Что такое иноагент в россии физическими лицами

Что такое иноагент в россии физическими лицами

(введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 481-ФЗ)

Политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:

участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;

участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;

публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;

вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;

финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

2. Физическое лицо, деятельность которого подпадает под признаки, указанные в части 1 настоящей статьи, обязано в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, подать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию осуществлять деятельность, связанную с выполнением функций иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в установленном им порядке.

3. На основании информации, представляемой в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, который размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» данного списка устанавливается указанным органом. В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Решение о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.

4. От обязанности подавать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, освобождаются:

1) сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также представители иностранных государственных органов и международных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации по официальному приглашению;

2) иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации, в том числе признанные иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;

3) иные лица по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, принятому в установленном им порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны.

5. В случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в Российской Федерации, деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, несовместимой с его профессиональной деятельностью журналиста, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает такое лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

6. Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязано не реже одного раза в шесть месяцев представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, либо его территориальный орган отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Форма и порядок представления отчета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

7. Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязано указывать о наличии этого статуса при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации. Материалы, издаваемые и (или) распространяемые физическим лицом, включенным в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, информация, касающаяся деятельности данного физического лица в связи с выполнением им функций иностранного агента, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) изданы и (или) распространены физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности данного физического лица.

8. Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, не может быть назначено на должности в государственных органах и органах местного самоуправления.

9. В случае прекращения деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, физическое лицо вправе подать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, либо его территориальный орган ходатайство об исключении из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. В течение 60 дней со дня получения указанного ходатайства федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, либо его территориальный орган принимает решение об исключении физического лица из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, либо выносит мотивированное решение об отказе в его исключении. Форма ходатайства об исключении физического лица из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Источник

Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и с кем опасно поддерживать связь?

В последнее время много новостей о присвоении разным организациям каких-то непонятных статусов. Одни иноагенты, других называют нежелательными, еще есть экстремистские. То они работают и даже собирают деньги, то их закрывают с серьезными последствиями для руководства и сторонников.

Как быть нам, обычным людям, которые могут разделять взгляды этих организаций, переводить им донаты, обсуждать их в соцсетях или просто читать материалы на их сайтах? С кем можно поддерживать связь и когда она вне закона?

Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации — это действительно три разных статуса. Для каждого из них есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для сторонников.

Кто такие иноагенты

Иноагенты — это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Это понятно даже из самого термина «иностранный агент». Про иноагентов нет отдельного закона, этот статус включили в разные нормы.

Работа иноагентов в России не запрещена. Они могут вести ту же деятельность, что и до получения статуса, но обязаны выполнять определенные законом требования.

Сотрудничать с иноагентами тоже официально не запрещено: нет никаких проблем, чтобы размещать рекламу у иноагента, перечислять ему деньги или публично разделять взгляды. По крайней мере, совсем закон этого не запрещает.

Иноагенты бывают четырех видов, у каждого свои обязанности.

НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Они упоминаются в законе об НКО. Иноагентом может быть благотворительная организация или просветительский проект. Обязательное условие: организация получает финансирование из-за рубежа и участвует в политической деятельности.

Политической деятельностью при этом считается не участие в выборах или создание партии, а, например, обеспечение правопорядка, социально-экономического развития, регулирования прав и свобод человека. То есть организация участвует в политической деятельности, если проводит собрания, дискуссии, публично обращается к органам власти и ведет деятельность, направленную на принятие или отмену законов, формирование убеждений.

НОО-иноагент — это незарегистрированное общественное объединение. Это не организация, а просто добровольное, самоуправляемое формирование, которое граждане создали по своей инициативе: фонд, движение, партия. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Чтобы НОО присвоили статус иноагента, достаточно иностранного гранта и проведения круглых столов.

Реестра НОО-иноагентов пока нет — приказ о его ведении появился только в начале июня 2021 года.

Физлицо-иноагент — это любой человек с гражданством РФ или без него, который получает деньги из-за рубежа и занимается в России политической деятельностью в интересах другой страны. При совпадении таких условий нужно подать заявление о включении в список иноагентов, то есть внести самого себя в реестр Минюста. Или это сделают принудительно.

Такие иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности, расходах денег из иностранных источников и, конечно, указывать свой статус. Еще им запрещено занимать должности в госорганах.

Реестр физлиц-иноагентов тоже еще в процессе создания, а пока таких людей вносили в другой перечень — СМИ. Так тоже можно.

СМИ-иноагент — это иностранное средство массовой информации. В реестр Минюста могут попасть как зарегистрированные СМИ, так и люди. Все они должны маркировать свои материалы по установленным правилам.

Реестр СМИ-иноагентов ведется с 2017 года. В 2021 году в него попали «Медуза» и VTimes. Второе издание уже закрылось.

Если вы хотите перечислить иноагенту деньги, читать его материалы или репостить их в своих соцсетях, это вроде бы законно. Но никто не гарантирует, что какое-то упоминание, поддержка или организационная помощь не будет расцениваться как самостоятельная деятельность иноагента. То есть вы лично можете получить статус иностранного агента, если получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.

Вывод для обычных людей без признаков иноагентов. Читать «Медузу» законно, перечислять деньги центру «Насилию-нет» не запрещено, репостить цитаты «Радио Свобода» уголовно не наказуемо, поздравлять Льва Пономарева с днем рождения можно без упоминания его статуса иноагента. Хотя у всех перечисленных этот статус есть и теоретически может появиться у вас тоже.

Источник

Иностранный агент. Кого могут признать, чем грозит этот статус, можно ли от него избавиться?

Что такое иноагент в россии физическими лицами. Смотреть фото Что такое иноагент в россии физическими лицами. Смотреть картинку Что такое иноагент в россии физическими лицами. Картинка про Что такое иноагент в россии физическими лицами. Фото Что такое иноагент в россии физическими лицами

Кратко

Давайте сперва разберемся, кто такой иностранный агент с точки зрения закона?

Изначально это некоммерческая организация, у которой есть иностранное финансирование. Плюс, чтобы получить этот статус, необходима так называемая «политическая деятельность», причем ей считается не участие в выборах, а любой текст на сайте. Поскольку у НКО должен быть сайт, как минимум чтобы публично выкладывать отчетность (иначе штраф), то, по закону, любая НКО занимается «политической деятельностью». Строго говоря, ей можно признать любой текст в интернете.

А можно ли каким-то образом заниматься неполитической деятельностью?

Фактически, это невозможно, так как НКО обязана иметь сайт, на котором размещает годовые отчеты. Значит в них будет какой-то текст, а значит деятельность уже может считаться политической.

По новым законам иностранным агентом может быть не только организация, но и СМИ, и физические лица. То есть действительно абсолютно любому могут дать этот статус?

СМИ могли признать иноагентом уже несколько лет, а в 2019 году в Закон о СМИ добавили поправки, которые распространяют этот статус и на физических лиц. Впервые их применили в конце 2020 года. А после принятия поправок в закон «о нежелательных организациях» (закон о санкциях к лицам, причастным к нарушениям прав человека) можно признавать людей иноагентами по тем же критериям, что и некоммерческие организации. Так что граждане-иноагенты теперь могут быть двух типов: граждане-иноагенты-СМИ и граждане-иноагенты-НКО.

Кроме того, по закону об общественных объединениях могут признаваться иноагентами незарегистрированные общественные объединения, если они получают имущество из-за рубежа. Хотя они по определению не могут получать никакое имущество хоть из-за рубежа, хоть из России, так как не могут открывать банковские счета, нанимать персонал и так далее.

Можно точно понять, за что мне, как организации или просто гражданину, дадут такой статус?

Нет. Закон сформулирован таким образом, чтобы любого человека или любую организацию можно было признать иноагентом, если это необходимо, например, для сдачи отчетности в вышестоящие органы.

Какие проблемы создает иноагенство?

Многочисленные: для НКО — это дополнительная отчетность и аудит, а для небольших организаций — это тяжелое бремя. Еще обязанность везде указывать, что ты иностранный агент, и сопутствующие риски взаимодействия с государственными организациями или бизнесом. Любое упущение карается большими штрафами, причем они накладываются многократно. А граждане должны еще и создавать юридическое лицо, которое будет отчитываться как иностранный агент.

Допустим, власти признали меня иностранным агентом. Но почему они не говорят в интересах какого государства я работаю? Или хотя бы чьим агентом являюсь?

Они не видят такой необходимости — доказывать, что вы работаете в чьих-то интересах. Закон сформулирован по принципу «в огороде бузина, а в Киеве дядька», а доказывать связь бузины с дядькой не требуется.

Поподробнее про штрафы. За что именно может прилететь, какие наказания самые суровые?

С февраля 2021 года появилась статья (ч. 3 ст. 19.34 КоАП) для граждан, которые являются участником, членом, учредителем, руководителем, если они пишут что-то, «связанное с политической деятельностью», публично или направляют это в госорганы без указания на свое участие в НКО-иноагенте. Штраф — 5000 рублей. Причем неизвестно, что нужно написать для правонарушения.

Что такое иноагент в россии физическими лицами. Смотреть фото Что такое иноагент в россии физическими лицами. Смотреть картинку Что такое иноагент в россии физическими лицами. Картинка про Что такое иноагент в россии физическими лицами. Фото Что такое иноагент в россии физическими лицамиЮрист Кирилл Коротеев, фото из личного архива.

Кроме того, есть штрафы за непредоставление отчетности НКО-инагентом (ст. 19.7.5-2 КоАП) и незарегистрированной НКО-иноагентом (ст. 19.7.5-3 КоАП). Последняя статья наказывает и граждан, если они участвуют в незарегистрированных организациях, распространяют материалы без указания на иноагентство «при осуществлении политической деятельности». Штраф тоже 5000 рублей.

Если не указать, что вы обладатель статуса иноагента, то у вас могут конфисковать «предмет административного правонарушения» — то есть будут забирать телефоны и компьютеры.

Наконец, за неуказание всех этих прекрасных статусов в СМИ может наступать ответственность и для граждан (видимо, журналистов и гостей, интервьюируемых), и для СМИ (чч. 2.1-2.3 ст. 13.15 КоАП РФ).

Давайте остановимся на СМИ-гражданах-иноагентах. Кто они такие и как ими становятся?

Этот статус можно получить за перепост публикаций СМИ-иноагента и просто денежный перевод из-за границы, причем неважно от кого. Постить про деньги нет необходимости, за всеми иностранными переводами наблюдает Росфинмониторинг, невозможно получить деньги на счет в России без того, чтобы об этом переводе не знал Росфинмониторинг.

То есть если я, обычный гражданин, перепостил себе на личную страницу в Фейсбуке информацию от иноагента и не указал об этом статусе, меня тоже могут оштрафовать?

Если вы постите на личных страницах в соцсетях, то нет, не могут. Ответственность по ст. 13.15 КоАП возникает только за распространение в СМИ такой информации без указания на ярлык.

А если я работаю в НКО-иноагенте, то тоже обязан в личных постах указывать, что являюсь сотрудником организации с таким ярлыком?

Закон говорит, что вы обязаны это делать только когда распространяете материалы, «связанные с политической деятельностью». Но как их отделить от котиков и мемасиков, что сочтут такой деятельностью, неизвестно.

Есть ли какие-то последствия для волонтеров, стажеров или людей, сотрудничающих по гражданско-правовым договорам с НКО-иноагентами?

Пока волонтеры, студенты и контракторы по гражданско-правовым договорам не попадают в сферу контроля. Но предоставлять в Минюст сведения надо теперь не только о членах организации, но и о работниках.

Сейчас появилась норма, что НКО-агенты обязаны все публичные мероприятия согласовывать с Минюстом. Но как это делать? Уже есть регламент?

Пока закон от 5 апреля 2021 года говорит о необходимости предоставлять документы о программах и мероприятиях НКО, а Минюст сможет запрещать неугодные. Еще могут штрафовать за несвоевременное предоставление такой информации.

Если вы проводите “программу”, то каждый раз должны уведомлять до ее начала (Минюст может ее запретить в любой момент). А про “мероприятия” необходимо отчитываться ежегодно по итогам года.

Минюсту будет удобно назвать ваше мероприятие “программой” и запретить его или оштрафовать за непредоставление информации заблаговременно, хотя вы думали, что обязаны делать это раз в год.

Если сотрудник НКО-иноагента, например, идет на митинг, обязан ли он каким-то образом маркировать свою причастность к организации с ярлыком?

Сейчас это еще не признано «производством материалов» или «обращением в государственные органы». Думаю, пока будут санкции по все расползающейся ст. 20.2 КоАП («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).

Возможно ли исключить себя из реестра иностранных агентов? И как это можно сделать?

Для некоммерческих организаций выход — ликвидироваться. Иногда можно выписаться из реестра, если за год не было иностранного финансирования, но здесь нет никаких гарантий. По российскому праву, отказ от иностранного финансирования признается иностранным финансированием. Это позиция судов, хотя она и выглядит нелепой. В деле ассоциации «Голос» ( признана иностранным агентом в РФ ) был отказ от иностранного финансирования, но Мосгорсуд признал этот отказ получением иностранного финансирования, поскольку «отказ» — реализация полномочий собственника. Так записано в судебном решении.

Что такое иноагент в россии физическими лицами. Смотреть фото Что такое иноагент в россии физическими лицами. Смотреть картинку Что такое иноагент в россии физическими лицами. Картинка про Что такое иноагент в россии физическими лицами. Фото Что такое иноагент в россии физическими лицами

И что за новое определение « лица, аффилированные с иноагентами » ? Зачем это нужно?

Это все часть выборного законодательства, чтобы опорочить оппозиционных кандидатов, сказав, что они на самом деле выдвинуты при поддержке ФБК ( Фонд борьбы с коррупцией признан Минюстом иностранным агентом, а «Штабы Навального» включены в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму ). Это особенно смешно, потому что сейчас все силы будут положены, чтобы их не допустить до регистрации.

В чем логика таких ужесточений? Всех запугать?

Думаю, в Минюст пришла разнарядка: предложить меры по ограничению иностранного влияния на выборы. Минюст взял под козырек. Такое бюрократическое производство тупых репрессий.

Зачем этот закон нужен и может ли он работать нормально?

Нет, этого закона не должно существовать. Он не может работать иначе, чем это происходит сейчас.

Что про это говорит международное право и ЕСПЧ?

ЕСПЧ уже восемь лет не может принять решение по этому поводу. Очень похожий, хотя куда более мягкий венгерский закон все же стал предметом международно-правового анализа. Суд Европейского Союза («другой» Европейский Суд, в Люксембурге) не оставил камня на камне от позиции венгерского правительства в прошлогоднем деле «Комиссия против Венгрии» (Прозрачность ассоциаций), признав, что даже требование нейтральной маркировки «организация, финансируемая из-за рубежа» нарушает права и свободы как самой организации, так и ее доноров. ЕСПЧ теперь в роли догоняющего.

Источник

Охота на иностранных агентов в России

Иноагентом могут признать некоммерческую организацию, общественное объединение, СМИ и даже физлицо. А наказания за игнорирование требований законодательства об иностранных агентах ввели не только для них, но и для тех, кто рассказывает об иноагентах в СМИ и соцсетях или распространяет их материалы

Что такое иноагент в россии физическими лицами. Смотреть фото Что такое иноагент в россии физическими лицами. Смотреть картинку Что такое иноагент в россии физическими лицами. Картинка про Что такое иноагент в россии физическими лицами. Фото Что такое иноагент в россии физическими лицами

В России журналистом быть опасно

Важность журналистской деятельности бесспорна: свободные СМИ – краеугольный камень демократического общества. Работа журналистов – осмыслять и поставлять информацию, которая делает нашу картину мира более полной и достоверной. И не зря эта работа имеет особый правовой статус во всем мире.

Согласно ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно получать и распространять информацию и идеи без вмешательства публичных властей и независимо от государственных границ. Свобода массовой информации установлена и ст. 29 Конституции РФ. А Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» развивает положения о специальном статусе журналиста, устанавливая повышенную степень ответственности за нарушение его прав.

В любом демократическом обществе свободные и независимые СМИ служат рупором, который помогает каждому быть услышанным. Как только в государстве появляется хотя бы малейшее отклонение от демократического курса – правовые положения, гарантирующие журналистам свободу в осуществлении профессиональной деятельности, тут же начинают сбоить, а нередко и вовсе работать строго наоборот. Кажется, именно это происходит сегодня в России.

Согласно ст. 58 Закона о СМИ предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность за ущемление свободы массовой информации, т.е. за воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей, распространителей продукции средств массовой информации и журналистов. Но если сравнить количество тех, кто наказан за воспрепятствование законной деятельности журналистов, и количество журналистов, привлеченных к ответственности за профессиональную деятельность, то становится очевидно: сегодня в России быть журналистом опасно, это профессия повышенного риска. Число уголовных дел, возбужденных в отношении представителей отечественных СМИ, растет. Самые громкие из них хорошо известны каждому: это дела Ивана Кашина и Ирины Славиной, Ивана Голунова, Ивана Сафронова, Петра Верзилова, Александра Пичугина, Светланы Прокопьевой, Елены Пивоваровой и других. Последнее событие в этом ряду, сигнализирующее о пройденном Рубиконе здравого смысла, – дело российского студенческого издания Doxa.

Поэтому журналистам крайне важно понимать стоящие перед ними угрозы и опираться на рекомендации, способные помочь минимизировать риски и избежать возможных последствий. Как адвокат, добившийся оправдания журналиста по уголовному делу и его полной реабилитации, возьму на себя смелость дать несколько советов. Речь пойдет о том, как не стать иноагентом и не оказаться в числе привлеченных к ответственности за журналистскую деятельность.

Кто такие иностранные агенты?

Законодательство об иноагентах получило распространение в разных странах мира. В США еще в 1938 г. приняли Закон о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA). Он потребовал, чтобы иноагенты, представляющие интересы иностранных держав, раскрывали свои отношения с иностранным правительством и информацию о соответствующей деятельности.

В России понятие «иноагент» впервые появилось в 2012 г. 1 в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В 2014 г. Конституционный Суд РФ отметил, что «признание конкретных российских некоммерческих организаций выполняющими функции иностранного агента, объективно обусловленное тем, что они реально вовлечены в систему правоотношений, связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников, имеет своим предназначением их идентификацию в качестве специфического субъекта политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации…» 2 Со временем понятие «иноагент» прочно вошло в законодательство, а затем и повседневную жизнь.

29 сентября 2017 г. в Госдуму был внесен законопроект, касающийся изменений ст. 15.3 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Изначально он предполагал только досудебную блокировку сайтов запрещенных в России организаций, но ко второму чтению был дополнен и получил новое название: «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статью 6 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации” (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона)». Тогда в нем и появился раздел, касающийся СМИ-иноагентов. 15 ноября законопроект был принят сразу во втором и третьем чтениях, а 22 ноября одобрен Советом Федерации – несмотря на отрицательное заключение Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Постепенно законодательство об иноагентах трансформировалось из административно-уведомительного в надзорно-репрессивное.

Какими бывают иноагенты?

1. Некоммерческие организации (НКО), включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иноагента. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». НКО – иноагент, если:

2. Незарегистрированные общественные объединения (НОО), включенные в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента. Их деятельность регламентирована Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». НОО – иноагент, если:

3. Российские СМИ, выполняющие функции иноагента. СМИ – иноагент, если:

Сообщения и материалы, которые распространяют СМИ-иноагенты

Это публичное распространение любого информационного материала, будь то текст (публикация статьи в зарубежном журнале, комментарий в СМИ, книга), видео, аудио, подкаст; личный пост или комментарий под чужим постом в соцсети, репост чужого сообщения и т.д.

Политическая деятельность, в которой участвуют иноагенты

Политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя и федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности России, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития нашей страны, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование госорганов и органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Формы политической деятельности:

Денежные средства и имущество от иностранных источников

Как иностранных агентов включают в реестр?

Реестр иноагентов ведет Министерство юстиции РФ 10 (в перечни включают СМИ, НКО, НОО и физлиц, которые выполняют функции иноагента 11 ). Он размещен на официальном сайте ведомства.

Основанием для включения общественного объединения в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента, является распоряжение Минюста России. Оно издается после поступления уведомления или документов, направленных органом государственной власти РФ, подтверждающих получение общественным объединением денежных средств и иного имущества от иностранных источников и участие в политической деятельности на территории РФ.

Признали иноагентом. Что будет дальше?

Сообщения и материалы иностранного СМИ и российского юрлица, которые выполняют функции иноагента, должны сопровождаться следующим указанием 15 : «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».

При распространении материалов СМИ в печатной продукции и с использованием Интернета, а также аудиовизуальной продукции это указание должно иметь форму текстового сообщения, а при распространении аудиосообщений – звуковую форму. Размер шрифта указания в печатной продукции и на сайтах должен вдвое превышать размер текста материала. Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону. Указание, размещаемое в аудиовизуальной продукции, подлежит расположению по центру изображения на площади не менее 20% его размера. При размещении указания в материалах в звуковой форме не допускается его наложение на звуковые фрагменты этого материала, а также применение технологий по увеличению скорости его воспроизведения. Уровень громкости звука при воспроизведении указания не должен снижаться.

За что могут наказать иноагента и тех, кто о нем рассказывает?

Разберемся, кого и за что могут привлечь к ответственности.

Прекращение деятельности СМИ (ст. 16 Закона о СМИ).

Распространение в СМИ и в их сообщениях в Интернете информации об иноагенте или созданных им материалов без указания на выполнение им функций иностранного агента свидетельствует о злоупотреблении свободой массовой информации (ст. 4 Закона о СМИ). Подобные нарушения, совершенные редакцией неоднократно в течение 12 месяцев, и неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности СМИ являются основаниями для прекращения этой деятельности.

Административная ответственность

1. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ)

Распространение в СМИ и в их сообщениях и материалах в Интернете информации об иноагенте или созданных им материалов без указания на выполнение им функций иностранного агента влечет наложение штрафа: на граждан – от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юрлиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

2. Ответственность за непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иноагента (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ)

Непредставление или несвоевременное представление НКО, выполняющей функции иноагента, в государственный орган (должностному лицу) сведений, когда это предусмотрено законом, либо передача их в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение штрафа: на должностных лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

3. Ответственность за нарушение обязанностей физлицом, выполняющим функции иноагента (ст. 19.7.5-4 КоАП РФ 16 )

Непредставление или несвоевременное представление физлицом, выполняющим функции иноагента, в уполномоченный орган сведений, когда это предусмотрено законом, либо передача их в неполном объеме или в искаженном виде, либо нарушение порядка представления таких сведений влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Неисполнение физлицом обязанности указывать на наличие статуса иноагента при осуществлении своей деятельности (предусмотренной п. 7 ст. 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ) влечет наложение штрафа в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

4. Нарушение порядка деятельности НКО, выполняющей функции иноагента (ст. 19.34 КоАП РФ)

Осуществление деятельности НКО, выполняющей функции иноагента, без включения в реестр иностранных агентов влечет наложение штрафа: на должностных лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; на юрлиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Производство НКО, включенной в реестр, материалов, их распространение либо направление ею материалов в госорганы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания статуса иноагента влечет наложение штрафа: на должностных лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.; на юрлиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Производство учредителем, членом, участником, руководителем НКО, включенной в реестр, или лицом, входящим в состав органа такой НКО, при осуществлении ими политической деятельности материалов или их распространение, а также направление таких материалов в госорганы, органы местного самоуправления, образовательные или иные организации без указания статуса иноагента НКО влечет наложение штрафа в размере 5 тыс. руб.

5. Нарушение порядка деятельности иностранного СМИ или российского юрлица, которые выполняют функции иноагента (ст. 19.34.1 КоАП РФ 17 )

Нарушение порядка деятельности иностранного СМИ или учрежденного им российского юрлица, выполняющих функции иноагента, либо неисполнение требований законодательства иным лицом, информация о котором включена в реестр СМИ-иноагентов, влечет наложение штрафа: на граждан – 10 тыс. руб.; на должностных лиц – 50 тыс. руб.; на юрлиц – 500 тыс. руб. За повторное правонарушение гражданин заплатит 50 тыс. руб., должностное лицо – 100 тыс. руб., а юрлицо – 1 млн руб. За грубое нарушение (более двух раз в течение года) на юрлицо наложат штраф в размере 5 млн руб.

Иностранные структуры без образования юридического лица, признанные СМИ-иноагентами, несут административную ответственность как юрлица.

Уголовная ответственность

1. Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ)

Создание НКО (включая НКО-иноагента) или структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией или подразделением наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или дохода осужденного за период до 18 месяцев либо ограничением свободы, принудительными работами или лишением свободы на срок до 3 лет.

Минимальным наказанием за участие в деятельности такой НКО и пропаганду указанных деяний будет штраф в размере до 120 тыс. руб., максимальным – лишение свободы на срок до 2 лет.

2. Злостное уклонение от исполнения обязанностей в связи с признанием лица иноагентом (ст. 330.1 УК РФ)

Злостное уклонение от представления документов, необходимых для включения в реестр НКО- или НОО-иноагентов, наказывается как минимум штрафом в размере до 300 тыс. руб., как максимум – лишением свободы на срок до 2 лет.

Такие же наказания предусмотрены за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ или учрежденного им российского юрлица, выполняющих функции иноагента, либо неисполнение иным лицом-иноагентом требований законодательства, совершенные после привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ.

Непредставление в уполномоченный орган заявления о включении в список физлиц-иноагентов или отчета о деятельности, связанной с выполнением функций иноагента, после привлечения лица к ответственности по ч. 1 ст. 19.7.5-4 КоАП РФ наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб., а самым строгим будет наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. То же грозит за непредставление такого заявления лицом, осуществляющим в интересах иностранного государства, его госорганов, международной или иностранной организации, иностранных граждан, лиц без гражданства сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые могут быть использованы против безопасности России.

Нынешнее законодательство об иноагентах позволяет развернуть охоту на независимые организации, СМИ и журналистов, что несовместимо с ценностями, присущими демократическому государству. Сейчас мы наблюдаем смену вектора: если еще недавно подавались гражданские иски или применялись административные штрафы, то теперь чаще возбуждаются уголовные дела по новым статьям Уголовного кодекса, предусматривающим наказание в виде лишения свободы. Нарушение свободы слова, введение цензуры, расправа над неугодными СМИ – вот основные признаки сегодняшнего «регулирования» деятельности организаций и граждан, действующих в интересах общества.

Рекомендации журналистам

Как же не стать иноагентом и не (при)сесть за журналистскую деятельность? Надежных вариантов немного: либо вовсе прекратить ею заниматься, либо писать исключительно о рекордных урожаях и достижениях действующей власти. К сожалению, сегодня практика применения законодательства об иноагентах выглядит как откровенное политическое преследование независимых СМИ. Если надежные варианты не подошли, нужно быть готовым к тому, что даже при соблюдении всех законов вы не застрахованы от возбуждения уголовного дела.

Тем, кто остается в профессии на свой страх и риск, может пригодиться перечень простых правил.

1. Написанный вами материал должен быть основан на фактах. Даже оценочное мнение желательно максимально приближать к реальности. В противном случае можно получить иски о защите чести, достоинства и деловой репутации или о компенсации морального вреда (как избежать уголовной ответственности за сплетни – читайте в статье «За клевету собираются сажать на 5 лет»).

2. Журналист несет ответственность за сведения, переданные ему другими лицами. Поэтому способ получения информации должен быть легальным и перепроверяемым.

3. Россия – страна тайн. Перед публикацией важно убедиться, что распространяемые сведения не составляют государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Самостоятельно сделать это сложно (в том числе потому, что перечень таких сведений постоянно расширяется), проще обратиться за помощью к юристам.

4. Политические или околополитические тексты попадают в зону повышенных рисков. Поэтому если материал политический, лучше оговорить это, использовав соответствующий дисклеймер. Например, вот так это сделал Фридрих Август фон Хайек в «Дороге к рабству»: «Когда профессионал, занимающийся общественными науками, пишет политическую книгу, его долг – прямо об этом сказать. Это политическая книга, и я не хочу делать вид, что речь идет о чем-то другом».

5. Важно соблюдать информационную гигиену. Используйте надежные средства коммуникации (telegram, signal, google.com). Это позволит сохранить сведения, составляющие журналистскую тайну, и соблюсти конфиденциальность информации о вас и вашей профессиональной деятельности.

6. Соблюдайте правила игры, прописанные в законодательстве об иностранных агентах: обязанность ставить пометки о статусе иноагента лежит как на СМИ, внесенных в реестр, так и на других изданиях, которые ссылаются на материалы СМИ-иноагентов или перепечатывают их. В обоих случаях пометки должны быть также в сообщениях в соцсетях издания.

7. Журналистам крайне важно следить за изменением законодательства и действовать в рамках закона. Да, это сложно: рамки все сильнее сжимаются, ориентироваться в ограничениях и запретах нелегко уже даже юристам. Но разбираться в этом необходимо, чтобы не подвергать себя рискам. Если за усердием депутатов Госдумы следить не удается, консультируйтесь с юристами при возникновении даже малейших сомнений.

8. Проявляйте разумную осмотрительность. Если вы узнали, что к вам и вашей деятельности проявляют интерес сотрудники правоохранительных органов (вызов на опрос, наведение справок, исследование документов, наблюдение, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров), не стоит испытывать судьбу, лучше незамедлительно обратиться за юридической помощью.

Законодательство об иноагентах стало механизмом легитимного деления журналистов (а также блогеров и прочих медиаличностей) на «своих» и «чужих» по признаку лояльности к власти. Вести честную и независимую журналистскую деятельность в таких условиях опасно, но вдвойне важно для общества.

1 Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

2 Постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. № 10-П.

3 Пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

4 Статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

5 Статья 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

6 Статья 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

7 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности».

8 Статья 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

9 Статья 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Статья 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

10 Подпункт 30.27 п. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».

11 Указ Президента РФ от 25 июня 2021 г. № 377 «О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313».

12 Приказ Минюста России от 24 сентября 2020 г. № 216 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента».

13 Приказ Минюста России от 28 июня 2021 г. № 106 «Об утверждении документов, предусмотренных статьей 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации”».

14 Часть 9 ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

15 Приказ Роскомнадзора от 23 сентября 2020 г. № 124 «Об утверждении формы указания на то, что сообщения и материалы иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, созданы и (или) распространены указанными лицами, а также требований и порядка размещения такого указания».

16 Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

17 Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 443-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *