Что такое иностранные финансовые инструменты

Правительством РФ предлагается уточнить законодательное определение понятия «иностранные финансовые инструменты»

С этой целью в Федеральном законе «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» раскрывается понятие «иностранные финансовые инструменты», к которым предусматривается отнести, в частности:

договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора является лицо (организация и/или физическое лицо), местом регистрации, жительства или нахождения которого является иностранное государство, и/или иностранная структура без образования юридического лица;

кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории РФ иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями.

Кроме того, в ряд федеральных законов, содержащих нормы о запрете для определенной категории лиц владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами, вносятся дополнения о том, что указанное в них понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, предусмотренном Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Источник

Акции Сбербанка: российский или иностранный финансовый инструмент?

Как известно, госслужащим запрещено пользоваться иностранными финансовыми инструментами, в том числе акциями, ISIN которых начинается не с RU.

Не так давно в СМИ начали появляться сообщения, что некоторым кандидатам в депутаты Госдумы могут отказать в регистрации на выборы из-за наличия у них иностранных финансовых инструментов: акций «Яндекса», но тут все понятно, и — внимание! — Сбербанка. Аргументируют тем, что акции Сбербанка торгуются в том числе на Лондонской бирже.

Вопрос: стоит ли напрячься тем, у кого есть акции Сбербанка на Московской бирже и кому при этом нельзя использовать иностранные финансовые инструменты?

Действительно, с выборов сняли некоторых кандидатов в депутаты из-за того, что они владели иностранными ценными бумагами — иностранными финансовыми инструментами. При этом в новостях упоминались и акции Сбербанка.

Однако тем госслужащим и депутатам, у кого есть акции Сбербанка и кому при этом запрещены иностранные финансовые инструменты, беспокоиться не о чем. Расскажу, что случилось и считаются ли акции Сбербанка иностранным инструментом.

Почему кандидатов сняли с выборов

В конце августа 2021 года Центральная избирательная комиссия подала иски в Верховный суд о снятии с выборов нескольких кандидатов в депутаты. Это было связано с тем, что у них в собственности обнаружили иностранные финансовые инструменты.

Кроме того, часть кандидатов покинула партийные списки по решению партий или по собственной инициативе — тоже из-за иностранных финансовых инструментов. ЦИК обратилась в суд только по поводу тех кандидатов, кто был не согласен с итогами проверки Центробанка и ЦИК.

Речь шла о ценных бумагах иностранных компаний, например акциях Apple, Ford, Intel и Pfizer. Однако Дмитрий Потапенко, кандидат от Российской партии свободы и справедливости, упомянул, что в его случае иностранными финансовыми инструментами посчитали в том числе акции «Яндекса» и Сбербанка — якобы из-за того, что эти ценные бумаги торгуются не только в России.

В итоге Верховный суд снял Потапенко с выборов. Последующую жалобу Потапенко отклонили.

Судя по тексту решения Верховного суда, у ЦИК на момент регистрации списка кандидатов не было сведений, что у Потапенко есть иностранные финансовые инструменты. Затем появились данные, что он все же владел ценными бумагами нескольких иностранных компаний.

Решение ВС РФ от 01.09.2021 по делу № АКПИ21-762 PDF, 434 КБ

По закону у кандидата в депутаты Госдумы не должно быть иностранных финансовых инструментов на момент регистрации в качестве кандидата. Если окажется, что такие инструменты есть, то Верховный суд по заявлению ЦИК может отменить регистрацию кандидата в депутаты. Именно это и случилось.

Вообще в законодательстве есть ограничения не только для депутатов Госдумы и кандидатов в них. Так, иностранные финансовые инструменты запрещены муниципальным депутатам, а также их супругам и несовершеннолетним детям. А если выяснится, что такие инструменты были у депутата законодательного органа власти субъекта РФ, когда он был кандидатом на выборах, его депутатские полномочия могут досрочно прекратить.

Вернемся к Потапенко. ЦИК утверждает, что у него бумаги 17 компаний: AT&T, Apple, Bank of America, CBOM Finance, Chevron, Citibank, FinEx Investment Management LLP, Ford, Gaz Finance, General Electric, Jacobs Engineering Group, Pfizer, Polymetal International, Procter & Gamble, Tesla, Viatris, Yandex.

Однако в решении Верховного суда указано только 6 бумаг:

Под CBOM Finance, вероятно, подразумеваются еврооблигации Московского кредитного банка, а Gaz Finance — это еврооблигации «Газпрома». Хотя сами компании российские, их еврооблигации выпущены через европейские структуры — так называемые SPV. Код ISIN этих бумаг начинается с XS. Значит, это иностранные финансовые инструменты.

Что касается «Яндекса», то он обычно воспринимается как российская компания. На самом деле головное юрлицо «Яндекса» зарегистрировано в Нидерландах, а ISIN акций на Московской бирже — NL0009805522. NL означает Нидерланды.

Акции же Сбербанка не упоминаются ни в данных ЦИК, ни в решении Верховного суда. То есть поводов для беспокойства об их статусе нет. Тем не менее на всякий случай разберу, могут ли их посчитать иностранным финансовым инструментом.

Источник

Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации

Уведомляем Вас о том, что в настоящее время на сайте ISIN.ru может некорректно отражаться информация относительно квалификации ценных бумаг. Некорректное отражение связано с внешними техническими неполадками.

Для получения информации по квалификации финансовых инструментов, вы можете обратиться в НРД, направив электронный запрос на адрес ISIN@nsd.ru.

Справочник содержит информацию об иностранных финансовых инструментах, чьи коды ISIN и CFI присвоены уполномоченными организациями в соответствии с международными стандартами ISO 6166 и ISO 10962, и коды CFI отвечают требованиям пункта 4.2 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 3 октября 2017 г. N 4561-У «О порядке квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг» (в ред. Указания Банка России от 12.09.2018 № 4903-У).

Информация об иностранных финансовых инструментах обновляется в режиме реального времени в результате обработки новых запросов клиентов по новым инструментам, а также проведения НРД ежедневного мониторинга информации по ранее размещенным в нем инструментам.

Информация о кодах ISIN и CFI предоставляется НРД участникам рынка исключительно для целей квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг*.

Что такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть фото Что такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть картинку Что такое иностранные финансовые инструменты. Картинка про Что такое иностранные финансовые инструменты. Фото Что такое иностранные финансовые инструментыЧто такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть фото Что такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть картинку Что такое иностранные финансовые инструменты. Картинка про Что такое иностранные финансовые инструменты. Фото Что такое иностранные финансовые инструменты12345.3750Что такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть фото Что такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть картинку Что такое иностранные финансовые инструменты. Картинка про Что такое иностранные финансовые инструменты. Фото Что такое иностранные финансовые инструментыЧто такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть фото Что такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть картинку Что такое иностранные финансовые инструменты. Картинка про Что такое иностранные финансовые инструменты. Фото Что такое иностранные финансовые инструменты

* НРД не несет ответственность за соответствие информации целям, для которых информация получается и (или) используется лицами, получающими данную информацию, в том числе, включая, но не ограничиваясь, коммерческим целям. Содержащаяся на сайте НРД информация не является предложением совершить какие-либо сделки с финансовыми инструментами или иным способом использовать информацию в коммерческих и иных целях; не является предложением со стороны НРД предоставить какие-либо услуги; не является подтверждением надежности каких-либо финансовых инструментов или лиц (включая, но не ограничиваясь эмитентов и участников рынка ценных бумаг).

Дополнительную информацию вы можете получить в подразделениях НРД.

Источник

Что такое иностранные финансовые инструменты

Что такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть фото Что такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть картинку Что такое иностранные финансовые инструменты. Картинка про Что такое иностранные финансовые инструменты. Фото Что такое иностранные финансовые инструменты

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть фото Что такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть картинку Что такое иностранные финансовые инструменты. Картинка про Что такое иностранные финансовые инструменты. Фото Что такое иностранные финансовые инструменты

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть фото Что такое иностранные финансовые инструменты. Смотреть картинку Что такое иностранные финансовые инструменты. Картинка про Что такое иностранные финансовые инструменты. Фото Что такое иностранные финансовые инструментыОбзор документа

Указание Банка России от 3 октября 2017 г. № 4561-У “О порядке квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг”

4. Заинтересованное лицо осуществляет квалификацию иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг путем совершения следующих действий:

установление наличия кода ISIN и кода CFI, присвоенных иностранным финансовым инструментам;

установление наличия подтверждения значения кода CFI иностранных финансовых инструментов информацией или документом, предусмотренными подпунктом 4.1 настоящего пункта;

соотнесение значений кода CFI иностранных финансовых инструментов со значениями, установленными подпунктом 4.2 настоящего пункта.

4.1. Значение кода CFI иностранного финансового инструмента для целей квалификации такого иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги подтверждается:

документом профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего депозитарную деятельность, или иностранной организации, осуществляющей учет прав на иностранные финансовые инструменты, подтверждающим на основании информации или документов, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, наличие присвоенного иностранному финансовому инструменту кода CFI.

4.2. Заинтересованное лицо осуществляет квалификацию иностранного финансового инструмента в качестве ценной бумаги в случае, если присвоенный такому иностранному финансовому инструменту код CFI имеет следующие значения.

4.2.1. В качестве акций, если первая буква имеет значение «Е», при условии, что вторая буква имеет значение «S», «P», «R», «С», «F» или «V», за исключением случаев, когда шестая буква имеет значение «Z» или «А».

4.2.2. В качестве депозитарных расписок на акции, если:

первая буква имеет значение «Е», вторая буква имеет значение «S», «Р», «R», «С», «F» или «V», при условии, что шестая буква имеет значение «Z» или «А»;

первая буква имеет значение «Е», вторая буква имеет значение «D», при условии, что третья буква имеет значение «S», «Р», «С» или «F».

4.2.3. В качестве инвестиционных паев или акций инвестиционных фондов, если:

первая буква имеет значение «Е», при условии, что вторая буква имеет значение «U», за исключением случаев, когда шестая буква имеет значение «Z» или «А»;

первая буква имеет значение «С», при условии, что шестая буква имеет значение «X».

4.2.4. В качестве инвестиционных паев инвестиционных фондов, если первая буква имеет значение «С», при условии, что шестая буква имеет значение «U» или «Y».

4.2.5. В качестве акций инвестиционных фондов, если первая буква имеет значение «С», при условии, что шестая буква имеет значение «S» или «Q».

4.2.7. В качестве облигаций, если первая буква имеет значение «D», при условии, что вторая буква имеет значение «В», «С», «Т», «Y», «G», «А» или «N», за исключением случаев, когда шестая буква имеет значение «Z» или «А».

4.2.8. В качестве депозитарных расписок на облигации, если:

первая буква имеет значение «D», вторая буква имеет значение «В», «С», «Т» или «Y», при условии, что шестая буква имеет значение «Z» или «А»;

первая и вторая буквы имеют значение «D», при условии, что третья буква имеет значение «В», «С», «Т», «Y», «G», «А» или «N».

6. В Заявлении указывается следующая информация.

6.2. Адрес Заявителя (его уполномоченного представителя) для получения почтовой корреспонденции (при наличии), адрес электронной почты Заявителя (его уполномоченного представителя) (при наличии).

6.3. Код ISIN и код CFI иностранного финансового инструмента, в отношении которого представляется Заявление.

6.4. В случае представления Заявления на бумажном носителе сведения о предпочтительном порядке направления уведомлений Банка России (уполномоченного департамента), указанных в пунктах 9, 10 и 13 настоящего Указания: посредством направления почтовой связью по указанному в Заявлении адресу или посредством вручения Заявителю (его уполномоченному представителю).

7. Документы для квалификации иностранных финансовых инструментов представляются в Банк России (уполномоченный департамент) в одной из следующих форм:

на бумажном носителе;

Документ, содержащий описание прав по иностранным финансовым инструментам, также должен быть легализован в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и страна места нахождения (регистрации) Заявителя, являющегося иностранным эмитентом (иностранной организацией, обязанной по иностранным финансовым инструментам).

Заявление должно быть подписано Заявителем (его уполномоченным представителем) и скреплено печатью Заявителя (его уполномоченного представителя) (при наличии).

Документы для квалификации иностранных финансовых инструментов, представляемые на бумажном носителе, насчитывающие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью с указанием цифрами и прописью количества прошитых листов, подписанной ее составителем с указанием фамилии, имени и отчества (последнего при наличии), должности и даты заверения, и проставлением печати (при наличии) российского или иностранного юридического лица на заверительной надписи.

Копия документа, содержащего описание прав по иностранным финансовым инструментам, представляемая на бумажном носителе, должна быть заверена подписью Заявителя (его уполномоченного представителя) и печатью Заявителя (его уполномоченного представителя) (при наличии) либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Банк России (уполномоченный департамент) осуществляет квалификацию иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг путем совершения следующих действий:

рассмотрение документов для квалификации иностранных финансовых инструментов;

установление наличия кода ISIN и кода CFI, присвоенных иностранным финансовым инструментам;

установление объема прав, предоставляемых (закрепляемых, удостоверяемых) иностранными финансовыми инструментами;

соотнесение объема прав, предоставляемых иностранными финансовыми инструментами, объему прав, закрепляемому ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

В случае если в результате совершения указанных действий Банк России (уполномоченный департамент) устанавливает соответствие объема прав, предоставляемых (закрепляемых, удостоверяемых) иностранными финансовыми инструментами, объему прав, закрепляемому ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, Банк России (уполномоченный департамент) в течение 30 дней с даты, следующей за датой получения документов для квалификации иностранных финансовых инструментов, принимает решение о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг. В случае если последний день указанного срока приходится на нерабочий день, днем окончания указанного срока является ближайший следующий за ним рабочий день.

9. В течение трех рабочих дней с даты, следующей за датой принятия решения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг, Банк России (уполномоченный департамент) направляет (вручает) Заявителю (его уполномоченному представителю) уведомление о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг с указанием даты принятия такого решения и вида ценных бумаг, в качестве которых квалифицированы иностранные финансовые инструменты.

11. Исправленные и (или) недостающие документы для квалификации иностранных финансовых инструментов, представленные Заявителем (его уполномоченным представителем) в ответ на уведомление о выявлении нарушений с приложением сопроводительного письма, рассматриваются Банком России (уполномоченным департаментом) в течение 30 дней с даты, следующей за датой их получения. В случае если последний день срока рассмотрения документов для квалификации иностранных финансовых инструментов приходится на нерабочий день, днем окончания указанного срока является ближайший следующий за ним рабочий день.

12. В случае если в результате совершения действий, указанных в пункте 8 настоящего Указания, Банк России (уполномоченный департамент) не устанавливает соответствие объема прав, предоставляемых (закрепляемых, удостоверяемых) иностранными финансовыми инструментами, объему прав, закрепляемому ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, Банк России (уполномоченный департамент) в течение 30 дней с даты, следующей за датой получения документов для квалификации иностранных финансовых инструментов или документов для квалификации иностранных финансовых инструментов, представленных в ответ на уведомление о выявлении нарушений, принимает решение о невозможности квалифицировать иностранные финансовые инструменты в качестве ценных бумаг. В случае если последний день указанного срока приходится на нерабочий день, днем окончания указанного срока является ближайший следующий за ним рабочий день.

Решение о невозможности квалифицировать иностранные финансовые инструменты в качестве ценных бумаг принимается по следующим основаниям.

12.1. Несоответствие объема прав, предоставляемых (закрепляемых, удостоверяемых) иностранными финансовыми инструментами, объему прав, закрепляемому ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Указанное несоответствие является основанием для принятия решения о невозможности квалифицировать иностранные финансовые инструменты в качестве ценных бумаг в случае, если оно вводит инвестора и (или) владельца иностранных финансовых инструментов в заблуждение относительно объема прав, предоставляемых (закрепляемых, удостоверяемых) такими иностранными финансовыми инструментами.

12.2. Непредставление Заявителем (его уполномоченным представителем) исправленных и (или) недостающих документов для квалификации иностранных финансовых инструментов в течение 30 дней с даты, следующей за датой направления уведомления о выявлении нарушений.

13. В течение трех рабочих дней с даты, следующей за датой принятия решения, указанного в пункте 12 настоящего Указания, Банк России (уполномоченный департамент) направляет (вручает) Заявителю (его уполномоченному представителю) уведомление о невозможности квалифицировать иностранные финансовые инструменты в качестве ценных бумаг с указанием даты принятия такого решения.

14. Уведомления Банка России (уполномоченного департамента), указанные в пунктах 9, 10 и 13 настоящего Указания, направляются Заявителю (его уполномоченному представителю) в одной из следующих форм:

15. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

16. Со дня вступления в силу настоящего Указания не применять:

постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24 декабря 2003 года N 03-48/пс «О Порядке квалификации ценных бумаг», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2004 года N 5555;

приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 23 октября 2007 года N 07-105/пз-н «Об утверждении Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг», зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2007 года N 10673;

приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 января 2008 года N 08-2/пз-н «О внесении изменений в Приказ ФСФР России от 23.10.2007 N 07-105/пз-н «Об утверждении Положения о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг», зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2008 года N 11203.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С. Набиуллина

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 апреля 2018 г.

Обзор документа

Установлен новый порядок квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг.

Речь идет об инструментах, которым присвоены код (номер) идентификации ценных бумаг (код ISIN) и международный код классификации финансовых инструментов (код CFI).

Квалификация проводится заинтересованным лицом. Необходимо установить наличие присвоенных инструментам кодов ISIN и CFI, подтверждение значения кода CFI, а также соотнести код CFI с установленными значениями.

Указание вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Источник

Инвестиции для госслужащих: Запрет на иностранные счета и финансовые инструменты

После запрета на предпринимательскую деятельность, о котором мы писали в предыдущей публикации, вторым существенным запретом для госслужащих в области инвестиций, является запрет открывать и иметь иностранные счета и запрет на владение и пользование иностранными финансовыми инструментами. В этой статье мы попытаемся дать ответ на вопрос на кого и при каких условиях распространяется данный запрет, а также какие объекты для инвестиций являются запрещенными для госслужащих: что является иностранным финансовым инструментом (ИФИ), а что нет.

Внимание, по данным МинТруда, ПИФ и БПИФ, инвестирующие в иностранные ценные бумаги, так же попадают под ограничение.

Нормативная база

Запрет на иностранные счета для чиновников установлен в 2013 году с принятием закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ с говорящим названием: «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Закон о запрете). Кроме собственно этого закона, на сегодняшний день положения о запрете на иностранные счета и ИФИ содержатся в законах «О государственной гражданской службе» (Закон о госсужбе) и «О противодействии коррупции» (Закон о борьбе с коррупцией).

Кому Запрещено?

Запрет на иностранные счета и ИФИ для госслужащих не абсолютный. Их запрещено иметь только тем должностным лицам, которые указаны в утвержденных перечнях и списках. Таким образом, запрет распространяется только на тех служащих, которые (или порядок определения которых) указаны в нормативных актах: законах и подзаконных актах, принятых на основании и в развитии положений этих законов.

В свободном доступе такой «Перечень перечней» сложно найти. Мы подготовили его специально для этой статьи.

Хотя список таких должностей отдельный для каждого ведомства, можно выделить общие закономерности: во-первых, в перечни включены должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные к высшей группе должностей (включая руководителей); и, во-вторых, в перечни включены лица занимающие должности, исполнение обязанностей которым предусматривает допуск к сведениям особой важности.

Можно с уверенностью сказать, что, если госслужащий занимает высшую и/или руководящую должность в своем ведомстве, а также если ему/ей оформлен доступ к сведениям особой важности, то скорее всего такая должность в одном из перечней присутствует и запрет на иностранные активы на него / нее распространяется.

Если же должности ни в одном перечне не нашлось, перед тем как открывать иностранный счет или покупать ИФИ, стоит проверить трудовой договор и должностную инструкцию (регламент), а также иные доступные служебные документы (положения, руководства и т.д.) на предмет полномочий такого лица по принятию и участию в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.

Что такое иностранный финансовый инструмент?

Если с банковскими счетами все было понятно еще в 2013 с принятием Закона о запрете, то определения «иностранного финансового инструмента» Закон о запрете, в его первоначальной редакции, не содержал. Такой ясности не было вплоть до 2017 года, когда определение ИФИ было включено в Закон о запрете. Давайте посмотрим, чем именно запрещено владеть госслужащим по Закону о запрете:

I. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и/или иностранных структур без образования юридического лица

a. Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты

ISIN код представляет собой 12-разрядный буквенно-цифровой код, при этом первые 2 разряда кода составляет префикса – двухбуквенного кода страны для России – RU.

Несложно сделать вывод, что любые акции, облигации и ЕТ F иностранных компаний (включая торгующиеся на российских биржах) попадают под запрет, равно как и еврооблигации, ADR и GDR российский компаний.

Исключение составляют российские депозитарные расписки. Дело в том, что согласно установленным правилам, депозитарным распискам присваиваются коды ISIN тех стран, в которых находятся организации, выпустившие эти расписки. Именно поэтому ADR / GDR российских эмитентов, будучи выпущенными иностранными банками-депозитариями, имеют иностранный ISIN код (и, соответственно, являются ИФИ). Однако в случае, когда российские депозитарные расписки (РДР) на иностранные бумаги выпускает российская организация, таким распискам присваивается российский ISIN код и такие РДР будут считаться российским финансовым инструментом, доступным для приобретения госслужащими без нарушения Закона о запрете.

b. Нерезиденты и иностранные структуры без образования юридического лица

Закон о запрете определяет «нерезидентов» путем отсылки к Закону о валютном контроле. Таким образом, речь идет о ценных бумагах и финансовых инструментах, выпущенных иностранными компаниями. В свою очередь «иностранные структуры без образования юридического лица» Закон о запрете определяет путем отсылки к Налоговому Кодексу. Последний определяет их как «организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица, которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров». Под указанное определение попадают фонды, партнерства, товарищества, трасты и иные формы осуществления коллективных инвестиций и/или доверительного управления за рубежом.

II. Доли участия, паи в уставных капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения, которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица

Аналогично запрету на владение акциями, Закон о запрете ограничивает для госслужащих владение долями в иностранных обществах с ограниченной ответственностью и аналогичных образованиях, а равно как участие (паями или другим образом) в имуществе структуры без образования юридического лица. Это положение ставит своей целью наложение запрета на инвестиционные фонды, существующие в виде партнерств.

III. Договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами (ПФИ), одной из сторон которого являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица

ПФИ определяются Законом о рынке ценных бумаг и включают в себя (кроме договора репо) такие виды как опционный, фьючерсный, форвардный и своп-договор. Любые такие договоры, где стороной выступает иностранная организация, вне зависимости от базисного актива, являются запрещенными для госслужащих.

IV. Доверительное управление имуществом, учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителем и (или) бенефициаром которого является госслужащий, подпадающий под запрет

Запрету доверительное управление имуществом в соответствии с иностранным законодательством лишает российских госслужащих возможности использовать институт траста, распространенный в зарубежных странах.

Необходимо отметить, что кроме иностранного доверительного управления, Закон о запрете также запрещает любое (в том числе созданное по законодательству России) доверительное управление, если оно предусматривает инвестирование в ИФИ (п.3 ст.3 Закона о запрете). По-видимому, такое владение расценивается Законом о запрете как косвенное, которое тоже запрещено (см. ниже.)

V. Договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица

VI. Кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории Российской Федерации иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями

Запрет на косвенное владение. Неочевидные случаи

Изменения 2017 года в Закон о запрете расширили запрет на владение иностранными активами не только на прямое, но и на «косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование такими финансовыми инструментами» (ч. 3 ст. 1 Закона о запрете).

На наш взгляд запрет на косвенное использование иностранных финансовых инструментов имеет наиболее серьезное значение для определения объектов для инвестиций, доступных для госслужащих. Мы позволим себе не согласиться с часто встречающимся утверждением, что запрет на косвенное владение означает запрет на владение бывшими супругами, совершеннолетними детьми, друзьями, партнерами и т.д. По нашему мнению, все эти лица являются по отношению к госслужащему «третьими лицами», т.е. чужими людьми. Даже если такие лица фактически являются хранителями иностранных финансовых активов государственного служащего, формально (т.е. документально) такие лица и их активы не имеют никакого отношения к государственному служащему. Очевидно, что «в случае необходимости» на практике у многих чиновников наверняка найдутся доверенные лица: родители, братья и сестры, родственники по боковым линиям и линии супруга, а также взрослые дети. Документально доказать связь такого владения с госслужащим возможно лишь в рамках возбужденного уголовного дела (или доследственной проверки), где доказательствами могут являться свидетельские показания. При этом показания должны давать как раз такие доверенные лица и/или сам госслужащий, что будет явно не в их интересах. Представляется, что вне рамок уголовного дела доказать такое владение крайне проблематично. Многочисленные примеры успешного зарубежного бизнеса совершеннолетних детей высших госслужащих, а также примеры массовых разводов супругов среди госслужащих (например, депутатов Госдумы) перед декларационными кампаниями являются, но нашему мнению, лучшим примером подтверждения данного тезиса.

В этой связи мы считаем, что запрет на косвенное владение связан, прежде всего с опосредованным владением иностранными активами самим госслужащим.

I. Накопительное страхование жизни

Хотя ни в Законе о запрете, ни в Законах о госслужбе и о борьбе с коррупцией, накопительное страхование не упоминается, с принятием в 2017 году поправок в Закон о запрете, уточнивших понятие ИФИ, мы склоняемся к мнению, что скорее всего правоприменительная практика пойдет по пути признания накопительного страхования, предоставляемого иностранными страховыми компаниями, иностранным финансовым инструментом. Так что несмотря на отсутствия прямого и явного запрета, зарубежное накопительное страхование представляется спорным инвестиционным инструментом для госслужащего.

Хотя по данному случаю ряд экспертов считают важным фактором, выбирал ли страхователь при заключении договора привязку к иностранным активам, в которые будет инвестировать страховая компания часть их инвестиций, такой критерий в Законе о запрете не указан. Поэтому мы согласимся с утверждением РБК, что «фактически любой госслужащий, попадающий под ФЗ № 79, может быть под угрозой.»

II. Доверительное управление

Доверительное управление, учрежденное по законодательству иностранного государства прямо запрещено. А как быть с доверительным управлением, учрежденным по праву Российской Федерации? Может ли управляющий по такому ДУ, учрежденному в интересах госслужащего инвестировать в ИФИ?

Ответ на этот вопрос может дать часть 3 ст. 3 Закона о запрете, которая предписывает в течение трех месяцев со дня вступления его в силу (закон о Запрете был принят в мае 2013 года; соответственно срок был установлен до августа 2013 г.) прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителем управления в котором выступает лицо, которому адресован установленный данным Законом запрет. При неисполнении этого предписания лица, замещающие (занимающие) государственные должности (иные лица), исходя из ч. 1 статьи 3 указанного обязаны досрочно прекратить полномочия, освободить замещаемую (занимаемую) должность или уволиться.

Из указанного положения можно сделать вывод, что инвестирование в иностранные активы даже через ДУ будет признаваться косвенным владением, а следовательно, быть запрещенным для госслужащих.

III. Криптовалюты

В недавних комментариях к статье Инвестиции для госслужащих: ограничения и возможности уже обсуждался данный вопрос. Хотя с тех пор МинФин успел выпустить проект закона о криптовалютах, который имеет все шансы быть принятым в 2018 году, на сегодняшний день (февраль 2018 года), формально в законодательстве Российской Федерации не закреплено такое понятие как криптовалюта/ виртуальная валюта. В нескольких письмах и разъяснениях на тему виртуальных валют МинФин, Росфинмониторинг и Банк России предупреждают о высоких рисках при работе с данным видом активов. Судя по данным письмам, в целом отношение нашего государства к криптовалютам недоверчивое и настороженное. При этом что такое криптовалюта, до конца никто не понимает. «Правовое определение криптовалют, а также их сущность в законодательстве Российской Федерации не определены.» — Письмо МинФина от 2.10.2017 г.

В декабре 2017 г. Минтруд выпустил рекомендации по предоставлению сведений о доходах и имуществе чиновников и членов их семей за 2017 г. В п. 55 данных рекомендаций, указано что «Формой справки не предусмотрено указание товаров, услуг, полученных в натуральной форме, а также виртуальных валют.» Указанное означает, что в справке о доходах за 2017 год чиновникам не нужно будет указывать виртуальные валюты.

Так что, на сегодняшний, учитывая отсутствие определения криптовалюты как таковой, прямого запрета на проведение российскими гражданами, включая любых госслужащих, операций с использованием криптовалюты законодательство Российской Федерации не содержит. Как указано выше, дополнительный бонус для госслужащих заключается в том, что отчитываться по вложениям в криптовалютам в этом цикле (т.е. за 2017 год) не нужно.

Сколько продлится такая «свобода» – сказать сложно. Учитывая поручение Президента урегулировать данный вопрос и выпущенный МинФином проект закона «О цифровых финансовых активах», можно предположить, что в случае его принятия вопрос с владением криптовалютой (а значит и ограничениями, и отчетностью госслужащих по такому владению) может быть урегулирован уже в этом году.

Другие материалы из цикла «Инвестиции для госслужащих»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *