Что такое инквизитор определение
Значение слова «инквизитор»
1. Судья инквизиции. Вот в черных рясах сонм судей, Сонм инквизиторов собрался; Пред ним, в оковах, Галилей. Богданов, E pur si muove.
2. перен. Тот, кто с крайней жестокостью выпытывает что-л. у кого-л.; мучитель.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ИНКВИЗИ’ТОР, а, м. [латин. inquisitor — следователь]. 1. Судья инквизиции (истор.). 2. перен. О человеке, с холодной жестокостью, мучительством выведывающем что-н. у кого-н.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова декаданс (существительное):
Ассоциации к слову «инквизитор»
Синонимы к слову «инквизитор»
Предложения со словом «инквизитор»
Цитаты из русской классики со словом «инквизитор»
Сочетаемость слова «инквизитор»
Каким бывает «инквизитор»
Понятия со словом «инквизитор»
Афоризмы русских писателей со словом «инквизитор»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «инквизитор»
Иссохший старик с оттопыренными ушами, с сухим дыханием измученного постами великого инквизитора.
В подземельях монастыря были привычны к подобным крикам, но сейчас инквизитору стало не по себе.
Равнодушный изумрудный взгляд инквизитора скользнул по мне, и душу на мгновение кольнуло беспокойство.
Синонимы к слову «инквизитор»
Ассоциации к слову «инквизитор»
Сочетаемость слова «инквизитор»
Каким бывает «инквизитор»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
ИНКВИЗИТОР
Смотреть что такое «ИНКВИЗИТОР» в других словарях:
ИНКВИЗИТОР — (лат. inquisitor, от inquirere опрашивать). 1) член инквизиции. 2) жестокий судья. 3) в России в XVIII в. должность духовного фискала, следившего за поведением духовн. лиц. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка
инквизитор — аспид, злодей, живодер, ирод, кровопивец, мучитель, изувер, палач, судья, истязатель, изверг, кровопийца, живорез Словарь русских синонимов. инквизитор см. мучитель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
ИНКВИЗИТОР — ИНКВИЗИТОР, а, муж. 1. Судья инквизиции (в 1 знач.). 2. перен. Человек, обращающийся с кем н. с холодной жестокостью, мучитель. | жен. инквизиторша, и (ко 2 знач.; разг.). | прил. инквизиторский, ая, ое. И. взгляд (угрожающе жестокий). Толковый… … Толковый словарь Ожегова
Инквизитор — Аутодафе (1475). Святая инквизиция общее название ряда учреждений Римско католической церкви для борьбы с ересью. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия
инквизитор — ИНКВИЗИТЕР, ИНКВИЗИТОР а, м. inquisiteur m., нем. Inquisitor, пол. inkwisitor <, лат. inquisitor. Следователь церковного суда? Понеже в инструкции моей, в 3 м пункте, изображено, что смотреть мне над всеми протоинквизитерами и инквизитерами,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
инквизитор — ИНКВИЗИТОР1, а, м Перен. Человек, который отличается крайней изощренной жестокостью, причиняет мучения, страдания кому л.; Син.: истязатель, палач, мучитель. // ж Разг. инквизиторша, и. Калинов не руководитель, а инквизитор. ИНКВИЗИТОР2, а, м… … Толковый словарь русских существительных
ИНКВИЗИТОР — Сон, в котором вам представляется средневековый инквизитор, ведущий свой допрос с пристрастием и под угрозой страшных пыток заставляющий признаться в том, чего вы не совершали, – такой кошмар говорит о вашем несколько больном воображении и… … Сонник Мельникова
инквизитор — начиная с Петра I; см. Смирнов 120. Через нем. Inquisitor или польск. inkwizytor заимств. из лат. inquīsītor … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Инквизитор — (лат. Inquisitor исследователь, сыщик) термин этот для означения должностного лица впервые был употреблен Феодосием I Великим, предписавшим префектам в 382 г. назначить И., т. е. сыщиков, которые разыскивали бы скрывавшихся манихеев и обвиняли бы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Инквизитор — I м. Судья инквизиции. II м. 1. Человек, проявляющий жестокость и с холодной расчётливостью выведывающий что либо у кого либо. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Что означает слово «инквизитор»? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо совершить экскурс в мрачные средневековые времена, когда людей за инакомыслие подвергали жестоким пыткам и сжигали на костре. Для этого был создан специальный орган. О нем и о том, кто это – «инквизитор», и будет рассказано в статье.
И карательный орган, и пытка
Чтобы разобраться в значении изучаемого слова, следует сначала узнать, что такое «инквизиция». В словаре дается два варианта значения:
Теперь можно перейти непосредственно к слову «инквизитор».
И судья, и жестокий человек
В словаре, как и в предыдущем случае, дается два варианта значения слова «инквизитор»:
Пониманию того, кто это – «инквизитор», будет способствовать знакомство с происхождением слова.
Этимология
Слово имеет латинское происхождение. Оно образовалось от латинского существительного inquisitor, которое имеет такие значения:
А существительное в свою очередь происходит от глагола inquirere, значения которого:
Данный глагол был образован от другого латинского глагола quaerere – «приобретать», «искать» – путем прибавления к нему приставки in в значении «в». Согласно предположению ученых-этимологов, он восходит к праиндоевропейской основе kwo, от которой были образованы вопросительные местоимения.
Молот еретиков
Он родился в семье священника в 1420 году. Получил богословское образование и отличался аскетическими наклонностями. Торквемада стал членом доминиканского ордена. Его характер был суров и непреклонен, его характеризовал религиозный энтузиазм и богословская начитанность. Благодаря этому ему удалось даже папу римского подчинить своему влиянию. В 1483 году Томас де Торквемада был назначен великим инквизитором. Главной его задачей было объединение Испании в религиозном и политическом плане.
Чтобы достигнуть цели, он расширил и реорганизовал деятельность инквизиции. Себастьян де Ольмедо, один из хронистов того времени, называл Торквемаду честью своего ордена, спасителем страны и молотом еретиков. Имя его стало нарицательным, обозначая жестокого религиозного фанатика.
Во время Торквемады общее число аутодафе оценивают в цифру 2200. Под этой церемонией подразумевается ряд последовательных действий. Речь идет о таких мероприятиях:
Для предотвращения пропаганды ереси Торквемада дал ход сожжению некатолической литературы на кострах. По некоторым сведениям, за период его деятельности на посту главы испанской инквизиции светскими властями было сожжено заживо 8800 человек, а пыткам было подвергнуто 27 000. Именно в тот период стал актуальным принцип «признание – царица доказательств», когда доказательство вины было результатом жестоких издевательств над людьми, чаще всего ни в чем не виноватыми.
Торквемада умер в 1498 году в городе Авила, пробыв на посту великого инквизитора 15 лет.
Художественный фильм
«Инквизитор» – это название многосерийного детективного фильма, снятого российским режиссером Юрием Морозом в 2014 году на базе «Продюсерской фирмы Игоря Толстунова», сокращенно «Профит». Впервые он был показан на украинском телеканале «Интер» в апреле 2014 года. В России его премьера состоялась на «Первом канале» в августе 2018 года.
События фильма относятся к 2014 году. В небольшом российском приграничном городке Мельберге происходит череда зловещих убийств, похожих на казнь. Она потрясает его жителей. Городок является бывшей территорией Финляндии, которая в 1944 году вошла в Состав Советского Союза.
Неизвестное лицо с жестокостью, характерной для инквизитора времен Средневековья, убивает ряд влиятельных людей. При этом он оставляет загадочные послания, написанные на латыни. Тем самым он дает подсказку, намекая на то, кто будет следующей жертвой. Но шансов на спасение он не оставляет. Создается впечатление, что «инквизитор» способен предугадать каждый из шагов следствия. Но частный сыщик из Санкт-Петербурга Серебрянская принимает брошенный вызов…
ИНКВИЗИТОР
Смотреть что такое «ИНКВИЗИТОР» в других словарях:
ИНКВИЗИТОР — (лат. inquisitor, от inquirere опрашивать). 1) член инквизиции. 2) жестокий судья. 3) в России в XVIII в. должность духовного фискала, следившего за поведением духовн. лиц. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка
инквизитор — аспид, злодей, живодер, ирод, кровопивец, мучитель, изувер, палач, судья, истязатель, изверг, кровопийца, живорез Словарь русских синонимов. инквизитор см. мучитель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
ИНКВИЗИТОР — ИНКВИЗИТОР, инквизитора, муж. (лат. inquisitor следователь). 1. Судья инквизиции (ист.). 2. перен. О человеке, с холодной жестокостью, мучительством выведывающем что нибудь у кого нибудь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Инквизитор — Аутодафе (1475). Святая инквизиция общее название ряда учреждений Римско католической церкви для борьбы с ересью. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия
инквизитор — ИНКВИЗИТЕР, ИНКВИЗИТОР а, м. inquisiteur m., нем. Inquisitor, пол. inkwisitor <, лат. inquisitor. Следователь церковного суда? Понеже в инструкции моей, в 3 м пункте, изображено, что смотреть мне над всеми протоинквизитерами и инквизитерами,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
инквизитор — ИНКВИЗИТОР1, а, м Перен. Человек, который отличается крайней изощренной жестокостью, причиняет мучения, страдания кому л.; Син.: истязатель, палач, мучитель. // ж Разг. инквизиторша, и. Калинов не руководитель, а инквизитор. ИНКВИЗИТОР2, а, м… … Толковый словарь русских существительных
ИНКВИЗИТОР — Сон, в котором вам представляется средневековый инквизитор, ведущий свой допрос с пристрастием и под угрозой страшных пыток заставляющий признаться в том, чего вы не совершали, – такой кошмар говорит о вашем несколько больном воображении и… … Сонник Мельникова
инквизитор — начиная с Петра I; см. Смирнов 120. Через нем. Inquisitor или польск. inkwizytor заимств. из лат. inquīsītor … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Инквизитор — (лат. Inquisitor исследователь, сыщик) термин этот для означения должностного лица впервые был употреблен Феодосием I Великим, предписавшим префектам в 382 г. назначить И., т. е. сыщиков, которые разыскивали бы скрывавшихся манихеев и обвиняли бы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Инквизитор — I м. Судья инквизиции. II м. 1. Человек, проявляющий жестокость и с холодной расчётливостью выведывающий что либо у кого либо. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Инквизитор
Святая инквизиция — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви для борьбы с ересью.
Содержание
Происхождение термина
История создания
Цели и средства
Судебная процедура
Основные исторические этапы
Хронологически историю инквизиции можно подразделить на три этапа 1) додоминиканский (преследования еретиков до XII в.) 2) доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.) 3) испанская инквизиция. В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в З-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI в. против протестантизма.
Преследования еретиков до XII в.
Зародыши Инквизиции мы находим еще в первые века христианства — в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви.
Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертною казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами.
В капитуляриях Карла Великого встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах — искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения («ut populi errata inquirant et corrigant»).
В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI в., во время преследования патаренов в Италии, деятельность их отличается большою энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре.
Доминиканский период
В конце XII и начале XIII в. литературно-художественное движение в Южной Франции и связанное с ним учение альбигойцев угрожали серьезной опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден — доминиканцев (Х, 862). Слово инквизиция, в техническом смысле, употреблено впервые на Турском соборе, в 1163 г., а на Тулузском соборе, в 1229 г., апостольский легат «mandavit inquisitionem fieri contra haereticos suspectatos de haeretica pravitate».
Еще на Веронском синоде, в 1185 г., изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам, под страхом отлучения и других наказаний.
Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198—1216), Григория IX (1227—1241) и Иннокентия IV (1243—1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить, в качестве папских легатов, диоцезы южной Франции и Испании, для искоренения ереси вальденсов и катаров. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других цистерианцев, из монастыря Fontevrault — Петра Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединен и аббат этого монастыря, Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание возможно строже обходиться с еретиками привело, в 1209 г., к убийству Петра Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной борьбе, известной под именем альбигойских войн.
Несмотря на крестовый поход Симона Монфора, ересь продолжала упорно держаться, пока против ее не выступил Доминик Гусман (X, 959), основатель ордена доминиканцев. В заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды, после того как последние изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском соборе 1229 г. было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам, представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением данной местности, и потому могли действовать, безусловно, в папских интересах и не давать пощады еретикам.
Установленные в 1233 г. инквизиционные суды вызвали в 1234 г. народное восстание в Нарбонне, а в 1242 г. — в Авиньоне. Несмотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены были даже и на сев. Францию. По настоянию Людовика IX, папа Александр IV назначил в 1255 г. в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность генеральных инквизиторов Франции. Ультрамонтанское вмешательство в дела галликанской церкви встречало, однако, беспрестанное противодействие со стороны ее представителей; начиная с XIV в., французская инквизиция подвергается ограничениям со стороны государственной власти и постепенно приходить в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против реформации.
Тем же Григорием IX инквизиция введена была в Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Из Каталонии инквизиция быстро распространилась по всему Пиренейскому полуострову, из Ломбардии — в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь одинаковою силой и характером. Так, например, в Неаполе она никогда не пользовалась большим значением, вследствие беспрестанных раздоров между неаполитанскими государями и римскою курией. В Венеции инквизиция (совет десяти) возникла в XIV в. для розыска соучастников заговора Тьеполо и являлась политическим трибуналом. Наибольшего развития и силы инквизиция достигла в Риме. О степени влияния инквизиции в Италии и о впечатлении, произведенном ею на умы, свидетельствует сохранившаяся во флорентийской церкви S. Maria Novella знаменитая фреска Симона Мемми, под названием «Domini canes» (каламбур, основанный на созвучии этих слов со словом dominicani), изображающая черно-белых собак, отгоняющих волков от стада. Наибольшего развития итальянская инквизиция достигает в XVI в., при папах Пии V и Сиксте V.
В Германии инквизиция первоначально направлена была против племени стедингов, отстаивавших свою независимость от бременского архиепископа, Здесь она встретила всеобщий протест. Первым инквизитором Германии был Конрад Марбургский; в 1233 г. он был убит во время народного восстания, а в следующем году той же участи подверглись и два главные его помощника. По этому поводу в Вормской летописи говорится: «таким образом, при Божьей помощи, Германия освободилась от гнусного и неслыханного суда». Позже папа Урбан V, опираясь на поддержку императора Карла IV, снова назначил в Германию двух доминиканцев, в качестве инквизиторов; однако, и после этого инквизиция не получила здесь развития. Последние следы ее были уничтожены реформацией. Инквизиция проникла даже в Англию, для борьбы против учения Виклефа и его последователей; но здесь значение ее было ничтожно.
Из славянских государств только в Польше существовала инквизиция, и то очень недолго. Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в странах, населенных романским племенем, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и образование характера.
Испанская инквизиция
Испанская инквизиция, возникшая в XIII веке, как отголосок современных событий в южной Франции, возрождается с новой силой в конце XV в., получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV в. масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство (см. Марраны и Мориски), но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.
Систематическое преследование этих подозрительных христиан инквизицией начинается со времени соединения Кастилии и Арагонии в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться инквизицией для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов, путем конфискации имущества осужденных. Душою новой инквизиции в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада. В 1478 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая «католическим королям» установление новой инквизиции, а в 1480 г. был учрежден в Севилье первый трибунал ее; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков. Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала, обращенных к папе, главным образом, со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в 1483 г. предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия инквизиции поручил севильскому архиепископу Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя, он назначил великим ген. инквизитором Кастилии и Арагонии Торквемаду, который и завершил дело преобразования испанской инквизиции.
Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-ассесоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной и взамен ее создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так назыв. Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 г. Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены поздние), регулировавший инквизиционный процесс.
С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после 1492 г., когда Торквемаде удалось добиться у «католических королей» изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от 1481 г. до 1498 г., выражаются следующими цифрами: около 8 800 человек было сожжено на костре; 90 000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того были сожжены изображения, в виде чучел или портретов; 6 500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагоне действия инквизиции неоднократно вызывала взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в Сарагосе, не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в 1485 г. Преемники Торквемады, Диего-Деса и особенно Хименес, архиеп. толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании.
Несколько лет спустя после завоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за нами религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 г. В 1502 г. им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 г. Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли. В течение 70 лет цифра испанского населения упала с 10 миллионов до 6.
Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. Инквизиция введена была во все колонии и местности, зависевшие от Испании; во всех портовых городах установлены были отделения ее, служившие как бы карантином против занесения ереси и гибельно отражавшиеся на испанской торговле. Испанская инквизиция проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V, в 1522 г., и была причиной отпадения северных Нидерландов от Испании, при Филиппе II. В Португалии инквизиция введена была в 1536 г. и отсюда распространилась на португальские колонии в Ост-Индии, где центром её был Гоа.
Другие страны
По образцу испанской инквизиционной системы, в 1542 г. в Риме учреждена была «конгрегация святой инквизиции», власть которой безусловно признана была в герцогствах Миланском и Тосканском; в Неаполитанском королевстве и Венецианской республике действия ее подлежали правительственному контролю. Во Франции Генрих II пытался учредить инквизицию по тому же образцу, а Франциск II, в 1559 г.. перенес функции инквизиционного суда на парламент, где для этого образовано было особое отделение, так наз. chambres ardentes.
Действия инквизиционного трибунала облекались строгой таинственностью. Действовала система шпионства и доносов. Как только обвиненный или заподозренный привлекался к суду инквизицией, начинался предварительный допрос, результаты которого представлялись трибуналу. Если последний находил дело подлежащим своей юрисдикции, — что обыкновенно и случалось, — то доносчики и свидетели снова допрашивались и их показания, вместе со всеми уликами; передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов святой инквизиции.
Затем следовал приговор, на который можно было апеллировать к верховному инквизиционному трибуналу или к папе. Однако успех апелляций был маловероятен. «Супрема» как правило не отменяла приговоров инквизиционных судов, а для успеха апелляции в Рим необходимо было заступничество богатых друзей, так как осужденный, чье имущество было конфисковано, значительными денежными суммами уже не располагал. Если приговор отменялся, узника освобождали, но без всякого вознаграждения за испытанные муки, унижения и убытки; в противном случае его ожидали санбенито и ауто-да-фе.
Кроме религиозного фанатизма и корыстолюбия, мотивом преследования являлась нередко и личная месть отдельных членов трибунала. Раз намеченная жертва уже не могла ускользнуть из рук святого трибунала: ее не могли спасти ни высокое положение в церкви или государстве, ни слава ученого или художника, ни безупречно нравственная жизнь. Перед инквизицией трепетали даже государи. Ее преследований не могли избежать даже такие лица, как испанский архиепископ Карранса, кардинал Чезаре Борджиа и др. Всякое проявление независимой мысли преследовалось, как ересь: это видно на примерах Галилея, Джордано Бруно, Пико делла Мирандола и др.
В Португалии инквизиция сильно была ограничена в министерство Помбаля, а при Иоанне VI (1818 — 26) совсем уничтожена. Во Франции она уничтожена в 1772 году, в Тоскане и Парме — в 1769 г., в Сицилии — в 1782 г., в Риме — в 1809 г. В 1814 г. инквизиция была восстановлена в Испании Фердинандом Vll; вторично уничтоженная кортесами в 1820 г., она снова на некоторое время возрождается, пока, наконец, в 1834 г. не упраздняется навсегда; имущество ее обращено на погашение государственного долга. В Сардинии инквизиция просуществовала до 1840 г., в Тоскане — до 1852 г.; в Риме инквизиция восстановлена Пием VII в 1814 г. (просуществовала до 1908г.)
Основные исторические даты
В 1184 году папа Луций III и император Фридрих I Барбаросса установили строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами; светские же власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры.
В 1215 году впервые об Инквизиции как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе, установившем особый процесс для преследования еретиков (лат. per inquisitionem ), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи.
В период с 1231 по 1235 год папа Григорий передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным — инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев).
В 1481 году вступил в должность первый Великий Инквизитор Испании Томас Торквемада.
В 1498 году умер Торквемада. В его правление, по самой скромной оценке Х. А. Льоренте, «инквизиция… умертвила 8800 человек живьём в пламени костров».
В 1542 году папа римский Павел III учредил Священную Римскую и Вселенскую Инквизицию.
В 1587 году, с реформой папы Сикста V, была учреждена Верховная Священная Конгрегация Римской и Вселенской Инквизиции. В таком неизменном виде она просуществовала до 1908 года.
1820 год — упразднение инквизиции в Португалии.
1834 год — упразднение инквизиции в Испании.
В 1908 году папа Пий Х переименовал это ведомство в Священную Конгрегацию Священной Канцелярии. Священная Канцелярия просуществовала до 1967 года, когда папа Павел VI переименовал Священную Канцелярию в Священную конгрегацию доктрины веры, существующую и поныне.
В 1992 Папа Иоанн Павел II реабилитировал Галилея и официально признал, что инквизиция совершила ошибку, силой вынудив учёного отречься от теории Коперника.
Жертвы инквизиции. Критика
В своей книге «Рассказы о колдовстве и магии» (1852) Томас Райт, член-корреспондент Национального Института Франции, утверждает
«Из множеств людей, погибших за колдовство на кострах Германии в течение первой половины семнадцатого века, было много таких, чье преступление заключалось в их приверженности к религии Лютера и мелкие князья были не против ухватиться за любую возможность пополнить свои сундуки… наиболее преследуемыми являлись лица, обладающие значительными состояниями… В Бамберге так же как и в Вюрцбурге епископ являлся суверенным князем в своих владениях. Князь-епископ, Иоанн Георг II, который правил Бамбергом… после нескольких безуспешных попыток выкорчевать Лютеранство, прославил свое правление серией кровавых ведьминых процессов, которые опозорили летописи этого города… Мы можем получить некоторое представление о деяниях его достойного агента (Фредерик Фернер, епископ Бамберга) по утверждениям наиболее достоверных источников о том, что между 1625 и 1630 гг. состоялось не менее 900 процессов в двух судах Бамберга и Цейля; и в статье, опубликованной властями в Бамберге в 1659 г, сообщается, что количество лиц, которых епископ Иоанн Георг предал сожжению на костре за колдовство, достигло 600» [7]
Также Томас Райт приводит список (документ) жертв двадцати девяти сожжений. В этом списке люди исповедующие лютеранство обозначались как «чужие». В итоге жертвами этих сожжений были:
«Среди ведьм, — говорит Райт, — были маленькие девочки от семи до десяти лет, и двадцать семь из них были приговорены и сожжены», во время других brande, или сожжений. «Количество привлекаемых к суду с этим страшным судопроизводством было настолько велико, что судьи мало вникали в суть дела, и стало обычным явлением, что даже не давали себе труда записывать имена обвиняемых, а обозначали их, как обвиняемый №; 1, 2, 3 и т. д.». [8]
Профессор Д. В. Дрейпер в книге «История конфликта между религией и наукой» (1874) пишет:
Животные
Также Церковь проводила массовые суды над животными. [10] На этих судах обвиняемыми выступали мухи, гусеницы, саранча, кошки, рыбы, пиявки и даже майские жуки. Над последними садовыми вредителями, именуемыми еще майскими хрущами, в 1479 году в Лозанне (Швейцария) состоялся громкий процесс, длившийся два года. Решением суда шестиногим преступникам предписывалось незамедлительно покинуть страну. Множество подобных судебных дел описываются в классическом труде Дж. Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете»:
Процессы с массовыми ответчиками обычно шли долго. Например, тяжба между общиной Сен-Жульен и жуками продолжалась с перерывами около сорока лет. Если же обвинялись единичные твари, то возмездие за колдовские дела настигало их быстро. В 1474 году, в самый разгар процесса над жуками, в Базеле судили одного старого петуха за то, что он якобы снес яйцо. Естественно, нашлись свидетели такого деяния, которые, «лично все видели», и обвинитель потрясал здание суда ужасающими историями о том, как сатана сажает на петушиные яйца ведьм, чтобы они, как наседки, высиживали наиболее вредоносных для христиан тварей, и о том, что петушиные яйца используются для изготовления колдовских снадобий. Показательно, что защитник обвиняемого петуха даже не пытался оспаривать такие обвинения поскольку, как отмечает Фрэзер, «все эти факты были слишком явны и общеизвестны, чтобы их можно было отрицать». В результате этого процесса «петух был присужден к смерти как колдун или дьявол, принявший вид петуха, и вместе со снесенным яйцом был сожжен на костре со всей торжественностью, как если бы то была самая обыкновенная казнь». [11] [10]