Что такое интерпретационный вопрос
Интерпретационные (закрытые) вопросы
Такие вопросы требуют уточнений, пояснений, а также согласия с интерпретацией фактов или версией, приведенной собеседником. В данном случае участник разговора должен резюмировать: подтвердить либо опровергнуть что-то, либо удостоверить, либо признать несоответствующим действительности. Данный закрытый тип вопросов, в отличие от обсуждавшихся ранее открытых, характеризуется тем, что в этом случае задающий вопрос не передает инициативу собеседнику, чтобы добиться взаимопонимания, а сохраняет ее за собой.
• «Итак, это значит, что мы ратифицируем договор?»
• «И следовательно, вы решительно настроены на то, чтобы инициировать перемены?»
• «Итак, вы беретесь выбрать консультанта?»
Пожалуйста, закройте книгу или отложите ее в сторону и объясните своими словами, в чем заключаются позитивные и негативные цели вопросов, о которых только что шла речь. Напишите на отдельном листе по три позитивных и негативных вопроса.
Ромашка Блума: примеры вопросов в начальной школе
Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.
Что такое Ромашка Блума
Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.
Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:
Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.
Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:
Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.
Шесть лепестков – шесть вопросов
Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.
Простые вопросы
Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.
Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».
Уточняющие вопросы
С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.
Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:
Интерпретационные (объясняющие) вопросы
Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».
Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.
Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.
Творческие вопросы
В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:
Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.
Практические вопросы
Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:
Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.
Оценочные вопросы
Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».
Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.
Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.
Рассмотрим пример, когда дети в 4 классе работают с рассказом М. Пришвина «Лоси», используя Ромашку Блума.
Если ученики знакомы с Ромашкой Блума с первого класса, то к четвертому вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.
Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста:
Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?
Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?
Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?
Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?
Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?
Таким образом, каждый из учеников усвоил содержание текста и проработал его на разном уровне познавательной деятельности.
Когда вопросы-интерпретации актуальны?
Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.
Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.
Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.
Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума
В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).
При работе стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:
Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей
Критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.
Шаблон Ромашки Блума
Скачать шаблон Ромашки Блума для заполнения на уроках можно здесь.
Заключение
Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.
Шесть типов вопросов
О выспрашивании глубже и полнее (и примеров много):
Из: Загашев И. Как решить любую проблему. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 72-78.
Развиваем умение грамотно задавать вопросы — делаем еще один важный шаг в сторону эффективного решения проблемы
Еще со времен древности виднейшими философами и ораторами признано, что эффективность решения проблемы в значительной степени зависит от умения правильно задавать вопросы. Грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить всю необходимую информацию о человеке, явлении или предмете, с которым связана ваша проблема. А вопрос, заданный мастером, может даже перевернуть вашу жизнь. В истории имеется немало примеров, когда китайские и японские монахи, практикующие дзен, достигали духовного просветления лишь от одного правильно заданного учителем вопроса. Вот один из таких случаев.
К сожалению, для большинства людей искусство задавать вопросы до сих пор является тайной за семью печатями. А многие не владеют им только потому, что не знают, какие вопросы бывают. Сейчас мы восполним этот пробел и освоим инструментарий мастера, умеющего собирать информацию, — познакомимся с различными типами вопросов, которые помогут успешно справляться с проблемами.
Существует шесть типов вопросов.
Для того чтобы вы лучше поняли, как они работают на практике, рассмотрим их на примере. Допустим, перед вами стоит проблема — купить монитор для компьютера. Вы располагаете ограниченной суммой денег, но хотите, чтобы монитор был таким, чтобы вы, работая на нем, не испортили себе зрение.
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую (74:) информацию. Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе. Например: «Где я могу купить подержанный монитор?», «Нет ли у вас (меня) знакомых, которые работают в компьютерных магазинах или занимаются ремонтом мониторов?», «Каков диапазон цен на подержанные мониторы? ».
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, или объясняющие, ВОПРОСЫ начинаются, как правило, со слова «почему». При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей. Например: «Почему я стесняюсь попросить у своего друга денег в долг?», «Почему вы даете на монитор такой маленький гарантийный срок?», «Зачем я трачу столько денег на каталоги, когда можно просто заглянуть в Интернет?».
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг. Например: «Что будет, если я немного повременю с покупкой, подкоплю немного денег, а потом куплю новый современный монитор?», «Что будет, если я попрошу твоих знакомых помочь мне найти нужную модель?», «Что будет, если сейчас я куплю монитор меньшего размера, а через некоторое время, накопив нужную сумму, продам его и куплю тот, который мне нужен?».
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы. Например: «Почему цифровой монитор лучше аналогового?», «Чем отечественный монитор отличается от импортного?», «Почему дождаться следующей поставки разумнее, чем приобрести монитор из этой партии?».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой. Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны: «А что бы ты предпринял на моем месте?», «Объясни, пожалуйста, каким образом это можно осуществить на практике?», «Где ты видел, чтобы мониторы с высокой степенью защиты так дешево стоили?».
С типами вопросов, надеюсь, вы разобрались, а заодно немного отвлеклись, отдохнули. А сейчас мы «обкатаем» эти знания на практике.
Правило «7W» (10-15 минут)
Это правило очень наглядно выражено в фольклорных прибаутках. Например:
На букву «W» в английском языке начинаются вопросительные слова «Зачем?» и «Почему?». Чтобы осознать причины проблемы, можно воспользоваться правилом «7W». Нужно семь раз сформулировать вопросы, начинающиеся с указанных слов. Я не гарантирую, что проблема тотчас решится, но цель своих действий вы осознаете максимально четко. Возьмите на вооружение этот прием и попробуйте применить его, например, в случае, когда к вам пришел друг и просит совета. Просто задавайте ему подобные вопросы — пусть отвечает. А когда вы будете озадачены очередной проблемой, задайте их самому (самой) себе. Поверьте, этот метод работает очень мощно и эффективно! Может случиться так, что проблема сразу решится сама собой. (77:)
«Вопросительные слова» (15-20 минут)
КАКОЙ. КАКАЯ ________________________________________________________?
КАКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ __________________________________________________?
ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ____________________________________________________?
ЧЕМ ЛУЧШЕ _____________________________________________________________?
Интерпретационные (закрытые) вопросы
Интерпретационные (закрытые) вопросы
Такие вопросы требуют уточнений, пояснений, а также согласия с интерпретацией фактов или версией, приведенной собеседником. В данном случае участник разговора должен резюмировать: подтвердить либо опровергнуть что-то, либо удостоверить, либо признать несоответствующим действительности. Данный закрытый тип вопросов, в отличие от обсуждавшихся ранее открытых, характеризуется тем, что в этом случае задающий вопрос не передает инициативу собеседнику, чтобы добиться взаимопонимания, а сохраняет ее за собой.
• «Итак, это значит, что мы ратифицируем договор?»
• «И следовательно, вы решительно настроены на то, чтобы инициировать перемены?»
• «Итак, вы беретесь выбрать консультанта?»
Пожалуйста, закройте книгу или отложите ее в сторону и объясните своими словами, в чем заключаются позитивные и негативные цели вопросов, о которых только что шла речь. Напишите на отдельном листе по три позитивных и негативных вопроса.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Открытые и закрытые системы
Открытые и закрытые системы Нам кажется, что мы хорошо представляем себе, что такое система, можем ее выделить, определить и подробно описать. Но не является ли это заблуждением? Вот, например, система пищеварения. Мы без труда можем помыслить, как питательные вещества
Закрытые вопросы
Закрытые вопросы Кто? Когда? Где? Который?Закрытые вопросы строятся по принципу «истина — ложь» или по принципу множественного выбора. То есть они требуют односложного ответа. Например: «Где вы родились?», «Вы вышли на работу в 9:00?», «Вы умеете играть на скрипке?»Закрытые
Закрытые Позиции
Закрытые Позиции Когда требуется установить отношения собственности или интим-ности, то угол между телами уменьшается до нуля градусов. Мужчина, желающий увлечь женщину, использует эту уловку наряду с другими приемами ухаживания. Он не просто поворачивает свое тело к
О чем говорят закрытые глаза
О чем говорят закрытые глаза Когда вы закрываете глаза, вы «закрываетесь», то есть пытаетесь отгородиться от действительности. Вам необходимо отодвинуть внешние раздражители. Вы прекращаете посылать сигналы и сами больше не хотите их принимать. Причин тому может быть
5. Открытые и закрытые разговоры
5. Открытые и закрытые разговоры Вы знаете, что бывают открытые и закрытые разговоры? Это не означает, что одни разговоры строго конфиденциальны и держатся в секрете, а другие — публичны. Тип разговора зависит от его характера, направленности и результата. Между открытыми
Закрытые разговоры: ограничения и инертность
Закрытые разговоры: ограничения и инертность По аналогии со страхом, который ассоциируется с ограниченностью и закрытостью, и любовью, для которой характерна открытость и гибкость, некоторые разговоры бывают закрытыми и инертными. Закрытый разговор никаких результатов
7. Системы: открытые и закрытые
7. Системы: открытые и закрытые В этой главе мне хотелось бы поговорить о том, что, как вам может показаться, имеет слабое отношение к вашей семье и формированию личности. Но не торопитесь. Понятие «система» заимствовано из мира промышленности и торговли, но это и важная,
7.2.2. Закрытые травмы головного мозга
7.2.2. Закрытые травмы головного мозга Закрытые травмы головного мозга (ЗТМ) представляют собой механические повреждения мозга, его оболочек и сосудов, а также костей и мягких тканей черепа при обязательной целостности твердой мозговой оболочки. Внутричерепная полость и
7.3.1. Закрытые ЧМТ при воздушной взрывной волне
7.3.1. Закрытые ЧМТ при воздушной взрывной волне Закрытые ЧМТ от воздушной взрывной волны (при разрыве авиабомб, снарядов, мин и т. д.) возникают как от ее непосредственного (механического) воздействия, которое сравнивают с внезапным ударом по поверхности всего тела (плашмя),
Закрытые вопросы
Закрытые вопросы Позитивными целями закрытых вопросов, напротив, являются стремление ограничить красноречие собеседника, уточнить какой-либо факт, сделать акцент на отдельном высказывании. К негативным целям закрытых вопросов относятся желание при помощи вопроса
Вопросы, направленные на достижение взаимопонимания (открытые вопросы, ориентированные на собеседника)
Вопросы, направленные на достижение взаимопонимания (открытые вопросы, ориентированные на собеседника) Такие вопросы требуют от собеседника дополнительных комментариев, пояснений или выводов. Цель в данном случае — передать отвечающему ведущую роль. Ему предлагается
Закрытые интересы
Закрытые интересы Этот термин мы с тобой будем трактовать по-своему. Это редкие интересы и увлечения, которыми большинство людей не занимается. Например, много ли людей практикуют занятия гипнозом? На тренингах по гипнозу – да, в средней статистике – нет. Или
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТОВ И НОВЫЕ ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТОВ И НОВЫЕ ВОПРОСЫ Ответы на вопросы теста 1. Запоминание во время заучивания Отвечая на вопросы, не возвращайтесь к оригинальному списку.1. Напишите по порядку все слова, которые сумели запомнить.2. Сколько слов от начала списка вы запомнили
Прием “Ромашка Блума”
Прием “Ромашка Блума”
“Ромашка Блума” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
Рассмотрим шесть типов вопросов:
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”. Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ
Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию.
УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ обычно начинаются со слов:
Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:
Необходимы для формирования у ребенка способности выражать свои мысли. Уточняя, мы обобщаем услышанное и возвращаем свое понимание полученной информации собеседнику. Учащийся узнает о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.
Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.
КОГДА НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ:
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы …”, “Что будет, если …?”, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?”.Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.
Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются, как правило, со слова «почему».
При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.
КОГДА ВОПРОСЫ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКТУАЛЬНЫ
Начинать использовать вопросы-интерпретации можно с первого класса, но наибольшую актуальность они имеют, начиная с пятого класса и старше.
Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОПРОСОВ-ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: “Как можно применить …?”, Что можно сделать из …?”, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?”, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”.
Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.