Что такое искушение в исламе

Что такое искушение в исламе

Что такое искушение в исламе. Смотреть фото Что такое искушение в исламе. Смотреть картинку Что такое искушение в исламе. Картинка про Что такое искушение в исламе. Фото Что такое искушение в исламе

Значение слова «фитна» в Исламе. (Источник фото: unsplash.com)

Данный термин имеет много значений, но в целом все они описывают одно – трудности, постигающие человека в преодолении испытаний. Кроме того, этим же словом обозначают несправедливость одного человека по отношению к другому.

Варианты употребления слова «фитна»

В Коране слово «фитна» для описания испытаний и соблазнов верующих употребляется в разных значениях.

«И знайте, что ваше имущество и ваши дети – это искушение [которым Аллах испытывает вас и которое может стать причиной греха и наказания, поэтому остерегайтесь нарушения Шариата из-за чрезмерной любви к ним], и что у Аллаха – великая награда [для тех, кто отдает предпочтение Его довольству, перед всем остальным. Таким образом, соблюдая границы Аллаха в отношении вашего имущества и ваших детей, старайтесь удостоиться Его награды]» (сура «аль-Анфаль», аят 28).

«И они ответили: «Мы уповаем на одного Аллаха. Господь наш, не отдавай нас на растерзание несправедливым людям!» (сура «Йунус», аят 85).

«Господи! Не делай нас искушением для неверующих.(934) Господи, прости нас [за наши грехи], ведь Ты – Достойный, Мудрый» (сура «аль-Мумтахана», аят 5).

«Поистине, ваше имущество и ваши дети – искушение. А у Аллаха – великая награда» (сура «ат-Тагабун», аят 15).

Что такое искушение в исламе. Смотреть фото Что такое искушение в исламе. Смотреть картинку Что такое искушение в исламе. Картинка про Что такое искушение в исламе. Фото Что такое искушение в исламе

Как справиться с фитной?

Если вы столкнулись в своей жизни с фитной, то справиться с ней вам могут помочь следующие 6 шагов:

1. Сохраняйте твердую веру.

2. Прибегайте к защите Аллаха.

3. Увеличивайте поклонение Аллаху.

4. Изучайте, какие дополнительные виды поклонения помогают преодолеть фитну.

5. Помогайте другим верующим справиться с фитной, используя свои знаний.

6. Полагайтесь на Аллаха и сохраняйте терпение.

Другие определения понятия «фитна»

Но этот термин также используется для описания сил, которые вызывают противоречия, раздробленность, хаос или раздор в мусульманском обществе.

В то же самое время термин «фитна» использовался для описания религиозных и культурных различий, которые возникли между различными группами мусульман в первые века Ислама. К слову, голландский активист-исламофоб Геерт Вильдер назвал словом «фитна» свою скандальную короткометражку, вышедшую в свет в 2008 году. Фильм вышел только в интернете и не смог собрать широкую аудиторию.

Источник

Как мусульманину избежать фитны

Человечество не перестают сотрясать политические, межнациональные, межконфессиональные и даже внутрирелигиозные конфликты. В исламе всё это именуется понятием «фитна».

В переводе с арабского языка это слово означает «смута», «раздор», «искушение». О негативных последствиях таких разногласий говорится во множестве хадисов. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Воистину, счастлив тот, кто находится вдали от смуты» (Абу Дауд).

О грядущих распрях верующих также предупреждал и четвёртый праведный халиф Али ибн Абу Талиб (р.а.). Он говорил: «Этой (мусульманской) об­щи­не пред­стоит пережить 5 смут. Сна­чала бу­дет фитна все­об­щая, ей на смену придёт индивидуальная, после вно­вь наступит все­об­щая, а затем сно­ва индивидуальная, а заключительной будет немая фитна, которая уподобит лю­дей жи­вот­ным» (Хаким).

Действия, ведущие к фитне

1. Вражда с братьями по вере. Любая смута начинается с вражды между людьми. Раздор между единицами, в конечном итоге, может привести к конфликтам между семьями, кланами и даже целыми народами. Посланник Аллаха (с.г.в.) призывал: «Не позволено верующему находиться в состоянии конфликта с братом (по вере) больше 3 дней» (Бухари). Исходя из этого, любой мусульманин должен стремиться как можно быстрее устранить все имеющиеся разногласия с окружающими и не дать простой бытовой ссоре разрастись. Даже если человек считает себя правой стороной, всё равно он должен предпринять все меры для примирения. В данном случае уместной выглядит поговорка «Тот, кто заканчивает спор – тот умнейший».

2. Излишняя любовь к мирскому. В погоне за богатством и роскошью, социальным статусом и популярностью люди нередко забывают о необходимости соблюдения религиозных и общих этических канонов. В реалиях современного общества, когда главным мерилом всего считаются деньги, вера человека так же может сойти на нет и привести к фактическому неверию. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил об этом следующее: «Опережайте фитны, они будут похожи на чёрную ночь. С утра мусульманин может быть верующим, а уже к вечеру станет неверующим, продавшим свою веру за блага земной жизни» (Муслим). Вера человека подобна волне, она никогда не стоит на месте. Иман повышается, либо понижается. Если человек проявляет усердие в благом, то и вера его растёт, а под влиянием излишней любви к земным благам её уровень может лишь падать.

3. Внедрение нововведений (бидгат). Ещё одной причиной смут могут стать нововведения, которые привносят заинтересованные лица с благими, казалось бы, намерениями. Но в итоге они могут привести к искажению религии. То, что считалось грехом, благодаря бидгату может стать дозволенным, а богоугодное – запрещённым. В хадисе сказано: «Лучшая речь – Книга Всевышнего, наилучшее руководство – от Его Посланника (с.г.в.), … а любое нововведение – есть заблуждение» (Муслим). Одним из наиболее верных способов «профилактики» этого служит членство в исламской общине. Каждый верующий должен стремиться быть активным членом своей местной уммы, своей махалли. Коллективно правоверные могут более эффективно противостоять заблуждениям, нежели каждый мусульманин по отдельности. Пророк (с.г.в.) напутствовал: «Придерживайтесь своей общины, потому что над ней Рука Всевышнего, а кто отдалится от неё, тот приблизится к Аду» (Тирмизи).

Как уберечься от смуты?

1) Следовать Корану и Пречистой сунне. В Книге Аллаха сказано:

Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение (2:185)

В другом аяте говорится:

В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха (33:21)

Мусульмане должны стремиться к истине, которая станет весомым аргументом в борьбе с заблуждениями, приводящими к фитне. Для этого верующим надлежит следовать за теми, кто обладает знаниями в этой области, то есть за учёными. В хадисе сказано: «Сре­ди лю­дей есть те, которые могут стать клю­чами к благому и зам­ка­ми к запретному» (Ибн Маджа). За поклонение же в смутное время верующему, по воле Всевышнего, запишется большая награда. Пророк (с.г.в.) говорил: «Поклонение в трудные времена подобно хиджре ко мне» (Муслим).

2) Совершать дуа. В частности, просить защиты от фитны можно следующей мольбой:

«Аллахумма! Инни агузу бикя мин азабиль-кабри, уа агузу бикя мин фитнатиль-масихи-даджали, уа агузу бикя мин фитнатиль-махйя уаль-мамати. Аллахумма! Инни агузу бикя мин аль-ма’сами уаль-маграми!»

Перевод: «О, Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от могильных мук, и я прибегаю к Твоей защите от фитны Даджаля (в библейской традиции Антихриста), и я прибегаю к Твоей защите от фитны земной жизни и смерти. О, Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от всего, что ведёт к греху и приносит ущерб!» (Бухари).

3) Избегать сомнительного, т.к. к смуте может привести следование за ним, но на самом деле оно может оказаться заблуждением. Когда люди видят нечто сомнительное, они не имеют представления о том, будет ли это для них благом или же принесёт вред. Заключительный Божий посланник (с.г.в.) наставлял: «Пусть тот, кто узнает о Даджале, как можно дальше удалится от него, ибо подойдёт к нему некто, считающий себя верующим, а после станет его последователем из-за сомнительного, которое Даджаль будет распространять» (Абу Дауд, Ахмад). Кроме того, самим верующим так же необходимо что-то утверждать лишь в том случае, если они обладают этим знанием наверняка, если же есть сомнения, то лучше промолчать.

А Аллаху известно лучше! Да убережёт нас Всевышний от фитны!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Коран об искушении

Именем Бога Щадящего, Жалеющего

Человеческий опыт показывает, что для проверки прочности и надежности какой-либо вещи необходимо ее испытать. Чем разнообразней виды испытания и режимы применения, тем в итоге, при успешном результате, качественней объект.

Рассматривая нашу жизнь на земле как полигон для усовершенствования человеческой души, становится понятным Божественное испытание через Его искушение.

Главными инструментами искушения людей, конечно же, являются ослушники во главе с разочарованным (иблисом).

О, дети Адама! Пусть не смутит вас ослушник таким же образом, как он вывел ваших родителей из сада, совлекши с них одеяние осмотрительности, чтобы показать им их злодеяние. Ведь он и его племя видит вас оттуда, откуда вы их не видите. Поистине, Мы сделали ослушников покровителями тех, которые не веруют! (7:27)


Это для того, чтобы сделать, то, что вбрасывает ослушник, испытанием для тех, сердца которых больны и черствы! Поистине, ведь мракобесы — в далеком расколе! (22:53)

Попавшие под влияние искушения люди, сами становятся искусителями для окружающих, ведь каждый из нас имеет определенный круг общения и некоторую степень влияния на них.

До тебя Мы посылали посланников, исключительно ели пищу и ведь ходили по рынкам. Установили Мы одних из вас для других искушением. Вытерпите ли вы? Ведь Господь твой видит! (25:20)

Поистине, ваш достаток и ваши дети являются искушением. Но у Бога есть великая награда! (64:15)

Поистине, тем, которые искушали верующих мужчин и женщин, а затем не раскаялись, для них — наказание Ада! (85:10)

Человеческая жизнь полна событий. Все они, так или иначе, оцениваются нами положительно или отрицательно. Но не оставляет сомнения, что все, что бы ни происходило, неспроста.

«Поистине, я осведомлен, что, может быть, это искушение для вас и пользование до времени!» (21:111)

Когда человека касается вред, он взывает к Нам. Затем, когда Мы предоставляем ему благо от Нас, он говорит: «Поистине, это дано мне по знанию!» Конечно, это — искушение, но большинство их не знает! (39:49)

Они ответили: «Мы видим дурной знак в тебе и в тех, кто с тобой!»

Он ответил: «Ваш знак у Бога! Конечно, вы являетесь народом в искушении!» (27:47)

Неспроста появлялись посланники Бога, неспроста предоставлялись ими знамения Творца. У всего есть свой смысл.

Когда Мы сказали тебе: «Поистине, твой Господь объемлет людей», то Мы установили показанное тебе видение, исключительно искушением для людей и дерево, проклятое в Словесности (Коране)! Мы устрашаем их, но увеличивает у них, исключительно великий произвол! (17:60)

Окинув взглядом историю, можно увидеть, что наиболее часто посещаемым вестниками народом являлся народ Израиля. Соответственно этому иудеи и были искушены Всевышним.

Соломон не был закрывшимся, но ослушники были закрывшимися. Они обучали людей колдовству, тому, что было ниспослано двум управляющим в Вавилоне Харуту и Маруту. Но оба не учили никого, пока оба не говорили: «Поистине мы соблазняем. Так не будь закрывшимся!». И они учились у них тому, что разлучает мужа с женой. Они вредили этим только с позволения Бога. Учились они тому, что вредило им и не приносило пользы. Ведь те, кто приобрел это, знал, что нет ему доли в последней. Ведь если бы они знали, как плохо то, за что они продали себя. Если бы они поверили и были осмотрительны, то награда от Бога была бы лучше. Если бы они знали! (2:102)

О, посланник! Не печалься из-за тех, которые стремятся закрыться из тех, кто говорят своими устами: «Мы поверили!», но в сердце они не верят.

Среди иудеев есть прислушивающиеся ко лжи. Они — прислушивающиеся к другим людям, не приходившим к тебе. Они меняют местоположение слов и говорят: «Если вам это даровано, то берите его, а если вам не даровано, то оберегайтесь!».

Поистине, кого Бог пожелает смутить, над тем ты не будешь властен пред Богом. Это — те, у которых не хочет Бог очистить сердца. Для них — в ближайшем мире позор, для них — в последней жизни великое наказание! (5:41)

Разбирай между ними по тому, что ниспослал Бог. Не следуй их желаниям и остерегайся их, чтобы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Бог. А если они отвернутся, то знай, что Бог желает поразить за часть их провинностей. Поистине, многие люди являются отступниками! (5:49)

Они посчитали, что не будет искушения и стали слепы и глухи. Затем Бог принял их покаяние, но после многие из них снова стали слепы и глухи. Бог видит то, что они совершают! (5:71)

Наиболее часто упоминаемым в Коране вестником, направленным к народу Израиля, является Моисей. Произошедшие с ними искушения ярко описаны в Предписании Создателя.

Муса (Моисей) выбрал из своего народа семьдесят мужчин для назначенного Нами срока и места.

После того, как их поразило сотрясение, он сказал: «Господи! Если бы Ты пожелал, то погубил бы их прежде. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили глупцы из нас? Поистине, это является всего лишь Твоим искушением, посредством которого Ты вводишь в заблуждение того, кто пожелает и наставляешь того, кто пожелает. Ты — наш Покровитель! Прости же нас и помилуй, ведь Ты — Наилучший из прощающих! (7:155)

Поверило Мусе (Моисею) только потомство из его народа, не смотря на страх перед фараоном и его знатью, что он их ввергнет в смуту. Поистине, фараон возвеличился на земле, ведь он являлся излишествующим! (10:83)

Они ответили: «Мы полагаемся на одного Бога! Господь наш, не устанавливай нас искушением для мракобесов. (10:85)

Сказал Бог: «Так, поистине, Мы искусили твой народ, после твоего ухода и сбил их Самирий!» (20:85)

Ведь говорил им Харун (Аарон) до этого: «О мой народ! Поистине, вас искушают этим! Ваш Господь — Щадящий! Следуйте за мной и слушайтесь моих повелений!» (20:90)

Ведь Мы испытали до вас народ фараона. К ним явился почтенный посланник. (44:17)

Информация была бы не полной без упоминания событий с другими посланниками к детям Израиля.

Ответил Дауд (Давид): «Он ведь «омрачил тебя», попросив твою овцу к своим. Поистине, многие из партнеров преступают друг против друга, кроме тех, которые поверили и исправились, а их мало!».

Подумал Дауд (Давид), что Мы искушаем его и просил прощения у Господа своего, пав на колени, моля о прощении! (38:24)

Мы подвергли Сулеймана (Соломона) искушению. Мы возложили на его трон тело, после чего он раскаялся. (38:34)

Верующие в Коран люди, являясь наследниками последнего откровения, также подвержены божественному искушению. В свете нынешних событий актуальным является вопрос об отпоре агрессии, что предполагает и вооруженное сопротивление злу.

Убивайте их там, где вы их обнаружите и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Ведь смута сильнее в грехе, чем убийство. Но не сражайтесь с ними у запретного для сражения места земного поклонения, пока они не станут сражаться с вами в нем. Если же они начнут сражаться с вами, то убивайте их. Таким образом, будут наказаны закрывшиеся. А если они прекратят сражаться, то, поистине, Бог Прощающий, Жалеющий!

Сражайтесь с ними, чтобы не было соблазна смуты, а была обязанность перед Богом. Если же они прекратят, то агрессия допускается только против мракобесов! (2:191-193)

Они спрашивают тебя о запретном месяце, о сражении во время него.

Ответь: «Сражение в это время — большой грех, но препятствовать на пути Бога, закрываться от него и запретного для сражения места земного поклонения, изгонять оттуда его жителей — еще больший грех пред Богом! Смута — более велико в грехе, чем убийство! Они не прекратят сражаться с вами, пока не отвернут вас от вашей обязанности, если смогут. Кто из вас отвернется от обязанности перед Богом и умрет, то он – закрывшийся. У таких все действия в ближней жизни будут бесполезными, а в последней такие будут присоединены к огню и будут там пребывать. (2:217)

Когда вы странствуете по земле, то не будет для вас проступка в том, чтобы вы сокращали молитвенную связь, если опасаетесь искушения от тех, которые закрылись. Поистине, закрытые для вас явные противники! (4:101)

Сражайтесь с ними, чтобы не было смуты, а долг каждого принадлежал Богу. Если они удержатся, то ведь Бог видит то, что они делают! (8:39)

Потом, поистине, твой Господь к тем, которые выселились после испытания, затем усердствовали и терпели, поистине, твой Господь после этого ведь — Прощающий, Жалеющий! (16:110)

Нет речи о том, что искушение преодолеть легко, да и декларация о вере в Бога не дает гарантии на спокойную жизнь.

Неужели люди считают, что их оставят, из-за того, что они скажут «Мы поверили!» и не подвергнут искушению? Мы ведь подвергли искушению тех, кто был до них. Так, Бог непременно узнает тех, которые говорят правду и непременно узнает лжецов. (29:2-3)

Остерегайтесь искушения, в особенности не правильного поступка мракобесов среди вас. (8:25)

Не устанавливайте обращение к посланнику среди вас, как вы обращаетесь друг к другу. Бог знает тех из вас, которые уходят скрытно. Пусть берегутся те, которые перечат его повелению, что их постигнет искушение или постигнет их мучительное наказание! (24:63)

Среди людей есть те, что говорят: «Мы поверили Богу», а когда обижают их из-за Бога, они к установленному испытанию людей относятся как к наказанию Бога. А если придет помощь от твоего Господа, они непременно скажут: «Поистине, мы были с вами». Неужели Бог не самый знающий о помыслах людей? (29:10)

Наиболее сильным искушением является искушение через семью, к примеру, как с Ноем и Лотом.

Знайте, что ваш достаток и ваши дети являются искушением! Знайте, что у Бога — великая награда! (8:28)

Поэтому, осознавая всю тяжесть испытания, верующие обращаются к Творцу следующим образом:

Господи наш! Не устанавливай нас соблазном для тех, которые закрылись! Прости нас Господи наш! Поистине, Ты — Всемогущий, Мудрый!». (60:5)

Конечно же, не бывают все верующие одинаковыми. Более того, встречаются откровенно слабые, жалкие люди, у которых при искушении вера не выдерживает испытания.

Вы обнаружите, что другие хотят безопасности, и вам, и своему народу. Всякий раз, когда их возвращают в смуту, они вновь попадают в нее. Если они не отступят от вас, не предложат вам мира и не уберут свои руки, то хватайте их и убивайте, где бы вы их не нашли. Мы предоставили вам против них ясное распоряжение. (4:91)

Таким образом Мы испытываем одних из них другими, чтобы они говорили: «Неужели это те, кому Бог оказал милость среди нас?». Разве Бог не лучше знает признательных? (6:53)

Если бы они вышли с вами, то увеличили бы лишь беспорядок и спешили бы расстроить вас, задумав смуту для вас. Среди вас есть слушающие их, но Бог знает мракобесов! Они и раньше стремились к смуте, переворачивая пред тобой дела, пока не явилась истина и не проявилось веление Бога, для них отвратительное! Среди них есть и такой, который говорит: «Позволь мне и не смущай меня!». О, они впали в смущение! Воистину, Ад объемлет закрывшихся! (9:47-49)

Или они не видят, что подвергаются искушению каждый год раз или два раза? Потом они не каются и не вспоминают. (9:126)

Если бы к ним проникли со стороны и попросили бы поднять мятеж, то они бы помедлили лишь незначительное время! (33:14)

Они возгласят к ним: «Разве мы не были с вами?».

Ответят те: «Конечно, но вы искушали самих себя, выжидали, сомневались и обольстились мечтаниями, пока не явилось повеление Бога. Вас соблазнил от Бога соблазнитель. (57:14)

Мухаммад, являясь образцом веры для окружающих, подвергался испытаниям, возможно, даже более тяжелыми, чем для обычных людей.

Поистине, они едва не соблазнили тебя от того, что Мы внушили тебе, чтобы ты измыслил на Нас другое и тогда они взяли бы тебя своим другом. (17:73)

Ни в коем случае не заглядывайся на то, что Мы дали воспользоваться красотой ближней жизни парам из них, чтобы их этим искусить. Это — блеск ближней жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее! (20:131)

Печальный опыт верующих после успешного начала приводит к мысли об их главной ошибке: неправильное понимание и исполнение условий Предписания Бога.

Он — тот, кто ниспослал тебе Предписание. В нем есть разборчивые знамения, являющиеся основой Предписания и другие – похожие. А что касается тех, в сердцах которых отклонение, то следуют они за похожими на них, стремясь очаровать и стремясь растолковать это. Не знает толкования этого никто, за исключением Бога! Твердые же в знаниях говорят: «Мы поверили в него, все — от нашего Господа!». Вспоминают, исключительно обладатели разума! (3:7)

Этим отрывком Всевышний регламентирует правильное руководство Его Словом. Безошибочным применением знамений в жизни может быть лишь опора на четкие и ясные установления, не дающие более одного смысла, которые не требуют толкования «ученых», отклоняющихся от них.

Источник

Мудрость существования испытаний и искушений

Что такое искушение в исламе. Смотреть фото Что такое искушение в исламе. Смотреть картинку Что такое искушение в исламе. Картинка про Что такое искушение в исламе. Фото Что такое искушение в исламе

(إِنَّا بَلَوْنَاهُمْ كَمَا بَلَوْنَا أَصْحَابَ الْجَنَّةِ إِذْ أَقْسَمُوا لَيَصْرِمُنَّهَا مُصْبِحِينَ)

«Воистину, мы подвергли их испытанию, подобно тому, как мы подвергли испытанию владельцев сада, когда они поклялись, что утром они непременно сорвут их (плоды)» (68:17).

Другими словами, мы проверили жителей Мекки посредством засухи и голода, что они стали даже есть мертвечину от безвыходности.

Всевышний Аллах говорит:

«Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей…» (02:124).

То есть испытал его теми велениями и запретами, которые Он возложил на него.
Всевышний Аллах сказал:

«Мы подвергли Сулеймана искушению и бросили на его трон тело (уродливое), после чего он вернулся в прежнее положение» (38:34).

То есть испытали и проверили.

Всевышний Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию…» (60:10).

Т.е. проверяйте, чтобы удостовериться в их вере.

В этом аяте Всевышний определяет смысл сотворения смерти и жизни – это испытание и проверка людей, чтобы выявить, кто из них является благочестивым, а кто – порочным.

Всевышний Аллах говорит:

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (2:155-157).

В этом аяте Всевышний клянется, что будет испытывать своих рабов, т.е. проверять их на стойкость через трудности и проблемы, чтобы выявить их терпение, смиренность и довольствие тем, что предначертал Он для них.

Всевышний Аллах сотворил Адама и щедро одарил его своими бесчисленными благами, явно и тайно. Он утвердил в нем инстинкты и органические потребности, а также сотворил для него отличительную способность размышлять – разум, при помощи которого он отличает правильное от ошибочного, и возложил на него Свое послание. И кто последовал по истинному пути Аллаха, тот пошел по правильному пути, кто же сбивается с правильного пути, тот заблуждается во вред себе и лишается ближайшего (дунья) и последующего (а’хира) мира. Ближайший мир служит для человека пунктом проверки, экзамена и испытания. Он либо соблюдает предписание Аллаха в удовлетворении своих инстинктов и органических потребностей, и проходит данный экзамен с успехом, получая лучшую награду, либо проваливается и оказывается в полном убытке. Каждое благо, которое Аллах дарует кому-нибудь из своих рабов, является проверкой для него, чтобы выявить его благодарность и доброкачественное использование этих благ так, как это нравится Всевышнему Аллаху. И если он будет благодарным, то успешно сдаст этот экзамен на добропорядочность, получит довольство своего Господа и заслужит большее благо. Всевышний Аллах говорит:

«…Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим» (14:7).

Большинство людей пренебрегают тем, что блага являются испытанием. Они считают их свидетельством проявления к ним уважения Аллаха, а вовсе не проверкой их благодарности. В итоге, они злоупотребляют благами и самообольщаются. Они не задумываются о том, гневит ли это Господа или нет, и продолжают творить нечестие, удерживаясь от совершения благого. Такое поведение приводит их к превозношению самих себя над Аллахом, отрицанию Его милостей и благ, как об этом сообщает Священный Коран, рассказывая о Каруне.

«Воистину, Карун был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей. Соплеменники сказали ему: «Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих. Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие. Он сказал: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю». Неужели он не знал, что до него Аллах погубил целые поколения, которые превосходили его мощью и накоплениями? И грешники не были спрошены об их грехах» (28:76).

Аллах, Свят Он и Велик, упомянул нам то, что Он будет испытывать своих рабов добром, подобно тому, как будет испытывать злом. Всевышний Аллах говорит:

Этим Он проверяет вас тем благом, которое Он даровал вам. Проверяет богатого его богатством, и ждет от него благодарности. Проверяет бедного его бедностью, и ждет от него терпения. В сборнике достоверных хадисов Муслима приводится хадис Абу Надры от Абу Саида аль-Худри (р.а.), в котором говорится: «Поистине, дунья – ближайшая жизнь приятная и притягивающая (зеленая). Аллах сделал вас наместниками в ней и наблюдает за тем, как вы поступаете. Опасайтесь ближайшей жизни и женщин. Ибо первое искушение сынов Израиля случилось в отношении женщин». Также Всевышний сказал:

«Мы не ниспосылали до тебя посланников, которые не принимали бы пищи и не ходили бы по рынкам. Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий» (25:20).

Т.е., дунья – ближайшая жизнь, является местом испытания и проверки. Всевышний Аллах пожелал сделать одних людей искушением для других людей в целом, верующих и неверующих. Так здоровый является искушением для больного, богатый – для бедного, а терпеливый бедняк – для богача. Смысл этого заключается в том, что каждый из них подвергается испытанию своим приятелем. Богатый испытывается бедным, ему следует быть жалостным к нему и не надсмехаться над ним. Бедный испытывается богатым, ему не следует завидовать ему или брать у него что-либо без его разрешения. При этом каждый из них должен терпеливо придерживаться истины, как об этом сказал ад-Даххак, комментируя слова: «проявите ли вы терпение?», т.е. в истине. Те, на долю которых выпали испытания, говорят: «Почему мы не были исцелены?». Слепой говорит: «Почему я не такой, как зрячий». И так все те, кто страдают теми или иными болезнями. Посланник, который удостоен чести быть пророком, является искушением для знатных людей из числа неверующих в наше время. Искушение – это когда страдающий чем-то человек завидует здоровому, или здоровый человек с презрением относится к страдающему чем-то человеком. Терпение – это когда каждый из них должен удерживать себя, первый от зависти, а второй от раздражения. От Абу ад-Дарды (р.а.) передается, что он слышал, как Пророк (с.а.с.) говорил: «Горе ученому за невежду и горе невежде за ученого. Горе хозяину за невольника и горе невольнику за хозяина. Горе сильному за слабого и горе слабому за сильного. Горе султану (правителю) за подданного и горе подданного за султана (правителя). Одни из них являются искушением для других. И это то, что говорит Всевышний Аллах: «Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение?». Вывел ас-Са’аляби, да будет доволен им Аллах. Аль-Мукъатил говорит: «Этот аят был ниспослан в отношении Абу Джахля Ибн Хишама, аль-Валида Ибн аль-Мугъиры, аль-Аса Ибн Ваиля, Акъабы Ибн Абу Му’ита, Ат’бы Ибн Раби’а и ан-Надира Ибн аль-Хариса, когда они увидели то, что Абу Зар, Абудллах Ибн Мас’уд, Аммар, Билял, Сухайб, амир Ибн Фахира, Салим мавля (слуга) Абу Хузайфа, Мухджи’а мавля (слуга) Омара Ибн аль-Хаттаба, Джабр мавля (слуга) аль-Хадрами и их семья приняли Ислам. Они сказали с сарказмом: «Разве мы примем Ислам и будем такими как они?». В ответ на это Всевышний Аллах ниспослал обращение своим верующим рабам: «проявите ли вы терпение?», видя это тяжелое положение и бедность. Обращение «проявите ли вы терпение?» касается исключительно преданных верующих рабов из уммы Мухаммада (с.а.с.), словно Всевышний Аллах сделал оттягивание победы и высокомерие неверующих искушением для верующих, т.е. проверкой для них. И когда мусульмане проявили терпение, Всевышний Аллах ниспослал относительно них следующие слова:

«Воистину, некоторые из Моих рабов говорили: «Мы уверовали. Прости же нас и помилуй, ибо Ты Наилучший из милосердных. Вы же насмехались над ними, пока не забыли Мое Напоминание. И вы смеялись над ними. Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими» (23:109-111).

Испытание – это проверка или экзамен, которому Всевышний Аллах подвергает своего праведного раба, чтобы выявить степень его правдивости и искренности в том, что он любит Его. Испытание может быть, либо экзаменом от Аллаха человеку и проверкой его посредством добра или зла, либо возмездием ему за совершенные им греховные (запретные) дела и непристойные поступки. И в этом случае возмездие проявляется тем, что Аллах осыпает его усладами или низводит на него наказание. Испытание, означающее проверка и экзамен, имеет множество видов. Одним из них является испытание возложения на человека ответственности за соблюдение предписаний и исповедование послания, как это понимается в словах Всевышнего Аллаха:

«Вот испытал Господь Ибрахима повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей…» (2:124).

Также испытанием возложения на человека ответственности выступает то, что произошло с жителями в одном из селений сынов Израиля. Всевышний Аллах говорит:

«Спроси их о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться» (7:163).

Также Всевышний Аллах сказал:

«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (47:31).

Иногда испытанием от Аллаха может стать богатство, которое льется кому-нибудь из них. Иногда оно может быть в виде уменьшение богатства, смерти детей, голода, страха и лишения, как это говорится в благородном аяте:

Также и на нас возложены множество божественных предписаний, которые если мы будем соблюдать, то будем преуспевшими, в особенности в наше время, с точки зрения распространенности непристойных явлений, нечестия, греховности, беззаконности, разобщенности, междоусобных распрей и гонки за злом и лицемерием правителей. Нам необходимо принять позицию настоящих мужей и занять место в центре лагеря добра и его приверженцев, а также быть с мусульманами, которые усердствуют на пути Ислама, неуклонно соблюдают его законы во времена пренебрежительного отношения к ним, защищают его, стойко стоят перед тиранией и ее приспешниками, с терпением переносят мучения, причиняемые им людьми, которые обольстились очарованиями ближайшей жизни. Таким образом, мы сможем добиться успеха в обоих мирах.

Существуют испытания трудностями, страданиями и бедами, которые выявляют терпение, смирение и довольство богобоязненного верующего раба. Одной из закономерностей Аллаха в отношении своих творений выступает то, что Он проверяет верующих рабов через подвергание их тем трудностям, которые им неприятны. И если они проявят терпение и будут смиренны перед тем, что предначертал их Господь, то будут честны в своей вере. Носитель призыва может быть подвергнут испытанию через ущемление его жизненного удела (ризка) или лишение высоких должностей или рабочего места не по причине его некомпетентности, а из-за того, что он считает ниже своего достоинства занимать эти посты, которые делают его из числа приближенных к несправедливым правителям и их приспешникам, или в целях притеснения и борьбы с ним. Жизнь пророков и посланников переполнена испытаниями в виде трудностей и бед. Всевышний Аллах говорит:

«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей» (12:111).

Такая же участь ожидает того, кто последовал их пути и понес призыв, как и они, подвергаясь испытаниям, искушениям, страданиям, давлению со стороны членов семьи, близких, друзей и всех людей в целом, будь они правителями или обычными людьми. Он становится необычным среди своих родственников, соседей, друзей, сверстников и приятелей – это тяжелое испытание. Всевышний Аллах говорит:

«Они сказали: «Мы уповаем на одного Аллаха. Господь наш, не делай нас искушением для людей несправедливых!» (10:85).

Т.е. «не давай им победы над нами и не делай их правителями над нами, ибо они посчитают то, что добились власти вследствие своей правоты и нашей лживости, что может искусить их». Об этом рассказали (передали) Абу Муджлиз и Абу ад-Духа. Между тем Ибн Абу Наджих от Муджахида прокомментировал этот аят словами «не наказывай нас ни руками семейства фараона, ни наказанием от Тебя, чтобы потом народ фараона не сказал: «если они были бы на истине, они бы не подверглись мучениям и мы не была бы дарована нам власть над ними» и не поддался искушению тем самым». (см. тафсир Ибн Касира). Носители призыва и усердствующие на пути оказания помощи этой религии подвергаются множеству испытаний. Однако самым болезненным и наиболее сказывающимся испытанием является задержка победы и безответное отношение людей к ним. Всякий раз, когда задерживается победа, простой народ считает, что носители призыва и усердствующие на пути Ислама заблуждаются или ошибаются, а это усиливает разрыв и задерживает оказание помощи правильному Исламу и искренним носителям призыва. Испытание, которому подвергаются усердствующее на пути достижения победы Ислама верующие рабы Аллаха, может быть задержкой победы, как очищение веры в сердцах мусульман, а также их морального состояния и терпения перед трудностями и бедами. Всевышний Аллах говорит:

«Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214).

Это сообщение Всевышнего Аллаха, которое он упомянул сподвижникам Его Посланника (с.а.с.), о том, что Он подвергнет их испытанию и проверке всякими трудностями, чтобы выявить того, кто следует Посланнику, и разоблачить того, кто ушел вспять. Также Он испытал и проверил их посредством перенаправления киблы от Иерусалима в сторону Каабы. Также Он подверг испытанию своих избранников до них. Сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.) испытывали невыносимые страдания и голодание от рук неверующих, при этом, они проявляли непревзойденное терпение, пока Аллах не даровал им утешение и победу. Каждого кто проявлял терпение, Аллах непременно одаривал радостью. Терпение – ключ к радости. Облегчение приходит после терпения. Праведные мусульмане, да смилуется над ними Аллах, радовались трудностям, желая получить награду. Всевышний Аллах говорит:

«Аллах будет испытывать то, что в вашей груди, и очистит то, что в ваших сердцах» (3:154).

Также Аллах подвергает испытанию своего искреннего раба, чтобы выявить то, каким будет его реакция на задержку победы. Всевышний Аллах говорит:

«…дабы подвергнуть верующих прекрасному испытанию от Себя. Воистину, Аллах Слышащий, Знающий» (8:17).

Это испытание также является тем, чем проверяет Всевышний Аллах верующих, чтобы выявить их честность, искренность и упование на Аллаха во всех делах, как это приводится в благородном аяте:

«Это было для вас великим испытанием от вашего Господа» (2:49).

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (39:10).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *