Что такое искренность в исламе
Искренность – важное условие в поклонении!
Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!
Аллах сотворил людей для поклонения, повелел слушаться Его и сделал две основы для деяний, без которых Всевышний их не принимает. Первое – это чтобы деяния были искренними, а второе – чтобы соответствовали Шариату Пророка (мир ему и благословение).
Абу Давуд передаёт хадис:
إن الله لا يقبل من العمل إلا ما كان خالصا له وابتغى به وجهه
«Всевышний Аллах не принимает никаких деяний людей, кроме тех, которые искренне выполнены ради Него».
Всевышний в Коране говорит:
فَمَنْ كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا
(смысл): «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (сура «аль-Кагьф», аят 110).
Имам Шаърани говорит я слышал, как Али аль-Хавас сказал: ««Когда раб из-за своих знаний и действий гордится то, совершенные им дела сгорают согласно Корану и сунне, а когда сгорели его дела то он как бы нечего и не сделал никогда и как же тогда он возгордится над людьми после сгорания дел и обещания ему о мучительном наказании?» (см. в книге «Лявакихуль Анвар», стр. 19).
В другом аяте Аллах говорит:
الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ
Фузайл ибн Ияз (да смилуется над ним Аллах), комментируя эти слова Всевышнего, сказал:
قال الفضيل بن عياض ــ رحمه الله ــ في تفسير قوله تعالى : الذي خلق الموت والحياة ليبلوكم أيكم أحسن عملاً وهو العزير الغفور
«То есть, у кого из вас деяния окажутся более искренними и более правильными». Его спросили: «О Абу Али! Что значит: более искренними и более правильными?» Он ответил: «Если деяние совершено искренне, но не является правильным, оно не принимается. Если же оно правильно, но не искренне, оно также не принимается. Деяние принимается лишь тогда, когда оно является искренним и правильным. Искренним деянием является то, что совершено ради Аллаха, а правильным – то, что соответствует Сунне Пророка (мир ему и благословение)» (см. в книге «Мадаридж Саликин»).
Искренность – это когда ты поклоняешься только Аллаху и не желаешь воздаяния не от кого, кроме Него.
Сахлу ибн Абдулла ат-Тустури об искренности сказал: «Это чтобы все движения и бездействия, все состояния были ради Аллаха, не прибавляя к этому никого и ничего из мирского».
Необходимо добиться искренности в деяниях, очистив их от показухи, гордыни, любви к похвалам и т. п. – это сложное дело для верующих, нужно бороться против нафса, приложить к этому много усилий. Перед совершением того или иного благого поступка нужно помнить, что всё это делается благодаря Аллаху, с Его помощью.
Некоторые учёные говорили: «Проявление искренности в один час – это вечное спасение, однако искренность – это редкая вещь».
Имам Газали (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Тот у кого в жизни будет мгновение искренности ради Аллаха, тот спасётся из-за величественности его состояния и трудности очистить сердце от пороков. Более того, искренний – это тот, который не ищет ничего, кроме приближения к Аллаху».
Праведные предки говорили: «В Судный день появятся люди, у которых благие дела будут подобны горам, однако эти дела им не помогут, поскольку в них будет отсутствовать важное условие – искренность».
Как достичь искренности?
Самое большее, что способствует достижению искренности, это возвеличивание Всевышнего Аллаха, твёрдая убеждённость в том, что Аллах ведает обо всём. В Коране сказано:
يَعْلَمُ خَائِنَةَ الْأَعْيُنِ وَمَا تُخْفِي الصُّدُورُ
(смысл): «Он (Аллах) знает о предательском взгляде (о взгляде на запретное) и том, что скрывают груди (сердца)» (сура «аль-Гъафир», аят 19).
Важно стремиться к довольству Аллаха, не обращая внимание на похвалы или упрёки людей. Всегда стараться совершать благие дела тайно, не напоказ. Чем больше деяние скрыто между рабом и Аллахом, тем больше шансов совершить его искренне, поэтому наши праведные предки прятали свои благие дела от людей, некоторые старались, чтобы даже жена не знала о поклонении Аллаху, ложились с женой, а когда она засыпала, вставали и выстаивали молитвы.
Следует часто обращаться к Аллаху, просить искренности в делах и отдаления от гордости, для этого является желательным читать следующее дуа:
اللهم إني أعوذ بك أن أشرك بك شيئاً وأنا أعلمه ، وأستغفرك لما لا أعلمه
«О Аллах, поистине мы прибегаем к тебе за помощью от того, чтобы приравнять к Тебе что-либо, зная об этом, и просим у Тебя прощения за то, что мы совершили это, не зная».
Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах) читал такое дуа: «О Аллах, сделай все мои дела благими и сделай их искренними ради Тебя».
Также те, кто всей душой желают добиться искренности в делах, могут вступить под духовную опеку наставника, как это сделали такие учёные, как Имам аш-Шафии, Абу Ханифа, Имам Газали (да будет доволен ими Аллах) и так далее.
Достоинство искренности
1. Возвеличивание совершённого благого поступка и многочисленное воздаяние за него. В Коране сказано:
وَاللَّهُ يُضَاعِفُ لِمَنْ يَشَاءُ
(смысл): «Аллах увеличивает награду, кому пожелает» (сура «аль-Бакара», аят 261). Ибн Касир сказал: «Это из-за искренности в делах».
Ибн Мубарак (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Иногда деяние бывает малым, но его возвеличивает намерение, а иногда поступок бывает большим, но его уменьшает намерение».
2. Сохранение сердца от вероломства и злобы.
3. Сохранение уммы и получение помощи от Всевышнего.
4. Сохранение раба от бед. Всевышний в Коране сказал:
كَذَلِكَ لِنَصْرِفَ عَنْهُ السُّوءَ وَالْفَحْشَاءَ إِنَّهُ مِنْ عِبَادِنَا الْمُخْلَصِينَ
(смысл): «Так Мы отвратили от него зло (обман) и мерзость (прелюбодеяние). Воистину, он был из числа Наших искренних рабов» (сура «Юсуф», аят 24).
5. Спасение от трудностей. В хадисе говорится, что Аллах снимает трудности с тех людей, которые творили благое ради Аллаха.
6. Шайтан не сумеет сбить с пути истинного. В Коране сказано:
قَالَ فَبِعِزَّتِكَ لَأُغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ إِلَّا عِبَادَكَ مِنْهُمُ الْمُخْلَصِينَ
(смысл): «Он (шайтан) сказал: «Клянусь Твоим могуществом! Я совращу их всех, кроме Твоих искренних рабов (верующих)» (сура «Свад», аят 82–83).
7. Возвышение духовной степени.
8. Приближение к Аллаху.
9. Благой конец, наслаждения в могиле.
10. Обретение рая, в хадисе сказано:
من قال لا إله إلا الله خالصاً من قلبه دخل الجنة
«Тот, кто скажет «ля иляха илляллах» искренне, тот войдёт в Рай».
Мы просим Аллаха одарить нас искренностью в словах и действиях, отдалить от нас гордость, показуху. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семейству и всем уверовавшим.
Искренность и Ислам
«Сказал [Сатана]: «Господи, клянусь произошедшим по воле Твоей [на основе моего неправильного действия] обстоятельством потери мною верного пути [из-за обольщения самим собою; следования соблазну выставить себя в более привилегированном положении]! Я, воистину, приукрашу им (людям) на земле [многое: безобидность совершения грехов и преступлений; бесполезную трату времени и сил; невоспитанность и аморальность] и, несмотря ни на что, всех их буду вводить в заблуждение [ссорить по мелким и никчемным вопросам; эмоционально возбуждать, чтобы разрушать их цели и задачи; вводить в состояние растерянности, потерянности; лишу их смысла жизни], (буду прельщать, обольщать, соблазнять) [всеми правдами и неправдами поведу по пути греха и преступлений, легкомыслия и беспечности]. Кроме тех, кто окажется искренен[1] пред Тобою [Господи; кто по-настоящему уверует]».
«Это [искренность] — гарантированный Мною верный путь, — ответил [Господь миров, — идя по которому люди будут защищены от дьявольского влияния]» (Св. Коран, 15:39–41).
Мусульманские мыслители говорили: «Искренность — это абсолютная чистота поступка, действия, свободного от внимания (наблюдения, надзора, контроля) других». То есть когда ты не обращаешь внимания на то, как это смотрится со стороны, что об этом скажут, как это оценят другие. Все сосредоточено на том, чтобы (1) совершить то или иное положительное в наилучшей форме, профессионально и искусно, (2) дать этому ход (например, найти полезное применение) и, продолжив жизненный путь, (3) забыть навсегда, ведь это сделано ради Бога, в благодарность Ему, а Он — выше всего и вся.
Мусульманский ученый и праведник Зун-нун сформулировал три основных признака искренности: «(1) когда щедрая похвала и жесткая критика одинаково спокойно воспринимаются совершившим тот или иной благой поступок (при этом правдивая похвала — признак положительности поступка пред Богом, а критика — возможность лишний раз внимательно проанализировать совершенное и в последующем сделать лучше), (2) уметь не замечать дела в делах: когда ты не связываешь что-то хорошее, появившееся на твоем жизненном пути, с тем искренним, щедрым, благим, трудоемким, что было тобой ранее совершено, (3) усердно работая на благо мирское и вечное, забывать о том воздаянии, что ожидает тебя в вечности (конечно же, если будет на то милость Творца)»[2].
Думаю, вы согласитесь, что можно долго говорить об искренности, но так и не понять, что это такое, ведь ее нужно чувствовать. Индивидууму может лишь казаться, что он обладает в самой сути своей данным качеством. Искренность — некий Божий дар, к которому следует идти, стараясь сохранять и развивать творческий, профессиональный, тонкий подход к жизни, когда проявление искренности не ограничено переданной милостыней, а есть — сама жизнь, со всей ее неповторимой ежедневной красотою.
В одном из хадисов-кудси[3] сказано: «Искренность, — говорит Господь миров, — это одна из Моих тайн [до конца в ясной форме и четких тонах непостижима человеческим сознанием], которую Я доверяю, помещаю для хранения в сердца тех, кто любим Мною»[4].
Порой мы многократно повторяем: «Я искренен, делаю (сделал) это лишь и только во имя Господа миров (ради Аллаха)», но при этом не знаем, не понимаем даже элементарных составляющих данного высокого человеческого качества, а можем и не иметь его вовсе.
Искренность — сложная гамма впечатлений и положительных переживаний.
Искренность, как и вера, не гарантирует ничего, кроме ощущения живости собственного сердца.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В соответствии с толковым словарем русского языка, искренним является тот, кто выражает подлинные мысли и чувства; правдивый, откровенный.
[2] См., например: аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 330, 331.
[3] Хадис-кудси — слова Бога, переданные через пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), но не относящиеся к тексту Священного Писания, Корана.
[4] См., например: аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 330.
Подтвержденной канонической достоверности у этих слов нет, но смысловая нагрузка, с точки зрения мусульманского богословия, верна.
Идеал Ислама – искренность
Только благодаря ихласу (искренности) человек может считаться истинным и искренним уверовавшим. Всевышний так говорит в Коране об искренности (смысл):
إِلاَّ الَّذِينَ تَابُواْ وَأَصْلَحُواْ وَاعْتَصَمُواْ بِاللّهِ وَأَخْلَصُواْ دِينَهُمْ لِلّهِ فَأُوْلَـئِكَ مَعَ الْمُؤْمِنِينَ وَسَوْفَ يُؤْتِ اللّهُ الْمُؤْمِنِينَ أَجْرًا عَظِيمًا
«Кроме тех, которые раскаялись, исправили свои поступки, придерживались договора с Аллахом и проявляли искренность в религии Аллаха, таковые будут вместе с уверовавшими, и скоро Всевышний даст верующим великое вознаграждение» (сура «ан-Ниса’», аят 146, Тафсир Джалалайни, стр. 101).
В другом аяте сказано:
وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ
(смысл): «Им было велено лишь поклоняться Аллаху, будучи искренними Ему в религии» (сура «аль-Байина», аят 11).
Придерживаться искренности было велено в Священном Коране также самому Пророку (мир ему и благословение Аллаха):
قُلْ إِنِّي أُمِرْتُ أَنْ أَعْبُدَ اللَّهَ مُخْلِصًا لَّهُ الدِّينَ
Один из арабских поэтов произнес:
«Когда имущество к нам приходило сполна,
Мы расходовали его, мы были расточительны,
И не было у нас ума, чтобы задуматься над этим.
Когда лишились мы имущества, вернулся ум наш,
Однако не было уже у нас имущества».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Искренность по отношению к Всевышнему Аллаху
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете, а на том свете – лишь к уверовавшим! Хвала Аллаху Господу миров, наилучшее приветствие и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам!
О Аллах, обучи нас тому, что приносит нам пользу, и одари нас пользой от того, что мы учили, и обогати нас знаниями и благими деяниями, и дай нам понимание в религии, о Господь миров!
Уважаемые братья, сегодня мы поговорим о великой степени, которую не достигает никто, кроме тех, кого Аллах удостоил – борьбе со своим нафсом (внутреннее эго) и его прихотями. И тех, кто достиг этой степени Всевышний упомянул в следующем аяте:
«А тех, которые усердствуют ради Нас, борются со своей душой и с сатаной и проявляют терпение, когда их постигают испытания и страдания, — Мы обязательно поведём по Нашим путям, укрепим на Прямом Пути и направим к благому. И поистине, Аллах, конечно же, с искренне добродеющими (мухсинин)» (сура «Аль-Анкабут» аят 29).
Если внимательно проанализировать слова «джахаду фина» – «усердствовали ради Нас», можно понять, что они боролись против нафса, против страстей, наслаждений, боролись против мирского, против богатства, боролись против врагов Аллаха. Этим людям Всевышний Аллах обещал вести их по Своим путям, не по одному пути. Это означает, что пути ихсана (искренности) разнообразны, и их несколько, а не один путь, как это понимают некоторые из нас. И поэтому Всевышний говорит: «поведём их по Нашим путям», а в конце аята Всевышний говорит: «поистине, Аллах вместе с искренними людьми (мухсинин)», из такой концовки аята мы понимаем, что те, кто боролся против выше перечисленных качеств, они из числа мухсинин (благодетелей) и помощь Всевышнего пребудет именно с обладателями таких качеств, потому что они из числа мухсинин.
Ихсан – это высочайшая степень после веры (имана). Мы всегда должны обращать внимание, прежде чем что-либо совершать, на действия Посланника Аллаха (мир ему и благословение), поскольку все действия и поступки Посланника Аллаха (мир ему и благословение) основаны на следовании Исламу. Можно разделить эти действия на три вида: действия, вытекающие из Ислама, Имана, Ихсана.
Что касается Ислама, то принятие его и соблюдение является обязательным, так же как и Имана (веры), а что касается Ихсана (искренности), то необходимо стремиться к нему, но не все могут достичь этой степени.
Если говорить о доказательстве, что Ихсан (искренность) является наивысшей степенью, то можно привести достоверный хадис, где рассказывается о том, что ангел Джибриль (мир ему) пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил его об Исламе, Имане, потом об Ихсане.
إِنَّ اللَّهَ مَعَ الَّذِينَ اتَّقَوْا وَالَّذِينَ هُمْ مُحْسِنُونَ. [النحل:128]
«Воистину, Аллах — на стороне богобоязненных и тех, кто вершит добрые деяния».
Из этого мы понимаем, что обладатели качеств Ихсана (искренности) отличаются от муттакин (богобоязненных) людей, и их различие в том, что они достигли степени более высокой, чем таква (богобоязненность).
Такое различие мы наблюдаем в следующих словах, где Всевышний говорит:
وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ
«Стремитесь к прощению вашего Господа и к Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных».
Этот Рай уготовлен для муттакин (богобоязненных людей)! Потом Он начал перечислять их качества:
* الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاء وَالضَّرَّاء وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
«Дающих пожертвования и в богатстве, и в бедности, и в силе, и в слабости, умеющих обуздать свой гнев и простить тем, кто причинил им обиду. Всевышний Аллах любит и награждает добродетельных (мухсинин)!»
Благодаря таким качествам некоторые достигли высочайших степеней. Исходя из этого, можно сказать, что мухсин – это раб, идущий по пути богобоязненности, с его разными видами путей искренности. Ихсан – это крайне необходимое качество!
Если мы перечислим формы искренности, то их можно разделить на три вида: Ихсан в отношении Всевышнего Аллаха, Пророка (мир ему и благословение) и творений.
Что касается искренности по отношению к Всевышнему Аллаху, то она заключается в том, чтобы ты совершал богослужение с такой искренностью и ответственностью, с таким усердием и вниманием, как будто ты чувствуешь присутствие Всевышнего Аллаха, если даже Его не видишь.
Представьте, когда человек находится при смерти, каково состояние близких ему родственников в плане жалости и любви, но Всевышний им говорит: «Да, вы близки к нему, однако Я ближе к нему, но вы этого не видите».
Следовательно, наш Господь всегда с нами, и пока он с нами, мы обязаны быть в состоянии присутствия Всевышнего Аллаха. И тот, кто находится в таком состоянии, не сможет согрешить. Мы не говорим, что обладатели качеств искренности (ахл ихсан) безгрешны, мы не из таких людей, которые приписывают безгрешность другим, кроме пророков, но мы говорим, что обладатели искренности, пока они находятся в состоянии присутствия Всевышнего Аллаха, не смогут согрешить никогда. Они видят, что Всевышний всегда с ними, наблюдает за ними, они ощущают присутствие Его, величие во всех поступках – при купле-продаже, разговоре, поэтому, когда продаёт и покупает, не обманывает людей для получения выгоды. Людей можно разделить на две категории: на тех, кто занимается торговлей и не обманывает ради мирской выгоды, потому что, если обманет, то потеряет клиентов, а обладатель качества искренности не обманывает людей потому, что знает – Всевышний наблюдает за ним. Есть большая разница между действиями, совершающимися ради Всевышнего Аллаха и ради людей, ради мирского.
Итак, Ихсан – это эффект присутствия Всевышнего Аллаха, ощущение, что Всевышний Аллах наблюдает за нами постоянно, потому что Он – Всеслышащий, Всевидящий. Если ты находишься под таким наблюдением, то ты из числа обладателей ихсана – искренности, следовательно, ты не посмотришь на запретное, так как чувствуешь на себе взгляд Аллаха. Первая степень ихсана –искренность по отношению к Всевышнему Аллаху, и для его разъяснения нужно много аннотаций.
Стенограмма проповеди доктора Мухаммад Хасан Кассам
Перевод с арабского; Мухаммадрасул Загиров
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Искренность
Сущность искренности
Знайте, что искренность (ихлас) – это очищение всех деяний от показухи. Искренность противоположна совершению деяний напоказ. Если человек совершил деяние не напоказ, значит он сделал это искренне. А совер шение деяний напоказ (рия) – это стремление человека занять место в сердцах людей благодаря демонстрации (или обнародованию) им своих бла гих деяний и качеств.
Например, когда человек хочет, чтобы его поклонение и другие благие дея ния заметили люди. Всевышний Аллах в священ ном хадисе сказал: «Искренность – эта одна из Моих тайн, которую Я доверил сердцу того, кого Я возлюбил из Моих рабов».
Знайте, что искренность по отношению к Аллаху бывает в деяниях, словах и имуществе. И каждая степень имеет у последователей Единобожия свои условия.
Этими условиями являются: не считать, что от кого-либо из людей может исходить польза или вред, а также исходить запрет делать что-либо, не произносить такие слова и выражения как «я», «с нами», «нам», «по-нашему», кроме как в качестве метафоры или по забывчивости. Ибо соотнесение того, что происходит с волей людей считается скрытым придаванием сотоварища Всевышнему (ширк).
Всевышний Аллах сказал (смысл): «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему в сотоварищи ничего» (сура «ан-Ниса», аят 63). Здесь подчёркнуто слово «ничего», чтобы показать отсутствие исключения.
Один из мюридов попросил прощения грехов у своего Господа, говоря: «О мой Господь, прости меня! Поистине, Ты обещал прощение каждому, кто не придавал Тебе в соучастники ничего, и Ты ведаешь, что я никогда не придавал Тебе сотоварища». Тогда он услышал тайный голос: «Даже в день, когда принесли молоко?!» Тогда мюриду стало стыдно, ибо он вспомнил, что в один день ему принесли выпить молоко и он сказал: «Я боюсь, что молоко мне навредит». Аллах посчитал эти слова ширком, ибо мюрид связал вред и молоко.