Что такое инвест программа
Статья 40. Инвестиционные программы
Статья 40. Инвестиционные программы
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 40 настоящего Федерального закона
1. Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом:
1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 40 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.
2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
3) схемы водоснабжения и водоотведения;
Информация об изменениях:
4) плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 40 настоящего Федерального закона внесены изменения
5) решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
ГАРАНТ:
Часть 2 статьи 40 вступает в силу с 1 января 2014 г.
2. Утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается.
3. Инвестиционная программа должна содержать:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ пункт 1 части 3 статьи 40 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.
1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 2 части 3 статьи 40 настоящего Федерального закона внесены изменения
2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов;
3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;
4) график реализации мероприятий инвестиционной программы;
5) расчет эффективности инвестирования средств;
6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
Информация об изменениях:
4. Инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в часть 5 статьи 40 настоящего Федерального закона внесены изменения
5. Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями также подлежат согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
6. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценивает доступность для абонентов тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитанных с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы, в том числе с учетом возможности осуществления этих мероприятий за счет займов и кредитов, погашение которых осуществляется в последующие периоды регулирования. В случае недоступности тарифов такой организации для абонентов органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определяют иные источники финансирования инвестиционной программы.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ часть 7 статьи 40 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.
7. Объем финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы должен быть достаточным для финансирования мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, но не превышать укрупненные нормативы цены создания различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в часть 8 статьи 40 настоящего Федерального закона внесены изменения
8. В случае, если горячее водоснабжение осуществляется с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), программы финансирования мероприятий по их развитию (прекращение горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и перевод абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения) включаются в утверждаемые в установленном законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения порядке инвестиционные программы теплоснабжающих организаций, при использовании источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей которых осуществляется горячее водоснабжение. Затраты на финансирование данных программ учитываются в составе тарифов в сфере теплоснабжения.
9. В случае заключения организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, концессионного соглашения, объектом которого является система коммунальной инфраструктуры, источники финансирования инвестиционной программы определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения. При изменении инвестиционной программы объем инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы, изменению не подлежит. При прекращении действия концессионного соглашения концедент обеспечивает в установленные концессионным соглашением сроки возврат концессионеру инвестированного капитала, за исключением инвестированного капитала, возврат которого учтен при установлении тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ в часть 10 статьи 40 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
10. Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций.
11. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ (с учетом особенностей разработки, согласования, утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и содержания таких программ), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ статья 40 настоящего Федерального закона дополнена частью 12, вступающей в силу с 1 января 2014 г.
12. Утвержденные инвестиционные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны содержать мероприятия, необходимые и достаточные для исполнения такими организациями обязательств по достижению включенных в инвестиционные программы плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ статья 40 настоящего Федерального закона дополнена частью 13, вступающей в силу с 1 января 2014 г.
13. Утвержденные инвестиционные программы организаций, осуществляющих свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, должны содержать основные мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. При этом объем финансовых потребностей, необходимых для реализации указанных инвестиционных программ, за исключением расходов, финансируемых за счет платы за подключение (технологическое присоединение), не должен превышать наименьшую из следующих величин:
1) величина, определяемая исходя из указанных в части 7 настоящей статьи укрупненных нормативов цены создания различных видов объектов непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры и на основании основных мероприятий, включенных в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях;
2) предусмотренный концессионным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером, а также концедентом, если условием концессионного соглашения предусмотрено принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
Что такое инвест программа
Статья 40. Инвестиционные программы
1. Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом:
1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) схемы водоснабжения и водоотведения;
4) плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается.
3. Инвестиционная программа должна содержать:
1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;
4) график реализации мероприятий инвестиционной программы;
5) расчет эффективности инвестирования средств;
6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
4. Инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями также подлежат согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Текст ч. 6 приведен в соответствие с публикацией в Российской и Парламентской газетах N 278с, 10.12.2011, N 55-56, 16-22.12.2011. В «Собрании законодательства РФ» 12.12.2011, N 50 в конце первого предложения ч. 6 нет слова «тарифов».
6. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценивает доступность для абонентов тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитанных с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы, в том числе с учетом возможности осуществления этих мероприятий за счет займов и кредитов, погашение которых осуществляется в последующие периоды регулирования тарифов. В случае недоступности тарифов такой организации для абонентов органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определяют иные источники финансирования инвестиционной программы.
7. Объем финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы должен быть достаточным для финансирования мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, но не превышать укрупненные нормативы цены создания различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В случае, если горячее водоснабжение осуществляется с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), программы финансирования мероприятий по их развитию (прекращение горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и перевод абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения) включаются в утверждаемые в установленном законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения порядке инвестиционные программы теплоснабжающих организаций, при использовании источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей которых осуществляется горячее водоснабжение. Затраты на финансирование данных программ учитываются в составе тарифов в сфере теплоснабжения.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В случае заключения организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, концессионного соглашения, объектом которого является система коммунальной инфраструктуры, источники финансирования инвестиционной программы определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения. При изменении инвестиционной программы объем инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы, изменению не подлежит. При прекращении действия концессионного соглашения концедент обеспечивает в установленные концессионным соглашением сроки возврат концессионеру инвестированного капитала, за исключением инвестированного капитала, возврат которого учтен при установлении тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
10. Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ (с учетом особенностей разработки, согласования, утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и содержания таких программ), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
12. Утвержденные инвестиционные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны содержать мероприятия, необходимые и достаточные для исполнения такими организациями обязательств по достижению включенных в инвестиционные программы плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
(часть 12 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
13. Утвержденные инвестиционные программы организаций, осуществляющих свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, должны содержать основные мероприятия, включенные в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. При этом объем финансовых потребностей, необходимых для реализации указанных инвестиционных программ, за исключением расходов, финансируемых за счет платы за подключение (технологическое присоединение), не должен превышать наименьшую из следующих величин:
1) величина, определяемая исходя из указанных в части 7 настоящей статьи укрупненных нормативов цены создания различных видов объектов непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры и на основании основных мероприятий, включенных в концессионное соглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях;
2) предусмотренный концессионным соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером, а также концедентом, если условием концессионного соглашения предусмотрено принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
(часть 13 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
Виды инвестиционных программ
Инвестиционная программа представляет собой совокупность проектов инвестирования, которые объединены одной целью. Она содержит в себе полный перечень инвестиционных объектов, объемы вложений и строго определенные временные рамки.
В экономической науке принято различать два основных вида инвестиционных программ:
Давайте подробно рассмотрим обе поименованные выше разновидности.
На уровне государства
Федеральные или государственные программы инвестирования представляют собой утвержденный Правительством РФ документ, содержащий план инвестиционных мероприятий, которые направлены на модернизацию и развитие приоритетных отраслей экономики.
Подобные инвестиционные государственные программы создаются профильными министерствами и финансируются напрямую из федерального бюджета.
Адресная инвестиционная программа (АИП)
Федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой документ, предусматривающий выделение средств государственного бюджета на развитие инфраструктуры, экономики и социальной сферы отдельного субъекта федерации.
В рамках адресных программ инвестирования могут быть запланированы такие мероприятия:
Каждая адресная инвестиционная программа разрабатывается на основе фундаментальных принципов. Главным из них является эффективность инвестиций. Согласно ему выделяемые из соответствующего бюджета денежные средства должны использоваться адресно и приносить максимальный эффект. Другими принципами являются:
Каждая адресная инвестиционная программа (инвестпрограмма) носит долгосрочный характер. Другими словами, на воплощение в жизнь ее положений закладывается несколько лет.
Кроме того, целевые программы инвестирования также могут иметь более узкую направленность. Речь в них может идти о развитии отдельно взятой отрасли экономики и народного хозяйства:
Подобное сегментирование можно продолжать и дальше. Для примера возьмем сферу образования. АИП может быть направлена на развитие дошкольного, школьного, среднего специального или высшего образования.
В нашей стране адресные программы инвестирования появились в 2006 году.
На уровне предприятия
Фактически такая инвестиционная программа представляет собой практическую реализацию стратегии развития отдельно взятого предприятия или компании. Ее действие распространяется на определенный отрезок времени (год, 5 лет). Кроме того, данная программа должна содержать объем денежных средств, подлежащий инвестированию, а также конкретную задачу, которую предстоит достичь с помощью реализации инвестиционных проектов.
Виды финансирования
Для любой компании источники финансирования инвестиций могут быть внутренними и внешними. Естественно, на реализацию инвестиционных программ лучше тратить собственные средства. Проблема состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев их не хватает на достижение поставленных целей. В таких ситуациях предприятие ищет внешние источники для финансирования собственных вложений.
Внутренние источники для финансирования инвестпрограммы предприятия могут быть следующими:
Внешние источники для финансирования предприятия могут быть такими:
За счет правильной реализации инвестиционной программы каждая компания решает множество текущих и стратегических задач. Это может быть не только поддержание существующего уровня производства, но также реализация долгосрочной стратегии развития.
Разработка
Предпосылкой для разработки ежегодной инвестиционной программы предприятия является наличие долгосрочного стратегического плана развития, который рассчитан на несколько лет. Инвестпрограмму можно рассматривать в качестве скоординированного, дополненного и конкретизированного годового разреза стратегического инвестиционного плана.
Разработка и формирования подобной программы состоит из нескольких последовательных, обязательных к исполнению этапов:
Разработанная программа инвестирования должна найти баланс между высоким уровнем доходности вложений и приемлемым уровнем риска. Это особенно важно в ситуациях, когда предприятие планирует привлекать сторонних инвесторов. В их глазах сочетание именно этих показателей будет определяющим.
Как правильно составить?
В деле привлечения внешних инвесторов правильно составленная и оформленная программа инвестирования является залогом успеха. Прежде всего необходимо четко сформулировать и расписать основные цели.
Принципиально важно указывать информацию о предполагаемом объеме инвестиций и источников их формирования.
Не меньшее значение имеет четкое определение границ прединвестиционного периода. Под ним понимается время, необходимое для подготовительного этапа программы, без которого невозможно запустить инвестиционный процесс.
В отдельном разделе следует привести размер предполагаемых расходов с детализацией затрат в прединвестиционном и инвестиционном периоде.
Наконец, главное место в сформированном документе должен занимать раздел, касающийся потенциальной доходности инвестиций.
Сторонние инвесторы никогда не примут положительного решения без ознакомления со всей вышеизложенной информацией.