Что такое исторический образ
Исторический образ
содержание
Исторические изображения
Телеологический образ истории
Под телеологическим изображением истории понимается идея о том, что история стремится к определенной цели. Часто речь идет о религиозных идеях, например о том, что история заканчивается «Страшным судом». «Бесклассовое общество» как конечная цель социального развития также определяет телеологический взгляд на историю.
Циклический образ истории
Это представление, особенно распространенное в Азии, предполагает, что все повторяется. Существует четкое направление движения, представленное как движение по кругу, но движение, которое никогда не заканчивается, через некоторое время возвращается туда, откуда оно пришло. Часто определенные поразительные события рассматриваются как начало нового цикла, например, просветления нового Будды.
«Ничего нового под солнцем»
Культурный оптимизм
Под культурным оптимизмом понимается представление о том, что мир всегда меняется к лучшему. Иногда, но не всегда, это связано с телеологической идеей. Таким образом, прошлое предстает как зло, которое было преодолено. Часто так называемые «прогрессивные» политические теории представляли идею неуклонного улучшения мира. Здесь было бы очень трудно учиться на истории; в лучшем случае экстраполяция текущего направления движения может быть мыслима как вариант обучения и прогнозирования.
Культурный пессимизм
судьба
Провидение и Бог
Свободная воля
Напротив, есть идеи, которые предполагают, что люди обладают свободой воли и поэтому обычно рассматривают историю как рукотворную. Здесь выбираются отдельные личности, которые «формируют» историю. «Сильный человек» и многочисленные исторические личности по прозвищу «великие» являются примерами предположения, что сильная воля может направлять людей к цели и, таким образом, формировать мир (или, по крайней мере, страну). Невозможно делать прогнозы, если есть строгое предположение о свободе воли. Изучение истории тоже вряд ли возможно.
Структурная история
Исторический образ исторической науки
История не может обойтись и без образа истории, но здесь наблюдается тенденция к все более и более дифференцированным образам. В целом, структурная история и значение решений, принимаемых людьми и комитетами, будут играть в этом важную роль.
В зависимости от того, какой исторический образ используется, история представлена по-разному. Те, кто исходят из свободной воли, будут представлять историю в первую очередь как последствия действий сильных индивидуальных личностей. Те, кто, с другой стороны, допускают больше закономерностей и, таким образом, в крайних случаях рассматривают действующих лиц как регистраторов исторического «развития», будут придавать людям меньшее значение.
Несколько примеров должны показать это:
Подобно гуманитарным и социальным наукам в целом, сегодняшняя историография также сформирована множеством подходов, которые после долгих методологических дебатов теперь часто используются в сочетании. Текущее исследование начала Второй мировой войны, например, будет включать личность Гитлера, а также структурные рамочные условия, например Б. Версальский порядок и поведение других акторов, таких как крупные европейские державы.
Историческая наука представляет собой более сложный и многоуровневый взгляд на историю, чем общественное восприятие. Индивидуальные образы истории, такие как идея крупных отдельных фигур, история в смысле поступательного и восходящего движения или «извлечение уроков из истории» Макиавелли, сохраняются и по сей день, даже если текущие исследования обычно отвергают такие исторические образы в их простоте. и односторонность.
Причины исторических образов
Исторический образ (бетон)
Презентация на тему «Исторические образы в искусстве» 9 класс НОУ
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Отражение истории Руси в художественных образах
(на примере образов Александра Невского, Ивана Грозного и Петра Первого)
Выполнила: Маркова Полина,
ученица 8 в класса
Научный руководитель:
Коптева Е.В.,
учитель русского языка,
литературы и МХК
Описание слайда:
Актуальность
Очень важно разобраться в сложных исторических вопросах. Этому призваны помочь произведения, которые созданы в разное время и представлены различными видами искусства. Искусство учит нас ориентироваться в исторической реальности, даёт нам возможность выбора, поиска решений. Лишь в этом случае верным останется то, в чем мы сами убедились, что познали, обращаясь к искусству.
Описание слайда:
Гипотеза
человек может познавать мир, историю, усваивая не только научные знания, но и через систему художественных образов; произведения искусства, в которых находит отражение определенная историческая эпоха, ориентируют нас на реальное восприятие окружающей действительности.
Описание слайда:
Цель
анализ произведений искусства (литературы, скульптуры, живописи), в которых запечатлены исторические образы: образ Ивана Грозного, Петра Первого, Александра Невского, а также источников, в которых рассматривается история России в период правления Ивана Грозного, Петра Первого, в период блестящих побед Александра Невского.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Илья Глазунов «Вечная Россия», 1988 год
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
В каких произведениях искусства нашли воплощение исторические образы этих эпох?
Описание слайда:
Важно ли человеку обладать знаниями о произведениях искусства, в которых находят отражение исторические образы?
Почему важно знать произведения искусства?
Описание слайда:
Александр Ярославович Невский
1221-1263 гг.
Александр Невский, за всю жизнь не проиграл ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение с Запада, одновременно защитив православие.
Описание слайда:
Описание слайда:
Триптих Павла Дмитриевича Корина
«Александр Невский», 1942-1943
Сила воздействия образа Александра Невского была такова, что репродукции украшали фронтовые землянки и газеты во время Великой Отечественной войны, поднимали людей в бой.
Описание слайда:
Иван IV Грозный
1530-1584
Талантливый государственный деятель, мудрый реформатор и одновременно – кровавый тиран, ввергший свой народ в большие страдания, был одним из самых образованных людей своего времени.
Описание слайда:
Илья Репин в полотне «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Показал нам не властителя, а обезумевшего от горя и ужаса старика. Он пытается поправить непоправимое.
В. М. Васнецов на картине «Царь Иван Грозный» написал настоящего русского царя – грозного и величественного.
Описание слайда:
Петр I Великий
Преобразования Петра Ι послужили основой для установления в России абсолютной монархии, было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю и превратиться в великую державу мира.
Описание слайда:
Этьен Морис Фальконе, 1782 году. О своей скульптуре «Медный всадник» сказал: «Созидатель. Преобразователь. Законодатель».
А. С. Пушкин всегда видел в Петре I крайнее проявление самовластия. Образ Петра I в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» преувеличен. Это уже не только победитель стихий, это «властелин Судьбы». Своей
«роковой волей»
направляет он жизнь целого народа.
Описание слайда:
Описание слайда:
Исторические образы в искусстве
Презентация
Описание слайда:
Историческая тема в искусстве, являясь одним из выражений исторического самосознания общества в целом, оказывает огромное влияние на историческую память общества.
Описание слайда:
Искусство и история
Отражение жизни общества в художественных образах
Художественные образы включены в систему идеологических и культурных ценностей общества
Решение проблем эпохи через художественные произведения
Описание слайда:
Обогатишься новым знанием,
Сравнив известное с известным,
Похожее с ему подобным
И непохожее с похожим.
(восточная мудрость)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Питер Пауль Ру бенс
Чем и как работант художник
Микеланджело Меризи да Караваджо и его творчество.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Конспект урока по МХК 11 класс на тему : Эстетика эксперимента и ранний русский авангард
Презентация по изо на тему :искусство перевоплощения: грим, маска.
Презентация из опыта работы учителя
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5361460 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое исторический образ
2013-04-23 Дарья Кавелина Версия для печати
Идеальным предполагаемым последствием изучения истории должно быть ощущение целостности, единства прошлого с настоящим, сопричастности индивида историческому процессу и индивидуальной ответственности за историю, способность понимать глубинный смысл и последствия происходящего. Все вышеперечисленное в совокупности принято называть историческим чувством. Откуда же берется историческое чувство?
В своей статье о чувстве истории Паустовский писал, что роман Алексея Толстого о Петре I дал ему намного больше, чем любое историческое исследование о тех временах. А Энгельс говорил то же самое о «Человеческой комедии» Бальзака. Почему? Потому, что кроме сухих фактов, хорошее художественное произведение дает человеку ощущение живого участия в далеких событиях, понимание собственно эпохи, ее духа, а не только изучение красных отметок в длинных хронологических таблицах.
То же самое можно сказать и об изобразительном искусстве, в частности, об исторической живописи, которая способна формировать у человека представление об эпохе, ощущение ее специфичности в общей совокупности эпох, но так же и внутреннюю «общность» ее, связь с историей в целом, ее место в параде всех ушедших времен. Хорошее историческое полотно определяется наличием в нем духа, уловленной особенности изображаемого, но не особенного костюма и архитектуры (хотя и без этого не обойтись), а чего-то более тонкого, слабо уловимого, чего-то, находящегося на стыке фактического и чувственного, исторического и психологического.
Гегель видел специфическую миссию художника именно в развитии у человека способности созерцать мир «человечески развитыми глазами», то есть не просто смотреть и видеть, но созерцать и понимать. В частности, если говорить о живописи исторической, художник выступает неким посредником между миром фактов и миром красоты и чувственности, человеком, который охватывает то и другое одновременно и не видит между ними различия.
Итак, та историческая живопись, о которой говорилось ранее, которая способна развить человека эстетически, взрастить в нем воображение и целостность, логичность мышления, по хронологическим координатам лежит где-то между романтизмом и авангардом.
1. Э.В. Ильенков. Искусство и коммунистический идеал. Москва: Искусство, 1984,с. 215
2. Э.В. Ильенков. Об эстетической природе фантазии. Панорама. Москва, 1967
Что такое исторический образ
2013-04-23 Дарья Кавелина Версия для печати
Идеальным предполагаемым последствием изучения истории должно быть ощущение целостности, единства прошлого с настоящим, сопричастности индивида историческому процессу и индивидуальной ответственности за историю, способность понимать глубинный смысл и последствия происходящего. Все вышеперечисленное в совокупности принято называть историческим чувством. Откуда же берется историческое чувство?
В своей статье о чувстве истории Паустовский писал, что роман Алексея Толстого о Петре I дал ему намного больше, чем любое историческое исследование о тех временах. А Энгельс говорил то же самое о «Человеческой комедии» Бальзака. Почему? Потому, что кроме сухих фактов, хорошее художественное произведение дает человеку ощущение живого участия в далеких событиях, понимание собственно эпохи, ее духа, а не только изучение красных отметок в длинных хронологических таблицах.
То же самое можно сказать и об изобразительном искусстве, в частности, об исторической живописи, которая способна формировать у человека представление об эпохе, ощущение ее специфичности в общей совокупности эпох, но так же и внутреннюю «общность» ее, связь с историей в целом, ее место в параде всех ушедших времен. Хорошее историческое полотно определяется наличием в нем духа, уловленной особенности изображаемого, но не особенного костюма и архитектуры (хотя и без этого не обойтись), а чего-то более тонкого, слабо уловимого, чего-то, находящегося на стыке фактического и чувственного, исторического и психологического.
Гегель видел специфическую миссию художника именно в развитии у человека способности созерцать мир «человечески развитыми глазами», то есть не просто смотреть и видеть, но созерцать и понимать. В частности, если говорить о живописи исторической, художник выступает неким посредником между миром фактов и миром красоты и чувственности, человеком, который охватывает то и другое одновременно и не видит между ними различия.
Итак, та историческая живопись, о которой говорилось ранее, которая способна развить человека эстетически, взрастить в нем воображение и целостность, логичность мышления, по хронологическим координатам лежит где-то между романтизмом и авангардом.
1. Э.В. Ильенков. Искусство и коммунистический идеал. Москва: Искусство, 1984,с. 215
2. Э.В. Ильенков. Об эстетической природе фантазии. Панорама. Москва, 1967
Историческая достоверность и художественный образ
Презентация к уроку
— развитие способности воспринимать особенности жанра исторической живописи;
— умение уловить взаимосвязь художественных образов в изобразительном искусстве и личностного понимания истории;
— обобщить полученные знания в процессе изучения предыдущих тем по творчеству И.Репина, В.Сурикова;
Что такое историческая достоверность? Где она начинается, а где заканчивается? Когда человеческий разум, осмысление, переступает черту, за которой следует плод фантазии, интерпретация или образ тех событий, которые происходили за пеленой веков. Давайте же обратимся к истории, рассказанной в картинах известных русских художников.
Увидев в 1885 году в Санкт-Петербурге на выставке новую картину Ильи Ефимовича Репина “Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года”, которая теперь известна под упрощенным названием “Иван Грозный убивает своего сына”, обер-прокурор Святейшего Синода и выдающийся русский мыслитель Константин Петрович Победоносцев был крайне возмущен ее недостоверным сюжетом, и написал императору Александру III: “Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент. чисто фантастический”. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге “Самодержавие Духа”, где доказал, что царевич Иоанн умер от тяжелой болезни и в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство. В Московском летописце за 7090 (1581) год написано: “. преставился царевич Иоанн Иоаннович”. Пискаревский летописец указывает более подробно: “. в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день. преставление царевича Иоанна Иоанновича”. В Новгородской четвертой летописи говорится: “Того же (7090) году преставился царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе. » Митрополит Иоанн считал, что “решающее влияние на становление русофобских убеждений “исторической науки” оказали свидетельства иностранцев”. “Нашу историю писали немцы, которые вообще не знали или плохо знали русский язык”. [1] Известны многие факты искажения русской истории, но особенно злостным нападкам подверглась эпоха Грозного. Иоанна Грозного называли тираном, приписывали ему непомерные жестокости. Однако профессор Санкт-Петербургского университета Скрынников Руслан Григорьевич, историк, специализирующийся по эпохе Ивана Грозного, указывал, что за 50 лет правления Грозного царя к смертной казни были приговорены не более 4-5 тысяч человек. Но из этой цифры надо убрать казненных бояр до 1547 года, то есть до венчания Иоанна Васильевича на царство. “Во времена царствования Иоанна IV смертной казнью карали за: убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену. Для сравнения: во время правления царя Алексея Михайловича смертной казнью карались уже 80 видов преступлений, а при Петре I – более 120! Каждый смертный приговор при Иоанне IV выносился только в Москве и утверждался лично царем”. [2] Власть православного царя Иоанна Васильевича была много мягче, чем в Европе. Примерами могут служить такие факты, что “в 1572 году во время Варфоломеевской ночи во Франции перебито свыше 80 тысяч протестантов. В Англии за первую половину XVI века было повешено только за бродяжничество 70 тысяч человек. В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 тысяч человек. Герцог Альба уничтожил при взятии Антверпена 8 тысяч и в Гарлеме 20 тысяч человек, а всего в Нидерландах испанцы убили около 100 тысяч человек”. [3]
И Иоанн Грозный не убивал своего сына! Судя по исследованиям останков царской семьи, скорее всего царевич умер от отравления мышьяком. Кем же он был отравлен – это вопрос сложный и требует исследования.
О наших же историках Забелин Иван Егорович писал: “Как известно, мы очень усердно только отрицаем и обличаем нашу историю и о каких-либо характерах и идеалах не смеем и помышлять. Идеального в своей истории мы не допускаем. Вся наша история есть темное царство невежества, варварства, суесвятства, рабства и так дальше. Лицемерить нечего: так думает большинство образованных русских людей. «. [4]
На площади, на фоне храма Василия Блаженного, стрельцы готовились к казни. Они считают последние мгновения перед неотвратимой смертью, и каждый из них переживает разные чувства. Отчаяние, страх, безысходность, бессилие сливаются воедино и поднимаются вверх над толпой в женских стенаниях. Вопль отчаяния рвется из груди молодой стрелецкой жены, а мальчик, вскинув руки, прижался к матери и спрятал лицо в складках ее одежды. Невдалеке тяжело опустилась на землю старуха, мать одного из стрельцов, и щеки ее провалились.
Ужас грядущей казни помутил сознание седого стрельца, ведь его взгляд безумен, он не видит припавших к нему детей. Свеча падает из рук. Попробуйте представить себя на месте каждого персонажа, внутренне почувствуйте страх в груди и дрожь или бессилие в руках и ногах. Войдите в картину.
Вот тяжело упала голова на грудь, бессильно опустились руки у того стрельца, которого солдаты уже волокут к виселице, одежда брошена на землю, чуть тлеет фитилек свечи; свеча потухла — жизнь оборвалась.
Тяжелый темный колорит картины усиливает впечатление трагизма происходящего. Раннее утро после дождливой осенней ночи, когда лишь посветлел восток, когда еще не рассеялся над площадью холодный лиловатый туман. В утренних сумерках, среди темной толпы выделяются белые рубахи осужденных; мерцающие огоньки зажженных свечей бросают на них тревожные отсветы.
Однако Суриков далеко не во всем следовал за этим источником. Это видно хотя бы из того, что Корб описывает казнь, которая происходила 10 октября 1698 года в селе Преображенском на реке Яузе, а Суриков изменяет место действия и переносит его на Красную площадь. Художник показывает конкретная историческая обстановка, которая усиливает эмоциональный накал картины и приобретает историческую убедительность. Казней было несколько, поэтому изначальное название картины было “Утро стрелецких казней”. Кроме того, Суриков в своем замечательном произведении делает акцент на противостояние между царской власти и народа, но стрельцов нельзя было назвать выразителями чаяний народа, ведь стрелецкий бунт 1698 года не был бунтом народным. Стрельцы встречали порой сочувствие в народе, но лишь в той мере, в какой они восставали против иноземщины и против государственной власти, которая усиливала помещичий гнет.
Влияние исторической личности на историю велико и неоднозначно. В российской истории множество примеров. За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями. Став во главе государства, армии, народного движения, личность может оказывать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное.
“Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещение,
Не призирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник”.
Н.М. Карамзин так сказал о Петре Первом: “Народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился!”. Мысль такова, что если бы не Петр, то на его месте появилась бы другая личность, которая также повела Россию в будущее, ведь настало время и необходимость глобальных исторических перемен для страны. “Отличительная черта подлинных государственных деятелей в том именно и состоит, чтобы уметь извлечь пользу из каждой необходимости, а иногда даже роковое стечение обстоятельств повернуть на благо государству”. [7]
Петр I ценил людей по уму, таланту, по труду, а не по родовитости, поэтому среди его соратников были люди предприимчивые и умные, служившие во славу Отечества. Талантливый и энергичный, Меньшиков импонировал кипучей энергии царя. Лишенный всякого, даже элементарного образования, он восполнял этот недостаток природной сообразительностью. Меньшиков вместе с царем участвовал в действиях русской армии, причем выказал большую храбрость и недюжинные военные таланты. Меньшиков был великий пройдоха. Пользуясь расположением царя, брал взятки с просителей, грабил имения польской шляхты, закрепощал себе малороссийских казаков, отнимал земли у граничащих с его имениями помещиков, обкрадывал казну на всевозможных подрядах. Как бы то ни было, злоупотребления Меньшикова благополучно сходили ему с рук. Он отделывался при их раскрытии денежными штрафами. После смерти Петра и своей покровительницы Екатерины I Меньшиков был арестован, все его громадные богатства были конфискованы. Он с женой, сыном и дочерьми был сослан в Березов, где и умер 12 ноября 1729 г.
В заключение занятия, давайте обратимся к другим историческим произведениям художников и проверим полученные знания на предыдущих уроках. (Литературные выдержки зачитывать после узнавания картин и авторов)
Николай Некрасов. “Размышления у парадного подъезда”
“Над Святою Русью небеса отверсты,
А земля уходит тенью из-под ног.
Вышли крестным ходом братия и сестры,
Покоряйтесь люди, яко с нами Бог!
Проводила звоном белая обитель,
И хоругви плыли небом вширь и даль.
Нас благословляет всей Руси хранитель,
Батюшка Никола, православный Царь. ”.
1. Сергей Лесной “Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории”, серия: Древнейшая история Руси,издательство “ Алгоритм”, 2007 г.
2, 3. В.Манягин “Апология грозного царя”. http://www.pokaianie.ru/article/monarchy_history/read/5414
4,5. Забелин И.Е. История русской жизни. В 2-х томах. Серия “Народы Земли”, издательство “МФПЦ”, 2008 г.
6. Корб И.Г. “Дневник путешествия в Московию”. Москва, издательство “Мастерская Приоритет”, 2008 г., http://www.hrono.ru/libris/lib_k/korb00.html, http://forum.relicvia.ru/topic9035.html;
7. Гюго В. “Собрание сочинений”, т.15, М.: “Гослитиздат”, 1953-1956 гг.
1. Вячеслав Манягин “Иоанн Грозный. Без лжи и мифов”, издательство “Книжный мир”, аудиокнига, 2009 г.
2. Сергей Лесной “Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории”, серия: Древнейшая история Руси, издательство “Алгоритм”, 2007 г.
3. Забелин И.Е. История русской жизни. В 2-х томах. Серия “Народы Земли”, издательство “МФПЦ”, 2008 г.
4. Скрынников Р.Г. “Иван Грозный”, издательства “АСТ”, “АСТ Москва”, “Хранитель”, 2007 г.
5. Иoнина Н.A. “Сто великих картин”, М.: издательство “Вече”, 2002 г.