Что такое исполнительское искусство
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА
ную форму, а на его перевоплощении, включающем такие творческие моменты, как вживание в духовное содержание исполняемого произв.; его интерпретация в соответствии с собственным мировоззрением и эстетическими позициями исполнителя; выражение им своего отношения и к отраженной в произв. реальности, и к тому, как она в нем отражена; выбор худож. средств Для адекватного воплощения собственной трактовки исполняемого произв. и обеспечения духовного общения со зрителями или слушателями. Поэтому произв. поэта, драматурга, сценариста, композитора, хореографа получает разные исполнительские трактовки, каждая из к-рых объединяет самовыражение как автора, так и исполнителя. Более того, каждое исполнение актером одной и той же роли или пианистом одной и той же сонаты становится уникальным, ибо устойчивое, выработанное в репетиционном процессе содержание прелом-лйется через варьирующееся, сиюминутное и импровизационно рождающееся (Импровизация) в самом акте исполнения и потому неповторимое. Творческий характер И. и. приводит к тому, что между исполнением и исполняемым произв. возможны различные отношения — от соответствия до резкого противоречия между ними; поэтому оценка произв. И. и- предполагает определение не только уровня мастерства исполнителя, но и меры близости создаваемого им произв. оригиналу.
Полезное
Смотреть что такое «ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА» в других словарях:
Северная Дакота — Северная Дакота … Википедия
Лакхнау — Город Лакхнау लखनऊ Страна ИндияИндия … Википедия
Северная Дакота (штат) — Северная Дакота Флаг Северной Дакоты Герб Северной Дакоты Прозвище штата: «Сусликовый штат» … Википедия
Живая статуя — в Вене Живая статуя актёр, имитирующий статую, работающий в образе определённого персонажа, например исторического. В своей работе актёр используе … Википедия
Соло — (итал. Solo один) исполнение всего музыкального произведения или его ведущей тематической партии одним голосом или инструментом. Исполнитель такой сольной партии называется солистом. Если при коллективном исполнении музыкального… … Википедия
Мимы — … Википедия
Солист — (от лат. solus один, только) это личность, лидирующая в каком либо коллективе (творческом, редко спортивном или т. п.). Чаще всего термин «солист» используется в музыкальном и танцевальном исполнительском искусстве. Под… … Википедия
Нематериальное культурное наследие — Нематериальное культурное наследие концепция, предложенная в 1990 х годах в качестве аналога Списку Всемирного наследия, уделяющему основное внимание материальной культуре. В 2001 году ЮНЕСКО провела опрос[1] среди государств и… … Википедия
Баумол, Уильям — Уильям Джек Баумол англ. William Jack Baumol Дата рождения: 26 февраля 1922(1922 02 26) (90 лет) Место рождения: Нью Йорк, США … Википедия
Нематериальное культурное наследие — означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части… … Официальная терминология
Исполнительские искусства
Из Википедии — свободной энциклопедии
Исполнительские искусства — один из видов художественно-творческой деятельности, в котором произведения так называемого «первичного» творчества материализуются в виде определенной системы знаков и часто предназначены для перевода в тот или иной конкретный материал. К исполнительным искусствам относят творческую деятельность: актеров и режиссеров, воплощающих на сцене, эстраде, цирковом манеже, радио, кино, телевидении произведения писателей и драматургов; чтецов, переводящую в живую речь литературные произведения; музыкантов, певцов, инструменталистов, дирижеров, воспроизводящих творения композиторов; танцоров, исполняющих замыслы хореографов, композиторов, либреттистов.
Исполнительских искусств нет в изобразительном искусстве, в архитектуре, прикладных искусствах (если не задействованы художники особого типа, а для перевода замысла в материал используются рабочие или машины), литературном творчестве, которое, несмотря на создание законченных произведении, допускающих исполнение чтецами, предназначено все же для непосредственного восприятия читателем.
Исполнительские искусства по своей сути считаются художественно-творческой деятельностью, так как основаны не на простом механическом переводе исполняемого произведения в другую форму, а на его перевоплощении, включающем такие творческие элементы, как вживание в духовное содержание произведения, его интерпретация исполнителем согласно его собственному мировоззрению и эстетической позиции.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО
АКТЁРА ТЕАТРА (РЕЖИССЁРА)
Исполнитель, казалось бы, ограничен определёнными заданными рамками авторского литературного текста, музыкальной композиции или танцевального рисунка, то есть вынужден говорить языком автора, он имеет при этом:
— свой собственный исполнительский язык, на котором и общается с нами.
Всем нам хорошо известно, что от исполнителя, актёра, чтеца, певца, музыканта, танцовщика (сюда же можно ещё добавить режиссёра, как театрального, так и кино) в значительной степени, зависит успех у публики того или иного авторского произведения. Выходит, на практике в плане донесения оригинального авторского слова до аудитории появляется творческая фигура исполнителя, чей талант, способности, профессиональное умение или отсутствие оных становится решающим фактором триумфа или неуспеха того или иного произведения.
Итак, исполнительский язык – это язык сердца исполнителя, язык его собственной души, на котором он говорит со зрителем, используя в качестве общей канвы оригинальный авторский текст, наполняя его при этом оттенками, нюансами своего собственного отношения, восприятия, чувствования и мироощущения, которые у каждого из нас, практически, неповторимы и варьируют в зависимости от духовных глубин, в которые способно погружаться наше сердце. Выразительные средства исполнительского языка, используя исходный текст в качестве базового фона, отличаются, в силу своей экспрессивной специфики, такими тонкими и, подчас, трудно уловимыми для внешнего сознания инструментами, как интонация и тембр голоса, жест и мимика, в которые можно вложить не только своё индивидуальное отношение к персонажу, действию, мысли или чувству.
— Владение голосом и его тончайшими возможностями есть могучее средство воздействия на человеческую душу. Ведь голос исполнителя – это голос его внутреннего существа. Актеры, например, отлично знают, насколько по-разному могут быть произнесены не только любая фраза, но и каждое ее слово, какое множество оттенков, смысловых различий может быть вложено в простое «да» или «нет»: «есть пятьдесят способов сказать слово „Да“ и пятьсот способов сказать слово „Нет“, а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ»,- говорит Бернард Шоу.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА:
— спектакль (от лат.»зрелище») – произведение театр.И.; создаётся на осн.драм.или муз.-сцен.произв-ия всоответствии с замыслом режиссёра(в балете – балетмейс-ра и дирижёра, в опере, оперетте – режиссёра и дирижёра) и под его руководст-ом совместн.усилиямиактёров, а также художника.
— постановка – 1) творч.процесс создания спектакля, фильма, цирк. И эстрдн.представления и др.; 2) СПЕКТАКЛЬ; 3) обуч-ие правильн.профф.владению чем-л.
— ФОРУМ (в др.Риме-площадь, рынок, где протекала общ.жизнь города, от лат.»центальн.площадь») – широкое представит.собрание или съезд.
— ФЕСТИВАЛЬ (от франц.»праздничный») – массов.празднество,включ.в себя показ, смотр каких-л.произв-ий музык., театр., эстрадного, циркового, кино – искусства.
— мастер-класс – краткосрочный учебн.курс, провод.каким-л.выдающ.мастером в своей обл.(в музыке, балете, драм.И., спорте и тд.)
— джэм-сэйшн (анг.«варенье, желе» и «заседание, собрание») совместн.исполнениенеск.муз-миимпровизаций и экспромтовна попул.темы в джазе, роке и поп-музыки в узком кругу, а не для публики
— выставка – публичн.показсобрания каких-л.произв-ий И., предметов, растений и т.п.
— галерея – 1) длин.и узк.помещ-иесоед.части здания со сплошн.рядом больш.окон в одн.из продольн.стен; 2) назван.мног.худож.музеев; 3) последоват.ряд, вереница (худож.образов, ролей, корифеев какого-л.И., костюмов и т.д.)
— хэппенинг(англ.»случай, событие») – 1) один из видов авангард.И., разновидность акционизма, распростран.в Зап.Европе и США в 60-70-ые гг., заключ-ся в последоват-ти спонтан., как правило, не имеющихмотивирован.смысла действий, спровоциров.автором, участниками кот.станов.случ.люди; проводится как правило в людных обществен.местах. строятся так, чтобы вовлечь участников в действие, вызвать люб.ответн.реакцию; призван показать абсолютн.свободу чел-ка, вырвав его из контекста привычных, обыденных действий; 2) удачное, счастлив.событие, радостный случай (в театр.постановке, фильме)
— инсталляция – вид произвед.изобразит.И., создаваем.из различн.матер-ов и/или готовых предметов в виде какой-л.композиции, по-особому организующей пространство.
Исполнительское искусство в творчестве великих деятелей и актёров советского российского театра:
Василий Меркурьев (роли в Александрийском театре, Ленинград; в кино: «Летят журавли», «Мы с вами где-то встречались», «Двенадцатая ночь», «Небесный тихоход», «Верные друзья»)
ru.knowledgr.com
Театр, музыка, танцы и манипуляции предметами, а также другие виды представлений присутствуют во всех культурах человека. История музыки и танца датируется доисторическими временами, в то время как цирковое мастерство датируется по крайней мере Древним Египтом. Многие исполнительские искусства исполняются профессионально. Спектакль может быть в специально построенных зданиях, таких как театры и оперные театры, на сценах под открытым небом на фестивалях, на сценах в палатках, таких как цирки и на улице.
Исполнительское искусство часто стремится выразить свои эмоции и чувства.
Исполнители
Исполнитель, который преуспевает в актерском мастерстве, пении и танцах, обычно называют тройной угрозой. Среди известных примеров исторических трипл-конферансье угроз можно назвать Джене А, Фреда Аштайра, Джуди Гарленд, Джуди Дэвис-младшего, Мадонну, Хифера Лопеса и Леди Гагу.
Исполнители часто адаптируют свою внешность, например, с костюмами и сценическим макияжем, сценическим зажиганием и звуком.
Исполнительское искусство может включать в себя танец, музыку, оперу, театр и музыкальный театр, магию, иллюзию, mime, ken word, пуппетрию, цирковое искусство, перформанс.
Существует также специализированная форма изобразительного искусства, в которой художники исполняют свои работы вживую для аудитории. Это называется перформанс-арт. Большинство исполнительского искусства также включает в себя некоторую форму пластического искусства, возможно, в создании реквизита. Танец часто упоминался как пластическое искусство в эпоху современного танца.
Театр
Танец
В контексте исполнительского искусства танец обычно относится к человеческому движению, обычно ритмичному и музыке, используемому в качестве формы зрительского развлечения в обстановке исполнения. Определения того, что соответствует танцу, зависят от социальных, культурных, эстетических, артистических и моральных понятий и варьируются от функционального движения (например, танца фолка) до кодифицированных, виртуозных методов, таких как балет.
Музыка
История
Западное исполнительское искусство
Читайте также: Антитеатрикали. начиная с 6 века БЦ, в Греции начался классический период исполнительского искусства, к которому пришли такие поэты-трагики, как Софокл. Эти поэты писали пьесы, которые, в некоторых случаях, включали танец (см. Еврипид). Х истический период начал повсеместное использование комедии.
Однако к 6 веку нашей эры западное исполнительское искусство было в значительной степени прекращено, так как начались Тёмные Аги. Между 9 веком и 14 веком исполнительское искусство на Западе ограничивалось религиозными историческими постановками и пьесами нравственности, организованными Церковью в ознаменование святых дней и других важных событий.
Ренассанс
В 15-м веке исполнительские искусства, наряду с искусством в целом, увидели, так как «Возрождение» началось в Италии и распространилось по всей Европе пьес, некоторые из которых включали в себя танец, которые исполнялись и Домен да Пьяченца приписывал первое использование термина балло (в De Arte Saltandi et Ducendi) вместо d a (танец) для своего балетти или балли. Термином в итоге стал Баллет. Первый Ballet per se считается Balthasar de Beaujeulx Ballet Comique de la Reine (1581). Commedia dell ‘ troupe on a wagon, by Jan Miel, 1640
К середине 16-го века Commedia Dell ‘ стала популярной в Европе, введя использование импровизации. Этот период также ввёл в Англии маску «Хетхан», музыку, танцевальные и элаборативные костюмы, а также профессиональные театральные компании. Пьесы Уильяма Шекспира в конце 16 века развивались из этого нового класса профессионального исполнения.
В 1597 году была исполнена первая опера, Хне, и на протяжении всего 17-го века опера быстро стала развлечением выбора для аристократии в большей части Европы, а в конечном итоге и для большого числа людей, живущих в городах и поселках по всей Европе.
Современная эпоха
Введение проскениевой арки в Италии в течение 17 века установило традиционную театральную форму, которая по сей день. Между тем в Англии пуритане отказались от актёрского мастерства, что принесло исполнительскому искусству, которое продолжалось до 1660 года. После этого женщины стали появляться как во французских, так и в английских пьесах. Французы ввели формальный танец в конце 17 века.
Также именно за это время были исполнены первые пьесы в «Американских колониях».
На рубеже XIX века Бетхо и романтическое движение вступили в новую эру, которая привела сначала к зрелищам гранд-оперы, а затем к музыкальным драмам Джузе Верди и ст (тотальному произведению искусства) опер Рихарда приведших непосредственно к музыке XX века.
XIX век был периодом роста исполнительского искусства для всех социальных классов, технических достижений, таких как введение газового света в театры, бурлеск, танцы менестреля и эстрадный театр. В балете женщины делают большие успехи в ранее доминировавшем среди мужчин искусстве.
Айседора Дункан, одна из разработчиков свободного танца. современный танец начался в конце XIX века и начале XX века в ответ на ограничения традиционного балета.
«Система» Константина Станиславского актёрское мастерство в начале XX века, и продолжает оказывать значительное влияние на актеров сцены и экрана по сей день. И импрессионизм, и современный реализм были введены на сцену в этот период.
С изобретением кинокартины в конце XIX века Томасом Эдисоном и ростом индустрии кинокартины в в начале XX века фильм стал доминирующим средством исполнения на протяжении XX и XXI веков.
В 1930-х годах Жан Розентьё представил то, что станет современной сценической подсветкой, изменив характер сцены, так как бродвейский мюзикл стал феноменоном в США.
Послевоенный
Послевоенное исполнительское искусство было возрождением как балетного, так и оперного в западном мире.
Современное уличное театральное представление в Ла-Шо-де-Постмодерим в исполнительском искусстве в значительной степени доминировало в 1960-х годах.
Восточное исполнительское искусство
Ближний Восток
Самое раннее записанное театральное событие относится к 2000 году BC со страстными пьесами Древнего Египта. Эта история о боге Осирисе исполнялась ежегодно на фестивалях на протяжении всей, знаменуя собой известное начало длительных отношений между театром и религией.
Наиболее популярными формами театра в среднеисламском мире были пуппет-театр (который включал в себя ручные пуппеты, теневые пьесы и марионеточные постановки) и живые страстные пьесы, известные как та ‘ я, где акторы переиздают эпизоды из мусульманской истории. В частности, шиитские исламские пьесы вращались вокруг шахида (мученичества) сыновей Али Гасана ибн Али и Хусайна ибн Али. Живые светские пьесы были известны как ахраджа, записанные в литературе medi adab, хотя они были менее распространены, чем пуппетрия и театр та ‘ я.
В Иране существуют и другие формы театральных событий, такие как Нагали (повествование рассказов), Ru-Howzi, Siah-Bazi, Parde-Khani, Mareke giri.
Индия
Bharatanatyam индийский классический танец, зародившийся в Tamil Nadu Go ua folk танец является одним из известных выступлений в исполнении всех мальчиков группы, одетых в индийские дамские наряды Saree
Фолькский театр и ); Последний элемент сделал его зарождением классического театра более поздних времен. Многие гисторианцы, примечательно Д. Д. Косамби, Дебипрасад Чаттопадхяйя, Адья Рангачарая и др., ссылались на преобладание рацилизма среди индоарийских племён, в которых некоторые члены трибе действовали так, будто они были дикими животными, а некоторые другие были охотниками. Те, кто выступал в качестве маммалов, как козы, буйволы, реиндеи, обезьяны и т.д., преследовались теми, кто играл роль охотников.
«Рамаяна» и «Махабхарата» можно считать первыми признанными пьесами, зародившимися в Индии. Эти былины вдохновили самых ранних индийских, и они делают это даже сегодня. Индийские, такие как Бхаса во II веке BC, написали пьесы, которые были сильно вдохновлены Рамаяной и Махабхаратой.
Kālidāsa в I веке BC, возможно, считается самым большим Индии. Тремя известными романтическими пьесами, написанными Kālidāsa, являются «Mālavikāgnimitram» («Mālaikstart» и» Agnimitra ");,» Vi rvasunīyam «(» Отношение к Ви ме и Урваши "); и» Abhijñānasystemāātatala «(");. Последний был вдохновлён историей в Махабхарате и является самым известным. Это был первый перевод на английский и немецкий языки. По сравнению с Бхасой, который тяжеловесно дремлет от былин, Калидасу можно считать оригинальным драматургом.
Китай
Драма о тенях рук, Китай
Есть упоминания о театральных развлечениях в Китае еще в 1500 BC во время династии Шан; они часто включали музыку, клоунаду и акробатические представления.
Династия Тан иногда известна как «Век 1000 развлечений». В эту эпоху Эмперор Сюун образовал актёрскую школу, известную как «Дети грушевого сада», для производства формы драмы, которая была в первую очередь музыкальной.
Во время Хань Дынасты теневая пуппетрия впервые стала признанной формой театра в Китае. Существовали две формы теневой пупетрии, кантонская южная и пекингезская северная. Два стиля были дифференцированы по способу изготовления пуппетов и укладки горок на пуппетах, в отличие от типа игры, выполняемой пуппетами. Оба стиля, как правило, исполняли пьесы, изображающие большие и y, rarely была эта очень стилизированная форма театра, используемого для политической пропаганды. Кантонские теневые пуппеты были более крупными из двух. Они строились с использованием этой кожи, которая создавала более существенные тени. Цвет «c» также был очень непревзойденным; чёрное лицо представляло собой честное, красное бракосочетание. Роды, используемые для контроля кантонских пуппетов, были прикреплены к головам пуппетов. Таким образом, они не были замечены зрителями при создании тени. Пекингезские пупцы были более деликатными и меньшими. Они были созданы из этой, полупрозрачной кожи, обычно взятой из брюха ослика. Они были окрашены вибрантными красками, таким образом они отбрасывали очень красочную тень. Тонкие роды, которые контролировали их mo, были прикреплены к кожаному воротнику на неке пуппета. Роды шли параллельно телам пуппета, затем поворачивались под углом девяноста градусов, чтобы соединиться с неком. Пока эти роды были видны при отбрасывании тени, они лежали вне тени пуппета; таким образом, они не пересекались с внешним видом фигуры. Ролики, прикрепленные к гнездам для облегчения использования множества головок с одним телом. Когда головки не использовались, они хранились в муслиновой книге или футерованной коробке. Головы всегда снимали ночью. Это соответствовало старому переодеванию, что если оставить нетронутыми, пупцы оживут ночью. Некоторые puppet зашли так далеко, чтобы хранить головы в одной книге, а тела в другой, чтобы еще больше уменьшить возможность реанимации puppets. Считается, что теневая пупетрия достигла своей высшей точки развития в 11 веке, прежде чем стать инструментом правительства.
В династии Сун было много популярных пьес с участием акробатиков и музыки. Они развились в династии Юань в более софистизированную форму с четырёх- или пятиактной структурой. Юаньская драма распространилась по Китаю и дифицировалась на многочисленные региональные формы, наиболее известной из которых является популярная до сих пор Пекинская опера.
Таиланд
В Таиланде это была традиция из Средних Агес ставить пьесы на основе сюжетов из индийских эпосов. В частности, театральная версия национальной эпопеи Таиланда «Рамак «, версия индийской «Рамаяны«, остается популярной в Таиланде и сегодня.
Камбодия
В Камбодии инсскрипции, относящиеся к 6-му веку нашей эры, указывают на танцовщиц в местном храме и использование пуппетрии для религиозных пьес. В древней столице Ангкор-Ват на стенах храмов и дворцов высечены истории из индийских эпосов Рамаяна и Махабхарата. Подобные реи встречаются у Боробудура в Иа.
Япония
Кабуки играют Спектакль в Кагошиме
Кабуки началась вскоре после Бунъу, легенда есть у актрисы по имени О и, жившей примерно в конце 16-го века. Большая часть материала Кабуки поступила из Nx и Bun u, а его эрратические mo type также являются эффектом Bun u. Однако кабуки менее формальны и более отдалены, чем Нх, однако очень популярны среди японской публики. Акторы обучаются многим различным вещам, включая танцы, пение, пантомиму и даже акробатики. Кабуки сначала исполнялись молодыми девочками, затем молодыми мальчиками, а к концу 16 века компании кабуки всех мужчин. Мужчины, которые женщин на сцене, были специально обучены понимать эссенцию женщины в их подтексте mo и ures.
Специфика исполнительского искусства
1 Философский словарь. — М., 1980. — С. 135.
2 Эстетика: Словарь. — М., 1989. — С. 274.
10 Глава 1. Исполнительское искусство
риальной конструкции нельзя. Тем не менее художественное произведение неотделимо от своей материальной плоти, равно как и от средства того искусства, к которому принадлежит.
Известно, что все виды искусства, несмотря на различия в способе создания художественных ценностей, характере и типе образности, взаимосвязаны и имеют много общего как в самом процессе выражения, так и в организации средств выражения. Однако для того чтобы сконцентрировать внимание на сущности исполнительского искусства, необходимо прибегнуть к сравнению и классификации искусств, выделяя тот иди иной существенный для данной группы признак.
Существует много вариантов классификации искусств. Их группируют по способам существования, восприятия, средствам воплощения: например, разделяют на «зрительные» (т.е. воспринимаемые глазом) и «слуховые» (воспринимаемые слухом); на искусства, использующие природный материал — мрамор, дерево, металл (скульптура, архитектура, прикладное искусство), и искусства, применяющие в качестве материала слово (художественная литература), и, наконец, искус-ства, где в качестве материала выступает сам человек (исполнительские искусства); на искусства «пространственные», «временные» и «пространственно-временные»; «одно-составные» и «синтетические», «статичные» и «динамичные».
Применительно к теории исполнительства последняя классификация может рассматриваться в качестве основания для дальнейшего познания специфики этого вида искусства.
В самом деле, каждый вид искусства имеет либо процессуально-динамический (временной), либо статический характер. Разделив (разумеется, условно) искусства на «статичные» и «динамичные», мы легко обнаружим их различия. Первые обладают пространственной формой существования в виде «произведений-предметов» (живописное полотно, архитектурное сооружение, скульптурная композиция, изделие декоративно-прикладного искусства и т.д.), вторые имеют временной или пространственно-временной характер и воспринимаются как «произведения-процессы» (танец, театральное действие, музыкальная пьеса и т.д.).
В «статичных» искусствах результатом художественной деятельности является конкретный, единичный и, как правило, уникальный предмет, обладающий художественной ценностью. Здесь царит оригинал. Правда, находится место и для
Специфика исполнительского искусства 11
копии. Но располагается она на «внушительном расстоянии», что подчеркивает существующие между ними различия и даже их несоизмеримость. К тому же в «статичных» искусствах творческий акт создания художественных ценностей может быть совершенно не связанным с их воспроизведением. В «динамичных» же искусствах процесс создания художественных ценностей и процесс воспроизведения неразрывны и как бы переливаются один в другой: первый на заключительной стадии вбирает в себя частицу второго; в свою очередь процесс воспроизведения обязательно включает в себя элементы созидания. Иначе говоря, в отличие от «статичных», в «динамичных» искусствах в системе «автор» творческий акт не завершается. Художественное проектирование выполняется здесь в своих главных чертах, образуя основу произведения-процесса. Вследствие этого возникает необходимость в завершающей стадии, где происходит мысленная конкретизация продукта творческой деятельности автора произведения. Эта стадия художественного проектирования в «динамичных» искусствах передается исполнителю. Причем спроектированная автором духовная основа произведения может «овеществляться» в бесконечном многообразии правомерных исполнительских вариантов, в каждом из которых в то же время реализуется и вторая стадия художественного проектирования, конкретизирующая продукт авторского творчества.
Отсюда следует, что в «динамичных» искусствах художественная деятельность бывает первичной и вторичной. Первая охватывает деятельность автора произведения (композитора, хореографа, драматурга), вторая — главным образом деятельность исполнителя (певца, танцора, актера). Понятия «первичность» и «вторичность» в художественной деятельности нужно понимать и использовать только в их соотнесенности. Первичность художественной деятельности существует только в отношении к деятельности вторичной, и наоборот. Значит они проявляются исключительно в парных взаимосвязях, таких, например, как «драматург—режиссер», «драматург-актер» или «драматург—исполнители» (режиссер и актеры в их единстве). Вторичность исполнительства определяется тем, что исполнение состоит в творческом воссоздании произведения — результата первичного процесса творчества. На современном этапе развитияисполнительство — это творчество на основе уже готового текстового материала, первоначально
12 Глава 1. Исполнительское искусство
созданных художественных образов, тогда как объектами воплощения первичного художественного творчества служат, как правило, внехудожественные явления действительности. Таким образом, исполнение есть как бы вторичное отражение действительности, отражение посредством творческого воспроизведения продукта первичного отражения.
В «статичных» и «динамичных» искусствах первичная и вторичная деятельность существенно различаются. Если в «статичных» искусствах первичная художественная деятельность бывает только самостоятельной, а вторичная — только «несамостоятельной», то в «динамичных» искусствах и та идругая являются относительно самостоятельными. Так, например, музыкант-исполнитель не может обойтись без композитора. Но и композитор, в свою очередь, нуждается в инструменталистах и певцах. То же самое относится к драматургу и актеру, балетмейстеру и танцору. Только особое сотрудничество автора и исполнителя способно породить полноценное искусство. В первичном творчестве действительность выступает опосредованной через личность художника. В творчестве же исполнителя действительность выявляется опосредованной как бы вдвойне. Образы, созданные писателем, поэтом, композитором, в исполнительском воплощении приобретают черты и краски, определяющиеся мировоззрением исполнителя, его индивидуальностью, творческой манерой, талантом, мастерством.
В зависимости от своего индивидуального склада исполнитель подчеркивает или затушевывает те или иные черты первичного образа. Такая возможность появляется у него потому, что одной из главных особенностей первичного образа является его многозначность, позволяющая найти многие варианты исполнительского воплощения. Каждый артист, вольно или невольно, приносит в первичный образ нечто свое. Отсюда следует, что исполнение — это не только воспроизведение первичного художественного образа, но и перевод его в качественно новое состояние — исполнительский художественный образ, самостоятельность которого по отношению к первичному образу все же относительна. В то же время и первичный образ также не может считаться абсолютно независимым от исполнения, коль скоро речь идет об исполнительских искусствах. Он несет в себе необходимые предпосылки образа исполнительского, его реальную возможность, исполнительство же есть претворение этой возможности в действительность.
Специфика исполнительского искусства
Интерпретация— центральное понятие эстетики исполнительского искусства. Оно вошло в обиход в середине XIX в.
1 Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. — Новосибирск, 1982. — С. 3.
2 Напомним, что первоначальный смысл термина «интерпретация», часто употребляемого как синоним слова «исполнение» — interpretatio (лат.), означает именно и только истолкование, объяснение, прочтение.
14 Глава 1. Исполнительское искусство
и употреблялось в художественной критике и искусствознании наряду с термином «исполнение».
Смысловое значение понятия «интерпретация» заключало в себе оттенок индивидуализированного прочтения, своеобразия артистической трактовки, тогда как значение слова «исполнение» ограничивалось строго объективной и точной передачей авторского текста. Долгое время соперничество этих терминов в теории исполнительства проходило с переменным успехом, что было связано в основном со сменой представлений о роли интерпретатора в музыке. Там, где художественная практика начинала отвергать формально точное воспроизведение композиторской мысли и в противовес этому всячески стимулировать индивидуальность, творческую самостоятельность дирижера, инструменталиста, певца, термин «интерпретация» постепенно вытеснял из употребления понятие «исполнение». И наоборот, абсолютизация исполнительской свободы, субъективистский произвол, приводящие к искажению содержания и формы произведения и замысла автора, немедленно вызывали активное противодействие. Тут же вопрос о необходимости точного следования авторскому замыслу приобретал особую остроту, и употребление термина «исполнение» вместо понятия «интерпретация» считалось более оправданным и закономерным.
Вместе с тем, при всем своеобразии смыслового содержания этих понятий, они долгое время указывали на один и тот же объект, отсылали к одному и тому же явлению. И «интерпретация», и «исполнение» обозначали продукт исполнительской деятельности — другими словами, то, что отзвучало в процессе живого интонирования. Позднее в понимании этих терминов появились различия. Суть их сводилась к тому, что слово «исполнение» по-прежнему означало продукт исполнительской деятельности, тогда как «интерпретация» — лишь часть этого продукта, представляющую собой творческую, субъективную сторону исполнения. Таким образом, исполнение мысленно расчленялось на объективный и субъективный «пласты», первый из которых связывался с творчеством автора, а второй (собственно интерпретационный) — с творчеством исполнителя.
В целом же взгляды на «интерпретацию» и «исполнение» обнаруживают одну общую черту. Как правило, интерпретация не выводится за рамки исполнения и либо целиком отож-