Что такое инструментарий информационной технологии

Инструментарий информационной технологии

Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть фото Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть картинку Что такое инструментарий информационной технологии. Картинка про Что такое инструментарий информационной технологии. Фото Что такое инструментарий информационной технологии Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть фото Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть картинку Что такое инструментарий информационной технологии. Картинка про Что такое инструментарий информационной технологии. Фото Что такое инструментарий информационной технологии Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть фото Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть картинку Что такое инструментарий информационной технологии. Картинка про Что такое инструментарий информационной технологии. Фото Что такое инструментарий информационной технологии Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть фото Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть картинку Что такое инструментарий информационной технологии. Картинка про Что такое инструментарий информационной технологии. Фото Что такое инструментарий информационной технологии

Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть фото Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть картинку Что такое инструментарий информационной технологии. Картинка про Что такое инструментарий информационной технологии. Фото Что такое инструментарий информационной технологии

Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть фото Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть картинку Что такое инструментарий информационной технологии. Картинка про Что такое инструментарий информационной технологии. Фото Что такое инструментарий информационной технологии

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Определение информационной технологии

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта.

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

Инструментарий информационной технологии

Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п.

По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии. Определим это понятие.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.

Источник

Что такое инструментарий информационных технологий?

Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть фото Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть картинку Что такое инструментарий информационной технологии. Картинка про Что такое инструментарий информационной технологии. Фото Что такое инструментарий информационной технологии Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть фото Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть картинку Что такое инструментарий информационной технологии. Картинка про Что такое инструментарий информационной технологии. Фото Что такое инструментарий информационной технологии Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть фото Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть картинку Что такое инструментарий информационной технологии. Картинка про Что такое инструментарий информационной технологии. Фото Что такое инструментарий информационной технологии Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть фото Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть картинку Что такое инструментарий информационной технологии. Картинка про Что такое инструментарий информационной технологии. Фото Что такое инструментарий информационной технологии

Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть фото Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть картинку Что такое инструментарий информационной технологии. Картинка про Что такое инструментарий информационной технологии. Фото Что такое инструментарий информационной технологии

Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть фото Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть картинку Что такое инструментарий информационной технологии. Картинка про Что такое инструментарий информационной технологии. Фото Что такое инструментарий информационной технологии

Инструментарий информационной технологии — совокупность программных продуктов, использование которых позволяет достичь поставленной пользователем цели.

К инструментарию можно отнести, например, все известные программные продукты общего назначения: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари.

Что относится к средствам информационных технологий?

Средствами новых информационных технологий (СНИТ) (И.В.Роберт) называют программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

К средствам новых информационных технологий относятся:

· персональные компьютеры (ПК), комплекты терминального оборудования для ПК всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ПК;

· устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно;

· средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность»);

· современные средства связи;

· системы искусственного интеллекта;

· программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.), системы машинной графики и др.

Как Вы понимаете, что такое образовательный портал, чем

Он отличается от сайта?

Веб-сайт – это совокупность логически связанной гипертекстовой информации, оформленной в виде отдельных страниц и доступной в сети Интернет.

Образовательный портал— автоматизированная информационная система, предоставляющая различным категориям пользователей удаленный доступ к информационным образовательным ресурсам посредством персонифицируемого интерфейса.

Если раньше интернет-порталы можно было по пальцам пересчитать, то теперь они встречаются почти в каждой сфере. От обычных сайтов их отличает ряд признаков, которые хоть и официально не признаны, но все-таки находят применение в web-пространстве.

Контент.

Из первого пункта вытекает второй – объем контента. В обычных сайтах, как правило, не так уж и много статей. В порталах же количество страниц может исчисляться несколькими тысячами. Причем, чем шире и сложнее тематика, тем больше контента можно получить в итоге. Например, ресурсы, в которых собраны советы для женщин, могут несколько лет выпускать по несколько статей в день и все равно не охватят все возможные вопросы.

Также в порталах, в отличие от обычных сайтов, контент разнообразен. Например, там могут использоваться видео, инфографика, записи самих пользователей и т.д. Обычные сайты, как правило, публикуют только статьи, так как в остальных материалах просто нет надобности.

Помимо этого, порталы отличаются большим количеством авторов. Нередко за каждым из них закреплен какой-нибудь раздел на портале. Так как ресурс крупный, ему необходимо постоянное обновление. Один человек вряд ли может справиться с таким объемом работ (в отличие от того же обычного сайта).

Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть фото Что такое инструментарий информационной технологии. Смотреть картинку Что такое инструментарий информационной технологии. Картинка про Что такое инструментарий информационной технологии. Фото Что такое инструментарий информационной технологии

Дополнительные модули, посещаемость.

В порталах нередко можно встретить дополнительные модули: форумы, фотогалереи, блоги, отзывы и т.д. В обычных сайтах чаще всего присутствует лишь пара из них (или отсутствует вообще). Это обусловлено тем, что для портала очень важно иметь устойчивое сообщество, а для этого необходимо активизировать аудиторию.

Порталы легче продвигаются (особенно, если все страницы взаимосвязаны). На ведущих позициях по популярным запросам чаще всего будет находиться именно этот тип интернет ресурсов. Например, «Википедия» занимает просто огромный пласт первых мест в поисковой выдаче только благодаря объемам.

Что такое контент образовательного портала?

Контент— информационное наполнение информационной системы (тексты, графики, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение информационной системы). Существенными параметрами информационного наполнения являются его объем, актуальность и релевантность.

Источник

Инструментарий информационной технологии

Инструментарий информационной технологии

Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с по­мощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, ин­струменты, конвейерные линии и т.п.

По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программ­ное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработ­ка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной тех­нологии.

Определим это понятие:

Инструментарий информационной технологии — один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа ком­пьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программ-ных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные изда-тельские системы, электронные таблицы, системы управления базами дан­ных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.). эксперт­ные системы и т.д.

Виды современных информационных технологий

Информационная технология обработки данных

Характеристика и назначение

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо струк­турированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алго­ритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся опе­раций управленческою труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численнос­ти работников.

На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

· обработка данных об операциях, производимых фирмой;

· создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;

· получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумаж­ных документов или отчетов.

Примером может послужить ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств, или же запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности.

Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию от всех прочих:

• выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой фирме предпи­сано законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использо­вать как средство обеспечения и поддержания контроля на фирме. Поэтому в любой фирме обязательно должна быть информационная система обработки данных и разра­ботана соответствующая информационная технология;

• решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать алгоритм;

• выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их соблюдение организациями всех видов;

• выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека;

• использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют детальный (подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность фирмы проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу;

• акцент на хронологию событий;

• требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов других уровней.

Хранение данных . Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных.

Создание отчетов (документов). В информационной технологии обработки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы могут создаваться как по запросу или в связи с проведенной фирмой операцией, так и периодически в конце каждого месяца, квартала или года.

Выводы

Содержание понятия «информация» может быть раскрыто лишь в контексте словосочетания или

3 вопрос. Свойства и виды информации. Что такое информационные ресурсы? (3)

Свойства информации:

Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.

Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Информационные ресурсы могут быть различных видов. Это средства массовой информации, библиотеки, интернет. К примеру, через Интернет могут успешно продаваться следующие информационные ресурсы:

— новостные ленты (on-line-новости). Достаточно широкому кругу менеджеров компаний различного профиля необходимо узнавать о происходящих в мире событиях незамедлительно. Например, лента финансовых и политических новостей жизненно необходима трейдерам для принятия решений о продажах и покупках на биржах;

— подписки на электронные копии периодических изданий. Некоторые газеты и журналы выпускают свои полные электронные копии и предоставляют к ним доступ;

— доступ к электронным архивам и базам данных, содержащим информацию по самым разным вопросам;

— аналитические отчеты и исследования;

— собственные аналитические материалы и прогнозы.

По категории доступа информационные ресурсы могут быть открытыми (общедоступными) или с ограниченным доступом. В свою очередь, документированная информация с ограниченным доступом подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную.

Внедрение сетевых информационных технологий в настоящее время кардинально меняют работу информационных органов и библиотек. Представление возможности удалённого доступа к информационным ресурсам и использование локальных сетей при работе с базами данных и другими информационными ресурсами (электронными изданиями, электронными каталогами и другое), с одной стороны, создают пользователям условия самостоятельного поиска информации со своих рабочих мест и, с другой стороны, выводят информационное обслуживание на другой, более высокий уровень. Выростает роль библиотек и информационных органов как справочных и обучающих информационных центров, которые могут дать консультацию пользователям не только о наличии первоисточников в фондах и базах данных, но и о возможностях самостоятельного поиска информации с применением новых

информационных технологий, систем и сетей.

Система информационного обслуживания вышла за рамки локальных возможностей, когда все ресурсы концентрируются в одной библиотеке (организации). Однако это никоем образом не исключает создание и накопление своих информационных ресурсов и в тоже время ставит задачу рационального и комплексного использования имеющихся внешних и внутренних возможностей.

Все используемые информационные ресурсы можно условно распределить:

— по способу предоставления пользователю (прямой или опосредованный);

— по типу информационного ресурса (определяется конечной целью пользователя).

По первому признаку все информационные ресурсы можно разделить на две категории:

1. Информационные ресурсы (базы данных), доступные для коллективного доступа;

2. Информационные ресурсы (базы данных), не доступные для коллективного пользования.

Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной закономерностей современного социального прогресса.

Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий.

Развитие сетевых информационных технологий сделало информационные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет потенциально доступным большинству человечества. Умение получить необходимую информацию из сети становится неотъемлемой частью информационной культуры человека.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества и определяющих конкурентоспособность национальной экономики. Они обеспечивают создание, накопление и распространение информации, знаний, опыта и навыков, лежащих в основе новых технологий.

В настоящее время вместе с развитием информационных технологий появились и активно развиваются электронные источники информации – электронные библиотеки, электронные журналы, книги, информационные системы, электронные коллекции, фактографические, библиографические и полнотекстовые базы данных.

Применение современных информационных технологий позволило человечеству начать перевод накопленной им информации в электронную форму и создание новых видов информационных ресурсов (ИР) и электронных документов (ЭД), без использования которых не мыслимо становление современного информационного общества.

После перевода в электронную форму и интеграции в единую систему, ИР приобретают качественно иной статус, обеспечивающее более эффективную организацию, производство, распространение, хранение и использование информации.

Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные информационные ресурсы.В состав государственных информационных ресурсов входят базовые, ведомственные и территориальные информационные ресурсы. Состав государственных информационных ресурсов, а также порядок их формирования и предоставления пользователям определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется в целях создания единой системы учета и сохранности информационных ресурсов, создания условий для их передачи на государственное архивное хранение, информационного обеспечения государственных органов (организаций), информирования граждан и юридических лиц о составе и содержании информационных ресурсов в Республике Беларусь.

Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется Национальной академией наук Беларуси путем внесения информационных ресурсов в Государственный регистр информационных ресурсов.

Порядок формирования и ведения Государственного регистра информационных ресурсов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Базовые информационные ресурсы представляют собой информационные ресурсы общего пользования, включая общенациональные регистры (реестры), создаваемые на основании законодательных актов Республики Беларусь, и используются в целях информационного обеспечения государственных органов (организаций), удовлетворения информационных потребностей граждан и юридических лиц.

Базовые информационные ресурсы являются основой для интеграции информационных ресурсов, имеющих национальное значение.

Ведомственные информационные ресурсы содержат информацию, необходимую для информационного обеспечения государственных органов (организаций) в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Республики Беларусь, а также для удовлетворения информационных потребностей граждан и юридических лиц.

Ведомственные информационные ресурсы формируются и используются государственными органами (организациями), которые также осуществляют владение данными информационными ресурсами.

Территориальные информационные ресурсы содержат информацию, необходимую для информационного обеспечения местных исполнительных и распорядительных органов в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Республики Беларусь, а также для удовлетворения информационных потребностей граждан и юридических лиц.

Территориальные информационные ресурсы формируются и используются местными исполнительными и распорядительными органами, которые также осуществляют владение данными информационными ресурсами.

4 вопрос Понятие информационного общества. Основные признаки и тенденции развития. (4)

Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Основными признаками информационного общества является развитие общества нового типа, формирующегося в результате новой социальной революции. Информационная технология приобретет глобальный характер и приоритет по сравнению с другими ресурсами, охватывает все сферы социальной деятельности человека. Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации.

Развитие информационного общества затрагивает все стороны нашей жизни. В экономической среде происходит глобализация экономики (на огромных земных пространствах складывается единый рынок финансов, товаров, рабочей силы, услуг); развивается электронная экономика (перспективы развития электронного бизнеса); система электронных расчетов и ведения финансов; электронные деньги; автоматизации и роботизации производства. Кроме того, складывается искусственный интеллект: автоматическое программирование, планирование, обучение машин, распознавание зрительных образов; информация является средством управления массами; Интернет как виртуальная среда общения.

Развитие компьютерной культуры имеет немаловажное значение в нашей жизни – это электронные библиотеки, виртуальные музеи, фонотеки и т.п. Развивается образовательная сторона нашей жизни – непрерывное образование, дистанционное обучение, более полный доступ к учебной литературе за счет появления электронных учебников.

В медицине происходит развитие новых технологий (дистанционная диагностика, непрерывный профилактический мониторинг, переход к домашней телемедицине, создание новых лекарств и др.). Распространение медицинской и фармакологической информации облегчает нам доступ к знаниям о своем здоровье, появление измерительных технических устройств, компьютеров и информационных систем (гиподинамия, психические расстройства, электромагнитные и электростатические поля и другие виды излучений).

В новом современном глобальном обществе обмен информацией не имеет временных, пространственных, политических границ. Формируется единое информационное пространство, т.е. полноправное участие любого субъекта в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов.

Информационное общество – это общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становятся знания, полученные благодаря беспрепятственному доступу, распространению и использованию информации как важнейшего условия развития.

Перспективы развития

Сегодня стало очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. Поэтому слово «информация» приобрело поистине магическое значение, а современные информационные технологии являются подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития, преумножая сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники XX века.

Информационное общество будет постепенно трансформироваться в «общество мудрости», где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах. Мудрость, основанная на информации и знании, поможет сформировать общество, существующее в благоприятной окружающей среде, принимающее во внимание интересы и благосостояние каждого и стремящееся к включению всех граждан в активную продуктивную деятельность, придающее социальным и культурным аспектам жизни не меньшее значение, чем материальным и экономическим.

Каждый человек должен иметь возможность овладевать навыками и знаниями, необходимыми для понимания сути информационного общества, активного участия. Грамотность и всеобщее начальное образование являются ключевыми факторами при построении открытого для всех без исключения информационного общества

Непрерывное образование и образование для взрослых, переподготовка, обучение в течение всей жизни, дистанционное обучение и другие специальные услуги, такие как телемедицина, могут внести решающий вклад в расширение возможностей трудоустройства и содействовать людям в использовании новых перспектив в отношении традиционных рабочих мест, самозанятости и освоения новых профессий. Необходимым фундаментом для этого являются информированность и грамотность в области.

Реализация наших общих стремлений, прежде всего к тому, чтобы развивающиеся страны и страны с переходной экономикой стали полноправными членами информационного общества во многом зависят от ускорения наращивания потенциала в области образования, технологий, ноу-хау и доступа к информации. Эти факторы являются решающими в определении уровня развития и конкурентоспособности.

С другой стороны, уже сейчас нельзя не видеть углубляющегося противоречия между людьми, занимающимися разработкой информационных технологий, и отдельными категориями людей, например, жителей села определенной возрастной группы (этим людям очень трудно либо вовсе невозможно адаптироваться к среде информационного общества). Информационные технологии подчас бесцеремонно вмешиваются в частную жизнь людей и организаций и разрушают ее. Обостряется проблема отбора качественной и достоверной информации.

Очевидно, что дальнейшее развитие цивилизации зависит от того, как скоро будут изобретены методы быстрой и качественной обработки информации. Все технологии, которые будут созданы в ближайшем будущем, станут называть «технологиями третьего тысячелетия» или «технологиями XXI века». XXI в. станет переломным в развитии человечества. Поэтому все обозначенные выше проблемы требуют к себе самого пристального внимания со стороны философов, экономистов, социологов, политологов, педагогов и, наконец, государства, чтобы не оказаться неготовыми идти в ногу с развитыми странами. И решены эти проблемы могут быть только комплексно.

5 вопрос. История развития компьютерной техники и информационных технологий: основные поколения ЭВМ, их (5) отличительные особенности.

ВМ первого поколения

Чтобы разобраться в запутанных схемах огромного компьютера, нужны были целые бригады инженеров. Устройств ввода в этих компьютерах не было, поэтому данные заносились в память при помощи соединения нужного штеккера с нужным гнездом.

Когда в СССР стало известно о создании в США машины ENIAC в АН Украины и в АН СССР была начата разработка первой, отечественной, действующей ЭВМ. Сведения о разработках на Западе поступали отрывочные, и, естественно, документация по первым ЭВМ была недоступна нашим специалистам. Руководителем разработки был назначен Сергей Александрович Лебедев. Разработка велась под Киевом, в секретной лаборатории в местечке Феофания. Малая электронная счетная машина (МЭСМ) – так называлось детище Лебедева и сотрудников его лаборатории – занимала целое крыло двухэтажного здания и состояла из 6 тысяч электронных ламп. Ее проектирование, монтаж и отладка были выполнены в рекордно быстрый срок – за 2 года, силами всего лишь 12 научных сотрудников и 15 техников. Несмотря на то, что МЭСМ по существу была лишь макетом действующей машины, она сразу нашла своих пользователей: к первой ЭВМ выстраивалась очередь киевских и московских математиков, задачи которых требовали использования быстродействующего вычислителя. В своей первой машине Лебедев реализовал основополагающие принципы построения компьютеров, такие как:

Ø наличие арифметических устройств, памяти, устройств ввода/вывода и управления;

Ø кодирование и хранение программы в памяти, подобно числам;

Ø двоичная система счисления для кодирования чисел и команд;

Ø автоматическое выполнение вычислений на основе хранимой программы;

Ø наличие как арифметических, так и логических операций;

Ø иерархический принцип построения памяти;

Ø использование численных методов для реализации вычислений.

После Малой электронной машины была создана и первая Большая – БЭСМ-1, над которой С.И. Лебедев работал уже в Москве, в ИТМ и ВТ АН СССР. Одновременно с ИТМ и ВТ и конкурируя с ним, разработкой ЭВМ занималось недавно сформированное СКБ-245 со своей ЭВМ «Стрела».

БЭСМ и «Стрела» составили парк созданного в 1955 году Вычислительного центра АН СССР, на который сразу легла очень большая нагрузка. Потребность в сверхбыстрых (по тем временам) расчетах испытывали математики, ученые-термоядерщики, первые разработчики ракетной техники и многие другие. Когда в 1954 году оперативная память БЭСМ была укомплектована усовершенствованной элементной базой, быстродействие машины (до 8 тысяч операций в секунду) оказалось на уровне лучших американских ЭВМ и самым высоким в Европе. Доклад Лебедева о БЭСМ в 1956 году на конференции в западногерманском городе Дармштадте произвел настоящий фурор, поскольку малоизвестная советская машина оказалась лучшей европейской ЭВМ. В 1958 году БЭСМ, теперь уже БЭСМ-2, в которой память на потенциалоскопах была заменена ЗУ на ферритовых сердечниках и расширен набор команд, была подготовлена к серийному производству на одном из заводов в Казани. Так начиналась история промышленного выпуска ЭВМ в Советском Союзе!

Элементная база первых вычислительных машин – электронные лампы – определяла их большие габариты, значительное энергопотребление, низкую надежность и, как следствие, небольшие объемы производства и узкий круг пользователей, главным образом, из мира науки. В таких машинах практически не было средств совмещения операций выполняемой программы и распараллеливания работы различных устройств; команды выполнялись одна за другой, АЛУ простаивало в процессе обмена данными с внешними устройствами, набор которых был очень ограниченным. Объем оперативной памяти БЭСМ-2, например, составлял 2048 39-разрядных слов, в качестве внешней памяти использовались магнитные барабаны и накопители на магнитной ленте. Очень трудоемким и малоэффективным был процесс общения человека с машиной первого поколения. Как правило, сам разработчик, написавший программу в машинных кодах, вводил ее в память ЭВМ с помощью перфокарт и затем вручную управлял ее выполнением. Электронный монстр на определенное время отдавался в безраздельное пользование программисту, и от уровня его мастерства, способности быстро находить и исправлять ошибки и умения ориентироваться за пультом ЭВМ во многом зависела эффективность решения вычислительной задачи. Ориентация на ручное управление определяла отсутствие каких бы то ни было возможностей буферизации программ.

ЭВМ второго поколения

А начиналось все так: 1 июля 1948 года на одной из страниц «Нью-Йорк Таймс», посвященной радио и телевидению, было помещено скромное сообщение о том, что фирма «Белл телефон лабораториз» разработала электронный прибор, способный заменить электронную лампу. Физик-теоретик Джон Бардин и ведущий экспериментатор фирмы Уолтер Брайттен создали первый действующий транзистор. Это был точечно-контактный прибор, в котором три металлических «усика» контактировали с бруском из поликристаллического германия.

Первые компьютеры на основе транзисторов появились в конце 50-х годов, а к середине 60-х годов были созданы более компактные внешние устройства, что позволило фирме Digital Equipment выпустить в 1965 г. первый мини-компьютер PDP-8 размером с холодильник и стоимостью всего 20 тыс. долларов.

Созданию транзистора предшествовала упорная, почти 10-летняя работа, которую еще в 1938 году начал физик теоретик Уильям Шокли. Применение транзисторов в качестве основного элемента в ЭВМ привело к уменьшению размеров компьютеров в сотни раз и к повышению их надежности.

Электронный прибор на основе полупроводникового кристалла, имеющий три (или боллее) вывода, предназначенный для генериррования и преобразования электрических колебаний. Изобретен в 1948 году У. Шокли, Дж. Бардином и Уолт. Брайтенном. Транзисторы составляют два основных крупных класса: униполярные и биполярные транзисторы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *