Что такое инстат футбол
Цифры в футболе: Статистика, ТТД и ИнСтат. Их преимущества и недостатки
С тех пор, как люди научились считать и создали цифры, эти «значки» начали проникать во все сферы жизни человека. Чем больше развивалось человечество, тем больше росла их важность. Сегодня невозможно представить практически ни одну сферу, которая так или иначе не описывались цифрами. Магия цифр – прекрасна, возможности – почти безграничны…
Вот и сегодня представить себе футбол без цифр – нет никакой возможности. Конечно, на заре становления ни о каких цифрах, за исключением количества игроков на поле и счета на табло, речь не шла, но по мере развития Игры и превращения ее в самый популярный вид спорта на планете цифры в виде статистики все больше проникали в футбол.
Сегодня уже после каждого матча доступна информация о статистике ударов по воротам, о количестве предупреждений, владении мячом. Но все это лишь верхушка айсберга, сам же айсберг чаще всего скрывают. Сегодня статистика охватывает практически все действия футболистов на поле. И ныне без оной сложно представить серьезный анализ матча (матчей, сезона, состояния игроков etc).
Цифры не играют в футбол. Но они его наиболее объективно описывают. Числам абсолютно все равно, какой цвет кожи, разрез глаз, красив игрок или нет, какими человеческими качествами обладает. Цифрам абсолютно безразлично, красиво ли играл игрок, симпатичная ли у него прическа и как заправлена футболка. Только холодная статистика. Цифры не предвзяты и именно в этом их главный козырь и их главное достоинство.
Наиболее популярными цифровыми системами описания игры являются ТТД и «Инстат-Индекс».
Основная суть ТТД (Тактико-технических действий) заключается в том, что практически каждое действие футболиста на поле идет в статистику: передач, отборов, единоборств, ударов по воротам, перехватов и так далее. За каждое такое действие «начисляется» балл, а также вычисляется % брака по этим действиям. Чем больше действий и меньше брака – тем лучше играет игрок (либо команда, если эти действия всех игроков суммируются).
С течением времени и развития ТТД сформировалась градация нормативов этого показателя для каждой позиции игроков на поле. Так, например, полузащитники должны набирать за матч больше баллов, чем остальные игроки на поле. Также справедливым фактором является то, что игрокам атакующей группы для нормативов «разрешен» больший процент брака при выполнении своих действий, и это логично, ведь атакующим игрокам важно рисковать, дабы забить гол. Как и в других сферах жизни – чем выше риск и сложность операции, тем выше вероятность брака.
Вроде бы все логично и просто, но не без своих изъянов. Основным недостатком ТТД является «уравнивание» процесса. То есть: можно отдать передачу поперек поля, когда тебя никто не атакует, ближнему игроку, которому также никто не мешает, и получить «свой» балл со 0% брака, а можно отдать голевую передачу, также получив «свой балл». В обоих случаях получаются одинаковые показатели, но какова же между ними итоговая разница на табло. Да и сама сложность выполнения этих действий весьма различна.
Данный недостаток весьма интересным способом решила компания ИнСтат. Они также в своих статистических работах используют как основу ТТД, но при расчете своего индекса по итогам матча для каждого игрока к каждому действию применяют коэффициент. Все здорово и логично: чем сложнее твои действия, тем больше ты получаешь итоговый индекс. У игроков уже нет возможности повлиять на свой личный итоговый результат, просто раздавая простенькие передачи поперёк. Оценка становится более объективной, но все равно не идеальной…
Пример – недавний матч «Металлист» – «Металлург» Донецк. Данные двух крайних защитников харьковчан Азеведо и Вильягры:
Обратите внимание, что по итогам матча у Азеведо по своим основным обязанностям (все-таки они оба защитники) результат лучше. Азеведо меньше терял мяч, выиграл больше единоборств (с данным навыком у Кристиана вообще было плохо в данном матче) и чаще перехватывал мяч, но итоговый ИнСтат-индекс выше у Вильягры. То есть, несмотря на итоговый результат, я бы не сказал, что Азеведо был хуже на поле, особенно, что касается игры в обороне.
Но, несмотря на эти недостатки, в клубах активно используют статистику ТТД. Ведь даже сам ИнСтат-индекс – это скорее для нас, для болельщиков разработан, дабы более объективно, по цифрам, определить лучшего игрока на поле. А там, в клубе, в научных группах, скрупулёзно анализируют все показатели (и более широко, нежели это представлено болельщикам) каждого игрока, а также показатели командных действий.
Также, на мой взгляд, в корне не верно считать личные данные ТТД какой-то постоянной константой. То есть, если у игрока на протяжении сезона средний показатель ТТД был на уровне 90 при норме в 100-110, это не значит что он «плохой и точка». Они могут меняться в течение «взросления» игрока и при приобретении им жизненного игрового опыта. То есть, если игрок достаточно молод, всегда есть шанс, что его личностная статистика ТТД еще может качественно измениться в лучшую сторону.
В любом случае, к данным цифрам всегда надо прислушиваться. Однако, поговорим о недостатках уже перечисленных систем: ТТД и ИнСтата.
Следующим недостатком я бы назвал «задачи тренера». Цифры покажут, что игрок (например, опорный или крайний защитник) набрал мало ТТД в связи с малым количеством передач (чего греха таить, основная масса ТТД – это передачи). Но связано это может быть с тем, что игроку была дана установка на матч не подключаться вперед, а следить за нужным соперником. В итоге игрок вроде как был незаметен, что на ТВ-картинке, что по показателям ТТД, но главную задачу по нейтрализации соперника выполнил.
Одним из основных недостатков я также назвал бы тот факт, что статистика не учитывает ситуацию. В матчах часто бывают «интересные» ситуации, когда игрок отдает пас на партнера, на котором «сидит» один-два соперника. Отдающий получит +1 ТТД, с браком в 0%, а принимающий сразу ввяжется в неудобное единоборство, которое, скорее всего, проиграет и получит 1+ ТТД со 100% браком. Вот такая несправедливость. В общем-то в футболе, напичканном статистикой, уже давно среди футболистов ходят шутки в стиле: «отдай другому – пусть он ошибется», или «отдай – закройся». Часто принимающий ошибается именно из-за того, что принимает мяч от «избавляющегося», а не отдающего, да еще и когда самому отдать некому.
Вот ситуация с голом «Волыни» в ворота «Динамо» в недавнем матче. Ленс хоть и не находился под очень плотной опекой, но в момент, когда принимал мяч, у него не было вариантов продолжения:
Ленс ошибается, пошла «обратка» и гол…
Или еще ситуация, возникшая в том же матче. Аруна выводит Ярмоленко один на один с вратарем, и Андрей пробивает во вратаря. Это + 1 ТТД с 0% браком, так как он попал в створ ворот… Вот только толку от именно ЭТОГО ТТД, если можно было катнуть на Мбокани?
Ситуации, когда игроки выбирают не самое лучшее продолжение атаки, очень часто растворяются в цифрах, и часто в статистике идут со знаком «+», хотя часто это явные ошибки… Передержал мяч, вроде и индивидуальное действие, без брака, но остроту момента уже потерял.
ТТД хоть и называется ТАКТИКО-техническими действиями, но я бы их все-таки, назвал ТТД с мячом…
По нормативам количество ТТД в матче у игрока должно быть от 90 до 120 (140) действий. Реально, это от 1 до 1,5 действий в минуту. Я всегда задавался вопросом: а что, все остальное время игроки бездействуют (особенно, если учесть, что само действие с мячом часто может длиться менее секунды)? Или их действия не несут никакого тактического смысла?
Работают игроки и смысл в этой работе есть
Вот скажите, как сегодняшняя система ТТД опишет данную ситуацию:
Хачериди отдает пас на Гармаша. Все…
О том, что игроки «Волыни» расположены очень компактно, тактически грамотно, закрывая все зоны проведения атаки, ТТД не скажет. Как не скажет и о том, что у Жени, по сути, и нет вариантов продолжения. Все игроки «Динамо» стоят, все закрыты. Но это все тактика, а ведь она сегодня не описывается цифрами.
Игра без мяча, к сожалению, пока остается за таблицами (во всяком случае, их точно не публикуют). Кто сколько раз открылся, Сколько раз благодаря быстрому рывку освободился для передачи от опеки? Либо наоборот, сколько раз ты сыграл плотно с соперником, в результате чего ему даже не пошла передача? Это не действия? Нет, действия, важные тактические элементы.
Вот, например, гол «Динамо» в ворота «Бордо» в Киеве.
По статистике, у Тайво будет 2 ТТД с 0% браком в данном эпизоде: пас на Ярмоленко и навес в штрафную на Аруну. А то, что Тайво сделает прекрасный рывок на расстояние около 50 метров, остается бортом и в цифровом эквиваленте не выразится, хотя именно это действие, на мой взгляд, в данном моменте является ключевым:
Тоже самое касается игры в обороне, например, при контратаке соперника. Тебя обрезали, но ты быстро возвращаешься в свою зону, дабы прикрыть игрока в ней. Эту контратаку остановит твой партнер, отобрав мяч, но ведь глупо будет сказать, что ты ничего тактического не сделал?
На мой взгляд, что ТТД, что ИнСтат, основывающийся на данных ТТД, требуют некоторой доработки в сегодняшних реалиях.
Материал сайта ua-football.com
Цифры в футболе: Статистика, ТТД и ИнСтат. Их преимущества и недостатки
П.С. Добавлю то, что Динамо катастрофически плохо играет без мяча. Не исключаю, что этого не видно из-за отсутствия данной статистики.
Найди меня, или Главный инструмент футбольного скаута
Почему футбольные скауты со всего мира отдают предпочтение российскому продукту InStat Scout? Насколько корректен в своих подсчётах ТТД Александр Бубнов? Можно ли использовать игру Football Manager в профессиональной работе для поиска игроков? На эти и другие вопросы корреспондента Football Tribune ответил руководитель научного отдела и отдела образования компании InStat Илья Вагин.
Илья, давайте сделаем так: я попытаюсь дать определение продукту, которым занимается ваша компания, а после, если я допущу неточности, Вы меня поправите и расскажете, как оно есть на самом деле.
Хорошо, давайте так.
Итак, как я себе представляю проект InStat Football. Это некий программный продукт, позволяющий получить доступ к огромному пласту статистической информации как по отдельным футболистам, так и по командам в целом, и даже по судьям. Пользователь, работающий с этими данными, имеет возможность сделать необходимый ему срез и использовать полученные цифры для различных целей. Вот как-то примерно так.
Да, всё верно. По большому счёту, так и есть.
Значит, я всё ухватил правильно. Что ж, перейдём непосредственно к InStat Football. Расскажите пожалуйста, с чего всё началось, какие были первые шаги компании на этом специфическом рынке?
С чего всё стартовало, в деталях сейчас воспроизвести достаточно сложно, потому что с тех времён в компании осталась только пара человек: её создатель и главный идеолог всех продуктов Александр Иванский и руководитель статистического отдела, занимающегося ТТД, Артём Рябочкин. И началось, насколько я знаю, всё с того, что лет десять назад они вдвоём, будучи довольно молодыми людьми, начали анализировать технико-тактические действия футболистов. Пару недель назад, кстати, мы поздравляли Артёма с десятилетней годовщиной с момента разбора первого матча.
В те дни, когда компания зарождалась, какой-то системный подход к работе с футбольной статистикой ещё отсутствовал: сперва эта деятельность являлась скорее увлечением, хобби. Но через некоторое время было решено весь процесс как-то автоматизировать. Я думаю, люди, знакомые с анализом ТТД, понимают, что его можно делать просто с ручкой и тетрадкой, но на это уйдут многие часы работы. Необходимо было создать специальную программу, весьма простую с точки зрения алгоритма, но которая сэкономила бы время при разборе ТТД. С этого момента, можно сказать, и появилась компания. Сейчас, замечу, мы немного подались и в другие виды спорта, так что в настоящее время футбол является не единственным нашим направлением.
Так что же всё-таки послужило стартом для разработки такой программы? Было просто самим любопытно покопаться и создать какое-то ПО в области спортивной статистики, или изначально имелся некий первый клиент, который также интересовался вопросом, и уже от него последовал заказ на программу такого рода?
Клиенты стали появляться постепенно и не так, чтобы совсем сразу. Текущий вид предоставляемой нами информации – это разнообразные красиво оформленные отчёты в формате PDF и, конечно, платформа InStat Scout. Изначально документы выглядели более скромно, некоторые делались просто в Excel. И сперва всё это, может, и не находило такой вот клиентский отклик. Но мы начали общаться с тренерами команд – в российском тренерском цеху были определённые связи. В частности, в разработке наших отчетов нам помогали такие люди, как Юрий Красножан и многолетний помощник Курбана Бердыева в «Рубине» Владимир Кулаев. Были и иностранные специалисты, к примеру, знаменитый испанский тренер Бенито Флоро. Мало-помалу мы обзавелись первыми клиентами. Насколько мне известно, одним из самых первых был московский «Спартак». А чуть позже, когда продукт оформился в более-менее серьёзный вид, Александр Иванский поехал, можно сказать, в европейское турне. Он общался с представителями многих клубов, демонстрируя им наше детище. И первым зарубежным клиентом стал голландский «ПСВ».
Как я понимаю, сейчас продуктов, входящих в проект InStat Football, уже несколько, а наибольшей популярностью среди всех пользуется InStat Scout. Верно?
Расскажите о нём поподробнее. Чем он так хорош?
В InStat Scout вы можете настроить разнообразные фильтры для получения необходимой выборки. Например, отобрать футболистов по их «Сильным сторонам».
InStat Scout можно охарактеризовать следующим образом: во-первых, это веб-сайт, а во-вторых, сплав видео и статистики. Здесь и заложены его глубокая суть и глубокий смысл: любой статистический показатель какого-нибудь футболиста вы можете посмотреть в видеорежиме. Если у вас есть просто отчёт или какие-либо данные, вы видите только цифры. Например, сделал Месси десять острых передач. Ну сделал он их, и что? А тут все эти десять передач можно увидеть воочию в небольших видеороликах, каждый из которых будет демонстрировать как раз конкретный пас. Данные видеоролики могут быть как предоставленными нам клубами, так и нашими собственными – во многих лигах операторы нашего видеоотдела ведут съёмки.
Давайте тогда сейчас поговорим об InStat Scout чуть более детально с точки зрения получения информации. Откуда берутся все эти цифры, которые характеризуют различные аспекты деятельности футболиста на поле?
Это очень сильно связано с тем, о чём мы говорили в начале: со статистическим анализом. Чтобы сделать статистический анализ, нужно знать методику и нужно смотреть матч. Больше не надо ничего. Соответственно, статистический отдел у нас является самым многочисленным (около двух сотен человек), и наша компания делает разбор не менее 700 матчей в неделю.
Смотрите, у нас есть видео конкретного матча, которое начинается, грубо говоря, с отметки ноль минут ноль секунд. Это является для нашей системы первым действием: со стартовым свистком даётся первый пас. И, соответственно, весь остальной анализ относительно этого начала (первого тайма, а после и второго) является синхронизированным, то есть все ТТД, определяемые нашими аналитиками, имеют синхронизацию с видео, по которому они это делают. Основываясь на этом принципе, в InStat Scout воспроизводятся те видеофрагменты, которые соответствуют какому-то действию футболиста.
Ок, я вполне допускаю такой формат работы для ведущих чемпионатов. А что касается низших лиг: ПФЛ, итальянская Seria D и т.п.? Неужели и там всё так же просматривается и анализируется?
Понимаете, ни про одну видеоплатформу (а таких серьёзных платформ, как InStat Scout, да и с такой базой данных, в мире есть ещё только одна: итальянская Wyscout) нельзя сказать, что в ней присутствуют все-все-все просмотренные чемпионаты: от второй лиги Камеруна до первенства Антарктиды. Естественно, основные турниры разбираются любыми мало-мальски серьёзными компаниями, а вот с точки зрения глубины, как раз можно провести какую-то линию различия между ними. Вот в этом направлении мы очень усердно работаем: и расширяем географию анализа касательно каких-то экзотических стран, и углубляемся в низшие лиги. Для этого в нашем видеоотделе есть достаточно большой штат собственных операторов. К примеру, только у нас вы можете найти информацию по турнирам стран постсоветского пространства, включая, скажем, вторые дивизионы. Аналогично и по ПФЛ, матчи которой мы полностью снимаем, по-моему, сами.
То есть и на игры такого ранга вы также отправляете своих людей?
Да, выезжает специально обученный оператор, который знает методику съёмки матча, годящуюся для разбора ТТД. Он снимает, и это видео становится доступным и клубам, и в нашей системе тоже.
Сколько клиентов у вас на данный момент?
Их число динамически меняется, поэтому давайте сейчас зайдём на сайт в раздел «Клиенты» и посмотрим точно. Итак, видим: 775 (здесь и далее информация, в том числе и по скиллам футболистов, приведена на 21.11.15). В это число входят команды, федерации, академии и колледжи. Это так называемые клиенты-организации. Также у нас есть клиенты-персоны, к которым я могу отнести футболистов и футбольных агентов. Здесь они не обозначены, хотя их тоже очень приличное количество. Скажем, из футболистов нашими клиентами являются такие люди, как Петер Чех, Анатолий Тимощук, игроки сборной Франции, в том числе, и обсуждаемый в последнее время Карим Бензема. Артём Дзюба, кстати, очень активно пользуется нашим продуктом. Особенно это ярко проявлялось, когда он был игроком «Ростова». Я тогда общался с Миодрагом Божовечем, и бывший тренер этой команды рассказывал, что Дзюба отчёты читает постоянно.
Иными словами, некоторые игроки хотят получать объективную оценку своих действий на поле.
Естественно. Они хотят знать, как они сыграли. Наш проект по игрокам включает в себя доступ в InStat Scout: они видят свою страничку со статистикой, свои матчи и видеонарезки. Футболисты делают выводы и самосовершенствуются. Я бы сказал, что такой подход скорее характерен для американского спорта. Там очень любят цифры, и игроки в НБА и НХЛ стараются двигаться вперёд любой ценой, любыми доступными способами.
Следующий вопрос. Как получить данные по игрокам, которые выходят на поле, ясно. А как обстоят дела с футболистами, которые большую часть сезона проводят на скамейке?
Само собой, больше, чем игрок играет, мы проанализировать не можем. То есть каких-то конкретных проектов с тренировками ни мы, ни, насколько я знаю, другие компании не ведут. Тренировочный процесс чаще всего отдан на откуп самим командам, каким-то внутренним аналитикам, которые уже сравнивают информацию по матчу, получаемую в частности от нашей компании, с тем, что у них есть на тренировках. В InStat Scout можно увидеть, сколько каждым игроком сыграно встреч, сколько минут в каждой из них он провёл на газоне. И на основе совершённых им действий за эти минуты что-то можно о нём сказать. Например, если в InStat Scout заходит именно ищущий игрока скаут, он имеет возможность с помощью фильтра оставить в выборке лишь тех футболистов, которые мало играют, и смотреть по ним видео. Тут, понятно, видео будет статистически менее сильным, чем у того, кто постоянно выходит на поле, тем не менее, скаут сможет что-то увидеть и оценить. Что бы не было вообще информации по игрокам – это редкость.
У Хави Алонсо скиллы «Игра слабой ногой» и «Игра головой» (10 и 19 столбцы) равны нулю. Почему? Об этом читайте ниже
А давайте допустим, что футболист играет постоянно, но какие-то действия на поле он вообще не совершает, например, не бросает ауты или не бьёт штрафные. Как тогда оценить умения игрока по этим критериям?
Как я понимаю, Вы клоните к скиллам футболистам?
Да, именно к ним.
Если футболист ничего не делает, стало быть, подобные скиллы у него отсутствуют. Если зайти в InStat Scout на страничку какого-нибудь игрока, можно увидеть, что по нашей типологии всего у него двадцать один скилл. Значение каждого из них отражено в соответствующем столбике на диаграмме, и если данные отсутствуют, то и привязанный столбик будет пустым. Никто ничего придумывать не будет. Все скиллы создаются и обновляются по определённому алгоритму, который их немного корректирует, даже в зависимости от конкретного матча. То есть базово берётся какое-то значительное количество игр, скажем, пятьдесят, и анализируется. Каждый скилл определяется набором различных вариаций действий, связанных с ним. Простой пример: «Дальний удар». Здесь играет роль количество этих ударов, точность, забитые с них голы, попадания в каркас ворот и дистанция, с которой они наносились. Какие-то скиллы достаточно сложные в плане алгоритма, например, «Открывания» или «Завершение атак». Они более комплексные. Но если игрок каждый матч показывает, что он чем-то хорош, и делает действие, которое влияет на этот скилл, то этот скилл будет изменяться после каждой встречи.
Вы хотите сказать, что скиллы корректируются практически в реальном времени?
Да. Если, например, атакующий игрок не сделал никаких атакующих действий (а игрок высокого уровня должен их делать), то, возможно, скилл у него сразу немного снизится. Скажем, у Криштиану Роналду на данную минуту «Удары головой», «Открывания» и «Завершение атак» имеют наивысшую отметку в 100 баллов, а вот «Обострения» у него равно 86. И, мне кажется, это вполне разумно, так как он может и лучше.
А насколько быстро появляется информация по новым игрокам в базе данных вашего продукта? Допустим, завтра поступает в «Зенит-2» какой-то новый парнишка из «Смены». Как быстро он появится в InStat Scout?
Такой футболист появится в нашей системе исключительно в зависимости от того, будет ли он играть матчи в составе тех команд, которые мы анализируем. Если игрок будет заигран за «Зенит-2», то у нас в разборе он окажется немедленно, но если юноша уедет куда-нибудь в аренду в какую-нибудь четвёртую лигу, то, вероятно, он у нас и не появится. Мы анализируем огромное количество матчей, но, естественно, это глубина не абсолютная. Да и есть такие пласты, где футбол уже не профессиональный, а любительский. На таком уровне можно что-то и упустить. Уровень профессионального футбола в нашей стране до ПФЛ включительно анализируется очень тщательно.
Пятёрки лучших игроков мира и лучших россиян в соответствии с их показателями InStat Index (последний столбец)
В InStat Scout у каждого футболиста есть такой показатель, как InStat Index. Что это такое?
Это очень распространённый и интересный вопрос, который периодически задают нам тренеры. InStat Index – это попытка нашей компании оценить выступление игрока в конкретном матче. Плюсы его следующие. InStat Index – автоматический индекс, за ним не сидит никакой эксперт, оценивающий спортсмена, исходя из своей точки зрения. Есть строгий и очень большой алгоритм, который в зависимости от ТТД, совершённых игроком, и от уровня матча, в котором тот играл, выдаёт некое число. Этот алгоритм является ноу-хау нашей компании. Его мы никому напрямую не показываем, но иногда даём примеры, как рассчитывается InStat Index для какого-нибудь футболиста конкретной позиции.
Для разных позиций важны разные вещи. Есть ТТД, универсально сильно влияющие на любую из них, исключая вратарскую (голкипер – отдельный игрок со специфическими действиями). Например, «Голы», «Голевые передачи», «Точность передач» и «Грубые ошибки» будут важны для футболиста любого амплуа. Это, грубо говоря, супердействия: «Голы» и «Голевые передачи» – со знаком плюс, «Грубые ошибки» – со знаком минус. В остальном же для разных позиций берутся разные показатели. Вот, скажем, показателем, характерным только для центральных защитников, будет «Вовлечённость в защиту». Что имеется ввиду? Это количество выигранных единоборств всей командой, и какую долю от этого числа приходится на конкретного игрока обороны. Это один из многих элементов, на которых строится InStat Index центрального защитника. Для фланговиков характерны «Кроссы», для игроков же центральной оси они не важны, так как это не совсем то, что мы ожидаем от футболистов центра поля. Для нападающего ключевыми показателями будут «Количество ударов» и «Вовлечённость в атаку». Конечно, если форвард такой гений, что может весь матч простоять, а потом два раза «взорваться» и забить (и он будет делать это в каждой встрече), то и InStat Index у него будет высоким. Если же такие «взрывы» не завершаются голами, то его InStat Index будет весьма низким по сравнению с тем нападающим, который постоянно боролся и старался, но, может, и не отметился голом.
Для каждой позиции берутся какие-то свои показатели ТТД. Это может быть и просто количество действий игрока, и их процент, и их доля по отношению к общекомандным действиям. Я уже сказал, что учитывается и уровень матча: он тем выше, чем сильнее играющие команды и чем качественнее выполняются некоторые действия футболистами. Возможно, это немного рекуррентная формула. Но, тем не менее, это такой дополнительный показатель, который помогает нам говорить о том, что во встрече против сложного соперника труднее сделать хорошее действие, нежели в противостоянии с простым. Соответственно, мы будем наблюдать такие эффекты, как более низкий InStat Index у футболистов из средних и слабых турниров, чем у их коллег, выступающих в топ-чемпионатах. Например, средний индекс Криштиану Роналду равен значению 387. Я думаю, если в ФНЛ кто-то оформит хет-трик, то, может, 350 и наберёт. А если Криштиану забьет три гола в матче испанской Примеры, наберет около 600. То есть InStat Index – это индекс выступления футболиста именно в матче, в отличие, скажем, от тех цифр, которые есть на главной страничке игрока и которые являются просто средним значением по определённому количеству встреч.
Скиллы Криштиану Роналду
Вопрос, который, думаю, интересует многих геймеров. Не могу его Вам не задать. Совсем недавно вышел очередной релиз наиизвестнейшей игры Football Manager.
Какая она замечательная.
. И, думается, почти каждый играющий в неё может с уверенностью сказать, мол, дайте мне оклад и место скаута в футбольном клубе, и я легко и успешно смогу работать по тем данным, которые предоставляет база этой игры. Можете Вы подобное утверждение подтвердить или опровергнуть? В чём принципиальная разница между InStat Scout и Football Manager с точки зрения предоставляемой статистики и информации об умениях футболистов?
Я, честно говоря, как-то безапелляционно сравнивать не буду, но вот что я могу сказать про нашу систему. У нас, я думаю, меньше инерция, чем у подхода, который есть в Football Manager. Так как наша система базируется на ежедневной футбольной статистике, то, как я сказал ранее, скиллы и другие цифры обновляются постоянно. Она более чувствительна, скажем, к спадам футболистов или, наоборот, к их подъёму. Football Manager же выходит раз в год. За это время информация в базе игры накапливается и выдаёт то, что будет работать до следующей версии. В этом смысле, мне кажется, есть разница.
Кстати, и в Football Manager, и в FIFA часто угадываются футболисты с большим потенциалом – будущие знаменитости. Я, к сожалению, давно не играл в эти прекрасные вещи, но в подобных симуляторах бывают следующие любопытные прецеденты. Помните, лет десять назад в FIFA был Фредди Аду – американский замечательный парень, который постоянно вырастал в монстра. И это продолжалось из года в год, пока ему было где-то от 15 до 20. Но, как мы теперь знаем, карьера этого спортсмена сложилась не слишком успешно. Я это к тому, что если подойти к вопросу с точки зрения работника клуба, скажем, скаута, то некоторые такие флуктуации, назовём это так, постоянно происходят с футболистами: вот он играет хорошо-хорошо, а потом спад. Благодаря нашей системе, такой спад можно предвидеть, и таких игроков, как Фредди Аду в клуб не покупать. Посмотрев видео за последние матчи, можно получить больше информации, нежели если просто ознакомиться с показателями спортсмена за предыдущий год. Хотя база, которую нарабатывает Football Manager, очень большая и хорошая! Это весьма кропотливая работа. Единственное, не зная хорошо, как они действуют, я бы сказал, что у них просто физически нет возможности постоянно реагировать на какие-то изменения.
А ваша компания не пытается именно угадывать потенциал молодых игроков, как это сделано в Football Manager?
У нас для этого есть специальный замечательный отдел! На стартовой странице InStat Scout имеются информационные блоки. Они обычно трёх видов: контрактные новости компании, информация о новинках и так называемые скаутские отчёты. Этими отчётами занимается, думаю, самый креативный отдел нашей компании. Его сотрудники пишут разного вида аналитические тексты: анализ выступления команды в матче, анализ будущего соперника и также большие, красивые презентационные обзоры талантливых игроков различных турниров. Это и есть скаутские отчёты. Недавно, например, был отчёт «Лучшие игроки молодёжного чемпионата мира U-20». Если его открыть, то мы увидим, что, кроме всего прочего, в нём есть список позиций на поле и на каждую позицию по три лучших представителя: один – лидер, двое других – чуть хуже. По каждому есть статистика и небольшое ревью.
Португальский форвард Андре Силва. Отрывок из отчёта «Лучшие игроки молодёжного чемпионата мира U-20»
Я Вас правильно понимаю, что на основе таких отчётов можно составить представление, кто из молодых игроков может в ближайшее время выстрелить?
Правильнее сказать: на основе отчётов и видео. Да и в футболе, естественно, тоже надо разбираться, чтоб это всё проанализировать.
Будем постепенно подходить к завершению нашего диалога. У меня осталась лишь пара вопросов. Вы сегодня несколько раз затронули такой термин, как «ТТД». Насколько Вы одобряете деятельность главного ТТД-шника вся Руси Александра Бубнова? Согласны ли Вы с его подходом к подсчёту ТТД? Ну и как относитесь к этому человеку вообще?
Понимаете, если человек дарит положительные эмоции, я считаю, это всегда хорошо! Начнём с этого. Мне он их дарит! И многим другим нашим сотрудникам – тоже. А в плане методик подсчёта ТТД скажу, что они могут быть разными. Допустим, возьмём различия при определении некоторых действий. Например, что считать единоборством? Считать ли отбор видом единоборства? Считать ли передачу со штрафного или углового просто штрафным или угловым или ещё и передачей? Насколько я знаю, Бубнов считает количество ТТД в общем, то есть все виды ТТД, которые есть, в совокупности. А их очень много! И в этом смысле одобрить его методику я не могу, так как убеждён, что не делить ТТД на виды при анализе чего бы то ни было не совсем корректно. Я бы назвал подход Александра Викторовича первичным анализом.
Для меня в каждой отдельно взятой встрече анализ единоборств порой бывает важнее анализа ТТД. Например, есть команды, пытающиеся показывать так называемый красивый футбол, которые проигрывают матчи не от того, что они, скажем, неточно пасуются, неважно нагнетают или допускают брак в атаке, а по той причине, что в некоторых показателях единоборств проваливаются. Вот, представьте, подобная команда вышла показать себя, красиво показала, но её игроки не перебороли соперника и от этого потерпели поражение. Поэтому я считаю, что смешивать разные виды ТТД в одно общее количество может быть частью анализа матча, но никак не полным анализом.
При полном анализе нужно разделять разные виды ТТД. Например, я видел много отчётов «Барселоны», и точность пасов у «сине-гранатовых», допустим, была равна 90%. А сколько среди них перекатываний мяча между Пике, Маскерано, Бускетсом и Браво? И такие передачи – у нас они называются «подготовительные» – интересно отделить от так называемых атакующих пасов, то есть пасов, непосредственно развивающих атаку. Аналогично и с единоборствами. Вот при таком подходе это будет уже более глубокий анализ. Для поражения команде порой достаточно проиграть какое-либо одно направление. Например, у тебя игроки хорошо действуют в центре и слева, а справа – слабое место: там не очень хороший футболист, через которого проходят две результативные атаки соперника. Всё! Проигрыш! Я бы общим количеством ТТД и, соответственно, общим процентом брака выступления футболистов и команды в целом не мерил.
И в завершение беседы последний вопрос. Может ли простой болельщик приобрести ваш продукт, или вы работаете непосредственно только с командами, игроками и т.п.?
Вообще, любой может увидеть наши продукты каждые выходные, если смотрит футбол по телевидению. Данные по километражу, скорости, ТТД – это то, что предоставляем мы. Кроме того, многие печатные и электронные СМИ также сотрудничают с нами. Целенаправленно с болельщиками наша компания в настоящее время не работает, но, если у кого-то возникнет желание прибрести доступ, например, к видеоплатформе InStat Scout, он может это сделать, обратившись к нам в офис. Сразу добавлю, что удовольствие это недешёвое. Также, может быть, в ближайшем будущем будут реализованы специальные проекты и для широкой массы. Считайте, что это инсайдерская информация.
Видеопрезентация «InStat Scout: умный поиск игроков»
Беседовал Денис Цаплинд
Текст написан специально для февральского номера Football Tribune:
Добро пожаловать в блог о старом футболе на сайте «Советского спорта».
Все откомментированные матчи 2016 года находятся здесь.