Что такое испанский воротник
Откуда у испанцев появился пышный кружевной воротник и зачем был нужен
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Наверняка каждый видел на старинных картинах знатных особ с огромными кружевными воротниками. При этом далеко не каждый знает, как он называется это произведение портных эпохи Ренессанса. Подобный воротник принято называть «раф». В истории моды также принято еще одно название – «мельничный жернов».
Появился раф приблизительно в начале XVI столетия в Испании. Популярная легенда гласит (не более, чем легенда), что такой воротник был придуман одной из видных испанских дворянок, которая была обладательницей очень некрасивой шеи. В действительности раф очень долго эволюционировал от небольшого кружевного воротничка до чудовищного нагромождения ткани. Это хорошо видно на портретах той эпохи.
Поначалу «мельничный жернов» имел очень скромные габариты. Примечательно, что с самого начала носили его как мужчины, так и женщины. Однако, уже к 1560-м годам раф значительно прибавил в диаметре, а спустя еще десять лет серьезно увеличился в толщине. Если посмотреть на все те же портреты, то может сложиться впечатление, что придворные вельможи год от года упражнялись увеличении рафа.
Интересный факт : после того, как «мельничный жернов» стал действительно большим, его принялись активно пудрить и крахмалить. Дело это было не из простых, а потому в городах стали появляться целые мастерские, занимавшиеся уходом за воротниками.
Примечание : обсуждать версии про сифилис даже нет нужды. Неужели весь испанский двор был болен? (вопрос риторический).
Была ли у «мельничного жернова» прикладная функция? Скорее всего нет. В ту эпоху мода очень часто задавалась видными придворными деятелями, а также фаворитками правителей. Не исключено, что и раф появился на свет с подачи одной из тогдашних «звезд» испанского двора. Определенно, такой воротник имеет лишь декоративную функцию. В пользу этой версии говорит еще и то, что раф из гардероба знати в Испании исчез почти также легко, как и появился. Диковинный воротник запретил уже в XVII веке король Испании Филипп IV.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что такое испанский воротник
«Испанский воротник»
Не удивительно, что Андрей Д. не смог разыскать сведений об «испанском воротнике». Заболевание, о котором идет речь, называется удавкой, или парафимозом.
Если медицинская помощь своевременно не будет оказана, кровообращение может полностью прекратиться. Наступит угроза омертвения лишенной достаточного кровоснабжения головки и кожи наружного кольца крайней плоти.
В целях предупреждения удавки очень важно соблюдать гигиенический режим. Если сужено наружное кольцо крайней плоти, нужно систематически (не реже 2-3 раз в неделю) производить орошения головки и внутреннего листка крайней плоти 2%-ным раствором борной кислоты комнатной температуры. Не следует открывать головку полностью, если это невозможно сделать без каких бы то ни было усилий. В исключительных случаях прибегают к расширению наружного кольца крайней плоти хирургическим путем. Если же ущемление головки произошло, а вправить ее быстро не удается, нужно тотчас же наложить холодный компресс (мягкая ткань, смоченная холодной водой) и немедленно обратиться к врачу.
Мне, как и другим врачам, иногда вместе с парафимозом приходилось находить у больных и сифилис.
Баланопостит может возникнуть либо вследствие узкого кольца крайней плоти от скопляющегося под ней секрета кожных желез, либо после механических раздражений, порезов волосом, а также в результате неопрятности. Головка приобретает красноватую окраску, покрывается множественными, порой сливающимися эрозиями. Крайняя плоть отекает, нередко и на ней появляются такие же эрозии и трещины. Зачастую баланопостит сопровождается выделениями с неприятным запахом. Паховые лимфатические узлы могут быть увеличенными и болезненными. Профилактической мерой является соблюдение правил личной гигиены. Консультация врача-дерматовенеролога в данном случае непременна. Только он проведет дифференциальную диагностику и назначит правильное лечение.
. Почта венеролога, разумеется, не ограничивается затронутыми здесь вопросами. Нам пишут о многом, и о многом приходится разговаривать с адресатами, нашими пациентами. В этой главе мне хотелось остановить внимание лишь на тех вопросах, которые имеют отношение к теме настоящей книги.
Испанский воротник
Поездка к двоюродным братьям была для меня праздником. Хоть и жили мы в одном городе, и ездил я к ним всего на день, но в семье я был один, а так хотелось побыть рядом со старшими братьями. Обычно меня развлекал Генка, он был старше на год. Но общение с ним ограничивалось бесцельным брожением по двору и походом в магазин за хлебом или молоком. Генка не был креативным и от скуки я возвращался домой.
Иное дело Юрка. Он был старше меня на четыре года, красавец, остряк, он умел играть и петь на гитаре. Вокруг него всегда приятели из его двора. Но в свои двенадцать лет я не мог гармонично влиться в Юркину компанию, поэтому иногда, когда Генки не было дома, я разыскивал Юрку и говорил любимую фразу: «Генки дома нет». Юрка был тактичным человеком и всегда предлагал мне присоединиться к нему.
Так случилось и в тот день. Юрка с друзьями сидел в школьном дворе и бренчал на гитаре. Кто – то предложил прошвырнуться до «Юбилейного» магазина. Было воскресенье, часов шесть вечера. Шли мы, почти не хулиганя. Кто-то валил массивные урны, но чаще шутили с проходящими девушками. Шутки были «на грани». И одна девушка, стоявшая в очереди к аппарату с газировкой, бросила призыв: «Мужчины! Проучите этих хулиганов!»
Бежал я дворами, чтобы милиционеры не увидели. Недалеко от своего дома я призадумался: «А как я принесу домой чужую гитару, да еще разбитую? Придется все рассказать про Юрку, а этого делать нельзя! Значит, надо ехать к Юрке и отдать ему гитару». Я сел в автобус и поехал к Юрке. В автобусе была пьяная компания и они, увидев в моих руках гитару, пытались выяснить, на чью голову я ее надел.В Юркином дворе никого из компании я не обнаружил. Сев на скамейку около Юркиного подъезда, я стал ждать брата. Но вышла его мама.
Допрос был жестким и длился недолго. Я сдал и Юрку, и его приятелей. Гитару у меня изъяли и отправили домой. Мои родители были извещены об инциденте. Меня выпороли и запретили ездить к братьям без родителей…
Что такое испанский воротник
Форма его всегда соответствовала костюму и так же, как костюм, была определена стилем той или иной эпохи.
Уже в Древнем Египте встречается прообраз воротника – «должностное ожерелье» в виде небольшого полосатого оплечья.
Цвет полос обозначал род службы. Так, например, военные носили «должностное ожерелье» с красными полосами.
На Руси так же носили оплечье и проч. воротники.
В эпоху Возрождения в Венеции одежда была очень нарядной, но сдержанной по цвету.
Это широкий камзол из бархата с большим количеством живописных складок и широким шалевым меховым воротником.
В истории воротника интересна испанская мода Возрождения, с её громоздким и неподвижным придворным костюмом, подчеркивающим чопорность и надменность испанского королевского двора.
Несколько названий воротников разных периодов:
Воротники костюмов, платьев, пальто и других видов одежды могут быть самых разнообразных фасонов.
Воротники 1610-1660 гг (17 век):
и немного истории.
Эта часть нашего костюма стала настолько привычной и будничной, что замечается нами, пожалуй, лишь в тот момент, когда ее необходимо подправить. А между тем именно она играла когда-то почти мистическую роль.
Одним из таких средств как раз и оказался большой отложной кружевной воротник, который туго охватывал шею как мужчин, так и женщин.
Он был тяжелым, жестким, закрытым и прекрасно символизировал неприступность аристократии и ее незыблемое положение.
Кстати, испанская мода шагнула далеко за пределы своей родины.
Те или иные модификации подобных воротников (как и остальных атрибутов испанской моды) можно было увидеть в Германии, скандинавских странах, Франции.
Даже знаменитая самозванка Марина Мнишек на многих известных портретах изображается в нарядах именно с таким воротником.
Воротники 17-18 вв:
Потом долгое время в дамских нарядах ведущую роль играли совсем другие предметы гардероба. Воротник как-то отступил в тень, вновь играя лишь утилитарную защитную роль.
А уже, в эпоху ампира и чуть позднее, и вовсе вспомнили о традициях античности и увлеклись глубокими декольте.
И только когда пришла эпоха haute couture, ее родоначальник вновь обратили пристальное внимание на богатейшие возможности воротников.
Так Чарльз Ворт в своих королевских платьях для приема (датированных 90-ми годами XIX века) использовал в качестве декоративного элемента именно большие воротники необычного силуэта с инкрустацией драгоценными материалами.
ВИДЫ ВОРОТНИКОВ 15-17 вв.
воротник «Стюарт».
Белоснежные брыжи, или фреза были признаком элегантности.
Их крахмалили, синили, плоили (особый вид глажения) щипцами.
Им придавалось такое важное значение, что французский король не брезговал собственноручно плоить свои воротнички.
Большие плоеные воротники бытовали среди зажиточных слоев населения.
Увидевшую свет горловину рубахи вначале украсили узкой полоской ткани или кружев, слегка выступавших над верхней одеждой и напоминавших воротник-стойку.
К началу XV века вырез на мужском костюме увеличивается, а воротник рубашки превращается в элемент украшения.
Кружева появляются не только вокруг шеи, но и на верхней части груди. Стремясь придать им изысканность и элегантность, мастера укладывают кружева аккуратными складками — гофрируют.
Перед надеванием гофрированную часть рубашки крахмалили и проглаживали горячим утюгом, отчего она становилась жесткой и красиво выступала из-под камзола. В то время подобные украшения носили только мужчины.
Женщина должна была появляться в обществе только в наглухо закрытом платье.
Украшение рубашки кружевами приобрело такой размах, что в начале XV века магистраты (судьи) многих европейских городов принимали законы, по которым запрещалось появляться в обществе в гофрированных рубашках.
Но моду остановить нельзя. С 1530-40-х года брыжи становятся общепринятой одеждой как мужчин, так и женщин.
Особенно широкое распространение они получают в Англии, где воротник, впрочем, как и другие части одежды, например рукава, лиф, манжеты, представляли собой отдельные элементы, как детали в детском конструкторе.
Из них и собирался очередной наряд.
Английским портным удалось превратить маленькую оборку на стойке рубахи, как пишет Алла Чернова в книге «Все краски мира, кроме желтой…», в подобие невероятного кружевного жернова, лежащего по плечам на тростниковом каркасе или подпирающего подбородок и уши.
Это накрахмаленная фреза, или рафф, достигавшая у англичан тридцати сантиметров в радиусе.
Существует мнение, что огромные воротники послужили причиной изобретения вилки, которая вошла в обиход с конца XVI века.
Раффы
Итак, круглый кружевной воротник, называемый англичанами раффом, надевался поверх камзола и прикреплялся к нему несколькими пуговицами или крючками.
Во Франции английские воротники вначале успеха не имели.
Но вскоре ситуация изменилась. Известно, что Екатерина Медичи, французская королева, родившаяся Италии, выписала из Венеции мастера Винциолло. Поселившись в Париже, он открыл мастерскую и принялся изготовлять ажурные шелковые воротники, напоминавшие брыжи.
Завезенные из Англии в Голландию жесткие воротники не только вошли в моду, но и стали обязательным компонентом повседневной одежды.
Их продолжали носить вплоть до середины XVII века, когда в других странах они уже давно вышли из употребления.
Голландцы, в отличие от англичан, крепили его на специальном металлическом каркасе.
После 1580 г. голландская фреза также получила название «мельничный жернов» (ее можно увидеть на картинах Рубенса).
Кружевные брыжи были распространены и в Испании.
В 1560 году воротники испанских аристократов достигли таких размеров, что на их изготовление уходило по несколько локтей тонкого полотна.
Иногда ткань располагалась вокруг шеи в два и даже в три яруса. По внешнему краю воротник обшивали тонкой золотой нитью и могли придать ему форму зубчиков, на которые нашивались кружева.
В 1615 году немецкий дипломат Ф.Мессершмидт с иронией писал, что испанские брыжи иногда стоят дороже целого платья.
Надеть наряд с таким воротником было непросто. Процесс облачения выглядел так: двое слуг держали воротник, а третий с разогретыми гофрировальными щипцами стоял рядом, чтобы тотчас выровнять помявшуюся складку.
Чтобы воротник дольше сохранял свою форму, в него даже вшивали тонкие металлические проволочки.
Очевидно, что такой воротник не мог долго оставаться модным.
Уже в начале XVII века в Испании входят в повседневный обиход широкие отложные воротники, пришивавшиеся к рубашке. Они выпускались из-под камзола и свободно лежали на плечах.
Мода пришла из Франции, где такие воротники являлись даже частью военной формы.
В частности, королевские мушкетеры, отправляясь во дворец в караул, обязаны были надевать рубашку с накрахмаленным кружевным воротником.
Сложность кружевного узора, располагавшегося по его краю, зависела от чина. Рядовые мушкетеры могли носить только один ряд кружев, лейтенант — два, а капитан — три.
В России мода на брыжи появляется лишь в XVIII веке, когда в результате петровских преобразований входит в обиход одежда европейского покроя.
В двадцатые годы XVIII века брыжи становятся частью военной формы высших военных чинов.
Но уже во время царствования Екатерины II брыжи исчезают из военной формы и сохраняются лишь в штатской одежде. Однако в конце тридцатых годов XIX века, после изменения силуэта военной формы, кружевные брыжи вновь возвращаются в армию.
Правда, на этот раз они были почти сразу вытеснены жабо — кружевным украшением в виде оборки, пришитой параллельно пуговицам на рубашке.
источник
Накрахмалевание воротников XVI века и критика современников того времени
Хуже всего, по мнению Стабса, «огромные и ужасные воротники», порой еще и накрахмаленные. Он очень подробно описывал как этим воротникам придавалась форма с помощью разогретых палочек, которые заворачивали во влажную ткань.
О крахмальных мастерских он пишет, что это места, «освященные Вельзевулом и Цербером, покровителями больших воротников».
Крахмал начали использовать в 60-х годах XVI века, что позволило носить гофрированные воротники гигантских размеров.
Т.к. в Европе постоянно выходили законы-регуляторы о моде и роскоши, то и воротники не стали исключением и о них упоминались в соответствующих декларациях, пытаясь как-то запретить перегибы модников и модниц с этим аксессуаром.
Декларации появлялись много раз против «возмутительных» двойных воротников (1562) и «воротников чрезмерной длины и глубины» (1577 и 1580 гг).
Прошло время.
И постепенно брыжи перестают носить, их сменяет в двадцатых годах XVII века большой отложной или шведский воротник, обшитый кружевами или целиком кружевной.
Рабато воротник –
Вот как описывает модницу того времени сатирик 16 века Марстон:
Тонкое кружево, привезенное в Англию в середине 16 века из Фоандрии и Италии, придавало воротникам и чепцам особый колорит.
Отложные воротники
Паулюса Морельсе (1571-1638)
Воротники 16-17 вв:
Кружевные воротнички 19 век:
Английский костюм XVIII века – костюм преимущественно гражданский. Английский костюм создавался под воздействием борьбы двух направлений в английской культуре – прогрессивно-буржуазной и консервативно-феодальной.
После английской революции 1640 года королевский двор уже не играет первую роль, и моды создаются буржуазией. Английскому стилю в костюме свойственно стремление к простоте, преобладанию прямых элегантных линий.
Стояче-отложной воротник с отворотом называют английским, как в то время называли английскими высокие шляпы с полями (прообраз цилиндра) и сапоги с отворотами из жёлтой кожи.
Стояче-отложной воротник и по сей день – один из самых популярных. При всех капризах моды стояче-отложной воротник с острыми уголками всегда изящен, поэтому его называют классическим.