Что такое история план урока
План-конспект урока «Что изучает история?»
Тема: Введение. Что изучает наука история?
заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке;
обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»;
осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания);
развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.
воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее
развитие познавательного интереса к предмету.
развитие самостоятельного, активного и творческого мышления слабовидящих детей;
развитие произвольного внимания на всех этапах урока;
изучение степени утомляемости учащихся на уроке.
Тип и вид урока: постановочный (вводный) урок
Основные понятия и термины : история, Всеобщая история, исторический источник, археология, Геродот, Клио.
Образовательные ресурсы: Учебник «История Древнего мира. 5 класс » под ред. Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. ; атлас «История Древнего мира. 5 класс », компьютер, проектор; презентация к уроку; карточки с заданиями для работы в группах; выдержки из документов; разноуровневые задания (тесты).
Методы и приемы: составление синквейна, кластера, корзинка идей, метод
«6 Шляп», работа в группах, работа в парах.
Формы контроля : фронтальный опрос, беседа по вопросам, составление схем (таблиц), самостоятельная работа, написание эссе по темам, исторический диктант.
Взаимное приветствие учащихся и учителя. Психологический настрой на урок. Проверка готовности учащихся (наличие тетрадей, спецтетрадей, учебников, атласов, дневников, ручек, карандашей).
Проверка отсутствующих детей на уроке. Наличие средств коррекции (очки, лупы, рамка) у учащихся на уроке.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Первичное усвоение новых знаний Физкультминутка
Первичная проверка понимания Динамическая пауза
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Задание : выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.
Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом? Это нам и предстоит с вами узнать на сегодняшнем уроке.
Первичное усвоение новых знаний Физкультминутка
История — наука о прошлом (о жизни людей).
Важно: место, дата, суть события, почему произошло, к чему приведет
(оформить в виде «звездочки»).
Как бы вы ответили на этот вопрос?
Зачем? интересно, опыт, независимость.
Полибий (древний историк): «. уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами. »
Диодор Сицилийский (древний историк): «Накопленные на основе исторических трудов знания и понимание причин, как успехов, так и неудач других людей приводят к познанию опыта жизни безопасным путем. Ведь это очень хорошо, что мы можем использовать чужие ошибки в качестве поучительных примеров для различных случаев в течение всей нашей жизни и что нам не придется самим задумываться над тем, как нам следует поступить, а можно будет только подражать тому, что было правильно сделано».
Гегель (немецкий философ): «единственное, чему мы можем научиться у истории, — это тому, что она никого и ничему не учит».
Есть и еще один ответ на вопрос «Зачем изучать про шлое?» Человека, не имеющего знаний, своего мнения очень легко обмануть.
Откуда историки узнают о прошлом?
Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесследно, а оставив СЛЕДЫ.
Все следы прошлого принято делить на вещественные (разные предметы и здания), письменные (книги и надписи) и устные (рас сказы о прошлом бывалых людей, древние обычаи, пословицы и поговорки).
Учитель представляет эти сведения в виде схемы на доске, ученики перерисовывают ее в тетради.
Что мы можем узнать о жизни людей по этим находкам?
Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого.
Дождик, дождик пуще,
кричат дети во время дождя и даже не подо зревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, ко гда наши предки верили в таких богов.
Творческое задание : Какую историческую информацию можно почерпнуть из русских сказок?
Первичная проверка понимания Динамическая пауза
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.)
Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)
Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)
Назовите виды исторических источников.
Что изучает история?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Конспект по истории » Что такое история»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г.Вилючинск
Тема: Зачем изучать историю(введение) Урок 1 Что такое история
История 5 класс. Учебник История. Древний мир. В.И.Уколова.
2017/2018 учебный год
Цель урока: создать у обучающихся первичные представления об истории как науке.
научить объяснять, что изучает наука история, из чего складываются исторические знания, способы и сложности изучения исторического прошлого
способствовать развитию умений обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи.
формировать положительный интерес к новому для них предмету «история».
Урок – ознакомительная беседа в сопровождении компьютерной презентации. Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «История. Древний мир. В.И.Уколова. – М. «Просвещение», 2016.
Приветствие, проверка наличия необходимых учебных принадлежностей.
Ознакомление обучающихся с требованиями к предмету, структурой учебника, рекомендациями по самостоятельной работе с учебником.( с опорой на текст учебника История. Древний мир. В.И.Уколова.- М.»Просвещение», 2016. Стр.6).
Изучение нового материала. (сопровождение презентацией).
Упражнения на восприятие материала.
Изучение нового материала.
Постановка проблемы урока.
Тюркская легенда гласит, что во время одного из набегов в плен к джунгарам попал известного в Степи своей отвагой молодого батыра. Два года он раз за разом совершал дерзкие попытки сбежать. Его избивали, приковывали к дереву, морили голодом, но он вновь пытался бежать. Тогда джунгары решили сломить его волю – превратить в существо, не помнящее родства, своего имени, семьи, родного края. Через три недели бесчеловечных пыток под палящим солнцем богатырь превратился в манкурта, он никуда не стремился, ни о чем не мечтал, ничего не помнил.
Чтобы ответить на это вопрос, нужно выяснить, что такое история.
Слайд 1. Тема урока: Что такое история?
Слайд 2. Цель и задачи урока.
Помощники Клио: факт, памятник.
Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом? Источники и их виды.
Учитель знакомит с планом урока: Чтобы ответить на главный вопрос нашего урока, мы отправимся в путешествие по следующему маршруту:
На первой остановке нам предстоит выяснить, что такое история? На второй – как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом, какие виды исторических источников помогают им реконструировать исторические события. На третьей, заключительной – какие науки помогают историкам в их работе.
Слово «История» пришло к нам из древнегреческого языка и означает «расследование, узнавание, установление».
Слайд 5. Однако, ученая сова утверждает, что значение слова «история» гораздо сложнее. Ответ на вопрос, что такое история, найдите в учебнике на стр.8.
Слайд 6. Учитель обобщает ответы, учащиеся записывают в тетради значения термина история:
процесс развития человеческого общества
наука, помогающая восстановить прошлое человечества
Слайд 7. История человечества своими корнями уходит в далекое прошлое. Ученые делят течение истории на большие отрезки времени – периоды и эпохи.
Учитель ставит задачу: Проанализируйте «ленту времени» на стр. 8. Последовательно назовите периоды истории. Какой из них был самым длительным?
Слайд 9. Динамическая пауза. А теперь пришло время немного размяться. Встали все рядом с партами, слушаем музыку и команды наших инструкторов и выполняем несложные упражнения. Приготовились? Начали! (по щелчку включается музыка). Учащиеся повторяют упражнение «Потягушки»., затем занимают места за партами.
Учитель: Можно ли узнать правду о прошлом?
Учащиеся предлагают свои варианты ответа.
На слайде отображаются три наиболее вероятных варианта ответа. Учитель предлагает учащимся познакомиться с некоторыми фактами и выбрать наиболее правильный вариант решения проблемы.
Слайд 11. Учитель ставит задачу посмотреть мультфильм и определить, каким образом ученые получают сведения об историческом прошлом человечества?
Слайд 12. Учитель комментирует схему «Исторические источники». Учащиеся переписывают её в тетрадь.
Слайд 17. Учитель дает задание: Прочитайте текст на стр. 9 «Науки – помощницы истории». Определите, какие науки и как «помогают» ученым – историкам восстанавливать прошлое человечества.
Слайд 18. Обобщение ответов учащихся представлено в виде таблицы «Науки – помощницы истории». Учащиеся переписывают таблицу в тетрадь.
Слайд 19. Учитель напоминает проблему урока, выслушивает высказывания учащихся. Затем выводит варианты ответа на слайд.
Слайд 21. Учитель дает инструкцию учащимся, как выполнить домашнее задание.
§ 1(стр.8-9). Вопросы и задания стр.9.
Рефлексия содержания материала:
Наш урок подошел к концу. Выберите 1-2 предложения из предложенных и закончите их.
План-конспект урока по истории Древнего мира «Что изучает история?»
Тема урока: Введение. Что изучает история? (5 класс)
Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.
предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; проектор; мультимедийная презентация; изображения исторических источников.
Тип урока : изучение нового материала.
I. Организационный момент(1 слайд)
Требование к урокам: на уроках должны быть учебник, атласы, дневник, тетрадь 48 листов, в конце тетради –словарик, сдать тонкие тетради для письменных работ.
В этом году в расписании появился новый предмет – история. Может кто – то уже начал знакомство в начальной школе. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.
Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Проблемный вопрос. Сегодня с вами мы постараемся ответить на несколько вопросов: Что изучает история? Что такое история? Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории? (2 слайд)
1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.
2. Исторические источники.
3. Знакомство со структурой учебника.
III. Работа по теме урока
Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. С каждым из нас случалась какая-нибудь история. У всего на свете есть своя история. Например – компьютер, благодаря развитию науки и техники появился этот замечательный предмет. Или рубель – приспособление для глажения белья – история современного утюга. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня. Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.
Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».(3 слайд)
Слово «история» (описание) появилось в 5в. до н.э. (3 тыс. л.н.).
1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества. (4 слайд)
Отец Истории – Геродот.( 5 слайд).
2. Ваши отцы, деды, прадеды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости, но как же ученые узнают, что произошло в глубокой древности? (11 слайд)
Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
После сказанного учитель обращается к схеме «Исторические источники». (12 слайд)
Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология. Археология – это наука, изучающая историю древних народов по вещественным источникам. (14 слайд)
— Где могут храниться источники? (17 слайд)
В музее. Музей – это дом или место хранения исторических источников. Музеи бывают закрытые (это здание или какое-нибудь помещение, где организуются выставки) и музеи под открытым небом, где показывают, например, полностью селение какого-нибудь народа. В городе Пыть-Яхе есть такой музей, посвященный народу ханты. (18, 19,20, 21, 22 слайд)
В музее работают люди разных профессий. Это и хранители вещей, и реставраторы. Давайте поработаем реставраторами.
Класс разделен на группы. У каждой группы есть иллюстрированная копия какого-либо источника. Но эта копия состоит из нескольких частей, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это такое.
Первая группа работает с иллюстрацией саркофага, вторая группа – с иллюстрацией египетских пирамид, третья группа – с иллюстрацией фрески из гробницы «Сельскохозяйственные работы», четвертая группа – с иллюстрацией глиняных табличек, пятая группа работает с иллюстрацией фрески «Охота в зарослях Нила».
Вот перед вами отреставрированный предмет. Достаточно этого, чтобы предмет заговорил с нами на своем особом языке?
Нет. Чтобы диалог состоялся, нужно сначала собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Этим занимаются ученые-исследователи. Поработаем исследователями?!
Вам предстоит продолжить работу в группах. У вас есть иллюстрированная копия источника, но давайте представим, что это настоящий исторический источник. Даны вопросы к этому источнику, на которые нужно ответить.
Вопросы для работы с историческим источником.
1. К какому виду источника относится предмет (копия).
2. В каком типе музея может храниться данный источник.
3. Предположите из чего сделан предмет.
4. Что изображено на источнике.
5. О чем рассказывает этот источник (какую информацию можно почерпнуть из него).
6. Для чего предполагалось использовать данный предмет. (24 слайд)
Обучающиеся работают в группах, после каждая группа рассказывает о своем источнике всему классу.
В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Предлагаю вернуться к заданию, о котором мы говорили в начале урока. Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Домашнее задание: Дифференцированное задание:
Подготовить презентацию на тему: «Известные события истории Древнего мира».
Провести исследование исторических источников (на выбор).
Конспект урока истории в 5 классе на тему «Введение. Что изучает история»
Тема урока: Введение. Что изучает история.
Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс»; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.
Продолжить формировать умение учащихся анализировать исторические факты, делать несложные выводы;
Познакомить с новыми терминами
Сформировать интерес к изучению исторического материала;
Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
Дать широкий простор для проявления личного творчества, активности, самопознания и самовыражения.
предметные: овладение целостными представлениями о предмете «История»; изучение и систематизация информации о различных исторических источниках; формулирование собственного мнения (гипотез) по дискуссионным вопросам;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: доска, иллюстрации, рабочая тетрадь, карта мира (настенная), учебник ФГОС, планшетный компьютер, раздаточный материал для самооценки учащихся.
Современные педагогические технологии.
Технология, построенная на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения
Технология проблемного обучения, ориентированная на самостоятельное добывание знаний
Технология реализации межпредметных связей в учебном процессе
Тип урока: изучение нового материала.
I. Организационный момент
В этом году в учебном расписании появился новый предмет – история. Ребята, наверно кто-то уже изучал этот предмет, когда был учащимся начальных классов. История – это интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней.
План урока. (записаны заранее на доске учителем во время перемены, были закрыты ватманом с магнитиком, учитель открывает всё это в начале урока во время второго этапа)
1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.
2. Исторические источники.
Знакомство со структурой учебника.
Работа по теме урока
1. История (с греческого – рассказ о прошедшем) – это наука, изучающая прошлое человечества.
Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.
— Ребята, к ак вы понимаете выражение «знать историю»?
Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах.
Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди – одновременно и актеры, авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».
2. Ваши отцы, деды, прадеды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости, но как же ученые узнают, что произошло в глубокой древности?
Люди оставляют после себя следы. В истории это понятие принято называть исторический источник. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
После сказанного учитель обращается к схеме «Исторические источники».
Важную роль в поиске источников играют ученые – археологи, которые проводят раскопки и находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды многое другое. Все эти находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в прошлом. Т.е. истории помогает археология. Археология – это наука, изучающая историю древних народов по вещественным источникам.
— Где могут храниться источники?
В музее. Музей – это дом или место хранения исторических источников. Музеи бывают закрытые (это здание или какое-нибудь помещение, где организуются выставки) и музеи под открытым небом, где показывают, например, полностью селение какого-нибудь народа. В городе Пыть-Яхе есть такой музей, посвященный народу ханты.
Ребята, а вы бывали в музеях? Расскажите, пожалуйста, в каких, и какие у вас впечатления?
Ребята, я вижу, что мы усердно работаем и вы подустали. Давайте отдохнем немножко, разомнем уставшие мышцы и для этого проведем физкультминутку. Повторяйте, пожалуйста, те движения, которые описаны в стихотворении, которое я сейчас буду вам читать.
Быстро встали, улыбнулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Хорошо. Давайте работать над нашей темой дальше. Итак, ребята, в музее работают люди разных профессий. Это и хранители вещей, и реставраторы. Давайте поработаем реставраторами.
Класс разделен на группы. У каждой группы есть иллюстрированная копия какого-либо источника. Но эта копия состоит из нескольких частей, которые нужно собрать воедино, чтобы определить, что же это такое.
Первая группа работает с иллюстрацией саркофага, вторая группа – с иллюстрацией египетских пирамид, третья группа – с иллюстрацией фрески из гробницы «Сельскохозяйственные работы», четвертая группа – с иллюстрацией глиняных табличек, пятая группа работает с иллюстрацией фрески «Охота в зарослях Нила».
Вот перед вами отреставрированный предмет. Достаточно этого, чтобы предмет заговорил с нами на своем особом языке?
Нет. Чтобы диалог состоялся, нужно сначала собрать информацию, связанную с безмолвным собеседником. Этим занимаются ученые-исследователи. Поработаем исследователями?!
Вам предстоит продолжить работу в группах. У вас есть иллюстрированная копия источника, но давайте представим, что это настоящий исторический источник. Даны вопросы к этому источнику, на которые нужно ответить.
Вопросы для работы с историческим источником.
1. К какому виду источника относится предмет (копия).
2. В каком типе музея может храниться данный источник.
3. Предположите из чего сделан предмет.
4. Что изображено на источнике.
5. О чем рассказывает этот источник (какую информацию можно почерпнуть из него).
6. Для чего предполагалось использовать данный предмет.
Обучающиеся работают в группах, после каждая группа рассказывает о своем источнике всему классу.
3. В этом году вы будете изучать часть всемирной истории – историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории. Знакомство с учебником, с его главами. Объяснение учителя, что учебник состоит из разделов, касающихся истории первобытного общества, стран Древнего Востока — самой древней в мире цивилизации, а во втором полугодии — знакомство с античностью — Древней Грецией и Древним Римом. Учащиеся узнают, какие типы заданий есть в учебники, как выполнять задания ФГОС, где ответы надо искать в сети Интернет (например, составление мультимедийной презентации или доклада к новому уроку).
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
Предлагаю перейти снова к заданию, о котором мы говорили в начале урока. Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Дети получают листы для самооценки. Там они должны оформить небольшую анкету, указав свои имя-фамилию, класс, оценку (сами себе ставят) и аргументацию оценки в 1-2 предложениях.
Прочитать введение учебника, устно ответить на вопросы.
Организационные условия на уроке.