Что такое инновационный процесс
Инновационный процесс
Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.
Укрупнённо инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.
Содержание
Научные исследования и конструкторские разработки
В зависимости от сложности инновационного проекта задачи, решаемые на первой стадии инновационного процесса, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов научно-технической деятельности, полученных в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом. Исполнителями работ на данной стадии являются творческие коллективы учёных и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов, научно-технических центров.
Фундаментальные исследования
В соответствии с логикой развития инновационного процесса появление нововведения начинается с генерации идеи нового продукта. Часто идеи рождаются в процессе проведения фундаментальных исследований.
Фундаментальные исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Цель фундаментальных исследований — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые фундаментальные исследования проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Финансирование фундаментальных исследований ведётся из государственного бюджета или в рамках государственных программ.
Прикладные научные исследования
Прикладные научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение. На данном этапе проверяется техническая осуществимость идеи, анализируются масштабы потребностей рынка, а также потенциальные возможности предприятия по разработке и производству нового продукта. Выполнение работ на данном этапе связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научных исследований. Финансирование прикладных научно-исследовательских работ ведётся, во-первых, из государственного бюджета, во-вторых, за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных фирм.
Опытно-конструкторские работы
Под опытно—конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований для создания образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы — это завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.
К опытно-конструкторским работам относятся:
Основные научно-технические результаты опытно-конструкторских работ: прототип, промышленный образец, полезная модель, компьютерные программы, базы данных, научно-техническая документация. Опытно-конструкторские работы проводятся при финансовой поддержке из государственного бюджета или за счёт собственных средств предприятия-заказчика.
Жизненный цикл инновационного продукта
Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночной стадии, которая включает следующие этапы: внедрение на рынок, рост производства, замедление роста и спад объёмов продаж.
Внедрение продукта на рынок
На данном этапе предприятие-изготовитель производит пробную партию продукта. Также фирма проводит маркетинговое исследование в виде зондирования рынка малыми партиями нового товара. Если зондирование рынка проходит успешно, начинается подготовка к широкомасштабному продвижению товара на рынок.
Подготовка ведётся по двум основным направлениям:
Запуск товара в производство требует крупных инвестиций для реконструкции старых или строительства новых производственных мощностей, подготовки персонала, проведения рекламной кампании. На этом этапе инновационного процесса ещё не известна реакция рынка на нововведение, существуют риски отторжения предлагаемого товара. По этой причине инвестиции носят рисковый характер. По расчётам специалистов, финансирование работ, связанных с освоением масштабного производства новой продукции и последующим совершенствованием технологии, на этом этапе в 6-8 раз больше, чем расходы на исследования и разработки. Основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий, которые они аккумулируют в специальных фондах, а также заёмные средства, в основном банковские кредиты.
Рост объёмов производства
При отсутствии на рынке близких аналогов нового продукта цена на него может быть искусственно увеличена на какой-то отрезок времени, что позволит обеспечить предприятию сверхнормативную прибыль. На данном этапе инновационного процесса производство продукта расширяется. Происходит снижение текущих издержек производства, что способствует снижению цены. Прибыль от реализации товара нередко достигает пика. По некоторым оценкам, объём прибыли в этот период может составлять 50-70 % прибыли, получаемой за весь жизненный цикл товара.
Замедление роста производства
Постепенно темпы роста производства снижаются. В издержках растёт доля затрат на рекламу и поддержку конкурентоспособности продукции. Осуществляется поиск новых рынков. Проводится разработка улучшенных модификаций продукта, совершенствуются технологические процессы.
В это время многие фирмы также пытаются обосноваться на новом рынке. Некоторые из них приобретают лицензию на производство нового продукта. Другие выпускают продукт, нарушая патентное законодательство. Третьи налаживают подпольный выпуск продукта, зачастую низкого качества, под товарной маркой разработчика. Наконец, четвёртые конкуренты выпускают аналогичные товары с более высоким техническим уровнем, используя возможные лазейки в патентном законодательстве.
Спад объёмов продаж
Наступление данного этапа означает, что пришёл момент, когда рынок начинает перенасыщаться данным товаром. Происходит устойчивое падение объёмов продаж и снижение, возможно даже до нулевой отметки, размера получаемой прибыли. Спад происходит как из-за устаревания товара, так из-за изменений в технологии, смены вкусов и предпочтений потребителей, а также вследствие появления на рынке более совершенных товаров, предлагаемых конкурентами.
Определение инновационного процесса и его моделей
Сегодня на рынке представлены необычные товары из мира науки и техники. Они созданы в результате новаторской деятельности и называются «инновацией». С английского «innovation» переводится как «новшество».
Понятие инновационного процесса
Инновационный процесс — это период превращения идеи в конечный продукт. Включает множество этапов: от начала проведения исследований до выведения товара на рынок и реализации.
Новаторский процесс характеризуется такими понятиями:
Инновационный процесс разделяют на 3 вида:
Новаторский процесс отличается от научно-технического тем, что не заканчивается в момент поступления товара в продажу. Инновация совершенствуется, приобретает новые потребительские свойства, что способствует расширению области применения.
A post shared by Nurbek_World (@worldnurbek) on Apr 23, 2019 at 10:18am PDT
Управление новаторской деятельностью на предприятии происходит с помощью 2 взаимосвязанных систем:
Цели инновационного менеджмента:
Этапы инновационного процесса
Процесс создания новаторского продукта происходит поэтапно:
Основой инновационной деятельности является постоянная трансформация идеи, усовершенствование продукта.
Поскольку внедрение новшеств сопровождается рисками, на этапе проектирования принято проводить моделирование инновационного процесса. Рассмотрение имитаций предполагаемых ситуаций позволяет принять оптимальное решение и выбрать стратегию развития.
Факторы, влияющие на инновационный процесс
Кроме рисков при внедрении нового продукта, на организацию инновационного процесса влияют также факторы:
Выполнение новаторского проекта считается удачным, если:
Участники инновационного процесса
После прохождения последовательности стадий развития инновация становится товарной продукцией, которая продается на рынке.
Поэтому участниками такого процесса являются:
Чтобы новаторская деятельность имела положительный исход, необходимо содействие и заинтересованность государства и новаторов. Для этого требуется развитие конкурентной среды в области инноваций, повышение оплаты труда творческих личностей и исследователей. Также следует внедрить поощрение малого предпринимательства и ужесточение авторского права.
Инновационный процесс
Инновацию как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом.
Рассматривая инновационный процесс (рис. 2.1), следует определить ряд понятий, которые являются базовыми.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Первая из них предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Оно в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Во втором случае новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный же инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении мо пополни производителя-пионера, что способствует развитию конкуренции и обусловленному ею совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
Составляющие инновационный процесс этапы называются фазами инновационного процесса. Обычно выделяют пять фаз:
Каждая фаза инновационного цикла на практике представляет собой самостоятельные сферы деятельности и имеет свой круг задач и исполнителей, свою специфику организации, финансирования и управления.
Основой инновационного процесса является стадия «наука». Она включает фундаментальные исследования (ФИ), прикладные исследования (ПИ), научно-технические разработки (НТР).
Фундаментальные исследования делятся на фундаментальные теоретические исследования (ФТИ) и фундаментальные поисковые исследования (ФПИ).
Результаты ФТИ аккумулируются в научных открытиях, обоснованиях новых открытий и представлений, положениях новой теории. Задачей ФПИ является открытие таких новых принципов, как создание изделий и технологий; материалов и их соединений с неизвестными ранее свойствами; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы исследуемого явления, но отнюдь не конкретные направления. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.
Базой развития прикладных исследований являются фундаментальные исследования, но они могут быть и самостоятельными научными работами. В процессе прикладных исследований новые знания, идеи воплощаются в оригинальные образцы, технологические схемы, т.е. происходит процесс придания идее материальной субстанции и формы. На этом этапе новшество начинает переходить в нововведение. Однако выполнение прикладных исследований связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР.
Прикладные исследования включают научно-исследовательские работы (НИР), информационные работы (ИР), организационно-экономические работы (ОЭР), научно-учебные работы (НУР).
НИР прикладного характера ставят своей целью решение технических проблем, уточнение неясных теоретических результатов, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве научно-технического задела при выполнении НТР.
Информационные работы направлены на улучшение поиска и совершенствование анализа научно-технической информации. Важнейшей частью ИР являются патентные исследования.
Организационно-экономические работы направлены на совершенствование организации управления и планирования производства, методов организации труда, классификации и оценки эффективности научных работ и т.д.
Научно-учебные работы осуществляются с целью подготовки кандидатских и докторских диссертаций, монографий, научных статей, учебных пособий, а также учебных и научных работ аспирантов, соискателей и студентов и т.д.
Научно-технические разработки включают опытно-конструкторские работы (ОКР) и опытно-технологические работы (OTP).
Опытно-технологические работы направлены на модернизацию, совершенствование и разработку новой технологии производства.
Стадия «техника» является переходной от науки к производству. На данном этапе инновационного процесса происходит первичное внедрение нового образца в производство.
На смену стадии «техника» приходит стадия «промышленное производство». В производстве знания материализуются, а исследования находят свое логическое завершение.
За процессом промышленного производства инноваций следует их сбыт и эксплуатация. На стадии «эксплуатация» осуществляется три одновременно протекающих процесса:
Инновационный процесс имеет большой рисковый характер. В первую очередь, неизвестна реакция рынка на предлагаемый товар или технологию. Иногда новый продукт, созданный с учетом достижений научно-технического прогресса, может быть не востребован па рынке. Инновация должна заканчиваться успешным ее внедрением на рынки сбыта. Если новые продукты, процессы или услуги не принимаются рынком, то инновации не существует.
Результаты анализа жизненного цикла изделия позволяют установить время осуществления научной разработки прогрессивной технологии и внедрения, оценить вероятность появления аналогичного товара на рынке, перестроить производство, чтобы избежать потерь, а также определить затраты на утилизацию изделия, претерпевающего физический и моральный износ.
Применительно к масштабам распространения инновации по критерию сложности инновационного механизма, определяемой числом участников, выделяют ряд типов инновационного процесса.
2. Инфраструктурный инновационный процесс. Характеризуется тем, что участие в создании инновационного продукта принимали специализированные научно-исследовательские организации (НИО). Здесь нововведение выступает результатом коллективного творчества и совместных усилий разных групп разработчиков и заинтересованных сторон. Выделяют следующие формы инфраструктурного инновационного процесса:
Наличие в составе инновационных процессов некоторых типов имитаторов свидетельствует о трансферте инноваций, их более широком рыночном распространении. Трансферт в данном случае выступает в роли рыночного регулятора диффузных процессов. Согласно теории диффузии инноваций, посвященной исследованию процесса создания и распространения нововведений, возможны три вида диффузии, или рассеивания, инноваций по территориальному признаку. При диффузии расширения инновации распространяются от места возникновения равномерно по всем направлениям. Если инновация распространяется в определенном направлении, то речь идет о диффузии перемещения. Также возможно и смешанное распространение, обладающее признаками обоих видов.
Результатами процесса распространения инноваций выступают:
В зависимости от достигнутых результатов предприятие может перейти к поиску новых инновационных горизонтов либо придерживаться позиции постоянного улучшения производимых товаров и используемых технологий.
Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для развития научных школ, обеспечения прогрессивных преобразований в экономике в целом, в отраслях и на отдельных предприятиях, повышения конкурентоспособности предприятий и продукции, расширения ассортимента качественной продукции, совершенствования методов коммерческой реализации продуктов и услуг. Для того чтобы инновационная деятельность приносила предприятию успех, необходимо, чтобы менеджер «знал места», где находятся идеи, и владел методами их выявления.
Источники инноваций находятся как вне, так и внутри организации. Во внешней среде организации выделяют два вида источников:
Для поиска инновационных возможностей в деловой среде необходимо изучать и контролировать инновации деловых партнеров фирмы, например, поставщиков сырья или оборудования; конкурентов и потребителей продукта фирмы.
Во внутренней среде организации также существует два вида источников:
Изменения внутренней среды организации не столько дают инновационную идею, сколько возможность инициации инновационного процесса.
Существуют две разновидности изменений внутренней среды организации:
Инновационный менеджмент
Тема 2. Инновационный процесс и инновационная деятельность.
1. Тема 2. Инновационный процесс и инновационная деятельность.
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как цепь событий, в ходе которых инновация проходит путь от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.
Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инновации можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововвведений называют инновационным циклом.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Инновационный процесс рассматривают с разных позиций:
— как параллельно – последовательное проведение научно-технической деятельности, осуществление инвестиций и маркетинга;
— в виде сменяющихся фаз жизненного цикла продукции;
— как инвестиционный проект.
Инновация в динамике тождественна инновационному процессу.
Инновационный процесс. Получение доходов от коммерциализации инноваций.
Инициация инновации (создание новации) – разработка технической идеи (основные этапы НИР и ОКР) или бизнес-идеи (инициация проблем потребителей и поиск способов их решения).
Коммерциализация инновации – организация производства и продаж инновационного продукта.
Инновационная сверхприбыль – дополнительный доход, который получают те, кто первым осуществил эффективную инновацию. Источником этого дохода является так называемое временное «условно-монопольное» положение на рынке. Любая инновация создает новую отрасль или новую рыночную нишу. До тех пор, пока конкуренты не воспроизвели продукт, предприятие является единственным поставщиком продукта. Существует временная монополия. Инновационная сверхприбыль – явление временное. Как только монополия утрачивается, новшество становится общераспространенным, для укрепления конкурентной позиции инноватор вынужден сокращать цены.
Основные подходы к построению инновационного процесса.
Инновационный процесс по типу коммерциализации инноваций.
Модель создания и реализации новации. Результат коммерциализации – доходы от продажи новации.
Модель ажиотажного спроса. Результат коммерциализации – доходы от продаж на визионной стадии потребления. Инвестирование с целью быстрой окупаемости бизнеса с минимальным жизненным циклом. Быстрый срок окупаемости.
Модель окупаемости (модель дохода). Результат коммерциализации – доходы от продаж на всех стадиях жизненного цикла. Единовременное инвестирование. Достижение окупаемости инвестиций в рамках использования созданных на инвестиционной фазе активов.
Спекулятивная модель. Результат коммерциализации – доходы от продажи инновационного бизнеса. Инвестиции с целью продажи бизнеса. Инвестирование с целью демонстрации получения доходов, прироста капитала.
Модель роста. Результат коммерциализации – доходы от продаж на всех стадиях жизненного цикла, в том числе и на стадии диффузионного роста. Постоянное инвестирование в расширение мощностей и рост бизнеса. Работа в условиях дефицита наличности.
Инновационный процесс реализуется через инновационную деятельность.
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и реализацией на рынке. (Концепция инновационной политики РФ)
Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Инновационный менеджмент – это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов и разработанных методов эффективного управления.
Инновационный менеджмент необходимо рассматривать в трех аспектах:
— как науку и искусство управления инновациями;
— как вид деятельности и процесс принятия решения;
— как аппарат управления инновациями.
Инновационный менеджер имеет дело с разными фазами инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.
Задачи инновационного менеджмента:
— разработка планов и программ инновационной деятельности на систематической основе;
— наблюдение и управление ходом разработки новой продукции, и ее внедрением;
— рассмотрение проектов создания новых продуктов;
— проведение единой инновационной политики: координация деятельности в этой области в производственных подразделениях;
— обеспечение финансовыми и материальными ресурсами, квалифицированным персоналом программ инновационной деятельности;
— создание временных целевых рабочих групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.