Что такое источник власти
ЕГЭ. Обществознание. ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти
Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.
Признаки власти:
Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):
Виды власти с точки зрения ее социального уровня
Виды власти по степени воздействия:
Виды власти по сферам общественной жизни:
Методы власти:
Элементы власти:
Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.
Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.
Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта
Функции власти:
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.
В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.
Основные признаки политической власти:
Типы политической власти
По широте распространения власти:
Принципы устойчивости власти:
Типы легитимности:
Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:
Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.
Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.
В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).
Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.
Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.
Суть разделения властей:
— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции
-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти
Разделение властей в РФ:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Что такое власть
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наше общество с давних времен состоит из управляющих и управляемых. В основе такого деления лежит факт наличия или отсутствия власти.
Сложный характер взаимоотношений между людьми, необходимость поддержания порядка и выполнения поставленных целей требует использования механизма принуждения. С появлением государства он приобрел политический характер и стал распространяться на весь социум.
Власть — это.
Власть — это способность заставить других людей делать то, что они не желают. Властный субъект способен навязывать свою волю вопреки наличию сопротивления.
Для этого он использует ресурсы — деньги, силу, закон, страх, авторитет, принуждение, ложь, и многие другие.
Исторически власть обеспечивала организацию общественного производства и регулировала широкий круг отношений. В таком контексте выделяют следующие виды власти:
Политическая власть
Политическая власть представляет собой способность правящего класса или политического лидера проводить свою волю исходя из общенациональных или общегосударственных интересов.
Не стоит путать с политической государственную власть. Первое понятие гораздо шире и включает в себя второе, но вместе с ним распространяется на власть политических лидеров, элит, партий и общественно-политических движений.
Государственная власть по отношению к политической играет роль системообразующего ядра, вокруг которого выстраиваются властные отношения. Это объясняется наличием у государства аппарата принуждения, а также монопольного права на законотворческую деятельность.
Политическая власть обладает следующими признаками:
Для чего нужна власть
Власть играет системообразующую роль в обществе. От ее решений зависит характер и направление развития всех сфер социума на годы вперед.
Она может объединять все ресурсы общества с целью их подчинения приоритетным целям и мотивировать граждан на совершение политических действий. Также существуют и другие задачи власти:
Сложность устройства общества требует управления социальными взаимоотношениями, которое невозможно без использования власти.
В современных демократических странах качественные характеристики последней во многом зависят от действий граждан, участвующих в формировании власти и обеспечивающие ее легитимность.
Формы власти
В древности возникло множество форм власти, некоторые из них существуют и в наши дни. Название большинства имеет окончание «кратия» (с греческого «кратос» — власть). Их субъектами выступает:
Структура власти
Принято выделять следующие элементы властных отношений:
Легитимность и легальность власти
При ответе на вопрос что такое власть нужно знать, что она должна обладать двумя важнейшими характеристиками — легальностью (законностью) и легитимностью.
Первая подразумевает соответствие требованиям правовых норм, прежде всего, основному закону страны. Любой вид власти, который закреплен в Конституции, обеспечивает ее защиту и соблюдение будет законным. Однако этого недостаточно для того, чтобы властный механизм был сильным и эффективным.
Ключевым условием существования власти и достижения ею поставленных целей выступает легитимность — готовность людей выполнять предписания и требования правящих кругов.
Если люди перестанут подчиняться решениям, исходящим от руководства страны, возможны силовые сценарии развития событий вплоть до революции и уничтожения правящего слоя.
Во времена революционных событий февраля 1917 года в подобной ситуации оказался Николай II. Неудачи в I мировой войне, экономический кризис, социальная нестабильность привели к лишению легитимности власти последнего императора и, как следствие, падению монархии 2 марта 1917 года.
В политологии выделяется три основных типа легитимности власти:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Мне интересно, что такое сменяемость власти, можно ли назвать сменяемостью, когда вместо одного человека президентом становится другой, но при этом не происходит смены политических элит?
Вот с распадом СССР действительно произошла смена власти, поскольку изменился сам общественно-политический строй, тоже наблюдалось в 1917 году. Но вот когда меняются фамилии, но не меняется политика, не думаю, что это можно назвать сменой власти.
Как ни крути, а без власти ничего организовать не получится, главное, чтобы власть не оказалась у нечистых на руку людей, которые будут её использовать для личного обогащения, а не на народное благо.
Хорошо обозначили главную проблему — ее решение довольно нетривиально.
Власть как общественное явление. Виды, механизмы и функции власти
Власть – это универсальное свойство и явление, которое присуще людям и животным, существует в обществе и природе; она заключается в естественном принципе господства одних и подчинения им других.
Также под властью понимают способность и возможность для индивида или определённой группы осуществлять свою волю, оказывать воздействие на характер и направление деятельности, поведение других людей, независимо от их согласия или несогласия. Власть является врождённой человеческой потребностью управлять или быть управляемым, подчинять других своей воле или подчиняться самому авторитетной силе.
Власть связана со способностью оказывать влияние на существенные обстоятельства собственной жизни (власть над собой – индивидуальная) или поведения других людей (власть над другими – социальная), независимо от того, соответствует ли это их интересам и воле.
Философы и политологи считают власть консолидирующей идеей, правящей миром, обеспечивающей ему необходимую гармонию, существующую независимо от конкретных проявлений.
Типы определения власти
Функции власти
Для осуществления этих функций политическая власть формирует определённые государственные и политические структуры.
Методы реализации власти
Власть осуществляется через экономические, идеологические и организационно-правовые механизмы, а также с помощью принуждения, авторитета, традиций и т.д.
Основными методами реализации власти являются:
Основные источники власти
Существует целый ряд источников власти:
Виды власти
В современном обществе среди соответствующих инструментов и приемов управления выделяют несколько видов власти:
Государственная (политическая) власть
Политическая власть – это способность контролировать поведение общества с помощью приказов, запретов, насильственных допустимых средств. Это власть одной группы людей в отношении другой группы людей. Также под политической властью понимают возможность принимать решения и контролировать их выполнение, получать, защищать, преумножать и распределять общественные блага.
Главная и естественная цель политической власти – создание и защита порядка, обеспечение взаимодействия людей путём согласования их поведения и преодоления внутренних противоречий.
Согласно классическому определению Макса Вебера, власть – это любая возможность осуществления своей воли в рамках данных общественных отношений, несмотря на возражения и на то, на чём эта возможность основана.
Государственная власть – это универсальный тип власти, базирующийся на угрозе применения физического насилия в формах, предусмотренных законом, с целью недопущения правонарушений, бесправия и анархии. Политическая власть – это реальная способность класса, социальной группы или индивида проводить свою волю, которая определяется объективными потребностями и интересами с помощью правовых и политических норм и специального института – государства.
Любая государственная власть опирается на силу, на авторитет учреждений органов государственной власти. Организация государственной власти в демократической системе имеет коллективный характер, состоит из прямого субъекта государственной власти и социального (конечного) субъекта власти.
Субъектами государственной власти является:
Прямой субъект (политические элиты) создаёт политические органы государственной власти, государственную администрацию (бюрократия), политические организации, политические партии, средства массовой коммуникации. Прямой субъект государственной власти обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность, защищает социально-экономические отношения, а также создаёт условия для самоорганизации общества (например, в формах общественного самоуправления).
Социальным субъектом государственной власти является народ, т.е. граждане, участвующие в назначении политического руководства и влияющие на его деятельность.
Экономическая власть
Предметами экономической власти являются:
Субъектами экономической власти могут быть:
Источником экономической власти может быть:
Виды экономической власти зависят от отношений между субъектом и объектом власти. Например, владелец может продать фактор производства или управлять собственным бизнесом. Предприятие, имеющие экономическую мощь может навязывать потребителю более высокие цены. Наёмный менеджер может управлять чужим бизнесом. Государство может вмешиваться в частные сделки, указав потолки цены или управлять производственными процессами через экономическую политику или правовые нормы.
Из истории заметна тенденция к уменьшению диапазона экономической власти в пользу авторитарной или ограниченной власти. Ограничение авторитарной власти означает также расширение круга лиц, ответственных за экономические процессы.
Классификация типов власти по Максу Веберу
Макс Вебер выделил 3 типа власти:
Традиционный тип власти существовал с первобытных времён до Нового Времени. Также он наблюдается в некоторых современных племенных обществах. Он базируется на соблюдении старинных обычаев. Традиционная власть предоставляла высокое социальное положение правителю с неограниченными полномочиями. Правитель, в свою очередь, стоял на страже соблюдения этой власти и обычаев.
Харизматический тип власти основан на личной способности индивида подчинять себе других людей, добиваться их преданности и требовать к себе доверия. Это власть индивидуализированная. Однако этот тип власти имеет неустойчивый характер.
Легальный тип власти имеет право осуществлять каждый, кто действует в рамках предоставленных ему полномочий, предусмотренных действующим нормативным порядком.
Вертикальная и горизонтальная структура организации власти
Распределение власти в вертикальной структуре осуществляется сверху вниз, чтобы приказы, инструкции и распоряжения контролировались сверху. Каждый человек несёт ответственность за конкретный долг. Сотрудники несут ответственность непосредственно перед своим начальством. Вертикальная организация является высокоэффективной. Все чиновники и лица, принимающие решения, имеют чётко поставленную задачу. При такой структуре устанавливаются всеобъемлющие правила.
При горизонтальной организации власти полномочия распределены между различными субъектами политики, посредством цепи контроля. Горизонтальная организация имеет меньшее количество правил (и с этой точки зрения она менее эффективна). При принятии решения тратится всё больше времени и ресурсов. Все участники политического процесса имеют больше власти, что повышает их удовлетворённость, даёт им ощущение причастности к политике. Источником власти при горизонтальной организации является стратегическая значимость индивида для реализации организационных целей.
Формы подчинения воли
Характеристика власти
Власть осуществляется между индивидами, социальными группами. Власть предполагает, что одна из сторон имеет возможность и право навязывать свою волю другой стороне, даже несмотря на её сопротивление, а также имеет средства, обеспечивающие контроль поведения. Отношения власти и подчинения возникают везде, где есть разделение на начальников и подчинённых.
Власть возникает тогда, когда один человек подчиняется другому один раз и без участия третьих сторон в качестве наблюдателей. Власть может быть одноразовой, незакреплённой, в некотором роде представляющая собой доминирование кого-то над кем-то. Власть можно характеризовать в двух плоскостях общественных отношений:
Власть может являться как целью соперничества или сотрудничества (борьба за власть, власть), так и средством для достижения чего-либо (с помощью власти).
Термин власть используется также в смысле организации, например:
Власть зависит от отношений. Она не существует без людей, которые её принимают и стараются ей соответствовать. Человек может иметь силу в одной ситуации или отношениях, а в другой – нет. Чем больше зависимость A от B, тем больше сила B в отношении А.
Власть также может пониматься в переносном смысле (например, власть красоты, власть тьмы, власть денег и т.д.).
Долгое время попытки определения понятия «власть» не удовлетворяли большинство исследователей. Среди причин трудности в определении власти можно назвать следующее:
Существует понятие легитимной и легальной власти.
Легитимная власть исходит из формального положения в иерархии и основывается на легитимном праве контроля, которое может быть выведено из традиционной, текущей и групповой принятой нормы.
Легальная (законная) власть возлагает на себя ответственность за ситуацию. Индивид, обладающий законной властью, обладает властью приза, а также властью принуждения или наказания. Сила приза проистекает из способности индивида к вознаграждению за своё поведение или к удовлетворению определённых потребностей.
Сила наказания основана на страхе перед негативными последствиями, которыми может быть награждён человек, если не выполнять указаний или команд. У человека должны быть средства для наказания.
Информационная власть зависит от наличия соответствующей информации.
Харизматическая сила основана на притяжении личности.
Мягкая сила
Мягкая сила – это способность получить то, что нужно от других, не прибегая к силовым методам. Она отличается от жёсткой власти, которая используется для того, чтобы заставить противника исполнить личные желания, что достигается с помощью угрозы, применения силы или финансовых ресурсов. Использование мягкой силы – это «другая сторона силы», которая косвенно позволяет поддерживать и достигать своих собственных целей. Успех мягкой силы во многом зависит от контекста (кто с кем сотрудничает и при каких обстоятельствах). Мягкая сила действует в основном косвенно и в долгосрочной перспективе.
В международной политике сила государства определяется тем, что оно имеет относительно большое население, территорию, природные ресурсы, экономическую мощь, военную мощь и социальную стабильность. Мягкая сила проявляется в том, что другие страны стремятся к тем же целям, что и власти успешной страны, начинают подражать ей.
Что такое источник власти
Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра политологии и социологии
П/р Колмаковой Н.Н.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.
I. Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.
Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.
Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.
В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.
Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.
Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.
В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.
Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.
Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.
К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.
Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.
Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.
(к содержанию)
II. Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или нелегитимной. Термин «легитимность» происходит от латинского «легетимус», означающий «согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный». Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание.
Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.
Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.
Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.
Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.
Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.
(к содержанию)
III. Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей.
Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.
В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе США, РФ. Статья 10 ныне действующей Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Это призвано предотвратить монополизацию публично-властных полномочий каким-либо одним из этих институтов и тем самым резко уменьшить вероятность злоупотреблений ею со стороны аппарата государственной власти.
Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.
Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти.
Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.
Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.
(к содержанию)
- Что такое источник вдохновения
- Что такое источник вторичного электропитания