Что такое интонация в литературе
Интонация
1. Повествовательная или изъявительная И. характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий — интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная И. объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнего могут характеризоваться или повышением или частичным понижением И. (особенно часто понижение И. наблюдается в перечислениях), но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.
2. Вопросительная И. бывает двух основных типов:
а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе (последняя, будучи оборвана на повышении, создает впечатление незаконченности высказывания, чего нет после повышения вопросительной И.);
б) вопросительная И. характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок.
3. В восклицательной И. необходимо различать:
а) И. собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова;
б) И. побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания; И. последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной И.
ИНТОНАЦИЯ В СТИХЕ является одним из существенных факторов мелодики. Особенность ее, по сравнению с И. прозаической, прежде всего в том, что она имеет урегулированный характер, снижаясь к концу каждого стихового отрезка (строки) и подкрепляясь конечной стиховой паузой (см. «Константа»). При этом понижение И. определяется уже ритмом стиха, а не значением заключенных в нем предложений (часто с ним совпадая), в силу чего она понижается независимо от условий, необходимых для этого в прозе. На фоне этой выравненной И., усиливающей ритмическое движение стиха, создается возможность варьирования различных степеней И. (в зависимости от конечных стиховых и строфических пауз, клаузул и т. п.). Такова напр. интонация монотонная, завершающаяся резкой остановкой у Мандельштама:
Библиография:
Воеволодский-Гернгросс В., Теория русской речевой интонации, 1922; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, Л., 1922 (там же библиография, стр. 196—199); Жирмунский В., Введение в метрику, «Academia», 1925, стр. 170; Его же, Мелодика стиха, 1922, в кн. «Вопросы теории литературы»; Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, 1928; Его же, Интонация и грамматика, «Изв. Отд. русского яз. и словесн.», 1928, I; Томашевский Б., О стихе, «Прибой», 1929, ст. «Проблемы стихотворн. ритма»; Богородицкий В. А., Фонетика русского яз. в свете экспериментальных данных, Казань, 1930; Bourdon, L’expression des emotions et des tendances dans le langage, 1892; Roudet L., elements de phonetique generale, 1910; Scripture E. W., Anwendung der graphischen Methode auf Sprache und Gesang, 1927; Weingart Mil., etude du langage parle suivi du point de vue musical, «Travaux du cercle linguistique de Prague», 1929, I; Verrier, Essai sur les principes de la metrique anglaise, C. L., 1-e prosodie, pp. 88—114.
Интонация — неотъемлемая часть живого русского языка и литературы
Что такое интонация? Как расшифровывается и что обозначает данное понятие?
Интонация — это совокупность речевых элементов для придания высказыванию смысловой нагрузки и эмоциональной окраски. Ее называют музыкой речи. И неслучайно. Трудна для восприятия монотонно звучащая, не разделенная паузами, речь.
Как мерный стук дождя за окном, она убаюкивает. Чтобы донести до слушателя смысл высказывания, речь должна содержать все богатство интонации, ее мелодию.
Что такое интонация в русском языке
Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.
Мелодика речи
Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:
Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:
Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.
Ритм речи
Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм. Это хорошо видно в поэзии.
Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.
Владея ритмом речи, можно создавать определенное настроение у своего слушателя. Достаточно сравнить бравурные марши и задушевные колыбельные, чтобы понять это.
Увеличивая ритмичность речи, мы активизируем нервную систему и:
При снижении ритма, наша речь становится мягкой, плавной благодаря эмоциональной составляющей. И тогда мы:
Тембр речи
Речь, не согретая чувством, не затронет слушателя, не коснется струн его души. Это касается даже сугубо деловых выступлений, когда докладчик, периодически отступая от темы, общается с аудиторией.
По тембру речи угадывается отношение человека к предмету разговора, его компетентность, настроение.
С помощью слов, насыщенных эмоциональным содержанием, можно легко донести не только свои мысли, но и выявить подтекст сказанной фразы.
Таким образом, основные элементы позволяют интонации выполнять следующие функции в русском языке:
Темп речи
Темп во многом зависит от свойств личности. Характер, темперамент человека сказывается на его манере говорить. Быстрая, энергичная или медленная, обстоятельная — у каждого оратора своя манера и своя аудитория. Но умение использовать разную скорость произнесения слов и фраз относится к основным навыкам ораторского мастерства.
Интенсивность речи
Интенсивность, или сила звучания, определяется работой мышц речевого аппарата. Громкость голоса может быть разной, например, при выступлении на митинге и на школьном уроке. Варьируя силой голоса, используя умение говорить и громко, и тихо, можно выделять наиболее важные моменты в своей речи.
Логическое ударение и паузы
Ударения необходимы для подчеркивания главных по смыслу слов. Сделать это можно изменением тона, силы звучания, ослаблением темпа или же паузой. Ударение делает речь понятной и облегчает восприятие.
Паузы делят речевой поток на отдельные смысловые фразы. Чрезмерное количество пауз, как и их отсутствие, делает непонятной мысль, которую хотят донести до слушателя.
Виды интонаций в русском языке
Какие интонации бывают? Она может быть повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Для повествования характерен выдержанный тон, произношение с легким повышением и понижением голоса в процессе повествования.
При вопросе голос повышается в начале фразы и снижается по завершении, либо делается акцент на одном слове независимо от его местоположения в предложении.
Восклицание определяется повышением тона в конце высказывания и яркостью эмоциональной окраски.
Интонация в музыке
Посредством музыкальных звуков, используя тон, силу звучания, темп, ударения, паузы, ритм, можно образно передать всю гамму чувств и переживаний героев. И не только. Самые разные движения — тоже. Например, спотыкающийся шаг, крадущаяся походка. А стук дождя или порывы ветра! Это все музыкальная интонация!
Значение слова “интонация” в музыке отличается от понятия “интонирование”.
Интонирование — это верное воспроизведение тона при пении или игре на музыкальном инструменте.
В более общем понимании интонирование — это производная, обозначающая использование интонации в своей речи или при исполнении чего-либо.
Интонация в литературе
Интонация в литературе — это умение выразить в словах чувства и переживания героя.
Интонация — это язык чувств и наше отношение к окружающим, это мажор и минор нашего настроения, это разноцветная палитра нашего восприятия, переданная в речи, музыке, литературе.
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНА́ЦИЯ (от лат. intono громко произношу), основное выразительное средство звучащей речи, совокупность звуковых средств языка, которые:
а) фонетически организуют речь, расчленяя ее сообразно смыслу на фразы и ее знаменательные отрезки синтагмы;
б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения;
в) сообщают фразе повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное и другие оттенки значений;
г) выражают различные чувства (И. торжественная, интимная, насмешливая, гневная, грустная).
Фонетические признаки И., или ее средства (интонационные средства): повышения и понижения основного тона (мелодика речи), паузы, расстановка фразовых ударений (динамика речи), темп речи, степень громкости, оттенки основного тона (тембр). В письме И. в известной мере выражается посредством синтаксической структуры фраз, знаков препинания (см. Пунктуация), а также графическими средствами (напр., членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов), хотя полностью И. может быть воссоздана лишь в реальном звучании.
И. одно из важнейших средств смысловой и эмоциональной выразительности в художественной и особенно в стихотворной речи, ниже Интонация поэтическая и ст. Мелодика стиха.
Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! |
А. С. Пушкин. |
Пускай она поплачет Ей ничего не значит! |
М. Ю. Лермонтов. |
Детуся! Если устали глаза быть широкими, Если согласны на имя «браток», Я, синеокий, клянуся Высоко держать вашей жизни цветок. |
В. Хлебников. |
Где оно, Лукоморье, твое Лукоморье? |
Л. Н. Мартынов. |
И. эмоций торжественная, ироничная, интимная, грустная, гневная и т. д. может быть осмыслена, вообще говоря, и вне лексического состава некоторого текста, но в процессе реального общения она или соответствует смыслу слов, или противоречит ему (случаи подтекста).
Система «интонем» как структурных единиц языка пока не уточнена, но уже описаны основные типы интонационных конструкций или интонационных контуров мн. языков, в т. ч. русского. Различные стили произношения стали с 50‑х гг. XX в. предметом «фоностилистики», однако объективное исследование интонационных различий даже между осн. монологическими и диалогическими видами речи еще не дало безусловных результатов. Это связано с исключит. сложностью эксперимент. методов анализа И., особенно в «сверхфразовых единствах», т. е. в связной речи, где И. является «неким итогом сбалансированного взаимодействия языковых и внеязыковых факторов» (Степанов Г. В., цит. по кн.: Интонация, 1978, с. 11).
Отдельные составляющие И. могут оцениваться эстетически. Так, диалектные и просторечные элементы мелодики (« Гадюки?/ Но» у В. М. Шукшина, «Я пошто упаду-то?» и «Матушка ты моя-а-а!» у В. Г. Распутина; заметно, что письменная передача таких И. затруднена) или отрывисто-слоговое произношение слова («Говорят, я темой и-н-д-и-в-и-д-у-а-л-е-н!» у В. В. Маяковского) приобретают в художественных текстах и театральных постановках выразительные функции на фоне норм литературного языка. Ритмическая организация художественной речи (в т. ч. прозы) предмет изучения в стиховедении, исследующем и проблемы т. н. «семантического ореола» метра. Установлена связь деформации и актуализации прозаических акцентных структур с особенностями порядка слов и их позиции в стихе (см. Инверсия).
Основными семантико-синтаксическими и интонационными единицами в поэзии являются наряду со словом, синтагмой и предложением стих, или «стиховой ряд» (термин Ю. Н. Тынянова), и строфа, конец которых отмечен, в частности, длительной паузой (см. Перенос). В классическом стихе Б. М. Эйхенбаум выделил, в известной мере условно, три типа И.: «напевную», «декламативную» и «говорную». В последнем типе лирики большую роль играет прозаическая И. (и имитация разговорной И.), которая в этом случае может не деформироваться метрикой, стремящейся к уравнению ударений в стихе. Если «стих есть речь без логического ударения» (Б. В. Томашевский), то проза это речь без ритмически повторяющихся пауз. В стихе И. задается стиховым рядом, в прозе сочетанием речевых тактов, или синтагм, и фразовым ударением.
Особую роль И. поэтическая приобретает в свободном стихе, где стиховой ряд (графически строка) в пределе может быть лишен любых признаков классического и акцентного стиха, кроме паузации, и где возможная монотония ритма нейтрализуется разнообразием И. и своеобразием движения интонационных конструкций от одного стихового ряда к другому, напр. у А. А. Блока:
Нормативные знаки препинания при этом лишь отчасти способны передать богатство И. (см. Пунктуация). Интонационный рисунок приведенного отрывка может быть верно определен лишь при целостном восприятии текста с учетом затекстовых связей (см. Декламация), причем сами концы строк выступают здесь как своеобразные знаки препинания.
Интонационно-типологическое изучение отдельных художественных текстов и целостных идиостилей важная задача филологии (см. работы Л. И. Тимофеева), но трудности получения здесь общезначимых результатов только начинают преодолеваться.
Литература:
Эйхенбаум Б. М., Мелодика рус. лирич. стиха, П., 1922;
Брик О. М., Ритм и синтаксис, «Новый ЛЕФ», 1927, № 34, 6;
Тынянов Ю., Проблема стихотворного языка. Статьи, М., 1965;
Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории рус. стиха, М., 1958;
Томашевский Б. В., Стих и язык, М.-Л., 1959;
Жирмунский В. М., О ритмич. прозе, «Рус. литература», 1966, № 4;
Ковтунова И. И., Современный рус. язык. Порядок слов и актуальное членение предложения, М., 1976, гл. 5, 6 и 8;
Интонация, К., 1978 (лит.);
[Брызгунова Е. А.], Интонация, в кн.: Рус. грамматика, т. 1, М., 1980;
Тимофеев Л. И., Слово в стихе, М., 1982;
Lieberman Ph., Intonation, perception and language, Camb. [Mass.], 1967.
Интонация — это способ достучаться до собеседника
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое ИНТОНАЦИЯ.
Уверены, большинство наших читателей понимают, о чем собственно идет речь.
Тем не менее есть масса нюансов, о которых мы и расскажем в этой статье.
Интонация – это.
Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.
Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.
Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее четко выразить свое отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях.
Сам термин ИНТОНАЦИЯ имеет латинские корни. И дословно «intonō» можно перевести как «громко произносить». Из этого вытекает одна маленькая, но очень важная деталь.
Интонация – это понятие, которое применимо только к разговорной речи, и не употребляется к литературным и прочим текстам.
Примеры
Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
В написанном варианте оно читается на едином дыхании и без интонационных ударений. Практически это просто констатация факта, что «некая девочка Таня громко плачет, потому что уронила мячик».
Но совсем другое дело, когда мы начнем рассказывать это стихотворение свои детям. Появится выражение, интонация. Чаще всего голос повысится на словах «плачет» и «уронила»:
Наша Таня громко ПЛАЧЕТ
УРОНИЛА в речку мячик.
А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:
Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)
И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.
Виды интонаций
Все интонации делятся на три больших категории:
Повествовательная интонация
Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.
С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.
Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.
В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.
В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.
Вопросительная интонация
Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.
Почему ты не сделал домашнее задание?
В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.
Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?
ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?
Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)
Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)
Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)
Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)
Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.
Восклицательная интонация
Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса. Громкая речь всегда обращает на себя внимание.
Как же КРАСИВО сегодня вечером!
Как же я УСТАЛ на этой работе.
Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!
Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.
Какие бывают предложения по интонации
По интонации предложения разделяют на:
Ты посмотри, какие яркие на небе звезды.
Мама, суп очень вкусный.
Наступила ночь, за окном засияли звезды.
Мама приготовила очень вкусный суп.
Если вы вспомните, какие бывают предложений по цели высказываний, то сложив их с интонационными вариантами мы получим следующую картину:
Вместо заключения
Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди. Но при этом они не делают ничего особенного.
Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.
Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться.
То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Без интонации даже самая умная речь будет казаться монотонной и скучной, да человек и не может говорить без интонаций, хотя читать с выражением стихи не каждому дано.
С помощью интонации можно передать даже больше информации, чем через слова. Но, важно чтоб собеседник был расположен воспринять посыл.
У родителей часто в общении с детьми и дома, и на улице одна интонация — крик. Это очень печально. Я вот вспоминаю, как повышала голос на сына, и мне стыдно(((
Чтобы интонация была, нужно точно понимать суть того о чем говоришь, ну и верить в то о чем говоришь.
ИНТОНАЦИЯ
Смотреть что такое ИНТОНАЦИЯ в других словарях:
ИНТОНАЦИЯ
(Intonazione, intonation) — произведение звука посредством человеческого голоса или струнного или духового инструмента без клавишей. При верной И. кажд. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
интонация ж. 1) Ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении (в лингвистике). 2) а) Манера произношения, отражающая какое-л. чувство говорящего, его отношение к предмету речи; тон. б) перен. Индивидуальное своеобразие авторской речи. 3) Степень точности воспроизведения высоты звуков при музыкальном исполнении.
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
Интонация (Intonazione, intonation) — произведение звука посредством человеческого голоса или струнного или духового инструмента без клавишей. При верной И. каждый звук вполне согласуется с требуемым строем. Если И. выше или ниже его, то происходит фальшь. При хорошей И. звук атакируется, т. е. производится сразу, без всяких колебаний. Верная И. составляет задачу первоначальных занятий как в пении, так и в игре на инструменте. Возгласы или пение священнослужителя, за которыми вступает хор, называется И. Интонировать (intonare) у капельмейстеров значит задавать хору тон перед началом исполнения. У строителей органа И. — способ уравнения силы звука и его верности в органных трубках. H. С.
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ — лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высот. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНА́ЦИЯ (от лат. intono громко произношу), основное выразительное средство звучащей речи, совокупность звуковых средств языка, которые:а) фонетиче. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНА´ЦИЯ (от лат. intonoe — произношу громко) — смысловая мелодия, заключенная в самом строе речи. И. выражается определенным тембром, высотой и сил. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ представляет собою совокупность и изменяемость высоты нот, на какие произносятся слоги и фонемы любой фразы, стихотворной или разговорной. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ(лат. intonatio, от intonare, греметь, производить сильный шум, от tonus, тон, звук). 1) задавание тона. 2) возгласы священнослужителя, устана. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
(ср.-лат. intonatio, от intono — громко произношу) — единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Нек-рые исследователи включают в состав компонентов И. паузы. Вместе с ударением И. образует просодич. систему языка (см. Просодия). И. является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. В высказывании И. выполняет след. функции: различает коммуникативные типы высказывания — побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию (подразумевание); различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмич. группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения. Две первые функции ИНТОНАЦИЯ 197 относят И. к системе языка, остальные связаны с речевой сферой. Особую роль играет И. в рамках целого текста: различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые кускн, осуществляя вместе с тем межфразовую связь, является активным фактором эмо-ционально-эстетич. воздействия на слушателя. В худож. тексте И. выполняет изобразит, функцию, рисуя нек-рые элементы действительности: быстрое и медленное движение, больших и маленьких персонажей, эмоциональное состояние персонажей, силы добра и зла в сказках и т. п. С т. зр. акустики И.— взаимосвязанные изменения частоты осн. тона и интенсивности, развертывающиеся во времени. Для лингвиста важны не абсолютные, а относит, значения акустич. параметров И. Акустич. параметры воспринимаются как модификации мелодич. движения (выше/ниже, плавно/резко), мелодич. диапазона (шире/уже), громкости (слабее/сильнее), темпа речи (быстрее/ медленнее). Регулярности воспроизведения этих модификаций создают ритм речи. Единица И.— интонема (в иной терминологии — «фонема тона>, «интонационная конструкция >) — совокупность интонационных признаков (параметров), достаточных для дифференциации значения высказывания или его части и передающих коммуникативный тип высказывания, смысловую важность синтагм, членение на тему и рему. Ин-тоиема имеет план выражения и план содержания и является одним из знаков языка. Иктонемы образуют систему лииг-вистич. единиц супрасегмеитного уровня языка. В системе И. вычленяются также фигуры: повышения и понижения мелодич. движения на разл. участках фразы (восходящая И., нисходящая И.), мелодич. пики. Сами по себе они значения не имеют, но могут изменять коммуникативные и тема-рематич. характеристики высказывания. Специфика И. отд. языков связана прежде всего с типом словесного ударения, в зависимости от к-poro происходит перераспределение функцион. нагрузки компонентов И. Напр., в языках, имеющих смыслоразличит. тоны (кит.), мелодика не является самым важным компонентом фразовой И. и ведущая роль в интонационной организации высказывания принадлежит динамическим и временным параметрам. Абсолютные универсалии в области И. не выделены. Собственно типология, работы по И. касаются нетональных языков (Т. М. Николаева). И. находится в тесной взаимосвязи с синтаксич. и лексико-семантич. средствами формирования высказывания и текста. Она может действовать одновременно с этими средствами, усиливая их эффект, либо компенсировать отсутствие нек-рых из них, напр. союзов. В тексте отсутствие прямой смысловой связи может компенсироваться тесной интонационной спаянностью. Напр., однонаправленное воздействие лексико-семантич. средств и И. проявляется в оформлении слов-усилителей во мн. европ. языках мелодич. пиком. Изучение И. ведется с кон. 19 в. (Г. Сунт, Д. Джоунз). В отечеств, яз-знании основы изучения И. заложены В. А. Богородицким, А. М. Пеш-ковским, Л. В. ЩербоЙ. До сер. 20 в. интерес исследователей сосредоточивался 198 ИНФИКС в основном на выявлении роли И. в различении типов высказываний (вопрос, побуждение и т. д.), в 40—50-х гг. в центре внимания была проблема соотношения И. и синтаксиса, в 60-х гг. велся интенсивный поиск единиц И., в 70— 80-х гг. возрос интерес к исследованиям в области фоностилистики и И. текста. И. изучается при помощи анализаторов и синтезаторов речевого сигнала с применением ЭВМ. Акустич. параметры обязательно соотносятся с данными восприятия. Результаты исследований И. используются при обучении иностр. языку, при разработке систем автоматич. распознавания и синтеза речи, идентификации личности говорящего и его эмоционального состояния по акустич. характеристикам речевого сигнала, диагностике нек-рых заболеваний. 0 Богородицхий В. А., Лекции по общему языковедению, Каз., 1915: Тор-с у е в Г. П.. Фонетика англ. языка, М., 1950; Пешковский А. М., Рус. синтаксис в иауч. освещении, 7 изд.. М., 1956; Щер-6 а Л. В., Фонетика франц. языка, М., 1963; Фланаган Д. Л., Анализ, синтез и восприятие речи, пер. с англ., М., 1968; Румянцев М. К.. Тон и интонация в совр. кит. языке. М., 1972; Реформатский А. А., Пролегомены к изучению интонации, в его кн.: Фонологич. этюды, М., 1975; Брызгунова Е. А., Звуки и интонация рус. речи, 3 изд., М., 1977; Н и-колаева Т. М., Фразовая интонация слав, языков. М., 1977; Зин дер Л. Р., Общая фонетика, М., 1979; Т о р с у е-в а И. Г., Интонация и смысл высказывания, М., 1979; Sweet H., A new English grammar logical and historical, pt 1, Oxf.. 1892; Jones D., Intonation curves. Lpz.— В., 1909; Pike K., The intonation of American English, Ann Arbor, 1946; L i e b e r-m a n Ph., Intonation, perception and language, Carab. (Mass.). 1967; Leon P. R., Martin Ph., Prolegomenes a 1’etude des structures intonatives. Montreal — P., 1969; L’intonation de l’acoustique a la semantique, P., 1981. И. Г. Торсуева. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
(от лат. intonare — громко произношу) — звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная пр. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
(от лат. intonare — громко произношу) — звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится. Интонирование высказывания в целом и каждого его элемента (слова, слога, звука) ограничено возможностями голоса говорящего. Например, голосом узкого высотного диапазона можно реализовать лишь маловыразительную, монотонную И.; недостаточно гибкий голос не позволит говорить быстро и четко. Важно отметить, что модуляции голоса в процессе интонирования речи осуществляются относительно характерного (конституционального) звучания данного человека. Так, увеличения и уменьшения громкости реализуются по отношению к среднему уровню громкости; изменения окраски голоса сравниваются с обычным, чаще всего используемым тембром; мелодическое движение воспринимается как отклонение вверх и вниз от средней (обусловленной типом голоса) высоты звучания речи. Эта средняя высота — «зона облегченной фонации», разговорная доминирующая тональность, т. е. небольшой ряд тонов (обычно в середине диапазона), на которые изначально настроен голосовой аппарат данного человека и которые поэтому извлекаются с большей легкостью и естественностью. При восприятии мелодики учитывается также, в какой тесситуре (или на какой «диапазонной высоте») интонируется речь. Зона облегченной фонации обычно соответствует средней (наиболее удобной) тесситуре. Следовательно, низкая и особенно высокая тесситуры обусловливают повышенную экспрессивность И. В высказывании И. выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания — побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание (импликацию); различает части высказывания соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров; является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя; выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро — медленно, ускорение — замедление), температурные ощущения (холодно — жарко), рост и сложение людей, размеры предметов (большой — маленький, толстый — тонкий, высокий — низкий) и т. п. В системе И. вычленяют также интонационные конструкции и фигуры: повышения и понижения мелодического движения на различных участках фразы (восходящая И., нисходящая И.), мелодические пики, которые могут изменять коммуникативные и тема-рематические характеристики высказывания. Лит.: Артемов В.А. Психология речевой интонации.— М., 1979; Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи.— 3-е изд. — М., 1977; ЗиндерЛ.Р. Общая фонетика. — М., 1979; Кантер Л.А. Системный анализ речевой интонации. — М., 1988; Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. —Л., 1982; Торсуева И.Г. Интонация // ЛЭС— М., 1990; Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. — Рига, 1974; Че-ремисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М., 1989. А. А. Князьков. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
от лат. intono – громко произношу), средство фонетической организации речи. Вместе с ударением относится к суперсегментным явлениям – средствам языка, не включающимся в поток речи, а «накладывающимся» на него. Русская интонация складывается из нескольких компонентов – мелодики (повышение или понижение основного тона), интенсивности (громкости речи), длительности (время произнесения того или иного звука), темпа и тембра речи. В лингвистике выделяется семь основных типов интонационных конструкций, характерных для рус. речи. С помощью интонации поток речи разделяется на значимые отрезки – фразы (отрезки, выражающие законченную мысль) и синтагмы (обладающие цельным смыслом части фраз). Фразы объединяются, также с помощью интонации, в сверхфразовые единства – большие отрезки текста, связанные одной идеей. Интонация передает отношения между частями фразы, а также сообщает определенный смысл (повествовательный, вопросительный, восклицательный) всей фразе. В рус. языке с его нефиксированным порядком слов только с помощью интонации можно отличить, напр., общий вопрос от утверждения («Он пришел в пять» и «Он пришел в пять?»), специальный вопрос от восклицания («Какой там зал?» и «Какой там зал!») и пр. Интонация выражает эмоции говорящего человека, передает его отношение к собеседнику, к ситуации речи, к содержанию своих собственных слов. При чтении литературного произведения вслух или исполнении его на сцене интонация во многом определяет то, как слушатели или зрители поймут содержание той или иной фразы. Неверная интонация может передать смысл, прямо противоположный тому, что хотел сказать автор. На письме интонация передается с помощью знаков препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие) и иных графических средств (абзаца, курсива): напр., разбиение строчек стихотворения, как у В. В. Маяковского в поэме «Облако в штанах»: «Приду в четыре», – сказала Мария. Восемь. Девять. Десять. В данном случае вынесение каждого числа в качестве отдельной строчки показывает паузы между ними и особое интонационное выделение каждого из этих чисел, т. к. они чрезвычайно важны для автора. Также в тексте художественной литературы используется передача протяжного, выделенного или скандированного произнесения слова (напр., «Я живу и р-работаю в семи комнатах» в «Собачьем сердце» М. А. Булгакова, «В ПАССАЖ. В пасСАЖ! в ПаССССаЖЖЖЖ… в па… ССаАААаАААаа. ЖЖжЖ. » у Д. Хармса в «Анекдотах из жизни писателей»). В стихах главный компонент интонации – ритм, т. к. на обычное разделение на синтагмы и интонационное оформление фразы накладывается закономерность в употреблении ударных слогов. Под интонацией понимают не только средство выразительности в устной речи, но и настроение, эмоцию, вложенную автором в текст, – в этом смысле говорят об интонации определенного произведения. Интонация выражает идейно-эмоциональную установку автора – так, можно говорить об иронической интонации «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, о трагической интонации «Окаянных дней» И. А. Бунина, о ностальгической интонации стихотворений, написанных рус. поэтами в эмиграции, и т. д. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ и, ж. intonation f., нем. Intonation <лат. intonatio громкое произнесение.1. Совокупность звуковых средств языка, организующих речь. БАС-. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
(от лат. intonare — произносить) — специфическое средство худож. общения, выражения и передачи эмоционально насыщенной мысли с помощью пространственно-временного движения в его звучащей (человеческий голос и голоса музыкальных инструментов) и зрительной (жест, мимика, пантомимика) форме. Основой складывающейся общеэстетической теории И., к-рая опирается на достижения мн. областей совр. гуманитарного и естественнонаучного знания (музыковедение, лингвистику, семиотику, психологию, нейрофизиологию и др.), стало теоретическое осмысление музыкальной И., начало к-рому положил Асафьев, выдвинувший идею об интонационной природе музыки (И. понимается как выраженная мысль, а музыкальная форма — как многослойный интонационный процесс). И.—одна из основ выразительности музыки, единство всех сторон музыкального звучания (высота, громкость, длительность, тембр), сплоченных смыслом. Глубинный уровень интонационного процесса мелодизирован; мелодию можно представить как движение разных И. Хотя музыкальная И. вполне способна быть характеристической, как бы принадлежа изображенному в музыке персонажу, ее специфическое свойство— раскрыть преимущественно мирочувствование человеческого «Я», в к-ром незримо присутствуют «Мы» эпохи, народа, человечества. Эти свойства И. просматривал ются во всех видах искусства, даже в таких далеких от музыки, как. живопись или скульптура (пластическая И.). Музыкальная И., в свою очередь, черпает содержание из богатств речевого опыта, в т. ч. ораторского, театрального, поэтического, поскольку И.— одно из важнейших средств смысловой и эмоциональной выразительности худож. и особенно поэтической речи. Др. источник И.— жесты, движения, походка, танец, с к-рыми с незапамятных времен срастила себя музыка. Интонационный процесс в разных видах иск-ва имеет общие черты. Это прежде всего вопросительная и восклицательная И. Мелодическое клише вопрошания схватывает момент поиска, противоборства. В трагедийных произв. этот поиск нередко конкретизируется в виде философских вопросов о смысле жизни (напр., в «Гамлете» У. Шекспира: «Быть или не быть?», «Что благородней духом. »). Восклицание ориентировано на определенность действия, его осуществление. Неся на себе смысловую и эмоциональную нагрузку, И. сосредоточивает исторический опыт, выступает как часть эстетической культуры человечества. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
Разнообразие мелодич. рисунков можно свести к неск. типам. В академич. «Рус. грамматике» (М., 1980, автор раздела Е. А. Брызгунова) выделяется 7 типов интонац. конструкций (ИК):
ИК-1: на гласном центра тон понижается (Какие у них обычаи);
ИК-2: на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено словесное ударение (Какие у них обычаи?);
ИК-3: на гласном центра тон резко повышается, напр., при повторении вопроса в ответе (Какие у них обы́чаи?);
ИК-4: на гласном центра тон понижается, затем повышается; высокий уровень тона держится до конца конструкции, напр., при выражении сопоставит. вопроса (А у них? Какие у ни́х обычаи?);
ИК-6: на гласном центра тон повышается, высокий уровень тона держится до конца конструкции (Каки́е у них обычаи. Какие у них обы́чаи!);
ИК-7: на гласном центра тон резко повышается, гласный заканчивается смычкой голосовых связок, и это отличает ИК-7 и ИК-3, напр., при выражении экспрессивного отрицания.
Интонац. использование тембра голоса исследовано пока недостаточно, хотя и хорошо осознается говорящими. Так, именно на тембровую характеристику указывает общеупотребит. выражение «металл в голосе».
ИНТОНАЦИЯ
Явление, характеризующее фразу, поскольку интонация определяет ритмико-мелодический строй речи.Элементы интонации: 1) мелодика речи; 2) ударение; 3) па. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
интона́ция сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? интона́ции, чему? интона́ции, (вижу) что? интона́цию, чем? интона́цией, о чём? об ин. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
(от лат. intonare — громко произносить). Ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоцио. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
-и, ж. 1.Тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада.Мне все время казало. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
– единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения звуков. Иногда в состав интонации включаются также паузы. Интонация является важным средством формирования речи и выражения ее смысла. Интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию; различает части высказывания соответственно их смысловой, содержательной важности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения. Особую роль играет интонация в рамках целого текста: придает разнообразную эмоциональную и смысловую окраску текстам различных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые составляющие, осуществляя вместе с тем межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на аудиторию. В художественном тексте интонация выполняет изобразительную функцию, вносит дополнительные элементы к описанию действительности, характеризует динамику движения и т.д. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
сильное ударение голосом, особое выражение голоса при произношении слова Ср. Верно! — произнес он еле слышно, но с поразившей ее твердостью интонации.М. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
Интонація — сильное удареніе голосомъ, особое выраженіе голоса при произношеніи слова. Ср. Вѣрно! произнесъ онъ еле слышно, но съ поразившею ее твердо. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
2)] Свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стихотворного периода (стиха, двустишия и т. д.) и понижение с паузой в его конце; то совпадая, то не совпадая с синтаксической фразовой интонацией, дает сложный рисунок мелодики стиха
4) Степень точности воспроизведения высоты звуков при музыкальном исполнении.
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
(лат. – громко произносить) – эмоциональное тонирование речи с помощью силы ударения. Интонация – «душа звучащей речи», включает в себя следующие ее характеристики: мелодика, интенсивность, длительность, паузы, темп речи и тембр произношения звуков, звукосочетаний, слов и словосочетаний. С помощью интонации формируется высказывание и выявляется его смысл. Функции интонации: коммуникативная (побуждающая, вопросительная, восклицательная, повествовательная), указание важности частей высказывания; оформление высказывания в единое целое; разделение высказывания на ритмические части; выражение эмоций; выражение подтекста высказывания; характеристика говорящего и его отношение к высказыванию. Интонация – средство творения красивой, эмоциональной насыщенной и смысле содержащей речи. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
1) Орфографическая запись слова: интонация2) Ударение в слове: интон`ация3) Деление слова на слоги (перенос слова): интонация4) Фонетическая транскрипц. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
сущ. жен. рода1. лингв. ритмико-мелодический строй речи2. манера произношения, отражающая какие-н. чувства говорящего, тон3. муз. правильность или неп. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ж.intonation fвопросительная интонация — intonation interrogativeнасмешливая интонация — intonation moqueuseвосходящая, нисходящая интонация — intonati. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ интонации, ж. (латин. intonatio). 1. Ритмико-мелодический строй речи, зависящий от повышения и понижения тона при произнесении (лингв.). Вопросительная, восклицательная, повествовательная интонация. 2. тон, манера произношения, выговор, выражающие чувство, отношение говорящего к предмету речи (книжн.). С шутливой интонацией. Выразительная интонация. 3. Правильность или неправильность попадания в тон при пении или игре на музыкальном инструменте (муз.). Фальшивая интонация.
ИНТОНАЦИЯ
Общий термин, охватывающий модуляции голоса, модели ударения и повышения и понижения тона во время говорения. Такие модуляции играют важную грамматическую роль в разговорном языке. Например, простая последовательность слов подобно «paint the box brown» («покрась коробку в коричневый») может быть произнесена как много различных предложений путем изменения интонационных моделей (можно составить более дюжины предложений, если написать brown с прописной буквы). См. интонационный контур, ударение. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
(от лат. intono — громко произношу) — совокупность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений экспрессивной, эмоциональной окраски. По данным психол. исследований, И. речи содержит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое содержание. Является важнейшим элементом коммуникативной культуры учителя. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
(1 ж), Р., Д., Пр. интона/ции; мн. интона/ции, Р. интона/цийСинонимы: индивидуальное своеобразие авторской речи, манера, манера произношения, нота, но. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
(от лат. intono – громко произношу) – совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений, экспрессивной, эмоциональной окраски. По данным психологических исследований и. речи содержит в себе информацию не меньшего обьема, чем ее смысловое содержание. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
(лат. Intonare — произносить внят-но) — средство художественной выразительности, позволяющее с помощью голоса передать те или иные особенности, а также оттенки авторского текста, мысли. Интонация является формой выражения отношения исполнителя к тексту, одно из эффективных средств его интерпретации. Интонация способна выявлять и подчеркивать не только разные, но и противополож-ные смыслы текста. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
[от лат. intonare громко произносить] сложный комплекс просодических элементов устной речи, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп и ударение, обеспечивающийся работой речевого аппарата и служащий на уровне слова и фразы для выражения различных значений, а также экспрессии и эмоций; обеспечивается работой соответствующих мышц речевого аппарата (см. также Просодия). смотреть
ИНТОНАЦИЯ
Заимств. в середине XIX в. из франц. яз., где intonation < ср.-лат. intonatio, суф. производного от intonare «шуметь, греметь» (от tonus «тон»). См. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ж. intonation f вопросительная интонация — intonation interrogative насмешливая интонация — intonation moqueuse восходящая, нисходящая интонация — int. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
1) (в речи) 语调 yǔdiào2) (манера произношения) 语气 yǔqì3) муз. 音调 yīndiàoСинонимы: индивидуальное своеобразие авторской речи, манера, манера произношени. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
ж.entonación f, entonamiento mвосходящая, нисходящая интонация — entonación ascendente, descendente
ИНТОНАЦИЯ
Ударение в слове: интон`ацияУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: интон`ация
ИНТОНАЦИЯ
Нит Нитон Ниц Нона Нина Нота Нии Нотация Нотница Ниацин Наян Нация Нто Нтц Наци Нато Танин Нант Таня Тая Тина Наин Ионит Тициан Ионина Тон Тонина Тоня Циан Ион Иня Интонация Интина Иния Аят Антон Анти Ант Анон Аннот Анионит Анион Анин Янина Антония Аня Аон Атония Инна Инта Иоанн Иоаннит Яна Цинния Цианин. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
жentoação f, modulação na voz; entonação f, entoamento m brasСинонимы: индивидуальное своеобразие авторской речи, манера, манера произношения, нота, н. смотреть
ИНТОНАЦИЯ
ИНТОНАЦИЯ
(лат. intonare громко произносить) ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона голоса. Синоним: Просодия (греч. prosodia ударение, припев). Нарушения просодической стороны речи могут быть связаны с психическим расстройством. смотреть