Что такое интегрированные уроки
Интегрированный урок, методика проведения
Что такое интегрированный урок.
Сообщение подготовлено учителем ИООШ Коноваленко Т.А.
Интегрированный урок— это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Конечно, есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков. Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.
Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:
свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;
ведущий системооообразующих и встомогательных компоненты;
характер связей между соединяемым материалом;
структуру (последовательность) расположения материала;
методы и приёмы его предъявления;
методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
способы увеличения наглядности учебного материала;
распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
критерии оценивания эффективности урока;
форму записи подготовленного урока;
формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.
Охарактеризуем некоторые шаги по подготовке интегрованного урока. Мотивы, побудившие учителя использовать этот тип урока, определяются теми противоречиями, которые обнаружены им в учебном процессе, и осознаваемыми потребностями их разрешения. Ответ на вопрос, зачем этот урок нужен моим детям и мне как их учителю, возможен только при понимании противоречия в организации учебной деятельности учителя и ученика. Практик понимает противоречие как недостаток, проявляющийся в несоответствии, например, узко предметных знаний ученика и отсутствием у него способности применять их при анализе глобальных или просто жизненных явлений; в несоответствии дидактической задачи необходимости использования знания из одного предмета и умений переносить их в другую ситуацию и т.д. Всё это и есть типичные недостатки учебно-воспитательного процесса на предметном уроке.
Поставив цель, кратко и понятно её сформулировав, учитель отбирает материал для объединения его в одном уроке, т.е. определяет состав интегрирования. Это делается уже вместе с учителем того предмета, который привлекается к созданию интегрированного урока. На этом этапе отбираются лишь учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную основу интеграции. Здесь достигается взаимное согласие участвующих в интеграции учителей.
Далее оба учителя анализируют предварительно отобранный материал и делят его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока. Системообразующей может быть лишь та часть интегрируемого содержания, которая определяется целью задания. Таким компонентом становятся отдельные понятия, законы, идеи, методы или средства обучения. Выделение системообразующего компонента обязательно, именно он определяет, какой материал надо интегрировать в урок, чтобы его полнее отворить, точнее объяснить или найти причины его появления.
Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция.
Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание учителем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках того рода. Каждый последующий интегрированный урок будет легче проводиться всеми участниками педагогического процесса.
После того как определили цель урока, интегрируемые блоки знания, выделили один из них в качестве системообразующего и, наконец, определились с формой интегрирования, следует заняться очень тонкой работой – рассмотрением связей, которые следует установить между интегрируемыми блоками знаний. Связи – это устанавливаемые или восстанавливаемые последовательные зависимости интегрируемых компонентов между собой. На этом этапе учитель несколько дольше задержится: найти связи и зависимости, определить их характер не так просто. Здесь нет выбора, а есть заданность, определяемая природой и характером изучаемых явлений.
Теперь о структуре интегрированного урока. Здесь тоже много вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини- уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Есть вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки.
Разработка структуры интегрированного урока- совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это требует продуманного управления по сути новым процессом познания.
Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Такие ситуации становятся сегодня нормой.
Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.
Интегрированные уроки – способ создания целостного мировоззрения
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе.
Одной из важнейших проблем, на мой взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического и гуманитарного цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью физики и математики и обилием учебного материала, противоречивостью взглядов в области истории и обществознания, неумением применить знания различных предметов. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика физики и математики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению, интеграции с другими науками, такими как история, изобразительное искусство, иностранный язык и др.
Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Преимущества интеграции на уроке
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. (Приложение1,2). Возможна разнообразная интеграция учебных предмет.
Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.
Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня при использовании большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80% урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на учащегося: видео-художественый, музыкальный ряд, телевидение, декламация, чтение, показ исторических документов, мультимедийное сопровождение.
Результаты интегрированного обучения и его значение
Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему:
1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных и гуманитарных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
4) повышает качество знаний учащихся;
5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического и гуманитарного цикла;
6) формирует у учащихся общие понятия физики, математики, истории и других предметов;
7) обобщение умений и навыков: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
8) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
9) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, истории на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
10) приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.
Вот уже на протяжении нескольких лет, наша рабочая группа проводит раз в четверть интегрированные занятия. Темы занятий разнообразны (например):
Приложение 1
“Моделирование образовательного события”
Интегрированный проект “Что нам стоит дом построить”
Открытый урок на межмуниципальном семинаре по теме “Что нам стоит дом построить?”
Каждая команда решает свои задачи в течение 15 минут, 5 минут на составление отчёта и подготовку к выступлению.
II. Практическая работа:
Приложение:
Стоимость 1м 3 бруса. рублей.
Задание физикам – теоретикам:
Имея в распоряжении бруски древесины, весы, определить из пород какого дерева они сделаны.
Результаты своих измерений внесите в заявку
Стройматериалы | P, кг/м 3 | V, м 3 | m, кг | Количество машин |
Сосна | — | |||
Ель | — | |||
Кирпич |
Вопросы классу:
— Кто решил для себя, что можно построить свой дом в нашем селе и создать условия для проживания своей семьи в сельской местности?
— Кто-то из вас может получить строительную специальность. Какие строительные специальности вы знаете? Где их можно получить?
— Награждение участников проекта сертификатами.
— Презентация молчановских домов.
Приложение 2
1. Проблема исследования:
На уроках истории мы очень часто разбираем тему “Культура. ”. Мы постоянно недоумевали: какая же это история, если мы разбираем развитие образования, науки.
На уроках физики, мы знакомились в 7 классе с простейшими механизмами (блоки), а то что простейшими механизмами являются и орудия древнего мира, ознакомились частично. А ведь их множество.
А оказывается, что все предметы, которые мы изучаем в школе тесно взаимосвязаны между собой.
Технология нам поможет сделать макеты.
История – исторические военные конфликты, где применялись эти простейшие казалось бы, виды вооружения.
С названиями метательных машин в научной литературе царит ужасная неразбериха. На то есть четыре причины: путаница между греческими, римскими и позднейшими системами классификации.
Интегрированные уроки
Методологической основой современного преподавания является интеграция (от лат. integratio – восстановление восполнение. ), которая дает возможность показать учащимся “мир в целом”, преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам. Интегрированными называют уроки, на которых взаимосвязанно изучаются темы истории и обществознания, биологии, географии, литературы и т.д. С точки зрения целесообразности, интеграция способствует усилению межпредметных связей, снижению перегрузок учащихся, расширению учащимися сферы получаемой информации, подкреплению мотивации в обучении, исключая дублирование и освобождая учебное время для изучения другого явления.
Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Интегрированным уроком можно назвать любой урок со своей структурой, если для его проведения используются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук или же других учебных предметов с использованием новых учебных программ. Следовательно, методологической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ современной науки. Для проведения интегрированного урока необходимо четко формулировать тему, цели, задачи, понятия, объединяющие системные науки.
Интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: бинарном (одновременное обучение), понятийно-информационном (согласование учителями разных предметов информации и проведение уроков по отдельности) и дистантном (сетевом).
Интегрированные уроки по обществознанию и биологии, где изучаются темы: “Человек познает мир”, “Природа, общество, человек”, “Природа под охраной закона”, “Генетические признаки наций и народностей”, “Связь поколений”, “Место человека в системе органического мира” (приложение № 1) и т.д. представляются не менее результативными и интересными. Опыт проведения таких уроков показывает насколько эффективней могут быть результаты поставленных задач:
— познавательных: научить связи между событиями, фактами, явлениями во времени и пространстве эволюции; делать всевозможные выводы;
— развивающих: научить сравнивать, обобщать, сопоставлять, в целом, анализировать, делать логические умозаключения;
— воспитательных: формировать нравственное, морально-осознанное отношение ко всему, что окружает учащихся из осмысления событий и явлений историками и литераторами, биологами, географами и т.д.
Для обеспечения наилучших результатов поставленных целей и задач предлагается использование и различных методов и средств обучения. Это могут быть: исследовательская работа, проблемная лекция, учебная дискуссия, поисковая работа, эвристическая беседа, анализ и решение ситуативных задач, ролевая игра, выполнение индивидуальных заданий в процессе урока, работа с опорными схемами, конспектами, практический и лабораторный анализ и т.д.
Использование различных методов, приемов и средств обучения способствует обострению внимания к теоретическому материалу, познавательному мышлению, приобщению учащихся к актуальным проблемам жизни общества, восприятию по-новому содержания изучаемого. Реализация принципов интегративного личностно развивающего образования: личностного подхода, рефлексии, проблемности, системности, диалогичности также имеет важное значение при проведении интегрированных уроков по истории и обществознанию с другими предметами.
Эффективность современного занятия с использованием бинарного метода интегрирования различных предметов зависит от искусства учителей, проявляющего в том, как они взаимодействуют с учениками и между собой принимают учебные цели и задачи, подбирают задания и упражнения, пользуются мультимедийными средствами обучения, ежеминутно владеют ситуацией урока. На наш взгляд, при проведении интегрированных уроков на первый план выдвигается не формальная организация образовательного процесса по передаче суммы знаний, не твердое соблюдение всех традиционных компонентов обучения, а целенаправленное, последовательное, информационное взаимодействие учителей и учеников,
(связи: ученик + учитель) получающих взаимное удовлетворение от встречи друг с другом в рамках личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и саморазвития. Никакие самые совершенные обучающие образовательные программы, в том числе и интегрированные уроки, сами по себе не обеспечат эффективности, если им не будет соответствовать уровень информационно-технологической культуры педагогов.
Известно, что усвоение знаний о мире, о людях, о природе происходит через восприятие, осознание запрограммированного эволюцией мышления и запоминание.
Реальные возможности интеграции знаний о многообразии форм человека и формирования позитивных отношений у школьников к кому бы то или к чему бы то ни было дают интегрированные уроки по биологии и обществознанию.
К примеру, интеграция тем: “Человеческие расы, их родство и происхождение” (биология) и “Расизм. Несостоятельность расизма”, (обществознание) поможет учащимся удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание многообразия особенностей человеческих популяций и признание равноправия и неотъемлемых прав и свобод всех людей на земле (приложение № 2).
Таким образом, правильный отбор и структурирование содержания интегрированных уроков приводит к новой организованной, на наш взгляд, структуре учебного процесса, повышению интереса к изучаемым учебным предметам, к будущей самообразовательной работе учащихся.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.
Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.
Во-вторых, если урок готовиться 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это правило необходимо соблюдать, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества.
Неопытные педагоги очень легко увлекаются, забывая, что при проведении данного типа урока количество времени, отводимое каждому из учителей, сокращается вдвое, и зачастую не успевают уложиться в рамки одного урока.
В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.
В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.
Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и не был мозаикой отдельных картин.
Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.
Актуальность исследования. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечено, что одним из важнейших педагогических условий модернизации является развитие познавательных способностей школьников. Решение этой задачи неразрывно связано с созданием в общеобразовательной школе среды, благоприятной для развития интеллекта, способствующей самореализации личностного потенциала учащихся.
Вопросам изучения и развития интеллекта посвящены исследования П.П. Блонского, JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, I JI.B. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, А.С. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. В разработку теории активизации интеллектуальной деятельности внесли вклад такие отечественные педагоги, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.П. Аристова, А.А. Бодалев, А.А. Вербицкий, Е.М. Вергасов, B.C. Данюшенков, Б.П. Есипов, И.А. Зимняя, B.C. Ильин, Ю.Н. Кулюткин, В.И. Лозовая, А.К. Маркова, A.M. Матюшкин, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.
В части педагогических исследований в качестве решения проблемы активизации интеллектуального развития учащихся предлагалась организация учебной деятельности, учитывающая их склонности, интересы, способности. В то же время предметные знания оставались разобщенными, логические аспекты преобладали в ущерб историко-культурным и социокультурным. В настоящее время ведутся поиски новых форм, приемов и средств активизации обучения. Эффективным средством активизации интеллектуального развития учащихся, на наш взгляд, может стать интеграция областей научного знания “двойного подчинения”, т.е. возникающего на стыке гуманитарного и естественнонаучного знания.