Что такое исламская культура
Исламская культура – что это такое?
Наверно, не было ещё в истории России, а быть может и всего мира, такого момента, когда вопрос об исламской культуре стал бы с такой остротой. Отчего он столь актуален? Оглянитесь вокруг: вот где-то в «горячих точках» планеты идут войны или совершаются теракты, которые объясняют взрывом «религиозного экстремизма», точнее даже – «исламского терроризма»!
И есть ли вообще в источниках мусульман само это слово «культура»? Уж не выдумка ли это, извне навязанная какими-нибудь «религиоведами» и «доброжелателями»? Разберёмся в понятиях.
Общеизвестно, что ислам – это всемирная и универсальная религия, охватывающая все аспекты человеческого бытия, материальные и духовные. Сам ислам – не культура. Он шире. Но его пронизывает (или при неверном понимании, не пронизывает) культура.
Что же такое культура? Думают, что это искусство, музыка или какие-то национальные и общественные традиции. Однако, это очень многозначное понятие. Аналог его в арабском языке звучит как «сакафа» и означает определённые черты поведения и мышления, которые люди, живущие в едином обществе, изучают, создают сами и разделяют друг с другом. Культура – это то, что отличает одну группу в человечестве от другой.
Соотношение религии и культуры, может быть, стоит выразить таким афоризмом: религия без культуры превращается в мракобесие (радикализм, включая терроризм), а культура без религии превращается в цинизм.
В наши дни мы видим горькие плоды этого разлада между культурой и религией: где-то фанатики веры (отбросив свою культуру) превращаются в мракобесов и лже-мучеников, а где-то культура потеряла связи с моральными и религиозными ценностями, стала или «шоу-бизнесом» или «зеркалом агонии всего человеческого». Если первым отклонением страдают в основном восточные сообщества, предки которых были мусульмане, то второе отклонение распространяется в Европе и США, странах, которые всё более утрачивают свои былые корни в христианстве и иудаизме. Парадокс – именно эти две «отклоняющиеся» группы и ведут друг с другом битвы в СМИ и временами в реальном пространстве.
Но поскольку так развивалась наша цивилизация, что исконно слитные понятия «религия» и «культура» разошлись и даже стали… враждовать – нам необходим рациональный анализ: что же составляет особенности, характеристики культуры? В нашем случае – конкретно – исламской культуры?
Пропишем в тезисах по пунктам то, что обычно пишут об этом и сами мусульманские мыслители, и исламоведы.
… Только укоренённость культуры в глубинах религии, неразрывность теоретических понятий и жизненной практики, синтез религии и культуры – залог верного понимания самой «исламской культуры», также как и залог реализации принципов самого «ислама, как религии».
Сергей Маркус – культуролог, поэт, главный редактор журнала «Исламская культура»
Важность религии
В переводе с арабского языка слово «ислам» означает «покорность». Это одна из мировых религий, последователями которой являются мусульмане. Впервые она появилась еще во II столетии в Аравии, а основателем считается пророк Мухаммед. На самом деле ислам долгие годы складывался под особым влиянием иудаизма и христианства. Но в результате завоеваний Ближнего и Среднего востока эта религия распространилась и там.
Все принципы отражены в главной книге мусульман — Коране. Последователи религии верят в бессмертную душу и загробную жизнь. При этом они соблюдают пять предписанных правил:
После смерти пророка Мухаммеда в 632 году религия раскололась на два течения — шиизм и суннизм. Но все мусульмане верят в единого бога, ангелов, священные книги, пророков и посланников, существование ада и рая. Позже появилось такое понятие, как предопределение. То есть считается, что всё происходящее в мире и жизни каждого человека обусловлено волей всевышнего.
Ислам значительно повлиял на культуру тех государств, в которых он распространён. Это отражается в особых религиозных традициях, архитектуре и науке, искусствах. Коран регулирует даже этичное поведение человека, социальные отношения, юридическую деятельность.
Развитие наук
Божественные откровения ислама побуждали древние цивилизации к изучению наук. Сначала люди пытались истолковать Коран, чтобы приобрести необходимые знания. На основе религиозного наследия и началось развитие:
Именно ислам подарил всему миру арабскую систему цифр. Она позволила проводить письменные расчёты, а также был создан нуль как символ пустого места. Именно мусульмане изобрели десятичную систему исчисления, создали основные четыре арифметических действия, научились решать задачи с дробями. В арабском языке возникли такие термины как «алгоритм» и «алгебра».
В древних мусульманских странах развивалась химия. Местные ученые часто работали с разными веществами, металлами, полезными ископаемыми и минералами. Они добывали и перерабатывали их.
Ислам дал начало и таким наукам, как физика и астрономия. Многие ученые написали особые работы, которые были переведены на европейские языки. Исследования мусульман позволили открыть некоторые звёзды, объяснили движение космических объектов. В исламских странах люди верили в астрологов и их предсказания.
Мусульмане работали над созданием трактатов по географии. Они составили атлас из 71 карты и написали первый в мире учебник. В 13 веке в исламских странах появился глобус. А некоторые географы путешествовали практически через весь земной шар. Хотя считается, что мыс Доброй Надежды открыл Васко да Гама, на самом деле на тех берегах задолго до этого события уже обитали мусульмане. Они плавали туда с торговыми целями и с намерением распространить свою веру.
Тесно взаимосвязаны мусульманская культура, религия и медицина. Врачеванием в тех странах занимались многие учёные. А Ар-Рази составил самую большую медицинскую энциклопедию. В её основу легли опыты и наблюдения из его врачебной практики, а также знания из священного Корана.
Искусство ислама
В краткий доклад или сообщение на тему мусульманской культуры стоит включить информацию о разных видах искусства. Ислам ограничивает их религиозными принципами, но современные художественные культы иногда попадают под влияние Европы и США. В мусульманских странах развито несколько видов искусств:
В исламе запрещено изображать человека, хотя на самом деле в Коране нет четких указаний по этому поводу. Но истинные правоверные считают, что некоторые предания и поступки пророка Мухаммеда не разрешают рисовать не только людей, но и любых других живых существ. Ислам осуждает изготовление идолов как объектов поклонения, защищает своих приверженцев от многобожия. А также запрещено изображать человека с четкими чертами лица, так художник может уподобить его самому Создателю. Из-за таких принципов Коран никогда не иллюстрируется, в мечетях также нет изображений святых. Но мусульмане часто используют миниатюры, рисуют уменьшенные человеческие фигуры.
В связи с подобными запретами хорошо развилась каллиграфия. Так называют умение писать разборчивым и четким почерком. Сначала мастера копировали священные тексты из Корана, но позже создавали собственные орнаментально-ритмические композиции. В некоторых случаях каллиграфия сочетает в себе буквы с растительными или геометрическими узорами.
В исламе зародилась миниатюра, в основу которой легли традиции настенной живописи. Довольно быстро этот вид искусства распространился и в другие восточные страны, где редко соблюдают запрет на изображение живых существ. В Азербайджане, Иране и Турции развилась архитектурная керамика. Мастера создавали узорные кирпичные кладки, особым образом облицовывали здания, а также расписывали фаянсовые сосуды.
Мусульманские страны известны своими коврами. До сих пор в этих государствах продают изделия, сотканные вручную. Самыми дорогими считаются ковры из Персии, Турции и Азербайджана. Они довольно дорогие, зато благодаря высокому качеству могут прослужить не одно десятилетие.
Мусульманская литература
Исламскую литературу можно разделить на два вида — религиозную и художественную. В первом случае главной книгой считается Коран. Это святыня для арабов и других народов, которые обратились в ислам. А также к религиозной литературе относятся сборники Хадисов, которые рассказывают о жизни пророка Мухаммеда. Самыми достоверными у суннитов являются 6 книг Кутуб ас-ситта — это «Сахих», «Сунан» и «Джами» разных авторов. Шиитские хадисоведы написали собственные сборники. У них самых важных только четыре:
Что касается художественной литературы, то здесь самыми известными произведениями являются сборники легенд и сказаний, а также народный эпос и мифы. Практически во всём мире есть переводы книги «Тысяча и одна ночь», которая включает пересказы разных историй от лица персидской царевны Шахерезады. Известным стал и иранский народный эпос «Шахнаме» о мифах и героях в истории Ирана.
Уже появились авторы, которые создают философские романы. Первыми были Ибн ан-Нафис и Ибн Туфайль. Основы исламской литературы составляют книги разных мусульманских народов. Достойные произведения пишут арабы, иранцы, турки и азербайджанцы. А также ценится литература Индонезии, Пакистана, Сомали, Урду.
Некоторые книги были переведены на латинский и английский языки. Они послужили вдохновением для известных писателей: Даниэля Дефо, Данте Алигьери, Шекспира. На мировоззрение этих творцов повлияли мусульманские сюжеты.
Особенности архитектуры
В реферате об исламской культуре стоит рассказать также и об архитектуре. Изначально мастера строили только культовые сооружения — минареты, мавзолеи и мечети. Но позже появилась необходимость в создании библиотек, общественных бань, госпиталей, крытых рынков и цитаделей. Современные жители мусульманских городов привыкли использовать культурное наследие своих предков. Они ищут места, где уже есть старые здания, и преобразовывают их на современный манер. Даже древние цивилизации ислама во время завоевания городов не разрушали сооружения, а просто переделывали их.
При строительстве мусульмане пользуются критерием полезности. Архитекторы старались разрабатывать универсальные методы возведения зданий. Они применяли их как при строительстве дворцового павильона, так и для создания мощной цитадели. А мусульманские математики разработали специальные способы преобразования простейших геометрических фигур в сложные конструкции.
Архитектура стран Востока отличается изысканными формами и богатой отделкой. Архитекторы сочетают полировку, мозаику, роспись и резьбу. Они предпочитают работать с мрамором, стеклом и деревом. Некоторые здания снаружи выглядят непритязательными, но за их стенами скрываются красивые внутренние дворы с мраморными фонтанами.
Практически во всех дворцах и богатых домах есть собственные сады или оранжереи. Выращиванию разных растений и цветов архитекторы уделяли особое внимание, так как флора очень ценится в мусульманских странах. Как в случае с изобразительным искусством, так и в зодчестве запрещено использовать изображение людей. Фрески и мозаики могут передавать разные природные явления или исторические события, но лица и тела человека на них не будет.
Мусульманская культура довольно оригинальная и самобытная. Она завораживает своим глубоким смыслом, эстетикой и красотой. Ее невозможно перепутать ни с одной другой мировой культурой.
Исламская культура и ее черты
Д-р Музаммиль Сиддики
«О вы, которые уверовали! Входите в ислам (покорность перед Богом) всей душой, и не следуйте по стопам сатаны! Ведь он для вас – явный враг. А если вы спотыкаетесь после того, как пришли к вам ясные знамения, то знайте, что Аллах – могущественный и мудрый» (Коран, 2:208-209)
Ислам – это всемирная, универсальная религия, охватывающая все стороны человеческого бытия. Прекраснейшим аспектом ислама является его культура, об основных характерных чертах которой пойдет речь ниже.
Что такое культура? Многие думают, что это искусство, музыка или какие-то национальные и общественные традиции. Однако это очень многозначное понятие. Аналог его в арабском языке звучит как «Сакафа» и означает определенные черты поведения и мышления, которые люди, живущие в едином социуме, изучают, создают сами и разделяют друг с другом.
Культура – это то, что отличает одну группу людей от другой, а также человечество от животного мира. Человеческая культура охватывает сферу верований, правил поведения, язык, обрядовость, искусство, технологии, стиль одежды, питание, политическую и экономическую системы.
Ислам – это отдельная специфическая культура. Она не является арабской, ближне- или просто восточной. Она не монолитна, а богата разнообразием. Разумеется, в исламской культуре есть элементы фундаментальные, общие для всех мусульман, но есть и другие, отличающиеся от страны к стране и от народа к народу.
Универсальные основы исламской культуры проистекают из Корана и Сунны, а особенные – из местных обычаев различных народов (араб. «аараф» или «адат»). Поэтому, можно говорить об арабской, индо-пакистанской, африканской, китайской, а также американской и европейской исламских культурах.
В развитии своей собственной, мусульманской, культуры мы должны сотрудничать с людьми других культур. Наша культура основывается на Коране и Сунне, но также и на великих знаниях и опыте всего человечества. Необходимо извлекать пользу из опыта и знаний всего человечества, быть открытыми к нему, для того, чтобы сделать мусульманскую культуру сильнее и динамичнее. Но одновременно нужно иметь в виду те основные черты, характерные именно для исламской культуры, а именно:
1. Богоцентричность. Вся наша культура богоцентрична. Мы неукоснительно придерживаемся принципа «таухида» (единобожия), верим в Божественное наставление, переданное через всех пророков, последним из которых является Мухаммад (мир ему и благословение). Мы верим в жизнь после смерти и в День суда, особенный акцент делаем на молитву и благочестивые деяния – пост, закят и хадж. Мы верим также и в то, что Аллах дозволил нам одни вещи и запретил другие («халяль» и «харам»).
Наша культура – это культура семейных ценностей, особо подчеркивающая здоровые отношения между супругами, воспитание детей, любовь и уважение к старшим. Мы категорически отвергаем прелюбодеяние, блуд, гомосексуализм, азартные игры или употребление одурманивающих веществ, и где бы мы ни жили, мы должны защищать эти ценности. Невозможно быть истинными мусульманами, если наша культура идет на компромиссы по этим принципам.
4. Исламская культура динамична и прогрессивна, направлена в мир и отрицает аскетизм. Она подчеркивает социальную справедливость, устранение угнетения и зла, четко призывает к обучению и получению знаний, не делая при этом противопоставления между «религиозным» и «светским» образованием. Любое знание важно. Мы акцентируем внимание на необходимости открытости разума новым знаниям и желании получать их из любого источника. Исламская культура поддерживает искусство, архитектуру, бережное отношение к здоровью и окружающей среде.
5. Наша культура ориентирована не на некий «эксклузивизм», но на «дауат» (призыв к исламу). Мы убеждены, что к исламу людей следует призывать без какого-либо принуждения. Исламская культура учит диалогу с другими. Мы верим, что изначальная человеческая природа благая, и если дать возможность человеку познать ислам, то он сможет найти в нем радость и удовлетворение.
Мы твердо верим в то, что однажды Истина восторжествует, а ложь исчезнет. Наша культура подчеркивает необходимость терпения и напоминает, что мусульмане должны сохранять работоспособность и доверие к Аллаху – Творцу, Господу и Вседержителю миров.
Все эти черты исламской культуры, о которых упомянуто в статье, выводятся из аутентичных первоисточников нашей религии. Мы должны постоянно подчеркивать их ценность, пытаться устранить любые недостатки, где бы мы их не обнаружили…
Я молю Аллаха удерживать нас на правильном пути, помочь в продвижении мира и справедливости, отдаляя от несправедливости и угнетения.
Основные черты исламской культуры — каких традиций придерживаются мусульмане
Культура ислама – термин, обозначающий современную и классическую культуру народов, исповедующих ислам. К территории их проживания относятся Ближний и Средний Восток, Юго-Западная Европа, Средняя Азия и Западная Индия, Северная Африка.
Важность религии
Ислам – одна из трех величайших мировых религией. Численность ее приверженцев превышает 1,5 млрд. Основателем ислама считают пророка Мухаммеда, в VII веке провозгласившего Аллаха единственным великим Богом, творцом всего сущего, верховным судьей. Высшим законом мусульманина является подчинение его воле.
Перечень основных идей и вероучений Мухаммеда изложен в священной книге мусульман – Коране. Подобно Библии в христианстве, она представляет собой своего рода божественную энциклопедию, «книгу книг», средоточие универсального свода знаний о жизни.
О взаимовлиянии культур
Развитие культуры ислама происходило в условиях тесных контактов мусульман и представителей других народов Востока. Колыбелью исламской цивилизации считают Аравию. Культура арабского народа, приверженца идей Авраама, была сформирована до рождения пророка Мухаммеда и принятия им его исторической миссии. Им были внесены лишь незначительные изменения в существующие доисламские обычаи, традиции.
Одним из важнейших факторов распространения культуры ислама стала арабизация, происходившая как добровольно, так и в процессе завоеваний, в процессе которой арабский язык укрепился как религиозный, государственный.
Объединение ислама и художественных традиций разных народов общим культурным пространством привело к их взаимному обогащению:
Взаимодействие с культурой ислама благотворно воздействовало на уровень развития воспринявших ее народов (улучшение торговли, хозяйства, общественной мысли и т. д). От народов, подвергшихся исламизации, Европа получила множество переводов и оригинальных работ великих древних мыслителей.
О слитности государства и религии
Ислам развивался в условиях более тесной слитности религии и государственной политики, нежели христианство. Это отразилось на его культуре. Пророк, эмиры, халифы, представители местной власти на местах в течение всей истории были одновременно политическими и религиозными вождями народа. Обязанностью любого чиновника было согласование его действий с нормами Корана, т. е. подчинение главенствующей роли духовенства.
В течение многих веков влияние ислама на культуру было безмерно. Оно явилось фактором, определившим застойный характер общественной жизни в исламских странах, отставание их в научно-технической сфере. Грамматика, астрономия, математика и другие отрасли знания развивались как прикладные науки к религиозным дисциплинам. Для многих мусульман и сегодня слово Аллаха имеет большее значение, нежели любая из научных истин.
Все стороны жизни мусульманина в течение многих веков были подчинены религиозным традициям, во многом связанными со сферой быта, семьи. Основным предписанием, которого по обычаю обязаны придерживаться правоверные, являлась необходимость быть покорным Аллаху, содержать в чистоте свой дух, тело, жилище.
Основные черты исламской культуры
Культуры народов, исповедующих ислам, отличаются наличием следующих общих черт:
Развитие наук
Научный взгляд на устройство Вселенной все же пробил себе дорогу в культуре ислама. Однако его путь, по сравнению западно-европейскими странами, оказался более долгим и трудным.
Фактором, тормозящим развитие науки и культуры ислама, было стремление богословов к жесткому определению границ познаваемости вселенной. Но даже невзирая на трудности отношений между духовенством и исследователями, последними были созданы открытия, во многом опередившие свое время.
Официальные власти оказывали ученым свое покровительство. В крупных городах (Каир, Багдад, Кордова) функционировали высшие школы (медресе), аналогичные университетам Европы. В столицах многих халифатов были созданы крупные библиотеки. Ученые Самарканда, Багдада, Дамаска, в которых были построены большие обсерватории, открыли множество небесных тел.
Достижения и успехи арабской (исламской) культуры оказали мощное влияние на уровень развития многих стран, в том числе культурных центров Европы. В средние века в странах ислама были высоко развиты точные науки, философия, уровень представителей науки существенно превосходил уровень их европейских коллег.
Средневековые арабские ученые подарили миру:
Арабами и византийцами изучались и переводились творения древнегреческих, древнеиндийских классиков, ученых из других стран. Благодаря латинским переводам с арабского, с трудами Аристотеля, Гиппократа, Евклида, Птолемея познакомились европейцы.
В медицине арабские ученые не только освоили опыт античности, но и существенно его превзошли. Ими использовалась в работе методы вивисекции, изучалась анатомия, лекарственные препараты, а также особенности протекания заболеваний. Большую известность в восточных и европейских странах получил Авиценна (Ибн Сина, 980-1037).
Вплоть до XVI ст. европейские врачи пользовались его «Каноном медицинской науки», как настольной книгой. Авиценной было высказано предположение о передаче заболеваний неразличимыми глазом «мелкими животными». Это открытие на целых восемь веков предвосхитило учение микробиолога и инфекциониста Л. Пастера.
Средневековым математиком Аль Хорезми (787-ок. 850 гг.) были созданы выдающиеся труды по алгебре. Решение практических задач он производил при помощи алгебраических вычислений:
Ученым был создан алгоритм, усовершенствовано вычисление площадей, объемов, произведено вычисление размеров Земли, признанной шарообразным телом.
Общее признание в научном мире получили достижения арабов в философии. Известно, что в VIII веке приверженцы движения кадаритов усомнились в утверждении о фатальной предопределенности человеческой судьбы, возможностей познания.
В противовес им Авиценна уверял, что мир познать возможно. Ученым отрицалось существование чудес, а также идея создания природы Господом из пустоты.
Огромный вклад в продвижение вперед мировой науки было внесено также трудами мусульманских экономистов, географов, историков.
О причинах высоких достижений ученых в условиях официального догмата
Объяснением тому, что вопреки официальному догматическому мировоззрению, арабским ученым, проживавшим в разных странах халифата, удалось существенно расширить границы познания, является то, что они действовали, невзирая на осуждение мусульманского духовенства. Этими же причинами исследователи объясняют и небывалый взлет исламского искусства, культуры.
Художественная культура ислама
С целью усиления влияния на верующих, испокон веков ислам использует средства художественной культуры. При этом мастера искусства вынуждены творить в достаточно жестких условиях. Им предписывается всеми доступными средствами прославлять Аллаха. Форма и содержание их творчества не должны выходить за рамки исламских догм.
В сфере изобразительного искусства религиозными ортодоксами запрещается реалистическое творчество. Аллах – единственный творец всего сущего, соперничество с ним считается грехом. Использование этого запрета в культуре нацелено также на предотвращение развития идолопоклонства.
Ислам запрещает изображать Аллаха, людей и животных в живописи, скульптуре. Поэтому мусульманскими мастерами художественной культуры обычно изображаются стилизованные (выдуманные, не существующие в природе) предметы, а также абстрактные картины в виде живописного, резного по штукатурке, камню, дереву, а также выложенного кирпичом орнамента.
В ходе распространения из Аравии на Восток и Запад, культура ислама взаимодействовала с искусством других народов, усваивая и перерабатывая его элементы соответственно своему духу, потребностям.
Арабеска
Этот популярный в исламской культуре вид изобразительного искусства использовался живописцами для создания панно на стенах дворцов, мечетей. Арабеска представляет собой особый орнамент, состоящий из переплетения:
Прорисовку орнаментов строили, используя математический расчет.
Книжные миниатюры
В книжных миниатюрах были распространены реалистические рисунки. Арабские книги X-XIII веков сохранены в музеях мира. В них можно полюбоваться:
Каллиграфия
В средневековье в мусульманских странах расцвело искусство каллиграфии – мастерами были выработаны различные виды стилей письма. Мечети украшались искусно выполненным письмом (изречениями из священных книг, именами Аллаха, его последователей).
Нередко мастера создавали из арабской буквенной вязи изящные условные человеческие и звериные фигуры, располагая их на печатях или бумаге. У каждой из династий исламских правителей имелась своя особенная тугра (персональный знак с именем и титулом), написанная арабской вязью.
Арабскими надписями украшалась металлическая и глиняная посуда, а также стены зданий, как внутри, так и снаружи.
Керамика
Цвет, технику исполнения, декоративные функции мусульманской керамики считают одними из лучших в мире. В древности керамическая утварь использовалась мусульманами для освещения и украшения жилища, приготовления еды, стирки и т. д. Секретом восточных мастеров, делающим их керамику уникальной, было применение свинца в процессе создания глазури. Это придавало посуде гладкость, блеск, водонепроницаемость.
Искусными мастерами было сделано множество открытий, улучшающих производство керамики. Например, способ придания сходства с китайским фарфором путем добавления в глазурь оксида железа и т. д. В керамическом искусстве народов, исповедующих ислам, особо выделялись иранские фаянсовые сосуды (XIII ст.), а также испано-мавританская майолика (XIII-XV ст.).
В Иране, Турции, Азербайджане, Средней Азии получило развитие искусство архитектурной керамики, включающее следующие особенности отделки зданий:
О декоративно-прикладном искусстве
Национальные особенности искусства и культуры ислама ярко проявляются в утвари, тканях, керамике, коврах, посуде. Традиции их создания и декорирования развились до начала экспансии арабов.
В средние века развитие декоративно-прикладного искусства лишь частично подчинялось исламским догмам.
Ткани
Оформление египетских тканей отличается использованием геометрического плетения, а также округлых линий. Особенность фатимидских тканей – затканность цветными шелковыми и золотыми нитями. Их кайма украшается полосками с растительным орнаментом, а также человеческими и звериными фигурками. Подобный узор можно встретить в прикладном искусстве Ирана и др.
Ковроткачество
Ковры – неизменный атрибут внутреннего убранства жилища приверженцев ислама. В евразийских степях жилье украшалось килимами, декорированными разноцветной аппликацией. В жилищах африканских мусульман интерьер дополнялся травяными и лиственными циновками.
Мусульманский Восток прославили ковры:
Виды ковров отличаются не только колоритом и рисунком, но и техникой создания узелков. Во мире больше всего славятся персидские шерстяные и шелковые ковры.
В качестве главного мотива средневекового коврового орнамента использовали распространенную в исламской культуре арабеску. Среди растительного орнамента размещались фигурки животных и людей. Нередко, в соответствии с традициями исламской культуры, их конечности изображали видоизменено, чтобы лишить рисунок реалистичности (это могло прогневить Аллаха) – к примеру, львиная лапа оканчивалась не когтями, а букетом цветов.
Музыка
Основой формирования мусульманской музыкальной культуры стали древние ближневосточные музыкальные традиции, которые в доисламский период представляли собой единое целое. Их отличали высокое развитие, разнообразие, богатство форм и используемых музыкальных инструментов.
При дворах местной знати в крупных городах состояли певцы и музыканты. Музыка была предметом не только исламской культуры, но и научных исследований, а также дисциплиной, изучаемой в медресе. Позже ее стали преподавать и в европейских университетах (ноты являются искаженным названием арабских литер).
Более широкое распространение в странах ислама получила духовная музыка:
В музыкальной культуре стран, исповедующих ислам, были высоко развита военная музыка, а также музыкальное сопровождение торжественных церемоний.
Существенное влияние на музыкальную культуру мусульманских, а также европейских и южно-азиатских государств оказали турецкие и египетские оркестры.
О мусульманской литературе
К середине IX столетия миру ислама была известна исключительно арабоязычная литература – цитаты из священных книг, стихотворные произведения и проза разных форм с иранскими и арабскими корнями.
В Х веке в Иране развилась неоперсидская литература, более социально направленная и почти свободная от религиозных догм. Она распространилась на территории закавказских и среднеазиатских стран. Одним из ее достижений было развитие жанра эпической поэмы: «Хамсе» Низами, «Шах-Наме» Фирдоуси.
Позже в культуре ислама зародилась и развилась еще одна литература – турецкая.
О жанрах и формах
Корни арабской литературы берут свое начало в доисламском периоде. В те времена арабы не знали письменности, поэтому основным способом передачи памяти о знаменательных сражениях и деяниях выдающихся правителей была устная поэзия.
Арабоязычная поэзия достигла расцвета в период IX-XI веков. Одним из основных поэтических жанров в литературе ислама была касыда (ода, поэма). В нем было освещено множество сюжетов о любви, природе, животных и т. п. Еще одним популярным поэтическим жанром был газал (краткое лирическое стихотворение), получивший развитие в творчестве таких поэтов:
Большой популярностью в культуре ислама пользовался поэтический жанр рубаи. Наибольшей славы в его создании добился Омар Хайям (1048-1123 гг.). В противовес догматическим принципам ислама, астроном, философ, математик, классик таджикско-персидской поэзии прославлял мирские наслаждения.
Поэт Ибн Кузман (1080-1160 гг.) стал основателем жанра мелодичной поэзии, который также дополнил культуру ислама, – заджала, повлиявшего на зарождение и развитие лирики вагантов, а также провансальской поэзии.
В прозе развивается жанр сатиры, критикующий недостатки знати, но не касающийся общественной системы. Также выделяется макамы (новелла). Это жанр, возникший в XII ст. на основе городского устного народного творчества.
Героем произведений макамы является ловкач, в характере которого ум сочетается с высокой образованностью, цинизмом и плутовством. В дальнейшем этот прообраз Остапа Бендера, заимствованный из культуры ислама, использовали авторы итальянских новелл периода Возрождения.
Наиболее знаменитым произведением литературы является «Тысяча и одна ночь». Без этого цикла волшебных сказок, написанного в стихах и рифмованной прозе, сложно представить себе арабскую (исламскую) культуру вообще. Ее основу составляет фольклор многих народов – помимо арабского, египетский, иранский и др.
Особенности архитектуры
Архитектура – один из наиболее ярких видов мусульманского искусства. К ней относятся религиозные и светские строения. Основное культовое сооружение ислама – мечеть (переводится с арабского, как место поклонения). Со временем были созданы такие типы архитектурных строений:
В зодчестве использовался соответствующий мусульманским представлениям о создании мира принцип «скрытой архитектуры». Он предусматривал сочетание глухих фасадов с различными помещениями, внутренним двориком, украшенным фонтаном, водоемом, растительностью.
Святилища культуры ислама: мечети
Мечети начали возводить, подражая христианским церквам, в VII-VIII столетиях.
Устройство мечети отличалось характерными чертами, наличием:
В оформлении мечетей не использовали богатую лепнину. Однако в искусстве украшения глади стен, предусматривающем использование глазурованной терракотовой облицовки, резного разноцветного кирпича, мусульманские мастера не знают себе равных.
Близ основного здания возводился щедро декорированный минарет – башню, с которой правоверных созывают на молитву. При создании мечетей с диаметром купола в несколько десятков метров, а также минарета высотой с современную многоэтажку, использовались математические вычисления и высочайшее строительное мастерство.
В VII-VIII столетиях возведением подобных строений занимались прежде всего византийские мастера. Позже для строительства христианских церквей в Византии стали приглашать арабских зодчих.
О самых знаменитых святынях
Первую в истории мечеть построили в Медине при жизни великого пророка Мухаммеда. В ней его и похоронили.
Затем в Мекке был воздвигнут храм Кааба (теперь мечеть Ал-Харам). Третьей в Иерусалиме на горе Сион воздвигли святыню Куббат ас-Сах-ра. К трем главным мусульманским святилищам правоверными совершается хадж.
Другие знаменитые мечети:
Зачастую в мечети превращались христианские и языческие святыни: (Софии Константинопольской (г. Стамбул), Джума (г. Дербент) и др.
Гробницы
К культуре ислама относятся и другие архитектурные строения, например, мазары. По форме исламские гробницы напоминают мечети. Эти памятники архитектуры являются объектом поклонения миллионов приверженцев ислама. В бескрайних казахских степях, на фоне юрт местных кочевников, гробницы, объединенные в некрополи, выглядели как городские строения.
Поражают своими размерами и пышностью:
Наиболее красивой и знаменитой считают Тадж-Махал – делийскую усыпальницу.
Дворцы и жилища
Помимо сооружений культа, арабами строились строения светского предназначения. Дворцы мусульманской знати отличало особое великолепие. Время пощадило их меньше, нежели гробницы и мечети.
Большее количество дворцов осталось в арабских и южно-азиатских странах. Знаменитые замки в Хиве, дворцы стамбульских султанов, бахчисарайских ханов, бакинская Девичья башня и др. отличаются характерной чертой – они разделены на службы, залы для приемов и гарем.
Окна дворцов украшались алебастровыми решетками и разноцветными стеклами, стены и пол кирпичной мозаичной кладкой. В тронном зале устанавливались сводчатые перекрытия, а пространство разбивалось стройными колонными рядами на нефы.
Оформление жилищ мусульман, караван-сараев (постоялых дворов) и хозяйственных строений отличалось простотой, упорядоченностью, надежностью.
О садово-парковой архитектуре
Дворцы мусульманских правителей славились развитием садово-парковой архитектуры. Нередко парки создавались путем окружения леска стеной. Однако преимущественно деревья, кустарники и цветы высаживались специально. В садах и парках росли:
В целом, в дворцовом парке создавался образ рая.
При строительстве арабских городов использовался разработанный план с предусмотренной шириной и длиной улиц, расположением дворцов, жилых кварталов и базаров.
Сегодня приверженцы ислама проживают на всех континентах. Особенно значительна их численность на территории Северной Африки, Юго-Восточной, Юго-Западной и Южной Азии. Мусульмане составляют большую группу населения РФ. Несмотря на столь обширную географию, исповедующие ислам народы продолжают оставаться единым культурным целым, хранить свои традиции.
Расскажите в комментариях, как вы относитесь к культуре ислама? Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках.
Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.
Культура Ислама — лекция Бориса Якеменко.
Отзывы и комментарии
Можно ли однозначно положительно оценивать влияние ислама с его жесткой догматикой на культуру завоеванных мусульманами народов? Кто знает, насколько более пышным цветом могла развиться культура завоеванных племен, если бы ее не подвергли исламизации?
Распространение ислама однозначно положительно повлияло на развитие культуры, научной мысли, торговли, экономики, общественного устройства принявших его народов. Они были сплочены в единый исламский мир. Их культурные традиции не были отвергнуты исламом, а, наоборот, стали неотъемлемой частью исламской культуры. Кроме того, язычники, приняв нравственные нормы ислама, только выиграли – единая религия стала надежным регулятором взаимоотношений между людьми