Что такое интерактивность в педагогике
Что такое интерактивность в педагогике
Интерактивность, интерактивный – слова, которые сегодня очень популярны в описании различного рода услуг, будь то услуги банка, магазина, цифрового телевидения, информационного портала или образовательной организации. И это неслучайно. Интерактивность востребована на современном рынке услуг, а это значит, что интерактивные услуги привлекут больше людей, повысят их активность в пользовании услугой. Что такое интерактивность, и чем она привлекательна для потребителя?
Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») – понятие, раскрывающее особенности взаимодействия при коммуникациях – используется в характеристике свойств информационных и телекоммуникационных систем, в программировании, а также социальных науках – таких, как социология, психология, педагогика. Интерактивность может характеризовать любую систему, ориентированную на взаимодействие с кем-то или чем-то. Например, интерактивный дизайн продукта – это такой дизайн, который обеспечивает разнообразное взаимодействие пользователя с приобретённым продуктом.
Интерактивность как возможность пользователя участвовать в управлении процессом
Интерактивность в широком смысле часто понимается как возможность потребителя самому управлять процессом потребления. Интерактивные информационные технологии позволяют нам управлять информационным потоком. Пользуясь интерактивным телевидением, мы можем просматривать фильмы и телепередачи в удобное для нас время, при желании останавливать кадр, прокручивать назад, размещать на экране сразу несколько каналов, формировать свой список любимых каналов, просматривать ТВ-программу, следить за новинками кинопроката и т.д. В интерактивном магазине – супермаркете – мы сами берём товары с полок, можем передумать и положить их обратно и повторить эту процедуру сколько угодно раз, а потом сразу рассчитаться за все выбранные нами товары. В каждом из приведённых примеров с помощью интерактивных технологий производители товаров и услуг решают задачу увеличения прибыли.
Интерактивное обучение позволяет обучающемуся самостоятельно управлять процессом освоения знаний и опыта, приобретения компетенций, а задача, которую решает посредством этого педагог – увеличить эффективность обучения.
Привлекательность интерактивного обучения давно используется в сфере коммерческих образовательных услуг. Например, сайт, предлагающий курсы английского языка в Москве, использует слоган, который характеризует важнейшую особенность интерактивного образования: «Вы определяете цели! Мы гарантируем их достижение!»
Клиент-обучающийся сам выбирает, что ему надо! Это характерно для андрагогической модели организации учебного процесса, ведь в данном случае речь идет о платном обучении, причём обучающиеся – как правило, взрослые люди, осознающие свои цели и хорошо мотивированные на результат.
Интерактивность как показатель интеллектуальности системы
Из-за разнообразия сфер использования в настоящее время не существует единого универсального определения интерактивности, в каждой науке и каждой сфере человеческой деятельности она трактуется по-разному.
В информационно-коммуникационных системах интерактивность понимается как способность системы адекватно реагировать на действия пользователя, проявлять активность, включать его в процесс взаимодействия. В системах программирования интерактивность характеризуется возможностью внесения изменений в готовую работающую программу.
Пожалуй, один из ярких примеров, наглядно иллюстрирующих свойство интерактивности в информационно-коммуникационных технологиях – интерактивная анимация. Просматривая обычный «мультик», его можно лишь включать и выключать, останавливать кадр, изменять скорость, регулировать звук. В интерактивной анимации мы можем, например, увеличивать отдельные элементы анимированной картинки, получать их текстовые описания по наведению или клику мыши на определённую область анимации, можем запустить вращение объекта его для обзора со всех сторон или можем поворачивать мышью, выбирая тот или иной ракурс. Иначе говоря, в интерактивной анимации картинка не просто изменяется, её приводят в движение действия пользователя.
Интерактивное обучение – реальность или вымысел современного образовательного процесса?
Елена Ноздрякова
В статье рассматривается проблема существования интерактивного способа учебной деятельности в современном образовательном процессе, сравниваются парадигмы образования, анализируется термин «интерактивное обучение». Также в тексте предлагается авторская трактовка интерактивного обучения, обозначаются критерии интерактивного способа обучения.
Каждая историческая эпоха создает свою культуру с особым менталитетом, ценностно-смысловыми акцентами, философией жизни, своеобразием правил социума. Вслед за этим неизменно меняется и образование как часть культуры. Современный мир представляет собой культуру постиндустриального типа, в основе которой лежит информатизация, научно-технический прогресс, динамизм, синкретизм, плюрализм, глобализация и «экранность», дистанцирование человека от природы и социума (Белл Д., Бжезинский З., Дракер П., Тоффлер Э. и др.).
Смена парадигмы «учения».
Смена парадигмы «учения» при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу, представленная в работах отечественного методолога А.М. Новикова (см. табл. 1), иллюстрирует новые «краеугольные камни» образования [6].
Таблица 1.
Компоненты парадигм | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество |
Ценности | — Учение для общественного производства | — Учение для самореализации человека в жизни, для личной карьеры |
Мотивы | — Учение как обязанность; — Деятельность педагога как исполнение профессионального долга | — Заинтересованность обучающихся в учение, удовольствие от достижения результатов; — Заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общения с ними |
Нормы | — Ответственность за учение обучающихся несет педагог; — Авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, при требовании от обучающихся дисциплины и усердия | — Обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение; — Авторитет педагога создается за счет его личностных качеств |
Цели | — Направленность учения на приобретение научных знаний; — учение в молодости как «запас на всю жизнь» | — Направленность учения на овладение основами человеческой культуры и компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и пр.); — Учение в течение всей жизни |
Позиции участников учебного процесса | — Педагог передает знания; — Педагог над обучающимися | — Педагог создает условия для самостоятельного учения; — педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство |
Структура учения | — Иерархия и авторитаризм; — Стабильные структура учебных дисциплин и формы организации учебного процесса; — Акцент на аудиторные занятия под руководством педагога | — Демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) характер учения; — Динамичные структура учебных дисциплин и формы организации учебного процесса; — Акцент на самостоятельную работу обучающихся |
Средства | — Основное средство – учебная книга | — Учебная книга дополняется ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ |
Контроль и оценка | — Контроль и оценка производятся преимущественно педагогом | — Смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающегося |
Из таблицы следует новое понимание роли образования в жизни человека, так называемой «педагогики постмодерна», основанной на принципах самостоятельности, саморазвития, самообучения и самоконтроля. Как писал доктор педагогических наук Г.Б. Корнетов «постмодернистская педагогика признает принципиальную невозможность жестко смоделировать образование. Для педагогики постмодерна сама цель образования множественна, подвижна, предельно индивидуализирована… Идеология постмодернизма, утверждая логику диалога, ставит перед педагогикой задачу превращения из моноцентричной в полицентричную отрасль научного знания, предполагает преодоление неприятия чуждых друг другу методологий, переход от взаимной критики к конструктивному диалогу на основе выявления позитивных моментов в двух направлениях: социализировать (органично привить индивидууму социальные нормы) и индивидуализировать (оказать помощь человеку в осознании своей уникальности, выборе собственного смысла жизни и жизненного пути, простраивании уникальной образовательной траектории) человека» [Корнетов, стр. 248-249].
Смещение целевых установок приводит к трансформации всего современного образовательного процесса, образуя диалектически взаимосвязанное единство процессов саморазвития личности и педагогической системы, опирающейся на личностно-ориентированный, системно-деятельностный и компетентностный подход. Плюрализм, восприимчивость к инновациям, поиски новых основ обучения, воспитания и развития привели к возникновению в конце ХХ – начале XXI веков множества интересных идей, моделей, концепций, теорий в образовании: от проблемного и развивающего до дистанционного обучения. И вот здесь мы сталкиваемся с удивительным явлением в педагогической теории и практике: среди различных моделей, оформившихся в той или иной степени, нет концепции интерактивного образования. Ситуация парадоксальна: впервые понятие «интерактивность» в применении к образованию прозвучало ещё в 70-е годы ХХ века, в педагогической теории и практики существуют многочисленные работы, где упоминается данный термин как на уровне статей, так и на уровне научных диссертаций, данное понятие присутствует в официальных документах, сопровождающих образовательный процесс. Например, в перечислении профессиональных качеств стандарта «Педагог» упоминается владение «современными, в том числе интерактивными формами и методами» [Проф стандарт, с. 8]. При этом до сих пор нет оформленной концепции интерактивного обучения, единой классификации, принципов и критериев определения интерактивных технологий, форм и методов.
Образно выражаясь, ситуация с интерактивным обучением напоминает рассыпанное жемчужное ожерелье, вспыхивающее яркими огоньками то здесь, то там, но не представляющее собой единое произведение искусства. Это приводит к обесцениванию самой идеи интерактивности в образовании, так как в отсутствие генеральной линии развития отдельные педагогические явления воспринимаются либо слишком сложными для воспроизведения в повседневной практике (дебаты, работа творческими группами, кейсы), либо чересчур развлекательными и негодными для «серьезного обучения». Думается, это ситуация, при своей анекдотичности, скорее более печальна для современного образования, так как рассеянные «жемчужины» знаний интерактива оставляют у неподготовленного педагога чувство неопределенности и, возможно, разочарования. Остаются скрытыми суть и смысл, возможности и потенциал интерактивных форм и методов обучения.
Понятие «интерактивное обучение».
Одна из причин подобной ситуации заключается в полиморфности самого понятия «интерактивное обучение», из чего следует широкое смысловое поле ассоциаций и форм работы.
Анализируя английский термин «interact», можно заметить, что он состоит из двух смысловых основ: «inter» (между, в, среди, взаимо-) и «act» (действие, поступок, акт, номер), образуя вместе смысловую дефиницию, обозначающую действия, поступки, акты между двумя (и более) сторонами, т.е. взаимодействие, взаимовлияние друг на друга. Проведенный автором категориальный анализ существующих определений выявил три вектора трактовки понятия «интерактивное обучение».
— как «двустороннее общение преподавателя с обучающимся посредством технических средств обучения при помощи специальных программных продуктов»[1];
— или как «система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой, с учителем, с компьютером, с учебной литературой, при которой происходит освоение нового опыта, получение новых знаний и предоставляется возможность для самореализации личности учащихся»[2].
— как «способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса, в ходе которого у них формируются навыки совместной деятельности»[3];
— как «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем»[4];
— или как «способ познания, основанный на полилоговых формах взаимодействия участников учебной деятельности, сочетающий варианты индивидуальной и групповой работы, призванный одновременно решать учебно-познавательные, коммуникативно-развивающие, социально-ориентационные задачи образовательного процесса»[5].
— интерактивное обучение — это «способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития»[6];
— интерактивное обучение — это «система правил организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующих педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер»[7]. Позже это определение было уточнено Хархановой Г.И. (1999): «основным признаком интерактивных форм обучения является организация взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных игр, преобладание активной деятельности учащихся по изучению и усвоению новых знаний»[8];
— это «формы деятельности, направленные на получение знаний и навыков в процессе коллективного взаимодействия на основе равноправного партнерства через осознание собственных когнитивных и личностных процессов, их динамики и преломления через восприятие другими»[9].
Таким образом, интерактивное обучение представляется особо организованной формой (часто – игровой) активного диалогового (полилогового) взаимодействия обучающихся, как между собой, так и с окружающей средой (в том числе – компьютерными средствами обучения). В свете компетентностного подхода, являющегося методологическим вектором современного образования, представляется целесообразным дать следующую авторскую формулировку интерактивного обучения, понимаемого как способ организации учебной деятельности в условиях интенсивного целенаправленного полилогового продуктивно-рефлексивного взаимодействия всех участников педагогического процесса, создающего предпосылки для развития компетентностей личности. Данное определение позволяет вычленить критерии интерактивного обучения, позволяющие ограничить область его научного применения:
Таким образом, интерактивное образование является областью современного образовательного процесса в стадии формирования концепции [7; 8] и требует дальнейшего изучения и стандартизации.
Литература
[1] Тихобаев А.Г. Интерактивные компьютерные технологии обучения, 2012.
[2] Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся, 2009.
[3] Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы, 1991.
[4] Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения, 2006.
[5] Коротаева Е. В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения, 2012.
[6] Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения, 2013.
[7] Лушникова Е.Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилиации у старших школьников, 1995.
[8] Харханова Г.И. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников, 1999.
[9] Лезова Л.В. Активные методы обучения как средство профессионального самоопределения студентов УСПО, 2001.
Что такое интерактивное обучение?
В последнее время много изменений происходит в сфере образования, поэтому очень важно, чтобы в занятиях, будь то очных, смешанных или онлайн, использовались творческие инструменты и методы для поддержания интереса учеников.
По мере того как обучение отходит от традиционных лекций, когда ученики в основном молчат и часто не задействованы, преподаватели ищут альтернативу, которой и является интерактивное обучение.
Что такое интерактивное обучение?
Интерактивное обучение – это обучение, которое требует участия учеников. Это участие может происходить через классные и небольшие групповые дискуссии, а также через изучение интерактивных учебных материалов, которые они получают в электронном классе.
Хотя широкое определение «интерактивное» делает разработку и преподавание такого урока относительно легким. Не все виды интерактивности одинаково эффективны для всех учащихся. Застенчивые ученики, например, скорее всего меньше выиграют от дискуссий, где участие является добровольным.
Данная технология принесла большую пользу преподавателям, позволив создавать и использовать учебные материалы, которые необходимо активно изучать.
Давайте рассмотрим плюсы и минусы интерактивного обучения и развенчаем многие мифы, которые существуют в современном обучении.
Плюсы интерактивного обучения
Интерактивное обучение развивает мышление и самостоятельность, увеличивает вовлеченность учеников и помогает им лучше учиться.
Это лишь некоторые из многих преимуществ, которые предлагает интерактивное обучение:
Способствует сотрудничеству
Замена традиционных школьных досок интерактивными достигла своего пика в последнее десятилетие во всем мире. Интерактивные доски являются популярным способом обмена информацией в режиме реального времени, главным образом потому, что они способствуют сотрудничеству и делают обучение простым и увлекательным.
Социальные инструменты могут принести пользу процессу обучения, потому что они дают каждому ученику возможность связаться с остальными участниками.
С их помощью ученики могут общаться и работать над проектами вместе со своими коллегами.
Универсальность в преподавании и обучении
Время, в течение которого мы способны удерживать внимание, может существенно отличаться, но оно довольно непродолжительное. Поэтому когда преподаватели постоянно используют одни и те же методы обучения, ученикам неизбежно становится скучно, независимо от того, насколько они хотят овладеть материалом.
В интерактивном обучении это исключено. Оно очень универсально и наполнено самыми различными учебными методами и практиками.
Способствует самостоятельности
Известно, что способность «взять на себя ответственность за собственное обучение» приносит ученикам много пользы и помогает им быстрее овладеть знаниями. Для достижения этой цели решающее значение имеет интерактивное обучение.
С помощью технологии, используемой в таком типе обучения, ученики могут контролировать свои учебные процессы и определять предпочтительные учебные ресурсы. Это помогает преодолеть чувство отчужденности, которое они часто испытывают в традиционном классе, и позволяет им найти новые, индивидуальные способы обучения самостоятельно, даже когда занятия закончены.
Использует имеющиеся технические навыки учеников
Современные люди росли с технологиями почти каждый день своей жизни, поэтому можно с уверенностью сказать, что они очень опытны в этом вопросе.
И хотя многие считают, что внедрение технологий в обучение является рискованным и необходимо больше времени, чтобы привыкнуть к ним в образовательных целях, это не такая уж плохая идея.
Если все сделано правильно, интерактивное обучение может дать ученикам совершенно новый взгляд на технологии. Вместо того чтобы просто использовать их в качестве инструмента для общения в социальных сетях или для игр, учащиеся будут использовать его для развития своих навыков и образования.
Гибкое и легко адаптируется
Интерактивное обучение имеет хорошую особенность – оно гибкое. Есть много вариантов, которые оно позволяет реализовать.
Например, чтобы овладеть иностранным языком, ученики могут смотреть видео на YouTube, читать письменные материалы, слушать онлайн-курсы и т. д. Кроме того, они могут использовать множество различных инструментов для совместной работы, изучения и написания.
Интерактивное обучение предполагает различные стили, которые сочетают в себе участие и гибкость. Вот некоторые из наиболее популярных интерактивных стилей обучения, которые используют преподаватели:
Это весело и интересно
Наконец, одна из самых больших причин, почему ученики любят интерактивное обучение – это приятное и веселое занятие.
Когда предоставляется возможность сотрудничать с другими учениками и преподавателем, обмениваться идеями и использовать технологии для обучения, учащиеся получают удовольствие.
По сравнению с традиционными методами обучения, которые ученики часто находят скучными, интерактивное обучение позволяет использовать более широкий спектр действий и инструментов для овладения одним и тем же материалом. Это, в свою очередь, повышает их мотивацию и вовлеченность.
Интерактивное обучение позволяет ученикам не только использовать различные инструменты и технологии для обучения, но и открывает для них возможности быть творческими и наслаждаться свободой контроля своего обучения.
Минусы интерактивного обучения
Как и любой другой подход к обучению, интерактивные методы также имеют свой собственный набор недостатков. Вот самые распространенные из них:
Это может быть сложно
Поскольку интерактивное обучение является довольно новым явлением в мире образования, оно часто может вызывать сложности.
Использование неограниченного количества ресурсов и разнообразных инструментов также усложняет задачу, затрудняя отслеживание того, что ученики изучают и в каком темпе.
Несмотря на огромные преимущества, интерактивное обучение также требует большой работы от преподавателей. Они должны обладать хорошими техническими навыками, чтобы иметь возможность отслеживать и направлять учеников в учебном процессе, а также знания и опыт в использовании инструментов, которые способствуют самостоятельности и сотрудничеству в группе.
Интерактивное обучение должно часто обновляться. Преподаватели и ученики должны быть в курсе последних тенденций, прежде чем внедрять их в учебный процесс.
Дорогие сервисы и программы, которые требуются для реализации интерактивного обучения
Вы не можете действительно эффективно внедрить интерактивное обучение без необходимого программного обеспечения.
Чтобы внедрить данный тип обучения и пользоваться многочисленными преимуществами, которые оно предлагает, учебный проект должен иметь необходимое программное обеспечение и соответствующих сотрудников. Это требует большого бюджета, который многие не готовы тратить только на «тестирование интерактивного обучения» как учебного метода.
Одним из недостатков, безусловно, является стоимость. Приобретение программного обеспечения для смешанной интерактивной учебной программы часто обходится дорого, особенно если учебное заведение большое или имеет несколько филиалов.
Поможет с этим справиться современная платформа для управления обучением «АнтиТренинги». Широкий функционал сервиса может разнообразить ваш учебный контент, упростит работу преподавателей и позволит отслеживать и контролировать успеваемость учеников. А большой спектр тарифов позволит подобрать вам лучший вариант в соотношении «цена-качество».
Принятие особенностей обучения обеими сторонами учебного процесса
Даже если технологии и ресурсы доступны для всех сторон процесса обучения, они все равно должны быть приняты преподавателями и учениками.
В противном случае затраты и усилия будут напрасны.
Тот факт, что большинство учеников владеют современными технологиями, помогает в обучении. Ученики довольно быстро осваивают интерактивное обучение, но как правило преподавателям предстоит пройти долгий путь, прежде чем они получат те же технические знания, что и их ученики. Но это необходимо в процессе руководства и помощи ученикам, поэтому принятие особенностей интерактивного обучения может представлять проблему на первых порах.
Медленный темп движения к результату
Темпы развития интерактивных методов обучения остаются медленными.
Основываясь на выбранной методике и методе обучения, использование технологии часто может заставить учеников сосредоточиться на вещах с меньшей важностью или сделать акцент на изучении уже освоенных материалов. Многие ученики задерживаются на тех темах, которые находят наиболее интересными и простыми в освоении.
Поскольку интерактивное обучение дает ученикам большую гибкость и свободу влиять на свои учебные процессы, преподаватели не всегда могут контролировать работу и прогресс каждого отдельного ученика в интерактивном классе.
В традиционном классе все ученики учатся на одних и тех же материалах и в одном и том же темпе. Из-за гибкости в интерактивном обучении этот темп часто может быть медленнее для некоторых учеников.
В конце концов, это работа преподавателя: направлять и отслеживать выбор учеников и их деятельности. Процесс подготовки преподавателей сложен и движется медленно, а вместе с ним и успех интерактивного обучения.
Преподаватели и ученики могут быть перегружены
Мы уже установили, что интерактивные методы требуют от преподавателя значительного объема работы, особенно на начальных этапах.
Преподавателям необходимо выбрать учебную программу, найти инструменты и программы для интерактивного обучения и правильно направлять учеников на использование соответствующих ресурсов.
На этом пути преподаватели должны постоянно работать над своими техническими навыками, проверять прогресс и темп обучения своих учеников, а также постоянно находить новые методы и источники для того, чтобы сделать все это возможным.
Чем более организован этот процесс, тем лучше будут результаты. И все же ни для кого не секрет, что интерактивное обучение негативно сказывается на преподавателях в виде переутомления.
Когда дело доходит до учеников, то интерактивное обучение приносит больше пользы, чем традиционное обучение. Однако возникает вопрос о перегрузке информацией. Это происходит на начальных этапах реализации интерактивного обучения, когда учащиеся впервые знакомятся с разнообразной учебной деятельностью и содержанием.
До тех пор, пока ученики и преподаватели не достигнут баланса и не освоят интерактивные процессы обучения, будут возникать сложности.
Когда преподаватель находит правильный учебный план и создает программу, адаптированную к потребностям своих учеников, он должен передать эти знания самому ученику. Как только ученик принимает это, вовлекается в процесс и привыкает к нагрузке, таких сложностей не возникает.
Как вы можете видеть, есть как плюсы, так и минусы интерактивного обучения. Преимущества очевидны и доказаны, а недостатки в основном существуют в процессе внедрения интерактивных методов обучения.