Что такое истинный курс и магнитный курс

Компасный, магнитный и истинный курс.

Калькулятор рассчитывает истинное, компасное или магнитное направление (курс,пеленг) по заданному направлению, магнитному склонению и девиации.

Стрелка магнитного компаса всегда показывает на север. Эту особенность магнитной стрелки подметили еще в далеком 13-м веке и начали использовать компас для ориентировки, прежде всего на море. Прибор крайне прост и его применение кажется ничуть не сложнее. Однако, если нарисовать на карте прямую линию из точки отправления в точку назначения, и не отклоняясь ни на градус следовать по проложенному курсу, используя магнитный компас в качестве указателя курса, то едва ли повезет оказаться точно в запланированном месте, особенно если расстояние между точками достаточно большое.
На отклонение вашего курса (компасного курса) от курса, который Вы нарисовали на карте (его называют истинным курсом), влияют два явления:

Чтобы вычислить компасный курс по истинному или наоборот можно нужно подставить значения магнитного склонения для данной местности, а также значения девиации для вашего компаса в соответствующие поля калькулятора. Значения по-умолчанию вычисляют компасный курс перехода от г. Кадис (Испания) до мыса Сент Винсент (Португалия). Для расчета я сначала определил истинный курс, воспользовавшись калькулятором Путевой угол и расстояние между двумя точками по локсодроме (линии румба)., куда подставил координаты точек из Google Maps. Значение магнитного склонения было получено с морской карты Западной Части Средиземного моря.
Подробные объяснения вы можете найти ниже.

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс

Навигация по магнитному компасу.

Магнитная девиация

Кто читал Жюля Верна помнят, куда завел корабль 15-летний капитан, после того как Негоро подложил топор под нактоуз компаса. На судне, даже и без топора в нактоузе, хватает и других предметов, способных воздействовать на магнитный компас. Чтобы исключить этот эффект для каждого судового компаса рассчитываются таблицы девиации, показывающие отклонение показаний компаса для различных компасных курсов. С течением времени девиация может изменяться, вследствие установки нового оборудования или намагничивания старых железных деталей, поэтому таблицы регулярно обновляются. Используя значение таблицы девиации можно привести компасный курс, к курсу, отсчитываемому от магнитного меридиана, т. е. к магнитному курсу. Для этого значение девиации для данного компасного курса прибавляется к компасному курсу, если девиация к востоку (E) или отнимается, если к западу (W).

Магнитное склонение

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курсИнформация о магнитном склонений на морской карте

Магнитное склонение, не зависит от оборудования судна, но зависит от его местоположения и также как и девиация изменяется с течением времени, но более предсказуемо. Значение магнитного склонения указывается на карте, с обязательным указанием года измерения и среднегодового изменения. Для перехода к истинному курсу сначала мы получаем магнитный курс, затем прибавляем значение магнитного склонения к востоку (E) или вычитаем то, которое к западу (W), затем аналогично учитывается среднегодовое изменение магнитного склонения ( добавляется или отнимается помноженное на количество лет, прошедших с момента фиксации склонения).

Как запомнить как исправлять или переводить румбы

Источники:
В. С. Михайлов, В. Г. Кудрявцев, В. С. Давыдов Навигация и лоция.
Tim Bartlett An Introduction to Navigation. RYA.

Источник

Курсы самолета и зависимость между ними

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс

Курсом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана и продольной осью самолета. Курс измеряется от северного направления меридиана до продольной оси самолета от 0° до 360° по часовой стрелке.

Курс
Север

Курс отсчитывается по компасу, курсовая черта которого расположена параллельно продольной оси самолета.

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс
Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс
Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс

По использовании магнитного компаса в самолетовождении используются три меридиана: истинный, магнитный, компасный.

Компасный меридиан – это меридиан, в направлении которого устанавливается магнитная стрелка компаса, установленного на самолете.

В зависимости от какого меридиана ведется отсчет, курс самолета может быть истинным (ИК), магнитным (МК), компасным (КК).

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс

Истинный курс (ИК) – это угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана и продольной осью самолета.

Магнитный курс (МК) – это угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и продольной осью самолета.

Компасный курс (КК) – это угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана и продольной осью самолета.

Все курсы отсчитываются по от 0° до 360° по часовой стрелке.

Девиация ∆к–это угол, заключенный между северным направлением магнитного и компасного меридианов и считается положительной, если компасный меридиан расположен правее магнитного (+∆к).

Если компасный меридиан расположен левее магнитного меридиана, девиация имеет знак минус (-∆к).

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс
Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс

Вариацияэто угол, заключенный между северным направлением истинного и компасного меридианов

Вариация считается положительной (+∆), если компасный меридиан расположен к востоку от истинного меридиана.

Вариация считается отрицательной (-∆),если компасный меридиан расположен левее истинного меридиана. (±∆) = ИК-КК. (±∆).=.( ±∆м) +( ±∆к).

На практике приходится переводить курсы из истинных в магнитные, компасные и наоборот. Перевод курсов выполняется по формулам и графически

1. ИК = МК + ( ±∆м) 2. ИК = КК + (±∆к) + (±∆м). 3. ИК = КК + ( ±∆).

Источник

Курс самолета. Системы отсчета курса. Влияние ветра на полет самолета. Навигационный треугольник скоростей (НТС) и его элементы

Курсом самолёта (К) называется угол в горизонтальной плоскости между направлением, принятым за начало отсчёта, и проекцией на эту плоскость продольной оси самолёта. Измеряется от 0º до 360º по часовой стрелке.

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс

Обычно за начало отсчёта курса принимают одну из осей навигационной системы координат, связанной с земной поверхностью, в которой решаются основные задачи самолётовождения..

В самолётовождении приняты две основные навигационные системы координат:

В геодезической системе координат за начало отсчёта курса принято направление географического (истинного) меридиана..

Локсодромияне является кратчайшим расстоянием между двумя точками на земной поверхности.. Полёт по локсодромии приводит к большим затратам времени и является неэкономичным.

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс

В ортодромической системе координат за начало отсчёта принимается главная ортодромия, направление которой выбирается исходя из требований навигационной обстановки. Частным случаем главной ортодромии является истинный меридиан, проходящий через какую-либо заранее обусловленную точку (аэродром вылета или посадки, крупный населённый пункт и т.д.). Этот меридиан носит в этом случае название опорного меридиана.

Опорный меридиан, перенесённый в точку измерения курса (или путевого угла) называется условным меридианом..

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс

Условным курсом (УК) называется угол между северным направлением условного меридиана и продольной осью самолёта. Он отсчитывается по часовой стрелке от 0º до 360°.

Условный курс отличается от истинного на величину ΔА (азимутальнуюпоправку), равную по величине, но обратную по знаку, углу схождения меридианов. Таким образом:

УК = ИК + ( ± ΔА ), гдеΔА = ( λ о _ λ т )sinφср,

Магнитный курс (МК) — это угол, заключенный ме­жду северным направлением магнитного меридиана и продольной осью самолета; отсчитывается по часовой стрелке от 0º до 360°.

Компасный курс (КК) — это угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана и продольной осью самолета; отсчитывается по часо­вой стрелке от 0º до 360°.

Так как магнитные полюса не совпадают с географическими, то и магнитный меридиан в общем случае не совпадает с истинным и составляет с ним угол, называемый магнитным склонением (ΔМ). Знак ΔМ определяется отклонением магнитного меридиана от истинного в диапазоне ± 180º к востоку − со знаком « плюс», к западу – «минус». Тогда:

ИК = МК + ( ± ΔМ ).

Значение ΔМ снимается с полётной карты в районе полёта. Аналитически зависимость между курсами может быть представлена следующими формулами:

ИК = МК + ( ± ΔМ ); УК = МК + ( ± ΔМу ) = ИК + ( ±ΔА ); ΔМу = ( ± ΔМ ) + ( ± ΔА ),

где ΔМ─ магнитное склонение, измеряется от истинного меридиана до магнитного вправо (со знаком «+») и влево ( со знаком «»);.

ΔА─ азимутальная поправка, измеряется от условного меридиана до истинного вправо ( со знаком «+»), влево ( со знаком «–» );

ΔК(девиация)─ это угол, заключенный между северным на­правлением магнитного и компасного меридианов. Она считается положительной, если компасный меридиан отклонен к востоку (вправо), и отрицательной, если Ск отклонен к западу (влево) от магнитного меридиана.

ΔМу ─ условное магнитное склонение, измеряется от условного меридиана до магнитного: вправо (со знаком «+»), влево ( со знаком «–»).

ВЛИЯНИЕ ВЕТРА НА ПОЛЕТ САМОЛЕТА. НАВИГАЦИОННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК СКОРОСТЕЙ (НТС) И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

Движение самолета относительно земной поверхности складывается из его движения относительно воздушной среды и движения вместе с воздушной средой относительно поверхности Земли. При решении задач самолетовождения направление ветра отсчитывается от того же меридиана, от которого отсчитывается курс самолета. Оно обозначается буквой δ (дельта) с индексом, указывающим начало отсчета. Измеряется направление ветра углом, заключенным между меридианом и вектором ветра Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курспо ходу часовой стрелки от 0 до 360º.

Скорость ветра (U) измеряется в м/с или км/ч. В метеорологии направление ветра измеряется от северного направления географического (истинного) меридиана, а скорость в м/с. Направление ветра, указывающее направление перемещения воздушных масс в сторону «куда дует ветер», принято называть навигационным (δн), а направление ветра, указывающее «откуда дует ветер»,- метеорологическим(δм). Поэтому при переводе метеорологического ветра в навигационный необходимо к направлению ветра прибавить 180º (δ = δмет ± 180º),а скорость перевести в км/час.

Скорость и направление ветра являются величинами переменными и изменяются с изменением высоты, времени и в пространстве. Максимального значения скорость ветра достигает на высоте 9000-12000 метров в зимний период и на высотах 11000-12000м – летом. В струйных течениях, наблюдаемых на различных высотах и в различных районах земной поверхности, скорость ветра достигает сотен километров в час. Над территорией РФ струйные течения наблюдаются чаще всего зимой над Баренцевым морем и Дальним Востоком. Они могут опоясывать весь Земной шар. Vмакс ветра в струйном течении была зафиксирована над Японскими островами до 800км/час.

Самолет перемещается относительно воздушных масс с некоторойскоростью (V). Скорость перемещения самолёта относительно воздушной массы называется воздушной скоростью (V). Скорость полета самолета относительно поверхности земли называется путевой скоростью (W).

При наличии ветра воздушная сре­да, в которой перемещается самолет, в свою очередь перемещается относительно земной поверхности. Приложив вектор ветра Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курсв точку нахождения са­молета, перенесем его параллельно в точку конца вектора Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс. По прави­лу сложения векторов найдет суммарный вектор, замыкающий треугольник, и определяющий направление и скорость перемещения самолета относите­льно Земли. Угол, заключенный между северным направлением меридиана начала отсчета, проходящего через самолет, и проекцией на горизон­тальную плоскость вектора Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курсназывается путевым углом (ПУ), т.е. мы по­лучим векторный треугольник скоростей. Проекция векторного треуголь­ника на горизонтальную плоскость называется навигационным треугольником скоростей (НТС).

УВ
Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс
VcosУС
UcosУВ
КУВ
Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс
Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс
δ
УВ
ФПУ
УС
К
δ
К
С
КУВ
Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс
УВ
С

Где: Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс— вектор воздушной скорости;

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс— вектор скорости ветра;

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс-вектор путевой скорости.

Ксл; δ и ПУ отсчитываются от 0º до 360° по часовой стрелке. За начало отсчета принимается северное направление меридиана. Угол, заключенный между Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курси Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курсназывается углом сноса (УС). УС в зависимости от взаимного расположения образующих его векторов может отсчитываться либо вправо «+» (ветер дует в левый борт), либо влево «–›› (ветер дует в правый борт). Знание УС и его учет составляет одну из главных задач самолетовождения. Угол между Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курси Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курсназывается углом ветра (УВ). Угол между вектором Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс(линией курса) и Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курсназывается курсовым углом ветра (КУВ). УВ и КУВ отсчитываются по часовой стрелке от 0º до 360º.

Все величины, характеризующие направление и величину векторов навигационного треугольника скоростей, называют основными элементами НТС ( К,V, δ, U, W, ЗПУ ). Кроме того, в навигационном треугольнике скоростей образуются три дополнительных элемента УС, УВ, КУВ.

Источник

Что такое истинный курс и магнитный курс

Курс, пеленг, азимут.

Магнитным курсом (МК) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.

Истинным курсом (ИК) называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.

Компасным курсом (КК) называется угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.

Заданным путевым углом (ЗПУ) называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, и линией заданного пути.

Азимутом (А) ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир.

Курсовой угол радиостанции (КУР) называется угол, заключенный между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию. КУР отсчитывается от продольной оси самолета до направления на радиостанцию по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс

Магнитный курс взлета и посадки аэродрома Чугуев равен 345(165) градусам. Чтобы узнать истинный курс нужно узнать сумму МК и магнитного склонения для данной местности(+8градусов). Т.е.ИК=345+8=353градуса.

Итак самолет находится в ИПМ и нам нужно знать куда следовать дальше. Направление движения определяется заданным путевым углом. Однако, при наличии боковой составляющей ветра, самолет будет сносить с линии заданного пути, и для сохранения ЛЗП нужно вносить поправку на ветер. Эта поправка называется угол сноса.

Итак как провести самолет от одного до другого пункта маршрута разобрались.

Выдерживаем заданную скорость, высоту и ЗПУ и будет нам счастье аж до следующего ППМ. Но вот как определить что мы подходим к этому самому следующему ППМ?

Существует несколько способов определить местоположение самолета:

1. Визуально, по наземным ориентирам. Но, если ориентир будет скрыт облачностью, либо самолет отклониться от ЛЗП на расстояние, с которого ориентиры будут неразличимы, мы рискуем потеряться. Поэтому визуальные ориентиры служат больше для подтверждения правильности выдерживания нашего маршрута, чем как основной способ навигации.

2. По географическим координатам (широта-долгота) можно точно указать местонахождение самолета, но для определения местоположения самолета по географическим координатам требуется специальное оборудование, которое имеется далеко не на всех самолетах.

3. По азимуту и дальности до маяка (радиостанции) можно с достаточной точностью определить свое местонахождение на маршруте. Для этого достаточно чтобы самолет был оснащен дальномерным оборудованием и радиокомпасом. Настроив радионавигационное оборудование на РСБН, мы сможем контролировать правильность выдерживание маршрута на протяжении всего полета по заранее известным значениям азимута и дальности в контрольных точках.

Например: в контрольной точке №Х расчетная Д=55 А=70. Фактически имеем Д=58 А=70. Значит мы идем на 3 км восточнее ЛЗП, и нужно взять соответствующую поправку. Либо, в той же ситуации, имеем Д=55 А=90. Следовательно мы отклонились южнее маршрута и нужно исправлять ситуацию.

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы летчик научился определять и выдерживать свое местоположение по дальности и азимуту, четко представлял в какую сторону и насколько он отклонился от маршрута (границ пилотажной зоны).

Выдерживание местоположения в пилотажной зоне с использованием РТС.

Использование наземных визуальных ориентиров для определения своего местоположения удобно до определенного предела. Например, ориентируясь по Печенежскому водохранилищу, вы можете достаточно точно определить направление на аэродром, но определить границы пилотажной зоны с достаточной точностью визуально вам вряд-ли удастся. Удерживать свое местоположение в пределах пилотажной зоны используя дальность и азимут до РСБН достаточно просто.
На полетной карте у вас указаны дальности и азимуты границ пилотажной зоны. Выполняя задание летчик должен представлять свое местоположение относительно границ зоны, и соответствующим образом строить следующий маневр.

Источник

Что такое истинный курс и магнитный курс

4. Морские меры длины и скорости.

На море за единицу расстояния принимается морская миля. Морская миля равна одной минуте дуги земного меридиана; величина этой минуты на меркаторской карте зависит от широты места.

На карте линейная величина одной мили меняется пропорционально sec f (секансу широты).

ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОГО ГОРИЗОНТА В МИЛЯХ И КИЛОМЕТРАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫСОТЫ ПРЕДМЕТА.

Дальность видимого горизонта

Дальность видимого горизонта

Дальность видимого горизонта

Поэтому расстояние на карте рекомендуется измерять с помощью циркуля, прикладывая его затем к вертикальным рамкам карты на той же широте, что и измеряемое расстояние.

Для практических целей судовождения в СССР приняты: стандартная морская миля, равная 1852 м; кабельтов — одна десятая морской мили (185,2 м); морская сажень — одна сотая кабельтова (1,85 м, или 6 футов).

Сажени и футы употребляются для измерения глубин в Англии и отчасти в США. В большинстве остальных стран употребляются метры (один фут равен 305 мм).

Километр — основная единица измерения расстояния па реках, озерах и водохранилищах. Он равен 1 000 м, или 0,54 морской мили. Скорость судна измеряется в узлах. Один узел соответствует скорости судна, при которой оно проходит одну милю за один час.

5. Истинные курс и пеленг, курсовой угол.

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс
Рис. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет

Истинный курс судна ИК — это угол, заключенный между северной частью истинного меридиана (линии NS ) и диаметральной плоскостью судна (направлением носа судна).

Диаметральной плоскостью судна ДП называют продольную вертикальную плоскость, делящую судно на две симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.

Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по движению часовой стрелки до направления на предмет.

Пеленг измеряется от 0 до 360° по часовой стрелке. На навигационных картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).

Для определения направлений на море, озере и водохранилище, т. е. для определения курсов судна и пеленгов различных предметов, служит компас.

Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.

Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому, — знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную вели чину.

Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, указываются на навигационных картах.

Например, в заголовке карты указано: «Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты».

Если любитель пользуется этой картой в 1972 году, то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.

Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса в данном районе плавания, найти истинный курс ИК и истинный пеленг ИП, необходимо к магнитному курсу или пеленгу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:

2) МП + (± d ) = ИП или ИП — (± d ) = МП.

Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть фото Что такое истинный курс и магнитный курс. Смотреть картинку Что такое истинный курс и магнитный курс. Картинка про Что такое истинный курс и магнитный курс. Фото Что такое истинный курс и магнитный курс
Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение

Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается по азимутальному кругу магнитного компаса.

Он может быть правого или левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет при помощи пеленгатора и снять отсчет КУ по азимутальному кругу.

Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.

Разность будет величиной курсового угла левого борта. Курсовой угол правого борта имеет знак плюс, курсовой угол левого борта — знак минус.

Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формуле:

Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного результата нужно вычесть 360°.

Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.

На рис. 42 показано исправление магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения величины истинного пеленга ИП на маяк М.

Линия N М S М показывает направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный пеленг. В данном примере он равен 280°. Склонение западное 10° со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:

1) ИП = МП + (— 10°), ИП = 280°+ (— 10°) = 270°.

2) ИП = ИК + КУ п/б, ИП = 225°+ 45°= 270°.

6. Девиация магнитного компаса. Исправление и перевод румбов.

Металлический корпус судна, различные металлические изделия, двигатели являются причиной отклонения магнитной стрелки компаса от магнитного меридиана, т. е. от направления, по которому должна расположиться магнитная стрелка на суше.

Магнитные силовые линии земли, пересекая судовое железо, превращают его в магниты. Последние создают собственное магнитное поле, под влиянием которого магнитная стрелка на судне получает дополнительное отклонение от направления магнитного меридиана.

Девиация может быть как положительной — восточной, или остовой, так и отрицательной — западной, или вестовой.

Девиация — величина переменная и меняется в зависимости от широты и курса судна, так как намагниченность судового железа зависит от его расположения относительно магнитных силовых линий земли.

Для расчета магнитного курса МК необходимо к величине компасного курса КК алгебраически прибавить величину девиации s на данном курсе:

Например, компасный курс КК равен 80°, при этом девиация магнитного компаса s = 20° со знаком плюс. Тогда по формуле находим:

М K = KK + (± s ) = 80 + (+20°)= 100°.

Если собственное магнитное поле судна большое, то компасом пользоваться трудно, а иногда он вообще перестает работать.

Поэтому девиацию необходимо сначала уничтожить при помощи компенсационных магнитов, расположенных в ноктоузе компаса, и брусков мягкого железа, устанавливаемых в непосредственной близости от компаса.

Рис. 43. Получение магнитного курса

Рис. 44. Исправление и перевод румбов

После уничтожения девиации приступают к определению остаточной девиации на различных курсах судна. Уничтожение и определение остаточной девиации и составление девиационной таблицы для данного компаса производится специалистом-девиатором на специально оборудованном створными знаками девиационном полигоне.

Девиация считается уничтоженной вполне удовлетворительно, если ее величина на всех курсах не превышает ±4°.

Как уже говорилось, на картах необходимо прокладывать истинные курсы и пеленги.

Для получения истинных курсов и пеленгов нужно в показания компаса, установленного на судне, внести определенную поправку, так как он показывает компасный курс и компасные пеленги.

Отсюда следует, что для получения истинных величин необходимо к компасным величинам прибавить поправку компаса с ее знаком:

На рис. 43 показан переход от МК к КК через склонение.

На рис. 44 показана взаимосвязь между всеми величинами, от которых зависит правильное определение истинных направлений в море. Углы, образованные линиями N к, N м, N и и линиями курса и пеленга, носят следующие наименования:

Компасный курс КК — угол между линией компасного меридиана N K и линией курса.

Компасный пеленг КП — угол между линией компасного меридиана N K и линией пеленга.

Магнитный курс МК — угол между магнитным меридианом N М и линией курса.

Магнитный пеленг МП — угол между линией магнитного меридиана N M и линией пеленга.

Истинный курс ИК — угол между линией истинного меридиана N И и линией курса.

Истинный пеленг ИП — угол между линией истинного меридиана и линией пеленга.

Существует мнемоническое правило, которое помогает судоводителю правильно оперировать величинами истинных магнитных и компасных направлений.

Если мы из ИК алгебраически вычтем обе стоящие вправо от ИК. величины d — склонение и s — девиацию, то получим КК.

При условии, что у нас имеется компасный курс и нужно получить МК, производим обратные действия: к компасному курсу КК прибавляем алгебраически стоящую слева от него девиацию s и получаем магнитный курс МК.

Судоводитель-любитель при расчетах и работе на карте пользуется только истинными значениями курсов, пеленгов и курсовых углов, а магнитные компасы дают только их компасное значение, поэтому ему приходится производить вычисления по приведенным выше формулам.

Переход от известных компасных и магнитных величин к неизвестным истинным называется исправлением румбов. /font>

Переход от известных истинных величин к неизвестным компасным и магнитным называется переводом румбов. /font>

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *