Что такое интеллектуальное развитие
Что такое интеллектуальное развитие, и из чего оно состоит?
Важная составляющая личностного развития — интеллектуальное развитие личности. Безусловно, развитый интеллект — важнейший инструмент достижения жизненного успеха, особенно в нашем постиндустриальном, информационном обществе.
Что такое интеллектуальное развитие? Это развитие сознания и мышления, развитие способности думать, рассуждать, размышлять, анализировать. А что такое сознание и мышление? Иногда эти два понятия используют как синонимы, но сознание напоминает дом из 5 этажей: отражение, отношение, целеполагание, управление, мышление. Таким образом, мышление — это верхний, пятый «этаж» сознания. Что происходит на каждом из пяти этажей? На первом этаже (отражение) происходит сбор информации. Никакое мышление, никакое интеллектуальное развитие невозможно без информации. Информация — основа знаний. Поэтому будьте любознательны и любопытны. Не пренебрегайте сбором информации. Больше читайте, смотрите, слушайте, запоминайте! Но информация полезна не всякая. Поэтому учитесь отделять главное от второстепенного, вырабатывайте своё собственное отношение к окружающему миру, правильно расставляйте приоритеты, ищите и находите только нужную вам информацию, заранее продумайте, какую информацию вы хотите получить в первую очередь, и где вы сможете её получить.
В первую очередь, вам необходима информация, связанная с вашей работой, делом. Постоянно совершенствуйте знания в выбранной вами профессии, следите за новинками, старайтесь быть, что называется, «в тренде». Но не только это. Независимо от сферы деятельности, необходимо научиться слушать музыку, прошедшую испытание временем, понимать поэзию и философию, обрести знания по истории и психологии, разбираться в искусстве и религии, знать общие вопросы естествознания, обществознания и человекознания. А вот информация из социальных сетей, из «дзена» — бесполезная информация. Старайтесь не «залипать» в соцсетях, не читайте белиберду, написанную в «дзене», не читайте и не слушайте новостей, в особенности политических (если, конечно, вы не политолог). Всё это, в лучшем случае, бесполезно, а то и вредно для интеллектуального развития личности. Но всё-таки бесполезная и ненужная информация проникает в наш мозг, полностью закрыться от неё — трудно.
Поэтому на втором этаже (отношение) идёт процесс сортировки, классификации информации, раскладывания её «по полочкам». Здесь отделяется полезная информация от бесполезной, главная от второстепенной и т.д. Вырабатывается индивидуальное мировоззрение — свой собственный взгляд на мир, представления, убеждения и т.п. На третьем этаже (целеполагание) — идёт определение целей и предполагаемых конечных результатов (деятельности, жизни и т.д.). Вы решаете, чего вы хотите, как будете этого добиваться, какими способами, какие шаги и в какой последовательности будете предпринимать. Для облегчения задачи составьте план (пошаговую инструкцию) и следуйте ему. Наметив план, старайтесь от него не отступать (за исключением особых случаев). Это и есть четвёртый этаж (управление), на котором мы управляем сами собой, собственной жизнью, обстоятельствами, собственными мыслями, чувствами, эмоциями, желаниями, контролируем ситуацию. У многих людей именно этот этаж развит хуже всего. Как научиться управлять обстоятельствами? Определите для себя оптимальный режим деятельности на сутки, на неделю и на месяц, сколько времени вы планируете выделять на работу, домашние дела, личную жизнь, занятия спортом и на всё остальное. Не забывайте, что мелкие дела (почистить зубы, вынести мусор, завязать галстук, достать носки и т.п.) тоже требуют времени, многие люди почему-то уверены, что эти дела делаются «вне времени», а потом удивляются, куда делись 20 (30, 40, 50) минут? Старайтесь, чтобы план был не жёстким, а гибким — не 1, 2, 3, 4 часа, а 1–2, 2–3, 3–5 и т.д. Если даже в этот гибкий план не удастся вписаться идеально, не беда, помните, что любой план не догма, а руководство к действию, скорректируйте его с учётом обстоятельств и продолжайте двигаться вперёд. А для того, чтобы выполнять то, что намечено, нужна сила воли, но об этом в отдельной статье.
Наконец, пятый этаж — мышление — способность решать переборные задачи, перебирая различные варианты, останавливаться на одном из них, в идеале, на самом лучшем. Например, женщина выбирает, что надеть — платье, юбку или брюки? Ищет лучший вариант и, как ей кажется, находит его (например, платье). Однако иногда выясняется, что выбранный вариант не лучший, мама (дочка, сестра, специально не пишу — подруги, им вообще верить нельзя) говорит: «Это платье тебе не идёт, у тебя же есть прекрасный брючный костюм, почему ты его не надела?» Почему это происходит? Почему не всегда удаётся выбрать лучший вариант? Причины ошибки могут быть самые различные, но чаще всего они происходят от того, что не учитывается многофакторность проблемы. Решение любой проблемы требует комплексного, системного подхода. Следует стараться выявить, осмыслить и проанализировать все связи элементов между собой, как одно связано с другим (третьим, четвёртым и т.д.). Для решения любой проблемы лучше применить методы системного анализа.
5 основных методов системного анализа:
Думать, рассуждать, размышлять, анализировать, помогает знание логики. Изучайте логику по учебникам и другой литературе, но старайтесь подходить к логическим знаниям, творчески, а не догматически. Делайте из логики не догму, а руководство к действию. Главный закон логики — закон достаточного основания. Для любого вывода, решения, поступка должны быть достаточные основания, а не просто желание левой ноги. Основания делятся на объективные и субъективные. Первые связаны с самой действительностью, что в ней благоприятствует, а что не благоприятствует достижению поставленной цели? Вторые связаны с нашими собственными ресурсами, что поможет осуществить задуманное? Если и объективных, и субъективных оснований достаточно, можно приступать к осуществлению задуманного. Если нет, тогда одно из двух: либо лучше задумать что-то другое, либо попытаться повлиять на обстоятельства. Субъективные более чем на 90% в нашей власти. Объективные, в меньшей степени, но, в принципе, можно попробовать повлиять и на них. В конце 19 века в России была абсолютная монархия, и, казалось бы, ни у Ленина, ни у Сталина не было ни малейших шансов встать во главе государства. Но, упорно работая над этим, они в конце концов добились своего! Поэтому даже объективные обстоятельства можно попробовать «прогнуть под себя»! Другое дело, что надо каждый раз взвесить — стоит ли овчинка выделки? Может, запланировать что-нибудь не такое грандиозное, а просто полезное и нужное?
Основными составляющими интеллектуального развития являются:
Для развития интеллекта также подходит решение логических и математических задач, игра в шахматы и другие интеллектуальные игры, но не компьютерные, польза от них сомнительна, а вред очевиден. Учитесь рассуждать сами с собой на любые темы, это разовьёт и речь, и способность рассуждать, анализировать, и логику, и аргументацию. При удобном случае вступайте в дискуссии с другими людьми, но, во-первых, убедитесь, что они тоже этого хотят, а, во-вторых, следите за тем, чтобы дискуссия не перешла в ссору и взаимные оскорбления. При малейших признаках быстренько сворачивайте дискуссию и выходите из неё. Худой мир — лучше доброй ссоры!
Соблюдая эти простые рекомендации, люди, даже обделённые от природы умственными способностями (как и любые другие способности, они от природы развиты у разных людей неравномерно, но, как и любые другие способности, они поддаются тренировке и развитию), смогут развить свой интеллект и свою личность, свои сознание и мышление.
Развитие интеллекта: эффективные способы на каждый день
Интеллект – это особое качество человеческой психики, включающее в себя способность адаптироваться к различным жизненным ситуациям, обучаться и усваивать информацию на основе полученного опыта, понимать и применять абстрактные концепции и имеющиеся знания с целью управления окружающей действительностью. Говоря проще, интеллект является общей способностью человека познавать и преодолевать трудности, объединяющей в себе такие сферы как мышление, воображение, представление, память, восприятие и ощущение.
Несложно заметить, что интеллектом охватывается работа сразу несколько отделов человеческого мозга, из чего следует вывод, что и к его развитию следует применять комплексный подход, состоящий из разных способов. Способы, с которыми вы познакомитесь дальше, могут использоваться как специальная система развития интеллекта (и развития мышления), причем применяться она может для его тренировки и у детей, и у взрослых.
Развитие интеллекта: простые и эффективные способы
Информация, с которой вы познакомитесь, на первый взгляд может показаться крайне необычной, если говорить о развитии интеллекта, но именно в ее необычности и простоте кроется наибольшая эффективность. Интересно также и то, что применять ее можно без особых усилий в повседневной жизни, просто уделяя каждый день немного своего времени.
Способ первый – оптимальное время для отдыха
Этот способ можно назвать базовым, т.к. в состоянии усталости и утомленности ни о каком развитии интеллекта и памяти, а также других способностей, не может быть и речи. Поэтому для начала начните уделять соответствующее время и внимание своему сну. Здоровый сон является не только прекрасной профилактикой рассеянности, забывчивости и затрудненности мышления, но и повышает интеллект и все умственные способности вообще. Интересую статью на тему сна, кстати, вы можете прочитать здесь.
Способ второй – ведение записей
Тут речь идет об анализе информации посредством ведения записей. Нередко каждому из нас в голову приходят толковые мысли и хорошие идеи, но вместо того чтобы стараться запоминать их, как это делает большинство людей, мы советуем вам их записывать. Кроме того, в письменном виде также можно и размышлять, продумывая перспективы и варианты развития событий, составляя планы и списки. Так вы задействуете несколько участков мозга и, одновременно с тренировкой памяти и внимания, будете способствовать улучшению концентрации. Что же касается анализа информации, то наглядное ее отображение позволит видеть картину шире и на основе этого видения принимать верные решения.
Способ третий – тишина и покой
Множество людей по окончании рабочего дня, да и в любое свободное время, занимаются отнюдь не развитием интеллекта, а какими-то делами, которые этому совсем не способствуют. К таковым можно отнести просмотр телевизора, «залипание» в соцсетях, бессмысленные разговоры по телефону или неразвивающие компьютерные игры. Особенно склонность к этому проявляется у детей. Всему этому, конечно же, может иметься время и место в жизни, но если есть цель развивать интеллект, лучше как можно больше находиться в тишине и спокойствии – это позволяет генерировать новые идеи, обдумывать планы, находить верные и мудрые решения сложных проблем и вообще лучше и качественнее отдыхать.
Способ четвертый – развивающие игры
Для развития интеллекта и памяти, внимания и концентрации очень полезно играть, например, в логические игры, шахматы и шашки, домино, настольные интеллектуальные игры («Монополия», «Имаджинариум», «Миллионер» и т.п.). Если сделать такое времяпрепровождение регулярным, можно создать действенную систему развития не только интеллекта, но и способности анализировать, считать в уме, находить причинно-следственные связи, вести расчеты и развивать мышление в целом. А еще можно посвятить время прохождению различных развивающих тренингов и курсов, например, вот такого.
Способ пятый – общение с людьми
Взаимодействие и общение с разными людьми несет в себе огромное количество положительных моментов – расширяет кругозор, способствует получению новой информации, избавляет от комплексов, развивает коммуникативные навыки, повышает уверенность в себе и самооценку. Чтобы обеспечить свой интеллект почвой для постоянного развития, общайтесь с окружающими как можно больше, причем старайтесь общаться с такими людьми, которые в чем-то лучше вас, например, умнее, образованнее, сильнее, увереннее, обеспеченнее и т.д. Чем выше вы сами себе поставите планку, тем более сильной и развитой личностью сможете стать.
Способ шестой – чтение книг
Еще один превосходный и простой способ развития интеллекта у детей и взрослых – это чтение. Люди, читающие много книг, всегда поддерживают свой мозг в тонусе и познавательной активности. Наполняя его все новой информацией, они просто вынуждают себя личностно и интеллектуально расти. Ко всему прочему, начитанный человек испытывает в общении с другими намного меньше трудностей, ведь литература несет в себе информацию совершенно разного плана, которую всегда можно успешно применить в жизни. А еще одним плюсом чтения является то, что начитанный человек с развитым кругозором способен быть отличным собеседником практически в любой ситуации.
Способ седьмой – делать привычные вещи непривычными
Речь идет о том, чтобы вполне обычные повседневные вещи выполнять неординарными способами. Все мы ежедневно чистим зубы, умываемся, расчесываемся, моем посуду и завязываем шнурки – такие вещи уже давно стали привычными и выполняются нами на автоматизме, а значит, мозг совершенно не напрягается. Но из них реально сделать классную систему развития интеллекта. Начните ходить на работу новыми путями, застегивать ремень наоборот, всегда переходить дорогу, начиная с левой ноги и т.п. Так вы активизируете свои мыслительные процессы, станете обращать внимание на мелочи, будете тренировать осознанность. Помните о том, что даже такие банальные эксперименты способствуют развитию ума и служат хорошим способом тренировки интеллекта и памяти, внимания и сосредоточенности, мышления и креативности.
Способ восьмой – изобразительное искусство
Чтобы развивать интеллект вам вовсе необязательно становиться новым Пабло Пикассо или Леонардо да Винчи – можно просто время от времени уделять пару часов рисованию. Поставьте себе задачу нарисовать конкретную картину, и вы заметите, как ваш мозг начал работать активнее. Когда человек рисует, активизируются оба полушария мозга, повышается концентрация и улучшается координация. Помимо этого, в процессе рисования человек как бы отключается от внешнего мира на какое-то время, благодаря чему очищается и отдыхает сознание.
Способ девятый – постоянное обучение
Обучение – это всегда прогресс и движение вперед. Таким образом, постоянно усваивая новые знания и овладевая новыми навыками, вы автоматически будете заставлять свой интеллект развиваться. Подойти может все, что угодно: изучение иностранных языков, подробное исследование карты мира, погружение в исторические хроники, чтение автобиографий знаменитых людей и т.д. Но можно пойти дальше и, например, получить новую специальность, пройти курсы переподготовки и повышения квалификации или вообще сменить работу или начать вести собственный бизнес. Такая система развития станет для вас отличным помощником, и всегда будет поддерживать ваш интеллект в тонусе.
Способ десятый – самообразование
Этот способ – логическое продолжение предыдущего. К сожалению, далеко не каждый человек готов учиться всю жизнь, однако тот, кто задумывается о тренировке своего интеллекта, делает самообразование непременной частью своей жизни. Возможностей для этого сегодня – хоть отбавляй. Читайте книги и учебники, узнавайте новое и общайтесь с интересными людьми, увлекайтесь необычными вещами и найдите для себя хобби, смотрите документальные фильмы и развивающие передачи. А если хочется заняться самообразованием по полной программе, вы можете, к примеру, пройти курс по развитию мышления или какой-нибудь хороший онлайн-тренинг. Здесь же мы хотим напомнить, что любую новую информацию, если она предполагает практическое применение, необходимо всегда использовать на практике – только так самообразование станет полноценным и эффективным.
Способ одиннадцатый – позитивное мышление
Естественно, жизнь никогда не проходит абсолютно спокойно, и иногда преподносит сюрпризы. Обстоятельства и ситуации, о которых мы даже не подозревали, могут лишить силы и выбить из колеи, заставить переживать и бить тревогу. Но воспринимать их нужно именно как очередной шанс для саморазвития и развития интеллекта. Собирая в кулак волю, поднимаясь с колен и направляя энергию в нужное русло, мы становимся сильнее, опытнее, мудрее и умнее. И особую роль во всем этом играет не что иное, как позитивное мышление, т.к. именно оно позволяет нам сохранять спокойствие, мыслить созидательно, быть стойкими и уверенными в себе. И уже отсюда проистекают все остальные преимущества – повышение способности к концентрации, тренировка навыка управления временем и планирования, развитие силы воли и стрессоустойчивости. Помните, что жизнь вместе со всеми ее событиями уже сама по себе может использоваться вами, как идеальная система развития интеллекта. И такое отношение к ней должно быть сформировано, как у детей, так и у взрослых.
Способ двенадцатый – видение перспектив
Умение видеть перспективы есть определяющее звено на пути к успеху и полноценной жизни. Если вы научитесь всегда быть настроенным на поиск новых ступеней для развития, ваше мышление всецело будет сосредоточено на анализе имеющихся у вас перспектив. В действительности судьба постоянно предлагаем вам нечто ценное и значимое, а ваша задача – это увидеть, понять и оценить. Мысля конструктивно, вы способствуете развитию своего интеллекта и искусственно создаете для себя потребность в расширении кругозора. И действовать именно так, а не иначе, должен каждый, кто стремится к самосовершенствованию, личностному и интеллектуальному росту. Без этого компонента достичь полноценного успеха и счастья будет просто невозможно.
Способ тринадцатый – физические нагрузки
Несмотря на то, что данный способ развития интеллекта считается скорее косвенным, нежели прямым, он дает отличные результаты. Во-первых, нагружая себя физически, вы способствуете улучшению кровообращения, обогащаете свой мозг кислородом, благодаря чему он начинает функционировать в разы эффективнее, и способствуете выработке белка, отвечающего за формирование нейронов – ключевого элемента в развитии интеллектуальных способностей. Во-вторых, физическая работа – это замечательный способ отдохнуть и набраться сил вашему уму, т.к. если он будет постоянно утомлен, результативность любой работы над собой многократно снижается. И, в-третьих, физическое развитие вкупе с умственным – это самое полноценное развитие, к которому и нужно стремиться. Если есть желание, можно записаться в спортивную секцию или пойти в тренажерный зал, хотя вполне сгодятся пробежки, зарядка, дыхательная гимнастика и банальные отжимания от пола.
От того, насколько хорошо развит ваш интеллект, зависит очень многое. Конечно же, показатель IQ нельзя назвать решающим в достижении успеха и улучшении жизни, но если интеллектуальные способности развиты хорошо и вы работаете над собой, ваши шансы самореализоваться и осуществить свои мечты многократно возрастают. Занимайтесь тренировкой интеллекта и памяти, развивайте тягу к совершенствованию у себя и у детей, и, конечно же, улучшайте свое мышление – тогда перед вами откроются небывалые возможности, способные сделать вашу жизнь яркой, насыщенной и счастливой.
Интеллект: определение, развитие и деградация
Развитие ума и интеллекта – задача весьма непростая, но крайне необходимая в жизни каждому человеку. О том, почему это так, мы говорили в статье «Развитие интеллекта. Что делать, чтобы стать умнее». Также в этой статье мы рассказывали, как нужно развивать интеллект, однако некоторые особенности мы, конечно же, не рассмотрели.
Одной из таковых, на наш взгляд, являются механизмы психики, соответствующие общепринятому пониманию интеллекта. Поэтому в настоящей статье мы хотим поговорить об интеллекте не с позиции внешних показателей интеллектуальности, а исходя из определенных функциональных механизмов.
Интеллект: определение и понимание
В первую очередь нам нужно формализовать определение интеллекта. Для этого нужно установить рамки применения этого понятия, которые не позволят размыть его смысл. Самой общей границей можно назвать необходимость осознания объекта интеллектуальных усилий, которые возможны лишь при творческой активности, причем она должна быть осознанной.
Творческую активность здесь нужно понимать как применение творческого мышления для поиска решений проблем, разработки новых вариантов действий и т.д. Говоря проще, это самое прямое проявление навыков адаптивности ко всему новому.
Важно заметить, что разбираться в интеллектуальных механизмах абсолютно бессмысленно, если не брать в расчет функциональность сознания, а также то, что вне сознания совершенно невозможна никакая выработка новых адаптивных навыков. Без этого глупо рассчитывать на появление жизненного опыта, который соответствует постоянно меняющимся условиям действительности.
Это приводит нас ко второму условию применения понятия интеллекта: интеллект является проявлением осознанной деятельности, и это проявление заметно отличается от устоявшихся поведенческих паттернов и стереотипов. Многие люди, обладающие богатейшим жизненным опытом, зачастую прибегают лишь к прошлым действиям своего интеллекта, при этом не демонстрируя того, что соответствовало бы настоящему. Именно поэтому интеллект тесно взаимосвязан не со способностью к решению задач (это под силу даже компьютеру), а со способностью творчески подходить к поиску новых решений.
Давайте же попробуем понять феномен интеллекта хотя бы в самом общем смысле. Когда человек рождается, интеллекта у него нет, из чего следует, что интеллект приобретается посредством личного опыта, формируется под влиянием окружающей среды на всех этапах развития человека.
Показатели интеллекта впоследствии поддаются оценке с помощью огромного количества IQ-тестов и анализа адекватности поведения человека. Поведенческая адекватность выражается в соответствии получаемого желаемому – если в результате своих действий человек получает неожиданный результат, вероятнее всего, его поведение не совсем адекватно ситуации (к примеру, если из 100 попыток сделать что-либо, в 70 случаях вы достигаете желаемого, значит, ваш интеллект эффективен на 70% в области совершаемых действий).
Также интеллект нельзя считать чем-то сугубо абстрактным – способностью решать математические задачи или головоломки и т.п. Интеллект можно назвать эффективностью абсолютно любых реакций, ведь он всегда подразумевает применение субъективной модели действий в соответствующих обстоятельствах (например, композитор может блистать интеллектом в музыке, но при этом оставаться полным профаном в других областях).
Чтобы описать механизмы работы психики, разбирать по полочкам суть интеллекта совсем не обязательно. Это философский термин, который появился еще до того, как механизмы адаптивности начали исследоваться наукой. Однако понятие интеллекта оказывается одним из самых востребованных, в частности, в области сопоставления эффективности адаптивных навыков людей в разных сферах их применения.
Как правило, уровень данной эффективности (относительно использования творческих навыков в социальной жизни) оценивается тестами на IQ, которые позволяют быстро и достаточно достоверно проанализировать индивидуальный потенциал каждого человека. Но эти тесты не очень подходят, когда нужно проверить активно действующий интеллект, т.к. они жестко ограничены по времени, что не позволяет применить реальный творческий подход к поиску решений.
Тестами можно проверить уже имеющиеся навыки решения задач в знакомых условиях, а не установить эффективность творческого подхода при поиске таких решений (для этого нередко требуется развивать разные промежуточные навыки). В дополнение к этому тесты на IQ пригодны в случае с небольшим количеством задач, а более обширные области они уже не затрагивают.
Каждый человек имеет механизмы осознания для подстройки под новые условия и выработки новых вариантов действий, формирующих поведенческие навыки, исходя из личного опыта. Так что в ситуациях, важных для человека, но не имеющих никакого отношения к другим людям, проявление интеллекта этого человека может окружающими вообще никак не восприниматься.
Исходя из рассмотренных нами условий применимости понятия «интеллект», под ним нужно понимать механизмы, которые обеспечивают осознание человека в совершенно новых и значимых ситуациях и творческий поиск соответствующих им новых вариантов поведения. Сюда же можно отнести проверку этих вариантов на эффективность в реальных условиях, оценку результата и формирование новых поведенческих паттернов.
Выработка новых вариантов поведения происходит при помощи навыков (автоматизмов) творческого поиска, способных развиваться и в новых условиях, постепенно дополняясь «свежими» составляющими. Продукт же интеллектуальной деятельности выражается здесь в новых поведенческих автоматизмах в новых обстоятельствах, за счет чего становится более широким и жизненный опыт реагирования.
Если не брать в расчет время, на протяжении которого проявляется интеллект в процессе формирования навыков, интеллектуальный потенциал будет выражаться в творческом потенциале адаптивности человека к новым условиям относительно конкретной формы деятельности.
По этой причине сравнивать интеллектуальный потенциал разных людей нецелесообразно. Делать это можно лишь в случае, если он применяется в схожих областях. Так, можно быть интеллектуалом в литературе, науке, механике, решении жизненных проблем, кулинарии, политике, бизнесе и т.д. Но сопоставлять интеллектуальные навыки и интеллектуальный потенциал разных областей нельзя.
Помимо прочего, проявление интеллекта может выражаться в приобретаемом человеком жизненном опыте, а эффективностью в этом случае будет являться степень соответствия опыта реальности (т.е. насколько действия соответствуют желаемому результату).
Как мы уже говорили, интеллекты в разных областях применения жизненного опыта нельзя сопоставлять по показателям эффективности. Однако никогда нельзя упускать из внимания тот факт, что интеллект, вне зависимости от того, с какой областью приложения жизненного опыта приходится иметь дело человеку, поддается развитию.
Развитие интеллекта
Говоря о развитии интеллекта, в первую очередь нужно сказать о том, что люди, задумывающиеся на эту тему, поступают не совсем правильно, т.к. не спрашивают себя конкретно, какой именно интеллект, т.е. какие именно творческие навыки следует развивать. И это упущение нередко становится для людей камнем преткновения, преградой на пути.
Нужно понимать, что навыки понимания и восприятия вполне могут развиваться независимо от навыков эффективного выполнения каких-либо действий. Это наглядно показывают самые разные духовные практики. Благодаря им некоторые люди, например, воспринимают и осознают то, чего в материальном мире не существует. Их уверенность в восприятии этого нечто крайне высока, но при этом им не требуется подкреплять ее практическим анализом на соответствие действительности.
Не углубляясь в подробности еще больше, можно просто сказать, что развивать человек должен лишь то, что послужит формированию необходимых с практической точки зрения навыков. Человек начинает осваивать новые элементы поведенческих реакций, и в результате активизируется часть интеллектуального потенциала (навыки поиска новых решений), которая взаимосвязана с конкретной областью деятельности и конкретными условиями.
А когда человек пытается развивать что-то на будущее, он уже начинает заниматься самосовершенствованием, веря в то, что развиваемое им ему обязательно пригодится. Далее мы не будем продолжать вести речь на тему развития интеллекта (еще раз советуем почитать нашу статью «Развитие мышления. Что делать, чтобы стать умнее»), а коснемся другого не менее важного вопроса.
Деградация интеллекта
Пожалуй, вы и сами прекрасно понимаете, что все, что не используется, со временем приходит в негодность, и интеллекта это касается тоже (кстати, рекомендуем также почитать статью «Сохранение ясного ума и интеллекта в пожилом возрасте»). Это можно назвать одной из простейших форм адаптации организма, исходя из особенностей окружающей среды и необходимости выполнять действия.
Все психические навыки, точно так же, как метаболизм, иммунитет и физическое состояние человека, соответствуют принципу адаптивности. Чтобы поддерживать их тонус, ими необходимо пользоваться. Вспомните, как после пары недель постельного режима во время болезни вам было как-то «не по себе» ходить и заниматься привычными делами. Аналогично этому, если не востребованы интеллектуальные навыки, они начинают угасать, понемногу забываться и т.д.
Говоря с научной точки зрения, если мозг на протяжении долгого периода времени бездействует, начинают отмирать целые нейронные структуры, состоящие из синоптических контактов, ветвлений тел нейронов, самих нейронов, дендритов и аксонов. Так что развитие интеллектуальных навыков требует, чтобы интеллект выполнял конкретные задачи, причем они должны быть важны и значимы для человека.
Что же касается пассивности интеллекта (и в особенности современного человека), то сегодня можно назвать реальные факторы, служащие причиной интеллектуальной деградации:
Первый фактор
В настоящее время можно найти огромное количество формализованной информации на тему самой разной деятельности. Это инструкции, руководства, пособия, рекомендации и советы, переходящие из уст в уста. Это приводит к тому, что любые потуги выработать свои собственные навыки в интересующей области во многих случаях лишь вредят человеку и отнимают у него время. Творческие инициативы работников во многих организациях, к сожалению, сегодня пресекаются на корню. От человека требуют всего лишь освоить эффективную методику и просто следовать регламенту.
Не будем спорить, есть и немало сфер деятельности, где без интеллекта не обойтись, где он востребован, где только с его помощью можно творить и создавать. Однако потребность в людях, бездумно выполняющих то, что сказано, в разы превышает потребность в творческих, креативных и инициативных высокоинтеллектуальных людях. Последнее, в свою очередь, и приводит к тому, что интеллектуальный потенциал таких людей простаивает без дела и увядает за ненадобностью.
Все чаще появляются специалисты с узкой специализацией, которым нужно лишь поддерживать имеющийся уровень интеллекта. Именно таких людей можно назвать «автоматами», «винтиками» в самых разных системах. Тех же, кто продолжает развивать свой интеллект по собственной инициативе и растягивает этот процесс на годы, несоизмеримо меньше.
Творчество, о котором мы уже не единожды упоминали, существенно отличается от всего, что создается по схемам, шаблонам и инструкциям. Продукт любого творчества – это самобытность и уникальность. Ценность творчества как раз-таки и состоит в возможности создавать новое, необычное, но все так же актуальное, а это можно смело назвать символами применения высокого интеллекта.
Второй фактор
Условия жизни сегодня все больше поддаются стандартизации, что проявляется в обобщающихся культурных представлениях. Уровень творческой самобытности идет на спад. Из-за избытка самых разных форм, обеспечивающих комфортную жизнь, люди перестают совершать ошибки, которые заставляют задуматься. Иногда даже отмечаются некие психические отклонения, не особо ярко проявляющиеся в социальной жизни. Но последствия у всего этого отнюдь неутешительные.
Для многих людей становится кредо бездельничать и жить за счет других людей. Качество культуры стремительно снижается. Из-за общепринятых норм и даже некоторых законов люди привыкают жить без интеллекта, но при любых других обстоятельствах это могло бы стоить им жизни. И это еще одна причина деградации интеллекта людей.
Но люди, которые поощряют такой социальный уклад, сами стремятся к сохранению и развитию своего интеллектуального потенциала. В противном случае общество оказалось бы перед угрозой разрушения. Это указывает на то, что, в общем и целом, не стоит говорить, что интеллектуальные возможности общества снижаются. Но все же соотношение высокоинтеллектуальных и низкоинтеллектуальных людей смещается в сторону последних.
Несмотря на это, есть смысл говорить и об ослаблении данной тенденции в любой области, и именно благодаря такому положению вещей поддерживается определенная стабильность. Но достигается эта стабильность порой за счет социальных конфликтов, многие из которых возникают как раз из-за людей с низким интеллектом, но при этом ведущих себя на равных с остальными, а иногда даже считающих себя умнее и важнее других.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в крупных городах два изложенных выше фактора деградации интеллекта имеют большее значение, нежели в городах провинциальных. Поэтому в «более развитых» местах отмечается особое состояние психики их жителей и повышенный уровень интеллектуальной деградации. И это при том, что именно там находится наибольшее число интеллектуально развитых людей, систематически занимающихся развитием своего мышления (советуем также почитать статью «Проблемы высокого IQ»).
Надеемся, что представленная информация, пусть и не в полной мере, но все же помогла вам приблизиться к пониманию интеллекта и его механизмов, и на ее основе вы сможете сделать для себя определенные выводы: стоит ли развивать интеллект, что влияет на его развитие и т.д. Но в заключение нашей статьи мы хотели бы немного поговорить еще на одну тему – тему гениальности.
Гениальность
В некоторых случаях, когда человек проявляет высокую интеллектуальную активность в творческой деятельности, ей может сопутствовать то, что на основе определенных признаков воспринимают как гениальность.
Если понимать смысл механизмов, составляющих основу психики и обуславливающих интеллектуальный потенциал, а также суть самого этого потенциала, можно говорить об экстремальном состоянии интеллектуального творчества, т.е. о гениальности. Как правило, гениальностью является степень интеллектуального потенциала, способствующая созданию неординарных и особо выдающихся творческих результатов.
Состояние гениальности отличается своими характеристиками психической, а также физиологической организации. И эти характеристики таковы, что без кропотливой и вполне серьезной работы никаких гениальных идей и результатов ожидать просто не стоит. Среди данных характеристик можно выделить:
Если две этих характеристики присутствуют, а их сочетание оказывается подходящим, появляется неудовлетворенность человека текущим положением дел, требующим для своего изменения совершения осознанных волевых усилий. И когда понимание конкретной ситуации накапливается и достигает критической отметки, происходит то самое озарение, называемое гениальным. Если же человек будет лежать на диване и смотреть в потолок, ни на какие откровения ему лучше не рассчитывать.
Что же такое гениальность? В первую очередь, это постоянное пребывание в процессе осмысливания какой-либо творческой идеи, непрекращающаяся и преобладающая над всем остальным мозговая активность. Она не останавливается, даже когда человек спит, ведь она имеет для него такое большое значение, что получает подпитку из большинства существующих областей восприятия.
Эта активность не появляется сама по себе и из ниоткуда. Это следствие кропотливого изучения и обдумывания определенной проблемы или ситуации, играющей в жизни человека важнейшую, чуть ли ни главную роль (одной из таких ситуаций может быть состояние влюбленности, когда невозможно думать ни о чем другом).
Из этого следует вывод: чтобы делать поистине гениальные вещи, вовсе не обязательно быть гением от природы, наследовать какие-то генетические черты от предков. Состояния гениальности можно достичь искусственно, «заболев» чем-то окончательно и бесповоротно. Эта «болезнь» активизирует максимум интеллектуального потенциала, тем самым и приведя к состоянию творческой гениальности.
Мы глубоко убеждены, что развивать мышление и интеллект должен каждый человек. На это не должно влиять ни окружение, ни обстоятельства, ни какие-либо иные причины. Единственное, что должно оказывать влияние – это искреннее желание развиваться, становиться лучше и умнее. Мы желаем вам иметь это желание, никогда ни перед чем не останавливаться и, конечно же, собирать как можно больше информации о работе интеллекта и его особенностях.
Пусть наша статья послужит еще одной монеткой в вашу копилку знаний. Искренне желаем вам удачи и достижения новых вершин!