Что такое интерперсональный конфликт

Интерперсональный ролевой конфликт

Морено описывает возможность того, как благодаря актуа­лизации взаимно дополняющих ролей устанавливается цели­тельная интеракция между людьми с расстроенной психикой, в то время как ролевой конфликт у лиц, эквилибрирующих в дивергентных ролях, может поставить под угрозу их психичес­кое равновесие.

Поясним эту точку зрения Морено на двух примерах. Сна­чала приведем пример интерперсональной ролевой конвер­генции, или ролевого дополнения,

Пример: После смерти жены муж, по профессии садовник, испытывает глубокую депрессию. Кроме того, из-за возраста­ющей апатии у него возникают финансовые затруднения. В конечном итоге у него развиваются стойкие психосомати­ческие симптомы, которые, как ему кажется, делают его поло­жение еще более бесперспективным. Изменение его состояния произошло благодаря появлению на его работе юной неквали­фицированной работницы. Из-за плохого отношения к родителям она не упускала случая, чтобы поступить наперекор им, и однажды в приступе ярости ушла из дома, перебралась в дру­гой город и подыскала себе работу, про которую знала навер­няка, что родители не позволили бы ей заниматься ею. Роли одинокого страдальца и жаждущей человеческого понимания упрямицы дополняют друг друга и позволяют им обоим до­стичь психического равновесия, необходимого для актуализа­ции соответствующих им ролей садовника и бесшабашно ве­селой любительницы природы. Эти роли также дополняют друг друга и служат прочным фундаментом для последовав­шего затем брака.

Пример: Следующий интерперсональный конфликт раз­вертывается между двумя партнерами, которые до его возник­новения являлись психически уравновешенными и добившиг мися успеха на профессиональном поприще людьми: она в ка­честве известной певицы, он — юриста. Обоих связывают узы любви. Они состоят в браке. Из-за того, что мужа направляют работать в другой город, певица бросает свою работу и в буду­щем собирается петь только для друзей и близких. Но уже вскоре она чувствует, что ей чего-то не хватает, и хочет вер­нуться к работе. Однако новое местожительство не предостав­ляет соответствующих ее масштабу возможностей. Поэтому сначала она дает случайные гастроли в хорошо знакомых ей концертных залах в других городах и добивается еще больше­го, чем когда-либо, успеха, что создает ей теперь еще и внут­реннюю мотивацию вновь начать жить своим искусством. Ак­туализируя жизненно важную для нее роль профессиональ­ной певицы, она актуализирует тем самым роль, которая наиболее дивергирует с главными жизненными ролями ее мужа, из-за чего между ними возникает интерперсональный ролевой конфликт. Ситуацию усложняет еще и ребенок, вызы­вающий у своей матери вдобавок и интерролевой конфликт, то есть конфликт между ролью матери и ролью певицы. Начина­ющаяся теперь интеракция партнеров в незнакомых доныне ролях фрустрированного и недовольного человека, с его сто­роны, и терзаемой внутренними противоречиями и раздра­женной примадонны, с ее стороны, приводят в действие circulus vitiosus, который наносит все больший ущерб обоим партнерам. Супруг превращается в депрессивного ипохондри­ка и наводит тоску на жену, стоит ей только появиться дома. По­этому она почти целиком переключается на своего ребенка, ко­торого ее муж все более начинает воспринимать как соперника. С течением времени его состояние становится для него на­столько невыносимым, что он обращается за психиатрической и психотерапевтической помощью к врачу. Отвечая на анам­нестические вопросы врача, ему приходит в голову мысль об эндогенной депрессии его дяди. Теперь он чувствует себя окончательно приговоренным и хочет, «поскольку все бес­смысленно», отказаться от запланированной психотерапии еще до ее начала. Само собой разумеется, терапевт оставляет это решение на его усмотрение, однако рекомендует ему в лю­бом случае поразмыслить о том, не выражается ли как раз в этой тенденции к отступлению его личная проблема, которая, возможно, и лежит в основе его семейных неурядиц. Немного интроспекции не повредит. Измученный муж все же решается на терапию, однако первое время теперь уже в узаконенной роли больного кажется еще более интровертированным и цен­трированным на своем «Я», тем самым усиливая экстравер­сию жены. Она часто берет ребенка и его няню в свои поездки, чтобы уберечь его от депрессивного влияния отца. В конце концов она подает на развод.

Психодраматерапия столь острого интерперсонального конфликта, упроченного всем ходом развития и прежними переживаниями успеха обоих партнеров, не способна устра­нить его сразу же. Тем не менее лежащая в ее основе теория ролей позволяет подойти к нему соответствующим образом. Его патогенность может быть сглажена, например, благодаря тому, что в психодраматической игре в значимых ролях своего визави оба партнера или по крайней мере тот из них, кто боль­ше страдает, впервые эмоционально воспринимает ситуацию с позиции другого и со временем начинает больше понимать его поведение. В результате психодраматического действия с постоянным обменом дивергентными ролями иногда впервые воспринимается и постигается сила кластерного эффекта.

Конфликт, который прежде вменялся в личную вину парт­нера, может теперь оцениваться более объективно и, быть может, впервые обсуждаться адекватным образом. В этом состоит прогностически благоприятная предпосылка для его интегра­ции. Благодаря достигнутому в психодраме эмоциональному и рациональному осмыслению этой неличной ролевой пробле­матики, как правило, можно устранить неправомерные пред­ставления, вызванные болезненными переживаниями и забо­леванием, а также воспрепятствовать актуализации партне­ром роли больного, который в этом смысле подвергается еще большей опасности. Игры-фантазии и инсценировки проек­ций будущего могут вызывать мысли, выражающие, а нередко и приводящие к креативному преодолению конфликта и к ин­теграции ролей. Так, например, супругу в роли своей жены, изображенной в ситуации, относящейся к будущему, прихо­дит мысль, которая никогда не пришла бы ей в голову и кото­рая никогда не возникала у него в роли фрустрированного, страдающего и привязанного к своему маленькому городку супруга: он изображает жену в роли великой оперной певицы, выступающей в одном из самых больших городов страны. Она окружена толпой поклонников и, похоже, окончательно рас­сталась со своим мужем. Однажды, покидая в одиночестве те­атр, она восклицает: «Ах, как здесь хорошо! Как жаль, что Отто остался сидеть в своем маленьком гнездышке, а ведь его ста­рый товарищ по учебе очень влиятельный человек в этом го­роде. Он ничем бы не рисковал, переехав сюда. Для него от­крылись бы только новые перспективы! Но Отто уже ничем не поможешь!» Здесь ведущий психодрамы прерывает игру, об­ращаясь к протагонисту с вопросом: «Так можно помочь Отто или нельзя?» И Отто совершенно удивленно отвечает: «Про Карла я давно уже и не думал. наверное, мне и в самом деле стоит его как-нибудь навестить и обговорить с ним мою про­фессиональную ситуацию».

В целом такие игры имеют особое значение, пока еще роле­вой конфликт, актуализируя вторичные конфликтные роли, такие, как роль фрустрированного и роль раздраженной, не оттеснил еще больше в латентное состояние гармоничные роли партнера и не вызвал их непоправимую атрофию.

Не каждый интерперсональный ролевой конфликт может быть разрешен средствами психодрамы. Если он приводит к разрыву отношений между партнерами, то благодаря психо­драматической помощи, как правило, он происходит с боль­шим взаимным пониманием и без ненужного ущемления са­мооценки партнеров. Само собой разумеется, интерперсональ­ный ролевой конфликт очень часто становится предметом психодраматической супружеской терапии. Интерперсональ­ные ролевые конфликты оказываются особенно сложными, когда у одного или у обоих партнеров в дивергентных ролях присутствует еще и явная ролевая ригидность. Психодрамате-рапевтический подход к ролям ориентирован на конкретную форму проявления и на непосредственное разрешение кон­фликта; он связан, так сказать, с объективной сферой конф­ликта. Затрагивает ли этот подход непосредственно индиви­дуальную структуру личности конфликтующих партнеров — под углом зрения теории ролей — ответ на этот вопрос выте­кает из предположения, что личность человека несет на себе отпечаток исполняемых им ролей.

ИСТОЧНИК ДУХОВНОСТИ[42]

В начале этой главы мы говорили о психоаналитиче­ском понимании душевной болезни как нарушении целостно­сти в сознании пациента, что сопровождается психологиче­скими конфликтами. Мы тогда отметили, что целью психоана­литика является восстановление целостности умственной деятельности путем выведения конфликта из подсознания в сознание.

Этот упор психоаналитиков на душевную целостность был многими понят в прямом смысле: чем полнее целостность лич­ности, тем она здоровее; стало быть, надо стремиться к пре­дельной целостности, а всякие психологические конфликты уже сами по себе признак нездоровья. Сосредоточенность последователей Юнга на соединении в одно целое сознания лич­ности и различных уровней ее подсознания, а последователей Адлера — на интеграции индивидуума и общества тоже мож­но толковать как утверждение, что конечной целью является целостность сознания личности.

Не подлежит сомнению, что невротик страдает от наруше­ния целостности умственных функций. Очевидно и то, что шагом вперед по пути к излечению будет помощь пациенту в достижении эффективной адаптации и, как результат, новой целостности. Но было бы ошибкой полагать, что простая пре­дельная целостность личности является идеалом. Дилетанты в психотерапии и та часть широкой общественности, что усво­ила довольно поверхностно отдельные положения психоана­лиза, только искажают психотерапию и упрощенно понимают личность, утверждая, что целью психоанализа является пол­ная раскованность, когда человек свободно выражает на прак­тике все свои инстинктивные побуждения и живет, как пред­ставитель племени, встреченного Одиссеем в своих странстви­ях, питаясь плодами лотоса и проводя время в праздной неге, или как магометанский небожитель. Многие склонны пола­гать, что цель психотерапии — переправить каждого в райский сад, где есть все, чего душа не пожелает, гуляй себе, не ведая никаких нравственных и психологических конфликтов. Все это, конечно, далеко от реального человеческого существова­ния, и подобной цели не поставит перед собой ни один достой­ный уважения психотерапевт.

Предельная целостность человеческой личности не только невозможна, но и нежелательна. Безделие в райских кущах или небесное блаженство, как известно, означают гибель для личности. Личность динамична, а не статична, ее стихия — творчество, а не прозябание. Наша цель — новое, конструктив­ное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармо­ния. Полное устранение конфликтов приведет к застою; на­шей задачей является превращение деструктивных конфлик­тов в конструктивные.

Следует признать, что психотерапевты сами дали повод для подобных заблуждений. Это сделал Фрейд своими есте­ственно-научными предпосылками и склонностью сводить все личностные проблемы к детерминизму. Точно так же заблуж­дался Адлер, развивая свою рационалистическую идею, что зна­ние ведет к добродетели. Именно эти рационалистические, ро­мантические и натуралистические издержки исторического развития психотерапии послужили основанием для вышеизло­женных упрощенных толкований. Отсюда и искушение уподоб­лять личность растению, развивающемуся просто и естествен­но, что видно из замечания одного из последователей Адлера, определившего задачу психотерапии следующим образом: «Убрать все препятствия с пути личности, как вы убираете кам­ни, мешающие росту цветка, давая ему естественно тянуться к солнцу». Такая романтическая вера в естественное развитие че­ловеческого существа в сторону идеала напоминает нам Руссо и, конечно, лишена достаточного реального основания.

Тенденция к упрощению проявляется и при обсуждении проблемы чувства вины. Некоторые психотерапевты старают­ся полностью стереть чувство вины, считая его симптомом за­болевания, и упрекают религию за то, что у многих людей чув­ство вины приобретает патологическую форму.

Однако невозможно полностью истребить чувство вины, да и не следует этого делать. Часто это чувство является оборот­ной стороной духовного начала в человеке и как таковое мо­жет быть здоровым и конструктивным.

Чувство вины — это осознание разницы между тем, какова вещь, и тем, какова она должна быть.

Откуда возникает чувство вины? Во-первых, оно неизбеж­но для личности, поскольку нераздельно связано с понятиями свободы, автономии и моральной ответственности. Как точно заметил Ранк, «свободная воля так же неизбежно связана с идеей вины, или греха, как день с ночью». Поскольку индиви­дуум обладает творческой свободой, перед ним все время от­крываются новые возможности, и в каждом случае возникает не только побуждение к творчеству, но и отчасти чувство вины. В каждой возможности соединены вызов — движение к ее воплощению — и чувство вины, как две стороны одного яв­ления. Любому состоянию напряженности присуще чувство вины. Оно сродни чувству зияющей «пустоты», которую испытывает человек, стоящий над глубокой горной расщелиной, упершись ногами в ее противоположные края, если прибег­нуть к такой весьма несовершенной метафоре.

. Чем бы мы ни объясняли эту глубину духовности, прихо­дится признать, что она свидетельствует об определенной про­тиворечивости природы человека, о том, что оно равно земное и духовное существо. Отсюда следует вывод, что, если наше существование будет примитивно приземленным, как у жи­вотных, мы станем невротиками, но если мы попытаемся отри­нуть свою телесную оболочку, чтобы воспарить в мир духов­ный, мы тоже сделаемся невротиками. Это то, что в давние времена называлось «оказаться между двух миров». Факти­чески речь идет даже не о двух мирах, а о двух сторонах одного и того же мира, что еще больше осложняет проблему. Ибо че­ловек должен все время поддерживать внутреннюю напря­женную связь между этими двумя противоположными сторо­нами одного мира — необусловленной и обусловленной.

Мы не являемся существами исключительно горизонталь­ного уровня или вертикального порядка; мы существуем как горизонтально, так и вертикально. Наибольшее напряжение возникает в месте пересечения этих двух плоскостей. Неуди­вительно, что жизнь не может быть неразложимым целым!

Предельное напряжение подводит нас к осознанию духов­ности. В месте пересечения вертикальных и горизонтальных плоскостей возникает понимание нравственных заповедей, на которых особо останавливался Кант и другие мыслители, а также понимание идеи совершенства. Глядя, например, на не­совершенную красоту дерева или картины, мы уже в какой-то мере представляем, какой должна быть совершенная красота.

Улавливаемое нами противоречие свидетельствует, таким образом, о духовности человеческой природы. Хотя мы сами бытийно обусловлены, конечны и несовершенны, по сути мы являемся носителями духовности, а это, в свою очередь, при­вносит элемент необусловленности в природу человека, делая нас бесконечными и совершенными. Внутренняя напряжен­ность личности свидетельствует о непрерывной работе духов­ного начала.

Таким образом, духовность личности не только не являет­ся чем-то патологически постыдным, а наоборот, является признаком больших возможностей и предопределенности судьбы. Это повод для ликования, ибо искра Божия потрево­жила темноту внутри нашей земной оболочки. Высокоразви­тые личности ощущают духовность острее, чем средний чело­век, и используют ее для своего дальнейшего развития.

Следовательно, портрет личности будет неполным, если не учитывать ее внутреннюю духовную напряженность. Систе­мы психотерапии, исходящие из чисто натуралистических принципов, обречены на неуспех. Мы можем сделать вывод, что здоровая личность должна творчески адаптироваться к пониманию предельности и что залогом здоровья является осознанное чувство духовности.

[РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА][43]

. Экзистенциальная терапия является формой динамиче­ской психотерапии. Термин «динамический» часто использу­ется в сфере психического здоровья, — в которой, собственно говоря, речь идет ни о чем ином, как о психодинамике, — и без прояснения смысла динамической терапии фундаментальный компонент экзистенциального подхода останется непонят­ным. Слово «динамический» имеет как общее, так и техниче­ское значение. В общем смысле понятие «динамический» (происходящее от греческого dunasthi — «иметь силу и власть») указывает на энергию или движение: «динамичный» футболист или политик, «динамо», «динамит». Но техниче­ское значение этого понятия должно быть иным, ибо, в против­ном случае, что означала бы «нединамичность» терапевта: медлительность? вялость? малоподвижность? инертность?

Конечно же, нет: в специальном, техническом смысле термин имеет отношение к концепции «силы». Динамическая модель психики является наиболее значительным вкладом Фрейда в представление о человеке — модель, согласно которой в инди­видууме присутствуют конфликтующие силы, и мысли, эмо­ции, поведение — как адаптивные, так и психопатологиче­ские — представляют собой результат их взаимодействия. Также важно, что эти силы существуют на различных уровнях осознания, и некоторые из них совершенно неосознаны.

Таким образом, психодинамика индивидуума включает различные действующие в нем осознаваемые и неосознавае­мые силы, мотивы и страхи. К динамической психотерапии относятся формы психотерапии, основанные на этой динами­ческой модели функционирования психики.

Экзистенциальная психотерапия в моем описании вполне подпадает под категорию динамической психотерапии. Это очевидно. Но затем мы задаем вопрос: какие силы (а также мотивы и страхи) находятся в конфликте? Иначе говоря, ка­ково содержание эти внутренней осознаваемой и неосознава­емой борьбы? Ответ на данный вопрос отличает экзистенци­альную психотерапию от других динамических подходов. Она базируется на радикально ином представлении о том, каковы конкретные силы, мотивы и страхи, взаимодействующие в индивидууме.

Установление характера глубинных ‘индивидуальных внутренних конфликтов не бывает легкой задачей. Клиници­сту редко доводится наблюдать исходную форму первичных конфликтов у своих страдающих пациентов. Пациент предъявляет невероятно сложную картину симптомов, в то время как первичные проблемы глубоко погребены под мно­гослойной коркой, созданной вытеснением, отрицанием, сме­щением и символизацией. Клинический исследователь вы­нужден довольствоваться пестрой картиной, сплетенной из многих нитей, которые нелегко распутать. Установление пер­вичных конфликтов требует использования различных источ­ников информации, — глубокой рефлексии, сновидений, ноч­ных кошмаров, вспышек глубинного переживания и инсайта, психотических высказываний и исследования детей. Посте­пенно я охарактеризую все эти подходы, однако обобщенную схематическую картину имеет смысл дать уже сейчас. Крат­кий обзор трех резко различающихся подходов к прототипи-ческому индивидуальному внутреннему конфликту — фрей­дистского, неофрейдистского и экзистенциального — послу­жит контрастным фоном для освещения экзистенциальной точки зрения на психодинамику.

Фрейдистская психодинамика

Согласно Фрейду, ребенком владеют инстинктивные силы, которые являются врожденными и в ходе психосексуального развития постепенно пробуждаются, подобно тому, как развер­тывается лист папоротника. Конфликт происходит на несколь­ких фронтах: это столкновение между собой противоположных инстинктов (эго-инстинктов с либидинозными или, согласно второй теории, — Эроса с Танатосом); инстинктов — с требова­ниями среды, а позднее — с требованиями интернализованной среды, то есть Супер-Эго; наконец, это необходимость достиже­ния ребенком компромисса между потребностью немедленного удовлетворения и принципом реальности, требующим отсроч­ки удовлетворения. Таким образом, движимый инстинктами индивид противостоит миру, не допускающему удовлетворе­ния его агрессивных и сексуальных аппетитов.

Источник

Урок 5. Внутриличностный конфликт: понятие, виды, предупреждение и разрешение

Что такое интерперсональный конфликт. Смотреть фото Что такое интерперсональный конфликт. Смотреть картинку Что такое интерперсональный конфликт. Картинка про Что такое интерперсональный конфликт. Фото Что такое интерперсональный конфликтЗавершающий урок нашего тренинга по конфликтологии мы посчитали нужным посвятить теме внутриличностного конфликта. Сделать это мы решили по той причине, что внутриличностный конфликт является не только одним из самых сложных психологических феноменов, но и затрагивает именно внутренний мир человека.

В прошлых уроках мы говорили о том, какие существуют способы влияния на конфликты между людьми, сегодня же вы узнаете о том, как вести себя человеку в случае, если у него возник конфликт с самим собой.

Содержание:

Начать же стоит с определения того, что такое внутриличностный конфликт.

Что такое внутриличностный конфликт?

Внутриличностный конфликт представляет собой обострённое негативное переживание, обусловленное затянувшимся противостоянием различных структур внутреннего мира человека, отражающее его противоречивые связи с внешним миром и препятствующее принятию решений. Также внутриличностный конфликт характерен тем, что одолевает любого человека, причём одолевает его систематически.

Внутриличностный конфликт может быть как конструктивного характера, так и деструктивного. В перовом случае он является неотъемлемой частью личностного развития, а во втором – представляет опасность для человека, т.к. служит причиной стрессов и тяжёлых переживаний, а в некоторых случаях даже случаев суицида. Именно по этой причине любой человек должен знать о том, что такое внутриличностный конфликт, как его определять, а также уметь разрешать его.

Чтобы распознать внутриличностный конфликт, необходимо научиться выявлять его основные показатели (симптомы), которые могут проявляться в различных сферах личностного проявления.

Как проявляется личностный конфликт?

Психологической наукой выделяются четыре основных вида показателей внутриличностного конфликта. Они касаются эмоциональной сферы, когнитивной сферы, поведенческой сферы, и четвёртый вид – это интегральные показатели:

ПРИМЕР: Снижение самооценки, трудности в выборе и принятии решения, сомнения в своих мотивах, стремлениях и принципах, противоречивость собственного образа и т.п.

Но, помимо того, что внутриличностный конфликт способен проявляется в разных сферах (и даже сразу в нескольких), сам он также подразделяется на несколько видов, значительно затрудняющих как его определение, так и разработку способов его разрешения. Давайте рассмотрим их более детально.

Виды внутриличностного конфликта

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению основных видов внутриличностного конфликта, следует отметить, что вообще большинством теоретических концепций представлено несколько их разновидностей. Например, психоанализ рассматривает конфликты между влечениями человека и социальными нормами, установленными в обществе, а также между потребностями человека. А интеракционизм анализирует, преимущественно, ролевые факторы. Однако в реальной жизни одними лишь этими подходами дело не ограничивается.

В действительности, ситуация такова, что в жизни встречается огромное количество внутриличностных конфликтов. Поэтому, чтобы привести всю их типологию к единому знаменателю, требуется найти какое-то основание, способное послужить центром, вокруг которого можно построить систему внутриличностных конфликтов. И таким центром является ценностно-мотивационная сфера личности, ведь именно с ней связана внутренняя конфликтность человека и именно она способна в достаточной мере отразить всевозможные отношения и связи человека с окружающей действительностью.

Беря это за главный постулат, можно выделить несколько основных структур внутреннего мира человека, которые вступают в конфликт:

Самооценка, другими словами ценность человека для самого себя, оценка человеком своего потенциала и места среди окружающих людей. Мотивы, которые отражают направленность личности и всевозможные стремления (влечения, желания, интересы, потребности и т.п.)

Именно в зависимости от того, какие стороны внутри личности человека вступают в конфликт, можно выделить шесть основных видов внутриличностного конфликта: адаптационный, ролевой, нравственный, мотивационный, конфликт нереализованного желания и конфликт неадекватной самооценки.

Адаптационный конфликт

Под адаптационным конфликтом понимается как нарушение равновесия между человеком и окружающей действительностью, так и нарушение процесса профессиональной или социальной адаптации. Такой конфликт возникает между возможностями человека и предъявляемыми к нему действительностью требованиями различного рода (психологическими, физическими, профессиональными). Это несоответствие может проявляться либо как временная неготовность, либо как полная неспособность к выполнению предъявляемых требований.

Ролевой конфликт

Ролевой конфликт представляет собой как невозможность человека одновременно реализовать несколько ролей, так и различное понимание требований, которые предъявляет сам человек к выполнению конкретной роли.

Нравственный конфликт

Нравственный конфликт является конфликтом между долгом и желанием, личными привязанностями и моральными принципами.

Мотивационный конфликт

Мотивационный конфликт является одним из наиболее часто встречающихся внутриличностных конфликтов и может выражаться в борьбе бессознательных стремлений человека, стремлении обладать и соображениями безопасности, столкновении различных мотивов.

Конфликт нереализованного желания

Вместе с конфликтом нереализованного желания также рассматривают комплекс неполноценности. Этот вид конфликта проявляется в противостоянии желаний и реальности, блокирующей их удовлетворение.

Конфликт неадекватной самооценки

Конфликт неадекватной самооценки является конфронтацией притязаний человека и его реальным потенциалом.

Помимо прочих видов, выделяется ещё и невротический конфликт, который представляет собой результат «обычного» внутриличностного конфликта, сохраняющегося на протяжении длительного времени.

Как несложно увидеть, основой любого вида внутриличностного конфликта являются именно субъективные переживания человека, т.к. они обуславливают испытываемые им страдания. И вопросу переживаний, исходя из этого, следует уделить особое внимание.

Основа внутриличностного конфликта – переживание

Полем действия внутриличностных конфликтов являются любые внутренние переживания человека: изменчивость, сложность желаний и стремлений, неоднозначность личности, осознание невозможности реализации собственного потенциала, колебание самооценки и т.п. Однако ни один внутриличностный конфликт не может появиться без воздействия на личность человека окружающей действительности, т.е. возникнуть просто по причине каких-либо внутренних факторов он просто не способен. И, беря во внимание природу лежащих в основе внутреннего конфликта человека противоречий, внутриличностные конфликты можно разделить на две подгруппы:

Известные исследователи внутриличностных конфликтов Елена Андреевна Донченко и Татьяна Михайловна Титаренко выделяют, кроме всего, и три уровня развития психологических противоречий:

На любом из этих уровней противоречия могут быть устранены, и для возникновения внутриличностного конфликта необходимо соответствие ситуации определённым личностным и ситуативным условиям.

К личностным условиям можно отнести:

Ситуативные же условия, активизирующие внутриличностный конфликт, подразделяются, в свою очередь, на внешние и внутренние:

1Суть внешних условий в том, что человек не может удовлетворить свои глубинные мотивы и отношения или же процесс их удовлетворения находится под угрозой: удовлетворение одних мотивов становится причиной возникновения новых; на пути удовлетворения мотивов возникают препятствия, связанные с борьбой человека со своей природой; ограничения на различные мотивы накладывают социальные нормы.
2Внутренние условия являются следствием внешних. Смысл внутренних условий заключается в противоречиях между различными сторонами личности, имеющими примерно равное значение. Человек же должен осознавать конфликтность ситуации и понимать, что не может повлиять на неё, результатом чего становится острое переживание им ситуации сложного выбора.

Важно сказать о том, что переживание человеком внутриличностного конфликта отличается от любого другого переживания. Оно характерно наличием психоэмоционального напряжения, а также такими явлениями как осознание сложности положения, наличие трудного выбора, борьбы и сомнений. В переживании внутриличностного конфликта отражается перестройка всей ценностно-мотивационной системы человека.

Ещё одной важной особенностью внутриличностного конфликта можно назвать то, что он может характеризоваться как положительными, так и отрицательными последствиями, т.е. сам конфликт может быть конструктивным или деструктивным.

Конструктивный внутриличностный конфликт

Конструктивный, т.е. оптимальный или продуктивный внутриличностный конфликт – это конфликт, в котором происходит развитие конфликтующих сторон, а личностные затраты на его разрешение минимальны. Такой конфликт является механизмом гармонизации личности, т.к. человек в процессе его разрешения осознаёт себя личностью.

Одной из характеристик личности является то, что в ней соотносятся друг с другом определённые жизненные отношения, которые и порождают внутреннюю борьбу. В некоторых случаях эта борьба может происходить в не проявляющихся внешне формах и не оказывает на личность человека разрушительного воздействия. Если личность гармонична, это вовсе не говорит о том, что она не подвержена внутренней борьбе. Причём, эта борьба может стать основой всего облика человека.

Конструктивный внутренний конфликт способен закалить характер, сформировать решительность и психологическую устойчивость, независимость; способен установить чёткую направленность личности, создать новые черты характера, способствовать адекватной самооценке, личностному росту и самопознанию.

Деструктивный внутриличностный конфликт

Деструктивный внутриличностный конфликт, т.е. разрушающий личностные структуры – это конфликт, усугубляющий двойственность личности. Он способен перерасти в тяжёлый жизненный кризис, и развить невротические реакции.

Длительный деструктивный конфликт может негативно отразиться на деятельности человека, способствовать торможению развития личности, сформировать неуверенность и психологическую неустойчивость, неспособность к достижению целей. В более глубоком смысле, такой конфликт может стать причиной того, что у человека не будут сформированы качества, которыми должна обладать зрелая личность. Если деструктивный внутриличностный конфликт будет возникать часто, это может привести к формированию комплекса неполноценности, потери уверенности в себе и своих силах или даже к утрате смысла жизни.

Но, несмотря на то, что внутриличностные конфликты могут быть конструктивными, деструктивные встречаются в реальной жизни гораздо чаще. И если первые можно смело назвать даже желательными, то последние следует учиться распознавать и предупреждать.

Предупреждение внутриличностных конфликтов

Наша жизнь устроена так, что всегда есть большая вероятность возникновения обстоятельств, опасных разрушением гармоничного процесса развития и отрицательного воздействия на внутренний мир. И очень плохо, если мы к таким ситуациям не готовы. Нужно прилагать все усилия для то чтобы избежать развития деструктивных внутриличностных конфликтов, а если они появляются, то, как можно быстрее их разрешать. Владея информацией о том, как и почему возникают внутренние конфликты, можно определить и условия, необходимые для их предупреждения.

Чтобы предупредить возникновение внутриличностного конфликта, нужно следовать в своей жизни следующим рекомендациям:

Чтобы сохранить целостность своего внутреннего мира, человек должен научиться, в первую очередь, воспринимать жизненные трудности, как неотъемлемую часть своей жизни, т.к. такой подход может побудить его к работе над собой и активизировать творческий потенциал.
Огромное значение имеет также и формирование человеком своих жизненных принципов, и следование им во всех поступках и делах. Жизненные принципы могут оградить человека от множества ситуации, связанных с возникновением внутриличностных конфликтов.
Нередко устоявшиеся жизненные принципы отражают некую закостенелость человека, неумение быть гибким, что также может стать причиной внутреннего конфликта. И если человек способен изменить свой привычный облик бытия (в том случае, если он является несостоятельным или неэффективным), тогда это будет ещё одним отличным способом избежать конфликта с самим собой. Жизнь часто требует от нас быть алертными, адаптивными, гибкими, способными подстроиться под любую ситуацию. В тех случаях, когда требуется снизить свои притязания и уступить в мелочах, это следует делать. Однако это не должно стать системой, т.к. отсутствие устойчивости тоже ведёт к конфликту внутри личности.
Всегда нужно надеяться на положительный исход событий. Оптимизм, поддерживаемый внутренними стремлениями и работой над собой, станет залогом позитивного отношения к жизни и психического здоровья.
Необходимо перестать потакать своим слабостям, адекватно оценивать свой потенциал и свои возможности по реализации собственных потребностей и желаний.
Важно научиться контролировать свои проявления и свою психику. Причём, в большей степени это умение следует отнести к управлению своими эмоциональными состояниями.
Предупреждению внутриличностных конфликтов в огромной степени способствует развитие волевых качеств и навыков, т.к. именно воля является отражением саморегуляции и предполагает умение принимать верные решения.
Нужно учиться верно структурировать для самих себя иерархию выполняемых ролей, ведь стремление к реализации максимума функций, вытекающих из каждой роли, а также оправдать ожидания окружающих людей непременно станет причиной возникновения внутреннего конфликта.
Во многом предотвращению внутренних конфликтов способствует развитие достаточного уровня личной зрелости человека. Здесь предполагается и выход за границы чисто ролевого поведения, и отказ от шаблонных реакций, и неуклонное следование принятым решениям. Важно также не просто слепо соответствовать общепринятым моральным нормам, но и стремиться к индивидуальному моральному творчеству.
Важным условием является и адекватная самооценка. Завышенная или заниженная самооценка может быть связана с тем, что человек не может или боится честно в чём-либо себе признаться, а также с тем, что он стремится к тому, чтобы другие воспринимали его определённым образом, даже если он сам воспринимает себя соответственно реальному положению дел.

Если же постараться привести способы предупреждения внутриличностного конфликта к единому алгоритму, то вкратце его можно отразить так:

Таковы рекомендации по предупреждению внутриличностных конфликтов. Регулярное и своевременное их выполнение может сослужить вам отличную службу и избавить от ненужных проблем. Однако 100%-й гарантии, что внутренний конфликт не возникнет, конечно же, нет. И в случае его появления нужно уметь правильно на него воздействовать.

Разрешение внутриличностных конфликтов

Разрешение внутриличностных конфликтов представляет собой процесс по восстановлению согласованности внутреннего мира человека, гармонизации его сознания, снижению интенсивности противоречивых жизненных установок и достижению нового качества бытия. Оно помогает человеку достичь душевного равновесия, более глубокого понимания жизни, сформировать новые ценности.

Осознаётся же разрешение внутриличностного конфликта посредством нейтрализации связанных с конфликтом болезненных состояний, понижения социально-психологических и психологических факторов конфликта, повышения продуктивности деятельности и т.п.

В зависимости от того, каковы индивидуальные характеристики человека, он может воспринимать свои внутренние противоречия по-разному, а также выбирать наиболее подходящие для него стратегии поведения. Один человек может погрузиться в размышления, другой сразу же начинает предпринимать активные действия, третий поддастся эмоциям. Какого-то одного правильного отношения к внутриличностному конфликту не существует. Здесь важно, чтобы каждый человек умел отдавать себе отчёт в своих же личностных особенностях, и, уже исходя из этого, определялся со стилем разрешения своих внутренних противоречий.

Проще говоря, вот от чего зависит разрешение внутриличностного конфликта:

1Мировоззренческие установки человека.
2Способность человека преодолевать себя и его опыт в этой сфере.
3Волевые качества.
4Темперамент человека – в большей мере влияет на динамические показатели, такие как скорость и устойчивость переживаний, ритм, в котором они протекают. Направленность, интенсивность и т.п.
5Половозрастные особенности.

Разрешение внутриличностного конфликта достигается за счёт активизации механизмов психологической защиты, которые необходимы для контроля эмоций, внутренних состояний и внешних проявлений.

К чему следует прибегнуть, если необходимо разрешить внутриличностный конфликт:

И последнее: научитесь принимать себя такими, какие вы есть, а свою жизнь – как данность, со всеми успехами и неудачами, взлётами и падениями, белыми и чёрными полосами. Мы всегда будем сталкиваться с трудностями и неприятностями, ощущать на себе давление и испытывать стрессы, добиваться успехов, одерживать победы и терпеть поражения – всё это и является тем, что мы называем своей жизнью. Нужно учиться ладить с самими собой, людьми, с которыми мы взаимодействуем и окружающей нас действительностью. Гармония и правильный баланс – вот основа счастья, успеха, процветания и здоровья во всех его проявлениях.

Мы же, в свою очередь, искренне надеемся на то, что наш тренинг по конфликтологии будет для вас полезным и сделает вас и вашу жизнь, хоть немного, но лучше. Учитесь, стремитесь к знаниям и помните, что никакая теория не заменит вам практики. Поэтому, берите на вооружение полученную информацию – и в добрый путь!

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Хорошего настроения вам и никаких конфликтов!

А дальше вам предстоит пройти экзамен по материалу всего курса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *