Что такое информационно образовательная среда
Информационно-образовательная среда – что это?
Компьютеры и другие информационно-технические средства, технологии связи проникли во все сферы деятельности человека, в том числе и в систему образования.
Наряду с проникновением в систему образования информационно-технических средств, развивалось учебное программное обеспечение, образовательный контент, а также средства организации учебного процесса. В данной публикации мы рассмотрим понятие информационно-образовательная среда в контексте образовательной организации.
Единая информационно-образовательная среда образовательной организации, информационно-технические средства, образовательный контент, система управления образовательной организацией, кадры, а также комплекс нормативно-правовой документации, регламентирующий совокупность всех перечисленных сущностей, составляют суть информационно-образовательной среды (или сокращенно ИОС).
Эволюция информационно-образовательной среды происходит в процессе информатизации процессов, которые осуществляются в образовательных организациях. Конечной точкой эволюции ИОС является формирование Единой информационно-образовательной среды (сокращенно ЕИОС).
Под «единством» ИОС понимается системность процесса информатизации, когда отдельные элементы информатизации являются частью или подсистемой этой единой ИОС.
Из каких элементов или подсистем может состоять информационно-образовательная среда?
Учебное оборудование и образовательный контент
Данная подсистема представляет перечень средств обучения:
Кадры
При построении ЕИОС каждый из сотрудников образовательной организации является не только учителем, директором или завучем. Каждый из сотрудников имеет или может иметь еще какую-либо информационно-технологическую роль. Так, библиотекарь с точки зрения ЕИОС, может быть медиаспециалистом, то есть специалистом в области средств масс-медиа. Учителя могут быть контент-менеджерами или редакторами при публикации информационных или образовательных материалов на сайте или в школьной системе электронного обучения. Учитель информатики может быть администратором школьного сайта. Все эти новые роли могут быть прописаны в документах, регламентирующих единую информационно-образовательную среду.
Нормативно-правовая база
Формирование и развитие единой информационно-образовательной среды образовательной организации должно быть процессом управляемым и контролируемым. Поэтому, как и любую другую деятельность, информатизацию учреждения необходимо нормировать и регламентировать.
Какие основополагающие документы в области развития ЕИОС могут быть?
Основополагающим документом видится концепция формирования единой информационно-образовательной среды учреждения. За основу обычно берется региональная концепция (либо Федеральная, в отсутствие региональной) и дорабатывается с учетом специфики учреждения. Обычно подобный документ готовится для реализации на несколько лет вперед. В данном документе отражаются приоритетные направления в области информатизации, а также контрольные показатели.
В рамках концепции формируется пакет локальных актов, приказов, положений, привил, инструкций, среди которых могут быть:
и так далее. Данный список примерный и не отражает всей полноты документов.
В заключении стоит отметить неоднозначность терминологии, касающейся сути информатизации образования.
В процессе информатизации образовательные организации опираются на различные научные школы, занимающееся методологиями построения информационно-образовательных сред. Поэтому существует некоторая неопределенность в терминологическом аппарате.
Наряду с понятиями единая информационно-образовательная среда используются такие понятия, как единое информационно-образовательное пространство, электронная образовательная среда, другие термины. Иногда данные термины используются как синонимы. Но чаще перечисленные термины имеют и специфические оттенки.
Видеозапись круглого стола по теме: «Реализация моделей единой информационной образовательной среды»
Информационно-образовательная среда школы
Основные термины и определения:
Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.
Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.
Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.
Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.
Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.
Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.
Публикации по теме:
Описание и оценка эффективности
Речь идет о создании условий для формирования ЦОС на всех уровнях организации образовательного процесса и его управления. Это не требует существенных финансовых вложений. Это невыгодный для подрядчиков проект– в нем нет «железа» и монстроидальной программной разработки, на которые можно запросить космические суммы типа Контингента или РЭШ/МЭШ. Это будничная чиновная работа по подготовке новой нормативной базы. Оценить ее эффективность можно только позже– по происходящим изменениям и повышению активности использования ЦОС, потому что эти нормы должны создать условия для свободного и бурного развития ЦОС всех уровней.
Важнейшим критерием успеха по созданию таких условий считаю последующее
Цели ЦОС:
Статья «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения»
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения.
В государственном образовательном стандарте (ГОС) основного общего образования указано, что «информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой».
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:
· систему современных педагогических технологий;
· комплекс электронных образовательных ресурсов (ЭОР);
· совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
· информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
· планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
· мониторинг хода и результатов образовательного процесса;
· мониторинг здоровья обучающихся;
· современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
· дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования;
Существует разноуровневый подход к пониманию информационно-образовательной среды:
· среда, в которой субъект находится в течение всей жизни; создается интеграцией всех сред и средств коммуникации;
· среда, локализованная по территориальному признаку: федеральная, региональная, муниципальная;
· среда образовательного учреждения.
Следовательно, информационно-образовательную среду можно трактовать многозначно. В узком смысле — это среда ближайшего окружения индивида , именно она оказывает наиболее сильное влияние на развитие учащегося. В конструировании информационно-образовательной среды участвуют учителя и учащиеся.
Рассмотрим уровни ИОС ближайшего окружения индивида:
· первый уровень — ИОС школы, включающая все средства обучения и коммуникации;
· третий уровень — индивидуальные ИОС, формируемые каждым учащимся в ходе учебной деятельности в ИОС двух верхних уровней.
Индивидуальная ИОС учащегося формируется в процессе урочной и внеурочной учебной деятельности. Предметные ИОС являются подсистемами открытой информационно-образовательной среды школы, взаимосвязаны междисциплинарными связями и средствами коммуникации. ИОС школы, нацеленная на обеспечение качества образования, адаптирует воздействие информационной среды.
1.2 Информационно-образовательная среда и содержание образования
Сущность информационно-образовательной среды определяется ориентацией на достижение образовательных результатов, что нацеливает на деятельностный характер содержания образования. Требования к организации обучения в логике системно-деятельностного подхода и к образовательным результатам, — главный фактор отбора содержания и разработки программы деятельности учителя и учащихся в ИОС. Таким образом, содержание образования рассматривается как единство знаний, деятельности и развития учащихся.
Основу содержания образования составляет система научных знаний. Основными элементами научного знания, предназначенными для обязательного изучения, являются ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. Знания взаимосвязаны с другими элементами содержания образования — универсальными учебными действиями (УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс как в целом, так и по отдельным предметам. Инвариантной основой содержания образования в школе является фундаментальное ядро содержания общего образования.
· дополнительным учебным материалом;
· вспомогательным учебным материалом;
· альтернативным учебным материалом;
· специальными предметными действиями.
Для отдельного учащегося содержание оболочки может отличаться и зависит от его интересов и способностей, типа образовательного учреждения, состава компонентов ИОС. Отбор содержания по каждому предмету в условиях ИОС имеет свои особенности. Это связано с тем, что появляются новые информационные ресурсы и средства обучения, обедающие принципиально новыми свойствами, что, в свою очередь, приводит к изменениям в организации учебных задач и учебной деятельности в целом.
Дополнительная часть содержания образования находится в тесной связи с основной частью и служит для подкрепления и углубления положений ключевых теорий, идей, понятий, фактов. Примером дополнительного материала, функционирующего на основе средств ИКТ и обладающего интерактивными свойствами, могут служить словари, справочники, таблицы (единиц измерения, элементов и т. д.), энциклопедии, отдельные статьи. Расширяют основной материал виртуальные экскурсии, системы виртуальной реальности, видеосюжеты, модели процессов и явлений, а также вопросы и задания к этим материалам.
В информационно-образовательной среде содержание образования распределяется:
· в кабинете (стенды, живые объекты, микроскопы, приборы, гербарии, муляжи, таблицы, микропрепараты и т. д.);
· в локальной сети школы (ЭОР, средства информационного взаимодействия);
· в сети Интернет (ЭОР, средства информационного взаимодействия) — распределенный информационный ресурс;
Содержание образования в информационно- образовательной среде обладает открытостью — каждый учащийся:
· в любой момент времени имеет доступ к содержанию;
· может размещать выполненные задания;
· сравнивать результаты своей работы с образцами, оценивать по критериям;
· оставлять отзывы на работу других учащихся;
· получать консультации учителя или других учащихся.
Это свойство актуально для организации учебной деятельности не только на уроке, но и при подготовке домашнего задания, а также для учащихся, временно не посещающих школу.
Архитектура ИОС включает следующие основные функциональные компоненты:
k 2.2.1 — система управления учреждением;
k 2.2.2 — система управления образовательным процессом;
k 2.2.3 — система управления образовательным контентом;
k 2.2.4 — электронная библиотечная система;
k 2.2.5 — образовательный контент;
k 2.2.6 — система управления результатами образовательной и интеллектуальной деятельности;
k 2.2.7 — система управления коммуникациями; систему управления персональными данными.
Система управления образовательным процессом содержит информационные системы и соответствующие информационное, организационное и методическое обеспечения, необходимые для реализации функций планирования образовательного процесса, учета посещаемости и образовательных достижений обучающихся, контроля и мониторинга уровня и качества знаний обучающихся, осуществления различных форм электронного обучения.
Типовыми задачами данного компонента являются:
· составление и ведение расписания занятий, мероприятий и доступ к данной информации обучающихся, педагогов и родителей обучающихся;
· получение отчетов об успеваемости и посещаемости;
· ведение календарно-тематических планов;
· подготовка и проведение контроля знаний обучающихся;
· поддержка различных форм обучения;
· выдача заданий для самостоятельной работы и контроль их исполнения;
· консультации и тренинги в режиме онлайн;
· поддержка проектной деятельностью и управление ею.
Под образовательным контентом, будем понимать структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе. Важно, что образовательный контент (как и образовательный ресурс) может быть представлен как в электронном, так и в неэлектронном виде.
Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и данные о них, называется электронным образовательным ресурсом (ЭОР). При этом структура, предметное содержание, методы и средства разработки и применения электронных образовательных ресурсов определяются их функциональным назначением и спецификой применения.
Структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе, образует электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК). Обобщенная структура ЭУМК включает следующие системные элементы:
• комплект дополнительных электронных пособий;
• система контроля знаний;
• комплект специализированного программного обеспечения;
• методические указания и др.
Структура конкретного ЭУМК формируется с учетом специфики задач конкретного образовательного учреждения (образовательного процесса), а также требований ГОС.
Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам.
Образовательный контент составляет содержательную основу ИОС образовательного учреждения.
Система управления образовательным контентом должна обеспечивать возможности по созданию, хранению, сбору и (или) доставке образовательного контента:
• создание ЭОР и ЭУМК;
• использование при создании ЭОР и ЭУМК аудио и видеофрагментов, графических и текстовых примеров, электронных учебных и проверочных материалов;
• загрузку электронных материалов;
• выгрузку материалов, ЭОР и ЭУМК на внешний носитель для использования без доступа к сети Интернет;
• использование различных инструментальных средств для создания и обработки (правки) мультимедийных объектов;
• структурирование и управление ЭОР и ЭУМК для отображения в нормальном, развернутом и конспективном виде;
• создание интерактивных тренингов, ситуационных игр, интерактивных практикумов;
• учет ЭОР и ЭУМК, формирование отчетов по их использованию;
• разграничение уровня доступа к ЭОР и ЭУМК;
В ближайшем будущем пл анируется внедрение единой ИОС единой государственной системы информационного взаимодействия в сфере образования. При этом существует ряд задач, проблем и перспектив.
• Серьезным шагом в развитии управления качеством образования является переход к предоставлению услуг в сфере образования в электронном виде.
• Ядром информационно-образовательного пространства школы, ее центральной системой становится электронный журнал. Электронные журналы и дневники должны интегрироваться с виртуальной обучающей средой, системами мониторинга и автоматизации управления образованием, образовательным порталом государства, системой управления проектами.
• Введение в школе электронного журнала и дневника позволяет значительно автоматизировать процесс текущего контроля и оценивания успеваемости учащихся, что может повысить эффективность учебного процесса.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Информационно-образовательная среда
1.1. Понятие информационно-образовательной среды
Понятия «образовательная среда» и «информационная образовательная среда» не тождественны. Современный этап развития образования отличает информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой (ИОС). ИОС является продуктом информатизации образовательной сферы.
Основная цель ИОС – обеспечение перехода образования в новое качественное состояние, соответствующее информационному обществу.
ИОС – это средство осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным.
ИОС является многоуровневой иерархической средой. Выделяют следующие уровни:
— ИОС образовательного учреждения,
ИОС содержит ресурсы социально-информационной среды, используемые в образовании, специализированные ресурсы – информационно-образовательные (ИОР) и электронно-образовательные (ЭОР) ресурсы, методические ресурсы, ресурсы ИКТ. В современном образовании они стали средством поддержки преподавания любого учебного курса в образовательных учреждениях всех уровней.
Отметим, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие самой образовательной среды.
Основным компонентом образовательной среды является ИОС образовательного учреждения. Данный уровень ИОС поддерживает реализацию целей образования в конкретном образовательном учреждении с учетом специфики территориального расположения, условий, характеристиками реальных субъектов образования.
За основу понятия ИОС выберем ее определение, данное в Стандарте, пункт 26 (2, с. 49):
«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».
В соответствии с данным Стандартом, каждое образовательное учреждение должно создавать собственную образовательную среду, как внутренний образ общей образовательной среды.
Общая образовательная (общеобразовательная) среда имеет следующую особенность: в отличие от локальных (школьных, вузовских и т. п.) образовательных сред она абстрактна, в ней абстрактно выражены и представлены на информационном языке все ее средства, ресурсы, технологии, методики. Это универсальная информационная модель реальной образовательной среды. Образы (проекции) этой универсальной модели составляют множество конкретных сред образовательных учреждений, создаваемых с учетом их специфики.
Создание эффективной (с точки зрения ее позитивного воздействия) ИОС является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Согласно Стандарту ИОС ОУ «должна обеспечивать:
· информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
· планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
· мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
· мониторинг здоровья обучающихся;
· современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
· электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
· дистанционное взаимодействие школы с различными организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности» (2, с.49).
Личная информационно-образовательная среда – ИОС конкретной личности (ученика, педагога) как субъекта образования. Одной из задач ИОС школы является опосредованное управление личной информационной средой каждого ученика.
Возникают дополнительные требования к ИОС: организованность, упорядоченность, структурированность, наличие формализованных систем идентификации, адресов и ссылок, доступных субъектам образования, наличие «путеводителей» в многомерном пространстве ресурсов, чтобы неопытный субъект образования смог ориентироваться в этом пространстве, «не утонул в море информации».
Основное содержание ИОС составляют информационно-образовательные ресурсы – ИОР, в том числе электронно выраженные ИОР: электронно-образовательные ресурсы – ЭОР. Состав этих ресурсов определяет степень полноты и насыщенности ИОС.
Каждый информационно-образовательный ресурс, являясь целенаправленным средством обучения в предметной области, имеет определенное назначение, которое обусловливает требования к нему, содержание, форму выражения и порядок документирования.
ИОР и ЭОР являются предметами авторского и другого информационного права, имеют социальную значимость и в этом качестве подлежат защите и правовой охране.
Экспертная оценка, сертификация ИОР, проверка его на соответствие определенным требованиям и свойствам могут быть как обязательными (для учебников, учебно-методических пособий), осуществляемыми в порядке, установленном государством (законодательством, министерством), так и добровольными, проводимыми авторитетными, компетентными организациями.
Однако информационные ресурсы ИОС не исчерпываются множеством ИОР и ЭОР, составляющих ее первый и главный уровень. Второй уровень ресурсов ИОС составляют информационные ресурсы, имеющие образовательное значение. Информационными ресурсами образовательного значения являются печатные и электронные носители социокультуры, литературные источники (художественные, критические, научно-познавательные произведения), источники права, хранящиеся в открытых фондах и вовлекаемые в учебные процессы в соответствии с их целями и методами их реализации. Это ресурсы библиотек, Интернет, радио и телевидения, научно-познавательная литература, электронные документы.
Насыщение образовательной среды открытой информацией, необходимой для обучения и удовлетворения познавательных потребностей субъектов обучения, обеспечение ее доступности является одной из важнейших задач информатизации образования.
Методические ресурсы составляют научно-практические разработки по актуальным темам общего образования и предметного обучения. Эти документированные разработки, распространяемые в открытой печати, направлены на учебно-методическую сферу, учителей, студентов педагогических вузов. Следовательно, это тоже информационно-образовательные ресурсы, имеющие вполне определенное назначение и открытую сферу применения.
Информационными ресурсами в сфере образования и, следовательно, в ИОС являются источники права, законодательные документы. Никакие описания и комментарии не могут заменить первоисточники права. Поэтому каждый субъект образования должен уметь работать со стандартными автоматизированными правовыми системами.
Выделим базовые компоненты ИОС школы (1, стр. 89).
Учебная компонента. Одним из наиболее значимых компонентов среды является программно-методический комплекс, нацеленный на информатизацию учебной деятельности учебного заведения.
Учебная компонента ИОС взаимосвязана со средствами ИКТ, собранными в организационно-управленческой компоненте ИОС. Организационно-управленческая компонента ИОС – это система внутреннего управления ИОС и организации прямой и обратной связи с другими ее компонентами и пользователями – субъектами образования. В автоматизации организационно-управленческой деятельности школы получает применение множество программных систем, таких как планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, средства расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения и многие другие.
Учебная компонента ИОС содержит систему информационно-образовательных ресурсов – ИОР, в том числе, систему ЭОР, структурированных в соответствии с предметным обучением, тематикой и направлениями познавательной деятельности. Но возможно выделение специализированной ресурсной компоненты ИОС, интегрирующей информационные ресурсы образовательного применения.
Компонента оценки результатов обучения включает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Современные технологии, модели, формы оценки и контроля уровня учебной подготовки учащихся образуют самостоятельную систему. Широкий класс компьютерных и коммуникационных средств, предназначенных для автоматизации диагностики и контроля знаний, не укладывается в систему функционирования учебной компоненты среды. Поэтому целесообразно выделение этой системы в качестве самостоятельной компоненты ИОС.
Методическая компонента аккумулирует методические ресурсы, классифицированные по тематике и предметам обучения, в том числе имеющие электронное представление. Электронная библиотека методических ресурсов ИОС должна иметь свободный доступ и быть открытой для расширения. Она может как включаться в учебную компоненту ИОС, так и выделяться в самостоятельную компоненту.
Одной из существенных сфер деятельности образовательного учреждения являются научно-методические исследования педагогов, а также и учащихся. Целесообразно выделение специальной компоненты ИОС, интегрирующей средства информатизации научно-исследовательской деятельности, продукты творческого труда педагогов. Возможно ее включение в качестве подсистемы в методическую компоненту ИОС.
Внеучебная компонента ИОС. Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень внеучебные мероприятия, непосредственно не связанные с содержанием основной учебной деятельности. Целесообразно использование компьютерных телекоммуникаций и в межличностном внеучебном общении.
Административная компонента ИОС. В административной компоненте ИОС образовательного учреждения должны быть представлены существенные факторы внешней среды, создающие условия образования и обучения в данном учреждении. Это, в частности, регламентирующие, нормативные документы, стандарты, ФГОС, законодательная база образования, правовые системы. Должна быть обеспечена их общедоступность.
Проектирование ИОС образовательного учреждения должно заранее предусматривать возможность ее последующего объединения с другими ИОС учебных заведений в единое информационно-образовательное пространство. На сегодня реальной и эффективной реализацией требования системной интеграции ИОС образовательных учреждений является создание общеобразовательной ИОС в телекоммуникационном web-пространстве Интернета.
Информационные и коммуникационные технологии ИОС смогут оказать положительное воздействие на процесс обучения только при условии грамотного использования их возможностей. Педагог приводит «механизм» ИОС в действие, вовлекая в него своих учеников и необходимые для этого информационные объекты – ресурсы и технологии ИОС. Педагог регулирует как процессы потребления ресурсов ИОС, так и процессы их дополнения своими собственными технологиями и ресурсами, включая ЭОР собственной разработки.
Общие тенденции развития социально-информационной среды – информатизация, глобализация, коммуникация – определяют и тенденции развития ИОС. Одна из тенденций – ориентация на общемировую коммуникационную сеть Интернет, вхождение в ее сферу на правах подсистемы. Интернет является интегрированным информационно-технологическим ресурсом общемирового значения. Он объединяет непрерывно расширяемое множество информационных объектов, учебных, методических и социокультурных ресурсов, ИОР, ЭОР. Правильное использование этого потенциала в образовательной сфере, как показывает практика, приносит положительные результаты.
Но следует учитывать, что виртуальный компьютерный мир кроме множества «плюсов» имеет и свои «минусы». При попадании в виртуальное познавательное пространство складывается ощущение доступности любой информации. Однако полагая, что любые конкретные знания можно получать средствами коммуникации по мере их необходимости, пользователи не уделяют должного внимания их усвоению и воспроизведению в памяти. В результате есть риск остаться только потребителями, имеющими лишь «виртуальные» знания.
Цель ИОС не в удовлетворении информационных потребностей любознательного человека и предоставление информации в готовом для этого потребления виде, а формирование личности, умеющей создавать производную информацию.
Следует рассматривать Интернет как интегрированный ресурс познания, образования и самообразования, обучения и самообучения, духовного и культурного развития человека.
1.2. Сетевые ресурсы для формирования электронной образовательной среды.
Современный учитель должен уметь конструировать электронную образовательную среду и направлять деятельность ученика в потоке информации. Индивидуальный маршрут и индивидуальные образовательные программы невозможно осуществить без электронной среды. Повышается ценность ИКТ-компетентности учителя, владения максимально возможным набором информационных инструментов, понимания что без электронной среды работа невозможна (стандарт ЮНЕСКО).
Облачные технологии последние несколько лет активно используются в образовательной практике. Они становятся альтернативой традиционной IT-инфраструктуры. Модель облачных вычислений обеспечивает доступ через Интернет к различным ресурсам: сетям, серверам, системам хранения данных, приложениям.
Часто крупные компании предлагают отдельные условия сотрудничества для образовательных учреждений, как например Microsoft или Google.
Облачные технологии в образовании используются в основном для: редактирования файлов, хранения данных, организации совместной работы, управления приложениями.
Редактирование файлов
В настоящее время разнообразие облачного инструментария позволяет редактировать файлы практически любого формата. Комплексы средств редактирования файлов представляют такие сервисы как Office Web Apps, Adobe Acrobat, Google Docs, Zoho и ThinkFree Online. В таблице 1.1. представлены некоторые примеры облачных программных продуктов для редактирования различных файлов – от текстовых до видео.