождению
Первые исследования фенотипа и принципов формирования изабеллового окраса были проведены в 1974 году. С этого момента стало возможным более точно отличать масть по характерным генетическим признакам. На практике некоторые оттенки окраса довольно сложно отличить только на основе визуальных характеристик, поэтому изабелловая масть подтверждается ДНК-тестом. Она характерна только для строго гомозиготных кремовых особей.
ДНК-тестирование позволяет определить доминантный ген и аллель, формирующую пигмент. Например, ген Dun дает светлый пятнистый кремовый окрас и основан на гнедой комбинации. Наиболее часто с изабелловой путают лошадей с доминантным геном Champagne, но такие особи имеют карие глаза, а также слабую пятнистость. Самым сложным бывает отличить изабелловых и белых лошадей с голубыми глазами, особенно при рождении, так как кремовые жеребята рождаются белыми. По этим причинам окончательные выводы о масти можно сделать только после ДНК-тестов, который показывает механизм проявления определенного гена в фенотипе лошади.
Дикие масти
Таблица 4. Разновидности диких мастей
Отмасток | Описание |
---|---|
Каурая масть считается прародительницей современных рыжих лошадей. Все туловище животного, а так же волосяные покровы, окрашены в рыжие цвета с разнообразными отливами. При этом грива и хвост обыкновенно имеют более темный оттенок в отличие от туловища животного. Одним из главных признаком каурой масти является наличие пояса темно-рыжего цвета | |
Благодаря данной масти появилась уже упомянутая гнедая масть. Окрас у саврасых лошадей неравномерный – живот более светлый по отношению к остальному корпусу. Доминирующий цвет – светло-рыжий, сочетающийся с черной гривой, и конечностями того же цвета, иногда покрытыми рыжими вкраплениями | |
Мышастым лошадям мы обязаны появлению современных серых лошадей. Как и прочим неодомашненным лошадям, представителям мышастой масти свойственен неравномерный окрас. Местами он может быть насыщенно серым, местами ржаво-бурым. При этом волосяной покров и конечности мышастой лошади темнее доминирующего цвета |
О некоторых сохранившихся до наших дней диких породах лошадей можно прочесть ниже.
Породы диких лошадей
Ген чалой масти
Ген Rn – доминантный признак не сцепленный с полом. При скрещивании животных, у которых у обоих есть ген чалой масти, эксперименты заканчивались летальным исходом всего потомства.
Ген чалой масти не сцеплен с какой-то конкретной породой лошадей, но особенно эффектно выглядит лошадь с темным основным цветом.
Проявляться окрас может по разному. Зонально и незонально. Это зависит от того как распологаются белые волосы. Если они лежат на теле лошади пятнами или полосами (как у саврасо-чалой), то это зональное распределение. Если мелкие белые волоски покрывают в перемежку все тело. То это незональное покрытие.
История масти
Примерно 5 тысячелетий назад на территории государства под названием Ахал-Теке, на которой сегодня располагается Туркмения, местное население промышляло тем, что разводило лошадей Ахалтекинцев. Стремясь сохранить их чистую кровь, они всеми возможными способами не допускали ситуаций, в которых они могли бы помешаться с другими лошадьми. Именно эта порода стала в последующем носителем ангельской изабелловой масти. Случилось это из-за того что порода не разбавлялась никакими другими генами, находясь в некоторого рода изоляции от спаривания с другими породами, и в итоге на свет начали появляться чистокровные жеребята- альбиносы. Ахалтекинский тип лошадей сразу отличался от всех других лошадей кочевого народа. По сравнению со вторыми они были намного выше, сухие, то есть не содержали лишнего жира, а также были куда более изящны.
Туркменам удалось сохранить масть, так как они сами ее ценили, ведь скакуны для них были единственным средством передвижения. Использовали их и во времена войны. Каждый войн заводил себе собственного жеребца и обучал его лягаться и кусаться, помогая своему всаднику этим во время боя. То что лошадь считалась очень ценной видно и потому как за ними ухаживали, пасли их только на пастбищах сочной травой, а также баловали лепешками из зерна и бараньего сала. Несмотря на то, что прошел не один век сегодня изабелловая лошадь выглядит точно так же как и много лет назад.
В XVII столетии такие лошади начали входить в моду, в это же самое время они и получили своё нынешнее название. А название это появилось из-за одной старой легенды. Королева Изабелла Клара Евгения, которая в XVII веке правила в Нидерландах дала довольно оригинальный обет. Заключался он в том, что она обещала не снимать свою нательную сорочку пока осада Бельгийского порта Остенде, королем Альбрехтом Австрийским, не будет окончена.
Осада продлилась около трех лет и все это время королева твердо чтила данное ею обещание и в итоге ее некогда белоснежная сорочка приобрела кремовый цвет. Достоверно не известно действительно ли это было так или нет, но тем не менее породу лошадей удивительно светло кремового цвета стали называть в честь этой королевы Изабеллы.
Разведение
Ахалтекинцы вступают в период полового созревания в возрасте двух лет. Но разводить эту породу начинают намного позже. Период, когда кобыла готова подпустить к себе жеребца, называют «охотой». В этот период ее осеменяют искусственным путем.
Чтобы соблюсти чистоту породы, кобыле заранее подбирают подходящего жеребца. При этом учитывают масть будущих родителей.
Беременность продолжается 11 месяцев. Чаще всего на свет появляется один жеребенок, реже рождается двойня. Новорожденные малыши кажутся неуклюжими и беспомощными, но уже через 5 часов они могут передвигаться без посторонней помощи.
Жеребенок ахалтекинской породы
Первые полгода кобыла кормит малышей грудным молоком. После этого детенышей переводят на растительную пищу.
Все новорожденные чистокровные жеребята подлежат единому племенному учету. Учет осуществляет «Всероссийский НИИ коневодства», расположенный в поселке Дивово Рыбновского района Рязанской области.
После составления соответствующей зоотехнической записи все мероприятия по выращиванию чистокровных жеребят, начиная от кормления и заканчивая воспитанием, производятся под неусыпным контролем специалистов.
Всем чистокровным ахалтекинцам в России предоставляется квалифицированно ветеринарное обслуживание
При этом не важно, к какому поголовью относится животное, государственному или частному
Ахалтекинская лошадь гнедой масти
Вороная (Black)
У вороных лошадей волосяной покров, кожа, глаза – чёрные. Есть особи, которые могут выгорать на солнце, а есть те, которые остаются чёрными всегда (их называют non-fading black, raven black или jet black).
Вороные красавцы вспыльчивы и своенравны, иметь вороного коня – мечта всякого ценителя конной братии. У кочевников чёрный конь слыл символом преклонения, и был самым дорогим подарком для любой семьи. В культурах других народов вороной конь – предвестник бед, посредник между человеком и потусторонними силами.
Серебристо-вороная (silver black или chocolate silver). К этой отмастки относятся особи, у которых корпус чёрный, а волосы гривы и хвоста – серебристые. К тому же волосяной покров корпуса осветляется за счёт серебристых волосков.
Дымчато-вороная или пепельно-вороная (smoky black). Окрас волосяного покрова менее насыщен, отличается особым отливом – каштановым или шоколадным. Зимой лошади «smoky black» не становятся чисто чёрными, в отличие от скакунов «вороного в загаре» отмастка.
Вороная в загаре лошадь имеет выгоревшие на солнце до бурого цвета кончики волос (чаще только на туловище)
Серебристо-вороная лошадь с серебристо-белым хвостом и гривой
У дымчато-вороной лошади шерсть чуть светлее чёрного цвета (с таким тёмно-каштановым отливом)
Цвет копыт у вороных лошадей чёрный. На определение масти не влияет наличие белых отметин – они у вороных коней вполне допустимы.
О загадочных соловых паламино
Паламино – именно так назвали соловых лошадей, жители Европы. Есть различные версии о том, откуда же пошло это слово. Один из вариантов таков, что дону Хуану де Паламино, был преподнесен в подарок Благородный конь, который имел соловый оттенок. По другой версии, изысканный сорт винограда palomo, послужил появлению такого понятия, как соловая масть. В переводе с испанского, этот сорт называется «голубка».
Паламино
В Америке, соловые масти лошадей являлись родоначальниками породы, по типу лошадей-паламино, в ту пору соловый оттенок, являлся приоритетным при селекции. На континент, привезены они были испанцами для разведения. В различных породах, может быть проявлена так называемая масть «паламино». Именно поэтому «паламино», это скорее название масти, а не самого типа лошади. Некоторые специалисты в области коневодства, считают, что при происхождении данной масти, была примешана кровь арабских коней.
Загадкой данного вида, является тот факт, что нет точной возможности заранее просчитать, какой масти будет жеребенок у родителей оттенка паламино. Примерно в 50% случаев, рождаются детеныши паламино, а в остальных, могут появляться как жеребята изабелловой масти, так и рыжие.
В 15 веке, во дворе королевы Изабеллы, самыми популярными и любимыми были кони особой расцветки, которые получили название изабелловые, в честь королевы. Соловые лошади, занимали достойное место в конюшнях у короля Йемена.
Грациозные ахалтекинские кони, часто имеют оттенки соловой масти. Благодаря светлому тону шерсти, очень выгодно подчеркнуты все мускулы на теле у этого изысканного вида лошадей.