Что такое интонирование в вокале

Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

Что такое интонирование в вокале. Смотреть фото Что такое интонирование в вокале. Смотреть картинку Что такое интонирование в вокале. Картинка про Что такое интонирование в вокале. Фото Что такое интонирование в вокале

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Упражнения на интонирование

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

Упражнения для развития мышц лица

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Автор: Александра Селиванова

Источник

Что такое интонирование в вокале. Смотреть фото Что такое интонирование в вокале. Смотреть картинку Что такое интонирование в вокале. Картинка про Что такое интонирование в вокале. Фото Что такое интонирование в вокале

Интонация (интонирование) – понятие интонации в музыке отличается от общепринятых понятий интонаций разговорной речи (вопросительных, повествовательных, восклицательных). Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте. Проще говоря – это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты.

Некоторые люди от природы наделены чистой, почти инструментальной интонацией. Другие интонируют хорошо, с небольшими погрешностями, которые поддаются коррекции. Есть и те, кто испытывает большие трудности с интонированием и точным попаданием в ноты.

Есть несколько факторов, которые влияют на чистоту интонирования. Психологи (и я полностью присоединяюсь к их мнению) считают, что неточная интонация – это почти всегда неуверенность в себе и в том, что вы делаете.

Действительно, для точного интонирования необходимо хорошо знать мелодию песни (быть в ней уверенным), текст, быть уверенным в своём голосе. Это – психологическая составляющая чистого интонирования. Образно выражаясь, можно сказать, что завышение нот – это осторожная, неуверенная ходьба на цыпочках. Занижение, наоборот, грузная небрежная поступь или даже топот))..

Есть и физиологические особенности, влияющие на чистоту интонации: возрастные изменения (например, период мутации), музыкальная память, музыкальный слух, чувство ритма, певческое дыхание (отсутствие поставленного певческого дыхания сказывается на чистоте интонации, особенно при исполнении длинных нот в конце фразы – они просто «плывут»).

Методы борьбы с неточной интонацией:

1. Изучение музыкальной грамоты;

2. Постоянный самоконтроль;

3. Многократное прослушивание изучаемого материала (причём, бывает так, что учат песню, постоянно подпевая исполнителю – этого делать на начальном этапе выучивания нельзя!)

Источник

Работа над чистой интонации в пении

Что такое интонирование в вокале. Смотреть фото Что такое интонирование в вокале. Смотреть картинку Что такое интонирование в вокале. Картинка про Что такое интонирование в вокале. Фото Что такое интонирование в вокале

РАБОТА НАД ЧИСТОЙ ИНТОНАЦИИ В ПЕНИИ

, преподаватель хоровых дисциплин,

МБОУДО «Каргасокская детская школа искусств»,

С проблемой плохого интонирования сталкивается любой хормейстер с первых шагов обучения детей пению и на протяжении всего периода существования хорового коллектива: «гудошников» обнаруживается среди первоклассников от 40 до 60%.С такими детьми очень сложно работать, и результаты, как правило, появляются далеко не сразу. В связи с чем многие хормейстеры избегают работать с неточно интонирующими детьми, закрывая перед ними «двери в музыку». Поэтому систематические занятия с плохо интонирующими детьми, имеющими недостаточно развитый музыкальный слух, вокально-слуховые представления, должны стать необходимым условием правильной постановки обучения пению. Своевременное выявление причин неточного интонирования и устранение их с помощью определенных методов способствует тому, что ребенок начинает петь, правильно интонируя.

В ряде исследований установлена зависимость умения чисто интонировать от развития слуха и голоса, от владения певческими навыками – способности воспроизводить мелодию в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию, дикции. Не обладая устойчивыми навыками пения, такие дети плохо себя слушают, часто переходят на крик. Многие неверно поющие дети переносят манеру « разговорного голоса» в пение, то есть используют грудную манеру голосообразования. Таких детей называют «гудошниками». Ребёнок слышит, что он поёт не ту мелодию или отдельные звуки, а правильно спеть не может. В этом случае причиной неверного интонирования является отсутствие у таких детей верной координации между слухом и голосом.

Итак, существует несколько причин неверного интонирования в пении у детей:

1) Отсутствие восприятия и навыков воспроизведения мелодии;

2) Отсутствие певческих навыков;

3) Неумение пользоваться головным резонатором;

4) Низкий уровень развития звуковысотного слуха;

5) Отсутствие координации между слухом и голосом ( т. е. слышит, но не может воспроизвести)

6) Отсутствие ладового чувства;

7) Неквалифицированное певческое обучение.

Методы развития чистоты интонации у детей

Но существует и другой, противоположный этому метод, когда учитель просит ребёнка пропищать на октаву выше примарных тонов, то есть сразу переключает его на фальцетную манеру звукообразования. Это умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо закреплять на последующих занятиях, пока оно не станет навыком звукообразования.

Значительное место в хормейстерской практике в распевании хора отводится интонированию м.2, б.2, так как эти интервалы требуют большой интонационной чёткости и способствуют развитию устойчивости интонирования. Одним из самых трудных упражнений является длительное интонирование на одной ноте, особенно при смене аккордов в сопровождении: дети начинают то повышать, то понижать звук. В этом случае можно помочь интонированию движением руки. Для слухового укрепления ладотональности рекомендовано пение диатонических секвенций, с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов, интервалов. Пение мелодических оборотов необходимо чередовать с сопровождением инструмента и без сопровождения. После того, как интонация будет доведена до устойчивости, все упражнения полезно петь без сопровождения. Метод пения a capella воспитывает слуховое внимание, развивает музыкальную память. Активизации внутреннего слуха способствует пение вслух и «про себя», закрытым ртом.

Важно, чтобы работа над чистотой интонации в хоре сочеталась с воспитанием у детей выразительного, эмоционального исполнения. Воспитывая навык выразительного исполнения, внимания к пению, хормейстер обязан сам заинтересовать детей выразительным исполнением. В процессе обучения пению важны замечания хормейстера, предшествующие показу различных приёмов, которые бывают образные и обычные (прямые). Образные больше адресованы к детскому мышлению, особенно связанному с эмоциями. Требования руководителя усваиваются легче, если, например, пение на staccato сравнивается с капельками дождя, звук лёгкий – как весенняя капель, движение поступенно вверх – «шагаем смело», вниз –«спускаемся осторожно, ступеньки узкие» и т. д. В работе над точностью интонирования очень важно пробудить у детей чувство эмоционального сопереживания. Обращая внимание детей на красоту мелодии, выразительность музыкальной интонации. Развивая эмоциональность, непринуждённость исполнения, необходимо включать в репертуар русские народные песни, детские прибаутки без сопровождения, песни с использованием игрового момента.

Особо следует сказать об атмосфере доброжелательности в классе, желании помочь со стороны всех детей и обязательном поощрении ребёнка за малейший успех в пении.

По вопросу размещения неточно интонирующих детей в хоре существует много мнений. Одни учителя считают, что отстающих ребят надо посадить среди верно поющих. Другие предлагают их сажать отдельно, ближе к хормейстеру, чтобы они могли лучше слышать себя и соседей. Сидя впереди, дети получают возможность слышать сзади себя правильное пение, а дети, которые поют чисто, избавляются от необходимости напрягать внимание, слыша фальшивое пение.

Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, хормейстер решает важные задачи: развитие музыкальных способностей всех детей и приобщение их к хоровому пению, формирование эстетического вкуса и повышение общей культуры.

Что такое интонирование в вокале. Смотреть фото Что такое интонирование в вокале. Смотреть картинку Что такое интонирование в вокале. Картинка про Что такое интонирование в вокале. Фото Что такое интонирование в вокале

1.Войнова чистоты интонации в пении дошкольников.-М.:АПН РСФСР,1960.

3. Развитие детского голоса.-М.: АПН РСФСР, 1963.

4. Музыкальное воспитание в школе.-М.: Музыка, 1976.-Вып.11.

Источник

Что такое интонация в вокале и как интонировать чисто?

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

Что такое интонирование в вокале. Смотреть фото Что такое интонирование в вокале. Смотреть картинку Что такое интонирование в вокале. Картинка про Что такое интонирование в вокале. Фото Что такое интонирование в вокале

Что же такое правильное интонирование и как интонировать чисто? Интонирование — это чистое воспроизведение звуков (ноты) голосом. Умение услышать ноту и точно спеть её — это и есть правильная интонация.

Что такое интонирование в вокале. Смотреть фото Что такое интонирование в вокале. Смотреть картинку Что такое интонирование в вокале. Картинка про Что такое интонирование в вокале. Фото Что такое интонирование в вокале

Когда вы занимаетесь музыкой, вам необходимо большое количество времени уделять развитию интонации, так как нечистое пение слышно сразу и оно «режет» слушателю уши, вместо того чтобы радовать его.

Что такое интонация в вокале и как интонировать чисто, чтобы попасть в ноты?

Есть несколько причин, почему люди не попадают в ноты. Часто бывает так, что у человека просто нет координации слуха с голом. Даже если человек имеет хороший музыкальный слух, он может петь фальшиво. Внутри себя он слышит правильные ноты, но воспроизвести их также правильно не может. В таком случае необходимо начать изучать сольфеджио, то есть петь распевки и отдельные ноты под аккомпанемент. Это поможет наладить координацию и чистое интонирование.

В нашей школе мы уделяем этому отдельное время в специальном разделе — «Новичок — слух и ритм».

Неправильная постановка голоса

Неправильная постановка голоса также может повлиять на чистоту интонирования. Скажем, обучаясь эстрадному вокалу у «хоровика» или вообще у «пианиста», вы рискуете получить заниженную позицию гортани и зажатую челюсть. Это автоматом ведет к «недотягиванию» многих нот наверху, тусклому пению низов и общему «фальшивому фону» в звучании голоса. Вроде вы попадаете в ноты, но не совсем.

Неправильно подобранный репертуар

Если вы выберите песню, которая не подходит вам по диапазону, вы будет петь её фальшиво. На начальном этапе ученик имеет небольшой диапазон. Если он возьмет песню, которая превышает его возможности, то все ноты, не входящие в его диапазон, будут идти «мимо».

Конечно, фальшь в пении может происходить из-за психологических зажимов. От волнения на сцене или перед компанией друзей исполнитель теряет контроль над голосом и может не попадать в ноты. В таком случае нужно постоянно практиковаться, заниматься, работать над собой и понимать, что в те минуты, когда вы поёте, все внимание направлено только на исполнение — необходимо удержать это внимание, настроиться на позитив и понравится слушателям. Прожить и рассказать историю, которая заложена в песню.

Что такое интонирование в вокале. Смотреть фото Что такое интонирование в вокале. Смотреть картинку Что такое интонирование в вокале. Картинка про Что такое интонирование в вокале. Фото Что такое интонирование в вокале

Много практики пения на публике решит эту проблему как нельзя лучше. Вы поймете, что же такое правильное интонирование и как интонировать чисто.

В ходе регулярных занятий вокалом интонация всегда становится чище.

5 советов по работе над интонацией

Вот 5 советов по работе над интонацией:

Заключение

Индивидуальные занятия помогут вам ускорить процесс освоения чистого интонирования и не растягивать занятия на несколько лет. Ведь не всегда вы сами сможете услышать свои ошибки.

Мы обучаем онлайн, вы можете обучаться у нас из любой точки мира и в удобное для вас время. До встречи на уроке!

Чтобы понять, что такое интонация в вокале и как интонировать чисто, записывайтесь на наш видеокурс «5 уникальных техник речевого пения» >>>.

Источник

Опера и вокал

Сайт для вокалистов

Что такое интонирование в вокале. Смотреть фото Что такое интонирование в вокале. Смотреть картинку Что такое интонирование в вокале. Картинка про Что такое интонирование в вокале. Фото Что такое интонирование в вокале

Музыкальный слух

Как попадать в ноты?

Очень часто люди, начинающие обучаться вокалу, испытывают трудности в интонировании мелодии, то есть поют фальшиво, не попадая в ноты. На таких ставят крест и говорят, что медведь на ухо наступил или нет голоса и слуха. На самом деле голос не виноват, просто не хватает опыта и техники и необходимо развить музыкальный слух. Что такое интонирование в вокале. Смотреть фото Что такое интонирование в вокале. Смотреть картинку Что такое интонирование в вокале. Картинка про Что такое интонирование в вокале. Фото Что такое интонирование в вокале

Раз уж мы заговорили о музыкальном слухе, надо понимать, что он бывает разным. Здесь идет речь о звуковысотном слухе, то есть о способности различать тоны по высоте, и о мелодическом слухе, как способности слышать изменение высоты звука в мелодии. Есть такое явление, как абсолютный слух. Это врожденная способность сразу определять ноту, не сравнивая ее с другими нотами. В вокале такой слух необязателен, а часто даже вреден, когда нужно спеть произведение на тон ниже или выше, например. Часть людей имеют такой природный звуковысотный слух, что могут петь интонационно чисто сразу. Другим приходится практиковаться, чтобы достигнуть такого же результата. Любой человек может натренироваться петь чисто, если у него нет серьезных заболеваний и тоновой глухоты.

Тоновая глухота – это снижение способности обнаруживать разницу в высоте тона. Также известна как асония.

На практике это означает, что человек с тоновой глухотой не сможет различить две разные ноты, сыгранные на фортепиано. Следовательно, и с пением у такого человека будут проблемы. К счастью, тоновая глухота встречается довольно редко (менее чем у 3% людей). Чтобы наверняка проверить восприятие своего слуха к тонам, можно пройти простой тест, например на сайте

Здесь не требуются музыкальные знания, это проверка биологических способностей. На каждом вопросе вам предлагают два тона, и вам нужно ответить, разные они (different) или это одна и та же нота (same).

Что такое интонирование в вокале. Смотреть фото Что такое интонирование в вокале. Смотреть картинку Что такое интонирование в вокале. Картинка про Что такое интонирование в вокале. Фото Что такое интонирование в вокалеКадр из фильма «Примадонна» 2016 года про оперную певицу Флоренс Фостер Дженкинс, которая пела очень своеобразно… Это прекрасный фильм, обязателен к просмотру для певцов.

Намного более частой причиной фальшивого пения является неспособность воспроизвести голосом нужную ноту. Проще говоря, вы можете слышать ноту, но не можете верно передать ее голосом. Именно это имеют в виду, когда говорят о попадании в ноту или о соответствии тону. Хорошая новость: этот навык можно развить. Для этого нужны простейшие вокальные упражнения. Для начала можно просто брать по одной ноте на фортепиано и повторять ее голосом. Лучше обратиться за помощью к педагогу, но можно использовать диктофон, мобильное приложение или тюнер для контроля.

Далее можно переходить к упражнениям на три ноты (до-ре-ми), ведь важно не только первый тон спеть чисто, а контролировать голос в мелодии. То есть на этом этапе нужно научиться воспроизводить последовательные ноты, в диапазоне до октавы. Далее по степени сложности пойдут интервалы от малых к большим. Это относительный слух, то есть умение соотносить, сравнивать новый звук с предыдущим другим. Если вы обучаетесь академическому вокалу, интервалы можно осваивать, например, по вокализам Ваккаи. Там все упражнения расположены от простого к сложному.

Постепенно интонирование выправится, выработается чувство тональности, гармонии. Выработается ладовый слух, то есть способность слышать тональности, тяготения, лады. Более того, вокальный аппарат сам запомнит место каждой ноты в диапазоне. Обученный певец может точно назвать ноту, спев ее голосом, потому что он четко знает, какую ноту и где он ощущает. Но это условие работает только при правильной постановке голоса. Без нее точной интонации практически не достичь.

Есть такое явление, как занижение или завышение, как говорят музыканты, буквально на четверть тона, «на волосок». Причиной такой фальши становятся именно изъяны в технике. Певец слышит ноты, может спеть мелодию, у него хороший слух, но он поет как будто чуть ниже или чуть выше тона. Опытные концертмейстеры сразу останавливают певца и исправляют его, не давая запоминать неправильные ощущения. Можно очень быстро привыкнуть к постоянному небольшому занижению тона, поэтому важно сразу исправляться. Путь исправления зависит от дефекта: кому-то надо просто открыть рот, кому-то поднять небную занавеску или направить звук выше.

Часто интонация плывет при повторении одной и той же ноты. На самом деле очень трудно петь фразы на одной ноте. При отсутствии контроля голос всегда будет стремиться вниз. Надо сознательно его удерживать, не давать упасть. Для этого можно мысленно представить, что каждая последующая нота чуть выше предыдущей.

Невольное завышение тона тоже встречается часто, например, когда еще не освоены верхние ноты. Певец еще не знает их расположение в своем аппарате и поет какую-то в общем высокую ноту, часто не попадая в цель. С развитием диапазона все ноты встанут на свои места. Бывает завышение тона из-за неправильного дыхания. Тогда говорят, что звук как бы оторван от земли, не имеет опоры, поэтому звучит чуть выше. В таком случае надо поставить звук на ноги, образно выражаясь, на якорь, то есть на хорошее дыхание. Тогда будет контроль и чистый тон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *