Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Транспондеры и Интероперабельность

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Слово «транспондер» я стал изучать еще в прошлом году, когда впервые поехал к морю по М4. Но покупать его не стал, поскольку разовая поездка не позволяет сделать пользование этим девайсом рентабельным. В этом году добавляется поездка по М11 на Белые ночи, поэтому вопрос вновь стал актуальным. Уж больно в восторге коллеги, преодолевшие участок М11 258 — 543 км не за 660 руб., а гораздо дешевле с транспондером.

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Казалось бы, чего проще, купил транспондер, кинул на него денег, приклеил на лобовуху и поехал с песнями. Ан-нет. Все гораздо сложнее и запущеннее, чем с операторами сотовой связи. Четыре компании-эмитента транспондеров платных дорог владеют разными участками и продают свои транспондеры. Система очень похожа на ту, которую используют сотовые операторы. У каждого свои тарифы, пакеты, абонентская плата и условия «роуминга». Разобраться в тарифах сложнее, чем в тарифах сотовых операторов.
Ссылки на тарифы:
ООО «Автодор — Платные дороги» (транспондер «T-Pass»);
avtodor-tr.ru/ru/platnye-…chastki/tarify-na-proezd/
ООО «Северо-западная концессионная компания» (транспондер «15-58»);
ООО «Магистраль северной столицы» (транспондер «ЗСД»);
ООО «Новое качество дорог» (транспондер «Главная дорога»).

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Что выбрать — самый сложный вопрос. Эмитенты и операторы сделали всё, чтобы нас запутать. Помимо собственных тарифов с программами лояльности, пакетами, скидками и абонентской платой, разной может быть стоимость и при проездах по интероперабельности.

Итак, мы добрались до второго страшного слова — Интероперабельность. Так эмитенты называют то, что сотовые операторы зовут роумингом. Как и роуминг, интероперабельность иногда нужно подключать отдельно.
Например, я выбрал Т-Pass, эмитированный ООО «Автодор — Платные дороги», который позволяет проехать по М4 и в обход Вышнего Волочка по М11. А вот в обход Химок без интероперабельности — никак. Не дурдом? Дело в том, что транспондеры могут быть персонифицированные и неперсонифицироанные. Я бы выбрал второй вариант, чтобы не предоставлять личные данные неизвестным людям с неизвестными намерениями. Неперсонифицированный транспондер можно одолжить на время друзьям — тоже плюс. Но тут возникнут проблемы с интероперабельностью. Замкнутый круг. В результате которого я так и не нашел в прошлом году товарища с неперсонифицированным транспондером.

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Ежику понятно, что на свои участки дорог эмитенты предлагают самые выгодные тарифы. На чужие — как договорятся в соглашении по интероперабельности. Чтобы понять, чей транспондер будет выгоднее именно вам, нужно понять, по каким маршрутам и чьим дорогам вы ездите чаще всего. Т.е., помимо денег, надо обладать еще даром предвидения будущего.

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Что делать?! Стоять подолгу в очереди никому не хочется. Хотя водители со стажем утверждают, что «длинная живая очередь все-таки лучше, чем короткая автоматная». Теперь Вы поняли что транспондер придумали для нашего удобства (не для своего же обогащения). Вопреки всем законам экономики он не дешевеет при увеличении масштабов производства, а постоянно дорожает (800- 1000 — 1550 руб). Доставка по Москве — еще 400 руб. Но это только в рекламе, положив еще несколько сот рублей на счет Автодора, ты без остановки едешь к Черному морю или Финскому заливу на лихом коне. На деле этот «топинамбур» далеко не всегда позволяет проскочить без задержки по выделенной полосе по самым разным причинам.

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

И все-таки ехать надо! Вы не хуже меня знаете, что Ниссан Мурано чувствует себя в дальних путешествиях куда лучше, чем в будничных пробках. ))

Источник

Наши дороги: Используем транспондер для платных трасс

В створе быстрой полосы расположены две антенны на разном удалении от шлагбаума, сработать может любая из них. Если транспондер не пищит при обмене данными, это нормально: наличие подтверждающего сигнала зависит от настроек системы.

Самоизоляция — это не навсегда. Рано или поздно автомобильное движение между городами восстановится, а то и станет более активным. Ведь вынужденное заточение вкупе с ограничениями выезда за границу способны спровоцировать бум внутреннего туризма. Для поиздержавшихся граждан это вообще единственный способ сменить картинку. Увы, не всем удастся избежать платных дорог. Как экономить, если иного маршрута нет? При помощи транспондеров.

Идея этого материала родилась у меня ещё до коронавирусных времён в ходе дискуссии между сотрудниками Драйва. Вопрос стоял прикладной: какой транспондер выгоднее использовать для поездок из Москвы в Санкт-Петербург по трассе M11 «Нева», разные участки которой обслуживают несколько операторов? Интернет чёткого ответа не даёт, а наш коллектив мало ездит по платкам, да и то чаще по М1 в обход Одинцово. Поэтому я решил разобраться, попутно вспомнив историю.

Основанием для появления платных трасс стал ельцинский указ 1992 года «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Спустя шесть лет были уточнены условия для создания таких участков. Главным стало положение о бесплатном альтернативном объезде. И уже в 1999 году на автодороге М4 «Дон» в Липецкой области открылся первый платный отрезок протяжённостью 20 км в обход села Хлевное.

Все платные дороги (как и любые другие) принадлежат Российской Федерации в лице Автодора. Кроме Западного скоростного диаметра (ЗСД), которым владеет Петербург. Северный обход Одинцово на трассе M1, отдельные секторы ЗСД и головной участок дороги М11 построены в рамках концессии. Так называется соглашение между государством и частным инвестором, обязавшимся создать некий объект с привлечением собственных средств. Концессионер, в зависимости от условий соглашения, обслуживает дорогу и получает до 100% выручки в течение достаточно долгого срока, например, тридцати лет.

Как правило, платное движение организуется либо после серьёзной модернизации существующих участков, либо на проложенных с чистого листа и обладающих всей необходимой инфраструктурой. Но не везде. Например, в 2002 году власти Псковской области просто перегородили шлагбаумами четыре дороги, назначив плату за проезд. С аборигенов мзду не брали, но транзитный транспорт обдирали как липку. В какой-то момент цена километра пути на псковщине стала самой высокой в Европе. При этом покрытие двухполосных шоссе было удручающим.

Наиболее значимым событием последних лет стал ввод в эксплуатацию нового участка трассы М11 в Тосненском районе (646-684 км). При этом на «Неве» всё равно сохраняется пробел cо 149 километра по 208-й. На проектирование недостающего участка протяжённостью чуть более 62 км Автодор уже заложил почти полмиллиарда рублей, оно должно закончиться к середине 2021 года. Однако о сроках строительства неизвестно даже в общих чертах. Как тут не вспомнить, что «Неву» обещали завершить к Чемпионату мира по футболу 2018-го.

Коммерческие дороги делятся на два типа: открытые и закрытые. На открытых счёт за проезд формируется в момент пересечения пункта взимания платы (ПВП). При въезде на платный участок закрытой трассы выдаётся билет, который служит основанием для снятия денег при выезде с учётом пройденного маршрута. На ПВП принимают наличку и «пластик», но лучше всего ездить с транспондером. Он позволяет пользоваться выделенными полосами, преодолевать створы ПВП без остановки и при этом экономить.

В России транспондеры эмитируют четыре организации, перечисленные в сводной таблице. Первой платной дорогой с таким оборудованием стал питерский ЗСД восемь лет назад. С тех пор концессионер проекта «Магистраль северной столицы» (МСС) эмитировал порядка 700 тысяч устройств. Транспондеры выдавались бесплатно до 10 марта 2020 года, сейчас же их цена составляет тысячу рублей, но можно не покупать, а брать в аренду за 50 рублей в месяц. Подавляющее большинство — примерно 85% — машин катаются по ЗСД с транспондерами, даже каршеринг. Оно и понятно: трасса по сути внутригородская.

У других платников доля пользователей транспондеров скромнее. Например, на московско-солнечногорском отрезке трассы М11 таковых в среднем 45%. Работающие в Москве жители Зеленограда активно пользуются благами системы автоматического взимания платы: этот маршрут на 70% транспондерный. При этом до аэропорта Шереметьево 65% машин едут за живые деньги без каких-либо скидок.

К слову, дисконт за наличие транспондера не слишком распространён в мировой практике. Европа скидок не даёт: там это всего лишь вопрос удобства безостановочного проезда по быстрым полосам. Полагаю, и у нас со временем операторы избавятся от послаблений. Сейчас же все эмитенты предоставляют особые условия держателям своих транспондеров, а некоторые — ещё и гостевым устройствам. Так называемую интероперабельность (возможность везде использовать один датчик) поддерживают все операторы (в некоторых случаях при определённом балансе на счету), но автодоровский T-pass требует её активации.

Самая щедрая трасса — ЗСД в Петербурге, где действуют одинаковые скидки до 67% как для своих, так и для визитёров. Кроме того, здесь внедрена система Flow+ с дополнительными антеннами, установленными на всех въездах и съездах. Это позволяет оплачивать поездку не по тарифным зонам целиком, а нарезать их на более компактные отрезки, что также даёт ощутимую экономию для пользователя.

У Автодора тоже предусмотрены скидки для гостевых транспондеров, но исключительно на трассе М11 и только для транзитёров до Питера: 30% из Тверской области и 20% из Новгорода. Частные «Северо-западная концессионная компания» (СЗКК, 15-58 км М11) и «Новое качество дорог» (НКД, платный обход Одинцово на M1) гостям поблажек не делают — разве что в ходе исключительных партнёрских акций. Государственный Автодор финансово более раскрепощён. А недополученные доходы концессионера петербургского ЗСД компенсирует Смольный.

Помимо таблицы транспондеров различных эмитентов, я подготовил ещё одну с расчётом стоимости нескольких гипотетических маршрутов при использовании интероперабельности. Наиболее универсальным выходит автодоровский T-pass хотя бы потому, что он является домашним для нескольких направлений. Он же обеспечивает максимальный дисконт в поездке между столицами. При наличии «ти-пасса» можно спокойно раскатывать и по ЗСД с теми же привилегиями, что у держателей питерских датчиков.

Если вы регулярно ездите по какой-либо платной трассе (скажем, на дачу и обратно каждый уикенд), то для максимальной экономии логично обзавестись домашним для этого направления транспондером, используя его в качестве основного и на других трассах. Тратиться на устройство для разовых поездок смысла нет, хотя его можно взять в аренду.

Однако при выборе одной коробочки на все случаи жизни примите во внимание наличие или отсутствие абонентской платы (см. таблицу) и удобство пополнения баланса. В теории закидывать деньги на счёт проще всего через приложение на смартфоне. В этом смысле ЗСД пока вне конкуренции. Так что жителям Санкт-Петербурга можно вообще не ломать голову при выборе транспондера. А москвичам на роль универсального ключа к платным дорогам подойдёт T-pass

Источник

Что же такое транспондер и понятие интероперабельности

На сегодняшний день, территория Российской Федерации буквально наполнена всевозможными магистральными узлами. Постепенное повышение уровня качества дорожного строительства привело не только к увеличению количества самих дорог, но и к образованию крупных корпораций, занимающихся их содержанием. Деятельность подобных компаний оплачивается дотациями из государственного бюджета, а также с помощью пошли, взимаемых с водителей, перемещающихся по федеральным трассам.

Транспондер – это небольшое электронное устройство, предназначенное для индивидуального пользования в салоне автомобиля, и использующееся для проведения бесконтактных транзакций при поездке по платным дорогам. В этой статье мы подробно расскажем о деятельности компаний-эмитентов, а также ответим на основные вопросы, касающиеся принципов работы транспондеров.

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Что это

Транспондер – малогабаритный прибор, крепящийся в левом верхнем углу лобового стекла автомобиля. Устройство, снабженное специальной электронной метки, работает при пересечении водителем специальных магнитных рамок. Такие столбцы расположены по всему протяжению каждой платной магистрали – это своеобразные пункты бесконтактной оплаты, при перемещении через которые радиомаяк, установленный в салоне машины, отдаст команду на списание средств. Оборудование может быть привязано к банковской карте или отдельному лицевому счету владельца прибора. Таким образом, транспондер выполняет следующие функции:

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Обратите внимание: перед проездом через магнитную рамку, водитель прибора должен снизить скорость до 25-30км/ч. Входная транзакция будет одобрена только в том случае, если на счету водителя присутствует необходимая денежная сумма.

Отличия

Фактически каждый все транспондеры – это одинаковые устройства, не отличающиеся между собой внутренней начинкой и техническими принципами работы. Меняются только компании-эмитенты, занимающиеся выпуском приборов. Рынок платных дорог в этом плане похож на сферу мобильной связи: существует несколько крупных организаций, предоставляющих свои услуги с помощью сим-карт, тарифных планов и пр. Транспондер – своеобразная сим-карта, на которую может быть записан определенный тариф, в рамках которого водитель будет получать существенные бонусы. На сегодняшний день, в России существуют 4 организации, занимающиеся выпуском радиомаяков:

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Каждая компания обладает статусом доверительного управляющего на определенной платной федеральной трассе. Купив транспондер T-Pass, вы сможете получать выгодные предложения на проезд по трассам, находящимся в ведении государственной компании Автодор. Водители, использующие прибор ЗСД, могут рассчитывать на скидки при перемещении по дорогам бренда «ООО Магистраль Северной Столицы».

Интероперабельность

Приобретая радиомаяк от одной из компаний-эмитентов, вы можете использовать устройство на всех платных магистралях страны. Принцип интероперабельности заключается в возможности применения одного и того же устройства для проезда по любой федеральной магистрали. Например, радиомаяк T-Pass будет действовать не только на дорогах ГК Автодор, но и на трассах остальных эмитентов.

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Обратите внимание: принцип интероперабельности гласит лишь о возможности использования одного транспондера для всех дорог. Наибольшую пользу устройство принесет только при поездках по трассам конкретной компании, занимавшейся выпуском прибора. Используя тот же T-Pass, водитель будет дешево ездить по дорогам «ООО Автодор-Платные Дороги», без каких-либо скидок на остальных магистралях страны. Однако остальные преимущества (бесконтактная оплата и экономия времени), все-таки останутся.

Принцип работы

Транспондер – маленькая коробочка с электронной начинкой, окрашенная в фирменные цвета компании-эмитента. Устройство поставляется в комплекте с креплением и инструкцией, согласно которой водитель монтирует прибор в левый верхний угол лобового стекла. Малые размера самого транспондера позволяют говорить о том, что контейнер со схемами не перекрывает угол обзора, нисколько не мешая водителю управлять транспортным средством.

На всем протяжении платной дороги установлены шлагбаумы, рядом с которыми стоят стационарные пункты продаж. Водитель может остановиться, выйти из машины, подойти к пункту оплаты, провести все необходимые операции по наличному или безналичному расчету, после чего продолжить путь. Второй вариант – использование транспондера. Машина с установленным устройством просто проезжает через отдельные ворота, которые оборудованы магнитными рамками – считывателями бесконтактной оплаты.

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Благодаря современным GSM технологиям подобные транзакции проводятся в течение нескольких секунд, без всякого участия водителя. Таким образом, обладатели подобных приборов экономят свое время и деньги, так как проезд по радиомаяку в среднем на 30% дешевле, по сравнению с тем, если бы вы оплатили дорогу в физическом здании пункта продаж.

Статусы

Каждый транспондер привязан к конкретной машине и владельцу с помощью договора, заключаемого водителем в момент покупки и оформления устройства. Штатный прибор снабжен элементами звуковой и визуальной индикации – с их помощью осуществляется передача уведомлений. Например, один короткий сигнал, издаваемый устройством при проезде через магнитную рамку, свидетельствует о корректности проведения оплаты.

Визуальная индикация – небольшой диод, закрепленный на корпусе прибора, и горящий одним из 4-х цветов. С помощью такого уведомления, водитель может посмотреть текущий статус своего прибора:

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Обратите внимание: изменение текущего статуса при проведении вводных транзакций на пополнение лицевого счета происходит в течение одного-двух часов.

Установка и снятие

Каждый радиомаяк поставляется в комплекте с крепежом и инструкцией по установке прибора на лобовое стекло автомобиля. Согласно текущим регламентам, монтаж оборудования для оплаты проезда по дорогам компаний-эмитентов должен производиться в следующем порядке:

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Согласно рекомендациям, установка транспондера может выполняться только при температуре поверхности стекла 15 градусов по Цельсию.

Источник

Проезд по платным дорогам

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Проезд с одним транспондером по другим дорогам

Все клиенты скоростного участка М-11 от Москвы до Солнечногорска могут оплачивать проезд своим транспондером на платных дорогах:

Как подключиться к интероперабельности?

Все владельцы транспондеров участка М-11 от Москвы до Солнечногорска автоматически получают возможность проезжать со своим электронным устройством по платным дорогам операторов, присоединившихся к соглашению о межоператорском взаимодействии.
Для этого не требуется подключения услуги в личном кабинете или посещения офиса клиентского обслуживания.

Сколько стоит?

Тарифы и скидки на проезд с транспондером участка М-11 от Москвы до Солнечногорска по другим платным дорогам устанавливаются операторами этих дорог.

Размер скидки клиентам с транспондерами разных операторов может различаться.

Клиенты с транспондером скоростного участка М-11 от Москвы до Солнечногорска могут проезжать по платным дорогам:
— «Северный обход Одинцова» – по базовому тарифу
— М-3 «Украина» – по базовому тарифу
— М-4 «Дон» – по базовому тарифу
— М-11 (58-147, 208-684 км) – по базовому тарифу
— «Западный скоростной диаметр» – по базовому тарифу «Транспондер»
— ЦКАД – 10% от базового тарифа

Данная информация носит ознакомительный характер, точная информация о стоимости проезда представлена непосредственно на сайтах дорог.

Как проезжать с транспондером?

Внимание! Обозначение полос для проезда с транспондером может отличаться на платных дорогах других операторов.

В случае возникновения вопросов или проблем при проезде с транспондером скоростного участка М-11 от Москвы до Солнечногорска по другим платным дорогам позвоните по телефону нашей клиентской поддержки 8 800 775 10 00 с 6.00 до 22.00.

В случае поломки автомобиля или возникновения чрезвычайных ситуаций на платной дороге другого оператора позвоните в клиентскую поддержку платного участка, по которому направляетесь, и расскажите о случившемся. Телефон клиентской поддержки:
М-3: 8 800 100 04 32
М-4 (21 – 211 км): 8 800 707 23 23
М-4 (225 – 633 км): 8 800 100 04 32
М-11 (58-147, 208 – 646 км): 8 800 707 23 23
Западный скоростной диаметр: 8 812 380 00 30
Северный обход Одинцова: 8 800 333 54 54

Для проезда с транспондером стороннего оператора, присоединившегося к соглашению о межоператорском взаимодействии, ознакомьтесь с разделом «Транспондер сторонних операторов / Интероперабельность».

Источник

Объехать систему Почему сложно ввести единый проездной для платных дорог

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Фото: Петр Кассин / «Коммерсантъ»

К концу 2016 года в России может появиться единая система оплаты проезда на коммерческих трассах. Ожидается, что она значительно облегчит жизнь и водителям, и операторам платных дорог, а в конечном итоге повысит привлекательность инвестирования в развитие инфраструктуры. Технически реализовать идею несложно даже с учетом масштабов страны, считают аналитики, а вот ее юридическая и финансовая сторона вызывает вопросы.

Вопрос интероперабельности (совместимости электронных средств регистрации проезда) будет обсуждаться на сентябрьской международной конференции «Роль и место интеллектуальных транспортных систем в сети платных автомобильных дорог России», организатором которой является государственная компания «Автодор», соорганизатором — ООО «Автодор — Торговая площадка». Пока такой совместимости на всех платных трассах нет, и водителям приходится иметь дело с несколькими операторами.

В «Автодоре» (госкомпания «Российские автомобильные дороги»), в ведении которого находятся платные трассы, рассказали «Ленте.ру», что в настоящий момент работают над созданием информационной системы межоператорского взаимодействия, которая позволит пользователям платных участков автомобильных дорог применять для безостановочного проезда электронные средства регистрации (транспондеры), приобретенные у любого оператора. Плюсы такой системы очевидны: водители сократят траты на покупку разных транспондеров и снизят потери времени на пунктах оплаты. Операторы тоже снизят издержки на ручной сбор оплаты и на обустройство пунктов ее приема, считают в «Автодоре».

Первый шаг сделан — пользователи могут оплатить проезд по уже введенному в эксплуатацию участку новой скоростной дороги М-11 Москва — Санкт-Петербург в обход Вышнего Волочка (км 258 — км 334) транспондерами, действующими на федеральной трассе М-4 «Дон» и наоборот. Следующий этап реализации проекта — распространение интероперабельности транспондеров на новые участки скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург.

В частности, в мае 2016 года «Автодор», ООО «Северо-Западная концессионная компания» и ООО «Объединенные системы сбора платы» заключили трехстороннее соглашение о введении интероперабельности систем взимания платы за проезд по автомобильной дороге М-4 «Дон» и действующим участкам новой магистрали М-11 «Москва — Санкт-Петербург». Это позволит пользователям уже в 2017 году оплачивать проезд по участку трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург от Москвы до Солнечногорска (км 15 — км 58) транспондером, действующим на трассе М-4 «Дон» и обходе Вышнего Волочка, и наоборот.

В «Автодоре» отметили, что конечная цель создания информационной системы межоператорского взаимодействия состоит в том, чтобы предоставить водителям возможности оплаты одним транспондером проезда по платным участкам трасс М-4 «Дон», М-11 Москва — Санкт Петербург, М-3 «Украина», Северного обхода Одинцово, Западного скоростного диаметра (платная автомагистраль в Санкт-Петербурге), Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), а также других платных дорог, которые будут строиться на территории России.

Согласно планам, в течение 15 лет в России должно появиться 15 тысяч километров платных дорог, а их общая протяженность составит более 20 тысяч километров.

Технически просто

Отсутствие единого оператора и единой системы оплаты проезда по платным дорогам — проблема, которая нуждается в срочном решении, считают аналитики, поскольку именно система платных дорог сегодня стала едва ли не ключевым вектором развития дорожной инфраструктуры и в столице, и в регионах.

С технической и организационной точки зрения внедрение в России единого проездного для платных трасс — посильная задача, уверены эксперты, а унификация систем оплаты заметно повысит качество услуги. «Если вы пользуетесь платными трассами, то знаете, какая очередь собирается на пропускных пунктах, и ее практически нет на тех полосах, где оплата производится с помощью транспондеров. Кроме того, банковской карты с технологией pay pass вполне достаточно, чтобы сократить очередь, поэтому терминалы для оплаты можно было бы вывести из кабинки кассира наружу», — говорит гендиректор логистической компании Transitplus International ltd Дмитрий Портнягин.

Опыт других стран показывает, что ввести такую систему несложно, главное — обеспечить удобство для водителей и отсутствие очередей на пропускных пунктах. «Единая система, на мой взгляд, должна объединять быструю оплату картой и оплату с помощью транспондера, так как соотношение автомобилистов с банковской картой и T-pass всегда будет примерно 80 к 20, — многие туристы, иностранные граждане не готовы тратить время на оформление T-pass», — считает Портнягин.

Пока же о единой системе речь не идет ни на федеральном, ни даже на региональном уровне, сетуют эксперты. «Более того, даже внедренные на отдельных участках платных дорог системы автоматической оплаты при въезде не только не способствуют разгрузке прилегающих бесплатных трасс, а, наоборот, приводят к формированию многочасовых пробок из-за несовершенства сканеров и необходимости остановки при въезде», — констатирует аналитик ИК «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. По сути, продолжает он, отсутствие единого оператора и системы идентификации автовладельцев, которая, в частности, могла бы позволить взимать плату постфактум, а не в момент пересечения границы платных участков, существенно отягощает перспективы развития дорожной сети и вывод на прибыль уже действующих дорог.

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

Платная дорога в провинции Хэнань (Китай), 4 июля 2016 года

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Технически переход на единую систему облегчается, в частности, тем, что часть оборудования на трассах уже есть. Заезды на платные участки оснащены камерами, которые вполне могут распознавать регистрационные знаки автомобилей, привязанные через портал госуслуг к конкретному физическому или юридическому лицу. «При этом плата может взиматься как при пересечении границ платных дорог, так и постфактум, в автоматическом режиме с использованием банковского счета или мобильного счета, как это сделано, например, при организации системы оплаты парковки в Московском регионе», — объясняет Яковенко.

Кроме того, напоминает он, на территории России уже действует система «Платон», причем на федеральном уровне. Обслуживает систему единый оператор в лице «РТ-Инвест транспортные системы», что не мешает эффективности работы «Платона», несмотря на солидную стоимость услуг компании (около 10 миллиардов рублей). Альтернативный вариант, когда за сборы в каждом регионе или на каждой конкретной трассе отвечал бы отдельный оператор, оказался бы, по мнению Яковенко, в разы дороже.

Одним из вариантов решения проблемы могло бы стать внедрение системы электронного учета передвижений с помощью проездного с использованием транспондера, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Роман Терехин. Единый проездной смогут выпускать разные операторы, и он будет доступен всем, кто использует платные трассы. «Здесь важна техническая оснащенность — наличие бесконтактного транспондера в виде единого устройства для всех российских дорог, то есть перенастройка системы приема оплаты таким образом, чтобы один транспондер можно было использовать для всех платных трасс», — поясняет эксперт. При этом уже имеющиеся сейчас у автовладельцев транспондеры будут продолжать действовать на всех трассах.

И картой, и стикером

Аналитики сходятся во мнении, что для запуска единой системы России вовсе не нужно изобретать велосипед — удобные сервисы уже работают во многих странах.

В качестве удачного примера эксперты приводят систему BeToll в Белоруссии, запущенную еще три года назад. Водитель, планирующий поездку по белорусским дорогам, регистрируется в национальной системе сбора платы за проезд — через сайт или в любом из пунктов обслуживания клиентов, рассказывает Терехин. Такие пункты располагаются во всех областных центрах, на заправочных станциях вдоль трасс и вблизи пограничных пунктов пропуска. Все они четко обозначены, их местоположение указывается знаками, установленными вдоль платных дорог. Процедура заключения договора занимает около 10 минут, после чего клиенту выдается под залог бортовое устройство. В дальнейшем оно напоминает о себе лишь тихим сигналом под каждой рамкой: запищало — значит, плата за очередной сегмент платной дороги списана со счета клиента. Если устройство больше не понадобится, водитель просто сдает его в пункт обслуживания, и ему возвращают сумму залога. Аналогичная система действует в Польше.

Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Смотреть картинку Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Картинка про Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить. Фото Что такое интероперабельность в автодоре и как подключить

«Въездной пропускной пункт на автодороге Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск»

Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

В США перед началом платного участка дорога расширяется до десятка и более полос, перегороженных контрольным пунктом. На каждой полосе свой пункт оплаты, некоторые отведены под обладателей специальных электронных пропусков, закрепленных на лобовом стекле. Считывающие устройства обрабатывают пропуска прямо на ходу (деньги списываются со счета), поэтому водители несутся через контрольный пункт, не снижая скорости.

Платные дороги в Китае не принадлежат напрямую государству, как это принято в большинстве стран. Ими владеют корпорации, где в акционерах есть и государство, и частные инвесторы, объясняет Дмитрий Портнягин. Большинство автострад используют систему карточек: водитель получает карту, въезжая на дорогу, и сдает на выезде, а плата рассчитывается исходя из расстояния. Электронные бесконтактные системы оплаты только-только начали появляться вокруг Пекина, Шанхая и Гуанчжоу, и для них выделяется отдельная полоса.

В некоторых странах Европы применяются бумажные купоны, так называемые виньетки или марки, рассказывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Они дают право на пользование платными дорогами в течение определенного времени. Тем не менее в ряде стран просто взимаются деньги перед платным участком или объектом.

В большинстве стран Европы (Австрия, Чехия, Словакия и другие) используется простая наклейка на лобовое стекло. «Это дешево и практично, но, учитывая расстояние в России и протяженность автомобильных дорог, придется дополнительно делить территорию на зоны, иначе потом очень сложно определить, какой оператор сколько средств должен получить, отмечает директор региональной сети ИК QBF Владимир Пахомов.

Если оставить вполне решаемые технические вопросы, главной остается проблема договоренностей: готовы ли концессионеры и управляющие компании проводить все финансовые потоки через единого оператора или решать оплатить разработку общего проездного. «Я не исключаю, что создание единого проездного, как и в случае с «Платоном», потребует изменений в действующем федеральном законодательстве, — резюмирует Кирилл Яковенко, — поскольку на добровольных началах создать такую систему будет сложно».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *