Что такое испанская инквизиция
ИСПАНСКАЯ ИНКВИЗИЦИЯ
Институт, созданный в 1478 году в правление католических королей Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской.
Как и во многих странах, инквизиция существовала на Пиренейском полуострове уже в классическое средневековье. В это время в землях Арагонской короны учреждается папская инквизиция как ответ на события в соседнем южнофранцузском регионе Лангедоке, где получила распространение альбигойская ересь.
К середине XV века эта инквизиция уже потеряла прежнее влияние, поэтому католические короли добились разрешения от понтифика Сикста IV на учреждение нового инквизиционного института. Разрешение было оформлено в виде специальной папской буллы.
Причин создания нового института было несколько. С одной стороны, после заметного роста антисемитских настроений в конце XIV века, многие евреи были вынуждены формального переходить в христианство, при этом тайно продолжая исповедовать веру своих предков. При этом ряд новообращенных делали успешную торговую, ремесленную, финансовую и даже придворную карьеру, что вызывало недовольство многих т.н. старых христиан.
В Испанских королевствах рос уровень нетерпимости по отношению к новообращенным, и все чаще говорилось об их «дурном влиянии» на католическую церковь. С другой стороны, инквизиция, находившаяся под полным контролем короны, могла быть использована как рычаг для подавления дворянской оппозиции. Имущество осужденных передавалось в королевскую казну.
В 1480 году был учрежден инквизиционный трибунал в Севилье, который уже в следующем году предал казни почти 300 еретиков.
Первоначально новая инквизиция действовала только на землях Кастильской короны, однако Фердинанду II Арагонскому удалось в 1483 добиться назначения Томаса Торквемады Великим инквизитором арагонских, каталонских и валенсийских земель. Таким образом, инквизиция, по сути, стала единственным институтом, действовавшим на территории всех испанских земель (кроме того ее влияние распространилось на многочисленные колонии Испании).
Постепенно была создана система инквизиционных трибуналов и разветвленная сеть информаторов. К рассмотрению принимались анонимные доносы.
В ходе процесса обвиняемый не мог оспаривать личную заинтересованность человека, свидетельствовавшего против него. Ему позволялось только до суда, не зная имени автора доноса, представить список своих врагов. В случае, если осужденного не удавалось арестовать, сжигалось его изображение.
На первом этапе инквизиция в основном была нацелена на новообращенных евреев и мавров, подозревавшихся в тайном исповедании своей прежней веры.
В эпоху правления Карла V и его сына Филиппа II важной задачей инквизиции стала борьба против сторонников Реформации.
В эпоху правления последних испанских Габсбургов XVII в. основная масса инквизиционных процессов вновь проходила по делам крещеных мавров. Инквизиция была упразднена только в XIX веке в эпоху Наполеоновских войн (окончательно в 1834 г.).
Иллюстрация:
Педро де Берругете. Ауто-да-фе. Ок. 1500 г.
Испанская инквизиция
Содержание
История
Инквизиция в Испанских землях, возникшая в XIII веке, как отголосок современных событий в южной Франции, возрождается с новой силой в конце XV века, получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Евреи и усвоившие их образованность мавры являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV века масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство (см. Марраны и Мориски), но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.
Рост богатства и власти conversos в Испании вызывал негативную реакцию, в частности аристократии и среднего класса. Было написано несколько трактатов, демонстрировавших, что conversos проникли практически во все благородные семейства Испании. В изобилии появились антисемитские теории заговора. Говорили, будто conversos — часть тщательно разработанной схемы, с помощью которой евреи пытаются разрушить испанское дворянство и Католическую церковь изнутри.
Систематическое преследование этих подозрительных христиан инквизицией начинается со времени соединения Кастилии и Арагона в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться инквизицией для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов, путем конфискации имущества осужденных. Душою новой инквизиции в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада. В 1478 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая «католическим королям» установление новой инквизиции, а в 1480 году был учрежден в Севилье первый трибунал её; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков. Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала, обращенных к папе, главным образом, со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в 1483 году предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия инквизиции поручил севильскому архиепископу Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя, он назначил великим ген. инквизитором Кастилии и Арагона Торквемаду, который и завершил дело преобразования испанской инквизиции.
Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-ассесоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной и взамен её создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так назыв. Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 году Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены позднее), регулировавший инквизиционный процесс.
С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после 1492 года, когда Торквемаде удалось добиться у католических королей изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от 1481 года до 1498 года, выражаются следующими цифрами: около 8 800 человек было сожжено на костре; 90 000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того были сожжены изображения, в виде чучел или портретов; 6 500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагоне действия инквизиции неоднократно вызывала взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в Сарагосе, не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в 1485 г. Преемники Торквемады, Диего-Деса и особенно Хименес, архиеп. толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании.
Несколько лет спустя после завоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за ними религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 года. В 1502 году им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 году. Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли, что не помешало Испании стать самой богатой страной, создать могучий флот и колонизировать большие просторы в Новом свете. В течение 70 лет цифра испанского населения упала с 10 миллионов до 6 (более половины из них ушли в колонии, где инквизиция была не так сильна).
Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. Испанская инквизиция проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V, в 1522 году, и была причиной отпадения северных Нидерландов от Испании, при Филиппе II. В Португалии инквизиция введена была в 1536 году и отсюда распространилась на португальские колонии в Ост-Индии, где центром её был Гоа.
Конец инквизиции
Во времена правления Карла IV, несмотря на опасения, которые спровоцировала французская революция, происходил упадок инквизиции. Во-первых, государство перестало быть просто социальным организатором и начало беспокоиться о благополучии населения. В итоге было решено, что церковное землевладение и землевладение сеньоров и вообще накопленные ими богатства являются препятствием общественному прогрессу. С другой стороны, в ходе многолетней борьбы между государственной властью и властью церкви, всё больше людей склонялись к первой. Например мыслители Просвещения нашли в ней лучшую защиту для своих идей. Государственные деятели Мануэль Годой и Антонио Алькала Гальяно были настроены откровенно враждебно к учреждению, чья роль была сокращена до цензуры и была воплощением испанской «чёрной легенды» на международном уровне, и не соответствовала политическим интересам на данный момент. К тому же запрещённые ею работы имели свободное хождение в государственных книжных магазинах Севильи, Саламанки и Вальядолида.
Инквизиция была отменена в период господства Наполеона и Жозефа Бонапарта (1808—1812). В 1813 году либеральные депутаты Кадисских Кортесов требовали её упразднения.
Но инквизиция была воссоздана, после воцарения Фердинанда VII 1 июля 1814 года.
Инквизиция была окончательно отменена 15 июля 1834 года, Королевским указом, подписанным регентом Марией Кристиной Бурбон-Сицилийской, вдовой Фердинанда VII, в период несовершеннолетия Изабеллы II, и с согласия Франсиско Мартинеса де-ла-Росы.
Малоизвестные факты об испанской инквизиции
Истоки инквизиции
Инквизиция корнями уходит к первой половине IV века. Находясь на смертном одре, император Константин крестился и сделал христианство официальной религией. Средневековая Инквизиция появилась в 1184 году, когда Папа Луций III разослал епископам Европы список ересей и повелел принимать активное участие в определении того, действительно ли обвиняемые в ереси виновны. Допросы велись церковным трибуналом, т.е. квалифицированными юристами с университетским образованием. Эта процедура называлась латинским словом «inquisitio» («исследование»).
Преследование за религиозные убеждения
Когда трибунал инквизиции прибывал в какой-то город, объявлялся «период милосердия», в течение которого любой виновный мог прийти и тайно покаяться в преступлении. В этом случае на него накладывалось обычное церковное покаяние за грех.
Несчастным, попавшим в застенки инквизиции и подвергавшимся жесточайшим истязаниям, было практически невозможно вырваться оттуда. Именно с санкции церкви началось целенаправленное преследование людей за их религиозные убеждения, развилась система репрессий, подкрепленных законом.
Дыба, «испанский сапог», «железная дева»…
Дыба, «испанский сапог», «железная дева», костры, на которых католическая церковь миллионами бросала своих врагов, – все это хорошо узнаваемые образы испанской инквизиции, плотно вошедшие в нашу культуру.
В XVI веке в Европе появляются тексты, в которых упоминается так называемая «черная легенда», согласно которой самые жестокие и изощренные расправы над еретиками, казни миллионов невинных людей происходили именно в Испании под руководством «великого и ужасного инквизитора» – Фра Томаса де Торквемады. Однако факты отличаются от созданного образа. Поскольку испанская инквизиция работала профессионально и эффективно, оставляя очень четкие записи, многие свидетельства сохранились до сих пор.
Рождение испанской инквизиции
«Конверсос» – «угроза» государству
Из года в год росло число новообращенных, которые сильно богатели и сосредотачивали в своих руках большую власть. Это вызывало негативную реакцию и зависть со стороны старых христиан, принадлежавших к аристократии и среднему классу. Получая большое количество жалоб и обвинений, католические короли Фердинанд и Изабелла были вынуждены признать необходимость исследования вопроса о «тайных иудеях».
Их поддержал папа Сикст IV, позволив короне учредить инквизиционный трибунал, состоящий из двух или трех священников старше 40 лет. Причем монархам отдавалась полная власть над инквизиторами. Вероятно, король Фердинанд считал, что расследование ничего не выявит, поскольку в его окружении было много таких «конверсос», оснований не доверять которым у него не было. Но он ошибся. Инквизиторы оказались завалены огромным объемом доносов, главными мотивами которых были сведение счетов и приспособленчество.
Инквизиция – дело государства
Публичные сожжения, причиной которых часто становились вопиюще лживые показания, небезосновательно пугали всех. Даже папа Сикст IV пытался остановить эту жестокость. Он приказал епископам принять прямое участие во всех будущих трибуналах. Им следовало обеспечить уважение к установленным церковным нормам правосудия. Услышав о приказе папы, король Фердинанд пришел в ярость. Он написал папе, открыто высказав предположение, что понтифик подкуплен золотом «конверсос». И в дальнейшем все действия инквизиции согласовывались только с испанскими монархами.
«Ужасный инквизитор»
В 1483 году Фердинанд назначил Фра Томаса де Торквемаду генеральным инквизитором большей части Испании. На этом посту он находился до 1498 года. В его обязанности входило определение правил рассмотрения доказательств и процедур инквизиции, а также организация ее отделений в основных городах. По мнению многих исследователей, самыми жестокими были именно те годы, когда испанской инквизицией управлял Торквемада. При нем огню было предано около двух тысяч «конверсос». А затем, к 1500 году, количество казненных сильно уменьшилось.
Есть и другая точка зрения, согласно которой Торквемада скорее смягчил неумеренное рвение своих предшественников – Мигеля де Мурильо и Хуана де Сан-Мартина, – в частности, ограничил использование пыток. Так или иначе, реальное число жертв далеко от тех миллионов, которые приписывают испанской инквизиции.
Реформа инквизиции
Конечно, ситуация не была идеальной. Известны случаи массовых сопротивлений суровым решениям трибунала. Так, в 1504–1506 годах инквизитор Лусеро в Кордове приговорил к смертной казни сотни людей за обращение в иудаизм. В ответ вспыхнули восстания, в результате чего Лусеро пришлось бежать.
«Баскские ведьмы»
После 1530 года испанская инквизиция направила свое внимание на реформаторов-протестантов, чтобы не допустить проникновения этого религиозного направления в страну, как это случилось в Германии и Франции. В то время как казни были повседневными событиями по всей Европе, на Иберийском полуострове все было иначе. За 350 лет своего существования испанская инквизиция отправила на костер около четырех тысяч человек. Это значительно меньше, чем количество жертв «охоты на ведьм», бушевавшей в остальных католических и протестантских странах, когда сожжено было около 60 тысяч человек.
Испания была избавлена от этого потому, что вера в ведьм в Испании в действительности была весьма низкой. Еще со времен господства вестготов она считалась преступлением и ересью сама по себе. Вера в ведовство сохранялась только в самых северных горных районах Галисии и Страны Басков.
В застенках
Закат испанской инквизиции
В 1808 году Наполеон вторгся в Испанию и посадил на трон своего брата Жозефа Бонапарта. В декабре этого же года новая власть издала указ, запрещающий инквизицию. 9 марта 1820 года Фердинанд VII выпустил декрет, отменяющий инквизицию в Испании. Через 14 лет, в 1834 году, закон, запрещающий инквизицию, формально вступил в силу.
Разумеется, все сказанное нисколько не умаляет безжалостности и жестокости, присущей любой инквизиции. Испанская инквизиция отправила на костер тысячи людей как на Иберийском полуострове, так и в своих колониях. Под ее давлением из страны были изгнаны иудеи, мусульмане, мудехары, иезуиты. Она запрещала работы Дидро, Монтескье, Руссо и Вольтера и тем самым препятствовала развитию страны. И этот список можно продолжать долго. Однако к рассмотрению этого сложного вопроса следует подходить более взвешенно, вооружившись фактами и отбросив все стереотипы и предрассудки.
Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс Дзен». Подписывайтесь!
Центр услуг в Испании
13 вопросов об инквизиции
Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?
1. Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал?
Это латинское слово inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск». Инквизиция нам известна как церковный институт, но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд сам начинал процесс на основании заведомых подозрений и запрашивал у населения подтверждающую информацию. Придумали этот термин юристы в поздней Римской империи, а в Средние века он утвердился в связи с рецепцией, то есть открытием, изучением и усвоением в XII столетии, основных памятников римского права.
2. Почему ее называют святой?
Инквизицию не всегда и не везде называли святой. Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны», как нет его в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции. Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, но слово «священная» точно так же входило в полные названия и других конгрегаций, или отделов, курии — например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса.
В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть Sanctum officium — в Испании Santo oficio, — что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба». В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации, и в таком контексте этот эпитет не вызывает удивления: инквизиция подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, делом не то что святым, а практически божественным. Так, например, первый историк инквизиции — сам сицилийский инквизитор — Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа: он расследовал грех Адама и наказал его соответственно.
3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?
Поначалу, на протяжении нескольких десятилетий, папы пытались поручить инквизицию епископам и даже угрожали снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы. Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче: они были заняты своими рутинными обязанностями, а главное, бороться с ересью им мешали налаженные социальные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам. Тогда, в начале годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам. Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле: были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров и нравились народу своей показательной бедностью и нестяжательством. Монахи соперничали с еретическими проповедниками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов. Напрямую они подчинялись только папе, свои полномочия получали пожизненно и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга, так что сместить инквизитора, а тем более отлучить его от Церкви было почти невозможно.
4. Где существовала инквизиция?
В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объединенной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.
5. Почему самая известная инквизиция — испанская?
Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отсталой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды Гранды — высшая знать в средневековой Испании. и фанатичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции. Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полуострова, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и иностранные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просветители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочинениях — от газетных памфлетов до исторических трактатов — долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Европе. Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах. Консервативный католический мыслитель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции».
6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?
В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбление» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спиритуалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в политических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимущественно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочисленными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.
Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.
Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «примирение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго Крест Сантьяго — крест с удлиненным и заостренным основанием, называемый также «крест-меч», распространенный пиренейский геральдический символ. ), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рецидивистов», вторично впавших в ересь.
7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?
Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского происхождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддержкой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.
8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?
Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы компетенции историка. Скажем так, многие — как гонители, так и жертвы и их современники — верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм полагал его типично женским видом деятельности. Самый знаменитый антиведовской трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа излишне эмоциональные и недостаточно разумные. Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки и, ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.
Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже — в этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами. За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух и знахарок — здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе. Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в веках, была вызвана социальными изменениями — распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне, когда богатые, чтобы оправдать свое состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, стали обвинять их в колдовстве. Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и снижения социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже — там функцию козла отпущения выполняли «новые христиане», причем чаще «новые христианки», которых, помимо иудействования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.
9. Почему ведьм именно сжигали?
10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?
11. Сколько всего людей сожгли?
Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, тысяч дел, при этом отправила на казнь около 1300 человек. Охота на ведьм была более разрушительной — здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожженных. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать».
12. Как к инквизиции относился простой народ?
13. Когда инквизиция закончилась?
А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.
Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке ее деятельность пошла на спад, в 1808 году инквизицию отменил Жозеф Бонапарт. Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королем и уже окончательно упразднена в 1834 году.