Что такое информационный обмен
Информационный обмен
Постановление Правления ПФ РФ от 26.01.2001 N 15 «О введении в системе Пенсионного фонда Российской Федерации криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи» (вместе с «Регламентом регистрации и подключения юридических и физических лиц к системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации»)
Смотреть что такое «Информационный обмен» в других словарях:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН — взаимообмен между клиентами и банком информаци онным материалом и программами, обеспечивающими ускорение и упрощение всех операций. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН — взаимообмен между клиентами и банком информационными материалами и программами, обеспечивающими ускорение и упрощение всех операций в рамках системы клиент банк ; для конфиденциальности обмена информацией и защиты от несанкционированного доступа… … Экономический словарь
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН — в банковской деятельности: взаимообмен между клиентами и банком информационными материалами и программами, обеспечивающими ускорение и упрощение всех операций в рамках системы клиент банк ; для конфиденциальности обмена информацией и защиты от… … Энциклопедический словарь экономики и права
информационный обмен — взаимообмен между клиентами и банком информационными материалами и программами, обеспечивающими ускорение и упрощение всех операций в рамках системы клиент банк ; для конфиденциальности обмена информацией и защиты от несанкционированного… … Словарь экономических терминов
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН МЕЖДУНАРОДНЫЙ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН … Юридическая энциклопедия
Международный информационный обмен — по законодательству РФ передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу РФ. По английски: International information exchange См. также: Международный информационный обмен Внешняя… … Финансовый словарь
Международный информационный обмен — Международный информационный обмен передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу. Объекты и субъекты международного информационного обмена Объекты международного… … Википедия
международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через границы стран. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN international information exchange … Справочник технического переводчика
Международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу РФ. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу, в том числе с использованием глобальных информационных сетей. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О МЕЖДУНАРОДНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ … Официальная терминология
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН
Смотреть что такое «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН» в других словарях:
Информационный обмен — обмен сведениями о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах, независимо от формы их представления. Источник: Постановление Правления ПФ РФ от 26.01.2001 N 15 О введении в системе Пенсионного фонда Российской Федерации криптографической… … Официальная терминология
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН — взаимообмен между клиентами и банком информационными материалами и программами, обеспечивающими ускорение и упрощение всех операций в рамках системы клиент банк ; для конфиденциальности обмена информацией и защиты от несанкционированного доступа… … Экономический словарь
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН — в банковской деятельности: взаимообмен между клиентами и банком информационными материалами и программами, обеспечивающими ускорение и упрощение всех операций в рамках системы клиент банк ; для конфиденциальности обмена информацией и защиты от… … Энциклопедический словарь экономики и права
информационный обмен — взаимообмен между клиентами и банком информационными материалами и программами, обеспечивающими ускорение и упрощение всех операций в рамках системы клиент банк ; для конфиденциальности обмена информацией и защиты от несанкционированного… … Словарь экономических терминов
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН МЕЖДУНАРОДНЫЙ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН … Юридическая энциклопедия
Международный информационный обмен — по законодательству РФ передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу РФ. По английски: International information exchange См. также: Международный информационный обмен Внешняя… … Финансовый словарь
Международный информационный обмен — Международный информационный обмен передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу. Объекты и субъекты международного информационного обмена Объекты международного… … Википедия
международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через границы стран. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN international information exchange … Справочник технического переводчика
Международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу РФ. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу, в том числе с использованием глобальных информационных сетей. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О МЕЖДУНАРОДНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ … Официальная терминология
Международный информационный обмен
Международный информационный обмен
Международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу.
Объекты и субъекты международного информационного обмена
Обязанности государства в сфере международного информационного обмена
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации: создают условия для обеспечения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации иностранными информационными продуктами и информационными услугами; обеспечивают своевременное и достаточное пополнение государственных информационных ресурсов Российской Федерации иностранными информационными продуктами; содействуют внедрению современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации в международном информационном обмене; обеспечивают защиту государственных информационных ресурсов Российской Федерации, муниципальных и частных информационных ресурсов, российских средств международного информационного обмена и соблюдение правового режима информации; стимулируют расширение взаимовыгодного международного информационного обмена документированной информацией и охраняют законные интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц в Российской Федерации; создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена, пользователей от некачественной и недостоверной иностранной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств в информационной сфере; способствуют развитию товарных отношений при международном информационном обмене.
Список литературы
Полезное
Смотреть что такое «Международный информационный обмен» в других словарях:
Международный информационный обмен — по законодательству РФ передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу РФ. По английски: International information exchange См. также: Международный информационный обмен Внешняя… … Финансовый словарь
международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через границы стран. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN international information exchange … Справочник технического переводчика
Международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу РФ. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
Международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу, в том числе с использованием глобальных информационных сетей. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О МЕЖДУНАРОДНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ … Официальная терминология
Международный информационный обмен — (англ. international information exchange) по законодательству РФ передача и получение информационных продуктов (документированной информации, подготовленной в соответствии с потребностями пользователей и предназначенной или применяемой для… … Энциклопедия права
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации … Юридическая энциклопедия
Международный информационный обмен — (англ. international information exchange) по законодательству РФ передача и получение информационных продуктов (документированной информации, подготовленной в соответствии с потребностями пользователей и предназначенной или применяемой для… … Большой юридический словарь
Международный информационный обмен — 1. Передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации Употребляется в документе: от 04.07.96 № 85 ФЗ … Телекоммуникационный словарь
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН — согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149 ФЗ, – передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации. Федеральный закон от 04.07.96 N 85 ФЗ, ст.2 … Словарь юридических понятий
Что такое информационный обмен
Информация — сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации
Источник: ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная
деятельность, библиография. Термины и определения
Данные — информация, представленная в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки с участием человека или автоматическими средствами
Источник: ГОСТ 34.321-96 Информационные технологии.
Система стандартов по базам данных.
Эталонная модель управления данными
Метаданные — структурированные данные, характеризующие информационный ресурс для целей его идентификации, поиска и управления им
Источник: ГОСТ Р 7.0.10-2010 Набор элементов
метаданных «Дублинское ядро»
Документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством.
Массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем).
Информационные продукты (продукция) — документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей.
Информационные услуги — действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.
Собственник документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и (или) средств международного информационного обмена — субъект, реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами в объеме, устанавливаемом законом.
Владелец документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и (или) средств международного информационного обмена — субъект, реализующий полномочия владения, пользования и распоряжения указанными объектами в объеме, устанавливаемом собственником.
Пользователь (потребитель) информации, средств международного информационного обмена (далее — пользователь) — субъект, обращающийся к собственнику или владельцу за получением необходимых ему информационных продуктов или возможности использования средств международного информационного обмена и пользующийся ими.
Информационные процессы — процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.
Международный информационный обмен — передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу, в том числе с использованием глобальных информационных сетей.
Средства международного информационного обмена — информационные системы, сети, в том числе глобальные, и сети связи, используемые при международном информационном обмене.
Информационная сфера (среда) — сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.
Информационная безопасность — состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
Информационная сеть — совокупность информационных систем, взаимодействующих друг с другом по каналам связи.
Глобальная информационная сеть — информационная сеть, обеспечивающая взаимодействие информационных сетей, расположенных в разных странах.
Источник: Модельный закон о международном информационном обмене
Под информационным обменом в общем случае понимается передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг.
В организационно-правовом аспекте информационный обмен в социальной системе представляет собой передачу информации ее собственником (собственником информационных ресурсов, на которых эта информация базируется) пользователю.
В информациологическом аспекте понимание термина «информационное пространство» базируется на определении информационной сферы. В настоящее время существует множество научных подходов к трактовке данного определения. Ниже приведены некоторые из них.
Информационная сфера – конечный объем осмысленного информационного пространства.
Информационная сфера – совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Информационная сфера (среда) – сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.
Информационная сфера – совокупность информационных ресурсов, системы формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры.
Информационная сфера – специфическая сфера деятельности субъектов общественной жизни, связанная с созданием, хранением, распространением, передачей, обработкой и использованием информации.
Информационная сфера – совокупность субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы; информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами; общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества.
Как сфера правового регулирования, информационная сфера представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих информационную деятельность, объектов права, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом или подлежащих правовому регулированию.
Отдельно взятые инфосферы, погруженные в глобальное информационное пространство, могут вступать во взаимодействие как с самим информационным пространством, так и с другими информационными сферами. Две и более инфосферы могут вступить в коммуникацию между собой при условии наличия общего протокола обмена информацией, кода или языка, понятного обоим участникам коммуникативного акта.
Избранная библиография
Соглашения на глобальном и региональном уровне
Рекомендательные документы и руководства
Копцепции и стратегии
Монографии и брошюры
Статьи
Законодательство
Технические нормативы
Учебные пособия
Как и организовать и оценить информационный обмен на предприятии
Реалии сегодняшнего рынка таковы, что руководителям предприятий и менеджерам среднего звена приходится сталкиваться с колоссальным объемом информации и оперативно обрабатывать ее. К сожалению, часто, руководство, делая акцент на получении информации извне, не затрудняет себя организацией ее распределения. Однако польза от правильно налаженного информационного обмена внутри предприятия значительно превышает затраченные на это ресурсы.
Что такое информационный обмен и как сделать его эффективным
Информационный обмен является необходимым динамическим компонентом каждой социальной организации. В любой компании общее состояние организационного климата зависит от особенностей информационного обмена между руководством, подразделениями и сотрудниками. Информационный обмен существует в системе сложных сетей коммуникаций и взаимосвязей и опосредует отношения между сотрудниками в рамках социально-психологического пространства компании. Именно информационный обмен способствует:
Успех компании на рынке возможен, если ее деятельность представляет собой устойчивое, поэтапно разворачивающееся движение к четко определенной цели. Такое движение реально только при условии создания упорядоченной системы координации и механизмов конструктивного, нормативно регулируемого взаимодействия.
В своем развитии любая компания проходит ряд уровней организованности — от состояний и отношений деструктивного, неупорядоченного характера совместных действий к сложной, многофункциональной, согласованной деятельности. Динамика взаимодействия предполагает достаточно устойчивый обмен значимыми результатами и средствами, обеспечивающими достижение взаимовыгодных результатов. Этот процесс внутри компании опосредуется потоками информационного обмена. Искажение или блокировка информационных потоков, нарушение паритетности обмена незамедлительно сказывается на организационном климате и приводит к падению эффективности деятельности компании.
Для успешного управления информационными потоками необходимо четко определить функции информационного обмена.
Функции информационного обмена
І. Функция целеполагания (организационной деятельности и поведения).
В современных условиях активно конкурировать на рынке и развиваться может только компания, имеющая свой перспективный план, четко определяющий основные параметры и учитывающий возможные внешние и внутренние факторы влияния. Такой план обязан быть ориентирован на реальные потребности организации и, соответственно, четко определять как ближайшие, так и долгосрочные цели компании. Цель является обоснованием существования компании и задает направление ее деятельности. Цель объединяет представления о желаемых результатах и конкретных возможностях их достижения. Чем конкретнее и реалистичнее цель, тем выше конкурентоспособность компании.
Процессы информационного обмена непосредственно связаны с функцией целеполагания как на групповом (подразделение, компания), так и на личностном уровнях (сотрудники, руководство). На групповом уровне обменные процессы составляют важное условие организационного климата, так как непосредственно связаны с достижением конечных, целесообразных результатов.
Необходимо отличать цели отдельного сотрудника от целей компании, ее подструктур. Индивид, выстраивая поведение, стремится обеспечить себе свободу выбора и сделать свое поведение рациональным. Рациональное поведение предполагает согласование индивидуальных и групповых целей. Организационная структура компании должна создавать условия для исключения возникновения противоречий не только групповым, но и личным целям и обеспечивать их реализацию и развитие. Правильная организация информационных потоков является одним из условий, обеспечивающих самостоятельное, непротиворечивое, целенаправленное поведение сотрудников.
Какая же информация необходима сотрудникам для успешной деятельности в соответствии с целями компании?
1. Цель компании должна быть известна всем сотрудникам.
Наличие генеральной цели определяет постановку промежуточных целей и тем самым задает структуру компании, этапы работы всей компании в целом и ее подразделений. Поэтому общие цели компании должны быть не только реальными, они должны быть известны всем сотрудникам. Конкретность цели дает возможность руководству оценивать успешность движения к ней, фиксировать степень ее достижения, а сотрудникам ожидать вознаграждения как результата достижения цели.
2. Все сотрудники должны понимать цель компании.
Цели должны быть не только известны, они должны осознаваться всеми сотрудниками. Так как именно осознание позволяет увидеть систему целевых приоритетов, субъективной полезности. Сотрудник, осознающий цель компании, может самостоятельно строить иерархию конкретных целей своей деятельности по степени их желательности, порядка предпочтения, по временному и ситуационному критериям. Таким образом, появляется самостоятельность в работе и возможность прогнозировать поведение с точки зрения целевой направленности.
3. Сотрудники должны иметь доступ к информации о средствах достижения цели.
Цель может быть достигнута разнообразными средствами. Конкретные средства определяются не столько целью, сколько условиями, обстоятельствами и возможностями. Средства и сам по себе процесс достижения цели не вознаграждаются. Поэтому сотрудникам для выбора адекватных средств, методов, способов действий необходима информация, позволяющая оценивать их эффективность (практическую, экономическую, социальную) для достижения цели, а также информация обо всех возможностях и условиях деятельности компании.
4. Сотрудники должны иметь доступ к информации, необходимой для самостоятельного принятия решений по достижению цели.
Осознание цели и выбор средств предшествуют конкретной деятельности и поведению. Целенаправленное поведение всегда начинается с принятия решения. Процесс принятия решения — это оценка альтернатив, расчет последствий, выбор способа действия исходя из относительной ценности ожидаемого результата.
ІІ. Функция снятия противоречий (внешних и внутренних).
В любой компании на определенном этапе развития возникает внутреннее противоречие между обязательствами, которые компания берет на себя по удовлетворению обширного круга потребностей сотрудников (через реализацию социально-психологических функций), и системой требований и норм компании, оформленных в виде механизмов регуляции организационного поведения (влияния, зависимости, ответственности). Разрешение этого противоречия позволяет компании сохранять относительную автономию на рынке, обеспечивает способность сохранять деловое, функциональное состояние, осуществлять социально-профессиональное воспроизводство, расширяться, расти и проч.
Руководство компании выполняет координирующую деятельность по двум основным направлениям:
Удовлетворенность сотрудников трудом в немалой степени зависит от удовлетворенности руководством, от оценки социальной справедливости в компании. Чувство социальной несправедливости и недовольство действиями руководства может перерастать в конфликт. Часто возникновение такого конфликта обусловлено искажением или блокированием информационных потоков.
Обозначим основные информационные причины конфликтов:
1. Отсутствие или недостаток информации.
Отсутствие или недостаток информации заставляет сотрудника тратить рабочее время на поиск необходимой информации и строить предположения, которые часто оказываются ложными. Например, сотрудник X предполагает, что сотрудник Y что-то делает для организации совещания, тогда как тот надеется на первого — таким образом, задача остается невыполненной.
Каждому сотруднику необходима информация:
2. Ложная информация.
Часто руководство компании в силу тех или иных причин предоставляет сотрудникам ложную информацию. Когда правда становится известна, возникают неуправляемые дезорганизующие процессы. Например, руководство небольшой фармацевтической компании взяло крупный кредит для совместной деятельности с новым партнером (впоследствии оказавшимся ненадежным, из-за чего компания понесла значительные убытки). Сотрудникам было сказано, что кредит предназначен для открытия нескольких фирменных аптек (оглашенная сумма кредита была сильно занижена). По истечении девяти месяцев аптеки действительно были открыты, но сотрудники были крайне удивлены снижением своих зарплат. Когда возмущение достигло критического уровня (уволилось несколько специалистов, многие сотрудники саботировали свои обязанности), руководство вынужденно было открыть истину.
3. Разница в понимании важности информации и ее интерпретации.
В каждой компании должны существовать договоренности о способах получения и распределения информации; о критериях оценки ее значимости и важности для деятельности. Такие договоренности необходимо периодически корректировать на совещаниях всех уровней.
ІІІ. Функция упорядочивания (связей, намерений, отношений).
Упорядоченность является сочетанием условий, которые обеспечивают индивидуальные степени свободы партнеров обмена и, в то же время, необходимость следовать нормативам и ценностям компании как относительно закрытой социальной системы. Принято считать, что оптимальный уровень упорядоченности соответствует высокому уровню развития компании. Упорядоченность определяет возможность самосохранения и саморазвития компании.
Информационный обмен создает условия, обеспечивающие оптимальное соотношение между процессами порождения изменений и сохранения стабильности в компании, придающие организационным изменениям свою информационную направленность и целевую обусловленность, обеспечивающие относительно замкнутый способ взаимодействия подразделений и сотрудников компании. Следовательно, именно информационный обмен создает необходимые условия для формирования оптимального уровня упорядоченности.
«Согласие» — готовность сотрудников и подразделений к совместному действию и обмену как результат совпадения намерений. Возникновение «согласия» определяется следующими факторами:
«Доверие» как социально-психологический феномен складывается из двух моментов: «ожидания» правильного поведения, соответствующего принятым нормам деятельности, и «уверенности» в искренности и добросовестности партнерских намерений.
Второй момент «доверия» — «уверенность» — тоже имеет сложную структуру и определяется:
«Удовлетворенность» — это психическое явление, противоположное потребности, т. е. отражающее устранение нужды в чем-либо. Поэтому иерархия видов удовлетворенности совпадает с иерархией видов потребностей. Удовлетворенность не может достигать пределов. Удовлетворение разнообразных потребностей реализуется в форме получения выгоды, определяемой формулой: выгода = вознаграждение – стоимость.
Как средство упорядочивания удовлетворенность выражается в конкретных формах, которые соответствуют потребностям. Наиболее важной для упорядочивания является удовлетворенность:
Информационный обмен, с одной стороны, позволяет интенсифицировать и разнообразить способы удовлетворения потребностей, а с другой — дает возможность субъекту получить конкретный, реально осознаваемый результат, т. е. выгоду как продукт обмена. Для каждого индивида присущ индивидуальный набор способов удовлетворения потребностей. Для упорядочивания важно, чтобы индивидуальные способы удовлетворения потребностей сотрудников совпадали с принятыми и возможными в компании.
При анализе качества информационного обмена как способа повышения удовлетворенности необходимо учитывать, что обмен информацией не только может быть способом удовлетворения потребностей, но часто и сам становится потребностью.
Рассмотренные функции информационного обмена могут быть адекватно реализованы только при создании необходимых условий
Условия, в рамках которых разворачивается информационный обмен:
1. Выделение главной задачи деятельности компании.
Именно выделение и четкая формулировка основной задачи, которая определяет долговременное направление деятельности компании, позволяет согласовать всю совокупность внешних и внутренних обменных процессов и выделить основные социальные и технические ресурсы, необходимые для выполнения этой задачи.
2. Определение границ и установление «пограничного контроля».
Любая компания, работающая на рынке, выделяет себя из внешней среды по трем основным критериям — технологии, территории и времени. Уровень влияния исходящих и входящих информационных потоков на достижение основной задачи зависит от того, как определена рабочая территория; от состояния технологии; от степени подготовленности сотрудников, позволяющей им быть самостоятельными в выборе средств достижения цели; от наличия групповой ответственности за решения, касающиеся взаимосвязей со средой.
3. Определенный уровень «группового контроля».
Компания должна стремиться повысить уровень контроля, разнообразить его формы и аспекты, сделать его совершенным и адекватным. Это становится возможным, если обеспечить подразделениям и сотрудникам компании возможность выбирать методы работы и гибко адаптироваться к требованиям среды и условиям задачи; информировать о действительном положении дел при достижении групповых целей; создать предпосылки для принятия решений до наступления серьезных необратимых негативных изменений.
4. Система внутригрупповых связей, обеспечивающих саморегуляцию и самоорганизацию, независимо от изменений среды.
Успех компании на рынке зависит не только от начальных конкретных социальных и технических составляющих главной задачи и определенной внешней среды. Он обусловлен также способностью компании достигать стабильных состояний различными способами при наличии многообразия и многоплановости начальных возможностей и независимо от них. Это становится возможным при определенном уровне сформированности социально-психологических механизмов, когнитивной однородности группы, взаимопонимания членов группы, разворачивания феноменов совместной деятельности типа «срабатываемость» и «совместимость».
Методики, позволяющие оценить состояние и эффективность информационного обмена на предприятии
Первая методика поможет руководителю самостоятельно оценить структуру информационного обмена предприятия и выявить основные проблемные зоны.
Внимательно прочитайте приведенные ниже вопросы и попытайтесь сформулировать развернутые ответы. Запишите их на отдельном листе бумаги. Снова прочитайте вопросы и ответьте на них, представляя себе идеально работающее предприятие. Запишите их на втором листе бумаги. По окончании работы проанализируйте в целом свои ответы на первом и втором листах и сравните их между собой. В процессе сравнения реальной ситуации и идеальной модели вы, несомненно, увидите существующие проблемы и сможете наметить конкретные пути их решения.
Вторая методика поможет определить, в какой степени Ваше предприятие нуждается в организационном развитии и интенсификации информационного обмена. Раздайте опросный лист сотрудникам и попросите их быть откровенными в своих ответах.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Инструкция: внимательно прочитайте гипотетическую ситуацию, предложенную в опроснике, и поставьте знак «+» в соответствующей графе: «нет», «скорее нет», «скорее да», «да».